Изделия из глины сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Керамика — это все разновидности изделий, выполненные из глины.

Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают глазурью.

Майолика имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Ее покрывают глазурью и цветной эмалью.

Фаянс в отличие от майолики имеет более тонкий черепок, в основном белого цвета, а его пористость компенсируется прозрачными глазурями.

Фарфор — наиболее совершенный вид керамики. Его свойства: белизна, прочность, стойкость к агрессивным средам.

Географические центры художественной керамики

o Гжель (Московская обл.). Это самый крупный и известный в России керамический промысел. Возник в 17 веке. Продукция: разные виды керамики, в т. ч. фарфор. Основное изделие: посуда (больше всего чашки и чайники). Сюжетный рисунок: цветы, птицы, деревья, архитектурные сооружения. В росписи преобладает синий и золотой цвета на белом фоне.

o Скопин (Рязанская обл.). Фигурная посуда, например, в виде рыб, льва, птиц и игрушка в виде разных животных, в т. ч. полуфантастических. Основная палитра глазури: коричневая, зеленая и желтая.

o Село Дымково (Кировская обл.). Глиняная игрушка в форме свистулек. Материал: красная глина. Основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, медный. Фон: белый. Свистульки изготавливают в виде разных зверей.

o Город Каргополь (Архангельская обл.). Глиняная игрушка в виде фигур зверей, разных сказочных персонажей, деревенских жителей. Чаще других вылепляют фигурки медведей, оленей, собак (ведь Каргополь расположен на севере Русской равнины недалеко от тундры!). Цвета: синий, коричневый, зеленый, красный. Особенность: лепка несколько примитивная, упрощенная, фигурки людей приземистые.

o Деревня Филимоново (Тульская обл.). Глиняная игрушка. Фигурки животных и людей. Сюжеты: деревенский и городской быт, сказочные образы. В росписи присутствуют геометрические элементы: треугольники, кружки и точки. Основные цвета: красно-розовый, зеленый и желтый, фон бело-серый.

o Аул Балхар (Дагестан). Гончарная посуда, в основном — кувшины и мелкая пластика. Рисунок: растительные и геометрические формы.
Кувшины копируют античные изделия. Пластика — это в основном одиночные фигуры животных, выступающие не как игрушки, а как скульптурная композиция. Особенность: изделия не покрывают глазурью. Поверхность изделий — матовая с красноватым оттенком.

Бытовая посуда с крупным растительным орнаментом и яркой цветной глазурью — ведущее направление украинской керамики. Другой характерный её вид — декоративная скульптура, украшенная лепными деталями.

o Село Опошня (Полтавская обл.).

o Продукция: разнообразная посуда, игрушки и декоративные фигуры зверей, особенно львов. Фон: красный и белый.

o Город Васильев (Киевская обл.).

o Продукция: вазы, тарелки, кашпо. Основные цвета: золотисто — коричневый и изумрудно — зеленый. Особенность: небольшой рельеф на гладкой поверхности.

o Село Косово (Ивано-Франковская обл.). Проживают гуцулы (смесь украинцев и молдаван).

o Продукция: квасные и молочные кружки, подсвечники, вазы. Рисунок: разные растения. Основной цвет: желто-зеленый. Особенность: заглубленный по контуру рисунок.

В основном керамическая посуда красного, черного, серого цветов. Геометризованный орнамент. Лепной рельеф. Рисунок: природные узоры.

В Белоруссии изготавливают керамическую посуду, а также игрушки из глины, чаще в форме свистулек. Цвета: темно-зеленый, белый, желтый. Основной центр — город Ивенец.

Керамику (кувшины, миски, горшки, подсвечники, вазы) изготавливают в основном в юго-восточной части страны (Латгалия). Цвета: зеленый, желтый, коричневый.

Разнообразная гамма продукции из керамики (посуда, игрушки, скульптура). Формы строгие, без всяких украшений. Цвет — коричневый.

Изделия выполнены в лаконичной форме и без какого-либо декора. Особенность: трещиноватая структура глазури.

Сосуды для вина, зерна и муки, чаши, кувшины, тарелки. Без глазури. Рельеф на сосудах в виде горного козла или барана. Геометрический рисунок — ромб, крест, круг. Фон: темно-коричневый, черный. Орнамент бирюзовый, желтый, серо-голубой.

Сосуды для воды, теста, сыра, масла, соли больших размеров. Особенность: ленточный узор и рельеф чаще всего в виде женской головы. Цвет: коричневый. Глазурь отсутствует.

Керамическое искусство развито в основном в горных районах (Бадахшан). Продукция: сосуды для молока, кувшины для воды, маслобойки, чаши. Их формы довольно примитивны. Геометрический орнамент темно-коричневого или красного цвета на розовато-золотистом фоне. Также изготавливают игрушки в виде драконов белого, красного и синего цветов.

Развито искусство поливной керамики (Хорезм. Бухара. Фергана. Самарканд. Ташауз. Риштан) Цвета: зеленый, коричневый, черный на голубом фоне.

У жителей нашей страны, а также у гостей и туристов очень ценится художественная керамика. Изделия из обожженной глины представляют широко распространенный и очень древний вид народного ремесла. В нем используют легко доступный природный материал. Различного назначения посуда — кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного производства.

Майолика имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их поверхность покрывают глазурями и цветными эмалями, что позволяет сделать черепок водонепроницаемым. Декорирование майолики обогащается нанесением ангоба-беложгущейся глины в виде очень тонкого слоя. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность. Это недорогой вид художественной керамики.

Фаянс в отличие от майолики имеет более тонкий черепок, преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется прозрачными глазурями. Фарфор представляет собой наиболее совершенный вид художественной керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздействию обеспечили широкие возможности применения в производстве изделий технического назначения, посуды, скульптуры и других художественных произведений. Каолин, глина, полевой шпат, кварц — непременные компоненты сырьевой массы — дают в результате обжига тонкий, прозрачный черепок. Ювелирная проработка конструктивных и декоративных деталей в сочетании с изысканной росписью ставит фарфоровые изделия в один ряд с наиболее ценными произведениями декоративно-прикладного искусства.

Способы изготовления художественной керамики в истории развития этих изделий претерпели некоторые изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых районах нашей страны до сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добиться идеально собранной формы сосуда привело к использованию гончарного станка с кругом, на котором вытягивается из куска сырой глины подчиненный принципу симметрии предмет. Последующие изменения в гончарном станке касались переходов от вращения круга рукой к ножному приводу, а затем и к электромеханическому движению. Принцип его работы сохранился до настоящего времени.

На современном производстве гончарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу — шликер — заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Излишки шликера заблаговременно выливают, оставляя лишь небольшой слой массы. Полученный полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник; зачистка швов от литья; декорирование процарапыванием; заглаживание поверхности — лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому черепку. По завершении их изделие подсушивают. Потом художественная керамика проходит обжиг.

В декорировании этих изделий чаще всего используют роспись. Этот вид украшения имеет разнообразные приемы. Декорирование ангобами — тонкорастертой белой или с примесью красителей жидкой глины — связано как с покрытием поверхности целиком или частично, так и с нанесением узора на необожженный сосуд пипеткой, рожком или грушей. Ангоб при этом впитывается в черепок не полностью, сохраняя рельефность орнамента художественной керамики. В число декорирующих материалов входят прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрачные глазури. Для народных гончарных изделий характерно своеобразное применение прозрачных глазурей в виде частичного покрытия изделия, что создает игру матовой и блестящей поверхности.

Свободные поливы цветными непрозрачными глазурями — эмалями — издавна использовались для создания живописных эффектов. Основной цвет черепка был прикрыт эмалями, в то время как прозрачные бесцветные глазури подчеркивали естественный цвет глины. Глазурованные изделия с росписью обжигают, как правило, в два-три приема. Первый, утильный обжиг придает изделию прочность, обеспечивает твердость черепка. Второй обжиг проводят как окончательный, закрепляющий роспись и глазурь (при подглазурной росписи). Если же выполняют надглазурную роспись, то обжиг делают трижды (утильный, поливной и закрепляющий надглазурные краски). Подглазурная роспись требует более высокой температуры обжига, поэтому ее палитра более сдержанна. В надглазурной росписи цветовой спектр шире, так как температура обжига художественной керамики не превышает 700 °С.

Некоторым особняком в данном искусстве стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись производится клеевыми красками и связана с технологией, не требующей обжига (подсушивание и обжиг полуфабриката не исключены). Лишь в отдельных промыслах игрушку выполняют параллельно с посудой, по той же технологии с глазурованием и обжигом Данные виды художественной керамики можно встретить во многих областях России. В центрах народного искусства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяют силы природы. Поэтому в них повторяются изображения женской фигуры (образ матери-природы), коня, оленя, птицы. Будучи символами важных для человека явлений, скульптурные изображения имеют обобщенный полуфантастический характер.

Оставаясь внешне архаичной и подчас весьма примитивной по форме, глиняная игрушка претерпевала изменения, отражала новые явления реальной жизни. Так, в XIX в. в ряде промыслов изготовления игрушки появились изображения людей — представителей разных социальных слоев общества: крестьян, горожан, солдат, барынь. В работах современных мастеров наряду с изображением одинарных символических фигур все чаще встречаются многофигурные композиции с изображением жанровых сцен. В силу исторических особенностей центры данного производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технология изготовления изделий, ставшая частью художественной традиции, которая характеризует своеобразие искусства художественной керамики в каждом регионе нашей страны.

goncharnoe-delo

Гончарное дело не просто древнее ремесло, оно пускает свои корни в те времена, когда люди еще не овладели даже примитивной агротехникой. И ремесло не просто живет, а переживает сегодня новый виток популярности. Все, что вы хотели узнать про гончарное дело, его секреты и принципы, а также возможность мощного стартапа – далее.

История гончарного дела

Еще недавно историки сводили возникновение ремесла ко временам десятитысячелетней давности. И вот сравнительно недавнее открытие археологов перевернуло это представление о древности гончарства: в Хорватии обнаружили фигурки животных, возраст которых не менее 17,5 тысяч лет!

О гончарном круге, как полноценном приспособлении для работы с глиной, упоминается в Ветхом Завете. Но это не значит, что он не мог появиться значительно раньше описываемых в книге времен. Известно только, что какое-то время человек мог рассчитывать лишь на ручной труд, но уже тогда понимал – глина способна на многое.

Гончарное ремесло в мире

goncharnoe-remeslo

Распространена глина повсеместно, а значит, в самых разных точках земли человек обращался к природному материалу с богатыми возможностями. Пластичная субстанция в руках умельца обретала форму, а главное, обретала и смысл. Но в каждой части света история гончарного искусства своя.

Например, в Китае ремесло появилось как минимум за 2000 лет до нашей эры – примеры тому в виде удивительной керамики и фарфора Китайской Империи красноречивы. Есть сведения и о том, как налажено было гончарное производство и в Античном мире: умельцы использовали простую железистую глину, которая превращалась в изящные амфоры и сосуды.

Веками гончарное искусство развивалось и совершенствовалось, не сдавало своих позиций. В Средневековье керамическую посуду потеснили изделия из серебра, золота и олова. Металл оказался конкурентом глины, но из нее продолжали активно делать гончарные монограммы, изразцы, фамильные гербы – речь идет о знати, конечно. Простой люд такого позволить себе не мог, а потому о полном отказе от глиняной посуды говорить не приходится.

Гончарное ремесло на Руси

goncharnoe-remeslo

На этих территориях гончарное ремесло развивалось еще в доисторическую эпоху. И сейчас археологи обнаруживают во время раскопок артефакты, говорящие много о быте и уровне развития людей разных эпох. Самые интересные образцы – это керамические изделия, сделанные еще до появления гончарного круга. Когда люди научились делать изделия из глины на специальном круге, ремесло стало промыслом, и оно переживало свой расцвет.

Появлялись гончарные мастерские, где каждый хозяин наносил на изделие фирменное клеймо. Форма, размеры, технические хитрости обжига – все это были инструменты крупного рынка, которым в то время считалось гончарство.

В девятом столетии на Руси не знали гончарного круга: ручной керамикой занимались, в основном, женщины.

Что же до цифр, то еще в девятом столетии на Руси не знали гончарного круга: ручной керамикой занимались, в основном, женщины. Чистую глину комбинировали с песком, мелкими ракушками, кварцевыми и гранитными частичками. В конце девятого века на юге страны появился гончарный круг: прогресс связывают с переселением туда славянских племен. Именно технический прорыв привел к появлению такой профессии – гончар. Начали появляться мастерские, где работали уже мужчины: так и стало исключительно женское занятие преимущественно мужским.

Затем гончарному ремеслу на Руси пришлось пережить спад: татаро-монгольское иго перевернуло историю древнерусского государства, керамическое дело остановилось. Утварь становилась грубее, уничтожались выдающиеся работы гончаров. И только после освобождения от агрессоров гончарное дело потихоньку начало возрождаться. С переменным успехом оно дошло до наших дней, и в информационную эру больших технических возможностей, славяне стали открывать все больше фамильных гончарных мастерских, а их работы (не без помощи соцсетей) быстро и ловко разлетаются по сотням тысяч адресов. Древний промысел нашел себя и в 21 веке.

Данное видео познакомит вас с историей развития гончарного ремесла.

Виды изделий из глины

Глина – душа гончарного дела. Природный вторичный продукт образуется в ходе разрушения горных пород в результате выветривания. Смешиваясь с водой, глина становится массой с невероятной пластичностью. Керамикой называют материалы и изделия, созданные путем формования и обжига глин. Все керамизделия принято делить на пористые и плотные.

Плотные

Им свойственен показатель водопоглощения меньше 5%. Яркие примеры плотной керамики – напольная плитка и дорожный кирпич. Санитарно-техническую отрасль могут представлять и плотные, и пористые изделия. Плотность керамики определяет степень спекания.

Пористые

Поглощают более 5% воды. К ним относят глиняный кирпич, пустотные стеновые камни, черепицу для кровли, облицовочную плитку. Различие изделий обуславливает структура черепка. Керамический черепок – это материал, из которого после обжига состоит керамика.

Материалы гончарного ремесла

Глина состоит из очень маленьких кристаллов, которые и формируют каолинит, глинообразующий материал. Используют в гончарстве несколько сортов глины.

Глиняные изделия производят из:

  • природной красной глины;
  • белой и цветной;
  • майолики;
  • пористой керамической массы;
  • каменной керамической массы;
  • глины для фарфора и т.д.

Каждый вид природного материал отличен от другого: например, из белой глины производят изделия, которые после обжига приобретают цвет слоновой кости. Из майолики делают знаменитую фаянсовую посуду. Глина же для фарфора непористая, после обжига изделие приобретает характерную прозрачность и изящество.

keramicheskaya-glazur

Отдельного упоминания заслуживает глазурь для керамики, без которой сегодня невозможно представить гончарное искусство. Глазурью называют тонкое стекловидное покрытие, которое наносят поверх изделия из глины. Керамическая глазурь может быть глухой и прозрачной, блестящей и матовой, цветной и бесцветной. Глазурирование – процесс, при котором предмет окунается в глазурный шликер. Второй вариант – поливка предмета составом глазури. Используют нередко и метод распыления. Прозрачную глазурь можно сделать даже в домашней мастерской, хотя вручную сегодня этим мало кто занимается.

Инструменты для работы с глиной

Лепка из глины – процесс, предполагающий оттачивание мастерства. Какие-то инструменты покажутся неудобными, и вы будете искать подходящую альтернативу. У каждого мастера появляется свой инструмент: чуткий и вторящий его стилю работы.

Список инструментов для начинающего керамиста выглядит так:

  • Струна. Именно ею вы будете срезать готовое изделие с гончарного круга. Это леска или очень тонкая проволока, оба конца которой зафиксированы на деревянных ручках (в силу безопасности труда). Металлоструны быстро уходят в утиль, потому большинство мастеров предпочитают работать с леской.
  • Турнетка. Так называют крутящуюся небольшую подставку из металла, без которой художник-керамист редко обходится. Турнетка организует медленное вращение вокруг своей оси, за счет чего мастер создает идеальной ровности линии.
  • Стек. Это очень общий термин, так как под ним подразумеваются самые разные инструменты для декорирования и моделирования керамики. Это и деревянные стеки, и стек-ножи, и скульптурные стеки, и, наконец, пластмассовые (надо же с чего-то начинать). Топ-стек – гончарная петля, ею выгребают глину и обрезают края изделия.
  • Штампики, оттиски, фактурные гребни. Этими инструментами создается рельеф и текстура еще сырого изделия, наносятся ими симметричные полосы.
  • Гончарный циркуль. Это измеритель, который позволяет сравнить линейные размеры деталей и размеры, взятые по масштабной линейке, калибру и концевым мерам.
  • Подручные средства. Условное название всевозможных вспомогательных аксессуаров: скалки для раскатывания, губки, текстильные фрагменты (лоскутки), листы из дерева и гипса.

Настоящий керамист не может работать без гончарного круга. Когда начинали делать предки изделия из глины, его не было, и вы, как новичок, можете пойти тем же путем. Но практически все приходят к тому, что развиваться без наличия гончарного круга невозможно. Он формирует посуду и прочие изделия, задействовав инерцию вращения. Это придает работе нужную форму и, что немаловажно, повышает производительность труда.

Этапы работы с глиной

Подготовка глины

glina

Разбейте материал на маленькие части, высушите, а потом залейте горячей водой. Когда глина набухнет, переложите ее на стол, устланный тканью. Регулярно материал переминайте и переворачивайте. Когда лишняя вода уйдет, можно браться за дело – глина готова.

Если же в ней есть примеси, ее предварительно очищают. Это можно делать путем продавливания через мелкую сетку (в пластичном состоянии) либо разминая в руках сухой материал. Можете залить глину водой, дать пару часов отстояться – тяжелые примеси оседают на дно.

Глиняное тесто проминают на столе. Струной, сделанной из лески или же гитарной, с закрепленными по бокам деревянными брусочками, глину разрезают.

Формовка изделий

goncharnyj-krug

Предполагает несколько способов работы. Первый – это вытягивание сосуда из куска глины на гончарном круге. Существует также формовка путем выбивания, отминка в форму, лепка из четырех горизонтальных поясов, лепка из нескольких частей со спаями, а также ленточно-жгутовый способ.

Современный гончарный круг электрический, и хоть это упрощает процесс изготовления изделия, научиться работать руками придется так, как учились этому еще наши предки. Можно сравнить уроки работы на круге с уроками игры на фортепиано: каким бы оно не было технически совершенным, руки, их постановка, опыт и прилежание решают все. Толщину сосуда, который вы делаете, должны чувствовать тактильно: никакая техника здесь не поможет. Когда вы научитесь нескольким базовым постановкам рук на гончарном круге, примитесь за освоение основных операций. Начиная от центровки глины на круге, продолжая фиксированием дна сосуда, вы постепенно будете осваивать очень интересное, живое ремесло.

Обжиг

Оставшаяся в материале часть влаги испаряется при обжиге, начинается процесс остекловывания. Материал в руках мастера обретает жесткость и прочность, он более не способен присоединять воду. Сегодня для обжига чаще используются электрические муфельные печи. Какую температуру выставлять – отдельное мастерство: ее плавно повышают, а потом плавно же понижают (по четкой схеме).

Пока изделие не остынет, из печи его не вынимают – может расколоться. Готовая работа словно катарсис для мастера, гончарные изделия ручной работы не сравнятся с конвейерным производством.

Нанесение глазури

Делать это можно путем пульверизации, которая должна пройти несколько сеансов (3-5), после каждого изделие просушивается. Применяется и метод набрызга с помощью кисточки или щеточки с иголкой. Мастер может выбрать окунание, полив, тампонирование, кистевое нанесение глазури – как именно декорировать керамику, автор решает индивидуально. Обычно начинают пробовать себя в этом деле молодые керамисты, выбирая тампонирование и пульверизацию.

Что требуется, чтобы открыть свое дело

goncharnyj-biznes

Примерный план действий:

В видео подробно рассказываются достоинства гончарного ремесла как бизнеса.

Попробовать стоит: даже если дальше хобби не зайдет, глина будет дышать в ваших руках, руки приобретут особую чуткость и даже кинестетическую интуицию – занятие действительно завораживает. Ручной труд с психотерапевтическим эффектом: не зря так называют гончарное дело, которое своей тысячелетней историей обеспечило себе лучшую рекламу.

Ирина Авакумова
Почему для работы я выбрала глину?

Для работы с детьми- я выбрала глину!

Лепка из глины обладает целым комплексом положительных качеств, но, прежде всего, она помогает найти необходимый подход к ребенку, установить с ним контакт, дать возможность ему выразить себя, продемонстрировать свое умение, а может и пробудить настоящий талант.

Мало того, что ребенок (в процессе лепки) концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости, развивается образное, абстрактное и логическое мышление, творческие способности. В процессе лепке у ребенка работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что, в свою очередь, способствует развитию внимания и саморегуляции. Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние ребенка, уменьшают возбудимость и раздражительность, помогают расслабиться, снять напряжение, успокоиться и избавиться от плохого настроения.

Занятие лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний — волнения, интереса, радости от того, что все получается, и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом.

Работа с глиной (пластилином или тестом, которой при желании можно придать любую форму, а потом, если нужно, изменить эту форму на новую, развивает у ребенка уверенность в собственных силах, ответственность и любознательность. Он экспериментирует, забыв о том, что что-то может не получиться. Одним из преимуществ вылепленных изделий из глины является возможность их раскрашивать, долго хранить. Они не плавятся, как пластилин в тепле. Глина является экологически чистым, безопасным натуральным материалом, который обладает полезными свойствами. Пластичность глины умиротворяет, успокаивает, уверенные движения рук завораживают. Глина легко ломается, крошится, растягивается, скатывается в причудливую форму. Сохранить надолго все изделия из глины можно, если несколько раз покрыть его белым клеем (даже если не подвергая их обжигу).

Лепка из глины помогает развивать у ребенка не только воображение и фантазию, но и выражать свои эмоции, благодаря воздействию на определенные точки акупунктуры рук может сниматься или уменьшаться накопившееся напряжение. Кроме улучшения моторики рук, концентрации внимания, ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, с взрослыми.

На моей практике было замечено, что дети, которые начали заниматься лепкой из глины в раннем возрасте, могут опережать своих сверстников в освоении необходимых навыков. Ведь в процессе таких занятий у ребенка начинает развиваться творческое отношение к выполнению задания, он предпочитает экспериментировать, находить свой подход к более быстрому выполнению поставленной перед ним задачи.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Эта простая и непростая глина


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каких только вещей не делал человек из глины! Глина в его руках становилась посудой. Из глины можно построить жилище, нужно только превратить её в кирпич и обжечь в печи. И из кирпича человек уже построил целые дома, соборы, города. Оказывается, глина может стать нежной, белой, просвечивающей на свету, если её превратить в фарфор, или сверкающей многоцветием красок, если она станет фаянсом. Из глины можно сделать переливающуюся от перламутровой поливы чуть грубоватую керамику. Она способна украсить наши дома, улицы самыми изящными и многообразными скульптурными изображениями.

Глина проста и легка в обработке. Её возможности огромны. С древних времён глина стала одним из главных материалов, из которых человек создавал необходимые в быту вещи и произведения искусства. Глина оказалась верным и добрым другом всех людей во все времена.

Цель исследовательской работы:

Ознакомиться с видами глин Уральского региона и выяснить, какие виды можно использоватьпри изготовлении глиняных изделий.

Задачи:

1. Познакомиться с историей происхождения и применением глины.

2. Узнать места нахождения глины нашего региона.

3. Изучить состав и свойства глины.

4. Изготовить глиняные изделия.

Объект исследования: глина.

Предмет исследования: свойства глины.

Гипотеза:

Предполагаю, что изучив свойства глины, узнаю, какие глины имеют способность деформироваться и удерживать приданную ей форму, научусь готовить глиняные изделия.

Методы исследования:

Обращение к взрослым

Проведение опытов и экспериментов

Практическая работа с глиной

История происхождения и применения глины

Не боги горшки обжигают

Уже никто не помнит и не знает, когда человек открыл для себя глину. Он взял в руки влажный комок и сделал из неё сосуд. Может быть, это была первая чашка или тарелка, или горшочек. Высохла глина и сохранила эту форму, которую придал ей человек. Следующее открытие человек сделал тогда, когда обжег кусок глины в огне и увидел, что обожжённая глина неожиданно стала более твёрдой, прочной, а главное – она больше не боялась воды, не размокала в ней. Это было замечательное открытие! С того дня началась эпоха гончаров.

Версия №1. Есть версия, что впервые человек догадался лепить, когда заметил, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался! После этого люди начали мочить глину. В начале ею покрывали плетеные из лозы корзины, делая их прочными и непромокаемыми. Позже стали лепить из глины первую примитивную посуду, ее делали очень простым методом: комок глины раскатывали в круглую лепешку, а затем у нее просто загибали края.

Версия №2. Обжигать глиняную посуду люди научились спустя столетия и совершенно случайно. Существует легенда: когда женщина не уследила за огнем, в ее жилище случился пожар. Сгорело все, только уцелели лишь глиняные горшки. Люди заметили, что после пожара они стали прочнее и тверже, в них можно было хранить без опасения любые жидкости. Благодаря счастливой случайности люди стали активно обжигать и применять в быту глиняную посуду.

Применение глины в истории и современном мире

В древности на тонких глиняных таб­личках писали так же привыч­но, как сейчас пишут на бумаге. Глиняные таблички стали страницами самых первых книг, написанных древними авторами. На них были увеко­вечены эпические поэмы, ре­лигиозные гимны, пословицы и поговорки, сложенные в те далекие годы. Одни таблички после выполнения надписей лишь хорошо просушивали на солнце, а другие, более ценные, предназначенные для долгого хранения, — обжигались. Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду.

Тарелки, горшочки, кувшины и вазы в изобилии присутствуют в современных магазинах. Ни одна ярмарка не обходится без продажи глиняных сувениров.

Глина может входить в состав других материалов: художественных красок (гуашь), соуса, пастели и сангины.

Места нахождения глины нашего региона

Территория Челябинской области обладает значительными запасами природных ресурсов. В Уральском регионе каолина 93%, огнеупорных глин 64%. На территории Сосновского района расположены месторождения: каолин (белая глина), цементные глины, глины кирпичные.

Глина у нас в регионе хорошая. Например, сырье, добываемое у озера Мисяш, отправляли в Санкт-Петербург на императорские заводы. До середины XX века гончары работали в Чебаркуле, Южноуральске, Троицке.

Свойства глины

Свойства глины в медицине

Белая глина есть в рационе малых народностей Дальнего Востока. Ее запивают козьим молоком. После употребления, в небольших количествах, глина оказывает полезные свойства.

Интересно, что глиняные ванны принимают не только люди, но и животные. Они измазываются, катаются в тягучей массе, если ранены или больны. Они чуют лекарство в окружающей их среде, так как глина обеззараживает и заживляет.

Оздоровительная и традиционная медицина применяет глину в виде грязевых ванн и масо

В Индии существует целая индустрия парфюмерной промышленности, связанной с глиной! Оказывается, глина отлично впитывает ароматы, и местные парфюмеры, во время активного цветения природы, размещают глиняные диски прямо в благоухающих местах. После в специальном аппарате для дистилляции эти ароматы переводят в духи, которые называются земляными.

Физико-химические свойства глины и ее состав

1) в смеси с водой образовывать вязкое тесто;

2) набухать в воде;

3) пластичность, т. е. способность принимать и сохранять любую форму в сыром виде;

4) сохранять эту форму после высыхания с уменьшением объема;

6) связующая способность;

7) водоупорность, т. е. способность после насыщения определенным количеством воды не пропускать через себя воду.

Свойства глины определяет ее химический состав.

Состав глины, определяется тремя важнейшими элементами: глиняные минералы, вода и песок.

Глина различных составов имеет множество оттенков. Окраска глины обычно зависит от влияния органических веществ. При сушке и дальнейшем обжиге цвет может полностью поменяться.

Тощая глина обладает меньшей пластичностью, ее связующая сила слабее, но она дает меньше усадки при сушке и обжиге.

Я сравнила два вида: глина блестящая на вид и скользкая на ощупь, попробовала на зуб, она скользит, а другая с матовой поверхностью, на ощупь шероховатая, при трении пальцем легко крошится, хрустит на зубах, а значит содержит много примесей.

Практическая часть

Подготовительный этап

С мамой и папой мы набрали 4 вида разных по составу глин: белую, красную, желтую, розовую. Разбили все комочки, просеяли через сито, и привезли к мастеру по керамике Дударевой Ольге Николаевне, чтобы узнать: годится ли наша глина для ручной работы или нет?

Способы проверки глины:

Этот способ подготовки глины мы провели путем отмучивания. При таком способе глина становится более жирной и пластичной. Мы набрали глину в ведра и залили их водой 1:3. Все тщательно перемешали и оставили на сутки. У нас получился однородный раствор разных цветов.

Вода в ведрах отстоялась и высветлилась. С помощью резинового шланга мы аккуратно слили отстоянную воду и весь глиняный раствор протерли через сито. Разложили глину на хлопковую ткань и поставили у батареи, чтобы вышла лишняя влага. После того, как глина стала густой как тесто и перестала прилипать к рукам, ее мы скатали в рулоны и хранили в полиэтиленовых пакетах до начала ручных работ.

Основной этап

Мы взялись за дело.

Попробовали слепить из этих трех видов глин различные изделия.

Мастерство гончарного дела

Гончарное производство на протяжении истории имело огромное значение в жизни человека. На Руси это было одно из важнейших ремесел. В 9 веке наши предки стали использовать гончарный круг. Вначале он был ручным, механизм управлялся одной рукой, а позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног.

Мое занятие на гончарном круге проходило в мастерской города Челябинска под руководством Третьяковой Анны. Гончарный круг был современным, на электрическом приводе.

Прежде чем начать работу на круге я помяла глину, почувствовала и слепила колобок. Мастер сказала, что в такие моменты, глина сама подскажет, каким должно стать будущее изделие.

Второй очень важный компонент - вода. Я периодически смачивала руки и глину. Тут важно знать определенную меру, ведь слишком влажные изделия при сушке дадут трещины, поэтому я использовала в процессе работы губку.

В конце я украсила свои поделки узором с помощью стека. Осталось высушить мои изделия. Все было просто и сложно.

Быстро постичь мастерство гончарного дела у меня не получилось. Но радость от этого занятия я получила огромную и незабываемую!

Сушка - это длительный процесс. Если поспешить, то изделие покрывается трещинами и его коробит. В первые дни изделия сушат в помещении без сквозняков 2-3 суток, потом – на печи или батарее. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность.

Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах и дает усадку. Обжиг укрепит наше изделие.

Мои изделия просохли. Ольга Николаевна сказала, что если я хочу пользоваться своей посудой, то нужно залощить изделия. Это древнерусский способ обработки глины перед обжигом. Лощение придаст моему изделию плотность и гладкость. Поверхность подсохших глиняных изделий я натирала до блеска деревянными стеками. Теперь лощеную посуду можно смело использовать в быту, так как она достаточно влагоустойчива и экологически чистая.

Обжиг проводили в муфельной печи при температуре 970-1050 градусов, для белой и розовой глины. Красную глину обжигали при температуре 600 градусов, если выше, то она расплавится.

Обвар - это последняя стадия обработки глиняных изделий, после которой глиняная посуда становится еще более прочной. После этой процедуры изменяется ее внешний вид: она покрывается многочисленными темными пятнами, придающие ей неповторимое своеобразие. Мы провели молочение своих глиняных изделий. С помощью жирных сливок я окунала каждое свое изделие, а затем с Ольгой Николаевной проводили обжиг при температуре 360 градусов 20 минут. Посмотрите какая красота! Теперь я могу пользоваться посудой сделанной своими руками!

Лощение и молочение – это древнерусские способы обработки глины, которые применялись только на Руси!

Сейчас больше используют глазурь – покрытие изделий тончайшим слоем стекла.

Заключительный этап

Я сейчас простая глина

Что лежит у очага.

Жду я рук, но чтоб любимых,

Что, лаская, разомнут,

Выгнут, форму придадут.

Обожгут, чтоб закалиться,

Что бы долго жить, храниться.

Радовать глаза творца,

Ведь была простая глина,

А теперь ну впрямь картина.

Не прибавишь, не возьмёшь.

Видно мастер постарался,

Знать работал не за грош.

Вывод: Познакомившись с историей происхождения и применением глины, узнала места нахождения глины нашего региона, какими свойствами она обладает, как и где используют глину, научилась готовить изделия из глины.

Цель достигнута, гипотеза подтверждена.

В дальнейшем я хотела бы провести мастер-класс своим одноклассникам с целью познакомить их с этим чудесным и удивительным материалом!

А также очень хотела бы побывать на фарфоровом заводе в Южноуральске и в городе Сысерть Свердловской области.

Читайте также: