Как написать сочинение в художественном стиле 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Ход урока

1. Организационный момент

Сначала мне хотелось бы узнать, какое у вас сейчас настроение?

-Я желаю, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось до конца урока.

Сегодня у нас очередной урок развития речи. А начнем мы его с поэтической минутки. Послушайте стихотворение и определите, к чему оно призывает:

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, -
Нужно стили речи знать!

(Необходимо знать стиль речи)

-Для чего нужно знать стили речи?

(Чтобы правильно говорить или писать в разных речевых ситуациях)

2. Проверка домашнего задания

-Дома вы должны были определить стиль предложенных вам текстов. Читаем первый текст

(Ученик читает первый текст)

Приветик! Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть.
Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушаться на мою несчастную голову. Здорово я испугался в тот час, да слава богу, все скоро кончилось.

-Опираясь на план, записанный на доске, скажите, к какому стилю речи относится данный текст и докажите это.

Запись на доске:

План

  1. Цель
  2. Сфера употребления (где стиль используется)
  3. Языковые средства

(Этот текст относится к разговорному стилю, так как его цель - сообщить о грозе близкому человеку, то есть другу. Он используется в дружеской беседе. Здесь много просторечных слов, есть неполные предложения)

-Найдите в данном тексте слова, которые мы употребляем только в разговорном стиле.

(испугался насмерть, бабахнет гром, да с такой силищей, домишко).

-Прочитайте второй текст

(Ученик читает второй текст)

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах, между облаками или облаком и земной поверхностью (молния), сопровождаемых громом.

-Определите его стиль. Докажите.

(Текст научного стиля, так как его цель - передать научную информацию о грозе, используется в научных книгах, для него характерны термины, книжные слова, сложные предложения)

-Найдите в данном тексте термины.

(Атмосферное явление, электрические разряды, земная поверхность)

3. Работа над темой урока

-А теперь прочитайте вслух

БЕРЁЗКА

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

-Я уже сказала, что данный текст-отрывок из стихотворения. А стихи, рассказы, повести, романы - это какие произведения?

-Значит, мы сегодня на уроке будем говорить о каком стиле речи?

-Откройте тетради и запишите число и тему урока: Художественный стиль речи

-А что мы должны узнать о художественном стиле речи?

(Где используется, какова его цель, каковы его языковые особенности).

-А что мы еще должны сделать?

-Запишем в таблицу в 1 графу название: художественный.

-Мы уже сказали, что стихи, рассказы, повести, романы - это произведения художественной литературы.

-Как вы думаете, какую графу нашей таблицы мы уже можем заполнить?

-Определите тему стихотворения. А что такое тема?

(О русской березе)

-Для чего поэт написал стихотворения?

(Чтобы показать красоту русской березки, красоту природы, любовь свою к родной березке, природе и к Родине и чтобы вызвать такие же чувства у читателей)

-Значит, какова же цель художественного стиля?

(Воздействовать на слушателей или читателей)

-Запишите в таблицу: цель

-Откройте учебник и прочитайте теоретический материал о художественном стиле страница 81-82

Физкультминутка

-Для того, чтобы воздействовать на слушателей, автор рисует словами конкретные картины или образы. А какую картину представили вы, когда читали и слушали этот текст. Опишите её словами.

-Посмотрите в таблицу, какая графа осталось незаполненной

-Значит, мы должны узнать, как поэты, писатели создают тот или иной образ, ту или иную картину, то есть, какие изобразительно-выразительные средства используют.

-С кем поэт сравнивает березку?

(С девушкой в беленом сарафанчике)

-Автор прямо говорит березка как девушка?

-Следовательно, он использует скрытое сравнение. В языке скрытое сравнение называется метафорой. Запишите это новое слово в тетради.

(Белый ствол дерева)

-В прямом или в переносном значении употребляется данный оборот

-Этот тоже пример метафоры: сравнивается белый ствол дерева с белым сарафаном. Найдите еще метафоры в тексте.

(С платочками в карманчиках, с красивыми застежками)

-Какие изобразительные средства запишем в графу: языковые особенности?

-Какие прилагательные помогают автору ярко, образно нарисовать березку?

(Светлую, грустную, яркую, нарядную, ненаглядную, кипучую, плакучую)

-Как называются такие прилагательные?

-Запишите в таблицу.

-Березка, как и девушка, с которой она сравнивается, как и любой другой человек, может быть в разном состоянии, в разном настроении. Что значит ясная?

(В тихий солнечный день)

( В сильный ветер листья словно кипят)

(В пасмурную погоду)

(В дождливую погоду, верви свисают вниз, и капают с них капли дождя, как слезы)

(О любви, нежности)

-Найдите еще слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и выпишите их.

(Сарафанчик, платочки, карманчики)

(Запись в тетради)

-Итак, какие же средства языка характерны для художественного стиля?

(Эпитеты, сравнения, метафоры, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

-Выпишите в тетради словосочетания, с помощью которых березка описана как живое существо.

(Березку грустную, в беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках)

(На доске репродукции картин и рисунки детей)

-Скажите, а почему именно о березе так много писали и пишут, рисуют?

(Береза-символ России, это наше национальное дерево)

-Настало время и вам самим побыть в роли писателей и изложить на бумаге свои мысли. Я предлагаю вам написать мини- сочинение о том, что вам захотелось сказать о березе после прочтения стихотворения. Не забудьте о том, что ваши миниатюры должны быть написаны в художественном стиле. Можете взять свои рисунки и положить перед собой на столе

(Дети берут рисунки и пишут сочинение)

-Кто желает прочитать сочинение?

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

-А теперь подведем итог урока

-Что нового узнали на уроке?

-Что было самым трудным для вас?

-Что осталось для вас непонятным?

-С каким настроением, чувством вы покидаете класс?

-Всем спасибо за урок.

1. Изменения в природе с приходом осени.

2. Какие преимущества есть у осени?

3. Что мы видим за окном?

4. Мое отношение ко времени года.

Изменения в природе с приходом осени

Художественное описание зимы

Пришла зимушка-зима. Ударил морозец. Замёрзла река, покрывшись толстым слоем льда. Выпал пушистый снежок. В лучах полуденного солнца он сверкает и слепит глаза. Повсюду, куда ни глянь, белым-бело. Это мягкое снежное покрывало заботливо постелила зима. И не видно ему ни конца, ни края. Оно блестит и искрится, словно усыпано множеством мельчайших драгоценных камешков. Красота кругом неописуемая! Глаз не оторвать, всё смотришь и радуешься. Вот уж, поистине, зима — сказочное время года.

Ветви деревьев, похожие на лапы великанов, поникли под тяжестью снежного покрова. Кустики присыпаны полностью, превратившись в сугробы. Их очертания напоминают причудливых фантастических существ. Дивное творение природы! Ничто не может сравниться с великолепием зимнего снежного пейзажа! Морозный воздух пахнет свежестью и необычайно бодрит.

Спасибо, что пришла, зимушка-зима! Ты околдовала мир и превратила его в сказку!

В чем преимущества времени года?

Сочинение на тему: Первoe художественное ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Первoe художественное

ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Автор прибегает к использованию образов и символов природы и во второй части поэмы. Например, при обра­щении к князьям он часто называет их соколами. И не только для того, чтобы подчеркнуть смелость, отвагу и мужество каждого в отдельности. Тем самым он призыва­ет их к единению, напоминает об общем происхождении. Ведь все русские князья имели одного предка — леген­дарного Рюрика, а их родовым символом был сокол.

Относительная гармония в отношениях между челове­ком и природой устанавливается лишь после побега князя Игоря из плена. Природа как бы прощает людей за безрас­судство. Своего рода покаянием перед природой звучат слова князя, обращенные к реке Донец.

Сочинение на тему: Первoe художественное ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Оцените пожалуйста этот пост

Сохрани к себе на стену!

Что мы видим за окном?

Как же много можно написать об этом времени года! Листья на деревьях из ярко-зеленых становятся сначала бледными, потом постепенно желтеют. Особенно красиво в осеннем лесу, где растут разные виды деревьев. Тогда красок море: от ярко-желтого до темно-бурого. На осинках горят тысячами огней красные дрожащие листья, а на кленах — резные яркие звезды, как будто только что сорвавшиеся с неба. Очень легко и приятно отдыхать на мягком ковре из упавшей листвы, который нам щедро дарует природа. Небо практически всегда серое, оно будто опускается ниже. Но когда выдастся ясный день, то деревья на фоне голубого солнечного неба выглядят еще красивее. (Не бойтесь переборщить с образами и тропами, ведь описание осени в художественном стиле требует особой изысканности речи.)

Самая прекрасная осенняя пора — бабье лето. Воздух становится еще прозрачнее, еще чище. Кажется, что мир вдруг снова пробудился, но это лишь кратковременное явление. Поэтому в бабье лето обязательно нужно совершать прогулки на воздухе. Легкий ветерок приносит паутину, которая прилипает к лицу, но почему-то это совсем не мешает, а наоборот, даже кажется приятным.

А затем деревья резко становятся практически обнаженными. Они кажутся такими беззащитными без своих пышных одеяний! Сквозные березовые рощи, голые почернелые поля, стога сена… Особенно приятно смотреть на меняющуюся панораму из окна автомобиля, наблюдать за тем, как один пейзаж сменяет другой.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

(1)Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. (2)Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить. (3)И вот один из поразительных примеров.

(4) Удивительная женщина, художник-любитель Евфросинья Антоновна Керсновская много лет провела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала: детство в Бессарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали. (5)Много лет она изображала быт, детали и комментировала свои рисунки.

(6) Вот что она пишет маме:

(7) «Я их рисовала для тебя, думая о тебе… (8)Я начала рисовать там, в Норильске, сразу после того, как вышла из лагеря. (9)Не было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла. (10)Но я уже мечтала нарисовать что-то красивое, напоминающее прошлое — то прошлое, которое

(12) И вот Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада. (13)Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда подкрашивала акварелью.

(18)Вот ещё одна история. (19)Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. (20)Альбомы его были нарисованы непосредственно там, в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, — они были фантастическими. (21)Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. (22) Тоненьким пёрышком, тончайшим, почти прозрачным серебряным штрихом он создавал в своих альбомах параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь. (23)И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. (24)Он выжил благодаря творчеству.

(25) Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, современник Свешникова, будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. (26)Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки три на три сантиметра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.

(27) И эти маленькие фантастические рисунки Соколова, по-моему, в каком-то смысле грандиозней, чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской.

(28) Как видите, можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. (29)И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг — тюремные решётки. (30)Поэтому роль искусства поистине велика. (31)И неважно, чем и как ты это делаешь: творчество не знает границ, не требует особых инструментов. (32)Оно, искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет выхода и всегда готово бескорыстно помочь ему.

*Леонид Александрович Тишков (род. в 1953 г.) — российский художник-карикатурист, также работает в области книжной графики.

Что мне нравится в осени?

Описание золотой осени следует завершить именно этим абзацем. Безусловно, кто-то скажет, что осенью грязно, сыро и холодно. Однако если задуматься, то непременно можно найти массу плюсов в этом времени года. Кто-то любит гулять, кому-то нравится рисовать осень, собирать урожай, готовиться к зиме… Свое мнение, высказанное в тексте, придает ему осмысленность, эмоциональность и доказательность.

При написании сочинения необходимо помнить следующее. Главное, чтобы описание осени в художественном стиле получилось емким и завершенным. Также текст должен быть поделен на смысловые отрезки (абзацы).

(Подготовка к ЕГЭ)

Автор: Нургалиева Линеза Марвановна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории;

Стаж работы: 23года

уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста, последовательно излагать собственное мнение;

подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту;

воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; презентация к уроку.

I. Постановка цели урока.

II. Подготовка к сочинению-рассуждению.

— Ребята, давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять? СЛАЙД №3.

Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Отражение позиции автора.

Собственное мнение по проблеме, обоснованное 2-3 аргументами.

1. О чем? (Ты увидишь тему.)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)

3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.)

4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь идею.)

5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Вот здесь ты увидишь роль языковых средств.)

6. Почему были использованы именно эти языковые средства?

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?

— Читаем текст. (Приложение 1). Итак, начинаем работу над текстом.

— О чем же идет речь в тексте? (О Москве (17-31), о чувствах человека, впервые увидевшего Москву (13-16), о том, что вызвало его восхищение (28, 32, 33), тревогу (24))

Мы определили тему данного текста.

— Еще что определяем? (Идею текста)

Определим идею. С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать? (Воробьеву важно показать Москву глазами человека, защищавшего ее от фашистов. Текст именно этим начинается ((1) Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.), заканчивается текст в той же тональности — гордостью фронтовика, защищающего столицу своей Родины. ((35) А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.

(36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37) Ему было что защищать!) )

— А теперь определим стиль этого текста? (Художественный)

СЛАЙД №5. Стили речи.

— Как вы думаете, почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные признаки?

СЛАЙД №6. Особенности художественного стиля речи. (Текст художественного стиля строится на проблемной ситуации, проявляющейся в соотношении обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека; в поступках или убеждениях героя; в отношении самого автора к обстоятельствам или к герою; проблема может быть заключена в названии).

СЛАЙД №7. Типы речи.

— К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение)

— Как строится текст-рассуждение?

СЛАЙД №8. Типы проблем.

Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Определим проблему.

— Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования).

— Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Наша задача сформулировать одну из них и анализировать ее.

— К какому типу можно отнести эту проблему? (Нравственному, морально-этическому).

Дадим определение основной проблеме текста. (Актуальная, злободневная).

— Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление.

СЛАЙД №10. Виды и формы вступления. Оформим вступление к сочинению.

1. Если вы знаете что-либо об авторе предложенного вам текста, начните сочинения с изложения материала о нем и своеобразии его художественного мира (3-4 предложений). Можно использовать назывные предложения, содержащее в зачине базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте.

2. Можно начать вопросительными предложениями (проблема и есть вопрос, требующий решения). Подобное начало призвано зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нем.

3. Можно начать риторическим вопросом – вопросительным по форме и утвердительным по смыслу предложением.

4. Можно начать рядом назывных (лаконично рисуют место, время действия, пейзаж, обстановку) и восклицательных предложений (передают чувства и настроение).

СЛАЙД №11. Возможные варианты вступлений:

СЛАЙД №12. Помните

— Что мы называем композицией? (построение, расположение и взаимосвязь частей текста)

— Найдите композиционные части текста-рассуждения в исходном тексте.

— Итак, как же прокомментировать этот текст? Составьте комментарий (устно).

СЛАЙД №13. Комментарий к проблеме.

СЛАЙД №14. Позиция автора.

Определим позицию автора.

— Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)

— В какой строке звучит основная мысль автора?

— Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?

— Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?

— Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.

то его позиция – ответ на этот вопрос:

Отражение собственной позиции .

Определим собственную позицию, подберем 2-3 аргумента.

— Что такое аргумент? (довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли).

— Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.

СЛАЙД №15. Позиция ученика.

Аргумент 1.

Заключение. — Вспомните, в какой форме может быть написано заключение? СЛАЙД №16.

Заключение. — Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? (Призыв к действию).

III. Подведение итогов. Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой.

IV. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами А. Н.Толстого

Урок русского языка "Художественный стиль речи" был проведен в форме творческой мастерской. Учащиеся всегда с интересом работают на таких уроках.

ВложениеРазмер
kat._uchitel.doc 63 КБ
russkaya_bereza_kniga.doc 291 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ КИПЧАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - КОРАБЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект открытого урока русского языка

Провела: учитель русского языка и

литературы Федосова Г.А.

На уроке были использованы:

1. Карточки с текстами и заданиями к ним для учащихся (см. Приложение).

  1. дать представление о художественном стиле речи, его особенностях;
  2. продолжить работу над умениями и навыками, связанными с написанием сочинения-описания;
  3. совершенствовать умение анализировать творческие работы и создавать на их примере свои;
  4. учить наблюдать за окружающей средой, описывать ее, используя определенные средства языка;
  5. развивать художественное видение, пространственное и образное мышление, воображение;
  6. воспитывать интерес к различным произведениям искусства, интерес к творчеству отдельных поэтов.

В начале урока ученики рассаживаются группами по 3 человека. Состав групп разнороден, подобран с учетом способности учащихся к освоению нового материала. В группы входят не только сильные ученики, но и слабые.

1. Начало урока. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей.

- Да, у разных людей с мыслью о родине связываются совершенно разные представления, но их объединяет Любовь к родному дому, к людям, много веков живущим на этой земле, и Очарование красотой обыкновенной человеческой жизни в единстве с природой. Для поэта Н.Рубцова, и не только для него, символами родины являются храм, дом родной и береза:

О, вид смиренный и родной!

Березы, избы по буграм

И, отраженный глубиной,

Как сон столетний, Божий храм.

Березку, милую, родную, издавна считают символом России. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре как милое, очаровательное дерево многими русскими поэтами, писателями и художниками. Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений, поэтому и мы обратимся за помощью к этому образу, изучая новый стиль речи - художественный. Сегодня мы должны с вами выявить отличительные черты данного стиля речи, повторить изученные ранее тропы и создать текст-описание березки.

2. Анализ текстов.

Береза - лиственное дерево с белым стволом, тонкими ветвями и пышной кроной. У березы мелкие листья, весной распускаются сережки. Весной у березы листья светло-зеленые, потом они темнеют, а осенью они становятся желтыми или красными. Береза растет в лесу, а также и в поле. Она не боится холода, поэтому произрастает не только в теплых краях, но и в Сибири. На севере растет карликовая береза.

На склон… небольш… пригорка, у самой дорог…, одиноко ст…яла молод…нькая береза. У нее была нежная и светлая атласная кожица. Береза по-детски радос…но взмахивала ветвями, точ…но восторженно приветствуя со…нце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от нее, как от сказочн… светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в ее одиночестве среди неприглядн… осенн… поля.

- Подготовьтесь к выразительному чтению первого текста.

- Прочитайте первый текст.

- К какому стилю он относится?

В первом тексте сообщаются точные сведения о березах, которые относятся ко всем березам данного вида, в тексте есть термины, например: лиственное дерево, карликовая берез, - поэтому он относится к научному стилю речи.

- Сравним первый текст со вторым. ( Учитель читает второй текст.)

- Что легче представить: то, что описывает М.Бубеннов, или то, о чем говорится в энциклопедической статье?

- Действительно, очень близкая, очень понятная нам картина нарисована М.Бубенновым! Подумаем, для чего автор описал ее?

- Почему во втором тексте мы чувствуем настроение автора, а в первом нет? Что важно донести авторам каждого текста до читателя?

- Почему первый текст не нуждается в образности?

- Если бы автор второго текста не использовал образные выражения, он смог бы так точно описать березу?

- Какой троп помог М.Бубеннову передать свои чувства?

- Подумаем, почему автор использует прием одушевления при описании березы? Как этот прием помогает нам понять основную мысль текста?

Основную идею стихотворения можно было бы выразить словами из стихотворения П.Балацкого:

Ты до того, березонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

- Найдите в тексте другие выразительные средства, помогающие автору создать образ.

- Где, в какой аудитории или ситуации уместнее всего использовать эти тексты?

3. Чтение текста учебника о художественном стиле речи. (Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011.)

Стихи, рассказы, повести, романы, поэмы и т.д. – это произведения художественной литературы. В них используется художественный стиль. Цель художественного стиля – воздействовать на читателя или слушателя. Для этого писатель рисует словами конкретные картины и образы.

- Давайте и мы с вами выступим в роли писателей и создадим свое художественное произведение о березке. Обратитесь в воспоминаниях к прекрасному облику этого дерева осенью. Вспомнили день, когда любовались им? Место, где вы находились? Красоту, которая заворожила вас? Чувство, которое вы испытывали в те минуты и которое не забылось до сих пор? (Урок проходил зимой, детям необходимо было вспомнить впечатления прошлой осени). Поделитесь воспоминанием, запишите столбиком 5-6 слов, которые связаны в вашем сознании с этим словом. Каждый свои слова.

- Работаем в группах. Познакомьте друг друга с записанными словами. Составьте словосочетания, т.е. распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания.

- Возьмите другие карточки, на каждой из них карандашом в уголке напишите по одному из понравившихся вам словосочетаний. А теперь каждый из вас на одной из карточек должен написать по два-три предложения на данные темы.

5. Чтение учащимися текстов.

6. Подведение итогов урока.

7. Объяснение домашнего задания.

1. Письменно докажите, используя вводные слова, что стиль текстов о березе различен (см. карточки для учащихся).

2. Во втором тексте расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

б) Учащиеся III группы получают на дом другое задание: отредактируйте текст о березке, составленный в группах на уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ демонстрационный и раздаточный материал.docx

hello_html_43c9cd4d.jpg
hello_html_m4662fc9e.jpg

hello_html_m4662fc9e.jpg
hello_html_43c9cd4d.jpg
hello_html_5bfc752a.jpg

ХУДОЖЕСТВЕННОМ

hello_html_5eb366de.jpg

hello_html_3789435b.jpg

hello_html_m112f9840.jpg

Выбранный для просмотра документ технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока

Боченкова Марина Андреевна

Русский язык. (Программа: Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов и др.- 2-е изд., стереотипное., - М.: Дрофа. 2012 г. Учебник: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др; под ред. Леканта П.А., Разумовской М.М. – М.: Дрофа,2012).

Урок отработки умений и рефлексии

Технология урока

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

РР. Создание текста типа описания предмета в художественном стиле.

Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Предметные результаты : научиться определять композиционные и языковые особенности текста типа речи описание , научиться конструировать текст типа описания предмета художественном стиле .

Метапредметные результаты :

Познавательные УУД: формировать умение строить текст заданного типа, стиля.

Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу, сравнивать полученные результаты с заявленной целью, степень ее достижения.

Личностные УУД: формирование и умение создавать реальный и абстрактный образ предмета, формирование познавательного интереса к предмету, развитие устной речи, развитие памяти и логического мышления, обогащение словарного запаса учащихся.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Целеполагание

Решение учебной задачи

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: формирование умения осмысливать, какая информация нужна для решения поставленной задачи; анализировать.

Регулятивные УУД : формирование умения определять тему и цели урока.

Личностные УУД:

Умение логически, связно формулировать цель, задачи, тему урока

Познавательные УУД: формирование умения осмысливать, анализировать, сравнивать информацию.

Регулятивные УУД: Оценивает результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Личностные УУД: Проявляет активность, строит грамотно речевые высказывания, соблюдает правила общения

Здравствуйте! Садитесь!

Если вам предложу составить текст типа описания любого предмета, который вас привлечет, в художественном стиле, справитесь ли вы? Показалось ли вам это задание сложным?

3. Постановка цели, определение темы урока

Попробуем сформулировать тему и цель нашего урока.

Чему мы должны научиться на уроке? Какова наша цель?

4. Составление кластера

Для того, чтобы нам легче было составлять текст типа описания предмета в художественном стиле, нам необходимо обобщить и систематизировать наши знания по этой теме.

В группах по 4 человека составьте кластер. В центре находится сочинение-описание предмета в художественном стиле. Ваша задача: понять и написать, что нам необходимо знать для написания сочинения – описания, поработав с каждым словом из центральной части. Писать в кластере карандашом. На работу 2 минуты.

5. Проверка по эталону:

1)Что такое сочинение? Для чего нужно уметь писать сочинение?

2) Структура сочинения описания.

3) Отличие описания от других типов текста (повествование, рассуждение)

4) Отличия описаний предметов от описаний места, интерьера, внешности, душевного состояния человека.

5) Отличительные особенности художественного стиля.

Какие языковые средства выражения вы знаете?

6) Оформление на письме сочинения: абзацное деление, почерк, аккуратность.

2.Пытаются понять сложность поставленной задачи.

3. Формулируют тему и цель урока

Цель урока: научиться составлять текст типа описания предмета в художественном стиле.

4.На раздаточном материале получают незаполненный кластер.

Обсуждают в группах и составляют кластер.

5. Отвечают на вопросы:

1) Сочинение – это особый вид текста, где выражаются собственные мысли по заданной теме, вопросу, проблеме. Сочинение нужно уметь писать для того, чтобы развивать речь, уметь связно излагать свои мысли, развивать логическое мышление и т.д.

2) Структура: 1.Вступление (Откуда? Кто? Зачем? Когда) 2.Основная часть - описание: форма, цвет, материал, общее впечатление, с чем можно образно сравнить. 3) Заключение. Значение предмета и мое отношение к предмету.

3) Основной вопрос: какой?, указание признаков предмета, одна фотография, преобладают прилагательные, существительные, глаголы несов. вид, характеризующие состояние предмета.

4) Отличие от интерьера – можно описать несколько предметов, внешности человека – сложная характеристика не только внешних данных, но и внутреннего состояния, речи и поступков героя.

5) эмоциональность, образность, авторское отношение, использование языковых средств. Эпитет – образное, художественное определение,

Метафора – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому.

Олицетворение – представление в образе живого существа

Сравнение – определение предмета при помощи сопоставления с другим.

6) Необходимо каждую новую мысль отделять абзацем – абзацное деление, писать аккуратно, красивым почерком.

Динамическая пауза

Упражнения для нормализации осанки.

Сегодня в нашей школе день здоровья. Чтобы мы были с вами здоровы выполним упражнения для формирования красивой осанки:

1.Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.
2. Ходьба обычная, следя за осанкой.
3. Ходьба на носках, руки за головой.
4. Ходьба на пятках, руки на поясе.
5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: формирование умения анализировать, выстраивать логичную цепочку событий и явлений.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные УУД:

Формирование умения работать со словарной статьей, обогащение словарного запаса.

Познавательные УУД: извлечение информации, представленной в текстовой, изобразительной форме и понимание ее.

Личностные УУД: формирование эмоционально- оценочного отношения к прочитанному; формирование восприятия текста, как произведения искусства.

1)Лексическая работа

Попробуйте догадаться, о чем идет речь. Этот предмет необычный. Его название пришло из французского языка и означает в переводе – ношу листы, появился он около 5 тысяч лет назад. Он был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.

Не догадались? Вторая подсказка: Мы привыкли считать его чисто школьным предметом, но его появление на Руси связано с наемными немецкими солдатами московских царей в XVII веке.

3 подсказка. Ему установлен даже памятник в Белгородской области, т.к. выяснилось, что за одиннадцать лет учёбы, школьник переносит в нём до 30 тонн груза!

Как вы по-другому называете портфель?

Как вы думаете слова портфель, рюкзак, ранец являются ли синонимами?

Прочитайте определение данных слов в толковом словаре и обсудите в парах, можно ли данные слова назвать синонимами.

Какой вывод можно сделать?

2) Работа с текстом

Прочитаем текст 1

1.О чем говорится в этом тексте? Озаглавьте его.

Помним, что название текста пишется в кавычках.

2. На сколько частей можно его разделить?

3.​О чем говорится в первой части?

6) К какому стилю речи относится этот текст? Докажите.

-Найдите языковые средства, характерные для данного стиля. Приведите примеры.

- Как характеризует данная вещь его хозяина?

- Найдите в описании те слова, которые передают впечатления от предмета, выражают отношение к нему.

Составьте черновик сочинения-описания своего портфеля в художественном стиле. На работу у вас 2 минуты.

Прочитаем, что у нас получилось. Какой совет вы могли бы дать…? Что особенно хорошо получилось в сочинении?

Высказывают свои мнения

Работа со словарными статьями.

Читают текст (раздаточный материал)

1.О портфеле (ранце).

3.Откуда появилась вещь, когда, зачем

5. Отношение к предмету

6. К художественному, т.к. выражено авторское отношение, есть языковые средства выражения.

Сравнение – лямки сравниваются с ушами собаки, сам портфель сравнивается с собакой, олицетворение – физиономия сияет, уши поникли, нос перестал блестеть, метафора – луч радости, эпитет – портфель скорбно-печальный, молчаливая укоризна.

Слушают сочинения. Дают рекомендации.

Регулятивные УУД: умение сравнивать полученный результат с заявленными целями, оценивать степень их достижения.

Личностные УУД: умение объективно оценивать свои учебные достижения, чувства и внутреннее состояние (личностной рефлексии).

Вспомним какие цели и задачи, мы ставили на уроке. Достигли ли мы их.

Что нового узнали на уроке? Чему научился?

Что было сложно?

Что особенно запомнилось на уроке? Что стало самым большим достижением для меня.

На карточке вы видите мишень, оцените себя по заявленным параметрам, подпишите, что узнали нового, что было интересно и т.д.

Всех благодарю за работу!

Отвечают на вопросы:

Сегодня мы ставили цель – научиться писать сочинение-описание в художественном стиле. Цель достигли. Мы узнали новое то, что слова портфель, ранец, рюкзак не синонимичны, откуда пошло слово портфель и т.д.

Заполняют карточки и вкладывают в тетрадь.

У каждого из нас есть хозяин, которого по-настоящему мы узнаём первого сентября. От него зависит очень многое, почти вся наша судьба. Кому-то из нас везёт, кому-то не очень, а кому-то совсем тяжко приходится. Мне повезло. Его подарила мне мама на мой день рождения.

Я никогда не предам его, несмотря на все вздохи и ироничные взгляды одноклассниц. Девчонкам не понять настоящей мужской дружбы. Верно, мой старый школьный рюкзак?

Читайте также: