Сочинение по литературе егэ 2019

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: "НАДЕЖДА – ЭТО ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ОТНЯТЬ У ЧЕЛОВЕКА".

Пример итогового сочинения к направлению НАДЕЖДА и ОТЧАЯНИЕ

Тема сочинения: Согласны ли вы с тем, что надежда – это единственное, что нельзя отнять у человека?

Надежда. Порой она последнее, что остается у человека. Однако даже надежду могут отнять. Да, это правда. Но нужно помнить, что в жизни всегда есть место новым надеждам, новым планам и мечтам.. Важно помнить, что на смену утраченной надежды непременно придет новая!

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: ДЕЛАТЬ ДОБРО ЛЕГЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ ДОБРЫМ

Пример итогового сочинения к направлению ДОБРО и ЗЛО

Быть добрым и делать добро – это далеко не одно и то же. Делать добро может любой, для этого достаточно хорошего настроения, корыстного интереса или давления общества, которое навязывает определенные шаблоны поведения. Быть добрым – это другое. Это состояние души, которая не может оставаться спокойной, когда кому-то плохо, когда кому-то нужна помощь.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: "ЕЖЕЛИ БЫ ВСЕ ВОЕВАЛИ ТОЛЬКО ПО СВОИМ УБЕЖДЕНИЯМ, ВОЙНЫ БЫ НЕ БЫЛО. "

Пример итогового сочинения 2019-2020 по направлению "Война и мир"

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: ЧТО ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВЕРИТЬ В ДОБРО?

Пример итогового сочинения к направлению ДОБРО и ЗЛО

Тема сочинения: Что помогает человеку верить в добро?

В детстве нас учат тому, что добро непременно побеждает зло. Взрослая жизнь нам показывает, что это не всегда правда. Но мы продолжаем верить в добро, несмотря на разочарования и падения. Что помогает нам сохранять эту веру? Конечно, добрые поступки окружающих нас людей, которые совершаются ежедневно! Может, мы не задумываемся об этом в течение дня, но подсознательно чувствуем себя в безопасности, потому что рядом есть добрые люди. Помочь пожилому человеку перейти дорогу, поддержать коллегу перед важным выступлением, проверить домашнюю работу сестры – даже в таких мелочах кроется добро. Оно всегда вокруг нас!

Пока рядом с нами совершаются хорошие поступки, мы будем верить в добро. Глядя на то, как абсолютно чужой человек протягивает руку помощи, мы не можем сомневаться в существовании добра и в ее силе.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: МОЖЕТ ЛИ ЛЮБОВЬ ИЗМЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА?

Пример итогового сочинения к направлению ОН И ОНА

Тема сочинения: Может ли любовь изменить человека?

О силе и чудесах любви написаны тысячи книг. Это одна из вечных тем в литературе, которой хотя бы раз уделил внимание каждый писатель и поэт. Это не удивительно, ведь любовь меняет человека, раскрывает те черты, о которых он сам даже не подозревал. Хулиган становится внимательным и заботливым, скромник решается на сумасшедшие поступки, нарцисс падает к ногам своей дамы, а холодная леди – в объятия возлюбленного. Да, любовь – это тема, о которой можно писать вечно, ведь она преображает и исцеляет людей!

Может ли любовь изменить человека? Безусловно, может. Мы сами того не замечая, начинаем иначе смотреть на вещи, начинаем совершать поступки, которые раньше были несвойственны нам. Однако любовь никогда не привносит что-то извне, а лишь раскрывает те черты характера, которые были спрятаны глубоко внутри и только ждали нужного момента. Момента, когда появится тот, ради кого мы будем готовы меняться. (365 слов)

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: НАДЕЖДА - ЛУЧШИЙ ВРАЧ ИЗ ВСЕХ, КАКИЕ ИЗВЕСТНЫ.

Пример итогового сочинения к направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ

Надежда – лучший врач. Она успокаивает боль и дает силы. Она заставляет нас жить, несмотря ни на что. Пусть иногда ее действие заканчивается, и мы можем вновь опустить руки. Но именно надежда дает нам время и возможность сделать что-то важное и нужное, что способно изменить наше будущее.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: "БЕСКОНЕЧНО МАЛЕНЬКИЕ ЛЮДИ ИМЕЮТ БЕСКОНЕЧНО ВЕЛИКУЮ ГОРДОСТЬ"

ПРИМЕР ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ НА ТЕМУ: "ГОРДОСТЬ - ЭТО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО?"

Пример итогового сочинения 2019-2020 по направлению "Гордость и смирение" на тему: "Гордость - это положительное или отрицательное чувство?"

Гордость - это положительное или отрицательное чувство? На мой взгляд, гордость - это чувство, выражающееся в наличии собственного достоинства и самоуважения, однако часто оно перерастает в гордыню. Я считаю, что нельзя сказать, положительное это чувство или отрицательное, ведь когда испытываешь гордость, начинаешь осознавать собственную ценность, а это является огромной мотивацией для любого человека. Однако если оно перерастает в высокомерие, то людей начинает отталкивать тот факт, что кто-то возвышает себя над остальными. Стоит рассмотреть это на примере художественной литературы.

В прекрасном произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" главный герой - Григорий Печорин, красивый и статный молодой офицер, осознающий, как он прекрасен. Молодой человек был горд, люди восхищались им, и это отравило его душу. Григорий стал высокомерным, начал причинять боль людям, которые им дорожили: проигнорировал Максима Максимыча, который любил его всем сердцем, ради собственной прихоти лишил Бэлу семьи и будущего, из-за него погиб Грушницкий, а Мери подверглась душевным терзаниям и насмешкам со стороны общества. Гордость переросла в гордыню, и это навредило как самому герою, так и окружавшим его людям. Григорий не был счастлив, его тяготило общество, ведь он считал, что он выше его. И потому гордость в данном случае - отрицательное чувство.

А в пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума" это чувство является положительным. Главный герой произведения Чацкий отличается от остальных умом, сообразительностью, умением бороться и идти против старых правил. Он осознаёт своё превосходство над другими, однако его гордость является обоснованной. Именно она помогала герою двигаться дальше в борьбе со светским обществом. И хоть его "битва" была проиграна, определённые результаты она принесла: общество осознало, что кроме лести и зависти есть такие понятия, как доброта и самоуважение. В данной ситуации гордость является опорой всех остальных качеств человека, и поэтому это положительное чувство.

Как бы учащиеся 11 класса ни хотели обратного, ЕГЭ всё приближается и приближается. Совсем скоро выпускники сядут писать очень важные экзамены, от которых зависит дальнейшее поступление в высшее учебное заведение. Те, кто выбрал для сдачи литературу, уже сейчас могут начать повторять основные произведения школьной программы и активно писать сочинения на самые различные темы. Именно о последнем и пойдет речь. Хорошее эссе по литературе может принести ученику большое количество баллов. Многие его очень сильно боятся, но напрасно. Самое главное ‑ составить чёткий план и привести уместные литературные примеры. А чем больше сочинений будет написано до самого экзамена, тем больше вероятность высокого результата!

Алгоритм написания сочинения

Шаблоны и клише

Часть структуры текста Шаблон или клише
Вступление 1. Эта тема давно волнует человечество;

2. Над этой проблемой задумывался не один автор. (имя автора) также не был исключением;

2. (Название проблемы) актуальна и по сей день;

2. Автор хочет донести до нас…;

2. В данном произведении очень чётко выражена основная мысль автора;

3. Не сложно догадаться, что авторская мысль ‑ это…;

2. Позиция автора близка и мне;

3. Нельзя не согласиться с (имя автора);

2. Данная тема отображена в (название произведения);

3. Эта проблема/тема волновала многих писателей;

2. Сложно не согласиться с авторским мнением;

3. Эти произведения учат нас; доказывают/ показывают нам…;

4. Подводя итог, можно сказать, что….;

Примерные темы

План сочинения

Структура и композиция сочинения — это памятка, необходимая в работе над эссе. Ее желательно выучить, чтобы на месте спокойно работать по давно знакомому плану. Важно помнить, что необязательно начинать со вступления, можно накидать основную часть и отталкиваться от нее, чтобы все части работы были логически обоснованы и связаны.

Важно помнить, что в сочинении по литературе большое внимание уделяется терминологии. Для высокого балла текст должен иметь как минимум 5 терминов (например, роман, автор, герой/героиня, завязка, эпитет, сравнение и т.п.)!

Пример сочинения

В заключение хотелось бы рассказать, что сам автор искренне верил в целительную силу переворота, но позже разочаровался в нем. Однако смысл финала от этого не меняется: Блок приветствовал революцию и считал ее всепожирающий огонь (убийства, грабежи, насилие) спасительным для России.

Критерии оценки


Хорошее сочинение по литературе может принести 14 баллов на едином государственном экзамене. Некоторые ученики побаиваются этого вида работы и не напрасно: к такому формату невозможно подготовиться за несколько месяцев. Ради успеха придется начать подготовку заранее и не только прочитать все произведения школьной программы, но и внимательно проанализировать их.

Как подготовиться к сочинению

Начинайте читать книги как можно раньше. При подготовке будьте предельно внимательны: запоминайте главных и второстепенных персонажей, отмечайте сюжетные линии, стремитесь уловить замысел автора. Старайтесь как можно чаще писать сочинения. Так вы сможете набить руку и запомнить схему, которой нужно придерживаться. После прочтения книги внимательно проанализируйте её: найдите тему, идею и проблематику произведения.

Заведите специальную тетрадь для того, чтобы записывать имена персонажей и схематично излагать сюжет.

Примерные темы

Все темы экзаменационных сочинений затрагивают глубокие философские вопросы. Точный список обычно известен только в день сдачи ЕГЭ. Но каждый ученик может ознакомиться с примерными направлениями. В 2022 ФИПИ рекомендует для итогового сочинения следующие из них:

  • Какого человека можно назвать добрым?
  • Можно ли оправдать жестокий поступок?
  • Чем доброта отличается от милосердия?
  • Почему зло разрушительно?
  • Может ли доброта принести человеку разочарование?

Как писать сочинение ЕГЭ по литературе 2022

ЕГЭ

  1. Структурированной. Это очень важный критерий. Неважно, насколько хорош текст, если у сочинения нет четкой структуры (какой, мы расскажем ниже), высокий балл вы не получите.
  2. Аргументированной. В работе должно быть от 3 до 5 аргументов, взятых из литературных произведений. Если это сочинение по лирике, то анализ должен затронуть не менее 3 стихотворений.
  3. Соответствующей авторской точке зрения. Вы должны показать, что поняли замысел автора правильно.
  4. Грамотной. Стоит следить не только за грамматическими и пунктуационными ошибками, но и за качеством речи. Избавиться от ошибок поможет опыт в написании и редактировании текстов во время подготовки.

План написания

Сочинение по литературе должно соответствовать определенному плану. В какой-то степени его нужно подогнать под шаблон, чтобы оно соответствовало критериям оценивания. Действуйте согласно нашему алгоритму:

  1. В теме сочинения выделите ключевые слова, в которых, как вам кажется, скрывается основной смысл.
  2. Сформулируйте позицию относительно темы и запишите ее в черновик. Она будет отправной точкой.
  3. Попробуйте занять позицию оппонента и доказать ему свою правоту, приведя аргументы.
  4. Вспомните примеры из литературных произведений, которые подтверждают верность вашей позиции.
  5. Выстройте логический план доказательств и изложите его в черновике.
  6. Сравните исходную позицию с мыслями, которые пришли после рассуждения. Они лягут в основу заключения.
  7. Отредактируйте орфографию, пунктуацию и речевые ошибки.

Этот алгоритм поможет отметить самые важные моменты в работе.

Структура

Структура сочинения

Любой хороший текст должен быть структурированным. А уж тем более это касается сочинения по литературе. Очень важно четко следовать плану работы, чтобы сделать текст лаконичным и выверенным. Идеальное сочинение должно включать все пункты этого плана:

  1. Вступление. С него начинается работа. В этой части нужно выдвинуть тезис и сформулировать главный вопрос. Обратите внимание, правильно ли определено ключевое слово в теме и отражено ли оно во вступлении.
  2. Основная часть. Продумайте корректный переход от вступления к основной части, чтобы текст выглядел гармонично. Далее начинайте рассуждать и анализировать. Доказывая свою позицию, старайтесь обращаться к цитатам.
  3. Заключение. Итог всего вышесказанного. Здесь вы должны дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении.

Шаблонные фразы и клише

Клише

Клише украшают далеко не каждый текст, но как раз в написании сочинения по литературе они могут очень помочь. Импровизации школьников в переходах от вступления к основной части не всегда заканчиваются успехом. Не стоит придумывать что-то новое и экспериментировать, когда вы уже находитесь на экзамене. Ваша главная задача — написать качественный, аргументированный текст с доказательством своей точки зрения. А нестандартные решения лучше оставить профессиональным писателям.

Не стесняйтесь заучить шаблонные фразы — в критический момент они придут на выручку и помогут написать отличную работу. Приведем пример универсальных клише, которые можно использовать:

Объем

Рекомендованное количество слов в сочинении — от 350. Тексты, объем которых менее 250 слов, не проверяются.

Вступление должно занимать около 60-70 слов, основная часть — 250 слов, заключение — примерно 60-70. Максимальный объем не устанавливается, но советуем не увлекаться. Не стоит делать сочинение слишком длинным: так вы рискуете написать много лишней информации и уйти от темы.

Критерии оценивания

Эти требования придуманы неслучайно. Без их соблюдения сочинение потеряет целостность и логичность рассуждений. После написания работы всегда проверяйте, соответствует ли текст следующим критериям:

  1. Глубокое раскрытие темы и убедительность аргументов. Чтобы текст получил хорошую оценку, сформулируйте свою позицию и докажите ее.
  2. Владение литературными понятиями. Продемонстрируйте знание теоретико-литературных понятий и умение правильно ими оперировать.
  3. Обоснованность привлечения текста литературного произведения. Выберите правильное произведение для своей темы и избегайте ошибок в пересказе или приведении цитат.
  4. Соблюдение целостной композиции текста и логичность изложения. Обращайте внимание на правильность структуры сочинения и на то, насколько гармонично оформлены переходы от одной части к другой.
  5. Следование нормам речи и грамотность. Избегайте речевых, стилистических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Как правильно оформить сочинение

Оформление сочинения

Закончив работу на черновике, приступайте к редактированию и оформлению сочинения. Исправьте грамматические ошибки, избавьтесь от речевого мусора. Старайтесь не использовать слишком сложные предложения с обилием запятых — пусть текст будет легким для восприятия.

Во время подготовки к экзамену попробуйте читать конечные тексты вслух. Так легче понять, насколько они лаконичны.

На экзамене пишите сочинение понятным, разборчивым почерком. Буквы должны быть читаемыми — так вы убережете себя от незаслуженной орфографической ошибки.

Примеры сочинений

Несколько образцов сочинений, подходящий под формат работы на ЕГЭ:

Как и к ЕГЭ, к студенческой жизни лучше готовиться заранее. Уже сейчас вы можете познакомиться со специалистами ФениксХелп, чтобы знать, кто вам поможет, если поджимают учебные сроки.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина


Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год


1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.


3. Преступление и наказание — вечная тема.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.


4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.


5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению подготовлен в целях создания благоприятных условий для подготовки к итоговому изложению. Сборник включает 200 текстов разнообразной тематики, в том числе использованные при проведении итогового изложения в прошлые годы. Рекомендуется использовать данный сборник для развития устной и письменной речи обучающихся в учебном процессе образовательных организаций, а также в самостоятельной работе обучающихся.

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Открытые направления для тем итогового сочинения утверждаются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.

На 2019-2020 учебный год утверждены следующие тематические направления:

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2019-2020 учебный год

  1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019—2020 уч.г.
  2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
  4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
  5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
  6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019—2020 уч.г.
  7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
  8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.

А также Методические материалы, разработанные в целях повышения качества подготовки обучающихся к итоговому сочинению (изложению) на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений (изложений) 2018−2019 учебного года:

Читайте также: