Как бы ни был увлечен человек историей спортом или математикой сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Симон Львович Соловейчик.

Учение с увлечением

— Да какой это роман! — возмутится читатель, перелистав страницы книги. — Это не роман, а обман!

Нет обмана. Роман. Потому что о любви, потому что в книге десятки героев, а действие её происходит по всему миру. Чем не роман?

Это роман о любви к учению, такой же драматичной, как и всякая любовь: здесь страдания, страсти, томление, надежды и разочарования, через которые проходит каждый человек.

В учении всё зависит от науки, от учителя и от ученика.

О науке написаны десятки миллионов книг. Для учителя — миллионы, А для ученика?

Есть руководства для юных конструкторов, созданы инструкции по разведению рыбок в аквариуме, есть самоучители игры на гитаре. Но книги о любви к учению нет!

Может быть, вы, читатель?

Учение с увлечением!

Проделаем такой фантастический опыт. Помножим число людей на Земле на число мыслей, какие только приходят в голову человеку за всю его жизнь. Произведение получится огромным. Теперь прикинем, как распределяются мысли людей по содержанию, о чём люди думают.

Если не быть слишком строгими в подсчётах, то можно сказать, что приблизительно из каждых ста мыслей

девяносто — о практических заботах сегодняшнего дня, о себе и окружающих людях;

девять — о всей своей жизни и о всей стране;

одна мысль — о вечности и человечестве.

Люди думают о дне, о жизни и о вечности. Люди думают о себе, о стране и о человечестве. Мысли, не выходящие за границы сиюминутных забот, занимают почти всё наше время — иначе быть и не может. Нельзя вечно думать о вечном: человек живёт сейчас, а не в будущем. Но нельзя, невозможно не думать и о высоком — о людях, о стране, о вечности и человечестве.

Вот круг на плоскости. В нём можно разместить неисчислимое множество точек. Но только одна точка из этого множества — центральная, центр. Она одна в бесконечном числе других точек, но она определяет место всего круга. Так и среди мыслей наших есть центральные мысли; и что с того, что мы не сосредоточиваемся на них с утра до вечера, что не каждый день они приходят в голову? Они есть, эти центральные мысли, и именно они определяют центр тяжести нашей души, её устойчивость, составляют духовную жизнь человека.

Все остальные главы этой книги будут посвящены сугубо практическим вещам, деловым проблемам учения.

Но несколько минут жизни, несколько первых страниц книги посвятим главным, трудным, центральным мыслям.

Само собой разумеется, что книга про учение должна открываться разъяснениями, зачем же человеку учиться. Пожалуй, и читатель будет расстроен, если автор не убедит его, что учиться — хорошо, а не учиться — плохо. Что хорошо учиться — лучше, чем учиться плохо. Что ученье — свет, а неученье — тьма.

Признаться, я с этого и начал: я написал не одну, а несколько глав, в которых доказывал, что учиться — это хорошо, а не учиться — плохо. Я привёл прямые доказательства и доказательства от противного, собрал мнения многих мыслителей, подобрал примеры из жизни великих людей, доказывающие, что ученье — свет, свет и свет, А неученье — тьма. Темень тёмная и непроглядная. Даже предельно невежественный человек, тот, для кого неученье не тьма, а именины сердца, — даже он, прочитав эти главы, дрогнул бы душой, задумался бы о своей неправильной жизни и, сам того не замечая, потянулся бы к учебнику ботаники, всем существом своим осознав, что ученье (вы слышали?) — свет, а неученье, что там ни говори, — тьма.

Но не дрогнет ничья душа. Никто не прочитает прекрасные главы. Я их выбросил. Никому они не нужны. Потому что любой читатель, только попроси его, с изумительным вдохновением докажет, что ученье — свет, а неученье… Докажет и это: что неученье — тьма!

Вслушаемся в слова: образование дают, образование получают… Дают и получают — как наследство, как богатство. В нашей стране образование бесплатное, чтобы все дети получили одинаковую возможность учиться, независимо от положения родителей. Но ведь и за это бесплатное образование народ платит своим трудом. Из воздуха, сами собой, средства для содержания школ не появляются. Бесплатно — для семьи, но для народа — вовсе не бесплатно.

Так что же понапрасну рассуждать, зачем и для чего учиться? Что уж так интересоваться, свет учение или не свет? Есть один простой и деловой вопрос: какие у нас, у меня реальные возможности получить хорошее образование? Как этими возможностями воспользоваться?

Ещё не кончилась гражданская война, когда в зале на Малой Дмитровке, в Москве, где сейчас Театр имени Ленинского комсомола, собрались молодые люди со всех концов страны, многие — с фронта. Они знали, что должен выступить Ленин, и нетерпеливо ждали, что же он скажет, потому что этот человек, Ленин, вот уже почти четверть века говорил самое нужное людям.

Ленин приехал на этот съезд и действительно сказал точное и своевременное слово, хотя оно и показалось неожиданным. Слово было такое: учиться.

В тексте В. Распутина поднимается проблема воздействия природы на душу человека.

Раскрывая этот вопрос, автор рассказывает нам о таком заповедном месте, как озеро Байкал. Писатель по-настоящему встревожен тем, что люди могут использовать это "бесценное богатство" для своих "производственных потребностей". Он же убеждён, что мы должны любоваться его волшебной красотой, дышать его дурманным воздухом, да и просто ощущать слитность с природой.

Не удивительно, что Распутин В. разделяет мнение Л. Н. Толстого: "Всё недоброе и в сердце человека должно бы. исчезнуть". В этих словах можно увидеть глубокий смысл: может быть, на природе и крепится наше благоразумие и благодеяние. Так автор убеждает нас в том, что сохранность и чистота природы прежде всего необходимы нам.

Почему люди уничтожают дикую природу? Именно эта актуальная проблема привлекла внимание А. Агеева.

Раскрывая этот вопрос, автор размышляет над отношением человека к миру. Писатель убеждён, что мы губим природу, нарушая важный жизненный принцип: "Если можешь, не причиняй беспокойства другим". Не удивительно, что А. Агеев разделяет мнение Антуана де Сент-Экзюпери, цитируя мудрые слова его героя: "Ты всегда в ответе за тех, кого приручил". Действительно, мы должны помнить о тех животных, которых когда-то одомашнили, но нельзя забывать и о диких. Нам необходимо беречь и защищать природу, ведь человек, по словам автора, сам является представителем животного мира.


Получается, что человек будет культурным, если будет работать над собой. При этом автор отмечает, что "культурное противоположно дикому". Действительно, в наше время дикарём назовут не того, кто ест, например, сырое мясо, а того, кто не умеет управлять собой.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Загрузить презентацию (286 кБ)

Загрузить презентацию (172 кБ)

Загрузить презентацию (475 кБ)

Загрузить презентацию (377 кБ)

Загрузить презентацию (466 кБ)

Аннотация проекта

Критерии проверки и оценки сочинения Баллы
1. Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет
1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста 0

Обращается внимание учащихся:

*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов!

Типы заданий:

1) Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

  1. Проблема отношения человека к своей Родине.
  2. Проблема исторической памяти.
  3. Проблема взаимоотношений между государствами.
  4. Проблема патриотизма.

2) Отредактируйте предложения, устранив речевые и грамматические недочеты

  1. Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах.
  2. Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман
  3. В тексте поднимается проблема национализма народов.
  4. Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.
  5. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?

Критерии проверки и оценки сочинения Баллы
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблемапрокомментирована с опорой на исходный текст.
Фактических ошибок, связанных с пониманиемпроблемы исходного текста, в комментариях нет
2
Сформулированная экзаменуемым проблемаисходного текста прокомментирована, но без опорына исходный текст,
Или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка,связанная с пониманием исходного текста
1
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста 0

Типы заданий:

Прочитайте текст, выделите и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. При комментировании можете использовать подсказки – материал для сочинения (даётся на слайде).

Как бы ни был увлечён человек историей, спортом или математикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения.
Ведь что такое культура? Культурным мы называем всё, что обработано в интересах человека и в традициях общества, к чему приложены усилия. Культурное противоположно дикому. Яблоня-дичок даёт кислые, сморщенные плоды, в рот не возьмёшь. Яблоня, над которой работали, даёт плоды большие, красивые и вкусные. Это культурное растение. Так и в человеке: у него есть культура мысли, если он много учился, и культура поведения, если его хорошо воспитывали, и культура тела, если он занимался спортом. А культура чувств? Культура желаний? Культура интересов? Эти виды культуры тоже не приходят сами собой, тоже требуют работы, воспитания и самовоспитания. Иначе выходит человек-дичок, дикий человек среди развитых, культурных людей. Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, - дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своим телом, своими движениями, чувствами, интересами.
(По С. Соловейчику)

Критерии проверки и оценки сочинения Баллы
3. Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
1
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
или позиция автора исходного текста не сформулирована
0

Типы заданий:

  1. Человек прежде всего должен чувствовать себя гражданином мира, а не какого-либо государства.
  2. Любовь к родине сродни любви к родителям: мы любим свою родину, несмотря на её недостатки.
  3. Любовь к родине проявляется не в громких фразах, это чувство, заложенное в природе человека.
  4. Чувство патриотизма не исключает объективного отношения к своей стране.

2. Соотнесите формулировки проблем текста Д.С. Лихачёва из левой колонки с позицией автора, указанной справа, и запишите ответ.

  1. Что является важнейшим качеством сформировавшейся личности?
  2. Какова истинная цель жизни?
  3. Проблема свободы личности.

А. Человек должен прежде всего стать личностью, найти своё предназначение, которое не ограничивается карьерным ростом или заботой о материальном благополучии.
Б. Человек, осознавший свою свободу, находит в себе силы служить не власти, а идеалам истины и добра.
В. Личность немыслима без развитого чувства собственного

Образец задания. Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением тезиса:

Художественная литература — это важнейший источник духовного развития личности.

Объясните свой выбор.

Критерии проверки и оценки сочинения Баллы
5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО
допущена 1 логическая ошибка,
и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста
0

Типы заданий:

1. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.

I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.

III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами. 5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.

2. Определите способ связи предложений в тексте. Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.

Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24.

Справочный материал: слова одной тематической группы, наречие времени, однокоренные слова, указательное местоимение, повтор слова.

Презентации построены таким образом, что возможно их применение как на уроках, занятиях кружка или факультатива, так и в самостоятельной работе учащихся.

Как бы ни был увлечён человек историей, спортом или математикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения.

Ведь что такое культура? Культурным мы называем всё, что обработано в интересах человека и в традициях общества, к чему приложены усилия. Культурное противоположно дикому. Яблоня-дичок даёт кислые, сморщенные плоды, в рот не возьмёшь. Яблоня, над которой работали, даёт плоды большие, красивые и вкусные. Это культурное растение. Так и в человеке: у него есть культура мысли, если он много учился, и культура поведения, если его хорошо воспитывали, и культура тела, если он занимался спортом. А культура чувств? Культура желаний? Культура интересов? Эти виды культуры тоже не приходят сами собой, тоже требуют работы, воспитания и самовоспитания. Иначе выходит человек-дичок, дикий человек среди развитых, культурных людей. Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, - дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своим телом, своими движениями, чувствами, интересами.

(По С. Соловейчику)
Материал для сочинения:

Что такое …? Какого человека можно назвать …? Такие вопросы привлекли внимание Симона Соловейчика.

Размышляя над поставленной проблемой, автор подчёркивает, что культурным принято называть … . Соловейчик проводит аналогию между … (Автор сравнивает …). Публицист пишет о … . По его мнению, дикарь в наши дни – это … .

Таким образом, автор приходит к выводу, что … .
Ключ для учителя

1. 1. – В, 2 – А, 3 - Б

* А теперь поработаем с нашим текстом.

Слайд 35/1. Сформулируйте авторскую позицию по одной из проблем в тексте Ю. Бондарева.

* Вот, что получилось у меня.

Слайд 35/2.


Автор показывает, что нас оценивают так, как мы сами оцениваем себя.

От нашей самооценки зависит отношение к нам других людей.

Автор глубоко убеждён в том, что не бывает красоты без благородства/самоуважения.

Истинная красота человека, по мнению автора, обусловлена его душевными качествами./Красив только тот, кто обладает внутренним достоинством, благородством.

Автор считает, что своё человеческое достоинство надо защищать несмотря ни на что.

Автор показывает, что порой бывает достаточно одного взгляда, исполненного самоуважения, чтобы изменить мнение окружающих о себе.

Самой сложной является следующая часть – формулировка и аргументация собственного мнения.

Слайд 36. Аргументация собственного мнения по проблеме.

В этой части работы нужно следовать правилам построения текста-рассуждения.

* Вспомните структуру сочинения-рассуждения.


  • Я полностью поддерживаю эту позицию.

  • Я согласен с мнением автора.

  • С этим мнением нельзя не согласиться.

  • С этим мнением можно согласиться лишь частично.

  • Эта мысль вызывает сомнение, и я попробую возразить автору.

  • Я не совсем согласен с мнением автора.

  • Я не согласен с автором.

  • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…

Второй - взят из художественной, публицистической или научной литературы.

Аргумент, основанный на жизненном или читательском опыте, оценивается 1 баллом, аргумент, взятый из литературы – 2 баллами. Часто выпускники путают эти аргументы.

Слайд 39. Чем различаются аргумент, взятый из литературы, и аргумент, основанный на собственном (пусть даже читательском) опыте?

* Сравните предложенные аргументы. (Первый из художественной литературы – 2 балла, второй основан на читательском опыте – 1 балл.)

Таким образом, чтобы аргумент был оценён 2 баллами, в нём должны быть указаны автор, название произведения и герой.

Вводить аргументы в сочинение можно разными способами.

Слайд 40. Введение аргументов в изложение собственной позиции.


  • Обратимся к (факту, научным исследованиям, воспоминаниям…)

  • Достаточно привести такой пример…

  • Подтверждением сказанному может служить .

  • Свидетельством этого служит такой ( случай, пример, эпизод произведения…)

  • Данную мысль можно обосновать еще одним (примером, фактом, аргументом)

  • Убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить…

  • В этом легко убедиться, обратившись к…

  • Во-первых.

  • Например,

  • Допустим,

  • По свидетельствам…, по утверждению…

  • Благодаря тому что…, …

  • В связи с тем что…, …

  • В результате того что…, …

Слайды 41-43. Ошибки.

1. Пропуск аргумента, приведение только факта:

2. Подмена проблемы, приведение аргументов в защиту точки зрения, не отражённой в исходном тексте:

4. Отсутствие связи между тезисом и аргументами.

5. Повторение аргументов автора со своими примерами (негрубая ошибка).

Для наглядности приведу пример обоснования собственной позиции.

Слайд 44. Пример обоснования собственной позиции.

Автор убеждён, что обидчиков следует прощать.

Во-первых, прощение приводит к вседозволенности. Из СМИ мы часто узнаём об оправдании обидчиков или условных сроках им (например, за избиение людей нерусской национальности). А они продолжают творить произвол, не извлекая урока из своих преступлений.

* А теперь попробуйте сами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


  1. Выберите из фрагментов сочинений аргумент, подтверждающий тезис. Обоснуйте свой выбор.

Фрагменты сочинений:

Читайте также: