Как эксперты проверяют итоговое сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Елена Дудина : Формально нет, но процесс стандартизируется, становится на поток. Первые три года многие все-таки писали сами. Сочинения были корявыми, даже смешными, но чувствовались искренние попытки написать самостоятельно. А теперь появились банки аргументов и нам при проверке даже не посмеяться: все как под копирку. Не заходя в банк аргументов, многие выпускники вообще ничего сказать не могут, не то что по теме. Банки аргументов они читают вместо произведений.

ЕД : Мы перешли на другие информационные каналы. Раньше школьники читали книги, газеты — тексты, являющиеся эталоном грамотной речи. Запоминали слова зрительно. Теперь перед глазами меньше вычитанных текстов, а в момент затруднения на помощь приходит функция автозамены — думать, запоминать уже не надо.

ЮФ : Мне кажется, что в первую очередь на грамотность повлияли не технологии. Учителя переориентировались на другие задачи. Они перестали заниматься практической грамотностью: или уводят учеников в дебри науки, или натаскивают на тест, или ставят во главу угла свободное творчество.

ЕД : Проверяется умение компилировать чужие мысли и использовать шаблоны. Возможно, это умение где-то пригодится, но оно никак не связано с развитием речи. И уж тем более не говорит о начитанности.

Хорошо, раз по литературе, где литературоведческий анализ? Нужно анализировать систему образов, мотивы, лексику. Но тогда литература окажется во главе угла, у нас заявлена метапредметность.

ЮФ : Это вопрос к тем, кто его ввел.

ЕД : Неизвестно, так как даже интуитивно трудно догадаться об этой задаче. Любое предположение противоречит нашим знаниям о практике проведения этого испытания.

ЮФ : Для таких мыслей нужно, чтоб появился повод для надежды на здравые изменения. Надежды нет. Даже повода нет. Пока преподавание русского и литературы спасают репетиторы, онлайн-школы и некоторые пассионарные учителя, которые не боятся работать вопреки инструкциям. Поэтому не будем переливать из пустого в порожнее.

Людям, которые ушли из системы образования или создали семейные школы, мы можем посоветовать искать хороших учителей. Качество подготовки зависит от них, а не от волшебной таблетки.

Согласно рекомендациям Рособрнадзора по организации и проведению итогового сочинения (изложения) (письмо от 01.10.2014 г. №02-651) проверка и оценивание итоговых сочинений (изложений) осуществляется экспертами комиссий образовательных организаций или экспертами комиссий, сформированных на региональном или муниципальном уровнях.

О комиссиях по проверке итоговых сочинений (изложений) образовательной организации

Комиссия образовательной организации по проверке итоговых сочинений (изложений) (далее — Комиссия) создается из школьных учителей-предметников, которые не обучают выпускников в данном учебном году, администрации школы в количестве не менее трех человек.

Образовательная организация, которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения), не обладающая необходимым количеством нужных специалистов, а также в целях повышения объективности оценивания работ выпускников, по решению Комиссии имеет право привлечь к проверке сочинений (изложений) независимых экспертов .

Примечание. Независимые эксперты – это специалисты, не работающие в образовательной организации, которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения), но имеющие необходимую квалификацию для проверки итогового сочинения (изложения). Независимыми экспертами не могут быть близкие родственники участников итогового сочинения (изложения).

Подготовка специалистов, входящих в состав Комиссии и привлекаемых к проведению и проверке итогового сочинения (изложения), в соответствии с установленными Рособрнадзором требованиям обеспечивают образовательные организации.

Как осуществляется проверка итоговых сочинений (изложений)

1.Технический специалист образовательной организации проводит копирование регистрационных бланков и бланков записи обучающихся, выпускников прошлых лет.

2.Руководитель образовательной организации передает копии бланков итогового сочинения (изложения) на проверку и копии регистрационных бланков для внесения результатов проверки экспертам Комиссии образовательной организации и независимым экспертам.

3.Эксперты Комиссии образовательной организации, независимые эксперты осуществляют проверку итоговых сочинений (изложений) обучающихся, выпускников прошлых лет и их оценивание в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Рособрнадзором. Каждое сочинение (изложение) обучающихся, выпускников прошлых лет проверяется одним экспертом один раз.

4.Результаты проверки итоговых сочинений (изложений) и оценка вносятся в копию бланка регистрации.

5.Копии бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет эксперты Комиссии образовательной организации и независимые эксперты передают руководителю образовательной организации.

6.Ответственное лицо, определенное руководителем образовательной организации, переносит результаты проверки из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации обучающихся, выпускников прошлых лет.

7.Оригиналы бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет, с внесенными в них результатами проверки, доставляются руководителями образовательных организаций (или иных организаций муниципального или регионального уровней, в которых проводилась проверка) в РЦОИ для последующей обработки (за исключением образовательных организаций, в которых проводится сканирование оригиналов бланков итоговых сочинений (изложений) обучающихся, выпускников прошлых лет после проведения проверки и оценивания экспертами комиссий образовательных организаций).

8..Сведения о результатах сдачи итогового сочинения (изложения) обучающихся вносятся РЦОИ в региональные информационные системы.

Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание должны завершиться не позднее, чем через неделю с даты проведения итогового сочинения (изложения).

Изображения бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет могут быть переданы по запросу в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального и высшего образования.

О повторной проверке

В целях обеспечения права на объективное оценивание итогового сочинения (изложения) обучающимся предоставляется право подать в письменной форме заявление на повторную проверку сданного ими итогового сочинения (изложения) комиссией из другой образовательной организации.

Порядок и процедура повторной проверки итогового сочинения (изложения) обучающихся определяется региональными органами управления образованием самостоятельно.

Инструктивные материалы Рособрнадзора для образовательных организаций:

Русский язык с этого года — единственный обязательный экзамен для всех (математику окончательно разделили), результаты ЕГЭ по русскому влияют на общий балл каждого абитуриента. И что мы видим? Критерии оценивания сочинений не позволяют объективно оценить работы. Эксперты проверяют по-разному. Очень часто баллы завышены или занижены. Результаты итогового сочинения сильно завышены. Объективности, ради которой ввели ЕГЭ, мы не получили.


Критерии оценивания ФИПИ

Вспомните: раньше ставилось две оценки — за грамотность и за содержание. И двойка за грамотность равнялась общей двойке. А сейчас практическая грамотность даёт не более 10 процентов от 100 и потеря этих 10 процентов вообще ничем не грозит. Большую часть баллов набирают за другие заслуги. За знание теории, соблюдение этических норм, отсутствие фактических ошибок, намёк на анализ текста и т. п.

Может быть, тогда содержание работ оценивается гибко? Пусть пишут с ошибками, но показывают умение рассуждать. Опять нет. Критерии ФИПИ загоняют школьника в жёсткий шаблон сочинения. За каждую необходимую часть работы выпускник получает по баллу. При этом, разумеется, никто не старается выразить своё мнение и показать творческие способности. Все заняты сбором баллов и пишут ровно то, что требуется. А большинство критериев касается наличия определённой части сочинения, а не качества этой части. Если нужен литературный аргумент, главное, чтоб был короткий пересказ какой-то книги и хоть одно предложение, связывающее пересказ с темой работы.

Человеческий фактор

Положим, по поводу критериев можно спорить. Но, думаю, никто не будет спорить с тем, что работы должны оцениваться по любым принятым критериям примерно одинаково. Однако сочинения пока ещё, слава Богу, проверяют не роботы, а люди. И люди эти разные. Одни видят ошибки, другие — нет, одни добрые, другие — справедливые. Да что там. Один эксперт может ставить баллы немного по-разному, когда только приступил к работе и когда устал, когда сносное сочинение попадается среди заштампованного бреда и когда такое же по уровню сочинение оказывается в пачке сильных работ.


На вебинарах для преподавателей мы часто обсуждаем реальные сочинения учеников и проводим голосование: кто сколько баллов поставил бы. Мнения всегда расходятся. Часто разлёт в 3-4 балла по одному критерию. На экзамене в таких случаях перепроверяют работу, усредняют оценку, но, этого, как видим, недостаточно.

ЕГЭ превращается в лотерею, в которой зачастую выигрывают не грамотные думающие ребята, а везунчики, которые 11 лет за счет наших налогов валяли дурака, а потом за два месяца подготовились к экзамену. Нет тут ни объективности, ни справедливости, ни здравого смысла.

Пыль в глаза

На ЕГЭ оценки чаще несколько завышаются, чем занижаются. Только одному мальчику в этом году мы порекомендовали подать апелляцию, остальным советовали тихо радоваться своему везению. Но на ЕГЭ критериев много и завалить сочинение крайне сложно. 8 — 10 баллов за что-нибудь да поставят. А вот результаты итогового сочинения рождают мысли о фальсификации на уровне страны.

Рособрнадзор опубликовал рекомендации по проведению итоговых сочинений (или изложений – для лиц с ограниченными возможностями здоровья).

Участники итогового сочинения

Выпускное сочинение (изложение) является допуском к итоговой аттестации абсолютно для всех школьников, которые в текущем году закончат освоение программы среднего общего образования. Будь то иностранные граждане, лица без гражданства, студенты колледжей, получающие среднее общее образование в рамках освоения программ СПО, а также лица, получающие образование дома или в местах лишения свободы. Выпускники прошлых лет по желанию тоже могут пройти данное испытания с целью использовать его результаты для поступления в вузы.

Сроки и время проведения выпускного сочинения

Выпускное сочинение проводится для всех категорий участников в первую среду декабря. В дополнительные сроки – первую среду февраля и первую рабочую среду мая – к сдаче итогового сочинения допускаются:

Старт испытания во всех регионах назначен на 10.00 по местному времени.

На написание сочинения будет выделено 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов продолжительность испытания увеличивается на 1,5 часа. Если на написание сочинения отводится 4 часа и более, для участников должно быть организовано питание.

Темы итоговых сочинений

Комплекты тем итоговых сочинений (тексты изложений) передаются Рособрнадзором в региональные органы исполнительной власти в области образования за два часа до начала испытания. Те, в свою очередь, размещают темы на специализированном портале. Логины и пароли для доступа к порталу высылаются в пункты проведения испытания не ранее чем за сутки до его начала. Участники итогового сочинения узнают конкретные темы лишь за 15 минут до начала испытания.

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Где будет проводиться итоговое сочинение?

Учащиеся будут писать сочинение в своих образовательных организациях. Выпускники прошлых лет могут пройти испытание в специально подготовленных для этого местах, определяемых местным органом власти в области образования.

Критерии оценки итогового сочинения

  1. Соответствие теме
  2. Аргументация (ссылки на литературный материал)
  3. Композиция сочинения и логика рассуждения
  4. Качество письменной речи
  5. Грамотность.

Во время испытания участникам разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Кто будет проверять итоговые сочинения?

Проверкой итоговых сочинений в отдельно взятом пункте проведения испытания занимаются эксперты комиссии этой образовательной организации (не менее трёх человек) и независимые эксперты. Экспертами школьной комиссии могут выступать учителя предметники и администрация школы.

– Для получения объективных результатов при проверке и проведении итоговых сочинений (изложений) рекомендуется не привлекать учителей, обучающих выпускников данного учебного года, – уточняют в Рособрнадзоре.

Все эксперты, привлекаемые к проверке итоговых сочинений, должны иметь высшее педагогическое образование по специальности учитель русского языка и литературы, а также обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах. Кроме того, они должны соответствовать ряду других требований, установленных Рособрнадзором.

Эксперты должны завершить проверку итоговых сочинений не позднее чем через неделю после проведения испытания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Итоговое сочинение-2019

Савинова Ольга Викторовна, учитель высшей категории г Иваново

Общие рекомендации

Работая с учащимися 5-11 классов, пришла к выводу, что нельзя объяснять новый материал всем одинаково. Запоминание происходит по-разному: кто-то воспринимает только правильную форму, а кто-то, наоборот, проще находит ошибки. Поэтому часто стала объяснять материал через такую форму, как таблица.

Проверка итогового сочинения

Требование 1 Рекомендуемое количество слов 250-350

Требование 2 Самостоятельность работы

Проверяется одним экспертом один раз

1 Рассуждение на предложенную тему (наличие проблемы в формулировке нацеливает на рассуждение)

2 Ответ на вопрос, поставленный в теме

1 Не соответствует теме

2 Не прослеживается конкретной цели высказывания

1 Не менее одного произведения

2 Смысловой анализ (тематика, проблематика, сюжет, характеры и тому подобное)

3 Комплексный анализ в единстве формы и содержания)

4 Примеры из текста (пересказ, цитаты)

1 Сочинение без привлечения литературного материала

2 Искажено содержание произведения (фактические ошибки)

3 Литературные произведения не становятся опорой для аргументации

4 Сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала

1 Логичное выстраивание рассуждения на предложенную тему (тезис, доказательства, вывод), (…

2 Соотношение между тезисом и доказательствами должно быть выдержано (доказательства, примеры, микровывод)

3 Тезис по содержанию совпадает с выводом

4 Тезис и вывод по объёму – 1/3 сочинения, доказательства – 2/3 работы

5 Вывод короче тезиса, вывод должен обобщать и подытоживать всю работу

6 1 абзац (вступление, тезис, связка)

2-3 абзац (аргумент (пересказ + анализ), микровывод)

7 Ответ на проблемный вопрос темы звучит 4 раза (в тезисе, микровыводе, микровыводе и выводе)

8 Связки между частями сочинения

1 Грубые логические нарушения

2 Ошибки в делении текста на абзацы

3 Отсутствует тезисно- доказательная часть

4 Отсутствие во вступлении проблемного вопроса (это сама тема) и формулировки ключевого тезиса, который будет доказываться

5 Нечёткое формулирование тезисов

6 Необоснованные повторы одних и тех же мыслей

7 Лишняя информация во вступлении и заключении

8 Слабые аргументы (не доказывают, неубедительно или поверхностно подтверждают тезис)

9 3 и более нарушений композиционной связи между смысловыми частями

1 Точное выражение мысли

2 Разнообразная лексика

3 Различные грамматические конструкции (предложения простые, осложнённые, сложные)

4 Уместное употребление терминов (жанр, герой, сюжет, изобразительные средства и других)

1 Низкое качество речи

2 Разговорные слова

3 Речевые штампы

4 Речевые ошибки (неуместный повтор слова, тавтология, плеоназм, неточное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости, смешение паронимов, результат неправильного словотворчества, неуместное использование экспрессивных слов)

5 Допущено 5 и более речевых ошибок

1 На 100 слов менее 5 ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных)

2 При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну

3 Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку

4 Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная

5 Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку

6 Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки

На 100 слов более 5 ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных)

Дополнительный критерий – Оригинальность сочинения

Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или оригинальные наблюдения и прочее) или яркостью стиля.

Читайте также: