История отечества в музыкальных памятниках сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Путешествуя по дорогам смоленщины , мы увидели пронзительный памятник, мимо которого не смогли проехать: в небо взлетают журавли, выкованные из железа, оставшегося на полях со времён Великой Отечественной войны. Птиц жжет огонь страшной войны, унесшей неисчислимое количество человеческих жизней и разоривший дотла Смоленский край. Этот памятник, один из многих, которые появились благодаря песне Расула Гамзатова и Яна Френкеля "Журавли" . История появления этой песни - очень интересная, но об этом - ниже.

Находится этот памятник на территории мемориала "Поле памяти" . Мемориал очень лаконичен по своей сути: на фоне черных противотанковых "ежей" выделяется одинокая белая печь - всё что осталось от сгоревшего в войну дома.

21 сентября 1943 года район в результате ожесточённых боёв Демидовский район был целиком освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

В честь героических защитников района на поле сражения устроен этот мемориальный комплекс.

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то
А превратились в белых журавлей.

Эти слова Расул Гамзатов написал через 20 лет после окончания Великой Отечественной войны. В 1965 году дагестанского поэта пригласили в Японию на двадцатую годовщину атомной бомбардировки в Хиросиме. Там ему рассказали историю про больную японскую девочку Садако Сасаки, страдавшую от лейкемии. Она делала бумажных журавликов оригами, стараясь смастерить тысячу фигурок и веря, что они смогут ее спасти. Но она не успела.

Домой Гамзатов вернулся под впечатлением. К тому же в пути он получил телеграмму – в родном селе умерла его мать. Уже на родине он написал стихи, которые потом стали песней. Первоначально они были написаны на аварском языке. На русский их перевел друг Расула Гамзатова Наум Гребнев.

После того как песня ушла в народ, памятники с улетающими в небо журавлями стали появляться в больших и маленьких городах. Десятки монументов по всей стране и миру. Сотрудники дагестанского мемориального музея Расула Гамзатова нашли 157 памятников , лейтмотивом которых является песенная тематика.

Есть такой памятник и в нашем родном Санкт-Петербурге и в области: в Кингисеппе, в Репино и в Синявино.

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА КАК НАУКА.

Задачи изучения истории туризма и гостеприимства. Основные понятия и термины. Периодизация истории туризма и гостеприимства.

РАЗДЕЛ 3. ГЕОГРАФИЯ ДРЕВНИХ ПУТЕШЕСТВИЙ. Шумерские путешественники. Путешествия древних египтян. Финикийские путешественники. Древнейшие средства передвижения. Торговые пути. Значение древних дорог.

РАЗДЕЛ 4. ЦЕЛИ ПУТЕШЕСТВИЙ В ДРЕВНИХ КУЛЬТУРАХ.

Путешествия – источник знаний. Карты и путеводители древности. Культурный туризм древности. У истоков спортивного туризма. Курорты Древнего мира.

РАЗДЕЛ 5. ГОСТЕПРИИМСТВО И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ДРЕВНИХ КУЛЬТУРАХ. У истоков системы гостеприимства. Бани в Древней Греции и Риме. Праздники и зрелища античности.

РАЗДЕЛ 6. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА. Паломничество в мировых религиях. Арабские путешественники и паломники. Древнерусские торговые пути. Гостеприимство славян. Средневековые университеты: странствующие школяры. Купцы-путешественники.

РАЗДЕЛ 7. ЭПОХА ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ.

РАЗДЕЛ 8. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ. У истоков туризма в России. Становление экскурсионного туризма. Становление советского туризма. Туризм и гостеприимство в послевоенный период. Развитие иностранного туризма в послевоенный период. Состояние национального туризма в переходный период. Туристский бизнес в современной России.

РАЗДЕЛ 9. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ХХ в. Послевоенное время. География современного международного туризма. Путеводители для современного туриста. Перспективы развития современного туризма.

РАЗДЕЛ 10. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА. Значение геополитической обстановки для формирования туристских потоков. Экология современного туризма. Культурный туризм в современности. Профессиональное образование в сфере туризма. Положение туристской индустрии в начале ХХI в.

РАЗДЕЛ 11. ТУРИСТСКИЕ ФОРМАЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТЬ В ТУРИЗМЕ. Понятие и содержание туристских формальностей. Всемирная туристская организация. Правовой режим и международное право. Визовые правила. Санитарно-эпидемиологические правила в международных путешествиях. Ввоз и вывоз культурных ценностей, животных. Безопасность международного туризма.

Вавилова Е.В. Основы международного туризма.- М.: ГАРДАРИКИ, 2005.

Власова М.В. Турист. Багаж полезных знаний в дорогу.- М.: ЭКСМО, 2007.

Воскресенский В.Ю. Международный туризм.- М.: ЮНИТИ, 2006.

Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства.- М.: Торговый дом ГРАНД, 2004.

Косолапов А.Б. Туристское страноведение. Европа и Азия.- М.: КНОРУС, 2006.

Курноскина О.Г. Турпоездка. Как обеспечить безопасный отдых. Образцы документов.- М.:ЮРАЙТ, 2005.

Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме.- М.: ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 2004.

Фихтингер Х., Штерценбах Г. Правила хорошего тона. Как вести себя во время пребывания за границей.- М.: ОМЕГА-Л, 2006.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА В МУЗЫКАЛЬНЫХ

Цехоцкая Татьяна Викторовна, учитель музыки и МХК

Мировая художественная культура является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Курс нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи. Даёт возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социокультурные доминанты эпохи, её основные художественные цели.

Особенностью курса является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств и мотивации, необходимых для успешного продолжения учения в высшей школе.

Программы предусматривают виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры.

Углублённое изучение курса связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на гуманитарные факультеты высших учебных заведений, а также является частью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. Особенно важным представляется формирование целостной интегративной модели гуманитарного образования.

Формы занятий - беседы, дискуссии, экскурсии, уроки-концерты. Формы подведения итогов по каждой теме - рефераты, исследовательские работы, выступления отдельных учащихся на классных часах и уроках МХК.

Программа рассчитана для учащихся 10-11 классов на 2 года обучения – по 34 часа в год.

- восприятие художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России;

- развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

- освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений;

- овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

- использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

- выявить знания учащихся, связанные с пониманием взаимосвязи музыкальной культуры с общечеловеческими проблемами;

- выявить умения аргументировать самостоятельные суждения о музыке и стилевых особенностях творчества композиторов, их функциях и социальной значимости.

Рояль из цветов

Первого октября во всем мире отмечают Международный День музыки. От всей души поздравляю всех, чья жизнь связана с музыкой!

В путешествиях я встречаю немало памятников и скульптурных композиций, посвященных музыке, музыкантам, инструментам. И сегодня прекрасный повод собрать эти снимки под одной крышей.

Небольшое пояснение

Разумеется, сейчас все фотографии можно найти в Интернете в свободном доступе. Однако я включила в очерк лишь свои снимки. Это места, в которых я была и которые видела собственными глазами. Для удобства сгруппировала фотографии по темам и сделала краткие пояснения.

Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном размере

Памятники композиторам

Вена, Парк композиторов. Помню, что там несколько композиций. Но у меня почему-то одна-единственная фотография: Иоганн Штраус.

Памятник Иоганну Штраусу в Вене

Вот два памятника, которые находятся в Челябинске. Композиторов узнать несложно. На фото слева это С.В.Прокофьев, а справа – М.И.Глинка.

С.В.Прокофьев

М.И.Глинка

Памятник П.И.Чайковскому в Клину, рядом с домом-музеем композитора. Мне посчастливилось там побывать летом 2016 года.

П.И.Чайковский

Памятник П.И.Чайковскому в Гомеле. Обратите, внимание, какой красивый цветочный рояль стоит за монументом.

Памятник П.И.Чайковскому

И еще один памятник композитору в Гомеле у входа в музыкальную школу.

Музыкальная школа

Памятник С.В. Рахманинову в Великом Новгороде. Рядом с монументом установлены динамики, через которые транслируются музыкальные произведения композитора.

С.В.Рахманинов

С этого ракурса памятник мне почему-то нравится больше.

С.В.Рахманинов

У нас во Владимире тоже есть памятники композиторам — П.И.Чайковскому и С.И.Танееву.

П.И.Чайковский

С.И.Танеев

Ограда из нот

Музыкальная скамейка Михаила Огинского в Минске. Она установлена в так называемом Верхнем городе, рядом с кафедральным собором.

Скамейка Огинского

Скамейка Огинского

С этой мелодией у нас в семье связана одна интересная история. О ней можно почитать в интервью с моим папой Труновым Анатолием Григорьевичем.

Памятники исполнителям

В.С.Высоцкий

Александр Розенбаум

Вот еще две интересных скульптуры. На фото слева — памятник Михаилу Кругу в Твери. А справа – британский певец Фредди Меркьюри. Этот монумент установлен на площади Евровидения в швейцарском городке Монтре.

В.Мулявин


Памятники литературным героям, связанным с музыкой

На фото слева – памятник новгородскому купцу и гусляру Садко. А справа – целая скульптурная композиция: богатырь Пересвет и сказитель Боян в Брянске на Покровской горе.

Садко
Пересвет и Боян



Памятник И.А.Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга.

Памятник И.А.Крылову

Квартет

Часто в городах встречаются необычные композиции, связанные с музыкой.

Фонарь с саксофоном
Фонарь с виолончелью

А здесь уже звучат барабан и гармошка.

Фонарь с барабаном

Фонарь с гармошкой

В Минске встретила вот такую рок-скамейку (фото слева).

А ещё временами вижу в городах музыкальные инструменты, выложенные из цветов. Прошлым летом у нас во Владимире на Театральной площади стоял элегантный контрабас.



Контрабас

Мне посчастливилось повидать несколько цветочных роялей. Вот этим инструментом я любовалась во Франции, в Реймсе.

Рояль в Реймсе

Эту композицию мы с коллегой встретили летом 2019 года в Санкт-Петербурге, в сквере у Адмиралтейства.

Рояль из цветов

Этот рояль установлен у нас во Владимире в сквере имени П.И.Чайковского.

Рояль во Владимире

А вот такой элегантный рояль мне довелось увидеть в Тобольске.

Рояль в Тобольске

Композиция из песка

Инструменты из песка

Пианино

Не могу вспомнить, в каком городе видела скамейки в виде клавиш пианино. Пересмотрела все фотографии — никак не отыщу. Точно знаю, что видела, но не могу вспомнить, где именно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект был выполнен учениками 4а класса к 70-летию Победы. Проект посвящен военным песням, их классификации. Ученики знакомились в историей создания песен, делали иллюстрации к ним, проводили анкетирование среди учащихся школы. Данный проект стал победителем в муниципальном конкурсе проектов по предмету "Музыка".

Классификация военной песни…………………………………………….…… .. …….6

Военная песня как часть музыкальной культуры школьников..…………. ….… .…..7

Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в отечественном музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, разные по своей манере, они наполняли жизнь людей, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателем как памятники истории, овеянные романтикой эстетического воздействия, трогают сердца величием подвига.

Военная песня всегда была явлением, консолидирующим, объединяющим нацию и в этом ее огромная сила. Но, помимо этого, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это важнейшие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности. Следовательно, изучение и сохранение военной песни является важнейшей проблемой современности. Актуальность проблемы усиливается потенциальной возможностью, заложенной в военной песне, к предотвращению личностного распада, к формированию чувства сопричастности к огромному историческому пласту предшествующих поколений, к разделенности исторической судьбы с предшествующими поколениями.

Объектом исследования является военная песня как особый вид музыкально - поэтического творчества.

Предмет исследования - значение военной песни в музыкальной культуре современного школьника.

Цель работы - исследование военной песни как особого вида музыкально - поэтического творчества и выявление ее значения в музыкальной культуре современного школьника.

Для достижения цели предлагается решить следующие задачи:

проанализировать военную песню как особый вид музыкально - поэтического творчества;

провести классификацию военной песни;

выявить значимость военной песни в музыкальной культуре современного школьника.

В качестве методов исследования использовались: исторический метод, предполагающий исследование возникновения военной песни, в результате чего получены дополнительные знания об изучаемом объекте; анализ литературных источников, в том числе первоисточников (литературных и музыкальных текстов военных песен); беседы и интервью с членами семей школьников о бытовании военной песни; анкетирование учащихся школы для выявления популярности военной песни среди школьников разного возраста.

Глава 1. Понятие военной песни

В данном исследовании мы будем говорить о музыкальных произведениях, которые написаны в песенном жанре и отражают жизненные впечатления на фоне событий Великой отечественной войны, имевшие распространение во время военных событий и оказавшие влияние на духовную жизнь как армии, так и гражданского населения.

«Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella). Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом. [6]

История военной песни неотделима от истории государства. Анализ текстов песен различных периодов войны, показал, что содержание их менялось вместе с исторической ситуацией в стране. В них отражены все события, происходящие в Отечестве: ожидание войны, начало войны, поражение, победа и т. д. В песнях довоенного периода чаще звучит призыв к объединению перед лицом опасности и уверенность в победе, в них говорится о прославлении нашей Отчизны и гордости за нашу армию, наш народ. Люди еще живут мирной жизнью и не испытывают страха перед войной, зато сильна уверенность в непобедимости. Основное отличие песен, созданных в первые годы после окончания войны, состоит в том, что в них больше позитивных эмоций: радость победы, возвращение домой, встречи с близкими людьми, да и просто счастье, что жив. К этому необходимо добавить грусть от расставания с боевыми друзьями, со многими из которых прожито немало тяжелых дней.

«…Они написаны в разное время – не только в дни войны, но и до нее и после победы, - но рассказывают об одном - о высокой судьбе поколения, юность которого прошла в огне сражений. Война для этого поколения была самым трудным испытанием, которое юноши сорок первого года с честью выдержали. Для целого поколения поэтов война против фашистских захватчиков стала высшим мерилом верности и самоотверженности, честности и благородства, мужества и бесстрашия. [5, 5]

Глава 2. Классификация военной песни

При знакомстве с военными песнями обращает на себя внимание огромное разнообразие песенных произведений, а, следовательно, встает вопрос классификации. К сожалению, в настоящее время нет устоявшейся жанровой классификации военной песни. Сделать это достаточно сложно в силу многообразия самого жанра. С одной стороны, классифицировать военную песню только как музыкальный жанр нельзя, поскольку в ней не малую роль играют и поэтические тексты, и события, которые послужили основой для создания песни. Следовательно, в основу классификации военной песни должны быть положены разные признаки (музыкальный жанр, содержание поэтического текста, время создания и другие). Нам представляется достаточно правомерной следующие типы классификации военной песни: 1. Классификация по содержанию поэтического текста (Таблица №1, Приложение 1), 2. Жанровая классификация (Таблица №2, Приложение 1), 3. Классификация по времени создания (Таблица №3, Приложение 1)

Военная песня - безусловное достояние каждой нации. В настоящее время именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня вполне способна стать стержнем в духовном обновлении нации, в ее духовном оздоровлении.

В преддверии празднования 70-летия Великой Победы ученики 4А класса заинтересовались не только событиями Великой Отечественной войны, но и музыкой, сопровождавшей эти события. Выяснилось, что четвероклассники знают мало военных песен, поэтому знакомство с ними, анализ текстов и музыкальных жанров привел к идее создания рукотворного сборника, куда вошли бы разные военные песни.

Глава 3. Военная песня как часть музыкальной культуры школьников

Проведенный опрос показал, что школьники назвали 23 наименования военных песен, среди них были военные песни различного содержания, которые относятся к разным эпохам и музыкальным жанрам. (Таблица №1, Приложение 2)

Из анализа следует, что необходимо знакомить школьников с военными песнями, историей их создания, авторами (поэтами и композиторами), исполнителями прошлого и настоящего. Поскольку в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны, поэтому она может помочь школьникам наиболее глубоко осмыслить проблемы жизни и смерти, дружбы и предательства, победы и потери, любви и ненависти.

Разные по жанрам, содержанию и времени создания, но глубокие по замыслу, страстные своей проникновенностью, обладающие большой силой художественного обобщения песни огненных лет подняли песенное искусство на новую ступень.

«Для песни не существует ни времени, ни расстояний, и поэтому она:

То в сердце твое застучит горячо,

То ласково тронет тебя за плечо,

То горе разделит с тобой,

Теплом из далекого дома пахнет

И силу в солдатскую душу вольет,

На подвиг ведя боевой…. (Л. Ошанин)

От самых первых военных залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали эти песни в боевом солдатском строю. [2, 3]

Практическая значимость работы состоит в том, что приведенный в ней материал, ее выводы и наблюдения могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы военно - песенной культуры, а также найти применение на школьных уроках по истории культуры, музыки, истории искусства.

Следующие вопросы, требующие дальнейшего рассмотрения, связаны с выявлением основных особенностей воздействия военной песни на личность, а через нее и на духовную жизнь общества.

Бирюков Ю.Е., Всегда на страже: Рассказы о песнях: Книга для учащихся 5-8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1988. – 283с.

Песни, опаленные войной: Сборник песен. Составитель Ю.Е. Бирюков. - М.: Военное издательство, 1984. – 235с.

Рождественский Р. Разговор пойдет о песне. М., 1976. С. 6.

Советские композиторы – фронту. Составитель Г.А. Поляновский. – М.: Советский композитор, 1989. – 86с.

Строки, добытые в боях: Поэзия военного поколения. Составитель Л. И. Лазарев. – М.: Детская литература, 1973. - 302с.

Песни стойкости и наступлении

Песни гнева и мужества

Песни о подвигах и героях

Песни о фронтовой дружбе

Провожальные и прощальные

О девушках и женщинах

Читайте также: