Итоговое сочинение советы психолога

Обновлено: 05.07.2024

В презентации рассматриваются основные трудности при подготовке выпускников к экзаменам, роль родителей выпускников в психологической подготовке к экзаменам и тайм-менеджмент, как способ управления собственным временем для подготовки к экзаменам. Также даны практические рекомендации

ВложениеРазмер
Психологическая подготовка к сдаче экзаменов (ЕГЭ) 2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Составляющие психологической подготовки к экзамену Познавательная Личностная Процессуальная

Познавательные трудности: Причины : Недостаточный объем знаний, отсутствие систематизированности знаний; Недостаточная сформированность общеучебных навыков. Что поможет: Организация, систематизация деятельности; Устойчивая работоспособность; Концентрации внимания, произвольность; Четкость и структурированность мышления; Наличие и сформированность внутреннего плана действий.

Личностные трудности Причины: Отсутствие возможности получить поддержку взрослых; Несформированность ценностно-смыслового отношения к экзамену; Повышенный уровень тревоги; Заниженная или завышенная самооценка. Что поможет: Психологическая (эмоциональная) поддержка взрослого; Самоопределение, наличие значимой цели (поступление в ВУЗ); Пробные экзамены; Владение способами управления своим состоянием (релаксация).

Основные задачи родителей: 1) Организация оптимальных условий для подготовки: Отдельное рабочее место; Контроль режима дня (труд-отдых, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность); 2) Полноценное питание (витамины, морепродукты, молочные продукты ); 3) Эмоциональная поддержка.

Психологическая (эмоциональная) поддержка родных и близких очень важна для ученика в период подготовки к экзаменам.

Рекомендации родителям выпускников Обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными и почему; Совместно создайте план подготовки к экзамену; Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя; Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы (10-15 мин. перерыв каждые 45 минут подготовки); Разрешите ребенку учить предмет так, как это кажется лучшим для него; Стройте планы на будущее.

Тайм-менеджмент при подготовке к экзаменам Задача: рационально расходовать имеющийся ресурс времени. Ключ к эффективной подготовке к ЕГЭ (ОГЭ): планирование.

Основные этапы планирования: Организация рабочего места: Всё необходимое находится под рукой; Материалы по разным предметам НЕ смешиваются (каждому предмету своё место). 2) Определение занятий, не приносящих пользы в подготовке, но отнимающие время (телевизор, соц.сети, комп . игры). Время на них необходимо свести к минимуму; 3) Формулировка задач на определённый период в течение учебного года: Например, в период с ноября по апрель заниматься основной подготовкой в экзаменам, с апреля по май (июнь) прорабатывать задания, вызывающие наибольшие затруднения. 4) Составление плана на учебный год по месяцам (неделям), дням: Какие блоки заданий, тем планируется освоить за каждый месяц (неделю); Определить день и время для подготовки к каждому предмету и прописать темы каждого дня подготовки; Выделить время для отдыха (отдельный день, либо каждый день в течение 1-2 часов).

ВАЖНО Корректируйте план в зависимости от новых задач и полученных результатов; НЕ отвлекайтесь на посторонние дела во время подготовки (выйти из соц.сетей, отключить телефон); Используйте паузы для отдыха (например, 10-15 минут каждые 45 минут подготовки); Используйте не только пассивный отдых (лечь, расслабиться), но и активный (сделать небольшую зарядку, принять душ и т.д.).

Упражнения для самостоятельного применения Релаксация : Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Перед выдохом задержите дыхание на 1-2 секунды. Мобилизация : При вдохе максимально напрягаем всё тело: руки прижимаем к туловищу, ноги сжимаем вместе, напрягаем живот, спину и шею. При выдохе плавно расслабляем всё тело.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Групповое консультирование

Технология написания сочинения по русскому языку.

Психологические установки, ведущие к успеху

Сколько сочинений написано!

Внимание: 90% неудач связаны с недостатком или неверным пониманием информации.

Как готовиться к сочинению результативно? Результативно — это значит с гарантированным отличным результатом: на 22 — 23 балла.

Наша цель — сэкономить ваши усилия и время, направив их в правильное русло. Таким руслом мне видится овладение технологией написания сочинения . Для этого нам будут нужны некоторые правильные психологические установки.

Установка 1. Стремиться к наивысшему результату, даже если сейчас он кажется тебе маловероятным.

Опыт работы нашего сайта показывает, что за несколько месяцев регулярной работы реально научиться бойко (быстро и легко) писать содержательные и грамотные тексты, соответствующие всем требованиям, предъявляемым к сочинениям. Исходный уровень не так важен, как это может показаться. Важнее обучаемость, то есть восприимчивость к новому и готовность работать систематически.

Экзамен — мощный стимул и шанс для личностного развития. Так его и нужно воспринимать. Поверить в себя поможет цель. Наметив её, ты очень быстро увидишь изменения, которые происходят в твоей жизни. Я обращаюсь сейчас к тем, кто готов поставить перед собой цель написать сочинение по русскому языку на 24 балла.

Внимание: Значимость сочинения в новом формате ЕГЭ повысилась: теперь оно может предопределить до 42% вашего успеха.

Установка 2. Изменить отношение к информации. Стать любопытным и вдумчивым (даже въедливым), учиться критически оценивать как саму информацию, так и её источники.

Письмо от пользователя:

Наша учительница требует, чтобы в комментарии К2 мы анализировали художественные средства, говорит, что без этого не будет засчитывать К2. А я считаю, что это необязательно. Скажите, пожалуйста, кто прав?

Так кто же прав? Не думайте, что прав тот, у кого больше прав, то есть учительница. Прав как раз автор письма. Кто в этом сомневается, читайте документацию ФИПИ. Ссылки есть выше.

Установка 3. Не искать обходных путей: прямой путь всегда короче.

Многие просчёты и ошибки связаны с тем, что люди, чтобы избежать трудностей, ищут лёгкие пути. Рассуждают примерно так: учиться писать сочинения трудно (неинтересно, скучно, бесполезно, глупо, не хочется. ). Подставь любое слово. Стоит ли тратить на это время и усилия? Не лучше ли поискать готовые работы?

Письмо пользователя:

Я не написал ни одного сочинения сам. Всё находил в Интернете. И всегда получал нормальные отметки. Но что будет на экзамене, я не знаю. Не учить же теперь все эти сочинения наизусть?

Что обычно ищут в Интернете, у друзей, у выпускников прежних лет?

1. Готовые сочинения к определённому исходному тексту.

2. Какое-нибудь готовое сочинение, которое по теме близко к теме исходного текста, например, исходный текст про войну, значит, ищут сочинения про войну, исходный текст о дружбе, значит, ищут сочинение о дружбе и так далее.

3. Готовые аргументы.

4. Так называемые шаблоны, из которых заимствуют готовые фразы, ими потом пользуются в собственных работах.

Я понимаю, почему ребята так поступают. Я знаю, что путь заимствования выбирает большинство. И еще я знаю, к чему это ведёт. Или может привести. Объясняю.

Тем, кто ищет сочинения к исходным текстам

Допустим, вы стремитесь использовать готовые сочинения на экзамете. Банк исходных текстов поистине огромный. Надеяться на то, что у вас окажется готовое сочинение к тому исходному тексту, который вам попадётся, — большая ошибка, ведь база текстов из года в год существенно обновляется. Что вы будете делать, если вам попадётся новый тест? Шанс научиться писать работы самостоятельно вы намеренно и недальновидно упустили.

Тем, кто хочет найти универсальные сочинения, подходящие к разным исходным текстам

Самые хитренькие не надеются использовать готовое сочинение по конкретному тексту на экзамене. Они ищут инварианты, то есть сочинения по разным темам: о чтении, о войне, о любви, об отношениях взрослых и детей и т.п., надеясь, что тематическое сходство окажется достаточным. Но они не учитывают самой сути экзаменационной работы: сочинение должно продемонстрировать ваше понимание конкретного исходного текста . Просто рассуждения о чтении, войне, любви никого не устроят. Вы сильно рискуете потерять 7 баллов по критериям К1 — К4, а также настроить экспертов против себя, что может обернуться потерей баллов и по другим критериям, например, при оценке критериев К5 и К6.

Но самым неприятным является вполне реальное (знаю десятки историй) АННУЛИРОВАНИЕ результата экзамена с случае, если на экзамене заметят факт списывания или пользования телефоном. Каждый год всё новые пункты приема ЕГЭ оборудуются видеокамерами, работающими в режиме онлайн. Единственный громкий скандал 2015 года связан именно со списыванием: камеры сделали сцену беззастенчивого списывания достоянием всей страны. Нужно ли говорить о том, что всем, кто был замечен в списывании, сдать ЕГЭ не удалось. Но, если не думать о возможных последствиях и рискнуть? Можно, казалось бы, и не списывать сочинение-инвариант (общий вариант для любых текстов по данной теме), а выучить его, к примеру, наизусть. Тяжкий труд. То, что у вас соберется к моменту экзамена, будет совершенно разнородным чужим материалом, практически неприменимым к конкретным исходным текстам.

А как вы думаете, есть ли вероятность, что экспертам попадутся работы-клоны? Есть. Это случается. И является основанием для того, чтобы аннулировать результат ЕГЭ. То есть итог в этом случае может быть тем же, что и при списывании.

Тем, кто использует чужие аргументы

Большой риск — использовать на экзамене готовые аргументы, позаимствованные из Интернета, из чужих сочинений и прочих неавторитетных источников.

Из сочинения выпускника 2015:

Смешно? Нет. Очень грустно. Выпускник потерял баллы за К4 и К12. Аргументы — это необходимое условие высокобалльной работы — нужно писать самим. Люди, подбирая аргументы, оперируйте только достоверной информацией. Пишите только о тех произведениях, которые читали сами. Главная опасность при заимствовании аргументов — не суметь оценить их качество и бездумно повторить содержащиеся в них ошибки.

Тем, кто пользуется чужими фразами

Итак, обходной путь не гарантирует успеха. Понимаю, когда перечисленные тактики используют те бедолаги, кто боится, что не сможет получить даже тройку. У них, как они думают, другого выхода нет. Получается, что они ничем не рискуют. Во всех прочих ситуациях надёжнее готовиться: понять, что требуется и учиться экзаменационным требованиям соответствовать.

Из письма пользователя:

Я думал, что всё-равно ничего не могу и особенно не готовился. Но сдавал экзамен сам. Эх, если бы я знал, что смогу написать ЕГЭ на 58 баллов! Я бы готовился и точно написал ЕГЭ лучше. И тогда случилось бы то, чего теперь уже не будет: я бы смог поступить на бюджет. Теперь я знаю это точно.

Установка 4: Учимся на тактических ошибках, просчётах, неудачах ваших предшественников

Можно самим начать с самого начала. Набить шишки. Получить опыт. Недотянуть пару баллов до мечты. Поступить абы куда и понять, что это не твоё. Бросить вуз. Готовиться и сдавать ЕГЭ заново. Готовиться по-настоящему, без дураков. И получить блестящий результат и прекрасные возможности самого лучшего выбора. Бывает и так. Чем не путь?

Но можно и по-другому: без шишек, без потерянного времени, без нервотрёпки. Можно не изобретать колесо, можно учиться на чужих ошибках. Попробуешь?

Оценить 279 2

Семь полезных советов психолога

До сочинения остаётся четыре дня. И если вы уже начали суетиться, судорожно повторяя темы и прочитывая краткие содержания одно за другим, то этот текст для вас. Сейчас самое главное — провести последние дни перед экзаменом максимально эффективно, не дав эмоциям взять верх.

Избавься от неопределенности

Тревога возникает из-за того, что мы не знаем всё про сам экзамен. Мы начинаем додумывать, пытаемся предугадать, что будет, но это только усиливает волнение. Поэтому сейчас важно собрать как можно больше информации о том, что тебя реально ждёт. Узнай, как будет проходить экзамен, сколько времени дадут на его написание, как твою работу будут оценивать. Чем больше реальных фактов ты прояснишь, тем меньше места в голове останется для фантазии. И тревоги, соответственно, тоже.

Структурируй знания

Прислушайся к себе

Не сравнивай себя с другими — у каждого свой темп обработки информации и усвоения нового материала. Не оглядывайся на одноклассников и не слушай учителей, которые всегда хвалят параллельный класс больше. Найди комфортный для себя темп и трудись в нём.

Организуй пробный экзамен

Засеки время, выбери соответствующие задания и создай себе условия, как на экзамене. Так ты получишь более полную картину того, что именно тебя ждёт. А самое главное — твоё волнение уменьшится, потому что делать что-то во второй раз всегда проще, чем сталкиваться с новым и неизведанным.

Не забывай про отдых

Конечно, чем больше ты готовишься, тем больше шансов сдать экзамен хорошо. Но это не означает, что нужно забыть про режим питания и сна — так ты рискуешь израсходовать все силы к экзамену. Во время подготовкиполезно переключать внимание с одного предмета на другой — так ты не потеряешь концентрацию. Так что если чувствуешь, что устал, сделай маленькое физическое упражнение, сходи погулять с собакой или перекуси. А потом вернись к работе.

Ещё многое зависит от того, как ты проведёшь вечер и ночь перед экзаменом. Не повторяй судорожно весь материал — это только повысит напряжение и собьёт тебя с толку. Лучше хорошо отдохни и выспись — наши память, внимание и мышление лучше функционируют после отдыха.

Представь худший исход проваленного экзамена

Всё-равно волнуешься? Попробуй обсудить своё напряжение с близкими и друзьями. Узнай, как они справляются со своими переживаниями. И даже если ты не услышишь дельных советов, то, как минимум, разделишь свои чувства и поймёшь, что ты не одинок.

Ну а если сильный страх и тревога не проходят, обратись за помощью к взрослым, сходи к психологу на консультацию. Возможно, выяснится, что твоя тревога связана не с экзаменом, а чем-то более серьёзным.

Настрой себя правильно


Перед великим и ужасным ЕГЭ каждого школьника ждёт ещё одно не менее важное испытание — итоговое сочинение. Без него вас просто не допустят к государственному экзамену. Организаторы предъявляют к сочинению ряд обязательных требований и оценивают строго по ряду критериев, что часто вызывает у учащихся панику. Здесь стоит помнить, что любой экзамен можно сдать, если хорошо подготовиться. И в этом вам поможет наша подборка советов.

В этом году итоговое сочинение пройдёт 1 декабря. Всю информацию о требованиях к тексту сочинения, тематических направлениях и критериях оценивания можно узнать на официальном сайте ФИПИ.

Вы уверены, что проверяющий прочитает именно то, что вы хотели написать? Наши мысли порой ведут себя хаотично, и это может отразиться на тексте. Здесь на помощь придёт логика и правильная композиция. Отследите и проанализируйте идею своего сочинения. Правильно ли она развивается? Хорошо ли ваши аргументы подтверждают её? Следует ли в конце логичный вывод?

Отчасти логических ошибок можно избежать, используя классическую структуру сочинения: введение, основная часть и заключение. Она поможет максимально чётко и понятно донести свою мысль. А ещё композиция — один из критериев, по которому будут оценивать вашу работу.


Помните, что на итоговом сочинении в качестве аргумента можно привлекать только литературный материал. Но это не значит, что вам даётся мало вариантов на выбор. Аргументом может быть произведение художественной, научной, документальной и любой другой литературы. Даже дневниковые записи и фольклор. Главное здесь — знать произведение, которое привлекаешь. Если в ходе написания сочинения исказить его — аргумент не засчитают. Поэтому выберите несколько тематических направлений, подготовьте список литературы по каждому из них и хорошенько вникните в произведения. В идеале их нужно полностью прочитать. Но если вам не хватает на это времени, на помощь придут аналитические статьи, разборы и конечно же краткое содержание.

На любом экзамене волнение — ваш главный враг. Ведь нервничая, вы начинаете допускать ошибку за ошибкой. Как же успокоить свои нервы? Для начала помните, что неудача на экзамене не предопределит всю вашу дальнейшую жизнь. Вроде бы очевидная истина, но именно её паникёры часто не осознают.

И всё же главное, что должно успокаивать вас — это подготовка. Если вы писали тренировочные сочинения, научились чётко и логично излагать свои мысли, а в вашей голове хранится целый банк аргументов на все случаи жизни — значит всё сдадите. Те знания и умения, которые вы получили, готовясь к экзамену, обязательно придут к вам на помощь.

Применяйте данные советы при подготовке, и вы удивитесь, как легко напишете итоговое сочинение. В этом материале не будет пожелания удачи. Ведь если вы всё сделаете правильно — она не понадобится!

Читайте также: