Итоговое сочинение 2016 произведения по направлениям

Обновлено: 04.07.2024

1. Внутренний конфликт: чувства против разума. 2. "Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк). 3. "Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести" (В.Г.Белинский). 4. "Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле" (А.С.Пушкин). 5. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств" (М.Пришвин). 6. Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь" (Пифагор). 7. "Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями" (Н.В.Гоголь). 8. "Разуму не постичь надобностей сердца" (Люк де Клапье Вовенарг). 9. "Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский). 10. "Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце" (Шиллер). 11. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни" (Л.Н.Толстой). Читатьдалее:

Сочинение по направлению "Разум и чувство" Примеры сочинений Анализ сочинения, проверка по критериям. 22 сентября 2016 Форма итогового сочинения не будет меняться до 2019 года… "Разум и чувство" "Разум и чувства" Направление "Разум и чувства" Материалы к сочинению по направлению "Разум и… Презентация по направлению "Честь и бесчестие"

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

→ обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

→ обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);

→ соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.); → ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений. Источник: ФИПИ.

2. "Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк)

5. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств" (М.Пришвин)

7. "Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями" (Н.В.Гоголь)

10. "Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце" (Шиллер)

11. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни" (Л.Н.Толстой)

«Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Попыталась представить это направление в разных ракурсах. Пока их у меня получилось пять. Подобрала в соответствии с ними цитаты (высказывания великих, пословицы). Думаю, что какие-то из них можно представить в качестве названий тем сочинений, какие-то взять в качестве эпиграфа.


Людмила Татьяничева

КОЛЬ СЕРДЦЕ И РАЗУМ ЗАТЕЯЛИ СПОР.

Коль сердце и разум затеяли спор,
Не жди для себя добра.
Любовь отгорит, как ночной костер,
Едва дотянув до утра.
Случается в жизни такая беда.
Не сразу узнать нам дано,
Что сердце и разум
Сильны лишь тогда,
Когда они заодно.

1960 г.

Опираясь на краткий комментарий к первому направлению для итогового сочинения, попыталась подобрать к нему темы-цитаты. Приглашаю коллег к их обсуждению, своим ученикам предлагаю выбрать наиболее близкую душе цитату и попробовать свои силы в изложении мыслей.

"Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума".

Комментируя направления для итогового сочинения, Н.Д. Солженицына отметила, что предложены они "в виде сопоставления двух полярных, или по крайней мере контрастных, понятий".

Такие понятия, считает Наталья Дмитриевна, "задают как бы две точки, между которыми возникает некоторое напряженное пространство, дающее возможность составить огромное число тем. Контраст, противопоставление. как бы расшевеливают, задевают, вовлекают ученика сделать собственный выбор . проявить свою позицию и ее аргументированно защищать".

Бесплатный курс "Подготовка к итоговому сочинению"

Начало всех вебинаров в 18 часов по Москве.

Это бесплатный проект сайта "Могу писать". Приглашаем выпускников и преподавателей. Зайти можно через расписание.
Рекомендуем заранее зарегистрироваться на сайте, чтобы не тратить время, когда вебинар начнётся.

Приглашаем коллег к сотрудничеству. Лекции могут читать все желающие. Расписание будет пополняться по мере возникновения новых идей и новых лекторов.

Подготовка к школьному итоговому сочинению

Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе на допуск к ЕГЭ в 11 классе. 2015 – 2016 учебный год. Методические материалы по подготовке к написанию работы.
Документы: проведение итогового сочинения.
Критерии оценивания итоговых сочинений в НИУ ВШЭ.

Любовная лирика поэтов: М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, Ф.И. Тютчев, Н.А.Некрасов, А.А.Блок , В.В.Маяковский, С.А.Есенин , М.И.Цветаева, А.А.Ахматова, Б.Л.Пастернак и др.

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Итак, просмотрели литературу? И что заметили? Некоторые книги повторяются в каждом направлении, так что если их хорошо прочитать, осмыслить, почитать дополнительную литературу, можно писать сочинение по любой теме. Я отметила такие книги:

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на художественный текст, но и аргументированное использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

3. Время, отведенное на написание сочинения – рассуждения – 3 ч 55 мин.

O Итоговое сочинение, с одной стороны, носит
надпредметный характер, то есть нацелено на
проверку общих речевых компетенций
обучающегося, выявление уровня его речевой
культуры, оценку умения выпускника
рассуждать по избранной теме,
аргументировать свою позицию. С другой
стороны, оно является литературоцентричным,
так как содержит требование построения
аргументации с обязательной опорой на
литературный материал.

4. Секреты… секреты…

5 направлений, 5 тем
Секреты… секреты…
Темы сочинений разрабатываются в
закрытом
режиме,
но
в
рамках
открытых тематических направлений,
сформулированных
Советом
по
вопросам
проведения
итогового
сочинения в выпускных классах под
председательством
Натальи
Солженицыной, президента Русского
общественного
фонда
Александра
Солженицына.

5. Формулировка задания

O Выберите только ОДНУ из предложенных тем
сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему
(рекомендуемый объём не менее 350 слов
(примерно 2-2,5 листа размера А4).
O Сформулируйте свою точку зрения и
аргументируйте свою позицию, выстраивая
рассуждение в рамках заявленной темы на основе
не менее одного произведения отечественной или
мировой литературы по Вашему выбору (количество
привлеченных произведений не так важно, как
глубина раскрытия темы с опорой на литературный
материал).
O Продумайте композицию сочинения. Обращайте
внимание на речевое оформление и соблюдение
норм грамотности.

Задача выпускника:
O Раскрыть тему на литературном
материале.
O Включить в рассуждение элементы
анализа / интерпретации
художественного произведения.
O Выдержать предложенный объём : 250 –
350 слов.
O Выразить свою позицию по обозначенной
в теме проблеме (см. ключевые слова).
O Продемонстрировать литературную
эрудицию, не допуская фактических
ошибок.

7. Направления 2015 года

8. Тематические направления 2016 года

9. Направления 2017 года

O1. Разум и чувства
O2. Честь и бесчестие.
O3. Победа и поражение.
O4. Опыт и ошибки.
O5. Дружба и вражда.
Образцы тем под открытые направления не
предлагаются.
OТемы сочинений станут известны за 15 минут до
начала экзамена, для каждого часового пояса они будут
свои.

O Каждое тематическое направление включает
два понятия, по преимуществу полярных. Такой
подход позволяет создавать разнообразные
формулировки конкретных тем сочинений и
расширяет возможности выпускников в выборе
литературного материала для построения
аргументации.
O В соответствии с указанными тематическими
направлениями Рособрнадзор организует
разработку закрытого перечня тем итогового
сочинений 2016/17 учебного года и проводит их
комплектацию по часовым поясам. Комплект
будет включать 5 тем сочинений из закрытого
перечня (по одной теме от каждого общего
тематического направления)
O Формулировки тем будут разные:
констатирующие, цитатные, в форме вопроса.

12. Список примерных тем:

13. Примерный список литературы

15. Список примерных тем:

16. Примерный список литературы

18. Список примерных тем:

19. Примерный список литературы

21. Список примерных тем:

22. Примерный список литературы

24. Список примерных тем:

25. Примерный список литературы

26. Полезные ссылки:

27. Композиция сочинения

28. Важно!

O При проведении сочинения участникам
сочинения запрещается пользоваться
текстами литературного материала
(художественные произведения, дневники,
мемуары, публицистика).
O Разрешается пользоваться
орфографическими словарями, выданными
членами комиссии образовательной
организации.
O Можно строить рассуждение с опорой как
на одно произведение, так и на несколько.
O Литературный материал берется из
отечественной или мировой литературы.

29. При написании черновика выпускник должен:

O постоянно сверяться с темой сочинения, не отступать
от неё во всех структурных элементах работы:
вступлении, главной части и заключении;
O следовать составленному плану работы или записывать
и обосновывать связанные с темой тезисы;
O при определении структуры и композиции сочинения
не забывать о соразмерности, логическом порядке его
частей;
O выделить в тексте смысловые части, расставить их в
нужном порядке или поменять местами в соответствии
с замыслом и логикой работы;
O проверить, как соотносятся друг с другом вступление и
заключение сочинения;
O определить логику переходов от одного смыслового
фрагмента к другому в основной части сочинения.

30. Внимание: недочёты!

31. Делаем выводы:

OЧитать нужно.
OВыражать собственное мнение!
OПисать можно в разных жанрах!
OВыучить имена писателей и героев!
OПомнить, что сочинение может дать
до 10 баллов!
OСобирать литературный материал!
OСоблюдать требования и критерии!
OПомнить о грамотности!

32. Критерии оценивания итогового сочинения

33. Критерии оценивания итогового сочинения

34. Критерии оценивания итогового сочинения

35. Критерии оценивания итогового сочинения

36. Критерии оценивания итогового сочинения

37. Критерии оценивания итогового сочинения

38. Критерии оценивания итогового сочинения


Содержимое разработки

Итоговое сочинение по литературе в 2016-2017 уч. г.

Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря, поэтому в2016- 2017уч. году оно будет назначено на 6 декабря.

Этот экзамен проводится для того чтобы проверить уровень речевой культуры выпускников, широту их кругозора, умение мыслить и отстаивать свою точку зрения. Для учебных заведений данное испытание – это возможность адекватно оценить, насколько выпускники освоили школьную программу и достаточен ли их уровень знаний для допуска к другим экзаменам. Школьникам итоговое сочинение дает возможность получить дополнительные 10 баллов к ЕГЭ.

Главное, что нужно знать о данном экзамене

- соответствие заданной теме;

- аргументированность с опорой на литературный материал;

- высокое качество речи;

- логичность и композиция рассуждений;

Требования к ученикам

Поскольку итоговое сочинение отражает уровень грамотности ученика и его умение оперировать имеющейся информацией, то очень важно, чтобы он написал его самостоятельно. На экзамене строго пресекаются все попытки к списыванию и использованию запрещенных вспомогательных материалов. Правилами проведения испытания четко регламентировано, что можно и чего нельзя делать при написании сочинения.

Так, на рабочем столе ученика должны находиться только: ручка с чернилами черного цвета (тип ручки выпускник может выбирать по собственному усмотрению); документ, подтверждающий личность; орфографический словарь, который выдают члены комиссии; при необходимости лекарства, вода или питание.

Темы итогового сочинения 2016-2017 уч. г.

Перечень из 5 тем для итогового сочинения утверждает Рособрнадзор отдельно для каждого часового пояса РФ и публикует их за 15 минут до начала экзамена на специальных сайтах. Таким образом, заранее узнать, какими точно будут темы, невозможно.

Направления итогового сочинения 2016-2017 учебного года :

1) Разум и чувство

2) Честь и бесчестие

3) Победа и поражение

4) Опыт и ошибки

5) Дружба и вражда

Произведения «Разум и чувства":

2. Честь и бесчестие

3. Победа и поражение

4. Опыт и ошибки

5. Дружба и вражда

Краткий комментарий к открытым тематическим направлениям

Однако готовиться к экзамену ученикам предстоит вовсе не вслепую, поскольку еще в начале учебного года оглашаются тематические направления будущих тем. Это позволяет выпускникам подобрать литературный материал, который они будут использовать для аргументации.

Каждая тема формулируется таким образом, чтобы ученик мог максимально раскрыть ее проблематику и обосновать свою точку зрения по заданному вопросу.

В качестве литературного материала, на который будет опираться выпускник при написании сочинения, можно использовать художественные произведения, мемуары, публицистику и даже устное народное творчество. При этом ученик может привлекать произведения как российской, так и мировой литературы.

Примерная структура итогового сочинения

Итоговое сочинение должно быть логичным, последовательным и с тщательно продуманной композицией. Чтобы оно соответствовало данным требованиям, его необходимо писать по определенному плану (структуре). Классическая структура сочинения выглядит так:

2. Основная часть:

- тезис №1 + аргумент;

- тезис №2 + аргумент;

- тезис №3 + аргумент.

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Как готовиться к итоговому сочинению – рекомендации педагогов

Учителя не устают твердить, что итоговое сочинение – это крайне важный экзамен, без сдачи которого о ЕГЭ и, соответственно, поступлении в ВУЗ можно забыть. Поэтому готовиться к нему нужно заранее, а не откладывать на последний момент.

В подготовку необходимо включить:

Чтение произведений мировой и российской литературы – итоговое сочинение отражает, как хорошо ученик владеет коммуникативными навыками и умеет ли он излагать собственные мысли. Чтение, как ничто другое, способствует обогащению словарного запаса, к тому же, произведения зарубежных и российских авторов необходимо использовать в сочинении, поэтому при подготовке экзамену нужно читать, читать и еще раз читать.

Практику написания сочинений – чтобы развить навык выражения своих мыслей на бумаге, необходимо много практиковаться. Учителя рекомендуют писать хотя бы по нескольку сочинений в неделю, что позволит научиться правильно и быстро формулировать тезисы, логично строить предложения и композицию текста, а также корректно использовать цитаты из произведений. Для подготовки к экзамену можно найти в интернете стандартный шаблон итогового сочинения и использовать его для написания собственных текстов.

Чего педагоги точно не рекомендуют, так это использовать сборники готовых сочинений, поскольку учителя в силу своего опыта сразу распознают текст, написанный чужими словами.

Читайте также: