Итоговое сочинение 2021 зачет ставится

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Итоговое сочинение 2021: материалы к консультации

В первую очередь необходимо изучить официальные критерии оценки работ. Экзаменационный жанр всегда имеет рамки.

1. Критерии допуска к проверке и оценивания по шкале зачёта/незачёта.

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие базовым требованиям:

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста. Понятно, что небольшие цитаты, пословицы могут подкреплять рассуждение и не оцениваться как плагиат.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

На сайтах появилось много материалов с вариантами тем по направлениям. Все они носят гипотетический характер. Темы часто формулируются в форме достаточно широкого вопроса.

Перечень литературы (названия и авторы, достаточно опереться в рассуждениях на 1 – 2 произведения) и темы для тренировки.

Произведения о славных и трагических страницах прошлого. Биографии и художественные биографии. Мемуары. Тексты о войне и о блокаде Ленинграда.

1. М.А.Шолохов. Судьба человека.

2. Б.Н.Полевой. Повесть о настоящем человеке.

3. Б.Л.Васильев. А зори здесь тихие…

Имеет смысл при подготовке обратиться к биографиям великих ученых: Ломоносова, Менделеева, Павлова и др., а также к истории культуры.

Вопросы/темы для повторения и тренировки.

1) Что не подлежит забвению в истории нашей Родины?

2) Какие личности остаются в истории?

3) Какими достижениями народа гордятся потомки?

4) Кого можно считать настоящим героем?

ко всем остальным направлениям

Практические все произведения могут быть привлечены к рассуждениям по этому направлению, выбор осуществляется в зависимости от конкретной темы.

Влияние среды на человека, влияние в процессе общения, сложности и радости любви и дружбы, поиск взаимопонимания.

Герои чеховских рассказов, их позиции представляют особый интерес в данном контексте.

Очень важно обратить внимание на выбор позиции человека по отношению к другим! Враждебность, изоляция, критика, подчинение, манипулирование, уход и т.д.

4. Н.В.Гоголь. Шинель. Тарас Бульба.

5. И.А. Гончаров. Обломов.

7. Б.Екимов. Ночь исцеления

Вопросы/темы для повторения и тренировки:

1) Как понять другого человека? // Почему люди часто не понимают друг друга?

3) Всегда ли нужно избегать конфликтов?

4) Может ли человек жить вне общества?

Строго говоря, почти все произведения описывают перемены в положении героев (как внешние, так и внутренние), изменения в обществе (в том числе войны, революции, изменения старого порядка вещей). Перемены внешние стимулируют перемены внутренние, и наоборот.

См. таблицу в приложении.

Вопросы/темы для повторения и тренировки:

1) Как измениться к лучшему?

2) Как нужно относиться к переменам?

3) Стоит ли меняться ради другого человека?

4) Чем опасен страх перемен?

Не всегда имеется в виду рефлексия героев литературного произведения; важно развернуть применение литературного материала к себе. Художественные произведения могут выступать как импульс к самопознанию.

Вопросы/темы для повторения и тренировки:

1) Что значит познавать себя? // Почему бывает трудно разобраться к себе?

2) Как литература помогает обрести смысл жизни?

3) К чему приводит внутренний разлад?

Вопросы/темы для повторения и тренировки:

1) Чего хотят добиться мои сверстники?

2) Почему необходим диалог между поколениями?

3) Как литература помогает понять настоящее?

4) Что читает мое поколение?

При выборе темы руководствуйтесь не абстрактным интересом, а наработанным материалом, наличием у вас идей. Есть ли у вас ответ на вопрос? Есть ли позиция, которую вы можете доказать в работе? При этом вы вправе развернуть сложное высказывание, диалектически раскрывая вопрос.

Сочинение-рассуждение обычно пишется по следующему алгоритму:

(вступление) - тезис - довод 1 - довод 2 …= вывод, заключение

Тезис – это основная мысль, которую вы беретесь объяснить, раскрыть, доказать. Это ответ на вопрос темы сочинения.

Доводы – это доказательства, аргументы, подкрепляющие вашу трактовку темы.

Обычно каждый довод выделяется в отдельный абзац, привлекается материал литературного произведения. Не забудьте указать автора и название текста, показать владение материалом (обратить внимание на один-два эпизода), подкрепить знанием культурно-исторического контекста. Нельзя ограничиться общими рассуждениями и оценками – вне конкретики они выглядят беспомощными.

После аргументов лучше ещё раз повторить исходный тезис (если он опровергается - сформулировать противоположный), указать, когда нужно, на неоднозначность решения проблемы. Заключение должно перекликаться со вступлением, в нем обязательно содержится итог рассуждения – ответ на поставленный вопрос.

Сначала следует работать с черновиком, составить план, вспомнить имена героев, названия, цитаты. Черновики не проверяются, поэтому бОльшую часть времени нужно уделить чистовому варианту.

Проверьте свой текст перед тем, как сдать работу.

Приложения в помощь

1. Иван Сергеевич Тургенев. Два богача (стихотворение в прозе) - как материал для дополнительного аргумента.

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

– трудное время

- шанс измениться, причем быстро

При движении перемены неизбежны

(избегание движения – Обломов)

внешние и внутренние

объективно (по ходу событий)

субъективно (переживания героев)

Литература показывает, какое поведение в эпоху перемен к каким результатам приводит

Официальные критерии оценивания итогового сочинения от Рособрнадзора.

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

Критерии №1 и №2 являются основными.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

3 На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.

Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?

При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературных материалов (художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.

Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?

Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.

Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.

Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен:"ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений". Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.

В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т. п.).

В данном разделе представлены нормативные и методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения).

Прежде всего — чтобы получить доступ к ЕГЭ. Плюс итоговое сочинение даёт баллы на конкурсах в отдельные вузы.

Пока дата не точная. Предположительно, экзамен пройдёт 1 декабря. Для пересдач назначены 2 февраля и 4 мая 2022 года.

Об этом мы узнаем только за 15 минут до экзамена. При этом темы в разных регионах будут отличаться. Пока Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) утвердил только общие направления. И их, как обычно, пять .


1) Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Здесь можно говорить о пути в буквальном и символическом смысле. Ученик может рассказать о собственных дорожных впечатлениях или взять за основу истории реальных и литературных героев. Что дал этот путь, что он символизирует в книге, чему научил? Осмыслить дорогу можно и как поиск — себя и своего места в мире, творческих идей, научных истин, правды и справедливости. Опора на несколько литературных источников даст дополнительные баллы за итоговое сочинение , если такое условие предусмотрено вузом.

2) Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Здесь призывают обдумать технические достижения современного мира. Выпускники смогут порассуждать, в чём заключаются блага и угрозы прогресса, в какую сторону идёт перевес, страдают ли от развития технологий моральные ценности. Строить аргументы предлагается на примерах из научной фантастики, философии, публицистики, утопий и антиутопий.

3) Преступление и наказание — вечная тема

Какие последствия влекут за собой противоправные действия, в чём смысл наказаний, почему нужно отвечать за свои поступки? Темы коснутся этической и юридической сути правонарушений, позволят обдумать такие явления, как общественный вред, совесть, раскаяние, возмездие.

4) Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Здесь можно рассказать о произведении, которое повлияло на мировоззрение, определило выбор жизненного пути, заставило пересмотреть отношение к каким-то вопросам. А может быть, совпало с личной историей по сюжету и настроению — мотивы выбора не ограничены.

5) Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

В этом направлении можно порассуждать о роли отдельного человека в обществе, его правах и обязанностях. А также подумать о справедливости общественного устройства, социальных проблемах, их причинах, следствиях и способах улучшения жизни.


Предусмотрены два базовых требования:

  • Минимальный объём 250 слов . Рособрнадзор рекомендует писать с запасом — 350 слов. Считают всё: предлоги, союзы и частицы. Фамилии с инициалами принимают за одно слово, знаки препинания и цифры не учитывают.
  • Самостоятельность . Заучивать и списывать бесполезно — работы проверяют на плагиат. Разрешено использовать прямые и косвенные цитаты, указывая источник.
  • №1. Соответствие теме . Содержание должно отвечать заголовку, раскрывать заявленный вопрос и позволять определить цель высказывания.
  • №2. Аргументация. Необходимо сослаться как минимум на один источник, передать его содержание без искажений, не просто упомянуть произведение, а аргументировать примерами из него свои мысли.
  • №3. Композиция и логика . Обязательна основная (доказательная) часть, логически связанная со вступлением и заключением. Рассуждение не может содержать противоречий и других смысловых ошибок, мешающих понять сказанное.

Построить связное повествование поможет стандартная схема:

1) введение (главная мысль, тезис);

2) аргумент первый + доказательство (пример из литературы или др. источника) + короткий предварительный вывод;

3) аргумент второй (или контраргумент) — аналогичная предыдущему пункту цепь рассуждений;

Читайте также: