Итоги жизни обломова есть ли позитивные итоги его жизненной истории сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Илья Ильич Обломов – главный герой романа И. А. ГончаровА “Обломов”, представитель пассивной части населения, нежелающий жить, развиваться, мыслить.
ОН редко бывает на людях, преимущественно проводя жизнь на диване: “Лежанье у Ильи Ильича было необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как лентяя: это было нормальным состоянием”.
Несмотря на такой образ жизни, Обломова посещают мысли о смысле и цели его существования, о своем назначении, быть

учился и жил с ним вместе. Это Андрей Карлович Штольц”.
Роковое слово “обломовщина” первым в романе произносит именно Штольц, послушав, как его друг Илья разворачивает перед ним свой идеал жизни, вынесенный из детства, утверждая, что все ищут того же. “Не все, и ты сам, лет десять, не то искал в жизни”, – возражает неугомонный Андрей, живо напоминая Илье его прежние мечты. “Вон, ты выгнал труд из жизни: на что она похожа? Я попробую приподнять тебя, может быть, в последний раз… Теперь или никогда!” – заявляет решительно настроенный друг, и, Обломов соглашается с ним, вновь очутившись под влиянием сильной воли Андрея.
Однако ни усилия друга, ни любовь Обломова к Ольге Ильинской – ничто не помогло совершаться решительному повороту в его жизни. Пока Андрей или Ольга рядом Илья Ильич заражается их энтузиазмом, готов сделать то, чего от него ожидают, но стоит ему оказаться наедине с собой, и прежние привычки властно заявляют свои права на него. “Ты опять опускаешься”, – упрекает его Ольга. Постепенно девушка приходит к мысли, что ее попытки пробудить спящую энергию Обломова тщетны: происходит разрыв. “Ужели ты думаешь, что через год ты устроил бы свои дела и жизнь?” – серьезно спрашивает она, понимая, что Илья е в силах переродиться, отказаться от идеала ленивого и бесцельного существования.
Обломов все глубже и глубже погружается в трясину бездеятельности, и хотя сам он осознает это, но не пытается противодействовать этому: слишком похожа его жизнь в доме Пшеницыной на его детские мечты. “Что ты хочешь делать со мной? С тем миром, куда ты влечешь меня, я распался навсегда; ты не спаяешь, не составишь две разорванные половины. Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть”, – возражает Обломов Штольцу, явившемуся, чтобы снова попробовать расшевелить его.
Завершается роман следующими словами:
“-Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. Что это такое?
– Сейчас расскажу тебе: дай собраться с мыслями и памятью. А ты запиши: может быть, кому пригодится.
И он рассказал ему, что здесь написано”.

Во многом жизнь Ильи Ильича Обломова символически представляет собой жизнь многих людей в России. Конечно, кто-то может возразить и сказать, что большинству людей приходится работать и много стараться для того чтобы иметь элементарные средства к существованию. Тем не менее, мне хочется сказать не об этом, речь о более глобальном понимании фигуры Обломова.

Также как многие люди, он практически всегда живет в собственных грезах, стремится создать спокойную и размеренную жизнь, которая станет своеобразной спокойной идиллией, без каких-либо волнений. Даже не хотелось бы здесь рассматривать антитезу российское-западное Обломов-Штольц.

Только при этом не многие ясно осознают тот факт, что не бывает, говоря метафорически, возвышенных чувств на сытый желудок и трепетных переживаний не возникает, если не рискуешь всем, не отдаешь всего себя делу, чувству, кому-то.. Этот факт становится для Обломова понятным в период общения с Ильинской, он начинает держать себя в строгой дисциплине и совершает настоящие поступки, которые характеризуют его как человека способного не только мечтать, но и действовать. Тем не менее, в итоге Обломов не выдерживает нагрузки, он не может принять ту своеобразную благость, которую несет в себе Ильинская.

Побеждает в итоге желудок и тяга к комфорту, древняя нега, которая тянется за Обломовым из детства. Эта нега появляется в лице Пшенициной, с которой он практически доживает свой век. Конечно, такую жизнь тоже возможно назвать в какой-то степени счастливой, многие бы радовались подобному стечению обстоятельств, но в этом и заключается трагичность подобного выбора, иногда человек принимает собственную ловушку за благость, а от настоящей благости бежит, не в силах принять нечто действительно ценное.

Поэтому, на мой взгляд, жизнь Обломова является именно трагедией, ситуацией ужасного выбора, сворачивания на путь слабости (не в смысле антитезы со Штольцом и тому, что он олицетворяет силу и деятельность, но просто слабости перед самим собой и миром).

2 вариант

Повествование романа начинается описанием комнаты Ильи Ильича. Обстановка комнаты соответствует стандартам интерьера 19-го века. Однако, главный герой вовсе не следит за своей квартирой, так как вся его мебель покрыта пылью и паутиной, а так же полностью пустует. Виной всему этому является лень Обломова, ведь всё что он делает целыми днями, так это лежит на диване и думает о своих несчастьях, переезд, который ему предстоит, и неурожай на его землях очень тревожат Илью. В то же время он пытается строить планы на будущее в Обломовке. Казалось бы, в чём его проблема? Живёт спокойно, никого не трогает. Но проблема в том, что так и проходит вся его жизнь, медленно, но уверенно.

Но внезапно, в жизнь Обломова врывается любовь, которая вскружила ему голову и благодаря ей герой вернулся к нормальному образу жизни, переборов свою лень и поднявшись с дивана. Всеми своими силами Илья Ильич пытался угодить Ольге, чтобы завоевать её сердце. Но вскоре, Обломову надоело это всё, так как это была не настоящая любовь, и они расстались. Время шло, и у героя появилась новая женщина, которую звали Агафья Пшеницына. Новая жизнь с Пшеницыной была скудна и однообразна, но это ничуть не отталкивало Обломова, а наоборот, только притягивало. Именно эта женщина вернула ему идиллию, о которой он мечтал со своим другом Штольцем, в детских беседах. Илья Ильич снова вернулся в свой привычный для себя быт. Его перестало интересовать всё, что выходит за пределы его комнаты. Семейная жизнь снова превратила Обломова в ленивого человека. Единственными его заботами были вкусная трапеза и времяпровождение с его сыном.

Также читают:

Картинка к сочинению Жизнь Обломова

Популярные сегодня темы

Каждое время года прекрасно по-своему. Я много раз замечал, что зима кажется особенно долгой. Люди мерзнут и прячутся по домам, природа засыпает, и городу не хватает движения.

(406 слов) Илья Ильич Обломов – главный герой романа Гончарова – вполне реальный человек, принимающий непростые решения, сталкивающийся с различными трудностями, обладающий, как и любой из нас, противоречивым характером. Тем не менее, несмотря на осязаемую правдоподобность повествования, жизнь Ильи Ильича показательна; она представляет собой некий типизированный образ, практически символ.

Будни героя, его повседневность в тот период жизни, который застает читатель, окутаны паутиной скуки и мертвенной ленью. Обломов, давно выросший из своей детской мечты, отчаянно пытается вместить свое существование в изношенный идеал давно минувших лет. Квартира героя совсем не похожа на родной дом в Обломовке, а сам Илья Ильич давно не ребенок.

Реальная, действительная жизнь героя тускнеет день ото дня: герой не выходит из комнаты, постоянно спит, грезя о лучшей жизни, о прошлом в своих снах; квартира Обломова запущена, мебель в пыли. Слуга Захар постоянно перечит Илье Ильичу, ругает и воспитывает его. Олицетворением всего быта героя, его жизни становится старый, заношенный халат, бессменно служащий своему хозяину.

Однако любви не было предназначено окончательно изменить к лучшему жизнь Обломова; сила инерции, привычки оказывается сильнее. Герой женится на Пшеницыной, простой и доброй женщине, рачительной хозяйке, ставшей для Обломова новой матерью. Она не меняет привычек Ильи Ильича, а наоборот укореняет привычный быт, еще больше усыпляя своего мужа и успокаивая его тревожный внутренний голос.

Жизнь героя обрывается так же тихо, как день за днем проходила до его смерти. Судьба Ильи Ильича Обломова в глазах Гончарова явилась отражением тех вечных конфликтов, которые объединились временем и историей, а также волей автора в человеческой личности персонажа книги.

Могла ли жизнь Ильи Ильича сложиться иначе? Да, конечно, это возможно. Ведь Обломов — все-таки свободная личность, обладающая возможностью волевого решения и выбора. Однако как герой романа, как типизированный образ русского дворянина, отставшего от своего времени, потерявшегося в нем и спрятавшегося в своих грезах и снах от проблем и вызовов реального мира, Обломов становится символом неизбежного провала всей жизненной программы обломовщины, ее безысходности и ограниченности.

Автор: Екатерина Озаровская

Автор: Самый Зелёный · Published 28.03.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 20.04.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 22.12.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Определение смысла жизни героев

Обломов и Штольц соотносятся как рефлексирующий персонаж исконно русского типа и действующий персонаж нового, европейского типа. Однако, если Илье Ильичу не хватает энергии и воли, чтобы начать воплощать мечты в жизнь, то Штольцу не хватает воображения, чтобы понять, для чего он трудится, найти высшую и далекую цель.

Жизненный идеал героя

Обломов видит во сне свою ушедшую в прошлое жизнь в родной деревне, где ничего необычного не происходит, и всё абсолютно спокойно и безмятежно. День ото дня ничем не отличается.

Интересы жителей можно кратко описать так:


Жизнь течёт, без каких-либо стрессовых событий, за исключением смены времён года никаких различий между разными периодами жизни не наблюдается.

Никакие земные дела не имеют значения для жителей Обломовки. Таким же, как и окружающие стал и Илья Ильич. Этот сон мог быть бесконечным, если бы не был прерван появлением Андрея Ивановича Штольца. Странно, что такие люди смогли стать друзьями. Ведь Штольц и Обломов противоположны по характеру.

Любовь к Ильинской, жизненные трудности, переезд в другой город, прибытие друзей, которые пытались его чем-то увлечь — ничто не могло надолго изменить жизнь Обломова. Потому что принципы, стремление к незыблемости которых перевешивает всё остальное, неизменны:

  • Максимальный комфорт.
  • Спокойствие.
  • Отсутствие забот и страданий стремление к их незыблемости перевешивает всё остальное.

Ольга была не единственной женщиной в жизни Обломова. Впоследствии он женился на Агафье Пшеницыной. Она была доброй и заботливой. Жизнь с ней стала реализацией иллюзий об умиротворённости и покое, которых мечтал достичь Обломов. В результате он достиг полного отрешения от мира, что и было его главной целью.

Таким образом, жизнь героя представляла собой лишь череду бессмысленных событий, он не сделал ничего полезного. Сына его отдали на воспитание Штольцу.

Штольц и Обломовка

Историко-философский смысл романа Обломов

Роман Гончарова “Обломов” – знаковое произведение, написанное в период быстрых, глобальных изменений российского общества, противостояния двух центральных направлений – западников и славянофилов. Западники поддерживали идею общества как инструмента для самореализации индивида, веру во всесилие прогресса и разума, пропагандировали важность свободы личности и общечеловеческого достоинства. Славянофилы же придерживались идей о самобытности и самостоятельном пути развития российского общества, считая главной задачей возвращение

в “старое, самобытное состояние”.

Путем сравнения этих двух течений на примерах главных героев – Обломова и Штольца – перед читателями раскрывается глубокий философский смысл романа “Обломов”.

Определение смысла жизни героев

Обломов предстает перед читателями ленивым, апатичным, безинициативным человеком-мечтателем с добрым, уступчивым характером. Для него основным смыслом жизни является некая далекая мифичная Обломовка – его родная деревня, по сути рай на земле, которую он в своих воспоминаниях идеализирует и придумывает по-своему. Илья Ильич – классический русский

персонаж с соответствующей ментальностью – знакомый всем Иван Дурак из народных сказок, которые так любил Обломов в детстве.

Как и персонаж сказки, он лежит на “печи” и ждет чуда, которое не случается, ведь живет он в реальной жизни – этим Обломов отличается от Штольца, для которого основным в жизни является труд ради самого труда, то есть постоянного действия.

Обломов и Штольц соотносятся как рефлексирующий персонаж исконно русского типа и действующий персонаж нового, европейского типа. Однако, если Илье Ильичу не хватает энергии и воли, чтобы начать воплощать мечты в жизнь, то Штольцу не хватает воображения, чтобы понять, для чего он трудится, найти высшую и далекую цель.

Штольц и Обломовка

Примечательно, что в конце произведения Штольц находит семейный покой в своем поместье, живя там с женой и детьми – то есть, по сути, погружается в “обломовщину”, которую осуждал в Обломове. Видимо, причиной тому стали русские корни Андрея Ивановича, перевесившие энергию и практичность немецкой, трудовой ментальности, которую он перенял от отца. Кроме того, косвенным смыслом жизни Штольца тоже была Обломовка – он регулярно высылал Обломову денег, занимался решением вопросов с поместьем, даже в конце звал Захара к себе.

Штольцу всю жизнь не хватало этих ментально-русских ценностей, но он был слишком практичным человеком, чтобы понять, к чему всю жизнь неосознанно стремился – ведь только в гостях Обломова он находил нужный ему душевный покой.

Заключение

Обломовка как мифическое место становится центром идеалов жизни не только российского мещанства, а русского человека в целом – спокойная, не требующая напряжения и активных действий жизнь, красивая природа и идиллия в семье являются основой его благополучного бытия. Полный и резкий отрыв человека от привычных идеалов ведет к внутренней пустоте и грусти, как это видно на примере замужней Ольги Ильинской.

Историко-философский смысл романа “Обломов” заключается в раскрытии явления “обломовки” как элемента русской ментальности и традиции, ее влияния на судьбы и личности героев. Автор показывает, что рефлексия ради рефлексии, как и труд ради труда, пагубны для человека потерей чего-то важного, отрывом от реальности либо от собственных корней, неполным проживанием собственной жизни. Гончаров акцентирует внимание на необходимости поиска баланса между европейскими прогрессивными взглядами и традиционной русской “обломовщиной” – только так возможно формирование новой, всесторонне развитой, духовной личности.

В чем историко философский смысл романа обломов?

Живые характеры людей, а также конфликты между ними здесь прямо возводятся к мифологическим основам, как русским, национальным, так и библейским, общечеловеческим. Бабушка – это и женщина 40-60-х годов, но одновременно и патриархальная Россия с ее устойчивыми, веками выстраданными нравственными ценностями, едиными и для дворянского поместья, и для крестьянской избы. Вера – это и эмансипированная девушка 40-60-х годов с независимым характером и гордым бунтом против авторитета бабушки. Но это и молодая Россия во все эпохи и все времена с ее свободолюбием и бунтом, с ее доведением всего до последней, крайней черты. А за любовной драмой Веры с Марком встают древние сказания о блудном сыне и падшей дочери. В характере же Волохова ярко выражено анархическое, буслаевское начало. Марк, подносящий Вере яблоко из “райского”, бабушкиного сада – намек на дьявольское искушение библейских героев Адама и Еьы. И когда Райский хочет вдохнуть жизнь (*39) и страсть в прекрасную внешне, но холодную как статуя кузину Софью Беловодову, в сознании читателя воскрешается античная легенда о скульпторе Пигмалионе и ожившей из мрамора прекрасной Галатее. В первой части романа мы застаем Райского в Петербурге. Столичная жизнь как соблазн представала перед героями и в “Обыкновенной истории”, и в “Обломове”. Но теперь Гончаров не обольщается ею: деловому, бюрократическому Петербургу он решительно противопоставляет русскую провинцию. Если раньше писатель искал признаки общественного пробуждения в энергичных, деловых героях русской столицы, то теперь он рисует их ироническими красками. Друг Райского, столичный чиновник Аянов – ограниченный человек. Духовный горизонт его определен взглядами сегодняшнего начальника, убеждения которого меняются в зависимости от обстоятельств. Попытки Райского разбудить живого человека в его кузине Софье Беловодовой обречены на полное поражение. Она способна пробудиться на мгновение, но образ жизни ее не меняется. В итоге Софья так и остается холодной статуей, а Райский выглядит как неудачник Пигмалион. Расставшись с Петербургом, он бежит в провинцию, в усадьбу своей бабушки Малиновку, но с целью только отдохнуть. Он не надеется найти здесь бурные страсти и сильные характеры. Убежденный в преимуществах столичной жизни, Райский ждет в Малиновке идиллию с курами и петухами и как будто получает ее. Первым впечатлением Райского является его кузина Марфинька, кормящая голубей и кур. Но внешние впечатления оказываются обманчивыми. Не столичная, а провинциальная жизнь открывает перед Райским свою неисчерпаемую, неизведанную глубину. Он по очереди знакомится с обитателями российского “захолустья”, и каждое знакомство превращается в приятную неожиданность. Под корой дворянских предрассудков бабушки Райский открывает мудрый и здравый народный смысл. А его влюбленность в Марфиньку далека от головного увлечения Софьей Беловодовой. В Софье он ценил лишь собственные воспитательные способности, Марфинька же увлекает Райского другим. С нею он совершенно забывает о себе, тянется к неизведанному совершенству. Марфинька – это полевой цветок, выросший на почве патриархального русского быта: “Нет, нет, я здешняя, я вся вот из этого песочку, из этой травки! Не хочу никуда!” Потом внимание Райского переключается на черногла-(*40)зую дикарку Веру, девушку умную, начитанную, живущую своим умом и волей. Ее не пугает обрыв рядом с усадьбой и связанные с ним народные поверья. Черноглазая, своенравная Вера – загадка для дилетанта в жизни и в искусстве Райского, который преследует героиню на каждом шагу, пытаясь ее разгадать. И тут на сцену выступает друг загадочной Веры, современный отрицатель-нигилист Марк Волохов. Все его поведение – дерзкий вызов принятым условностям, обычаям, узаконенным людьми формам жизни. Если принято входить в дверь – Марк влезает в окно. Если все охраняют право собственности – Марк спокойно, среди бела дня таскает яблоки из сада Бережковой. Если люди берегут книги – Марк имеет привычку вырывать прочитанную страницу и употреблять ее на раскуривание сигары. Если обыватели разводят кур и петухов, овец и свиней и прочую полезную скотину, то Марк выращивает страшных бульдогов, надеясь в будущем затравить ими полицмейстера. Вызывающа в романе и внешность Марка: открытое и дерзкое лицо, смелый взгляд серых глаз. Даже руки у него длинные, большие и цепкие, и он любит сидеть неподвижно, поджав ноги и собравшись в комок, сохраняя свойственную хищникам зоркость и чуткость, словно бы готовясь к прыжку. Но е сть в выходках Марка какая-то бравада, за которой скрываются неприкаянность и беззащитность, уязвленное самолюбие. “Дела у нас русских нет, а есть мираж дела”,- звучит в романе знаменательная фраза Марка. Причем она настолько всеобъемлюща и универсальна, что ее можно адресовать и чиновнику Аянову, и Райскому, и самому Марку Волохову. Чуткая Вера откликается на волоховский протест именно потому, что под ним чувствуется трепетная и незащищенная душа. Революционеры-нигилисты, в глазах писателя, дают России необходимый толчок, потрясающий сонную Обломовку до основания. Может быть, России суждено переболеть и революцией, но именно переболеть: творческого, нравственного, созидательного начала в ней Гончаров не принимает и не обнаруживает. Волохов способен пробудить в Вере только страсть, в порыве которой она решается на безрассудный поступок. Гончаров и любуется взлетом страстей, и опасается губительных “обрывов”. Заблуждения страстей неизбежны, но не они определяют движение глубинного русла жизни. Страсти – это бурные завихрения над спокойной глубиною медлен-(*41)но текущих вод. Для глубоких натур эти вихри страстей и “обрывы” – лишь этап, лишь болезненный перехлест на пути к вожделенной гармонии.

Вариант урока 5. Историко-философский смысл

рассмотреть роман в историко-философском аспекте; выявить особенности русского национального характера.

Читайте также: