Итоговое сочинение инструкция для организаторов в аудитории 2021

Обновлено: 04.07.2024

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина


Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год


1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.


3. Преступление и наказание — вечная тема.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.


4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.


5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению подготовлен в целях создания благоприятных условий для подготовки к итоговому изложению. Сборник включает 200 текстов разнообразной тематики, в том числе использованные при проведении итогового изложения в прошлые годы. Рекомендуется использовать данный сборник для развития устной и письменной речи обучающихся в учебном процессе образовательных организаций, а также в самостоятельной работе обучающихся.

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Открытые направления для тем итогового сочинения утверждаются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.

На 2019-2020 учебный год утверждены следующие тематические направления:

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2019-2020 учебный год

  1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019—2020 уч.г.
  2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
  4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
  5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
  6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019—2020 уч.г.
  7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
  8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.

А также Методические материалы, разработанные в целях повышения качества подготовки обучающихся к итоговому сочинению (изложению) на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений (изложений) 2018−2019 учебного года:

Письмо Рособрнадзора от 26.10.2021 №04-416 "О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году".

    • Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году.
    • Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году.
    • Сборник отчетных форм итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году (список).
    • Сборник отчетных форм итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году (формы).

    Действия ОО при подготовке, проведении и проверке итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.

    Акт о выявлении факта недостаточности материалов итогового сочинения (изложения).

    Действия образовательных организаций города Москвы при подготовке, проведении и проверке итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году.

    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению.

    Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению.

    • Образцы заявлений в государственную экзаменационную комиссию для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования города Москвы.

    Видеолекция для членов комиссии по проверке итогового сочинения (изложения)

    Рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы.

    Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению.

    Рекомендации по составлению программы повышения квалификации учителей по обучению написания сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы.

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.11.2020 № 665/1156 "Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020/21 учебном году в части проведения итогового сочинения (изложения)".

    Приказ Департамента образования города Москвы от 25 декабря 2015 года № 3578 "Об утверждении Порядка проверки независимой комиссией итогового сочинения (изложения), сданного повторно в дополнительные сроки".

    Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 15 марта 2021 года №83 "О внесении изменения в приказ Департамента образования города Москвы от 20 октября 2015 г. № 2820".

    Приказ Департамента образования города Москвы от 20 октября 2015 года № 2820 "Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения)".

    по состоянию на

    Итоговое сочинение Итоговое изложение
    ИС-04 Список участников итогового сочинения в образовательной организации (месте проведения) ИС-04 Список участников итогового изложения в образовательной организации (месте проведения)
    ИС-05 Ведомость проведения итогового сочинения в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения) ИС-05 Ведомость проведения итогового изложения в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения)
    ИС-06 Протокол проверки итогового сочинения ИС-06 Протокол проверки итогового изложения
    ИС-07 Ведомость коррекции персональных данных участников итогового сочинения ИС-07 Ведомость коррекции персональных данных участников итогового изложения
    ИС-08 Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения по уважительным причинам ИС-08 Акт о досрочном завершении написания итогового изложения по уважительным причинам
    ИС-09 Акт об удалении участника итогового сочинения ИС-09 Акт об удалении участника итогового изложения
    РЦОИ ИС-01 Акт выдачи-приема материалов итогового сочинения (изложения)
    • ИС-04 Список участников итогового сочинения (изложения) в образовательной организации (месте проведения)
    • ИС-05 Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения)
    • ИС-06 Протокол проверки итогового сочинения (изложения)
    • ИС-07 Ведомость коррекции персональных данных участников итогового сочинения (изложения)
    • ИС-08 Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам
    • ИС-09 Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)
    • РЦОИ ИС-01 Акт выдачи-приема материалов итогового сочинения (изложения)

    Популярные вопросы

    Как и где необходимо проставлять неявку участников на итоговое сочинение (изложение)?
    Ответ: В случае неявки в форме ИС-05 нет подписи участника.

    Как заполнять в бланках регистрации код образовательной организации: с нулем или без?
    Ответ: Код образовательной организации заполняется в соответствии с формами, полученными в пакете руководителя.

    Нужно ли писать в бланке записи название темы (кроме номера)?
    Ответ: В бланке записи участнику необходимо указывать номер и тему итогового сочинения, название текста изложения.

    Для выпускников прошлых лет: код образовательной организации и класс указан в уведомлении на итоговое сочинение (изложение).

    Инструкция по просмотру результатов и изображений бланков работ участников на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы.

    Правила предоставления электронной услуги "Результаты итогового сочинения (изложения)" в рамках электронного сервиса "Результаты ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ), итогового сочинения (изложения), итогового собеседования по русскому языку".

    Читайте также: