Итоговое сочинение плюсы и минусы

Обновлено: 08.07.2024

Второго декабря одиннадцатиклассники всей страны должны были сдавать свой первый взрослый экзамен — итоговое входное сочинение

Текст: Иван Родионов

Именно оно открывает учащемуся допуск к остальным экзаменам. А ещё у него есть важная особенность: оно не такое дидактично-выверенное, как сочинение-рассуждение по русскому языку, и ученики могли проверить на нём свои способности к нестандартному мышлению, умению анализировать и творчеству.

В привычный ход вещей вмешался бич 2020 года - коронавирус. Седьмое по счёту (начиная с 2014 года) итоговое сочинение перенесено на весну, причём состоится оно не раньше пятого апреля 2021 года, а его точные сроки пока не определены – так решил Рособрнадзор. К счастью, речи о возможном дистанционном проведении этого экзамена не идёт - в отличие от устного собеседования для девятиклассников, в отношении которого такая возможность официально допускается.

Конечно, любой образовательный форс-мажор зачастую воспринимается исключительно негативно. Но как и при любом новом и внезапном обстоятельстве, в переносе декабрьского сочинения можно найти как положительные, так и отрицательные стороны. В конце концов, когда пару лет назад меняли сочинение по русскому языку, значительно его упрощая (убрали два примера-аргумента из художественной литературы, добавив во многом формальную "смысловую связь" между примерами из текста), ряд учеников и даже учителей всё равно нервничали: мы готовились, а нам тут что-то другое подбрасывают. А в итоге стало только легче.

Попробуем найти плюсы и минусы переноса, начав с последних.

 1. Сбивается отлаженная система подготовки. Здесь всё понятно: учителя составляли планы, как готовиться к сочинению, и тут всё летит в тартарары. Готовились и ученики: писали пробники, читали подходящие под темы (в этот раз довольно своеобразные) книги, настраивались. И тут такое. Удастся ли педагогам заново и без потери качества подготовить детей к сочинению весной, а одиннадцатиклассникам - восстановить полученные осенью навыки и знания - большой вопрос.

2. Начало декабря - самое удачное время для подобного экзамена. Как говорится, отстрелялись - и всё. Остаток декабря можно проводить в щадящем режиме, чтобы после Нового года плотно взяться за подготовку к ЕГЭ, ни на что постороннее не отвлекаясь. Сейчас же вышло так, что стало непонятно, за что хвататься.

3. К тому же в связи с переносом итогового сочинения значительно вырастает нагрузка на учащихся. Апрель и май (и часть июня) становятся для учеников невероятно насыщенными месяцами: за два с небольшим месяца им предстоит сдать 4-5 экзаменов, а там ещё и выпускной, и поступление в вузы! Уплотняется и подготовка к экзаменам: уже проведённых занятий по итоговому сочинению будет недостаточно, необходимо будет по меньшей мере освежать их в памяти, проводить новые пробники. При доковидной реальности падающая на плечи одиннадцатиклассников нагрузка была разумно распределена.

Как ни странно, можно поискать и аргументы за то, что перенос итогового сочинения может сработать и в плюс.

1. Во-первых, увеличивается время на подготовку к этому самому сочинению. Каждый год небольшой процент учащихся заваливает свою первую попытку написать его, и ребятам приходилось пересдавать сочинение как раз весной. Теперь же времени, чтобы разобраться с этим экзаменом, становится предостаточно. Помимо этого, одиннадцатиклассники банально успеют больше прочесть. Как известно, лучше всего запоминается последнее. К началу декабря на уроках литературы обычно проходят Серебряный век. Блистательная русская лирика начала двадцатого века – это, конечно, прекрасно. Только использовать её в итоговом сочинении очень сложно. К апрелю же ученики успеют познакомиться и с "Мастером и Маргаритой" Михаила Булгакова, и с "Тихим Доном" Михаила Шолохова, и с "Доктором Живаго" Бориса Пастернака; наконец, с большим и важным пластом литературы о Великой Отечественной войне, что на экзамене очень и очень пригодится.

2. Одиннадцатый класс - время напряжённое. Столько всего вмещается в один учебный год! Сложно не перегореть, не выдохнуться. Думается, свободное от экзаменов первое полугодие в этом плане может даже помочь - за его время можно набраться сил, которые обязательно понадобятся во втором, ударном полугодии.

3. Даёшь тотальную мобилизацию! Мобилизацию умственных и моральных сил. В каком-то смысле проводить "ударную пятилетку" даже проще, чем равномерно распределить силы на больший срок. В последнем случае существует соблазн что-то отложить на потом, возможность где-то перегореть, а в чём-то распылиться - тогда как максимальная концентрация сил на небольшом промежутке времени может позволить ученику выложиться на максимум. Отступать некуда, впереди вуз.

Впрочем, всё вышесказанное имеет смысл лишь в пограничных, шатких случаях. Уверенному в себе и хорошо подготовившемуся к итоговому сочинению одиннадцатикласснику не принципиально, когда этот экзамен состоится - он справится с этим испытанием в любом случае. К тому же в нём в подавляющем большинстве случаев нет влияющей на поступление системы оценивания. Главное - получить зачёт.

Наконец, каким бы важным событием это ни казалось, по итогу это просто сочинение - через год первокурсник может и не вспомнить тему, по которой он его писал. И это нормально. Ещё бы: целая жизнь впереди!

  1. Не даёт расслабляться
  2. Можно заняться чтением, а значит, претендовать на звание культурного человека
  1. Это экзамен, к нему надо готовиться, отрывая время от других ЕГЭ
  2. Не вся программа по литературе пройдена - учитель разрывается между выполнением государственной программы и ежедневным написанием сочинений
  3. Ученики не хотят читать "увесистые" тома

А какие ещё есть плюсы и минусы? Напишите!

Минусов больше, но экзамен никто не отменил. Предлагаю продолжить подготовку.

Направление "Я и другие"

Почему многие люди зависят от мнения окружающих?

Большинство людей зависит от мнения окружающих. Во- первых, многие согласны с мнением общества, потому что им комфортно "быть как все". Во-вторых, некоторые не способны бороться за собственные убеждения, противостоять общественному давлению.

Так, в произведеннии Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" показано, как сложно отстаивать свои интересы в обществе. Чацкий, приехав издалека, осознал,что в Москве с момента его отъезда ничего не поменялось. Тут главенствуют все те же ценности: деньги, чины, власть. Он не разделяет это, потому кажется странным для окружающих. Чацкий убежден, что давно надо все поменять, высказывает свои прогрессивные идеи. Он слишком отличается от окружения Фамусова, кажется опасным. В результате в фамусовском обществе его сочли сумасшедшим. Герой не выдерживает обиды и покидает дом Фамусова.

Кроме того, в произведении Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети" приведены примеры того, что многие люди следуют за общественным мнением, потому что согласны с ним. Примером такого человека является Павел Петрович Кирсанов. Он придерживается старых дворянских взглядов: испытывает любовь к гуманитарным наукам, психологии, превозносит чувства. Эти убеждения были актуальны в его молодости. Он не хочет, чтобы с такими людьми, как Базаров, менялась Россия, так как это повлечет за собой потерю комфортной жизни и представителям дворянства придется подстраиваться под новые условия. Павел Петрович хочет провести старость в спокойствии, поэтому для него наиболее приемлемы взгляды 40-х годов, их он и отстаививает, споря с Базаровым.

Таким образом, человек зависит от мнения окружающих, если он согласен с общественным мнением или не способен противостоять ему.

Итоговое сочинение в данный момент является допуском к ЕГЭ(Единый Государственный Экзамен). Из плюсов можно отметить:

Улучшенная подготовка по русскому языку и литературе , так как в 7-11 классах на предмет "Русский язык" выделяют мало часов , от 2 до 4 , хотя должно быть наоборот

Качество образования повышается

Словарный запас ученика увеличивается

Натаскивание. На литературе с 5 класса учат писать одни сочинения , сначала обучающие , а потом по формату ОГЭ и ЕГЭ. Перестали уделять внимание анализу стихотворений и произведений , теперь это отдали начальной школе

Махинации с результатами. Если в школе 11-классники (большинство) "заваливают" сочинение , директор , чтобы не позориться перед областным министерством образования , "принуждает" учителей "переписать" сочинения на проходной уровень.

Первая среда декабря - этот срок определён для проведения итогового сочинения по литературе. В 2016-2017 учебном году основной срок - 7 декабря. Для тех, кто не справится с испытанием, определены дополнительные сроки - 1 феврали и 3 мая 2017 года. Время для подготовки ещё есть, а критерии оценки такие же, как и в прошлом году.


Сочинение на данную тему нужно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личностей - от решительности и смелости одних героев, проявления силы воли и силы духа до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабые черты характера, которые часто доходят до предательства.

Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы.

В качестве примеров можно взять сопоставление Гринева и Швабрина из "Капитанской дочки": первый готов был умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачеву, второй испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага.

Евгений Онегин по сути оказался трусом - он полностью подчинил свою жизнь мнению общества и даже в вопросе дуэли с Ленским не смог пойти вопреки устоявшемуся мнению. Пусть даже он это общество и презирал, однако не мог не считаться с ним.

В "Герое нашего времени" слабую волю проявил Грушницкий - сцена его дуэли с Печориным ясно показывает его слабохарактерность: он знал, что пистолет Печорина не заряжен, тем не менее выстрелил.

Ярче всего эта тема проявляется в критических ситуациях - например, в произведениях, описывающих войну.

В "Войне и мире" множество примеров: например, трус Жерков, уклоняющийся от боев и прикрывающийся поисками своей батареи, и храбрый Андрей Болконский, умеющий своей смелостью вдохновить всех вокруг.

Подобный выбор может оказаться перед каждым из нас, и именно от нас зависит, как мы поведем себя в таких ситуациях - достойно или укроемся в раковину.

Эта тема сочинения тоже очень актуальна - она касается жизненных устремлений человека, умения соотносить поставленную цель и выбранные средства для ее достижения, давать этическую оценку своим действиям.

Тема также поднимается во многих произведениях - многие персонажи, как все мы в жизни допускают ошибки, в частности, могут неверно выбрать средства для реализации своих планов, которые затрагивают благополучие или честь других людей. Часто также случается. что выбранные цели служат просто красивым прикрытием низменных планов, идущих в разрез с общепринятыми моральными нормами.

В "Преступлении и наказании" Раскольников создает собственную философию, оправдывая свои меркантильные поступки, идя при этом на убийство с одной целью - добыть денег. Но автор дает своему герою шанс раскаяться в своих проступках.

В "Американской трагедии" молодой парень также оказывается перед выбором : быстрая карьера или жизнь с любимой девушкой, но которая бедна. В стремлении избавиться от нее как от голоса совести, он идет на ее убийство, но это не ведет его к счастью.

При выборе цели и средств ее достижения всегда нужно соотносить их - не поступимся ли мы установленными принципами и моральными нормами, не упадем ли мы в жизни, стремясь достигнуть поставленных призрачных вершин?

Надежда и отчаяние. Одно из направлений итогового сочинения по русскому языку и литературе на ЕГЭ 2019\2020.

Совершенно очевидно, по личному субъективному моему мнению, что если есть необходимость или есть желание использовать в сочинении по этому направлению произведения Александра Куприна, то можно обратиться к рассказу "Гранатовый браслет", к повести "Поединок", рассказу "Гамбринус", а также "Яма" и "Олеся".

Совершенно очевидно, что в этих произведениях автора, героям свойственны и надежда и отчаяние, которое подчас приводит к печальным последствиям.

особенно в "гранатовом браслете" и "Поединке". Повторюсь, что это только личное моё мнение.

Итоговое сочинение по литературе… Это относительно новая форма аттестации в школе, но уже сейчас многим учителям словесности это нововведение так не нравится. Причин этому много.

Губительный перекос

К каким экзаменам готовит учитель русского языка и литературы? В 9 классе к устному собеседованию и к ОГЭ по русскому языку (обязательные) и к ОГЭ по литературе (по выбору). В 11 классе к ЕГЭ по русскому языку (обязательный) и по литературе (по выбору).

В середине учебного года все учащиеся 11 класса пишут итоговое сочинение по одному из пяти предложенных направлений, к этому испытанию тоже готовят учителя русского языка. Я уже не говорю о всевозможных ВПР, олимпиадах, ученических проектах, конкурсах и т. д.

Кто еще из учителей школьных дисциплин имеет аналогичную нагрузку? Никто. На мой взгляд, этот перекос губителен для осмысленного и качественного преподавания русского языка и литературы.

Отсутствие мотивации

Проверить тест — это не то же самое, что проверить итоговое сочинение по литературе в объеме не менее 250 слов. А ведь помимо проверки ученических работ учитель готовит ребят к написанию текстов, вместе с ними подбирает материалы, тренирует, снова проверяет, анализирует, корректирует план своей работы в соответствии с полученными результатами.

Хорошо, если школа изыщет финансовые ресурсы поощрить учителей словесников за такую работу, но такое бывает нечасто.

Сложность оценивания

Сочинение — форма не новая. Да, увлекшись тестами в формате ЕГЭ, про сочинения вспоминали от случая к случаю. Однако опытные и добросовестные учителя никогда не отказывались от сочинений на литературную или свободную темы. В рабочих программах всегда прописывается количество таких работ и форма их проведения (домашнее и классное сочинение).

Получается, что ребята пишут сочинение ради написания этого сочинения. Работа ради работы. И все

Баллы за это сочинение могут выставить в приемной комиссии вузов, но опять-таки так поступают не все вузы. Количество максимальных баллов за сочинение разнится, критерии, по которым оценивается сочинение, определяет сам вуз.

В итоге есть шанс еще больше запутать ученика: с одной стороны, сочинение должно быть написано в соответствии с критериями, прописанными ФИПИ, а с другой стороны, быть максимально приближенным к критериям вуза (кстати, не все вузы выставляют дополнительные баллы за сочинение и не всегда критерии опубликованы в открытом доступе).

Наконец

Итоговое сочинение по литературе и сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку — это две разные работы, а значит, компоненты текстов и критерии оценивания разные. Ребята частенько путаются, что надо написать в одном сочинении, что в другом.

Если итоговое сочинение по литературе нельзя отменить, разумнее всего сделать его обязательным переводным экзаменом для учащихся 10-х классов, т. к. учебная, эмоциональная и психологическая нагрузка десятиклассников намного меньше, чем у учащихся в 9 или 11 классе.

Режим учебы и отдыха (1)

Содержание

Как и когда проходит?

ФИПИ утвердил даты итогового сочинения в 2021-2022 уч.г.:

333

Для кого доступны дополнительные сроки?

2. Человек не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).

Местом проведения итогового сочинения является школа, где человек получает образование, в отличие от ЕГЭ, где предусмотрено написание экзамена в другом учебном заведении.

Время работы – 3 часа 55 минут.

Школьники с ограниченными возможностями имеют право написать допуск к ЕГЭ в виде итогового изложения, рекомендуемый объем которого должен быть в районе 250 слов.

Курсы по подготовке к ЕГЭ

Эффективно подготовимся к экзамену за 4 месяца


Как изменится написание итогового сочинения в 2021-2022 учебном году?

ФИПИ в 2021-2022 учебном году обновил направления сочинения. Реальные темы станут известны на самом экзамене.

Давайте сразу разберемся в различиях тем и направлений ФИПИ.

Критерий сравнения

Направления по ФИПИ

Темы по ФИПИ

Когда становятся известны?

В начале учебного года

Во время проведения итогового сочинения

Изменяются ли на экзамене?

Нет, утвержденные направления неизменны в течение учебного года

Frame-1 (14)

Направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Официальный сайт ФИПИ предоставил актуальные направления итогового сочинения.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Взаимосвязь технологий и глобальных проблем. Плюсы и минусы научно-технического процесса, идет ли он на пользу человеку, какие необратимые последствия может повлечь.

Преступление и наказание — вечная тема

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведения искусства, повлиявшие на человека. Вдохновение культурой, мотивация для достижения цели, схожесть во взглядах героев и читателя. В этом направлении школьник пишет о том, какое произведение нашло отклик в душе, приводит аргументы в подтверждение темы.

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Направление про проблемы граждан, неравенство в слоях населения, несправедливое распределение благ, социальные восстания с целью изменения условий жизни.

Читайте также: