Итоговое сочинение инструкция для организаторов в аудитории 2021
Обновлено: 04.07.2024
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению подготовлен в целях создания благоприятных условий для подготовки к итоговому изложению. Сборник включает 200 текстов разнообразной тематики, в том числе использованные при проведении итогового изложения в прошлые годы. Рекомендуется использовать данный сборник для развития устной и письменной речи обучающихся в учебном процессе образовательных организаций, а также в самостоятельной работе обучающихся.
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Открытые направления для тем итогового сочинения утверждаются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
На 2019-2020 учебный год утверждены следующие тематические направления:
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2019-2020 учебный год
- Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019—2020 уч.г.
- Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
- Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019—2020 уч.г.
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
А также Методические материалы, разработанные в целях повышения качества подготовки обучающихся к итоговому сочинению (изложению) на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений (изложений) 2018−2019 учебного года:
Письмо Рособрнадзора от 26.10.2021 №04-416 "О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году".
- Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году.
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году.
- Сборник отчетных форм итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году (список).
- Сборник отчетных форм итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году (формы).
- Образцы заявлений в государственную экзаменационную комиссию для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования города Москвы.
- ИС-04 Список участников итогового сочинения (изложения) в образовательной организации (месте проведения)
- ИС-05 Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения)
- ИС-06 Протокол проверки итогового сочинения (изложения)
- ИС-07 Ведомость коррекции персональных данных участников итогового сочинения (изложения)
- ИС-08 Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам
- ИС-09 Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)
- РЦОИ ИС-01 Акт выдачи-приема материалов итогового сочинения (изложения)
Действия ОО при подготовке, проведении и проверке итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.
Акт о выявлении факта недостаточности материалов итогового сочинения (изложения).
Действия образовательных организаций города Москвы при подготовке, проведении и проверке итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году.
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению.
Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению.
Видеолекция для членов комиссии по проверке итогового сочинения (изложения)
Рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы.
Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению.
Рекомендации по составлению программы повышения квалификации учителей по обучению написания сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.11.2020 № 665/1156 "Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020/21 учебном году в части проведения итогового сочинения (изложения)".
Приказ Департамента образования города Москвы от 25 декабря 2015 года № 3578 "Об утверждении Порядка проверки независимой комиссией итогового сочинения (изложения), сданного повторно в дополнительные сроки".
Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 15 марта 2021 года №83 "О внесении изменения в приказ Департамента образования города Москвы от 20 октября 2015 г. № 2820".
Приказ Департамента образования города Москвы от 20 октября 2015 года № 2820 "Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения)".
по состоянию на
Итоговое сочинение | Итоговое изложение |
---|---|
ИС-04 Список участников итогового сочинения в образовательной организации (месте проведения) | ИС-04 Список участников итогового изложения в образовательной организации (месте проведения) |
ИС-05 Ведомость проведения итогового сочинения в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения) | ИС-05 Ведомость проведения итогового изложения в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения) |
ИС-06 Протокол проверки итогового сочинения | ИС-06 Протокол проверки итогового изложения |
ИС-07 Ведомость коррекции персональных данных участников итогового сочинения | ИС-07 Ведомость коррекции персональных данных участников итогового изложения |
ИС-08 Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения по уважительным причинам | ИС-08 Акт о досрочном завершении написания итогового изложения по уважительным причинам |
ИС-09 Акт об удалении участника итогового сочинения | ИС-09 Акт об удалении участника итогового изложения |
РЦОИ ИС-01 Акт выдачи-приема материалов итогового сочинения (изложения) |
Популярные вопросы
Как и где необходимо проставлять неявку участников на итоговое сочинение (изложение)?
Ответ: В случае неявки в форме ИС-05 нет подписи участника.
Как заполнять в бланках регистрации код образовательной организации: с нулем или без?
Ответ: Код образовательной организации заполняется в соответствии с формами, полученными в пакете руководителя.
Нужно ли писать в бланке записи название темы (кроме номера)?
Ответ: В бланке записи участнику необходимо указывать номер и тему итогового сочинения, название текста изложения.
Для выпускников прошлых лет: код образовательной организации и класс указан в уведомлении на итоговое сочинение (изложение).
Инструкция по просмотру результатов и изображений бланков работ участников на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы.
Правила предоставления электронной услуги "Результаты итогового сочинения (изложения)" в рамках электронного сервиса "Результаты ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ), итогового сочинения (изложения), итогового собеседования по русскому языку".
Читайте также: