Как беден наш язык сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Тем не менее, творчество Фета остается ярким и свежим, наполненным светом и положительными эмоциями, а более поздний период отображает его личностную драму, при этом открывает поэта с другой стороны.

Как беден наш язык! – Хочу и не могу. – Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною. Напрасно вечное томление сердец, И клонит голову маститую мудрец Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук Хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души и трав неясный запах; Так, для безбрежного покинув скудный дол, Летит за облака Юпитера орел, Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

Дата создания: 11 июня 1887 г.

Предварительные домашние задания

Прочитайте следующие стихотворения:

Определите, что их объединяет. Устно сформулируйте главную тему этих произведений
.
Все эти произведения написаны в русле романтизма и посвящены одной главной теме, которую можно сформулировать строкой Жуковского: Невыразимое подвластно ль выраженью

? То есть в этих стихотворениях решается вопрос о том, можно ли в поэтическом слове достаточно адекватно выразить жизнь и ее красоту – как внешнюю (красоту природы, человека), так и внутреннюю (красоту человеческих чувств и переживаний).

Как богат я в безумных стихах! Этот блеск мне отраден и нужен: Все алмазы мои в небесах, Все росинки под ними жемчужин.

Выходи, красота, не робей! Звуки есть, дорогие есть краски: Это все я, поэт-чародей, Расточу за мгновение ласки.

Но когда ты приколешь цветок, Шаловливо иль с думой лукавой, И, как в дымке, твой кроткий зрачок Загорится сердечной отравой,

И налет молодого стыда Чуть ланиты овеет зарею, – О, как беден, как жалок тогда, Как беспомощен я пред тобою!

Задания по тексту

Постройте линейные схемы предложений 1-й и 2-й строф в соответствии со строками
.
I строфа:

Как богат я в безумных стихах! Этот блеск мне отраден и нужен: Все алмазы мои в небесах, Все росинки под ними жемчужин.

Выходи, красота, не робей! Звуки есть, дорогие есть краски: Это все я, поэт-чародей, Расточу за мгновение ласки.

Как соотносится пунктуация 1-й и 2-й строф? Как она влияет на интонацию?

В первых двух строфах пунктуация образует интонационную параллель: первая строка в каждой из этих строф заканчивается восклицанием, а вторая – двоеточием и паузой перед пояснением.

Составьте линейную схему последнего предложения. Сколько строф оно занимает?

Последнее предложение занимает 3-ю и 4-ю строфы:

Но когда ты приколешь цветок, Шаловливо иль с думой лукавой, И, как в дымке, твой кроткий зрачок Загорится сердечной отравой,

И налет молодого стыда Чуть ланиты овеет зарею, – О, как беден, как жалок тогда, Как беспомощен я пред тобою!

Как интонационно соотносится последнее предложение с предыдущими? Как интонационно и структурно делится стихотворение на части?

В первых двух строфах интонация бодрая, динамичная (отсутствие союзов), уверенная, даже торжествующая. В последних двух строфах она замедляется, становится более плавной, неторопливой, потому что появляется перечисление однородных придаточных с повторяющимся союзом и

. Можно сказать, что интонационно стихотворение делится на 2 части: первые две строфы, интонационно параллельные друг другу, бодрые, яркие, динамичные, – и последние две строфы – плавные, напевные, интонационно стремящиеся к двум последним строкам, заканчивающимся восклицанием, но уже не с торжествующими нотами, а с горечью бессилия.

Как это интонационное и структурное деление соотносится с лексико-смысловым? Чтобы ответить на этот вопрос, подчеркните и выпишите ключевые слова первых двух частей стихотворения.

По смыслу это стихотворение также можно разделить на две части, противопоставленные друг другу. Уверенное я

Обратите внимание на союз, которым начинается вторая часть стихотворения. К какому разряду он относится? Какое значение это имеет для смысла стихотворения?

Вторая часть стихотворения недаром начинается с сочинительного противительного союза но

. Этим союзом автор сразу определяет, подчеркивает отношения противопоставления между первой и второй частями стихотворения.

Найдите в 1-й части ряд контекстуальных синонимов. Зачем они употреблены? Какие из них здесь употреблены в переносном значении?

Ряд контекстуальных синонимов в первой части:

блеск – алмазы – жемчужины – звуки – краски – красота

Эти контекстуальные синонимы создают впечатление богатства, которое есть у поэта. Поэт творит новую, поэтическую действительность, которая не только вбирает в себя внешнюю красоту природы и ее блеск, но и сама полна красоты и блеска слова. Именно поэтому автор чувствует себя волшебником-чародеем

, которому есть чем заплатить за
мгновение ласки
. Слова
блеск, алмазы, жемчужины
употреблены здесь в переносном, метафорическом значении.

Как вы понимаете выражение
сердечная отрава
? Какой литературный троп здесь использован?

Слова сердечная отрава

здесь являются метафорой любовного чувства.

Что передают две последние строфы – яркий блеск внешней красоты или красоту внутреннюю? Каков характер этой внутренней красоты? Как он отражается на внешних чертах?

В двух последних строфах поэт стремится передать красоту изменчивого, живого, текучего чувства. Здесь нет определенных и ярких красок. Слова как в дымке, налет, чуть

показывают неуловимость нюансов красоты возлюбленной, невозможность сколько-нибудь точно передать отражение ее переживаний в поэтическом слове. Она прекрасна, потому что в ее душе разгорается любовь, но поэт бессилен запечатлеть
невыразимое
.

Сопоставьте начало и конец стихотворения. Когда
богат
и когда
беден
поэт?

Поэт ощущает себя творцом, когда в стихах создает новую красоту – красоту поэтического слова. Ему подвластен внешний блеск, будь то блеск ярких черт красоты природы или облика человека. Тут он ощущает себя богачом, всесильным чародеем. Однако перед лицом тонкой внутренней красоты чувства, живой красоты изменчивой человеческой души, бросающей свой отсвет на черты внешности, поэт бессилен и жалок и сознает себя бедняком.

Как беден наш язык! — Хочу и не могу.- Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною. Напрасно вечное томление сердец, И клонит голову маститую мудрец Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук Хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души и трав неясный запах; Так, для безбрежного покинув скудный дол, Летит за облака Юпитера орел, Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

Вы сейчас читаете стих Как беден наш язык!, поэта Фет Афанасий Афанасьевич

Первая публикация – в составе прижизненного сборника поэзии Фета Вечерние огни. Выпуск третий неизданных стихотворений А. Фета. М., 1888.

Место в структуре прижизненных сборников

Композиция. Мотивная структура

Стихотворение состоит из двух строф – шестистиший, в которых используется парная рифмовка (первые две строки в одной и другой строфах соответственно) и кольцевая, или опоясывающая рифмовка (третья – шестая и четвертая – пятая строки в одной и другой строфе).

Мысль о невыразимости переживаний и мыслей в косном обыденном слове занимала Фета еще в юности. Так, он писал приятелю И.И. Введенскому 22 декабря 1840 г . «У меня, когда я сажусь писать к тебе, бывает такой прилив самых ярких мыслей, самых теплых чувств, что эти волны необходимо перемешиваются, дробятся о неуклюжие камни моего прозаического красноречия, и осыпают бумагу серым песком гадкого почерка. Многое, многое мог бы я тебе сказать и эти слова как говорит Мицкевич:

пока они в слух твой и в сердце твое проникают

По мнению Э. Кленин, психологической причиной острого ощущения Фетом ограниченных возможностей слова был билингвизм (двуязычие): Фет ощущал и русский, и немецкий, которому был в совершенстве обучен в немецком пансионе города Верро (ныне Выру в Эстонии), куда был определен в четырнадцатилетнем возрасте (эта мысль развивается исследовательницей в кн.: Klenin E. The Poetics of Afanasy Fet. [Bausteine zur Slavischen Philologie und Kulturgeschichte, 39]. Köln; Weimar; Wien, 2002.).

Такая трактовка музыки, звука имеет романтическое происхождение: «Романтики – музыкальные импрессионисты; недаром их герои, графы или бродяги, не мыслимы без арфы или мандолины, будь они в Италии или в Исландии. “Язык точно отказался от своей телесности и разрешился в дуновение, выразился А.В. Шлегель о Тике; слово будто не произносится и звучит нежнее пения” .

Его любимая мысль:

Поделись живыми снами,

Говори душе моей;

Что не выскажешь словами –

Звуком нá душу навей.

Не надо понимать слово звук в узком его значении: «Что значит “звуком на душу навей?” Подбор звуков, звукоподражание? Не только это. Слово “звук” у Фета имеет широкий смысл; тут не частные особенности имеются в виду, а принцип поэтического творчества вообще. “Рассудочной” поэзии противопоставляется “песня”, логическому принципу – “музыкальный”.

Молния, божественный разящий огонь, обозначает вдохновенное поэтическое слово.

Метр. Синтаксис. Мелодика

Мелодически стихотворение, в отличие от большинства других лирических произведений Фета, отличается не напевной, а декламационной интонацией, ориентировано на ораторскую установку. Такая мелодика диктуется особенностями синтаксиса (разбивка первого стиха на два предложения, распространенные предложения, переходящие из строки в строку, риторическое обращение к певцу, межстиховой перенос).

Непривычный порядок слов напоминает о высоком слоге, об одической поэзии, в которой он был распространен. Так стихотворению придается дополнительная торжественность.

Показательно, что первая строка, говорящая о бедности языка, лишена этих богатых, ярких звуков.

БЫЛ ЛИ ФЕТ РОМАНТИКОМ?

В другой статье исследователь, исходя из текста этого стихотворения, дает своеобразный перечень повторяющихся, неизменных мотивов поэзии Фета: «На первое место поставим излюбленное критикой выражение: “благоуханная свежесть” – оно обозначало неповторимо-фетовское “чувство весны”.

Далее упомянем “младенческую наивность”: так может быть названа “невольность”, непосредственность фетовского “пения” .

Наклонность Фета находить поэзию в кругу предметов самых простых, обыкновенных, домашних можно определить как “интимную домашность”.

Любовное чувство в поэзии Фета представлялось многим критикам как “страстная чувственность”.

Полнота и первозданность человеческого естества в фетовской поэзии – есть ее “первобытная природность”.

А вот мнение А.С. Кушнера: «Пожалуй, ни у кого другого, разве что у раннего Пастернака, не выразился с такой откровенной, почти бесстыдной силой этот эмоциональный порыв, восторг перед радостью и чудом жизни — в первой строке стихотворения: “Как богат я безумных стихах. ”, “Какая ночь! На всем какая нега. ”, “О, этот сельский день и блеск его красивый…” и т.д.

“Незнакомого лирического стихотворения нечего читать дальше первого стиха: и по нем можно судить, стоит ли продолжать чтение”, — писал Фет.

Произведение является составной частью позднего лирического творчества поэта и по жанровой направленности относится к философским размышлениям.

Структурная композиция стихотворения состоит из двух шестистиший из двенадцати строк, в которых лирический герой, ведущий повествование в произведении, пытается размышлять над тайной поэтического творчества, анализируя возможности языковых форм.

В качестве стихотворного размера в стихотворении применяется четырехстопный ямб в сочетании с парной и кольцевой, опоясывающей рифмовкой, а также двухсложной стопой, делающей ударение на втором слоге, подчеркивающих авторское признание об отсутствии былой легкости и желания для продолжения поэтического творчества, поскольку душевное настроение лирического героя подвержено хаосу, грусти и тяжелым эмоциям.

Смысловая нагрузка произведения заключается не в том, чтобы продемонстрировать малые и неприспособленные возможности русского языка для выражения глубинных чувств и ощущений, а показать собственную неспособность и невозможность для поэтического самовыражения путем использования человеческих мыслей и слов.

Однако в финале стихотворения лирический герой приходит к выводу, что по-настоящему талантливый мастер в силах своей гениальности поразить читательскую аудиторию всей гаммой испытанных им чувств и эмоций при помощи обычных словесных выражений, подчеркивающих сочную красоту окружающего мира, речевые акценты, быстрое изменение событийного сюжета.

2 вариант

Афанасий Фет в истории литературы России, как настоящий лирик и гений, способный мастерски описать любой пейзаж. Они отличаются особой легкостью и изяществом. Он описывает удивительные и прекрасные образы, которые не лишены грации и чистоты, именно такими являются ранние произведения Фета. Но после его произведения меняются, ему приходится бороться с чувством вины и затяжной депрессией. Он проявляет неудовлетворенность фактически во всех своих делах, она сводит его с ума и приводит к смертельному заболеванию, а стихи Афанасия Фета все больше приобретают драматический характер и тоскливые ноты. Данная трагедия была связана со смертью Марии Лазич, которая была его единственной возлюбленной и оставалась ей до конца жизни.

Это приводит поэта в удрученное состояние, для него каждая фраза фактически роковая ложь, при этом он думает о том, как он может унять вечное томление сердца. Он относится к этому как к процессу создания стихов, у него есть стимул к вдохновению, которого он не может найти. При этом сам Афанасий Фет понимает, что ему не хватает имеющихся у него чувств и эмоций, все это не позволяет ему двигать творчество вперед, у него нет возможности пробудить душу от сна, он не может точно передать свои ощущения и взгляд на окружающий мир.

Таким образом, лирический герой понимает, что находится внутри замкнутого круга, он не может найти выхода, он даже не видит его, рассчитывая лишь на то, что произойдет чудо и он сможет выбраться из мира собственных противоречий.

Автор признает, что у любой поэзии есть мистическая составляющая, благодаря которой далеко не каждое стихотворение может оставить в душе читателя неизгладимый след. При этом сам Афанасий Фет показывает, что вдохновение и поэзия две вещи, полностью связанные они не могут быть разлучены, иначе из произведений пропадает мистика, которая может оставлять в душе неизгладимый след.

Анализ стихотворения Как беден наш язык! по плану

Как беден наш язык!

Возможно вам будет интересно

Отношения между Ф.И.Тютчевым и А.А.Фетом можно назвать не простым знакомством. Фет преклонялся перед творчеством Федора Ивановича, считая его своим учителем. Много общего в тематике произведений обоих поэтов

По жанровой направленности произведение относится к элегии, раскрывающей взаимоотношения природы и человека в разрезе высоких эстетических чувств.

В жизни человека всегда присутствуют определённые мечты и желания, которые являются стимулом к развитию и движению вперёд. Стремясь к осуществлению того или иного желания, человек уже имеет представление о результате

Анализ стихотворения — Как беден наш язык!. Русский язык и литература

Произведение является составной частью позднего лирического творчества поэта и по жанровой направленности относится к философским размышлениям.

Структурная композиция стихотворения состоит из двух шестистиший из двенадцати строк, в которых лирический герой, ведущий повествование в произведении, пытается размышлять над тайной поэтического творчества, анализируя возможности языковых форм.

В качестве стихотворного размера в стихотворении применяется четырехстопный ямб в сочетании с парной и кольцевой, опоясывающей рифмовкой, а также двухсложной стопой, делающей ударение на втором слоге, подчеркивающих авторское признание об отсутствии былой легкости и желания для продолжения поэтического творчества, поскольку душевное настроение лирического героя подвержено хаосу, грусти и тяжелым эмоциям.

Смысловая нагрузка произведения заключается не в том, чтобы продемонстрировать малые и неприспособленные возможности русского языка для выражения глубинных чувств и ощущений, а показать собственную неспособность и невозможность для поэтического самовыражения путем использования человеческих мыслей и слов.

Однако в финале стихотворения лирический герой приходит к выводу, что по-настоящему талантливый мастер в силах своей гениальности поразить читательскую аудиторию всей гаммой испытанных им чувств и эмоций при помощи обычных словесных выражений, подчеркивающих сочную красоту окружающего мира, речевые акценты, быстрое изменение событийного сюжета.

2 вариант

Афанасий Фет в истории литературы России, как настоящий лирик и гений, способный мастерски описать любой пейзаж. Они отличаются особой легкостью и изяществом. Он описывает удивительные и прекрасные образы, которые не лишены грации и чистоты, именно такими являются ранние произведения Фета. Но после его произведения меняются, ему приходится бороться с чувством вины и затяжной депрессией. Он проявляет неудовлетворенность фактически во всех своих делах, она сводит его с ума и приводит к смертельному заболеванию, а стихи Афанасия Фета все больше приобретают драматический характер и тоскливые ноты. Данная трагедия была связана со смертью Марии Лазич, которая была его единственной возлюбленной и оставалась ей до конца жизни.

Это приводит поэта в удрученное состояние, для него каждая фраза фактически роковая ложь, при этом он думает о том, как он может унять вечное томление сердца. Он относится к этому как к процессу создания стихов, у него есть стимул к вдохновению, которого он не может найти. При этом сам Афанасий Фет понимает, что ему не хватает имеющихся у него чувств и эмоций, все это не позволяет ему двигать творчество вперед, у него нет возможности пробудить душу от сна, он не может точно передать свои ощущения и взгляд на окружающий мир.

Таким образом, лирический герой понимает, что находится внутри замкнутого круга, он не может найти выхода, он даже не видит его, рассчитывая лишь на то, что произойдет чудо и он сможет выбраться из мира собственных противоречий.

Автор признает, что у любой поэзии есть мистическая составляющая, благодаря которой далеко не каждое стихотворение может оставить в душе читателя неизгладимый след. При этом сам Афанасий Фет показывает, что вдохновение и поэзия две вещи, полностью связанные они не могут быть разлучены, иначе из произведений пропадает мистика, которая может оставлять в душе неизгладимый след.

Читайте также: