Итоговое сочинение 2014 темы

Обновлено: 04.07.2024

Уже 3 декабря 2014 года выпускникам школ впервые предстоит писать итоговое сочинение. Как его только ни называют в Рунете: итоговым, выпускным, декабрьским, сочинением по литературе… Главное в том , что для выпускников 2015 г. написание итогового сочинения является обязательным условием получения аттестата и служит допуском к ЕГЭ.

Как выглядит задание?

Задание будет выглядеть примерно так:

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов.

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, рассуждая в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Выбрав близкую ему тему, выпускник должен будет за 3 часа 55 минут написать сочинение объемом примерно 350 слов (менее 250 не оценивается!). Бланк итогового сочинения.

При себе можно иметь:

1) ручки (гелевые, капиллярные, перьевые с чернилами черного цвета)

2) документ, удостоверяющий личность

3) орфографический словарь (выданный на месте)

4) при необходимости питание и лекарства

Запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру.

Направления тем итогового сочинения 2015 года:

Экзаменационный комплект будет включать 5 тем из закрытого перечня, по одной на каждое тематическое направление:

Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления об уникальности творчества Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, своеобразии художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п

Вопросы, заданные человечеству войной

Темы этого блока ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и государства, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

Спор поколений: вместе и врозь

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Чем люди живы?

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, общественных аспектах бытия (на основе отечественной и мировой литературы).

20 ноября 2014 г. в российских школах проводилась апробация итогового сочинения. Предлагаю вашему вниманию список тем итогового сочинения, опубликованных ФИПИ:

Критерии оценки итогового сочинения

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются базовыми.

Критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов.

Данный критерий направлен на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на выбранную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте данной темы.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, выдерживая соотношение между тезисом и доказательствами.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Итоговое сочинение и поступление в ВУЗ

С 2015 года абитуриент может предоставить итоговое сочинение при поступлении в вуз. За него можно получить до 10 дополнительных баллов. В условиях борьбы за бюджетные места это может сильно помочь. Посему абитуриент гуманитарного факультета должен рассматривать сочинение как полноценный экзамен.

ФИПИ были разработаны критерии оценивания сочинения для вузов. Хотя за вузом остается право изменять предложенные критерии и вводить свои.

Еще несколько фактов о декабрьском сочинении:

① Пересдать итоговое сочинение можно будет 4 февраля и 6 мая

② Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем

③ По желанию итоговое сочинение могут писать и выпускники прошлых лет (для получения дополнительных баллов при поступлении)

④ Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды сочинение будет заменено изложением

⑤ Для обучающихся и ВПЛ с ограниченными возможностями здоровья продолжительность экзамена увеличивается на 1,5 часа (при продолжительности экзамена более 4 часов организуется питание)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Направления итогового сочинения

Темы сочинений

Художественные произведения

Основная идея

Герой нашего времени — человек, который в любое время должен оставаться верным моральным и нравственным ценностям, сохранять умение чувствовать. Ведь независимо от того, в какую сторону меняется мир, понятия любви, чести и героизма всегда остаются наиболее важными в человеческой жизни

2.Вопросы, заданные человечеству войной

Как влияет война на судьбу человека?

Война выявляет лучшие или худшие качества характера; разные возможности человеческого духа: храбрость, трусость, героизм, мужество.

3.Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Человек — царь природы?

Мы — часть природы, поэтому не можем жить в отрыве от нее. Она, являясь источником жизненной силы, питает нас хорошим настроением, возрождает после душевных травм, учит философски переосмысливать жизненные проблемы и преодолевать их. Человек умрет, если разрушиться связь с природой!

4.Спор поколений: вместе и врозь

На чем должны строиться взаимоотношения в семье?

Самое важное в семейных отношениях — понимать, принимать, прощать и всегда чувствовать себя в долгу перед родителями. Любовь, уважение к родителям, внимание, забота о близких — залог дружной, счастливой семьи.

5. Чем люди живы?

Люди чести и долга в русской литературе.

Понятие чести является непреходящим, общечеловеческим. Умение беречь свою честь остаётся и сегодня важнейшей характеристикой личности. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло.

Любовь должна основываться на возвышенных чувствах, честности и правдивости. Любовь выше всего на свете, выше самой жизни

Направления итогового сочинения

Темы сочинений

Художественные произведения

Основная идея

Краткое описание документа:

Предлагаются примерные темы для итогового сочинения по литературе по пяти направлениям: Кто он "герой нашего времени?" "Как влияет война на судьбу человека?", "Человек -царь природы?", "На чем должны строиться взаимоотношения в семье?", "Должна ли быть любовь трагедией?".Рекомендуются произведения по каждой теме. К каждому варианту предложены основные идеи. Данный материал можно использовать как на рабочих уроках, так и в качестве контрольных работ не только в 11 классе, но и в 10 классе. Работа с примерными темами поможет расширить кругозор учащихся при подготовке к итоговому сочинению.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 601 184 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 24.11.2014 1177
  • DOCX 35.5 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чернова Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Комплекты тем ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2014-2015 учебного года .

Разработала Н.А. Мокрышева при содействии Л.М.Бенделевой, О.Н. Беляевой, И.В. Мазаловой

Человек и природа.

1. Какова роль М.Ю.Лермонтова в истории русской культуры?

2. "В наш век все чувства лишь на срок". Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?

4. В чем своеобразие любовной темы в лирике М.Ю.Лермонтова?

5. Что созвучно и что не созвучно моему мироощущению в лирике М.Ю.Лермонтова?

6. Лирика М.Ю.Лермонтова непонятна современному читателю. Так ли это?

1.Почему в годы войны дети рано взрослели?

2.Какова роль русской женщины в Великой Отечественной войне?

3. Есть ли на войне место милосердию, человечности ?

4.Почему нужно сохранять память о защитниках Отечества, погибших во время ВОВ?

5.В чем трагизм и величие солдатской судьбы?

6.Как меняется мироощущение человека на войне?

7. В чем черпали люди нравственные силы в годы ВОВ?

8.Каково значение простых человеческих ценностей на войне?

9.Почему ценность жизни особенно остро ощущается на войне?

10.Как соотносятся понятия “любовь” и “война”?

12.Какова цена победы в ВОВ?

13.О каких уроках ВОВ необходимо знать и помнить человечеству?

14.По ком звонит колокол?

15.В чём причина массового героизма во время ВОВ - страх перед системой или патриотизм?

1.Человек - царь природы?

2.Природа - храм или мастерская?

3.Способна ли природа изменить человека, сделать его лучше?

4.Почему человек терпит поражение перед силами природы?

5. Каковы последствия бездумного, потребительского отношения человека к миру природы?

6. Как воздействует научно-технический прогресс на взаимоотношения человека и природы?

7. Как природа воздействует на душу человека?

8.Чему учит человека природа?

9.Почему важно бережно относиться к природе?

10.Как научить человека видеть прекрасное в природе?

1. На чем должны строиться взаимоотношения в семье?

2.Как преодолеть недопонимание, которое порой возникает во взаимоотношениях родителей и детей?

3.Каково значение дома и семьи в жизни ребенка?

4.Почему страдают дети?

5.Какой должна быть семья?

6.Почему нельзя забывать отчий дом?

7.Чем опасно отсутствие взаимопонимания между поколениями?

8.Как молодое поколение должно относиться к опыту старших?

9.Как эпоха влияет на взаимоотношения отцов и детей?

10.Конфликт отцов и детей неизбежен?

11.Что значит стать взрослым?

12.Любовь и уважение к родителям есть чувство святое?

1. Какие люди становятся легкой добычей зла?

2. Почему любовь оказывается сильнее смерти?

3. Какого человека можно назвать настоящим героем?

4.Какие качества позволяют человеку противостоять судьбе?

5.Деньги правят миром?

6.Что значит жить по совести?

7. Что определяет нравственный выбор человека?

8.В чем проявляется сила и слабость человека?

9.Способно ли благородство противостоять злу?

10.В чем состоит настоящее счастье?

11.Каким должен быть настоящий друг?

12.Какие уроки доброты, милосердия преподносит нам жизнь?

13. Какое значение имеет для человека чувство собственного достоинства?

14.Почему необходимо бережно относиться к чувствам людей?

15. В чем заключается истинная красота человека?

16. Цель оправдывает средства?

17.Какие жизненные цели помогают человеку прожить свою жизнь достойно?

18.Чем страшно равнодушие?

19.Каковы истоки истинного патриотизма?

20.Есть ли смысл в самопожертвовании?

21.Зачем человек трудится?

22.Возможно ли счастье любой ценой?

23.Герой - это звучит громко?

24. Добро должно быть с кулаками?

25.Добродетель, любовь, милосердие, бескорыстие. Атавизмы?226.Что может помочь людям обрести душевное равновесие в трудной жизненной ситуации?

1.“Помнит вся Россия про день Бородина…”

2. Мастерство Лермонтова в раскрытии “истории души челевеческой”

3.Исповедь как средство самохарактеристики героя в творчестве М.Ю.Лермонтова.

4. “Нет,я не Байрон, я другой, еще неведомый избранник…”

5. Мастерство Лермонтова в создании характера героя.

6.Прошлое, настоящее и будущее на страницах произведений М.Ю. Лермонтова

1. Война - преступление против человечности.

2. Детство, опаленное войной.

3. “У войны не женское лицо”

4. Велик и бессмертен твой подвиг, народ.

5. Война - совсем не фейерверк…

6.Война как испытание душевных качеств человека.

7.”Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас”

1.”Человек, хоть будь он трижды гением, остаётся мыслящим растением…”

2.”Мы в ответе за тех, кого приручили.”

3.”Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик…”

4. Человек и природа - единое целое.

5.Любовь к природе - любовь к Родине.

6.Животные - наши верные друзья и помощники.

7.Ответственность человека перед природой.

10.Природа - мудрый учитель.

1.Одиночество в кругу семьи.

2. Утрата связи поколений - путь к нравственному падению общества.

1.Нравственная сила добра.

2.Истинный и ложный героизм.

3.Друг познается в беде.

4.“Высший суд - суд совести” (В.Гюго)

5.Возвышающая сила любви.

6."Чтобы поверить в добро, надо начать делать его"(Л. Н. Толстой)

7."Без великодушных идей человечество жить не может" (Ф.М. Достоевский)

8."Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал".

9."Счастье и радость в жизни в правде…” (А.П. Чехов)

10."Патриотизм состоит не в пышных возгласах…" (В.Г. Белинский)

15."Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство" (Б.Окуджава).

16.“Надо жить, надо любить, надо верить…” (Л.Н.Толстой)

1. Художественное своеобразие лирики Лермонтова.

2. Человек и природа в лирике Лермонтова.

3. Читая Лермонтова…

4. Тема одиночества в лирике Лермонтова

5. Высший свет в изображении Лермонтова

6.Гражданские мотивы в лирике Лермонтова.

7.Тема любви в лирике Лермонтова

8.Мятежный дух лирики Лермонтова

9.Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

10. Тема родины в творчестве Лермонтова

11.Тема Кавказа в творчестве Лермонтова

12.Образ сильной личности в творчестве Лермонтова

13.Народно-поэтические мотивы в лирике Лермонтова.

2. Война без прикрас

3. Война - трагедия народа.

4. Женщина и война.

5. Нравственные истоки подвига человека на войне.

8.Война и материнство.

1.Постижение прекрасного в природе.

2.Природа и научно-технический прогресс.

1.Мир глазами ребенка.

2.Семья в современном мире.

3.Роль семьи в формировании личности.

4.Роль семьи в определении подростком своего места в обществе.

5.Роль детства в жизни человека.

1.Человек в поисках счастья

2.Человек в поисках смысла жизни.

6.Конфликт чувства и долга.

Классификация тем взята из сборника И.К. Сушилиной, Т.А. Щепаковой “Методические указания и контрольные задания по литературе (подготовка к сочинению)”. МГУ, 2001г.

Похожие документы:

Р п. Шербакуль, 2014 г. Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам на территории Шербакульского муниципального района в 2014-2015 учебном году

. 2014/2015 учебном году. Школьный этап Всероссийской олимпиады по немецкому языку проводятся с использованием единого комплекта . темой сочинения непосредственно. 5-6 Тема сочинения раскрыта в целом. Тема раскрыта . . На основании итоговой таблицы и в .

План-график подготовки и проведения в 2014/2015 учебном году в Мурманской области государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

. 2014/2015 учебном году: 4.1. Получение, передача комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений) в образовательные организации декабрь 2014, февраль, май 2015 . государственной итоговой аттестации в 2014/2015 учебном году август 2015 Ахметшина .

Рабочая программа первой младшей группы на 2014-2015 учебный год

. 2014 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД Воспитатель: Афанасьева В.И. г. Липецк 2014 год . Тема Итоговое . комплект - доски для лепки – комплекты - стеки - комплект - влажные салфетки - комплект - фартуки - комплект .

Особенности формулировок тем итогового сочинения

. тем (данные темы сочинений не соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым будут формироваться темы итогового сочинения в 2014-2015 учебном году .

Тематические направления сочинения по литературе для выпускников 2015г.

ВложениеРазмер
tematicheskie_napravleniya_itogovogo_sochineniya_v_vypusknykh_klassakh_na_2015g.docx 23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на 2014/2015 учебный год

C 2015 года для допуска к ЕГЭ выпускникам необходимо будет написать сочинение на заданную тему. Писать сочинение будут в школах. Оценка - зачёт/незачёт. Темы заранее опубликованы не будут. Публикуются лишь общие тематические направления. Направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки.

2. Вопросы, заданные человечеству войной

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе

4. Спор поколений: вместе и врозь

5. Чем люди живы?

1. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

2. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

3. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

4. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

5. Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Ниже представлены темы, которые, возможно, могут быть предложены для сочинения. Они использовались при обсуждении профессиональным сообществом. Официально темы закрыты для общественности и станут доступны только в день написания сочинения.

Вопросы, заданные человечеству войной

2014 год – год столетнего юбилея начала Первой мировой войны; грядущий, 2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны – во всех этих войнах Россия (СССР) приняла активное участие, войны эти не только изменили границы и политический строй множества стран, но и задали целый ряд непростых, а иногда болезненных вопросов человечеству. Сегодня, когда, вопреки ожиданиям последних лет, по всему миру вновь разгораются военные конфликты, самое время еще раз задаться этими вопросами – вслед за русскими писателями и мыслителями XIX-ХХ века.

Ниже представлены темы, которые, возможно, могут быть предложены для сочинения. Они использовались при обсуждении профессиональным сообществом. Официально темы закрыты для общественности и станут доступны только в день написания сочинения.

  1. Между жизнью и смертью
  2. Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне
  3. Дети и война
  4. 891 день мужества ленинградцев
  5. Мемориал - памятник с особым значением
  6. "По ком звонит колокол"
  7. Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?
  8. Значение войн для государства и для человека

Направление тем: Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

Ниже представлены темы, которые, возможно, могут быть предложены для сочинения. Они использовались при обсуждении профессиональным сообществом. Официально темы закрыты для общественности и станут доступны только в день написания сочинения.

  1. Мир людей глазами мобильного устройства
  2. "Живая" книга или Интернет!
  3. Техника и человек в творчестве А.Платонова (в произведениях русских писателей)
  4. Человек и космос
  5. Плюсы и минусы бессмертия. "Бессмертная душа" Станислава Лема
  6. Тема консьюмеризма в произведениях Чака Паланика

Во время экзамена, возможно, разрешат пользоваться литературой.

"Мы не должны сужать возможности для самовыражения выпускников определенным набором литературных произведений в момент написания сочинения", — сказал Дмитрий Ливанов.

ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс

C 2014-2015 учебного года в рамках ЕГЭ для учеников 11 классов введено итоговое сочинение (изложение) в качестве допуска к сдаче ЕГЭ.

Итоговое сочинение проводится для учеников 11-х классов в первую рабочую среду декабря, февраля и мая каждого года.

Школьники с ограниченными возможностями здоровья вправе вместо итогового сочинения писать итоговое изложение.

  • правильно определить круг проблем, необходимый для раскрытия темы;
  • подобрать подходящий литературный материал;
  • привести убедительную аргументацию для объяснения своей позиции;
  • четко и грамотно изложить свои мысли.

Время, которое отводится для написания сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут.

В начале каждого учебного года публикуются 5 направлений тем итогового сочинения. В рамках этих направлений разрабатываются конкретные темы сочинений (тексты изложений), которые сообщаются выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

Направления тем итогового сочинения 2021-2022 учебного года

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

– Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Проверка и критерии оценивания итогового сочинения

Сочинение оценивается по двум требованиям:

объем итогового сочинения (рекомендуемое количество слов – от 350);

самостоятельность написания итогового сочинения.

и пяти критериям:

аргументация, привлечение литературного материала;

композиция и логика рассуждения;

качество письменной речи;

Изложение оценивается по двум требованиям:

объем итогового изложения (рекомендуемое количество слов – 200);

самостоятельность написания итогового изложения.

и пяти критериям:

использование элементов стиля исходного текста;

качество письменной речи;

Сочинение оценивается по пяти критериям:

Проверяют сочинения Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном / региональном уровне.

После проверки сочинения направляются в единую базу данных. При поступлении в ВУЗы, которые решат учитывать эту форму экзамена (это заранее объявляется в правилах приема в эти ВУЗы), сочинение может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ. Выпускник может по своему желанию представить итоговое сочинение в качестве индивидуального достижения, в этом случае ВУЗ извлекает из базы данных сочинение выпускника и самостоятельно оценивает это сочинение.

Читайте также: