Итоговое сочинение умения и навыки долинина

Обновлено: 02.07.2024

Выпускники 11-х классов 1 декабря будут писать итоговое сочинение. Вопрос о подготовке к нему волнует как школьников, так и родителей. О том, как успешно написать работу, рассказал председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Москве, начальник отдела Московского центра качества образования Роман Дощинский.

По словам Романа Анатольевича, приступая к работе, необходимо тщательно продумать формулировку темы сочинения. Она может быть в форме утверждения, проблемного вопроса или цитаты. Важно, чтобы ответ на проблемный вопрос отражал позицию автора сочинения.

Готовясь к сочинению, полезно заучить афоризмы или цитаты известных личностей. Это может пригодиться при раскрытии темы, для вступления или заключения, а также для аргументации.

Также необходимо четко сформулировать проблему и собственное отношение к ней. Позицию (тезис) стоит выразить ясно – не используя сложные конструкции. Хорошо это сделать во вступительной части сочинения. Высказывание следует выстраивать так, чтобы оно было логичным: тема – проблема – тезис – аргументы.

Планируя структуру сочинения, следует помнить о трехчастности письменного высказывания. Во вступлении сообщают тему, проблему и формулируют отношение к ней. В главной части излагают аргументацию с примерами из литературных источников. А в заключении подводят итог приведенных рассуждений.

Сочинение показывает умение ученика формулировать свои мысли ясно и точно, а также способность пользоваться разными лексическими средствами и грамматическими конструкциями. Чтобы получить зачет, на 100 слов допускается не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

Чем итоговое сочинение отличается от сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ

Особенностью итогового сочинения является его литературоцентричность. Ученик в нем обязательно обращается к прочитанной книге, аргументацию строит, опираясь на хорошее знание текста.

Примеры для аргументации можно брать из художественной, документальной, мемуарной, публицистической, научной и научно-популярной литературы. Допускается использование дневников, произведений устного народного творчества, путевых очерков. При этом достаточно опираться на один текст.

К тому же итоговое сочинение показывает общие речевые умения школьника, выявляет уровень его речевой культуры, оценивает, насколько выпускник умеет рассуждать на определенную тему и обосновывать свою позицию.

Зачетная система оценивания – еще одна специфическая характеристика этой формы проверки знаний и навыков. Зачет выставляют, если соблюден необходимый объем, раскрыта тема, приведена аргументация, привлечен литературный материал.

Объем итогового сочинения должен составлять не менее 350 слов. Если в работе меньше 250 слов, за нее автоматически ставится незачет. При подсчете учитывают все слова – служебные тоже.

Какие ресурсы использовать для подготовки

Следует использовать лишь проверенные учебные материалы и открытые ресурсы. Например:

Набор отрывков из произведений каждый должен создать для себя самостоятельно. При подготовке к итоговому сочинению нужно повторить и систематизировать содержание ключевых произведений, которые изучали на уроках литературы в 9–11 классах. Среди них

Каковы основные критерии оценки работы, и как оспорить результат

Первый критерий для экспертной оценки – это раскрытие темы сочинения. В сочинении важно раскрыть главную мысль и прокомментировать ключевое понятие тем. В основной части необходим комментарий выпускника. В нем нужно опираться на литературный текст, оценить героя или его поступок.

Второй критерий оценивает умение школьника использовать литературный материал для аргументации своей позиции. В качестве литературного материала можно привлекать не только художественные книги, но и дневники, воспоминания, публицистику.

Если все же выпускник будет не согласен с оценкой экспертов, он или его законный представитель может подать заявление на имя директора школы с просьбой организовать перепроверку работы независимым экспертом. Директор самостоятельно сможет назначить такого независимого эксперта.

Стоит обратить внимание также на то, что используемые в тексте примеры из литературных произведений должны быть в открытом доступе. В противном случае проверяющий может признать такое сочинение не соответствующим второму критерию (аргументация, привлечение литературного материала).

Выпускнику при подготовке к итоговому сочинению также могут понадобиться советы ведущего эксперта Московского центра качества образования, доктора филологических наук, профессора Елены Пономаревой, которая порекомендовала список важных книг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема — это сложная, зачастую конфликтная жиз­ненная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения. Это тот главный вопрос, ответ на кото­рый он пытается найти. Ответ может быть неоднознач­ным, так как основной элемент проблемы — противо­речие. Весь текст— исследование этого вопроса (про­блемы). Способы исследования зависят от авторской позиции, выбранного типа речи и стиля. Чтобы определить проблему, необходимо понять содер­жание текста и авторскую позицию. Поэтому очень сложно разделять три первые этапа работы (критерии К1, К2, КЗ). Чёткое обозначение в данном пособии этапов необходимо только для того, чтобы вы могли запомнить критерии, по которым сочинение будут оце­нивать. Работа же по определению проблемы, автор­ской позиции и пониманию содержания текста прово­дится в комплексе.

Она может осуществляться следующим образом: на ос­нове первого прочтения и частичного понимания текста создается гипотеза, затем с учётом этой гипотезы объяс­няются ранее не понятые части текста, строится уточнённая гипотеза, снова на её основе даётся объяснение к этому моменту непонятых частей — и так до того мо­мента, когда, по мнению читающего, ему становится ясным смысл всего текста и смысловая роль каждой де­тали в нём.

Создание и проверка гипотез осуществляется с помо­щью вопросов к тексту. В этой работе могут помочь вопросы: О чём? Что? Зачем? Почему? С какой целью? Каким образом? и т. п.

1. Отсутствие формулировки проблемы исходного текста.

2. Неправильное понимание поднимаемой автором проблемы.

3. Неумение сформулировать проблему.

4. Наличие фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы.

Вопросы для проверки выполненной работы

1. Сформулирована ли одна из проблем исходного текста?

2. Правильно ли сформулирована проблема?

3. Нет ли фактических ошибок?

1. Прочитайте текст.

(1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку.

(2) По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.

(3) Если человек рассчитывает приобрести все элемен­тарные блага, он и оценивает себя на уровне этих матери­альных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гар­нитура.

(4) Если человек живёт, чтобы приносить людям доб­ро, облегчить их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей чело­вечности.

(5) Он ставит себе цель, достойную человека.

(6) Только жизненно необходимая цель позволяет чело­веку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоя­щую радость. (Д. С. Лихачёв)

2. Проведите работу по определению основной проблемы (см. ре­комендации).

3. Сформулируйте проблему данного текста.

1. Прочитайте текст.

(13) Уверен, что человек рождается со способностью от­кликаться на чужую боль. (14) Думаю, что чувство это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (15) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. (Д. Гранин)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР.docx

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Подготовил: учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Кононова Дарья Александровна

с.Покровское, 2016 г.

Чтобы научиться ездить на велосипеде,

надо ездить на велосипеде.

Чтобы научиться писать, надо писать.

Слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают процесс подготовки выпускников к написанию итогового сочинения. Итоговое сочинение – это сочинение не по литературе, оно имеет надпредметный характер, то есть нацелено:

на проверку общих речевых компетенций обучающегося,

выявление уровня его речевой культуры,

оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме,

аргументировать свою позицию.

С другой стороны, оно является литературоцентричным , так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Процесс подготовки к данному виду экзамена очень сложен, так как необходимо довести до сознания ребёнка, что он пишет сочинение не по конкретному произведению, а сочинение-рассуждение метапредметного характера, где произведения литературы только помогают доказать свою точку зрения. Поэтому частыми ошибками учащихся являются:

непонимание темы (неумение увидеть в ней вопрос, проблему);

опора на домашние заготовки (как следствие – несоответствие сочинения теме);

констатация фактов (перечисление литературных примеров, но не рассуждение);

речевые ошибки: косноязычие, штампы.

Посредине пишется ключевое слово, а от него слова, словосочетания, предложения, раскрывающие его суть, содержание. Этот приём помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность.

2. Составление банка аргументов. По каждому из направлений итогового сочинения мы совместно с учащимися составляем банк аргументов из художественной и публицистической литературы.

3. Работа с пословицами и поговорками. Богатый материал для осмысления тем сочинений дают пословицы и поговорки. Они являются хорошим подспорьем при рассуждении на ту или иную тему.

А еще сравнивать произведения или отдельные элементы художественных текстов разных писателей.

Нужно помнить о том, что прием сравнения имеет смысл, если рассматриваются сопоставимые предметы и явления, то есть те, между которыми не просто имеется какое-либо сходство или различие, а есть определенное общее по отношению друг к другу или к условиям, вызвавшим эти явления к жизни. Этот прием требует не простого пересказа, а анализа, выделения главного, оценки сравниваемых объектов, выявления причин сходства и различия. Необходимо объяснить это сходство и различие в сравниваемых объектах, вскрыть причины взаимосвязи предметов и явлений. Сравнение, выявление сходства и различия, предполагает в заключение обобщение, выводы, которые как бы закрепляют результат проведенной работы.

1) в середине квадрата пишется тема сочинения;

2) ученики, работая в группах, выдвигают свой тезис, формулируют доказательства;

3) вырабатывают групповое решение: как этот эпизод позволяет доказать тезис;

4) подводят мини-итог своих размышлений;

5) каждая группа объявляет остальным ученикам результаты своей работы;

6) группы обмениваются материалом.

Я предложила Вам несколько методических приёмов, которые можно использовать на уроке, чтобы активизировать деятельность одиннадцатиклассников, чтобы каждый ученик включился в работу над итоговым сочинением. Думаю, такая работа на уроках и Вам доставит удовольствие.

Анализ результатов итогового сочинения (изложения) в 11 классе

Анализ по результатам проверенных сочинений позволяет выявить положительные тенденции, свидетельствующие об эффективности данной формы проверки общекультурной, языковой, коммуникативно-речевой и литературной подготовки обучающихся выпускных классов.

Анализ результатов итогового сочинения (изложения) в 11 классе от …

Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) составляет 235 минут (3 часа 55 минут).

В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся и выпускников прошлых лет, заполнение ими регистрационных полей и др.).

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Критерии оценивания итогового сочинения:

К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Пять тематических направлений, по котором выпускники писали сочинение в декабре 2019 года, определило Министерство образования и науки РФ:

211.Верно ли, что надежда делает человека сильнее?

301.Почему так трудно отвечать добром на зло?

413.В чём разница между смирением и покорностью?

505.Всегда ли он достоин её?

Верно ли, что надежда делает человека сильнее?

Почему так трудно отвечать добром на зло?

В чём разница между смирением и покорностью?

Всегда ли он достоин её?

Анализ работ показал, что большая часть учащихся строили свои рассуждения на основе литературного материала. Причем, большинство из них привели в качестве доказательства не менее 2-х произведений. Учащиеся приводили в качестве удачных аргументов примеры русской и зарубежной классики, фантастики, современной литературы, публицистической литературы; уместно упоминали имена литературных персонажей, эпизодически использовали сжатый пересказ, что свидетельствует о хорошем знании текстов художественных произведений.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивалось по пяти критериям:

• Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь еѐ раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели

Всего экзаменуемых – 26

Получили зачет - 26

• Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

• Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

• Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

• Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

• К недостаткам по данному критерию можно отнести следующее: отдельные работы демонстрируют примитивность письменной речи, низкий уровень речевой грамотности, неточность изложения фактического материала.

• Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Типичные грамматические ошибки: нарушение согласования и управления, нарушение границ предложения, объединение синтаксической связью разнотипных синтаксических единиц.

Участники итогового сочинения имеют глубокие знания текстов литературных произведений, но в тоже время обращает на себя внимание достаточно высокий процент речевых ошибок (хотя они и не затрудняют восприятие текста сочинения, но ухудшают качество письменной речи).

С учетом изложенного выше, в целях повышения уровня речевой, орфографической и пунктуационной грамотности выпускников рекомендовано:

• Проводить практикумы по обучению написания сочинения на определенную тему;

• Использовать на уроках по развитию речи прием самоанализа созданного текста с точки зрения содержания и формы, а также редактирования текста;

• Больше уделять внимания на уроках литературы работе с текстом. Акцентировать внимание на вопросах теоретического плана: литературные направления, жанровое своеобразие.

Вывод 1. Анализ орфографических ошибок.

1) написание производных предлогов;

2) н и нн в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных

3) чередование корней

4) приставка –пре-при

5) графические ошибки

Вывод 2. Анализ пунктуационных ошибок.

Наиболее частотные ошибки связаны с темами:

ü Расстановка знаков препинания там, где их не должно быть;

ü Нарушение правил пунктуационного оформления конца предложения.

Вывод 3. Анализ грамматических ошибок.

ü образование основ настоящего времени глаголов;

ü неправильное употребление временных форм глаголов;

ü образование действительных и страдательных причастий;

ü согласование подлежащего;

ü неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

Участники итогового сочинения в целом продемонстрировали умение подчинять материал теме; аргументировать тему, анализируя литературные произведения; логично выражать свои мысли; использовать в письменной речи разнообразную лексику и различные грамматические конструкции.

Анализ по результатам проверенных сочинений позволяет выявить положительные тенденции, свидетельствующие об эффективности данной формы проверки общекультурной, языковой, коммуникативно-речевой и литературной подготовки обучающихся выпускных классов. Среди важнейших параметров качества ученических работ можно выделить овладение следующими умениями:

ü применение терминологии литературоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа;

ü знание текста, выбранного в качестве аргумента: апелляция к тексту художественного произведения в своих суждениях (интерпретация, цитирование, комментарии, пересказ, анализ).

ü умение рассуждать на предложенную тему ;

ü знание русской и зарубежной классической литературы.

Содержательный анализ итоговых сочинений выявил отрицательные стороны работ:

ü невысокий уровень культуры письменной речи;

ü употребление слова в несвойственном значении, неправильное употребление местоимений, употребление слов иной стилевой окраски;

ü неуместное употребление канцеляризмов, фразеологизмов, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов;

ü нарушение лексической сочетаемости;

ü нарушение согласования, управления;

ü ошибки в построении предложения с однородными членами, с деепричастиями, деепричастными оборотами, причастиями, причастными оборотами, ошибки в построении сложноподчиненных предложений;

ü м ногие учащиеся имеют неглубокие знания текстов литературных произведений, поэтому продолжают использовать в рассуждениях общие фразы, заготовленные клише;

ü наличие в работах:

*речевых ошибок (хотя они и не затрудняют восприятие текста сочинения, но ухудшают качество письменной речи выпускников);

*фактических ошибок (в основном при использовании материала из классической литературы 19 в.):

- неосмысленный пересказ текста;

- неверное указание жанра произведения;

-фактические ошибки в трактовке материала произведения;

*орфографических ошибок, что свидетельствует о неумении пользоваться орфографическим словарём.

С учетом анализа результатов итогового сочинения необходимо проанализировать с учащимися:

- формулировки тем, предложенных для написания итоговых сочинений, проанализировать возможные варианты планов написания сочинений по предложенным темам;

- аргументы, приведенные в итоговых сочинения, организовать обсуждение аргументов, наиболее подходящих к предложенным темам;

- ошибки, допущенные при формулировке тезисов итоговых сочинений, отборе содержания, аргументов, возможные варианты корректировки допущенных ошибок;

- выявленные в итоговых сочинениях речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки;

С целью недопущения ошибок в интерпретации авторского замысла организовать обобщение, повторение изученных произведений в разных формах: творческие пересказы, анализ эпизодов, характеристика, в том числе и сопоставительная героев, анализ системы образов.

В целях подготовки к итоговому сочинению развивать у учащихся:

-анализ в теме сочинения не только ключевых слов, но и вопроса, на который необходимо ответить;

-анализ/ самопроверка сочинений на соответствие предложенной/выбранной теме, а не тематическому направлению;

-формулировка тезиса сочинения по предложенной теме, а не по тематическому направлению;

-составление плана сочинения в соответствии с выбранной темой, сформулированным тезисом, а не в целом по тематическому направлению;

-подбор аргументов из произведений не к тематическому направлению, а выбранной теме;

-формулировка и корректировка вывода в соответствии с темой и тезисом сочинения, а не с тематическим направлением;

-следование составленному плану работы и обоснование связанных с темой тезисов;

-выделение в работе смысловых частей, расстановка их в нужном порядке с замыслом и логикой работы;

-анализ соотношения друг с другом вступления и заключения сочинения;

-определение логики переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части сочинения;

-анализ и корректировка композиции сочинения, соблюдение принципа соразмерности частей сочинения;

-нахождение и редактирование фактических ошибок;

-нахождение и редактирование речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок.

С учетом изложенного выше, в целях повышения уровня речевой, орфографической и пунктуационной грамотности выпускников рекомендовано:

• Проводить практикумы по обучению написания сочинения на определенную тему;

• Использовать на уроках по развитию речи прием самоанализа созданного текста с точки зрения содержания и формы, а также редактирования текста;

• Больше уделять внимания на уроках литературы работе с текстом. Акцентировать внимание на вопросах теоретического плана: литературные направления, жанровое своеобразие.


Актуальная проблема для любого выпускника школы — получение документа о среднем (полном) общем образовании, путем успешной сдачи итогового сочинения по литературе, а значит и ЕГЭ по русскому языку. Поэтому в данной статье затронуты аспекты методической работы учителя при формировании навыков успешного написания итогового сочинения выпускниками соответственно заявленным критериям оценивания.

Ключевые слова: итоговое сочинение по литературе,план сочинения-рассуждения, клише для итогового сочинения.

Выбор конкретных методов обучения написания итогового сочинения (изложения) зависит от уровня развития учебных навыков школьников. Но можно назвать общие методы подготовки к написанию итогового сочинения-рассуждения на высоконравственную тему с привлечением аргументов из литературы:

Автор

Краткие выходные данные

Название произведения

Краткое содержание текста

Главные герои иих характеристика

  1. Следующим важным этапом при подготовке к ИС по литературе становится заучивание плана сочинения-рассуждения инеобходимых клише.

А) Тезис (основная мысль, соответствующая теме);

Находим ключевые слова в выбранной теме. Даем им определение. Задаем наводящие вопросы. Даем ответы на заданные вопросы.

Б) Аргумент № 1 (Доказательство № 1);

Приведу аргументы из художественной литературы, подтверждающие мою позицию. Во-первых, …

Таким образом, наше рассуждение позволяет сформулировать следующие выводы: …

тезис + вывод = 1/3 всего объема текста.

4. Пишем сочинение. Не одно.

Здесь присутствует еще одно условие — взаимопроверка по критериям, чтобы научится видеть ошибки на чужом произведении. Обязательно должна быть обратная связь с учителем — подробный комментарий к каждой ошибке.

Таким образом, подробно прорабатывая каждое направление можно благополучно подготовиться к успешной сдаче итогового сочинения.

Основные термины (генерируются автоматически): итоговое сочинение, литературный материал, русский язык, класс, критерий, литература, направление, общее образование, письменная речь, успешная сдача.

Читайте также: