Итоговое сочинение урок в 11 классе

Обновлено: 07.07.2024

Форма проведения урока: урок-семинар.

Тип урока: урок развития речи.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ.

Деятельностная цель:

  • Формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения.

Содержательная цель:

    Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.

Основные цели урока: формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения. Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи урока:

  • предметные: формировать умение разрабатывать подходы к написанию итогового сочинения по литературе; формировать умение строить высказывание по предложенным литературным блокам.
  • регулятивные: формировать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе.
  • коммуникативные: развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • личностные: формировать культуру речи; воспитывать умение нравственно-этической ориентации в потоке литературных произведений.

На уроке используются современные технологии: проектные, личностно-ориентированные, проблемные, ИКТ. С целью развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся используется их жизненный опыт.

Ребятам дается полная свобода в выражении своего мнения. А комментарий и выводы учителя помогают осознать и усвоить сложные моменты, учат вдумчивому чтению, умению разбираться в самих себе и окружающих их людях. Очень удачно подобрано и дифференцированное домашнее задание.

Эта работа поможет и в написании итогового сочинения, и сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку.

Методы:

по характеру познавательной деятельности:

по степени активности учащихся:

по источнику знаний:

  • словесные;
  • практические;
  • наглядные;
  • использование электронного носителя

стимулирования и мотивации:

  • познавательные;
  • социальные;
  • эмоциональные
  • индуктивные
  • дедуктивные
  • сравнения
  • классификации материала

контроля и самоконтроля

по организации деятельности:

  • индивидуальные
  • групповые
  • фронтальные

Оборудование: музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный (мотивационный) этап
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Слово учителя. Слайд № 1.
Приветствие. Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок - семинар.
Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ - 1 балл. Итог вашей работы будет оцениваться дважды: устная работа по окончании урока, письменная работа по окончании написания сочинения дома. Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы заносите в черновик сочинения - таблицу. Таблица представляет собой формат А4, с подобным вам предстоит работать на экзамене.
Объём вашего сочинения - 350 слов. Это формат А4 с двух сторон. Черновик-таблица имеет несколько частей: тема, вступление, основная часть,1 тезис, литературный аргумент; 2 тезис, литературный аргумент, заключение.

Актуализация личностного осмысления учащимися деятельности на уроке.

II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока
Цель: мотивация учащихся.

Осмысление. Участие в формулировке темы урока, целей, задач.

Предполагаемый ответ: история, обществознание.

III. Актуализация знаний
Цель: проверка формирования теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе.

Слово учителя. Слайд № 5.
Вспомните, с чего мы начинаем работу над сочинением. Пожалуйста, прочитайте на слайде, из чего состоят 1 и 2 этапы алгоритма работы?

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытия учащимися нового знания)
Цель: проверить имеющиеся знания учащихся и разработать пути подхода к теме.

V. Включение нового знания в систему понятий учащихся
Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Предположительные ответы учащихся: Пётр Гринёв, Маша Миронова, капитан Миронов, Василиса Егоровна, слуга Савельич.

Предположительные ответы учащихся: губит Бэлу, разрушает родственные отношения в чеченской семье, провоцирует на убийство Казбича, обижает Максим Максимовича, обманывает княжну Мери, убивает Грушницкого, мучает Веру.

Просмотр видеосюжета.

VI. Самостоятельная работа с проверкой
Цель: первичный контроль над овладением техники написания сочинения.

Слово учителя. Слайд № 33
Какие виды заключения можно использовать для нашего сочинения?
В заключение попробуйте из аргументов вывести новую мысль о ценности Времени, об ответственности человека за то, что происходит в его времени, о связи эпох.

VII. Проектирование дифференцированного домашнего задания

VIII. Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.

Слово учителя. Слайд № 35.
Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить все поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии.

Учащиеся заканчивают высказывания:
1. Урок заставил меня задуматься о…
2. За урок я узнал/ вспомнил/ отработал навык.
3. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.
4. Чтобы следующий урок стал лучше, надо…

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу данного урока положен системно-деятельностный подход, который предполагает системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Образовательные

- формирование универсальных учебных действий по созданию и редактированию связного текста.

Развивающие

- развивать умение составлять план, работать со схемами, ассоциативными рядами, ключевыми словами;

- развивать умение делать сопоставительный анализ, сравнительные характеристики, выделять в тексте главное, корректировать полученные образцы;

- актуализировать умение создавать собственное коммуникативное целое на основе имеющегося плана действий.

Воспитательные

- снизить уровень психологической тревожности перед экзаменом;

- развитие внимательности и собранности;

Тип урока - урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Данный тип урока выбран неслучайно. Он соответствует структуре урока данного типа и отвечает всем требованиям к современному уроку в условиях введения ФГОС.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний.

- Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

- Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

8) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

1.Теоретический диктант

1) то, о чём или о ком говорится в тексте (тема);

2)замысел писателя, преследующего определённую цель в создании образов. То, к чему призывает, чему учит автор, ради чего пишет (идея);

3)основные слова, выражающие идею высказывания (ключевые слова);

4)кратко сформулированные основные мысли в одном предложении (тезисы);

5)структура, строение текста – это (композиция);

6)утверждение, приводимое в качестве доказательства тезиса (аргумент);

7)стиль, который воздействует на ум, чувства через художественные образы (художественный);

8)стиль, цель которого – воздействовать на читателя с целью побуждения

9). Какой тип речи будет ведущим при написании сочинения (рассуждение)?

2.Структура сочинения-рассуждения

1. Вступление. Определение и формулирование основной проблемы, которая будет доказываться в главной части сочинения. Проще всего тему сочинения сформулировать в виде вопроса. Каждому ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы формулируем свой тезис (главную мысль), который и будем аргументировать в основной части сочинения.

2. Основная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении. Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.

Обратите внимание

Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован.

Сочинение будет не­пол­ным, если подобрать мало материала.

Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того, как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.

3.Алгоритм работы над сочинением

Выбор и обдумывание темы сочинения.

Выявление ключевых слов темы сочинения.

Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.

Определение главной мысли сочинения (мой тезис).

Подбор литературного материала.

Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения, составление плана.

Написание текста сочинения на черновике.

Редактирование, переписывание сочинения на бланк.

Работа с орфографическим словарём.

Аргументы к сочинению

Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников;

факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и общественных деятелей;

общеизвестные исторические факты;

результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.

Рекомендации

«Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности

Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?

Возможные формулировки тем сочинений

Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?

Внутренний конфликт: чувства против разума.

Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?

Разум и чувство- взаимно исключающие понятия?

Что правит миром - разум или чувства?

Стихия чувств и холод разума.

Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны.

Не надо давать надежду людям на взаимные чувства, если их совсем нет.

Нужно ли выплёскивать чувства наружу?

Если бы разум царил в мире, в нем ничего бы не происходило.

Как страшен может быть разум, если он не служит человеку (Софокл).

Должен ли разум подчиняться науке?

Разум – счастливый дар человека или его проклятие?

Всегда ли совпадают разумное и нравственное?

Почему всегда сложно сделать выбор между сердцем и разумом?

Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?

Определение понятий

Из толкового словаря

1. способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования.

способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями.

Слова-синонимы

Разум: ум, рассудок, интеллект, мыслительные способности, здравый смысл.

Чувства: ощущение, впечатление, душевный порыв, страсть, переживание, влечение, увлечение.

Произведения

Универсальные тезисы

Приведённые ниже цитаты можно использовать как эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.

У. Шекспир, английский поэт и драматург эпохи Возрождения: «Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить.

Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство - важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. На мой взгляд, человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы…

Что же дальше? Деятельность на благо России, работа под началом Сперанского. Но опять разочарование: реформы, задуманные Сперанским, далеки от насущных интересов народа.

Позже, поняв свою ошибку, Наташа горячо раскаивается. Ей важно услышать слова прощения от жениха. Но мы помним, что в Болконском преобладает разум над чувствами. Гордый и самолюбивый князь Андрей не умеет прощать чужие ошибки, не умеет быть великодушным. В его отношении к Наташе было больше эгоизма, чем любви. Снова разочаровавшись в жизни, Болконский сознательно подавляет в своём сердце, так и не научившемся любить, добрые чувства. Голос разума заставляет его принять такое решение.

Домашнее задание

1) Напишите сочинение на выбранную вами тему.

2) Оцените качество главной (основной) части вашего сочинения, ответив на вопросы:

Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении? Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль?

Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли?

Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли?

Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части?

Логичен ли переход от одной мысли к другой?

Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод?

Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению?

Связана ли аргументация в смысловых фрагментах с темой сочинения, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(Слайд с комментарием ФИПИ)
По традиции обратимся к официальному комментарию ФИПИ, темы нацеливают на…….ЧИТАЕМ И ПОДЧЕРКИВАЕМ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, они помогают нам определить основные аспекты, темы этого направления могут быть связаны с такими аспектами, как исторические события, значение которых не утрачивается со временем ,историческая память, забвение, культурные ценности, научные достижения,

Искусство, личности творческие ,люди науки, исторические те, кто, повлиял каким то образом на ход истории нравственные ценности особенно важные в переломные моменты истории и прошлое семьи и рода. (слайд)

Перечисли то, о чем человек никогда не должен забывать, то, что не подлежит забвению .

Разбираемся с основными понятиями этого направления , что такое забвение, что такое память, с каким словами могут сочетаться эти слова, какие фразеологизмы существуют с этими словами. (слайд со значениями слов)

Забвение- слово устаревшее, многозначное, нас будет интересовать первое значение этого слова :забвение как угасание, утрата памяти о каком-либо явлении, событии или человеке, также под забвением понимается пренебрежение чем-либо или то же самое что забытьё. (слайд)

В сочинении нам часто приходится употреблять одни и тоже понятия, поэтому, для того чтобы показать лексическое разнообразие речи, мы должны использовать синонимы и антонимы , для основных понятий, названных в теме, например, слово забвение в зависимости от контекста можно заменить синонимами: невнимание, пренебрежение, равнодушие, беспамятство, игнорирование .

Противостоит забвению память, память является своеобразным антонимом по отношению к слову забвение, память-слово многозначное, нас интересует первое значение слова: память как способность сохранить и воспроизводить в сознании впечатление о чем-то и о ком –то , воспоминание о ком-либо.

(Слайд)Так же антонимами к слову забвение являются слова: признание, известность, бессмертие, употреблять эти слова можно не как полные синонимы, а в зависимости от контекста, актуализируя то или иное значение слова.

Слово память и слово забвение входит в состав устойчивых словосочетаний; например, хранить в памяти, т.е никогда не забывать, врезаться в память, т.е запомниться, хранить память, беречь память, память души, предавать забвению, считать что-нибудь закрытым навсегда , решить не вспоминать о чем-либо, кануть в Лету, то есть предать забвению, бесследно навсегда исчезнуть. Помним, что Лету- река забвения в античной мифологии, из которой души умерших черпали забвение своего земного существования .

По аналогии с рекой забвения строятся другие словосочетания :пучина забвения, бездна забвения (СЛАЙД С УСТОЙЧИВЫМИ ВЫРАЖЕНИЯМИ)

Что же не подлежит забвению?

Опираясь на комментарий ФИПИ, забвению не подлежит: история страны, история рода, история семьи, нравственные ценности, обязанности человека, культура, искусство.

Какие конкретные темы могут быть заявлены в рамках этого направления, на какие произведения можем опираться, опираясь на те аспекты, которые уже выделили.

Если речь пойдет об исторических событиях, событиях, которые человек не должен забывать(слайд с событиями): Ледовое побоище, Куликовская битва, отмена крепостного права, Крестьянская война( Пугачевский бунт), революция 1917 года, Гражданская война(1917-1922), Первая мировая война, время репрессий Отечественная война, война в Афганистане, Чечне, Чернобыльская катастрофа, терроризм, Беслан 11 сентября.

Особое место в ряду этих событий принадлежит Великой Отечественной войне, многие темы этого направления связаны с горькими уроками, связанно с памятью героев.

Какие подвиги никогда не забудутся?

Какие исторические события можем взять в качестве примера и какие произведения можем взять для аргументации?

В каких произведениях говорится об этих исторических событиях

Аспект, связанный с противопоставлением памяти и забвения: почему важно сохранять историческую память?

Какие произведения можно использовать?

Аспект культурные ценности: сохранение памятников культуры, необходимость этого сохранения, понимания памятников культуры, как основы развития цивилизации.Темы будут связаны с тем, почему необходимо сохранять памятники культуры, нужно ли сохранять памятники культуры? Самое большое количество аргументов по этому направлению, связанного с культурой, содержится в письмах Д.С.Лихачева.

1.М.А.Шолохов. Роман «Тихий Дон"

3. А.И. Солженицын. Один день из жизни Ивана Денисовича

Гражданская война

Время репрессий 1937 год.

Отечественная война 1812 года

доброта и милосердие…

дружба; любовь; честь, совесть; верность…

ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ СТРАНЫ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

БЛАГОДАРНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ

К ПРЕСТАРЕЛЫМ РОДИТЕЛЯМ

НЕ ПОДЛЕЖИТ

ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ СТРАНЫ и ЛЮДЕЙ

1.В. Быков. Сотников

2. М.А.Шолохов "Судьба человека"

3. Б.Л.Васильев - "А зори здесь тихие"

ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕТСТВЕ

СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ СТАРИНЫ

ОТНОШЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ,

ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

4. В.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет"

2. В. Солоухин. "Чёрные доски"

3. В. Астафьев. Рассказ "Видение".

к литературе

2.Р.Брэдбери. Роман-антиутопия "451 градус по Фаренгейту"

1. Р.Бредбери. Рассказ

2. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?

3. У памяти свой час и свой закон` (Ю.Нейман)

5. В чём ценность исторического опыта?

6) Что может быть подвержено забвению?

8) Что могут предать забвению люди, а что не подлежит забвению?

9) Чем страшно забвение нравственных ценностей?

10) Что станет с человечеством, если люди забудут прошлое?

1. Т.Крюкова

(о меркантильности в отношениях)

люди-потребители

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ и БУДУЩИМ:

ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ

1. И.Курамшина.

(бездуховность и аморальность, разрыв связей с родными)

современный читатель

(поколение домоседов),

3. Поколение ЯЯЯ ( нарциссизм, жажда славы ).

1. В .Пелевин. «Поколение “ ПЕПСИ“

1 . Настоящее чтение :

2. Поверхностное чтение :

2. Чем опасна свобода без ограничений? (2014)

3. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? (2014)

4. Чем опасно равнодушие? (2014)

5. Чем страшен эгоизм? (2014)

6. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху? (2015)

7. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь? (2015)

8.В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?(2017)

9. Какого человека можно назвать героем своего времени? (2015)

4. Что лежит в основе нравственных ориентиров современного человека?

5. Возможна ли связь между прошлым, настоящим и будущим поколениями?

6. Что может связать прошлое и будущее?

7. Каков он, портрет моего современника?

8. Какие положительные и отрицательные черты современного поколения нашли отражение в литературе?

10. Есть ли место подвигу в наши дни?

11. Можно ли победить бездуховность?

12. Нужна ли литература современному человеку?

13. Отказались ли наши современники от нравственных ценностей?

14. Можно ли утверждать, что современное поколение не способно на героические поступки?

15. Чем страшны порванные связи между поколениями?

17. Жива ли совесть в современном поколении?

18. В чём смысл жизни современного поколения?

19. Можно ли однозначно охарактеризовать современное поколение?

Интересные темы из Интернета

1. Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?

2. Почему особенно важно сохранять связь поколений в XXI веке?

3. Можно ли назвать поколение Z потерянным?

4. Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?

5. Что читает современное поколение?

6. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?

7. Можно ли говорить о деградации современного поколения?

8. Что представляет собой портрет моего поколения?

9. Могут ли социальные сети заменить реальное общение?

Корпорация «Российский учебник предлагает серию вебинаров :

«Итоговое сочинение 2020-2021:методические рекомендации для подготовки к тематическим направлениям «23 октября в 12-00 по московскому времени

Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку.

АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2022 ГОДА

Коротко о композиции и структуре итогового сочинения

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
    человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Что вас ждёт в документе ниже:

  • какое должно быть вступление,
  • из чего состоит основная часть сочинения,
  • как сформулировать тезисы и аргументы,
  • как правильно сделать связку между абзацами,
  • как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
  • как добиться уникальности сочинения.

Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).

Смотреть в PDF:

Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.

Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Композиционная структура

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

Логическая структура

Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)

Читайте также: