Итоговое сочинение считаются ли предлоги

Обновлено: 03.07.2024

Официальные критерии от ФИПИ по которым проверяется итоговое сочинение в 2021-2022 учебном году. Собственно, критерии проверки и НЕ МЕНЯЮТСЯ из года в год.

Прежде чем проверять сочинение по критериям, эксперт смотрит чтобы оно соответствовало двум важным требованиям.

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям:

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Детально о подготовке к итоговому сочинению 2021-2022 по всем направлениям

Детальный разбор направлений 2021-2022


Начиная с прошлого года написание итогового сочинения либо изложения является необходимым условием для допуска учащихся 11-12-х классов к государственной итоговой аттестации, в том числе к сдаче ЕГЭ (абз. 1 п. 9.1. Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования; далее – порядок проведения ГИА). В этом году выпускники школ будут писать его 2 декабря (письмо Рособрнадзора от 30 октября 2015 г. № 02-484). Также определены две запасные даты – 3 февраля и 4 мая 2016 года. Они устанавливаются для пересдачи сочинения (изложения) и написания его теми, кто не явился в декабре для выполнения работы или не завершил ее по уважительным причинам, подтвержденным документально (абз. 13 п. 9.1 порядка проведения ГИА).

С учетом прошлогоднего опыта Рособрнадзор утвердил подробные методические рекомендации по подготовке, проведению сочинения (изложения) и оценке работ учащихся в 2015/16 учебном году (письмо Рособрнадзора от 1 октября 2015 г. № 02-448). Посмотрим, на какие моменты стоит обратить особое внимание выпускникам и как эксперты будут проверять и оценивать их работы.

Порядок проведения сочинения (изложения)

О порядке проведения выпускных экзаменов узнайте из материала "Государственная итоговая аттестация (ГИА). Единые государственные экзамены (ЕГЭ)" Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Итоговое сочинение или изложение проводится в школах или в местах, определенных региональными органами исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление в сфере образования. Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итоговое сочинение или изложение организуется на дому (п. 1.4 методических рекомендаций по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования; далее – рекомендации для образовательных организаций).

Не позднее чем за две недели до начала проведения сочинения (изложения) учащиеся или выпускники прошлых лет должны подать в образовательные организации заявление для участия в нем (приложение 1, приложение 2 к методическим рекомендациям
по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения); далее – рекомендации для участников) и дать согласие на обработку персональных данных (приложение 3 к рекомендациям для участников). Таким образом, в этом году последний день подачи заявления и сопутствующих документов – 17 ноября.

Поскольку результаты итогового сочинения или изложения могут учитываться при поступлении в вуз, писать его могут, в том числе, выпускники прошлых лет, лица, получающие среднее профессиональное образование, граждане, обучающиеся в иностранных образовательных организациях, а также те, кто в предыдущие годы не сдавал ЕГЭ или получил неудовлетворительные результаты хотя бы по одному из экзаменов (то есть лица, окончившие школу со справкой). Полный перечень участников сочинения закреплен в п. 9.1 порядка проведения ГИА.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья вместе с заявлением подают копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, инвалиды – оригинал или заверенную копию справки об инвалидности, выпускники прошлых лет – оригиналы документов об образовании, иностранцы – оригинал документа об образовании с нотариально заверенным переводом. Напомним, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, граждане, обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, те, кто учится на дому или нуждается в длительном лечении и находится в лечебных или реабилитационных учреждениях, могут писать по своему выбору изложение вместо сочинения (абз. 2 п. 9.1 порядка проведения ГИА).

Сочинение или изложение начнется в 10.00 по местному времени, продолжительность его написания составит 3 ч. 55 мин. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов – 5 ч. 25 мин. При этом таких детей должны будут покормить, поскольку рекомендациями предусмотрено, что если продолжительность сочинения (изложения) занимает больше четырех часов, должно быть организовано питание его участников (абз. 2 подраздела "Сроки и продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения)" рекомендаций для образовательных организаций). Необходимо помнить, что время проведения инструктажа участников, заполнения регистрационных бланков и других подготовительных мероприятий не входит в продолжительность выполнения работы.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Во время проведения сочинения (изложения), кроме бланка регистрации и бланков записи, на столе участника могут находиться только следующие вещи:

  • ручка с чернилами черного цвета (гелевая, капиллярная или перьевая);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения. Участникам изложения, помимо орфографического, выдается толковый словарь. Пользоваться своими словарями нельзя;
  • инструкция для участников итогового сочинения (изложения) (приложение 4, приложение 5 к рекомендациям для участников);
  • черновики (выполняющим работу необходимо перенести написанное на них в бланки записи, поскольку сами черновики не проверяются).

Запрещается иметь при себе любые средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы или какие-либо письменные заметки.

Оценка сочинения (изложения)

Итоговое сочинение и изложение оцениваются не в баллах, а по системе "зачет"/"незачет". Получившие "незачет" учащиеся могут переписать сочинение или изложение, но не более двух раз в соответствующем учебном году. В этом учебном году, напомним, – 3 февраля и 4 мая 2016 года.

Оценивается сочинение или изложение по специально утвержденным критериям (приложение 6, приложение 7 к рекомендациям для участников). Однако перед тем, как приступить к оценке по этим критериям, эксперт определяет, соответствует ли работа требованиям к объему и самостоятельности выполнения. Так, если в сочинении меньше 250 слов, а в изложении меньше 150 (служебные слова: предлоги, союзы, частицы – тоже учитываются), за работу выставляется "незачет" без дальнейшей проверки. То же самое происходит, когда работа написана не самостоятельно, то есть списана у другого участника или из какого-либо другого источника (изложение – с исходного текста). При этом в сочинении можно прямо или косвенно цитировать фрагменты из произведений, но с обязательной ссылкой на источник, то есть указанием автора и названия (в свободной форме), и так, чтобы объем цитирования не превышал собственный текст.

Если работа отвечает требованиям и к объему, и к самостоятельности текста, эксперт переходит к ее оценке по пяти установленным критериям (см. таблицу).

Таблица. Критерии оценки итогового сочинения (изложения)

Аргументация. Привлечение литературного материала

Композиция и логика рассуждения

Качество письменной речи

Использование элементов стиля исходного текста

И для сочинения, и для изложения наиболее важны критерии № 1 и № 2. Чтобы получить "зачет" за всю работу, необходимо чтобы "зачет" стоял по обоим этим критериям и хотя бы по одному из трех других. "Незачет" по критерию № 1 для сочинения ставится, если работа вообще не соответствует теме или в ней не прослеживается коммуникативный замысел сочинения, то есть конкретная цель высказывания автора (утверждает ли он что-либо или, напротив, отрицает, одобряет или осуждает и т. д.). Изложение признается не соответствующим критерию № 1 в случае существенного искажения содержания исходного текста. "Незачетом" по критерию № 2 сочинение оценивается, если оно написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или произведения только упоминаются в работе, но не становятся опорой для рассуждения. "Незачет" по критерию № 2 для изложения ставится, только если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного.

Что же касается, например, грамотности, то она тоже может быть далеко не идеальной для получения "зачета" – он не ставится только тогда, когда грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в работе, затрудняют чтение и понимание текста. Для объективности этого критерия Рособрнадзор определил максимально допустимое для получения "зачета" количество ошибок на 100 слов текста: пять для сочинения и 10 для изложения.

Чтобы сделать оценку работ по указанным критериям более понятной, Рособрнадзор привел рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений и изложений 1 (раздел "Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)"; далее – рекомендации для экспертов). Так, установлено, что при проверке работ учитываются следующие категории ошибок.

Фактические ошибки. Связаны с незнанием или слабым знанием текстов художественных произведений, их культурно-исторического контекста, а также неправильным или неточным использованием терминов и понятий. К ним относятся указание неверного времени создания произведения или жизни автора, неверное именование героев, ошибки в установлении причин и следствий событий и др. Фактические ошибки бывают грубыми и негрубыми. Грубая ошибка – когда ученик путает, к примеру, Татьяну и Ольгу Лариных, а негрубая (неточность) – если княжна Мери упоминается как княжна Мэри. Негрубые ошибки не оказывают существенного влияния на понимание текста, поэтому не могут служить основанием для выставления "незачета".

Логические ошибки. Представляют собой нарушение законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например при подмене одного суждения другим, неправильном делении текста на абзацы, установлении неверных причинно-следственных связей ("Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга") и др.

Речевые, в том числе стилистические, ошибки. К ним относятся ошибки в употреблении слов: тавтология (повторение близких по смыслу синонимов), использование слова в несвойственном ему значении, смешение лексики разных исторических эпох, необоснованное применение диалектизмов и просторечий и т. д. Также речевой ошибкой является однообразие синтаксических конструкций и использование такого порядка слов, который приводит к неоднозначному пониманию предложения. Анализ прошлогодних сочинений позволил Рособрнадзору выделить самые частые речевые ошибки:

  • неразличение паронимов. Например,употребление слова "взглянуть " вместо "заглянуть", "представили" вместо "предоставили", в результате чего получаются подобные предложения: "Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов" ("хищный" – "хищнический");
  • неправильный выбор синонима."Имя этого поэта знакомо во многих странах" (в данном случае нужно употреблять слово "известно");
  • нарушение лексической сочетаемости."Леонид вперед меня выполнил задание", "Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект").

Грамматические ошибки. Они выражаются, в частности, в неправильном словообразовании, нарушении согласования, управления в словосочетаниях, неправильном построении предложений с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений ("подскользнуться" вместо "поскользнуться" (использована не та приставка), "благородность" вместо "благородство" (не тот суффикс), заплатить за квартплату, удостоен наградой (не соблюдаются нормы управления в словосочетании). Наиболее типичные ошибки: в употреблении действительных и страдательных причастий ("Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста" (правильно – "стекавшие"), в образовании деепричастий ("Вышев на сцену, певцы поклонились" (норма – "выйдя"), неправильное образование наречий, в том числе под влиянием просторечий и диалектов ("Автор тута был не прав" (правильно – "тут")).

Орфографические ошибки – ошибки в написании слов. Их следует отличать от грамматических, то есть от неправильного образования слов. Среди орфографических ошибок выделяются негрубые, например ошибки в исключениях из правил, в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, в случаях раздельного и слитного написания "не" с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого. При подсчете две негрубые орфографические ошибки считаются за одну. Особые правила установлены для однотипных и повторяющихся ошибок Однотипными считаются ошибки, вызванные нарушением одного правила, если условия выбора правильного написания обусловлены грамматическими ("в армие", "в рощи" (вместо "в армии", "в роще"), "колят", "борятся" (правильно – "колют", "борются") и фонетическими ("пирожек", "сверчек" вместо "пирожок", "сверчок") особенностями слова. Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Повторяющаяся ошибка – та, которая встречается в одном и том же слове или в корне однокоренных слов ("валнистый", "вална" ("волнистый", "волна"), "перегареть", "сгаревший" ("перегореть", "сгоревший"). Она считается за одну ошибку. Отдельная категория орфографических ошибок – графические ошибки. Это описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания ("рабость" вместо "радость", "полпа" вместо "толпа"). Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если их больше пяти на 100 слов текста, работа признается безграмотной, и по критерию "Грамотность" выставляется "незачет".

Пунктуационные ошибки – неиспользование необходимого знака препинания либо, напротив, употребление там, где его постановка не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Негрубые пунктуационные ошибки (замена одного знака препинания на другой, пропуск одного из сочетающихся знаков препинания) не имеют существенного значения для характеристики грамотности, поэтому при подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. Правила же подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется, каждая ошибка считается за самостоятельную.

В рекомендациях Рособрнадзора приведены конкретные примеры анализа работ: отрывки реальных сочинений рассмотрены на соответствие тем или иным критериям. Кроме того, дан полный разбор двух полноценных сочинений.

Избежать "незачетов" по сочинению позволит грамотная подготовка к его написанию, способствовать которой, в частности, обязаны учителя в школах. Они должны научить детей и написанию сочинений, и анализу готовых текстов (с определением темы, выделением микротемы, оценкой выбранной лексики и т. д.). Рекомендуется проводить в течение года не менее трех контрольных сочинений, которые после проверки анализируются в классе по критериям оценки итогового сочинения. В частности, зачитываются самые удачные сочинения или их фрагменты, обсуждается, как можно их доработать (подобрать другие доказательства к тезисам, варианты вступления и заключения и т. д.). Кроме того, рекомендуется проводить индивидуальное собеседование с каждым учеником для обсуждения замечаний к его работе.

Несмотря на то что конкретные темы становятся известны не ранее чем за 15 минут до начала итогового сочинения, тематические направления, в пределах которых будут сформулированы темы для текущего учебного года, уже установлены: "Время", "Дом", "Любовь", "Путь", "Год литературы" (раздел "Особенности формулировок тем итогового сочинения" рекомендаций для экспертов), о чем учителя могут рассказать ученикам. При этом необходимо помнить, что любая тема подразумевает использование прочитанной художественной литературы для аргументации своей позиции. Можно использовать всего одно произведение, но так, чтобы его анализ помог раскрыть тему.

Что касается изложения, то процесс его проведения более сложен, поскольку в этом случае речь идет, как правило, об учениках с ограниченными возможностями здоровья и инвалидах. Поэтому при оценке работ глухих и слабослышащих учащихся необходимо учитывать основные положения специальной методики обучения русскому языку таких детей. Рособрнадзор приводит подробные рекомендации по их подготовке к изложению (подраздел "Подготовка к итоговому изложению" методических рекомендаций для экспертов) и анализ трех реальных изложений, в том числе одного, получившего "незачет".

Оценка сочинения вузами

Напомним, итоговое сочинение абитуриент может представить в вуз при поступлении. Последний вправе начислить за работу до 10 дополнительных баллов (абз. 3 п. 46 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год). Каждый вуз может самостоятельно определить процедуру расчета этих баллов, но Рособрнадзор утвердил для них рекомендуемые критерии оценки сочинения. Таких критериев 10, за каждый из них может быть начислено от 0 до 2 баллов. Подробно разъясняется, когда можно поставить максимальный балл, а когда он снижается. Например, нельзя поставить максимальные баллы за сочинение, в котором участник поверхностно рассуждает на предложенную или близкую к ней тему, привлечение литературного материала ограничивается лишь общими высказываниями по поводу художественного произведения или его пересказом, а использованная лексика однообразна. За каждое сочинение может быть начислено до 20 первичных баллов, поэтому утверждены и рекомендации по их переводу в 10-балльную шкалу.

Результат итогового сочинения действителен в течение четырех лет, следующих за годом написания сочинения. При этом выпускники прошлых лет могут написать сочинение, даже если они его уже писали и результаты до сих пор действуют. В этом случае такие граждане вправе предоставить вузам результаты сочинения только текущего года (независимо от того, хуже или лучше прошлогодних эти результаты), а результат итогового сочинения прошлого года аннулируется (раздел "Срок действия результатов итогового сочинения" рекомендаций для образовательных организаций).

Утвержденные Рособрнадзором рекомендации по проведению и оценке итоговых сочинений (изложений) более чем подробны и описывают действия всех субъектов, принимающих участие в этом процессе на всех его этапах. Однако требования к самим работам по существу не изменились – "незачет" ставится только при наличии большого количества грубых ошибок. При этом допустимое количество ошибок в сочинении (изложении) очень тревожит учителей. Так, еще в прошлом году председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы г. Москвы Роман Дощинский поделился с порталом ГАРАНТ.РУ своим мнением о том, что "зачет" за грамотность можно ставить только при наличии во всей работе не более пяти орфографических и пунктуационных ошибок, поскольку нельзя считать ребенка грамотным, если пять ошибок приходится на каждые 100 слов (то есть более 10 ошибок в минимальном тексте в 250 слов), как это рекомендовано Рособрнадзором.

С одной стороны, можно предположить, что учащиеся, сделавшие в работах много ошибок, но получившие "зачет" за сочинение или изложение, все равно вряд ли получат на ЕГЭ по русскому языку хорошие баллы. С другой стороны, такой не очень строгий критерий оценки грамотности (получение "незачета" по которому даже не является основанием для выставления "незачета" по всей работе) точно не способствует стремлению детей к ее повышению. Изменится ли позиция Рособрнадзора по этому поводу, узнаем в следующем году.

Письмом Рособрнадзора от 26.10.2021 N 04-416 направлены Методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году.

5.2. Порядок проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) экспертами

5.2.1. Технический специалист передает копии бланков записи на проверку и копии бланков регистрации для внесения результатов проверки экспертам.

5.2.2. Эксперты перед осуществлением проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, проверяют соблюдение участниками итогового сочинения (изложения) требований "Объем сочинения (изложения)" и "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" .

В случае если требование "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" проверяется экспертом, а не техническим специалистом согласно подпункту 4.2.29 настоящих Методических рекомендаций.

5.2.3. При проверке итогового сочинения (изложения) по требованию N 1 "Объем сочинения (изложения)" следует учитывать правила подсчета слов, которые совпадают с правилами подсчета слов при проверке сочинений, написанных в рамках единого государственного экзамена (ЕГЭ) и основного государственного экзамена (ОГЭ) по русскому языку и литературе. В ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе, а также в итоговом сочинении (изложении) приняты единые подходы к подсчету слов. При подсчете слов в сочинении (изложении) учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, "все-таки" - одно слово, "все же" - два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, "М.Ю. Лермонтов" - одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, "5 лет" - одно слово, "пять лет" - два слова).

Безусловно, в лингвистике понятие "слово" значительно сложнее. Одну лексико-грамматическую или семантическую единицу могут образовать несколько слов. Ниже приведены некоторые примеры:

словоформы: повелительное наклонение ("пусть напишут"), будущее время ("буду играть"), сравнительная степень ("менее громко");

части речи: составные предлоги ("в течение"); составные союзы ("несмотря на то, что"); составные числительные ("триста тридцать пять");

имена собственные: имена людей ("Николай Васильевич Гоголь"); названия произведений ("Война и мир"), топонимы (Белогорская крепость);

фразеологизмы: "душа в душу";

члены предложения: осложненные сказуемые ("знай себе отдыхает", "говорят не наговорятся).

При подсчете слов не следует рассматривать слово как лексико-грамматическую или семантическую единицу, необходимо учитывать авторскую орфографию ("Белогорская крепость" - 2 слова; "Александр Сергеевич Пушкин" - 3 слова; "А.С. Пушкин" - 1 слово; "для того чтобы" - 3 слова; "в возрасте двадцати двух лет" - 5 слов; "в возрасте 22 лет" - 3 слова; "влесу (ошибочное слитное написание)" - 1 слово; "черно белый (ошибочное раздельное написание)" - 2 слова).

5.2.4. После проверки установленных требований N 1 и N 2 эксперты приступают к проверке сочинения (изложения) по критериям оценивания или, не приступая к проверке итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания, выставляют "незачет" по всей работе в целом в случае несоблюдения хотя бы одного из установленных требований.

5.2.5. При проверке итогового сочинения по Критерию N 1 "Соответствие теме" нужно учитывать, что участник итогового сочинения вправе выбрать оригинальный путь ее раскрытия. "Незачет" ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. При оценке сочинения по данному критерию не учитываются логические ошибки (они выявляются при оценке сочинения по Критерию N 3).

5.2.6. При проверке итогового сочинения по Критерию N 2 "Аргументация. Привлечение литературного материала" нужно учитывать следующее.

В соответствии с данным критерием участник сочинения подкрепляет аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Участник может привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы.

"Незачет" ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются).

Если в итоговом сочинении осуществлена опора на фрагмент текста из пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (произведение не называется, а лишь передается содержание фрагмента), то такой литературный аргумент не засчитывается.

Также необходимо учитывать, что участники итогового сочинения могут ориентироваться на требования не только школьных критериев, но и вузовских, которые могут существенно отличаться от школьных критериев. Например, вуз может требовать привлечения нескольких литературных аргументов или опоры не только на литературный аргумент, но и на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в итоговом сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (их нужно рассматривать как органическую часть сочинения).

5.2.7. При проверке итогового сочинения (изложения) по Критерию N 5 "Грамотность" следует обратить внимание на то, что в критерии не указано, как должны локализоваться ошибки в работе выпускника. Так, если подавляющее большинство ошибок располагается в какой-то одной части работы, в расчет берется общее количество слов, написанных участником итогового сочинения (изложения). При проверке сочинения (изложения) рекомендуется традиционным способом отметить все ошибки на полях копий бланков, учесть однотипные и негрубые ошибки и, произведя после этого подсчет, соотнести полученную цифру с количеством слов в работе (речевые ошибки в данном критерии не учитываются). Если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок, то на 20 слов - одна ошибка. Общее количество слов в конкретном сочинении делится на 20. Полученное число округляется. Например, в работе 370 слов. При делении на 20 получается 18,5. Округляем до 19. Участник итогового сочинения (изложения) может получить "зачет" по Критерию N 5 при 19 ошибках. При 20 ошибках выставляется "незачет".

При соотнесении количества ошибок и количества слов в итоговом сочинении (изложении) берутся конечные числа, полученные при подсчете по итогам проверки всего итогового сочинения (изложения) в целом.

Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки: в написании фамилий, имен автора и героев произведений (включая анализируемый текст); в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, например: Международный астрономический союз, Великая Отечественная война; в словах с непроверяемыми гласными и согласными, не вошедших в списки словарных слов, например: корреляция, прерогатива; в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например (слова даны в неискаженном написании): глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский, хлебобулочный; в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием, например: (активно) действующий, (сильно) действующий, (болезненно) тоскливый; в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские стихи; в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым); в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды; рот - ротик; грустный - грустить; резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

5.2.8. Результаты проверки итогового сочинения (изложения) по требованиям и критериям оценивания ("зачет"/"незачет") вносятся экспертом в копию бланка регистрации.

5.2.9. Копии бланков итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) эксперты передают техническому специалисту, который переносит результаты проверки по требованиям и критериям оценивания ("зачет"/"незачет") из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения (изложения).

. Проверяя работы, учитывайте, что у ребенка обязательно должен быть проведен сопоставительный анализ (КРИТЕРИЙ 2). Для этого научите выпускников записать следующие строчки: СОПОСТАВЛЯЯ данные (аргументы, поступки героев, позицию….) и т.д. Научите их сопоставлять, иначе они не пройдут по критерию 2.


. Прошу обратить внимание на новые критерии, предъявляемые к итоговому сочинению (изложению) в 2019/2020 учебном году (Приложение 4 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888).
Проверяя работы, учитывайте, что у ребенка обязательно должен быть проведен сопоставительный анализ (КРИТЕРИЙ 2). Для этого Научите выпускников записать следующие строчки: СОПОСТАВЛЯЯ данные (аргументы, поступки героев, позицию….) и т.д. Научите их сопоставлять, иначе они не пройдут по критерию 2.
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Участник при раскрытии темы сочинения доказывает свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала, привлекая художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст);
-выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют формулировке темы, концептуальным тезисам сочинения;
-при привлечении двух и более литературных произведений осуществляет
сопоставление между ними хотя бы по одной позиции;
-допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании фамилии, имени, отчества автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) 2 балла
Участник строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала, но ограничивается общими высказываниями по поводу привлеченного текста (ов), при привлечении двух и более литературных произведений не осуществляет сопоставления между ними, и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы, и/или ограничивается простым пересказом произведения, и/или допущены 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала 1 балл
Сочинение написано без опоры на литературный материал или в сочинении существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы не подкрепляются примерами из текста, не становятся опорой для рассуждения), и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала 0 баллов.

По критерию 5: обратите внимание на требования данного критерия
К5. Оригинальность сочинения
Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют самостоятельные нешаблонные мысли, или
неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы с привлечением
нетривиального литературного материала, или оригинальные наблюдения, или
интересная логика рассуждения и проч.) или яркостью стиля 1 балл
В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход,
оригинальность стиля 0 баллов

Зачет по ВСЕМ критериям, как видите, может не состояться.

Читайте также: