Итоговое сочинение критерии оценивания 2015

Обновлено: 05.07.2024

критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.

Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема .

Критерии №1 и № 2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или

№ 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем ос тальным критериям

При оценке учитывае тся объем сочинения. Рекомендуемое количество с лов – 350. Если в

сочинении менее 25 0 слов (в подсчёт включаются все слова, в том чи сле и служебные), то такая

работа считается невыполненной и оцен и вается 0 баллов. Макс имальное количество слов в

а) Вып ус кник в той или иной форме ра ссуждает на предложенную т ему , выбрав

убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме,

или размышляет над предложенной проб лемой, или строит высказывание на основе

св язанных с темой тезисов и т.п.), комм у никативн ый замысе л сочинения выражен ясно .

б ) Вып ускник поверхностно рассуждает на предложенн у ю тем у, комм у никативный

и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается .

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

а) Выпус кник при раскрытии темы сочинения строит расс ужде ние на основе не м енее

одного произведения отечестве нной или мировой литерат у ры по собственном у выбор у,

определяя свой путь использования л итературного материала; показывает разный

уровень его осмыс ления: от элементов смыслового а нализа (например, тема тика,

проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анал и за х удожественного

допущено не более 1 фактической ошибки , связанн ой со знанием литерату рного

материала (ошибка в написании автора и названия произведен ия, имен персонажей и

топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литерат урных и исторических

б) Выпускник строит рассуждение с опорой на литерату рный материал, но

ограничивается общими высказываниями по поводу художественного пр оизведения ;

и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;

и/или допу щено 2 - 4 фактические ошибки, связанные со зн анием литературного

в ) сочинение написано без привлечения литературного материала,

или литературные произ ведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ – 2015 Критерии оценивания сочинения Алгоритм работы над сочинением Выбор литературных


ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ – 2015 Критерии оценивания сочинения Алгоритм работы над сочинением Выбор литературных произведений Правила оформления эпиграфа, цитирования литературного текста


Алгоритм работы над сочинением 1. Определите проблему или вопрос, которые содержаться в теме сочинения. 2. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос. 3. Подберите произведения, на материале которых сможете доказать свою точку зрения. 4. Продумайте композицию (построение) работы. Напишите план сочинения. 5. Напишите черновой вариант сочинения. 6. Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста. 7. Напишите чистовой вариант сочинения. 8. Прочитайте написанное, аккуратно исправьте замеченные ошибки.


Как оформить эпиграф? Эпиграф – это короткий текст, являющийся изречением или цитатой, которая указывает его смысл или отношение к нему автора. Источником эпиграфа могут стать литературные, научные, религиозные произведения, письма, мемуары, произведения народного творчества. • Оформляется эпиграф в правой верхней стороне листа без кавычек. • Фамилия автора, его инициалы после текста эпиграфа не включаются в скобки, после них не нужно ставить точку. Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться собой… В. Г. Белинский


Правила цитирования Цитаты в сочинении представляют собой буквально, дословно переданные выдержки из художественных произведений, критических статей, высказываний писателей или каких-либо других источников. Они приводятся авторами сочинений для того, чтобы подкрепить и подтвердить свои мысли. При использовании цитат нужно соблюдать следующие требования: 1. Приводимые цитаты должны соответствовать содержанию подтверждаемого ими положения, а также всего сочинения. 2. Не перегружать сочинения, использоваться целесообразно и целенаправленно. Введение в текст цитаты должно сопровождаться необходимыми обобщениями, выводами, рассуждениями.


Правила цитирования Любая цитата включается в текст сочинения и оформляется по определённым правилам. Для графического выделения в тексте любой цитаты служат кавычки. При цитировании произведений, по которым пишется сочинение, название произведения и автор не указываются в цитате. Если же цитата черпается из критической статьи или какого-либо другого источника, то следует указывать автора, которому принадлежат цитируемые слова.


Правила цитирования 3)Для указания на источник цитируемого произведения в простом предложении обычно используются вводные слова, словосочетания или предложения: по мнению, по словам, как отмечает такой-то (писатель, критик) и т. п.


Правила цитирования 5) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки.

Критерии оценивания итогового сочинения для вузов

Критерии оценивания итогового сочинения для вузов

10 критериев оценивания итогового сочинения для вузов (рекомендации)

    • Соответствие теме
    • Аргументация. Привлечение литературного материала
    • Композиция
    • Качество речи
    • Оригинальность сочинения
    • Речевые, орфографические, пунктационные, грамматические нормы сочинения
    • Фактическая точность в фоновом материале

    РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
    критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования

    Данные критерии носят рекомендательный характер. Вуз вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.
    Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема.

    Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

    При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

    Баллы

    К1. Соответствие теме

    Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

    Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

    Сочинение не соответствует теме,
    и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

    К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

    Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания;
    допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

    Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;
    и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;
    и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.

    сочинение написано без привлечения литературного материала,
    или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
    и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

    К3. Композиция

    Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

    Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,
    и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
    и/или мысль повторяется и не развивается.

    Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

    К4. Качество речи

    Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

    Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

    Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

    К5. Оригинальность сочинения

    Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

    Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Приложение 4 к письму

    Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

    Москва, 2016

    1. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

    К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:

    Рекомендуемое количество слов – от 350.

    Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

    Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

    Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

    Критерии № 1 и № 2 являются основными.

    Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

    Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

    Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

    Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

    Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

    Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

    Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

    Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

    Итоговое изложение пишется подробно.

    К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые изложения, соответствующие установленным требованиям:

    Рекомендуемое количество слов – 250-300.

    Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста.

    Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

    Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

    Критерии № 1 и № 2 являются основными.

    Проверяется умение участника передать содержание исходного текста.

    Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.

    Проверяется умение участника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста.

    Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.

    Проверяется грамотность участника.

    Официальные критерии от ФИПИ по которым проверяется итоговое сочинение в 2021-2022 учебном году. Собственно, критерии проверки и НЕ МЕНЯЮТСЯ из года в год.

    Прежде чем проверять сочинение по критериям, эксперт смотрит чтобы оно соответствовало двум важным требованиям.

    Рекомендуемое количество слов – от 350.

    Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

    Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям:

    Критерии № 1 и № 2 являются основными.

    Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

    Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

    Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

    Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

    Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

    Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

    Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

    Детально о подготовке к итоговому сочинению 2021-2022 по всем направлениям

    Детальный разбор направлений 2021-2022

    Читайте также: