Любимое стихотворение бунина сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Бунин “Вечер”
Мне кажется, что нет и не может быть людей, равнодушных к поэзии. Когда мы читаем стихотворения, в которых поэты делятся с нами своими мыслями и чувствами, рассказывают о радости и печали, восторге и скорби, мы страдаем, переживаем, мечтаем и ликуем вместе с ними. Я думаю, что столь сильное ответное чувство пробуждается у людей при чтении стихотворений потому, что именно поэтическое слово воплощает в себе самый глубокий смысл, наибольшую емкость, максимальную выразительность и необычайной силы эмоциональную окраску.

/> Еще В. Г. Белинский отмечал, что лирическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать. Читая стихи, мы можем лишь раствориться в чувствах и переживаниях автора, насладиться красотой создаваемых им поэтических образов и с упоением слушать неповторимую музыкальность прекрасных стихотворных строк!
Что может быть важнее для художника слова, чем присутствие его произведений не только на книжных полках, но и в сердцах миллионов людей! У стихотворений Ивана Алексеевича Бунина судьба именно такая. Открыв впервые томик стихотворений поэта, я вдруг увидела, услышала, почувствовала жизнь во всех красках,

жизнь яркую, сочную, вполне реальную и озвученную. Все из окружающего нас мира попало в поле зрения этого удивительного человека!

Одно из самых, на мой взгляд, проникновенных стихотворений Бунина “Вечер” стало моим любимым.
Поэтический мир поэта, сложный и многообразный, в этом произведении представляет собой художественную неразрывную ткань из картин, мотивов и тем, главная из которых – вечный поиск человеком чего-то лучшего:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду…
Люди живут в погоне за призрачным счастьем. Им кажется: вот еще немного, еще чуть-чуть, и оно появится… Занятый этой бессмысленной гонкой, человек не находит времени, чтобы остановиться, оглядеться вокруг: может быть, счастье совсем рядом?

Возможно, увидеть его отблески в обычных явлениях нашей повседневности дано не каждому. Наверно, для этого надо быть поэтом…
Бунин – человек, для которого счастье таится в каждой вещи, в каждом явлении, надо только уметь его разглядеть. Поэт создает свои образы так талантливо, что, читая его строки, я наяву вижу прелесть осенней природы с ее влажным воздухом, буйными красками, шелестом листьев под ногами:
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако…
Я понимаю, что все это – и небо, и облака, и сад – и есть настоящее счастье!
Бунин хочет помочь всем людам на Земле стать счастливее; поэт пытается объяснить, что для этого надо вглядываться в каждую мелочь, уметь слышать, видеть и чувствовать:
…Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Конечно, в повседневной круговерти всем нам некогда часами любоваться красотами природы, но, может быть, стоит прислушаться к Бунину и на миг отвести “усталый взгляд” от книги, чтобы полюбоваться маленькой птичкой, севшей на подоконник?
Я думаю, что если каждый человек научится видеть прекрасное и удивительное в обыденных вещах (к которым мы все так привыкли, что уже давно их не замечаем), то все люди на Земле будут очень счастливы; не будет ни зависти, ни злобы. Ведь от созерцания красоты, от умения ее понять и оценить душа наша станет чище, нежнее и добрее!
Этому нам надо учиться у великого поэта Ивана Бунина:
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Когда я читаю эту удивительную лирическую миниатюру, то ловлю себя на мысли, что Бунин дал необыкновенно много не только моему глазу и слуху, но и уму, сердцу. Поэт помог мне внимательнее посмотреть вокруг себя и почувствовать близость “настроений” природы и человека, помог “поймать” счастливые мгновения…
Бунина можно понимать по-разному. Но для меня его поэзия – целый мир, великолепный и живописный, многочисленный мир живых существ, за сохранение которого ответственен человек. Стихотворение Бунина я читаю не только глазами, но и сердцем, душой, учусь у поэта ценить Слово. И вслед за Горьким, который писал самому Бунину в далеком августе 1916 года, хочу повторить: “Вы для меня – первейший мастер в литературе русской, – это не пустое слово, не лесть…”

Творчество Бунина – одна из важных вещей в мире всей отечественной литературы, так как данный автор писал огромное количество произведений, которые так или иначе меняли мир не только отечественной литературы, но также меняли мир литературы, в общем, внося в неё что-то кардинально новое, но такое знакомое всем людям. Он смог по настоящему оживить литературу своего времени, внести в неё свежее дыхание романтизма, а также подбодрить её с помощью своей особенной лирики. Таким образом, он и создавал историю, и делал он это с большим успехом, ведь его произведения ценились ни только в России, но также и за рубежом, где Бунин пользовался довольно большой популярностью.

Трудно отнести произведения Бунина к какому-либо отдельному жанру, скорее его произведения можно отнести ни к чему, чем к чему либо. Его произведения, каждое по отдельности, обладают собственной душой, посылом, и стилем написания. Он придерживался принципа никогда не повторяться в произведениях, а потому в каждом своём произведении он старался проявить своё творческое начало так, как он ещё никогда не проявлял. Это и подкупало читателя его времени в его литературе, а потому он за короткий период и небольшое количество своих произведений при старте, смог добиться достаточно большой популярности и уважения.

Также в его творчестве присутствовали некоторые мотивы лирики и морали, в которых он рассказывал своему читателю о настоящих человеческих добродетелях, показывал ему то, что он считал по настоящему неправильным или даже омерзительным, старался изменить человека любым доступным ему способом, а потому, работая над своими произведениями, которые каким-либо образом относились к таким мотивам, он всегда усердно искал подходящие слова и метафоры, чтобы его читатель смог, как и насладиться произведением в полной мере, так и понять темы, которые автор пытается до него донести. Смысл в его творчество также имел немалое значение, так как Бунин был человеком достаточно умным и образованным, он очень усердно работал над смыслом в своих произведениях, который очень часто поражал своего читателя продуманностью, новаторством, и глубиной. Благодаря данному аспекту своих произведений Бунин также удостоился многих наград, так как критики его произведения просто обожали, и называли Бунина новым словом в литературе.

Другие темы: ← Любовь в понимании Бунина↑ БунинАнализ произведения Господин из Сан-Франциско →

Духовная ценность или порок?

Сочинение по творчеству Бунина нередко посвящают теме любви, и прежде всего потому, что именно этот писатель первым заговорил о чувствах между мужчиной и женщиной столь откровенно. По крайней мере, этого до него в русской литературе не делал никто.

Популярные сочинения

  • Сочинение Экология слова
    Русский язык всегда отличался своей невообразимой сложностью и в то же время красотой содержания. Благодаря обилию новых слов, постоянно входящих в обиход, на сегодняшний день происходит частое заимствование
  • Сочинение на тему Наступила зима
    Кончилась осень. Листья давно опали. Деревья стоят голые. Все листья давно уже собрали в мешки и сожгли на свалке. Наконец-то закончились дожди. Всё застыло в ожидании холодов.
  • Сочинение Человек, который мне нравится (для 7, 8 класса)
    На самом деле есть много людей, которые вызывают мою симпатию и уважение. Но в своем сочинении я хочу рассказать про определенную личность, с которой я знакома уже много лет.

Природа

Сочинения по рассказам Бунина

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Анализ произведения Антоновские яблоки
  • Анализ рассказа Бунина Деревня
  • Анализ рассказа Бунина Кавказ
  • Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник
  • Анализ рассказа Господин из Сан-Франциско
  • Анализ рассказа Грамматика любви
  • Анализ рассказа Дурочка
  • Анализ рассказа Жизнь Арсеньева
  • Анализ рассказа Именины
  • Анализ рассказа Книга
  • Анализ рассказа Косцы
  • Анализ рассказа Красавица
  • Анализ рассказа Кукушка
  • Анализ рассказа Лапти
  • Анализ рассказа Легкое дыхание
  • Анализ рассказа Митина любовь
  • Анализ рассказа Муза
  • Анализ рассказа Окаянные дни
  • Анализ рассказа Подснежник
  • Анализ рассказа Поздний час
  • Анализ рассказа Роман горбуна
  • Анализ рассказа Сверчок
  • Анализ рассказа Сны Чанга
  • Анализ рассказа Солнечный удар
  • Анализ рассказа Танька
  • Анализ рассказа Темные аллеи
  • Анализ рассказа Холодная осень
  • Анализ рассказа Цифры
  • Антоновские яблоки Бунина рассуждение по рассказу
  • Герои рассказа Кавказ
  • Герои рассказа Темные аллеи
  • Главные герои произведения Господин из Сан-Франциско
  • Главные герои произведения Чистый понедельник
  • Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско
  • История создания Господина из Сан-Франциско
  • Критика о рассказе Антоновские яблоки Бунина
  • Кто виноват в трагедии рассказа Кавказ Бунина?
  • Любовь в рассказе Кавказ
  • Мастерство Бунина в рассказе Темные аллеи
  • Мой любимый рассказ Бунина Господин из Сан-Франциско
  • Над чем заставляет задуматься рассказ Бунина Кавказ
  • О чём заставляет задуматься рассказ Лапти
  • Образ Главного героя в Антоновских яблоках
  • Образ и характеристика Николая Алексеевича в рассказе Тёмные аллеи
  • Образ и характеристика Оли Мещерской в рассказе Лёгкое дыхание
  • Основные проблемы творчества Бунина
  • Основные темы творчества Бунина
  • Особенности творчества Бунина
  • Отзыв о рассказе Господин из Сан-Франциско
  • План рассказа В деревне Бунина
  • План рассказа Кавказ
  • План рассказа Косцы
  • План рассказа Кукушка
  • План рассказа Лапти
  • План рассказа Легкое дыхание
  • План рассказа Подснежник
  • План рассказа Темные аллеи
  • План рассказа Цифры
  • План рассказа Чистый понедельник
  • По произведению Господин из Сан-Франциско
  • По произведению Темные аллеи
  • По рассказу Легкое дыхание
  • По рассказу Чистый понедельник
  • Поручик в рассказе Солнечный удар
  • Своеобразие рассказов Бунина
  • Смысл названия рассказа Чистый понедельник
  • Смысл рассказа Чистый понедельник
  • Тема любви в рассказах Бунина
  • Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина
  • Тема любви в рассказе Чистый понедельник
  • Тема любви в цикле Темные аллеи Бунина
  • Тема рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина
  • Тема смысла жизни в произведениях Бунина
  • Философская лирика И. А. Бунина
  • Характеристика и образ Главной героини в рассказе Чистый понедельник
  • Характеристика и образ Господина из Сан-Франциско
  • Характеристика и образ Надежды в Темных аллеях
  • Характеристика и образ Незнакомки в Солнечном ударе
  • Хоровод муз (о Блоке и его творчестве)
  • Что сближает прозу и лирику Бунина?

Иван Алексеевич Бунин — классик русской литературы, однако вышедшие из-под его пера многочисленные произведения всегда привлекали внимание и провоцировали обсуждения всех отечественных филологов. Несмотря на это, во всех творческих аспектах, работы писателя раскрылись по-настоящему лишь в конце ХХ века. В этот период типографии начали переиздавать все его произведения, и опубликовалось творчество периода, когда Иван Алексеевич эмигрировал.

Такой непохожий на своих предшественников, в писательстве Бунин всё же решил продолжить традиции и идеи известных русских классиков. На протяжении всей своей жизни писатель создавал великое множество различных произведений с образами собственных современников и представителей русского зарубежья.

Ностальгия

Сочинение на тему: “Творчество И. А. Бунина”

Иван Алексеевич Бунин – человек, удивительно чутко воспринимавший историю, культуру, красоту. Он понимал, что культура и история – это не только настоящее время, но и прошлое, и будущее тоже. Именно поэтому основной темой его творчества стала тесная духовная связь времен.

Многие исследователи жизни и творчества Ивана Алексеевича БунинА считают, что он воплощал на бумаге, преобразовывал воспоминания, мысли и чувства. Именно поэтому его творчество пропитано глубокими эмоциями. Философские наклонности не пропали у БунинА вплоть до самой

его смерти. Всю свою жизнь писатель рассуждал о человеческой жизни, о смысле существования и о том, что же такое человеческая жизнь.

В черновых набросках писателя мы можем прочесть следующее: “Жизнь, может быть, дается единственно для состязания со смертью, человек даже из-за гроба борется с ней: она отнимает от него имя, – он пишет его на кресте, на камне, она хочет тьмою покрыть пережитое им, и он пытается осуществить его в слове. По мнению Ивана Алексеевича только слово, культура, творчество могут противостоять смерти и победить ее. Несомненно, художественное творчество обогащает жизнь человека,

расширяет границы возможного, раздвигает рамки и помогает увидеть красоту. Слово. Молчат гробницы, мумии и кости, – Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь. Замечательные слова Ивана Алексеевича БунинА о вечной жизни слова, на мой взгляд не заставят никого сомневаться в их правоте и истине.

Скорее всего, все потому, что писатель так искреннее и трогательно относился к своему творчеству, его творчество способно затрагивать душу, открывать закрытые двери и показывать прекрасное.

Основные темы творчества И. Бунина

(346 слов) Иван Алексеевич Бунин — поэт и писатель, первый русский нобелевский лауреат, один из самых ярких представителей Серебряного века. В его творчестве можно выделить несколько главных тем: природа, любовь и смерть.

Таким образом, основные темы творчества Ивана Алексеевича Бунина позволяют нам намного лучше узнать писателя, понять, что ему дорого и важно. По моему мнению, природа, любовь и смерть – вечные проблемы, которые являются актуальными всегда.

Автор: Руфина Киселева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Оцените сочинение: Рейтинг 3.79 [34 Голоса (ов)]

И. А. Бунин был тонким лириком. Он мог передать множество оттенков души всего лишь парой строк. Основная часть его произведений раскрывают тему любви.

В 1917 году философская лирика автора все более оттесняет пейзажную. Бунин старается заглянуть за грань реальности. В его поэзии появляются нотки обреченности. Поэт находит выход в возвращении к любви и природе. Даже в эмиграции Иван Алексеевич остается верен своему таланту, изображая красоту русской природы, он размышляет о тайнах жизни. Но стихи его до самой смерти наполнены болью и тоской по родной земле и тяжестью этой утраты.

Для нас его талант навсегда останется символом любви к родине и частью национальной культуры.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

Любовь к родной земле, её природе, её истории вдохновляет бунинскую музу. На рубеже двадцатого столетия, когда уже пробивались первые ростки пролетарской литературы и крепло символистское направление, стихи Бунина выделялись приверженностью к прочным классическим традициям. Поэзия Пушкина, Тютчева, Фета, Никитина оставила в душе писателя глубокий след потому, что она являлась как бы частью окружающего его мира. Именно эта поэзия переводила на язык искусства те впечатления, которые получал юный Бунин. Первый этап творчества поэта отмечен значительным влиянием на него таких имен, как Кольцов и Никитин. Они представляются Бунину не просто крупными поэтами, но и крупными национальными художниками, которые служат примером для подражания.

Они глумятся над тобою, Они, о родина, корят Тебя твоею простотою, Убогим видом черных хат… Так сын, спокойный и нахальный, Стыдится матери своей – Усталой, робкой и печальной Средь городских его друзей, Глядит с улыбкой состраданья На ту, кто сотни верст брела И для него, ко дню свиданья, Последний грошик берегла.

Однако если ранние стихи Бунина заставляют читателя вспомнить поэзию Кольцова и Никитина, то стихи начала 1900-х годов выдержаны в традициях Фета, Полонского, Майкова. Влияние этих поэтов оказалось весьма сильным. В творчестве Бунина преобладают мотивы любовных мечтаний, ярких ярмарок, веселых катаний ряженых на святках. В этот период поэт остается во власти старой образной системы. Ему приходится внешне банальными средствами добиваться не банального. Он ищет новые возможности в традиционном стихе Бунин выбирает такие сочетания слов, которые порождают у читателя определенные ассоциации:

Я одинок и ныне – как всегда. Но вот закат разлил свой пышный пламень, И тает в нем Вечерняя Звезда, Дрожа насквозь, как самоцветный камень

Бесконечно чувствуя живую связь с природой, поэту удалось, идя путем Фета и Полонского, достигнуть истинной красоты и совершенства в стихе. Лишь говоря с природой на её языке, можно было войти в её бесконечный и таинственный мир:

Усадьба по-осеннему молчала. Весь дом был марте в полночной тишине, И, как ребенок брошенный, кричала Ушастая пустушка на гумне.

В противовес беззаботному отношению к природе поэтов народнического толка, Бунин с сугубой дотошностью, точно производит её мир:

Шумели листья, облетая, Лес заводил осенний вой… Каких-то серых птичек стая Кружилась по ветру с листвой. Хотелось вместе с вихрем шумным Кружиться по лесу, кричать – И каждый медный лист встречать Восторгом радостно-безумным!

Мир вам, давно забытые! – Кто знает Их имена простые? Жили – в страхе, В безвестности – почили. Иногда В селе ковали цепи, засекали, На поселенье гнали. Но стихал Однообразный бабий плач – и снова Шли дни труда, покорности и страха…

Если на грани века для бунинской поэзии наиболее характерна пейзажная лирика, то в пору 1906–1911 годов Бунин всё более обращается к лирике философской, продолжающей поэзию Тютчева. Личность поэта необычайно расширяется, обретает способность различных перевоплощений:

Я человек: как бог, я обречен Познать тоску всех стран и всех времен.

Философская лирика периода 1917 года всё более теснит пейзажную. Бунин стремится заглянуть за пределы реальности. Поэзия его приобретает черты обреченности, обреченности кровного ему дворянского класса. Мистическое и смертное дыхание ощутимо в его стихах, которое особенно усилится в эмиграции. Где же выход? Бунин находит его в возвращении к природе и любви. Поэт появляется в облике лирического героя. Надо отметить, что любовная лирика Бунина невелика количественно. Но в ней раскрываются многие искания поздней поры.

За рубежом, в эмиграции, Бунин остается верен себе, своему таланту. Он изображает красоту мира, русской природы, размышляет о тайне жизни. Но в его стихах до самой смерти звучит боль и тоска по родине и невосполнимость этой утраты.

Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние всё лучшее, что было создано писателем. Певец русской природы, мастер интимной лирики, Бунин продолжает классические традиции, учит любить и ценить родное слово.

Читаемое в разделе:

Ранее опубликованные в разделе:

Новые материалы

Творчество Ивана Алексеевича Бунина, в 1910-е годы, после продолжительного периода абстрактно-лирических исканий, приобретает отчетливый демократический характер. В произведениях писателя появляется новая тема: насквозь пропитанный удушливым зловоньем мещанства и фамильярства капиталистический быт. Это наглядно иллюстрирует написанный Буниным в 1915 году рассказ “Господин из Сан-Франциско”.

Главный герой рассказа некий господин из американского города Сан-Франциско — безымянный собирательный образ толпы богачей-капиталистов. Его внутренний мир абсолютно лишен своего личностного содержания, интеллектуально туп и эмоционально выхолощен. Характер его мироощущения, поступков и суждений, рисует перед читателем портрет человека с ущербной психологией потребителя, морально и физически давно слившегося с относительно однородной массой ему подобных человеко-единиц. Явления “социального дрейфа” и категорической отрешенности, представляющие, по сути, центральную смысловую единицу рассказа, точно передают типичную модель буржуазного мышления, всецело охваченную вопросами материальных благ.

Плавучий отель с символическим названием “Атлантида” олицетворяет маленький лживый привилегированный мирок проимпериалистического общества, находящийся во власти огромного, бушующего яростными волнами смутных противоречий, реального мира. Мира, стоящего на пороге Первой мировой войны, уверенно начинающего тернистый путь к лучшим временам человеческой цивилизации.

Капитализм крайне примитивен в сути своей организации: его ядром выступает культ богатства, роскоши и престижа, создаваемый и поддерживаемый за счет господства одних людей над другими. Эксплуататор, стремится к увеличению собственного уже имеющегося у него капитала, самодурствуя, удовлетворяя свои элитарные капризы; эксплуатируемый, в свою очередь, также занят постоянным поиском источников прибыли, движимый элементарным желанием обеспечить себе хоть сколько-нибудь достойную жизнь, освободиться от нищеты и классового гнета.

В конечном счете, непросвещенный, воспитывающийся в духе капиталистического общества и, следовательно, разделяющий его “ценности” человек утрачивает способность мыслить и поступать человечно. Фигурно обобщая мораль настоящего произведения И. А. Бунина, следует сделать вывод о том, что капиталистическая модель политической экономии, распространяясь в массовое сознание социума, становясь определяющим фактором в формировании его менталитета, наносит нравственности капиталиста “несовместимую с жизнью” травму.

Бунинская проза, многие сочинения которой созданы в ключе критического русского реализма, отличается высокой эстетикой слога, особым “парчовым” стилем авторского языка, значительной исторической и культурной познавательностью. Произведение Бунина “Господин из Сан-Франциско” сочетает в себе глубокий философский смысл с проницательным осознанием грядущих перемен мирового масштаба. Не теряя своей актуальности и сегодня, оно широко издается и всесторонне изучается как в России, так и за рубежом.

Автор: Зинаида Авдоткина

Похожие записи:

Мой Бунин .Лирическое эссе

И.В.Шумакова, г. Курск

Мое открытие И.А.Бунина

(лирическое эссе)

И всё же огромное и постепенно нарастающее впечатление от сборника – ощущение неимоверного счастья и в определённой мере радость от сознания того, что неизменно олицетворяешь многих главных героев именно с самим автором. Почему-то чувствуешь его родство с ними, а ещё с природой, описанной в рассказах, со временем, изображённым в них, с памятью сердца, запечатлевшего ту или иную историю любви. Получается, что это чувство

в понимании автора является вечным, как вечна сама природа, породившая человека.

За празднично приподнятым слогом автора, кажется, скрывается естественный страх перед неизвестностью, скрывающейся в лесной чаще. Возвышенное горькое чувство одиночества наполняет душу человека, но вдруг сменяется вполне земным страхом перед диким зверьем:

В этом ожидании есть это животное напряжение, проявление инстинкта самосохранения, которое напоминает нам о родстве героя и волка, об их братской связи. Но его от волка отличает в это особенное время искрящаяся вера в чудо:

А ожидание чуда неразрывно связано с верой в Бога, который и может одарить этим чудом. Тягу к Всевышнему мы можем прочитать меж строк, описывающих блеск звезды:

Несложно проследить аналогию с рождественской звездой, что загорелась на небе с рождением Иисуса Христа. Эта звезда, сияя над миром, уравнивает дышащее жизнью и молчащее смертью, грешное и праведное, дарит всему под собой утешение и прощение.

Рожденный под этими звездами человек посылал небу свой привет

Строгое, но не менее прекрасное, лесное пространство в ночь поглощает лирического героя. Каждый читатель пропускает через себя это редкое ощущение, когда он становится безусловно одинок и совершенно беспомощен один на один с природой и богом.

Бунину удается слить в одном произведении христианское видение мира и народное восприятие лесного пейзажа. Поэт показывает нам удивительную красоту и устрашающее величие природы, душу которой дало присутствие человека и Бога.

Автор: Василиса Шатыбелко

Примеры похожих учебных работ

Внутренний мир героя белые ночи

. сдержала. Вряд ли можно называть внутренний мир героев этого произведения Федора Достоевского таким уж глубоким. Да, этот внутренний мир имеет определенные особенности, но подобные особенности внутреннего мира характерны практически для каждого .

Поведение человека в природе это зеркало его души зелинский

Природа в творчестве русских поэтов

Кладовая солнца история травки . Характеристика героя Травка, Кладовая солнца, Пришвин

Отечество. Дым. Эмиграция. Русские поэты и писатели вне России. Книга первая Юрий .

. никаких декадентских вывертов. «На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как . война, старость. 30 марта 1943 года Иван Алексеевич писал в одном из писем: . о прошлом, о прошлом думаешь… об утерянном, пропущенном, счастливом, неоцененном, о .

Выдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова "в том плодородном Подстепье", где, как писал он сам, "образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым". Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными "богами" в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову.

В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, "бунинское", звучание.

Бунин — настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.

Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов, всего того, как говорил сам Бунин, "чувственного, вещественного, из чего создан мир", достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения:

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,

И клен над облетевшею листвой,

Уже весь голый, легкий и ветвистый.

. Беру большой зубчатый лист с тугим

пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради

останется хоть память вместе с ним

об этом светлом вертограде

с травой, хрустящей белым серебром.

Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении "Листопад" создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в "серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь", — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.

Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе "Золотое дно", восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: "А лес-то. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах. На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире. И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей. "

Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть:

Читайте также: