Тема детства в современной отечественной литературе сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

Целью работы является исследование образов детства в творчестве современных писателей.
Достижение цели предусматривает решение следующего комплекса взаимосвязанных задач:
 Рассмотреть тему образов детства в художественной литературе в исторической ретроспективе и в творчестве современных писателей
 Провести анализ художественных произведений в аспекте исследования образов детства

Содержание работы
Файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

ВВЕДЕНИЕ

Образы детства в мировой литературе – это одна из вечных тем, которая на протяжении времени изменяется, интерпретируется с учетом временных реалий, но остается такой же тонкой и уязвимой, как и в классических произведениях.

Впервые проявление интереса к образу детства в литературе можно увидеть в произведениях эпохи Просвещения. Именно ей европейская и русская литература обязаны появлением детских образов в художественных произведениях и литературы для детей.

Современная литература часто обращается к образам детства своих героев, чтобы точнее передать их душевное состояние уже во взрослой жизни. Исследование детского мира, детских воспоминаний в художественной литературе отражает духовные настроения общества в целом и ярко характеризует морально-этические ценности современного мира во всех его сложных проявлениях.

В детстве закладываются те нравственные основы, которые становятся основным жизненным стержнем взрослого человека, именно они, чаще всего, удерживают человека в рамках тех жизненных ценностей, которые приняты в его обществе.

Исследованию проблем соотношения детства и взрослых поступков героев посвящено достаточно много литературоведческих исследований. Эта тема освящается в работах С.Г.Леонтьевой, Л.В.Долженко, Л.В.Овчинниковой, А.С.Михайлова и ряда других исследователей.

Таким образом, можно говорить о том, что состояние изучения данного вопроса в литературе имеет достаточно широкие границы и дополняется новыми исследованиями.

Перечисленные обстоятельства определили актуальность сферы исследования и обусловили выбор темы работы, постановку цели и основных задач.

Целью работы является исследование образов детства в творчестве современных писателей.

Достижение цели предусматривает решение следующего комплекса взаимосвязанных задач:

  • Рассмотреть тему образов детства в художественной литературе в исторической ретроспективе и в творчестве современных писателей
  • Провести анализ художественных произведений в аспекте исследования образов детства

Объектом исследования является художественная литература. Предметом исследования – художественные произведения, в которых представлены образы детства.

При написании работы были использованы следующие методы:

  • метод описания;
  • метод сравнения;
  • метод анализа материала;

метод синтеза информации.

Информационной базой исследования являются художественные тексты, учебники, учебно-методические пособия, статьи отраслевых журналов, Интернет-информация.

ТЕМА ОБРАЗОВ ДЕТСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ И В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Обзор темы образов детства в литературе XIX-XX веков

В XIX веке русской литературе образы детства являются одной из центральных тем в творчестве С.Т. Аксакова, В.М.Гаршина, Ф.М.Достоевского, В.Г.Короленко, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Д.Н.Мамина-Сибиряка и ряда других писателей.

Это произведение наполнено образами детства писателя, людьми, с которыми связаны его детские воспоминания. С особой правдивостью Аксаков повествует о своих детских переживаниях, наполненных всеми ощущениями человеческих чувств, от первых едва уловимых ощущений и до полного ощущения жизни.

Мир, окружающий ребенка с детства благотворно влияет на его поступки в зрелые годы, при этом детские воспоминания писателя не всегда полны гармонии. Он сознает несовершенство мира, но детские ощущения радости жизни помогают ему во взрослой жизни.

В повести Толстой представляет детство как счастливейшую пору жизни человека, которая оказывает влияние на него всю последующую жизнь. Образы детства настолько ярко раскрываются в произведении, что сама детская тема становится доминирующей, открывающей окружающий мир глазами ребенка.

Образы детства социальных низов очень характерны для творчества писателя. Именно выходцы из этого мира станут впоследствии участниками той социальной ломки, которая будет происходить после семнадцатого года. Именно детские воспоминания ужасов нищеты и бесправия поставят их в ряды тех, кто попытается построить новый мир. Образы детства у Горького вызывают двойственное ощущение. С одной стороны – детство – это самая счастливая пора жизни, с другой – это ужас нищеты, тяжкого труда, раннее взросление и самостоятельная жизнь еще совсем юных людей. Реализм таких детских воспоминаний отчетливо ощущается в действиях героев многих произведений писателя, формируя новые подходы к пониманию жизни во всех ее проявлениях.

Несколько иной подход к теме детства у писателя Л.Кассиля. Детство, ограниченное рамками семьи, как у писателей XIX века и детская борьба за выживание в художественных произведениях начала XX века, уходит в историю.

Автор, исследуя образы детей, отчетливо соотносит их с самим собой, уже ставшим взрослым, но при этом не растерявшим интереса к миру. Такой подход к пониманию образа детства характерен для литературы первой половины XX века, когда жизнь вдруг настолько стремительно начала меняться, что ее динамика передалась и литературным героям. Они познавали жизнь через призму своего детского мировосприятия, и главным здесь было движение параллельно с ней в прекрасное будущее, о котором так чудесно рассказывали.

Образы детства в современной литературе

Современная проза пытается снова осмыслить тему семьи, а значит и образов детства, связанных с ней. За несколько десятилетий понятие семейных ценностей было утрачено и в реальной жизни и в литературе. Именно поэтому образы детства в современной интерпретации достаточно сильно отличаются от тех, которые представлены в классической литературе.

Современные писатели, изображая своих героев, чаще всего не акцентируют внимание на их детстве, они как бы подразумевают его. Так в рассказах В.М.Шукшина мотив детства, не перерастая в тему или проблему, выступает как важный компонент текста, иногда зашифрованный или не акцентируемый.

«Даже в ограниченном пространстве рассказа писатель считал необходимым дать информацию о детстве героя. Это позволяло углубить мотивировку поведения.6

Рисуя образы детства, современная проза соотносит их с теми взрослыми людьми, вышедшими их тех детских воспоминаний, которые, в любом случае, оказали воздействие на формирование их характера и поведения в обществе.

Детство – это самая светлая и чистая пора в жизни каждого человека. Трудно сказать, когда именно заканчивается детство и начинается взрослая жизнь. Этой грани просто не существует: она настолько размыта, что почти неуловима. Мы все храним в памяти моменты из детства, ведь именно тогда всему учимся и радуемся с искренними, горящими глазами. Но Многомудрый Литрекон знает, что литературные примеры для сочинения-рассуждения 15.3 о детстве найти непросто, ведь авторы чаще описывают взрослую жизнь героев. Вот поэтому он и подготовил для Вас интересную и полезную подборку аргументов.

Автор: Татьяна Стекольникова

Аргументы к сочинению 9.3 на тему: Взаимопонимание (ОГЭ по русскому языку)

Автор: Самый Зелёный · Published 20.01.2022

Примеры из жизни для сочинения 15.3: Что такое дружба (ОГЭ по русскому языку)

Автор: Самый Зелёный · Published 18.03.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 06.09.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:nth-of-type(1) > li:nth-child(8)' data-code='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' data-block='4'>

ol:nth-of-type(1) > li:nth-child(8)' data-code='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' data-block='5'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

ol:nth-of-type(2) > li:nth-child(1)' data-code='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' data-block='13'>

ol:nth-of-type(2) > li:nth-child(1)' data-code='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' data-block='14'>

ol:nth-of-type(1) > li:nth-child(5)' data-code='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' data-block='15'>

ol:nth-of-type(1) > li:nth-child(5)' data-code='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' data-block='16'>

ol:nth-of-type(2) > li:nth-child(6)' data-code='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' data-block='17'>

ol:nth-of-type(2) > li:nth-child(6)' data-code='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' data-block='18'>

Актуальность выбранной темы обусловлена возрастающим интересом к теме детства в литературе, в других областях искусства, а также и в науке, например в педагогике и психологии.

Цель исследовательской работы: проследить трансформацию темы детства в русской литературе на протяжении XIX - XXI вв.

В связи с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

2. проследить эволюцию образа ребёнка в русской художественной литературе на протяжении XX - XXI вв.;

3. соотнести образ ребёнка в представлении русских классиков и писателей XX-XXI вв.

Объектом исследования является образ ребёнка в ряде произведений русской литературы XIX - XXI вв. Предметом исследования стали тексты художественных произведений о детях XIX - XXI вв., а также используемые авторами средства художественной выразительности для создания детских образов и особености авторской позиции при изображении детей.

Глава I Тема детства и образы детей в русской литературе XIX в.

Таким образом, на протяжении XIX в. представление об образе ребёнка меняется. Если ранее тема детства в литературе была несколько идеализирована и приукрашена, то с конца XIX в. писатели начинают разрушать этот стереотип. В русской классике XIX в. прослеживается мысль о том, что любой ребёнок нуждается в любви и внимании, что гениально показывает Ф.М. Достоевский, и печально, если эту любовь ребёнок получит лишь на небесах.

Глава II Развитие темы детства в русской литературе XX - XXI вв.

Список литературы

1. Аверина М.А. Контур человека: мир под столом. М., Эксмо, 2019.

2. Айхенвальд Ю.И. Дети у Чехова // Силуэты русских писателей. М., Республика, 1994. С. 341-350.

3. Бабук А.В. Художественная антропология детства в литературе XIX в. Минск, БГУ, 2018.

5. Бухина О., Лану А. Герои – сироты в детской литературе: отражение социального кризиса начала и конца советской эпохи // Детские чтения, 2015, № 1. С. 24-27.

7. Власкин А.П. На перекрёстке человеческой природы: мужское – женское – детское в художественном мире Достоевского // Достоевский и мировая культура, № 22. М., 2007. С. 204-219.

8. Дворяшина Н.А. Лики детства в русской литературе Серебряного века // Известия УрГУ, Гуманитарные науки. 2008, № 55, вып. 15. С. 137-143.

10. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 г. // Собрание сочинений в 30 т. Л., Наука, Т. 22, 1981.

11. Железников В. Чучело. М., Стрекоза, 2017.

14. Толстой Л.Н. Детство // Собрание сочинений в 8 т. Т. 1. М., Лексика, 1996.

15. Тургенев И.С. Записки охотника. М., Детская литература, 1978.

16. Санаев П.В. Похороните меня за плинтусом. М., АСТ, 2018.

17. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. Издано Н.С. Таганцевым. Изд. 7, пересмотренное и дополненное. СПб., 1892.

18. Чехов А.П. Ванька // Собрание сочинений в 12 т. Т. 4. М., Государственное издательство художественной литературы, 1961. С. 501- 505.

19. Чехов А.П. Спать хочется // Собрание сочинений в 12 т. Т. 6. М., Государственное издательство художественной литературы, 1962. С. 10-15.

1 Власкин А.П. На перекрёстке человеческой природы: мужское – женское – детское в художественном мире Достоевского // Достоевский и мировая культура, № 22. М., 2007. С. 204-219.

5 Айхенвальд Ю.И. Дети у Чехова // Силуэты русских писателей. М., Республика, 1994. С. 341-350.

7 См., напр.: Бухина О., Лану А. Герои – сироты в детской литературе: отражение социального кризиса начала и конца советской эпохи // Детские чтения, 2015, № 1. С. 24-27.

10 Бабук А.В. Художественная антропология детства в литературе XIX в. Минск, БГУ, 2018. С. 42-43.

12 Достоевский Ф.М. Мальчик у Христа на ёлке. Дневник писателя за 1876 г. / Собрание сочинений в 30 т. Л., Наука, Т. 22, 1981. С. 16.

Сочинение: Как детство влияет на жизнь человека?

Вариант 1

У каждого человека своё детство. Это особенная история, полная радостей и печалей, удивительных открытий и первых лишений, закаляющих наш характер. Человеческое мировоззрение формируется именно в эту пору и во многом зависит от окружающей ребёнка обстановки.

Однажды о запретном развлечении своих учеников узнала учительница французского языка. Она оставила главного героя на серьёзный разговор и была крайне удивлена тем, что он тратит деньги на необходимое для лечения молоко, а не на разные глупости. После этого у Лидии Михайловны появилось чувство жалости по отношению к своему ученику. Она пыталась помочь ему, чем могла, и это касалось не только учёбы. Отзывчивая учительница пробовала накормить мальчика, дать ему денег. Но гордость не позволяла главному герою принять такую помощь. Тогда Лидия Михайловна нашла другой способ. Она стала играть с ним на деньги и специально поддавалась, проигрывая каждый раз определённую сумму, необходимую на продукты. В итоге эта история дошла до директора школы, и он уволил учительницу, но она так и не выдала истинных мотивов своего поступка, защитив таким способом честь ученика.

Лидия Михайловна оказала значимое влияние на формирование личности главного героя. Она научила его не только французскому языку, она преподала ему уроки доброты и человечности.

Таким образом, можно сделать вывод, что детство действительно оказывает значительное влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Оно закладывает основы нравственного сознания и формирует личность. Именно в детстве ребёнок проявляет свою индивидуальность и выбирает определённый путь, от которого напрямую зависит его будущее.

Вариант 2

Валек и Маруся жили впроголодь, они не знали, что такое домашний уют и материнская любовь. Из-за постоянного недоедания и ужасных условий проживания Маруся стала плохо себя чувствовать, и эта болезнь оказалась неизлечимой. Васе было очень жаль новых друзей, он пытался всячески им помочь, даже принёс из дома куклу, которую подарила его мама перед своей смертью Соне. Однако его сопереживание и участие не смогло спасти невинную девочку, жестокий мир отобрал её жизнь.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что детство оказывает решающее влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Именно в эти годы формируется характер, закладываются нравственные ценности, и образуется картина виденья мира. Для того чтобы понять человека лучше, необходимо узнать о его детстве.

Дополнительные аргументы

Читайте также: