Итоговое сочинение разговор с собой темы

Обновлено: 05.07.2024

В этом году у ФИПИ есть повод для гордости. Это направления для тем итогового сочинения. Они, по мнению составителей, получились очень оригинальными, побуждающими выпускников заняться самопознанием, чтобы впоследствии, на сочинении, поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами, желаниями и стремлениями . Вот! Об этом я услышала на одном вебинаре.

Такое чувство, что у нас вместо ФИПИ теперь служба психологической помощи. Наконец-то старшеклассники смогут открыть свою душу))) Только, конечно, на основе шаблона. Без него никак. Вот сидим теперь и думаем, как будем душу на шаблон натягивать.

ТЕЗИС(греч. thesis — положение, утверждение)
в логике Т. называется утверждение, подлежащее доказательству.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И ТЕЗИСЫ К НИМ

3. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? Тезис: человек взрослеет, преодолевая трудности, попадая в ситуации, когда нужно взять на себя ответственность.

4. В чем состоит опасность душевного разлада? Тезис: человек, находящийся в состоянии душевного разлада (внутреннего конфликта), представляет опасность и для себя самого, и для других. Например, способен совершить преступление.

5. Что происходит с человеком, который не хочет развиваться? – Тезис: человек не может находиться в состоянии покоя. Или развитие, или деградация. Третьего не дано)))

Это лишь примерные тезисы в самом обобщённом виде, они могут быть более развернутыми. О том, что такое тезис и как можно его сформулировать, напишу в отдельной публикации.

Произведения о совести

Короткие произведения

  • познание человеком самого себя своим внутренним самонаблюдением, инстинктом, самоанализом;
  • это наиболее высокий уровень развития познания, когда оно происходит как бы изнутри человека, из глубины его души;
  • в таком познании неразрывно связаны разум и чувства;
  • познающий одновременно является и субъектом и объектом познания;
  • такое самопознание должно быть доступно каждому человеку;
  • на его основе только и возможна адекватная самооценка, последующая саморегуляция поведения и самовоспитание
  • сознательная работа над собой, основанная на стремлении к совершенству (степень которого человек определяет для себя сам) и достижению поставленных целей;
  • заключается в неуклонном следовании принципам, нормам и целям собственного развития, в четком определении перспектив своей деятельности;
  • процесс самовоспитания строится на критическом анализе человеком своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей

А теперь перейдем к тезисам и аргументам к ним..

Размышлениям и переживаниям Родиона Раскольникова уделяется в повествовании центральное место. В первой части романа повествуется о совершенном Раскольниковым преступлении, в последней части романа и в эпилоге показывается, что Раскольников признается в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры и несет наказание на каторге. Целых четыре части Ф.М. Достоевский уделяет внутренним рассуждениям и терзаниям Родиона Раскольникова, совершившему преступление, тем самым проверив собственную теорию.

Внутренний конфликт Катерины усиливается, когда она влюбляется в Бориса. Героиня пытается противиться своим чувствам к Борису, потому что не хочет изменять своему законному мужу, считая измену грехом. В сцене с ключом показаны те терзания, которые происходили в душе Катерины. Героиня хочет выбросить данный Варварой ключ, чтобы не видеться с Борисом и не совершать грех, долго сомневается в том, какое решение будет правильным, но все же оставляет ключ себе, принимая решение увидеть с возлюбленным. Первая встреча с Борисом не лишает Катерину внутренних переживаний, она все еще задумывается о правильности своего решения, но вновь выбирает любовь к Борису.

Те внутренние терзания, которые происходили за те десять дней, которые Катерина провела вместе со своим возлюбленным Борисом, в драме не описываются, однако то, что эти терзания были в душе главной героини, подтверждается поведением Катерины после приезда Тихона. Конфликт с собой приводит Катерину к признанию: Тихон, его семья во главе с Кабанихой и фактически весь город Калинов узнает об измене Катерины.

Когда приходит время, Григорий Мелехов отправляется на службу. Вскоре начинается Первая мировая война. Главный герой совершает героические подвиги, за что получает Георгиевский крест и офицерское звание.

Получив ранение и оказавшись в больнице, Григорий Мелехов знакомится с Гаранжой, слова которого оказывают огромное влияние на взгляды главного героя и заставляют пересмотреть свою позицию относительно царской власти. Новое мировоззрение заставляет Григория Мелехова при возникновении Гражданской войны встать на сторону большевиков против царской власти.

Мечтательный и стремящийся к внутреннему чувству свободы Обломов не может жить в обществе. Его не интересует ни служба, ни светские мероприятия, ни любовь к представительницам светского общества. Илья Ильич Обломов видит пошлость современного ему общества, ничтожность и пустоту того существования, которое ведут окружающие его люди, поэтому Обломов сознательно отказывается от жизни в таком обществе, и выражением этого отказа становится то, что Обломов не выходит из дома и лежит на диване.

Главная героиня рассказа после долгого времени нахождения в светском обществе, которое ей было некомфортно, приходит к осознанию смысла своей жизни. Она уходит в монастырь на послушание, а затем на постриг. То, что рассказчик видит героиню спустя 2 года после ее решения в монастыре, говорит о том, что Она не пожалела о своем выборе, прекрасно ощущая себя на новом месте. Автор показывает, что главная героиня обретает внутреннюю гармонию, которой ей так не хватало. Меняя свою жизнь, Она самосовершенствуется.

Долгое время мечтающий об армейской службе Ромашов быстро разочаровывается в ней. За полтора года, которые Ромашов провел в армии, он увидел многочисленные несправедливости. А.И. Куприн показывает, что те девять лет, на протяжении которых Ромашов думал о том, что смысл его жизни заключен в армейской службе, прошли впустую, Ромашов, совершив ошибку, так и не обрел смысл жизни.

После того как Иван Великопольский, будучи студентом духовной академии и сыном дьячка, находился на тяге в страстную пятницу, что по религиозным традициям считалось грехом, он пытается отвлечь себя от мысли о своей греховности. Он рассуждает о тех общественных несправедливостях, с которыми приходится сталкиваться представителям русского народа вне зависимости от временных рамок. Можно сказать, что Иван Великопольский вступает в конфликт с самим собой, потому что подсознательно он понимает, что совершил грех, отправившись на тягу в страстную пятницу, но пытается оправдать себя и обвинить в произошедшем все и всех, но не себя.

А.П. Чехов показывает, что Иван Великопольский, который в начале повествования выступает как носитель в большей степени отрицательных качеств, внутренне преображается, происходит совершенствование личности. Оказавшись в холодную ночь у костра во дворе двух вдов, Иван Великопольский греет руки и вспоминает евангельскую историю о тройном отречении апостола Петра от Иисуса. Рассказывая эту историю двум вдовам, Иван Великопольский фактически сравнивает себя с Петром, который также грел руки у костра, а затем совершил грех: бессознательно отрекся от своего учителя Иисуса. Евангельская история и сравнение себя с Петром помогает Ивану Великопольскому осознать свой грех, что стало первым шагом к очищению. Раскаявшись в собственном грехе, Иван Великопольский приходит к настоящему себе. Если отправление студента на тягу в неположенный для этого день было своеобразным отходом от Бога и веры, то осознание своей греховности становится возвращением к Богу и вере.

Автор показывает, что на поступки Витьки влияют Левонтьевские ребята. Желая показать себя перед ребятами, Витька на спор предлагает съесть всю землянику, которую он набирал по наказу бабушки. Съев землянику, Витька набивает туесок травой, а поверх нее накладывает небольшое количество ягод, чтобы казалось, будто туесок земляникой набит полностью. Чтобы Санька не рассказал бабушке Витьки о его поступке, герой крадет из дома калач.

Сначала Гай Монтаг является пожарным, то есть госслужащим, который уничтожает книги. Главный герой до внутреннего конфликта с самим собой выполнял то, что было необходимо тоталитарному государству, стремящемуся к тому, чтобы все люди были одинаковы.

В романе показано, что Гай Монтаг осознает, что смысл жизни заключается не в том, чтобы походить друг на друга и вести бессмысленную жизнь, которая скрыта за маской идеальной жизни, а в том, чтобы быть свободным. Гай Монтаг не мирится с общественными несправедливостями, живя так, как окружающие его люди, боясь сделать что-то, что вызовет у государства подозрения. Главный герой приходит к самому себе. Он находит собственное предназначение: становится частью группы людей, которые заучивают сжигаемые книги для того, чтобы возобновить книгопечатание, отсутствие которого символизировало победу тоталитарного режима.

В начале повествования показано, что Чарли Гордон, будучи умственно отсталым человеком, не имеет даже возможности мыслить. Герой не способен рассуждать об окружающем мире, беседовать с самим собой. Он получает эту возможность лишь тогда, когда его интеллект претерпевает изменения из-за вмешательства науки. Теперь, имея возможность размышлять, Чарли Гордон начинает осознавать многие события, произошедшие в те времена, когда он был беспомощным и наивным человеком. Обращаясь к себе и к своей памяти, Чарли Гордон понимает, что все окружающие его люди, включая и собственных родителей, относились к нему несправедливо, проявляя равнодушие и даже жестокость. Видя то, что раньше было закрыто для его понимания, Чарли Гордон осознает, насколько сильно он ошибался в людях и их намерениях.

Этот список тем поможет ничего не упустить при подготовке аргументов для итогового сочинения 2020/2021.

В ближайшее время будет опубликован подробный видеоразбор направления по этим темам, следи за новостями, чтобы не пропустить.

  1. Что значит быть самим собой?
  2. Как оставаться собой?
  3. Что мешает человеку оставаться собой?
  4. Что такое внутренний конфликт?
  5. Каковы причины внутренних конфликтов?
  6. Согласны ли вы с тем, что угодить каждому – невозможно?
  7. Почему важно прислушиваться к своим желаниям?
  8. Чем опасно лицемерие?
  9. Почему важно верить в себя
  10. Почему нужно прислушиваться к совести?
  11. В чем заключается смысл жизни?
  12. Почему важно самосовершенствоваться?
  13. Согласны ли вы с тем, что каждая личность уникальна?
  14. Почему важно уметь признавать свои слабости?
  15. Какого человека можно считать сильной личностью?
  16. Согласны ли вы с тем, что подражание кому-то разрушает личность?
  17. Почему люди не всегда поступают так, как им хочется?
  1. Имитация – это самоубийство (Ральф Уолдо Эмерсон)
  2. Будьте собой, все остальные места уже заняты (Оскар Уальд)
  3. Оставаться собой в мире, который постоянно пытается сделать вас чем-нибудь другим - величайшее достижение (Ральф Уолдо Эмерсон)
  4. Меня не заботит то, что обо мне думают другие, но зато меня заботит то, что подумаю я сам о своих поступках (теодор Рузвельт)
  5. Вполне осознанно свободой обладает только личность (С. Булгаков)
  6. Трудно запомнить человека, у которого нет своего лица (А. Марков)
  7. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно. (Данте Алигьери)
  8. Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды (Цицерон Марк Туллий)
  9. Думай больше о совести, чем о репутации (Публилий Сир)
  10. Фальшь и лицемерие производят большее впечатление, чем истина (Э.М. Ремарк)
  11. Лицемерие — мерить поступки не перед своей совестью, а перед лицом других (М. Пришвин)
  12. Ошибка, которую допускало девяносто девять процентов человечества, заключалась, с точки зрения Пупса, в том, что люди стыдились быть собой и лгали, выдавая себя за других (Дж. Роулинг)
  13. Жить ради того, чтобы нравиться другим, чтобы тебе поверили и подстраиваться под других – это лицемерие
  14. Будь хозяином своей воли и слугой своей совести (Коко Шанель)
  15. В юности я хотел изменить мир. Теперь я пытаюсь не дать миру изменить себя.
  16. Независимость — главная ценность для меня. Так мне не приходится оправдывать ничьих ожиданий.
  17. Независимость — большая роскошь.
  18. Человек ощущает смысл и цель своей собственной жизни лишь когда осознает, что нужен другим.
  19. Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.

Список возможных тем для итогового сочинения по направлению "Я и другие" поможет подготовить аргументы и ничего не упустить. Примерный список содержит темы, которые по смыслу близки к реальным.

В буклете отражены официальный комментарий направления, тезисы для сочинения, рекомендуемая литература, цитаты и афоризмы и возможные темы сочинения.

ВложениеРазмер
buklet_razgovor_s_soboy.docx 96.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы внутренних переживаний, поиска смысла жизни, самосовершенствования и многие другие проблемы, связанные с познанием человеком самого себя, отображались во многих произведениях русских и зарубежных писателей, поэтов и драматургов.

Итоговое сочинение –2020

http://www.cheboksary.ru/images/62867.jpg

Возможные темы по направлению

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный список художественных произведений для написания итогового сочинения 2020-2021

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению (2020-2021) по всем направлениям.


Презентация Подготовка к итоговому сочинению 2020-2021

Презентация предназначена для учителей русского языка и литертатурыи обучающихся 11 класса.


Методические рекомендации для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021

Методические рекомендации для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021. В презентации представлены все пять направлений ИС.


Буклет по направлению "Забвению не подлежит" (итоговое сочинение 2020-2021)

Этот буклет станет помощником вашим ученикам при подготовке к итоговому сочинению.


Буклет по направлению "Время перемен" (итоговое сочинение 2020-2021)

В буклете отражены официальный комментарий направления, тезисы для сочинения, рекомендуемая литература, цитаты и афоризмы и возможные темы сочинения.


Буклет по направлению "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения" (итоговое сочинение 2020-2021)

В буклете отражены официальный комментарий направления, тезисы для сочинения, рекомендуемая литература, цитаты и афоризмы и возможные темы сочинения.


Буклет по направлению "Я и другие" (итоговое сочинение 2020-2021)

В буклете отражены официальный комментарий направления, тезисы для сочинения, рекомендуемая литература, цитаты и афоризмы и возможные темы сочинения.



Итоговое сочинение приближается, и старшеклассники подбирают тексты и аргументы для раскрытия тем по направлениям. Напомним, что итоговое сочинение планируется провести 2 декабря 2020 года. Зачет, полученный на этом испытании, является допуском к прохождению ЕГЭ или ГВЭ (последняя форма аттестации организуется для обучающихся с инвалидностью и ряда других категорий).

Это направление очень широкое, то есть включает в себя множество разнообразных проблем, тем, смыслов. Но комментарии его несколько сужают до проблематик совести и самопознания. В этом случае все равно нетрудно подобрать литературу, так как произведений, в которых присутствует рефлексирующий герой или герой, испытывающий муки совести, немало.

Формулировки в рамках этого направления могут оказаться как довольно простыми, так и весьма сложными. Темы и произведения — как знакомыми ребятам по обсуждению в классе на уроках литературы, так и неожиданными. Если судить по комментариям Рособрнадзора и ФИПИ, возможно все, но речь обязательно будет идти о рефлексирующей личности.

Как нам кажется, внутри этого направления можно выделить два основных течения.

  • Тема может касаться разговора с собой как важного для понимания проблематики внутреннего монолога, который является выразительной особенностью литературного произведения.
  • Во втором случае разговор с собой следует понимать как некие элементы рефлексии героя, особенно как укоры совести (или их значимое отсутствие).

Что шепчет голос совести

Очевидно, что для раскрытия темы второй группы подходит множество произведений. Поэтому сначала поговорим именно о ней.

Например, специфическая рефлексия и своеобразные формы переживания своей вины свойственны героям романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Здесь и пресловутый платок Фриды, и муки Понтия Пилата, и признание своей ущербности с заточением самого себя в сумасшедшем доме Мастера.

Эффектное изображение осознания своих ошибок главным героем мы встречаем в повести Э. Веркина "Герда" (и все это на фоне постановки силсми детского драмкружка по "Маленькому принцу", которая выглядит горькой иронией в связи с реальными проступками персонажей).

Интересно тема совести, сожаления о невольно причиненном, но непоправимом зле рассматривается в романе Е. Водолазкина "Лавр": герой, став из-за своей самоуверенности и глупых комплексов виновником смерти любимой девушки, посвящает всю свою дальнейшую жизнь, полную самоотверженной помощи людям, своей возлюбленной.

Рефлексия как форма духовной жизни

Труднее подобрать произведения, где собственно внутренний монолог представляет собой важную часть произведения.

Конечно, стоит обратиться к таким произведениям, как "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова и "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. В обоих романах в центре повествования рефлексирующий герой, который часто вступает в диалог с собой, стремясь осмыслить свои личностные особенности и свои поступки.

В стихотворении С. Есенина "Черный человек" мы читаем о каком-то фантоме, который представляет собой темное alter ego лирического героя. Перед нами тягостная картина борьбы личности со злом внутри себя. Черный человек все принижает и опошляет, он убивает радость, погружает лирического героя в пучину мрака, мизантропии, апатии.

Его можно бы соотнести с "черным человеком" Моцарта (по легенде, незнакомец в черном заказал композитору реквием, который затем звучал на похоронах самого маэстро). Но Моцарта посетил безобидный "призрак", тогда как "черный человек" Есенина — темная сторона его души, грозящая поглотить все светлое и прекрасное в ней. "Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей", — писал Ф. М. Достоевский. Такая битва происходит каждый раз, когда мы принимаем решение в борьбе со своими дурными мыслями и чувствами, побеждая страх, антипатию, лень и т.д.

Можно, как нам кажется, обратить внимание школьников на повесть Ф.М. Достоевского "Кроткая", которая вся представляет собой попытку героя осмыслить свои поступки, приведшие к гибели его любимой, — поступки, которые теперь, после трагедии, воспринимаются им в совершенно другом свете.

То, что прежде из-за игры самолюбия или навязанных извне моделей поведения казалось нормальным и обоснованным, теперь предстает тем, чем оно и было на самом деле — глупостями, причинявшими боль близкому человеку. Эта повесть, таким образом, может использоваться в качестве примера литературного произведения для рассуждения по темам и первой, и второй группы.

О чем писать в сочинении? Выводы в сочинении

На них основано от века

По воле Бога самого

Залог величия его.

Поскольку это стихотворение прекрасно может проиллюстрировать мысль и в сочинениях по другим направлениям (или послужить, например, эпиграфом), то неплохо бы ребятам выучить его наизусть.

Список тем по направлению

Приведем примерные темы, которые или подобные, вероятно, могут встретиться в рамках рассматриваемого направления (предположение редакции, а не официальная информация от ФИПИ).

Что почитать?

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: