Как написать сочинение репортаж план

Обновлено: 28.06.2024

“Быть журналистом – значит не только ездить, смотреть, отбирать, писать – это значит особым образом жить”.

“Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости”.

    Познакомить учащихся с особенностями репортажа как жанра публицистики, ознакомить с требованиями к репортажу.
  1. Подготовить к самостоятельной работе над сочинением-репортажем.
  2. Способствовать воспитанию у учеников черт репортера.
  3. Воспитывать уважение к профессии репортера и людям этой профессии.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, фоторепортаж, словари, листы с текстами, таблица с основными требованиями к репортажу, таблички с профессиональными словами.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений навыков.

Ход урока

1. Организация класса, взаимное приветствие.

2. Вступительное слово учителя.

Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы. Основная цель – публицистического стиля – воздействовать на читателя, слушателя, т.е. в чем-то их убедить, к чему-то призывать. В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики – актуальные вопросы современности, представляющий интерес для общества (политические, экономические, моральные, философские) вопросы культуры, воспитания, повседневного быта. Для публицистического стиля характерны такие языковые средства, как риторические вопросы, предложения с обращениями, восклицательные предложения, которые помогают выразить эмоциональную взволнованность. Публицистический стиль характерен для газет, журналов, репортажей, интервью, выступлений по радио, телевидению, на собраниях, митингах.

Ребята, мы сегодня на уроке затронем, на мой взгляд, очень важную тему на сегодняшний день. В век компьютеризации, телевещания, в век самых разнообразных газет-журналов, самых разнообразных социально-политических, социально-бытовых, криминальных событий мы не можем обходиться без этого. Что же это, на что я сегодня хочу обострить ваше внимание? Итак, это один из жанров публицистического стиля – репортаж. Репортаж издавна был и остается в наше время одним из самых распространенных газетных жанров.

3. Словарно-семантическая работа.

Учитель. Обратимся, ребята, к журнально-газетной лексике. Какие слова, относящиеся к работе журналистов, вы можете назвать?

Ученики. Журналист, рубрика, корреспондент, хроника, хроникер, репортаж, репортер.

Учитель. Найдите в толковом словаре лексическое значение слов: “репортаж”, “репортер”, “хроника”, “хроникер” и запишите в тетрадь.

4. Ответы учащихся:

Репортер – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих событиях местной жизни. (Слайд № 3)

Хроникер – сотрудник газеты, журнала, работающий в отделе хроники.

Учитель. Ребята, какое понятие, журналист или репортер, более широкое, а какое более узкое?

Ученик. Репортер, так как он занимается конкретной работой, пишет репортажи, понятие более узкое.

Учитель. Молодцы, ребята. Итак, репортаж– это материал, в котором читателям дается наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж имеет целью оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщить о наиболее значимом и интересном. Он представляет читателю возможность как бы самому, своими глазами увидеть то, о чем сообщает репортер. Различают несколько видов репортажа:

а) репортаж, носящий информационный характер; (Слайд № 4)

б) оперативный, где авторы сообщают читателю о том, что они видели и слышали;

А теперь познакомимся с требованиями, которые предъявляются репортажу как газетному жанру.

5. Ученикам раздаются “Требования к репортажу”. (Слайд № 5)

6. Чтение сочинения-репортажа “Случай на плотине”.

Задание: доказать, что он соответствует требованиям, которые предъявляют к репортажу.

Учитель. Ребята, многие известные русские писатели начинали свою деятельность в качестве газетных репортеров, отдавали репортажу, уже будучи писателями, много времени, сил и внимания. Одним из неустанных репортеров XIX и начала XX веков был Владимир Алексеевич Гиляровский. Давайте послушаем об этом интересном человеке.

Ученик. Литературная деятельность В.А. Гиляровского в газетах и юмористических журналах Москвы началась в 1881-1883 годах. “ С гордостью почти полвека носил я звание репортера, – писал В.А .Гиляровский.– Я бесконечно любил это дело и отдавался ему весь, часто не без риска” В своих репортажах, очерках, корреспонденциях он отражал повседневную жизнь города и простого человека, занятого тяжелым физическим трудом, рассказывал о людях, выброшенных социальными обстоятельствами за борт жизни и обреченных на нужду и голодную смерть.

В.А. Гиляровский на протяжении всей своей журналистской деятельности написал сотни репортажей, отчетов, заметок. К сожалению, большинство из них никем не собрано. Они рассеяны по различным периодическим изданиям 19 в. и начала 20 в. Их выявление затруднено не только малой доступностью и сохранностью старых газет, но и тем обстоятельством, что многие материалы В.А.Гиляровского не были подписаны. В настоящем издании представлены некоторые образцы репортажей журналиста, подписанные его именем или псевдонимом: “ Свой человек, дядя Гиляй.”

7. Репортаж Гиляровского в чтении одного ученика.

Учитель. Ребята, а какие черты характера должен иметь репортер?

8. Ответы учащихся:

– Быть отважным, горячо любит свое дело,целеустремленным.
– Репортеры часто сталкиваются с различными трудностями, поэтому они должны быть смелыми, выносливыми, мужественными.
– Репортер должен владеть правильной литературной речью.
– Журналист должен знать тот вопрос, который он освещает.

Учитель. Вы правы, ребята. Действительно, репортер должен обладать многими чертами характера: он должен быть образованным, интеллигентным, умным, знающим современные проблемы, что сегодня актуально, терпеливым, храбрым, честным.

Ребята, вы должны были подобрать материал в библиотеке о работе журналиста.

9. Выступление ученика.

Ученик. Работа журналиста не так проста, как может показаться на первый взгляд. Журналист осознает живую реальность, для него обязательна точность, правдивость, достоверность изложения. Многие писатели и поэты начинали свой путь в газете, поскольку работа журналиста требует умение излагать свои мысли, быть точным и последовательным.

Вот как вспоминает о своей работе журналистом известный поэт Булат Окуджава: “ Я много лет проработал в газете, но ушёл из неё, ибо самым трудным было для меня описание того, что я вижу в данный момент.”Кроме того, профессия журналиста во все времена была и трудной, и опасной. Ведь журналисты всегда первыми прибывают на место события, они первые и в самых так называемых “ горячих точках”. Их цель– оперативно передать самую достоверную, правдивую информацию. Таким образом, профессия журналиста требует помимо профессионализма ещё и мужества, даже геройства.

10. Работа с текстом. (Слайд № 6,7)

Учитель. Ребята мы с вами выяснили, что к жанру публицистики относится репортаж. А теперь вашему вниманию будут представлены три текста. Определите, какой из них заметка, интервью, репортаж и их особенности.

– Первый текст – заметка. Назначение заметки – информировать читателя в предельной сжатой форме о важном факте, событии. Для неё характерно правдивое отражение жизни.

– Второй текст – интервью. Для этого жанра характерно изложение фактов от имени лица, мнение которого интересно окружающим. Его содержание составляют ответы собеседника на вопросы журналиста.

– Третий текст – репортаж.

Учитель. Докажите, что третий текст – репортаж. По какому признаку вы узнали, что этот текст – репортаж?

– Большая часть предложений носит описательный характер. В них много прилагательных– эпитетов, помогающих понять великолепие праздника.

– Употребление глаголов в такой форме помогает читателю как бы стать свидетелем и участником события.

– Прямо мы не видим авторского “ я”, но через лексику, стиль повествования чувствуем восхищение автора, его гордость.

– В начале текста автор указывает на дату – сегодня, указывает место действия и значение события; последовательность рассказа соответствует последовательности событий.

– Жанровые и стилистические особенности текста помогают читателю наглядно представить событие в его движении.

Учитель. Давайте, сделаем вывод: что же характерно для репортажа и составим “Памятку – справочник”, которую запишем в тетрадь. (Слайд № 8)

    Повествование в репортаже ведется так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии.
  1. В репортаже обычно дается оценка события, содержится публицистическое обобщение, авторское раздумье.
  2. Присутствие автора может выражаться отчетливо через использование местоимений я, мы, а может быть и скрытым.
  3. Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда с целью повышения, интереса читателя к событию автор может начать повествование с конца, с какого – либо разговора о событии, включая диалоги.

11. Ученикам раздаются памятки “ Основные приметы жанра”. (Слайд № 9)

Учитель. Как в любом тексте, в сочинении – репортаже выделяются три части (выступление, главная часть, заключение). Надо помнить, что выступление и заключение значительно меньше по объему, чем изложение основной части. Вступление в сочинении – репортаже может быть посвящено:

– описанию места, с которого ведется репортаж;
– описанию события (праздника);
– обозначению темы.

В главной части – описание события, действие с необходимыми подробностями, содержащими элементы новизны, показ хода события. В заключении делаются выводы о том, как автор оценил и понял увиденное.

12. Творческая часть. Тема “ Прекрасное живет рядом с нами”.

Учитель. Ребята, мы с вами уяснили требования к репортажу, его композицию. А теперь представьте, что вы репортеры, а ваши тетради – репортерские блокноты. Вспомните нашу экскурсию в Музей изобразительных искусств. Составьте репортаж на тему: “ Прекрасное живет рядом с нами”.

13. Слабым учащимся предлагаются карточки с опорными словами.

Опорные слова: Галерея картин, картина И.И Шишкина, серия картин Б. Урманче, выставочные экспонаты, яркие впечатления, богатая палитра красок, мир искусства, прекрасная духовность, внимательно слушали, благодарили за интересную экскурсию.

14. Анализ письменных работ учащихся.

Вопрос. Соответствуют ли эти репортажи тем требованиям, с которыми мы познакомились?

Ответ. Да, в репортажах есть все элементы композиции, указывается место действия, события показаны в развитии. Используется эмоциональная лексика, чувствуется присутствие автора.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Репортаж

Описание презентации по отдельным слайдам:

Репортаж

« Быть журналистом- значит не только ездить, смотреть, отбирать, писать- это.

Стили речиРазговорный стильХудожественный стильПублицистический стильОфициаль.

Стили речи
Разговорный стиль
Художественный стиль
Публицистический стиль
Официально-деловой стиль
Научный стиль

Цель репортажа: оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщ.

Цель репортажа: оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщить о наиболее значимом и интересном; представить читателю возможность как бы самому, своими глазами увидеть то, о чем сообщает репортер.

Различают несколько видов репортажа: а) репортаж, носящий информационный ха.

Различают несколько видов репортажа:

а) репортаж, носящий информационный характер;

б) оперативный, где авторы сообщают читателю о том, что они видели и слышали;

Требования к репортажу 1. Репортаж пишется с места со.

Памятка-справочник 1. Повествование в репорт.

1. Повествование в репортаже ведется так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии.
2. В репортаже обычно дается оценка события, содержится публицистическое обобщение, авторское раздумье.
3. Присутствие автора может выражаться отчетливо через использование местоимений я, мы, а может быть и скрытым.
4. Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда с целью повышения, интереса читателя к событию автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.

1. Ведение изложения от первого лица.
2. Открытое присутствие автора, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценочность.
3. Документализм, объективная точность.
4. Эскизность речи, включение описаний и диалогов.
5. Проявление индивидуальной, авторской манеры письма.

План сочинения-репортажа Во-первых, необходимо дать название репортажу. О.

План сочинения-репортажа
Во-первых, необходимо дать название репортажу.
Оно должно быть интересным, привлекающим внимание читателя
1) Вступление: обосновать тему, изложить конкретный факт, рассказать, где происходят описываемые события.
Внимание! Вступление должно быть небольшим, но информативным!
2) Основная часть: описание происходящего и участников события, рассказ о важности момента. Важно включить интервью с участником события, представить мнение экспертов.
3) Заключение: сделать обобщение, выразить своё мнение о происходящем, личную точку зрения, пожелание.

Русский музей с парадного подъезда. Сегодня на площади искусств в Сан.

Русский музей с парадного подъезда.
Сегодня на площади искусств в Санкт-Петербурге возле великолепной решетки Михайловского дворца происходит величественная церемония символического открытия дверей государственного русского музея во второе столетие.
Одновременно в Санкт-Петербургском государственном академическом театре оперы и балета имени Мусоргского проходит торжественное собрание, посвященное 100-летию музея. Под сводами театра звучат тысячи слов восхищения перед этой великолепной сокровищницей национального искусства.
Сегодня вход в музей бесплатный. И первым сюрпризом для пришедших станет до неузнаваемости преображенный подвальный вестибюль, новый классовый зал, гардероб. Приятно удивят посетителей и новое кафе, и магазин по продаже сувениров и прекрасных художественных изделий, выпущенных к юбилею музея. Во второе столетие он вступает преображенным и похорошевшим.

Темы сочинений1. На фестивале искусств. 2. День здоровья в нашей школе. 3. «Д.

“Быть журналистом – значит не только ездить, смотреть, отбирать, писать – это значит особым образом жить”.

“Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости”.

    Познакомить учащихся с особенностями репортажа как жанра публицистики, ознакомить с требованиями к репортажу.
  1. Подготовить к самостоятельной работе над сочинением-репортажем.
  2. Способствовать воспитанию у учеников черт репортера.
  3. Воспитывать уважение к профессии репортера и людям этой профессии.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, фоторепортаж, словари, листы с текстами, таблица с основными требованиями к репортажу, таблички с профессиональными словами.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений навыков.

Ход урока

1. Организация класса, взаимное приветствие.

2. Вступительное слово учителя.

Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы. Основная цель – публицистического стиля – воздействовать на читателя, слушателя, т.е. в чем-то их убедить, к чему-то призывать. В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики – актуальные вопросы современности, представляющий интерес для общества (политические, экономические, моральные, философские) вопросы культуры, воспитания, повседневного быта. Для публицистического стиля характерны такие языковые средства, как риторические вопросы, предложения с обращениями, восклицательные предложения, которые помогают выразить эмоциональную взволнованность. Публицистический стиль характерен для газет, журналов, репортажей, интервью, выступлений по радио, телевидению, на собраниях, митингах.

Ребята, мы сегодня на уроке затронем, на мой взгляд, очень важную тему на сегодняшний день. В век компьютеризации, телевещания, в век самых разнообразных газет-журналов, самых разнообразных социально-политических, социально-бытовых, криминальных событий мы не можем обходиться без этого. Что же это, на что я сегодня хочу обострить ваше внимание? Итак, это один из жанров публицистического стиля – репортаж. Репортаж издавна был и остается в наше время одним из самых распространенных газетных жанров.

3. Словарно-семантическая работа.

Учитель. Обратимся, ребята, к журнально-газетной лексике. Какие слова, относящиеся к работе журналистов, вы можете назвать?

Ученики. Журналист, рубрика, корреспондент, хроника, хроникер, репортаж, репортер.

Учитель. Найдите в толковом словаре лексическое значение слов: “репортаж”, “репортер”, “хроника”, “хроникер” и запишите в тетрадь.

4. Ответы учащихся:

Репортер – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих событиях местной жизни. (Слайд № 3)

Хроникер – сотрудник газеты, журнала, работающий в отделе хроники.

Учитель. Ребята, какое понятие, журналист или репортер, более широкое, а какое более узкое?

Ученик. Репортер, так как он занимается конкретной работой, пишет репортажи, понятие более узкое.

Учитель. Молодцы, ребята. Итак, репортаж– это материал, в котором читателям дается наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж имеет целью оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщить о наиболее значимом и интересном. Он представляет читателю возможность как бы самому, своими глазами увидеть то, о чем сообщает репортер. Различают несколько видов репортажа:

а) репортаж, носящий информационный характер; (Слайд № 4)

б) оперативный, где авторы сообщают читателю о том, что они видели и слышали;

А теперь познакомимся с требованиями, которые предъявляются репортажу как газетному жанру.

5. Ученикам раздаются “Требования к репортажу”. (Слайд № 5)

6. Чтение сочинения-репортажа “Случай на плотине”.

Задание: доказать, что он соответствует требованиям, которые предъявляют к репортажу.

Учитель. Ребята, многие известные русские писатели начинали свою деятельность в качестве газетных репортеров, отдавали репортажу, уже будучи писателями, много времени, сил и внимания. Одним из неустанных репортеров XIX и начала XX веков был Владимир Алексеевич Гиляровский. Давайте послушаем об этом интересном человеке.

Ученик. Литературная деятельность В.А. Гиляровского в газетах и юмористических журналах Москвы началась в 1881-1883 годах. “ С гордостью почти полвека носил я звание репортера, – писал В.А .Гиляровский.– Я бесконечно любил это дело и отдавался ему весь, часто не без риска” В своих репортажах, очерках, корреспонденциях он отражал повседневную жизнь города и простого человека, занятого тяжелым физическим трудом, рассказывал о людях, выброшенных социальными обстоятельствами за борт жизни и обреченных на нужду и голодную смерть.

В.А. Гиляровский на протяжении всей своей журналистской деятельности написал сотни репортажей, отчетов, заметок. К сожалению, большинство из них никем не собрано. Они рассеяны по различным периодическим изданиям 19 в. и начала 20 в. Их выявление затруднено не только малой доступностью и сохранностью старых газет, но и тем обстоятельством, что многие материалы В.А.Гиляровского не были подписаны. В настоящем издании представлены некоторые образцы репортажей журналиста, подписанные его именем или псевдонимом: “ Свой человек, дядя Гиляй.”

7. Репортаж Гиляровского в чтении одного ученика.

Учитель. Ребята, а какие черты характера должен иметь репортер?

8. Ответы учащихся:

– Быть отважным, горячо любит свое дело,целеустремленным.
– Репортеры часто сталкиваются с различными трудностями, поэтому они должны быть смелыми, выносливыми, мужественными.
– Репортер должен владеть правильной литературной речью.
– Журналист должен знать тот вопрос, который он освещает.

Учитель. Вы правы, ребята. Действительно, репортер должен обладать многими чертами характера: он должен быть образованным, интеллигентным, умным, знающим современные проблемы, что сегодня актуально, терпеливым, храбрым, честным.

Ребята, вы должны были подобрать материал в библиотеке о работе журналиста.

9. Выступление ученика.

Ученик. Работа журналиста не так проста, как может показаться на первый взгляд. Журналист осознает живую реальность, для него обязательна точность, правдивость, достоверность изложения. Многие писатели и поэты начинали свой путь в газете, поскольку работа журналиста требует умение излагать свои мысли, быть точным и последовательным.

Вот как вспоминает о своей работе журналистом известный поэт Булат Окуджава: “ Я много лет проработал в газете, но ушёл из неё, ибо самым трудным было для меня описание того, что я вижу в данный момент.”Кроме того, профессия журналиста во все времена была и трудной, и опасной. Ведь журналисты всегда первыми прибывают на место события, они первые и в самых так называемых “ горячих точках”. Их цель– оперативно передать самую достоверную, правдивую информацию. Таким образом, профессия журналиста требует помимо профессионализма ещё и мужества, даже геройства.

10. Работа с текстом. (Слайд № 6,7)

Учитель. Ребята мы с вами выяснили, что к жанру публицистики относится репортаж. А теперь вашему вниманию будут представлены три текста. Определите, какой из них заметка, интервью, репортаж и их особенности.

– Первый текст – заметка. Назначение заметки – информировать читателя в предельной сжатой форме о важном факте, событии. Для неё характерно правдивое отражение жизни.

– Второй текст – интервью. Для этого жанра характерно изложение фактов от имени лица, мнение которого интересно окружающим. Его содержание составляют ответы собеседника на вопросы журналиста.

– Третий текст – репортаж.

Учитель. Докажите, что третий текст – репортаж. По какому признаку вы узнали, что этот текст – репортаж?

– Большая часть предложений носит описательный характер. В них много прилагательных– эпитетов, помогающих понять великолепие праздника.

– Употребление глаголов в такой форме помогает читателю как бы стать свидетелем и участником события.

– Прямо мы не видим авторского “ я”, но через лексику, стиль повествования чувствуем восхищение автора, его гордость.

– В начале текста автор указывает на дату – сегодня, указывает место действия и значение события; последовательность рассказа соответствует последовательности событий.

– Жанровые и стилистические особенности текста помогают читателю наглядно представить событие в его движении.

Учитель. Давайте, сделаем вывод: что же характерно для репортажа и составим “Памятку – справочник”, которую запишем в тетрадь. (Слайд № 8)

    Повествование в репортаже ведется так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии.
  1. В репортаже обычно дается оценка события, содержится публицистическое обобщение, авторское раздумье.
  2. Присутствие автора может выражаться отчетливо через использование местоимений я, мы, а может быть и скрытым.
  3. Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда с целью повышения, интереса читателя к событию автор может начать повествование с конца, с какого – либо разговора о событии, включая диалоги.

11. Ученикам раздаются памятки “ Основные приметы жанра”. (Слайд № 9)

Учитель. Как в любом тексте, в сочинении – репортаже выделяются три части (выступление, главная часть, заключение). Надо помнить, что выступление и заключение значительно меньше по объему, чем изложение основной части. Вступление в сочинении – репортаже может быть посвящено:

– описанию места, с которого ведется репортаж;
– описанию события (праздника);
– обозначению темы.

В главной части – описание события, действие с необходимыми подробностями, содержащими элементы новизны, показ хода события. В заключении делаются выводы о том, как автор оценил и понял увиденное.

12. Творческая часть. Тема “ Прекрасное живет рядом с нами”.

Учитель. Ребята, мы с вами уяснили требования к репортажу, его композицию. А теперь представьте, что вы репортеры, а ваши тетради – репортерские блокноты. Вспомните нашу экскурсию в Музей изобразительных искусств. Составьте репортаж на тему: “ Прекрасное живет рядом с нами”.

13. Слабым учащимся предлагаются карточки с опорными словами.

Опорные слова: Галерея картин, картина И.И Шишкина, серия картин Б. Урманче, выставочные экспонаты, яркие впечатления, богатая палитра красок, мир искусства, прекрасная духовность, внимательно слушали, благодарили за интересную экскурсию.

14. Анализ письменных работ учащихся.

Вопрос. Соответствуют ли эти репортажи тем требованиям, с которыми мы познакомились?

Ответ. Да, в репортажах есть все элементы композиции, указывается место действия, события показаны в развитии. Используется эмоциональная лексика, чувствуется присутствие автора.

репортаж пример


Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

  1. Вступление: краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
  2. Основная часть: информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
  3. Концовка: впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Написание репортажа

Написание репортажа предполагает поиск особенного аспекта события и эмоций, которые это событие порождает.

Журналист вошел в комнату, и она показалась ему мрачной и унылой. В репортаже нельзя прямо написать, что комната была мрачной и унылой. Нужно описать эту комнату, но описать так, чтобы читатель сам пришел к выводу, что эта комната мрачная и унылая.

Виды репортажа

Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий – пример полевого медиа-эксперимента.

События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж – пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине После побоища Игоря Святославича с половцами Васнецова
    Взгляду зрителя предстаёт страшная картина последствий после кровопролитных войн. Поле, на котором властвует смерть. Страшная картина. Пришёл неприятель и забрал жизни храбрых воинов.
  • Сочинение рассуждение Жизненные принципы
    Жизненные принципы являются фундаментом или основанием для построения счастливой жизни. Жизнь никогда не стоит на месте, однако
  • Сочинение по произведению Чучело Железникова
    По жанровой направленности произведение представляет собой повесть, адресованную детской читательской аудитории.

Как написать проблемный репортаж?

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу?

Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж – пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.

По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).

Из теории журналистики

Репортаж — информация, рассказ о текущих событиях, публикуемый в периодической печати или передаваемый по радио и телевидению.

(Толковый словарь Ефремовой)

Интересным будет тот репортаж, в котором будет чувствоваться ваше эмоциональное состояние. Даже малопривлекательная тема, если взглянуть на нее с неординарной точки зрения, может оказаться прекрасным материалом для статьи.


Как написать тематически познавательный репортаж?

как писать репортаж пример

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.

Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.

Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж – пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.

Примеры репортажа

Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.

Как не надо писать

Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.



Плохой пример репортажа в газете

Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый

Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.

Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики

). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.

А не поняли потому что автор только восхищается. Он не смог передать детали. Что там происходило и почему. Репортер не смог это достаточно подробно все описать. Все идет какими-то общими предложениями.

На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!

Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.

Еще плохой пример

Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.


Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.

Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или эссе. Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.

Как написать актуальный репортаж?

тематический репортаж пример

Главное – оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности.

Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут возможные последствия?

Структура репортажа

Начинать репортаж следует со сцены, которая находится в центре события. Эта сцена не обязательно должна совпадать с началом мероприятия или путешествия. Ее цель — привлечь внимание читателя, зацепить его, задать вопрос, на который читатель будет искать ответ в репортаже. Варианты сильной сцены:

Завершать репортаж следует сценой, цитатой или выводом. Завершающая сцена может быть либо повторением начальной сцены, либо ее противоположностью. Окончание-цитата — это прощальные слова героя.

Вывод автора в конце репортажа допустим при условии, что он не содержит морализаторства, так как люди читают репортаж, чтобы пережить событие, ощутить себя на месте другого, а вовсе не ради того, чтобы им в очередной раз напомнили вечные истины.

Общие рекомендации при создании репортажей

Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников.

Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.

репортаж в газете пример

Осваивая репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера освещения важных событий.

Как научиться

Структура

Структура репортажа практически такая же, как и в других жанрах журналистики. Это:

  1. Заголовок
  2. Лид (введение
    )
  3. Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование
    )
  4. Анализ или вывод (если это аналитический репортаж
    )
  5. Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным
    )

В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.

Читайте также: