К чему может привести вмешательство государства в литературный процесс сочинение рассуждение

Обновлено: 07.07.2024

В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям. Особенности литературы 20-х гг

Советская литература создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю. Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса.

Литературные направления и группировки Реализм Модернизм Литературные группировки

Литературные направления I. Реализм. Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм. Социалистический реализм , новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.

В период с 1921-го по 1934 русская литература несет невосполнимые утраты. Уходят из жизни Александр Блок (1921), Николай Гумилёв (1921), Валерий Брюсов (1924), Сергей Есенин (1925), Фёдор Сологуб (1927), Владимир Маяковский (1830), Саша Чёрный (1932), Александр Грин (1932), Андрей Белый (1934).

1929 год Все изменилось. Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка. С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил. В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы. Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях. Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.

Учимся грамотно дискутировать Можно ли сегодня быть образованным человеком, не имея представления о литературной ситуации России 1920-х гг.? Будете ли вы готовы к правильным оценкам, если повторится историческая ситуация 20-х гг ? Можно ли прочитать историю литературной борьбы 1920-х гг как приключенческий (авантюрный) роман?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева.


Особенности русской литературы первой половины 19 века.

Презентация содержить тезисы к лекции по теме "Особенности русской литературы первой половины 19 века", рассматривает такие вопросы: 1. Общая характеристика и своеобразие русской лите.

Урок литературы в 5 классе "Сказка Б. Шергина "Волшебное кольцо". Особенности языка сказки"

Урок литераты в 5 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой и презентация к данному уроку.Тема: Сказка Б. Шергина «Волшебное кольцо”. Особенности языка сказки.


Закрепление знаний жанровых особенностей произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-ом классе

В статье подробно освещается методика усвоения жанровых особенностей произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-ом классе, - создание произведений, написанных учащимися на.

На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка .


Урок-лекция в 11 классе. Особенности литературы начала ХХ века

От первого урока зависит дальнейшее восприятие всего курса литературы. Данная двухчасовая лекция для 11-классников - погружение в предстоящее знакомстао с интерснейшим курсом литературы ХХ века.


Презентация к уроку литературы в 9 классе "Особенности сентиментализма в русской литературе и изобразительном искусстве"

Понятие литературного направления. Повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза", полотна известных русских художников XIX века.

-Рубрики

  • Есть мнение (15844)
  • О чем глаголют в Мире (8092)
  • Любопытно (6976)
  • За нашу и Вашу Свободу! (5016)
  • Разное (2175)
  • Бодрящее пиво,водка и виски (1790)
  • Воры (1750)
  • Как там с военной реформой (1515)
  • Солидарность (1020)
  • А нам всё равно (948)
  • Мои стихи (582)
  • Футбол (398)
  • Реклама (208)

-Метки

-Ссылки

-Музыка

-Цитатник

Хорошо быть приличной девушкой :)

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая

Общая 03:59 20.11.2009 Фотографий: 3 Жизнь на фото 03:00 01.01.1970 Фотографий: 0

-Видео

Незабываемые путешествия 12.07.2011 --> Смотрели: 37 (0) ЭТО Я ГОСПОДИ 11.07.2011 --> Смотрели: 81 (0)

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

221142307 (360x203, 23Kb)

Ник Ромео (Nick Romeo)("The Atlantic ", США)

ЦРУ не прибегало к советской тактике и не старалось убирать писателей, которых считало опасными. Однако правительство Соединенных Штатов (и Разведуправление в особенности) в течение долгого времени использовало литературу для того, чтобы распространять американскую идеологию и подрывать авторитет коммунизма за границей.

Вскоре после первой публикации романа в 1957 году в дело вмешалось ЦРУ. В 1947 году, когда агентство только появилось, Конгресс наделил его весьма широкими, но не очень четко сформулированными полномочиями, что позволило ему распространить свой контроль еще и на сферу культуры.

Кувэ и Финн рисуют интригующую картину литературной культуры, царившей в ЦРУ в 50-е годы; один штатный сотрудник, например, уволился, чтобы стать подсадным редактором Playboy для того, чтобы его бывший начальник из Управления смог написать статью под псевдонимом. С помощью ряда прикрывающих организаций, среди которых была и Bedford Publishing Company в Нью-Йорке, агентство успешно покупало, печатало, распространяло и даже заказывало определенные книги с целью распространения духовных ценностей Запада. К таким книгам относились романы Джорджа Оруэлла, Альбера Камю, Владимира Набокова и Джеймса Джойса, и, как об этом рассказывают Кувэ и Финн, одной из книг, заказанных компанией Bedford, были псевдо-мемуары двойного агента разведки СССР и США. Книги доставлялись в Советский Союз контрабандой, их перевозили в чем придется, начиная с консервных банок и заканчивая коробками с женскими тампонами. В итоге за 15 лет Bedford отправила советским читателям около миллиона книг. Программа ЦРУ по распространению запрещенной литературы продолжалась вплоть до развала СССР.
Рукопись романа Б. Пастернака "Доктор Живаго", Май 1956 г. 126 с.

Некоторые сотрудники ЦРУ, вероятно, оценили ироничность ситуации: могущественное правительственное агентство использует нелегальные методы распространения романов Оруэлла. Американское правительство пыталось оказывать влияние на культуру СССР, чтобы помочь советским гражданам осознать, насколько опасным может быть правительство, подчинившее себе культурную сферу общества. (Неудивительно, что они не хотели, чтобы кто-нибудь знал об их причастности).

Операция имела именно тот эффект, ради которого все и затевалось. Цена российского издания на черном рынке в Москве практически достигала недельной зарплаты. Когда в 1958 году Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе, советские власти набросились на него, видя в его лице изменника, лебезившего перед западными идолами. Однако писатели со всего мира земного шара встали на его защиту, а скандальная слава книги лишь увеличивала продажи.

Американские методы воздействия на культуру в итоге оказались более действенными, нежели советские: вместо того, чтобы препятствовать публикации книг, ЦРУ способствовало их распространению; оно не угрожало авторам, придерживающимся определенной идеологии, и не принуждало их к выбору.

ЦРУ, в свою очередь, было в восторге от повышенного внимания СМИ к антикоммунистическим высказываниям. Помимо всего прочего, ЦРУ также признало, что не только сам роман, но и символизм всей ситуации, сложившийся вокруг него, выставил Советский Союз в самом плохом свете. Пастернак принял Нобелевскую премию, но вскоре добровольно отказался от нее после того, как советские власти оказали невыносимое давление на него и его близких. Образ титулованного, но преследуемого писателя, храброго критика безнравственного режима стал прекрасным примером для журналистов и антирекламой Советского Союза.

Кроме того, по-видимому, выявление и поддержка культурных артефактов, выражающих национальные интересы, остается наиболее эффективной стратегией, которую никогда нельзя списывать со счетов, тогда как разведывательные службы одержимы сбором информации, техническими новинками и слежкой. Распространение литературы может показаться разведывательному агентству ребячеством, однако в этом заключается совершенно иная тактика: положиться на искусство и идеи, которое оно с собой несет вместо того, чтобы кого-то к чему-то принуждать. И для того, чтобы искусство было поистине ценным, оно должно быть чем-то большим, чем просто инструментом преследования политических целей.

Читайте также: