История императора иракла сочинение епископа себеоса

Обновлено: 04.07.2024

Армянские источники о таджиках (к вопросу об этногенезе).
Агатангелос " История Армении"
Он [Хосрав] собрал огромное войско, составил полки и созвал ту же и даже большую, чем прежде, армию. И стал совершать набеги в сторону Асорестана, тем более, что и войска тачиков помогали и, разоряя всю страну, каждый, [овеянный] славой храбрости, возвращался к себе. Так в течение одиннадцати лет, постоянно разоряя, они опустошали все те пределы страны, которая находилась под господством и под властью персов. стр. 15

Немало битв он (Трдат) провел в краях Тачикских, там, за Евфратом, где однажды вышел с поля битвы с тяжело раненным конем. При оружии, взвалив себе на спину коня, он вплавь пересек реку Евфрат. И вот, будучи столь могуч и крепок, он по воле Божьей был побежден какой-то девой. стр. 55

Сердце мое с ней (Рипсимэ), и я ее никогда не забуду, пока я, царь Трдат, жив. Я хорошо знаю страны греков и римлян и наш парфянский край, ибо это наша исконная родина, а также Асорестан, Тачкастан и Атрпатакан. Стр. 55

МОВСЕС ХОРЕНАЦИ "Истории Армении"2

Воцарился Кар вместе с сыновьями Карином и Нумерианом3. Собрав войско, он дал сражение Арташиру и, победив его, вернулся в Рим. Поэтому Арташир, призвав на помощь многие народы и обратив в свою опору пустыню Тачкастана4, вновь дал два сражения - на этой и на той стороне Евфрата, после чего Кар был убит в Риноне5. То же случилось с Карином, который двинулся на Корнака6 в пустыню, - а с ним был и Трдат, - и погиб вместе с войском, остатки которого обратились в бегство.стр.140

"История императора Иракла" Сочинение епископа Себеоса, писателя VII века 7

Тогда Аршак воцарил Аршака Младшего, сына своего, над Армениею, в городе Мцбине; подчинил ему Аруастан на пределах Таджиков и Сирии и Кападокию при Киликии, до берегов великого западного моря; к северу до великой горы Кавказа, который простирается на восток, и идет по границе укрепленной страны Маров, достигает до горы Зараспа, и проходит по стране Нор-Ширак..стр11

Так как Хозрой при воцарении своем был еще отроком, то дяди его Вндо и Встам взяли его с собой, перешли великую реку Дглат по мосту, и перерезали канаты мостов. Прибыл Вахрам (в Ктезифон), завладел всем домом, сокровищами и женами царскими, и сел на престол царский. Он приказал связать деревянные плоты, и перешел реку, чтобы схватить Хозроя; но тот от страха не мог остаться на месте. Они пустились в бегство, и на пути рассуждали, что лучше: идти к царю Таджиков или к государю греческому. Наконец почли за лучшее положиться на греческого царя, "ибо, говорили они, хотя существует между нами вражда, но все же они христиане и милостивы, и поклявшись раз, не изменяют клятве". Пройдя на запад по прямому пути, они достигли города Халаба, где и остановились.стр25

Открыв ворота города, они вышли к нему на встречу. Тогда он приказал им удалиться и успокоиться в своих жилищах. Они ушли и направили путь свой по пустыни в Тачкастан к сынам Исмаиля, и звали их к себе на помощь, доказывая им из св. писания свою единоплеменность. Хотя те верили в близкое родство их, но не могли убедить всей толпы потому, что богослужения их разнились друг от друга. (стр102)

Все это мы слышали от мужей, уведенных в плен Таджиками. Они, как очевидцы, сами рассказали нам все это.стр.106

Пошел на них Исмаил войной - чтоб истребить их совершенно. Но в то время, как они выступили в путь, обнял их холод и снег зимний, почему они поспешно отправились в Ассирию, не сотворив злодеяний в Армении. В это время князья армянские из участков греческих и таджикских - Амазасп и Мушег с другими князьями сошлись в одном месте и заключили между собою союз, чтоб не было между Господь с неба порывом страшного ветра; поднялся ветр - вихрь сильный.

Таджики между тем устремились на Греков, воевавших с крепостью Нахчавана, поразили их; одних истребили мечом, а других обратили в бегство. Бегством спасся Мавриан и бросился в Иверию. Войско исмаильское воротилось от преследования, осадило город Карин и билось с ним.стр. 131

Католикос Нерсес поехал с императором, как я выше упомянул, и отправился с ним в Константинополь. Его приняли там с почестью, дали ему имущество и отпустили на родину. На возвратном пути, он остановился в стране тайской и жил там до смерти (Теодороса) главы Рштуниев и до прекращения набегов Таджиков. По прошествии шестилетних гонений, католикос воротился на свое место, утвердился на престоле своем и спешил привести к окончанию построение церкви, которую он основал на площади города Вагаршапата.стр. 131

Те, которые подлежали переписи атрпатаканской, с тех пор, как прекратилось существование персидского государства и властвовало исмаильское, все те соединились с Армянами. Они захватили Мушега и всех князей, бывших с ним. Царь приказал отпустить всех князей, которых схватили, но Мушега призвал к себе. Послал Бог смуты в лагеря сынов Исмаиля; разодралось единодушие их; они восстали друг на друга и разделились на 4 части. Одна часть - в стране индийской; другая та, которая, владела Ассириею и севером; третья в странах египетских и тетальских; четвертая - в стране Таджиков, в месте, называемом Аскарон. Стр. 133

Стали воевать друг с другом и истреблять друг друга страшнойрезней. Те, которые были в странах Таджиков и Египте, убили царя своего, разграбили огромную казну его и посадили другого государя, а сами отправились восвояси. Моавия князь тех, которые были в Сирии, бывший вторым в царстве, видя происходившее, уговорил войска свои, пошел в пустыню, и убил того самого царя, которого те посадили. Он дал сражение войскам, бывшим в стране Таджиков, и нанес им страшное поражение.стр. 133

ГЕВОНД ИСТОРИЯ ХАЛИФОВ8

Когда до Армян дошло известие, что хищники погнались за ними, то они перешли Аракс, и расположились лагерем в селе Варданакерте; а войско иноплеменников поспешно шло за ними. Тогда отряд армянский вступил в переговоры с Таджиками: "Из-за чего, говорили они, вы преследуете нас? Чем мы провинились перед вами? Страна наша перед вами; вам уступаем свои жилища, виноградники, леса, огороды, и поля наши; для чего же вы хотите иметь и нас самих? Позвольте нам пройти за пределы наши.стр. 15.

Многие из вельмож исмаильских, чтоб спасти себя от великих опасностей, угрожавших им со стороны своих же соплеменников, и многие из родственников самого их законодателя, отделившись от своих, бежали в страну хорасанскую, и несколько времени скрывались там. После того, собрав войска хорасанские, они назначили над ними военачальниками Кагатба и Абумслима, опытного в астрологической науке. Соединившись между собою, (эти два полководца) умертвили наместника страны и, привлекши на свою сторону его войска и огромный сброд людей, угнетенных безмерным сбором податей, начали уже нападать на страны ассирийские. Войска Мервана, вышедшие к ним навстречу, не могли противустать этой толпе (ибо от Бога было распадение власти его). Из них многих умертвили, а других обратили в бегство полки Абдалаев , называемых детьми Гешма. Они перешли Тигр, и, покорив своей власти многие города, разбили все войска, которые посылал против них Мерван. Они овладели также главным лагерем Таджиков, Акогой и подчинили всех себе. Жители Акога и Басры увидя превосходство их сил, помогали им и пристали к войскам их. Это повергло Мервана в страшное беспокойство. Тогда он, открыв кладовые, где хранились сокровища царские, раздавал их войскам своим, и сам, вооружившись с сильным войском, выступил против них. Они встретились и в боевом порядке устремились друг на друга. Завязалась битва: много было раненых с обеих сторон, и бесчисленное множество трупов покрывало поля. Эта война продолжалась почти целый год. По исполнении шестилетнего правления Мервана, постигла его кара Божия за кровь своих единоплеменников, которую он пролил.стр. 57

Но войска Таджиков, вышедшие из Двина, делали набеги на близлежащие области и производили грабежи и кровопролития; как то: в селах Птгунк, Талин, Когб и во многих других местах, и повсюду усыпали землю трупами, побитыми их мечами.стр. 64.

АРИСТАКЭС ЛАСТИВЕРЦИ ПОВЕСТВОВАНИЕ ВАРДАПЕТА АРИСТАКЭСА ЛАСТИВЕРЦИ, О БЕДСТВИЯХ, ПРИНЕСЕННЫХ НАМ ИНОРОДНЫМИ ПЛЕМЕНАМИ9

И в скором времени она возвысила и воцарила Михаила, объявила его своим супругом, хотя его преступление стало всем известно. У Михаила было множество родственников и братьев , которым он передал важнейшие должности. Одного из братьев [он] сделал магистром, дал ему Фессалонику и вверил прению Болгарии и западной стороны . Другого брата назначил демесликосом, отправил в Антиохию Великую и поручил прению Тачкастана и южной стороны . Третьего брата, евнуха и монаха, которого звали Ортанорос, [он] оставил в царственном граде Константинополе, сделав его синклитосом и поручив ему прению и правовые документы дворца . стр. 43

КОНЕЦ ЦАРСТВОВАНИЯ МОНОМАХА

Так-то он прожил жизнь и скончался. Правил же он 13 лет и к чему-либо достойному доброй памяти причастным не оказался. А дочь императора Константина Феодора вступила во владение империей, словно то была ее собственная наследственная вотчина, так что никто не осмелился выступить против нее. Султан тачиков отправил к ней послов и составил грамоту следующего содержания: "Либо верни мне города и гавары, отторгнутые от тачиков твоими предками, либо ежедневно уплачивай по тысяче дахеканов". Она же послала ему белых коней и мулов, множество драгоценностей и порфировые одеяния 65. Султан, казалось, принял дары [с удовлетворением], но того, кто их доставил, удержал при себе и с ним же направился в Вавилонию. То был 504 год нашего счисления (8 марта 1055-7 марта 1056 г.).стр.89.

1.Агатангелоса " История Армении" Пер. с древнеарм., вступ. статья и комментарий К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. Ер, Наири, 2004. "История Армении" Агатангелоса - древнейший памятник армянской историографии, созданный в первой половине V века.

2. Мовсес Хоренаци, "История Армении". Пер. с древнеарм. языка, примечания Г. Саркисяна; Ред. С. Аревшатян.- Ер.: Айастан, 1990. Моисей Хоренаци родился ок. 410 и умер в 490 гг., крупнейший армянский средневековый историк.

3. Кар, Карин и Нумериан - римские императоры, правившие соответственно, в 282-283, 283-285 и 283-284 гг.

4. Пустыня Тачкастана - тачиками и Тачкастаном в армянской раннесредневековой литературе назывались арабы и их родина.

5. Император Кар был убит в 283 г. близ столицы Ирака Ктесифона.

6. Корнак - согласно данным армянского историка VII в. Себеоса, полководец, победивший императоров Кара и Карина.

7. История императора Иракла. Сочинение епископа Себеоса, писателя VII века. Санкт-Петербург. 1862.

8. История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII века. СПб. 1862. Гевон- армянский историк VIII века, автор "Истории Халифов",

9. Аристакес Ластиверци. Повествование вардапета Аристакэса Ластиверци. М. 1968 Аристакес Ластивертци, крупнейший армянский историк XI века





Чтобы мотивировать мое предположение, прошу внимания к трем следующим известиям:

Eustratii presbyteri vita s. Eutychii patriarchae Constantinopolitani (Migne, Patrologiae s. gr., 86, 2317. 2319. 2320. 2361. 2364) n. 37. – 22 января 565 г. был храмовойпраздник в церкви св. апостола Тимофея ἐν τοῖς Ὁ ρμίσδα ἐν τῷ νέ ῳ παλατί ῳ. Литургию совершал сам патриарх. И до него дошла весть, что в патриархии обыск, прислуга арестована и он сам рискует жизнью, если выйдет из церкви. Ταῦτα μαθ ὼ ν ὁ μακάριος , ἔστη ἐπίπροσθεντοῦ θυσιαστηρίου μετὰ τὴν ἀπόλυσιν , φορῶν καὶ τὸ ὠ μοφόριον , ὅ περ καὶ μεθ ’ ἐαυτοῦ λαβ ὼ ν εἰχενἀεί ´ καὶ ἐκτεταμένας ἔχων τὰς χεῖρας , προσηύχετο μέχρις ὥ ρας τρίτης τῆς νυκτός . n. 38. οἱτηνικαῦτα συμπαρόντες αὐτῷ κληρικοί τε καὶ μοναχοί προσελιπάρουν αὐτὸν τροφῆς μεταλαβεῖν , ὅ δὴ καὶ γέγονεν . Μικρὸν δὲ καθευδήσας [sic], αὐτὸς αὐτῷ ἐπέστη μετὰ μαχαιρῶν καὶ ξύλων ὁ μέγας θὴρ Αἰθέριος , n. 77. Ο ἶ μαι δὲ ἀναγκαῖον ε ἶ ναι διηγήσασθαι καὶ περὶ τοῦ ὠ μοφορίου , ὅ πως οὐκ ἐπήρθη ἀπ ’ αὐτοῦ εἰς τὴν τοιαύτην κατασκευήν , ἀλλ ᾽ ἔμεινεν παρ ’ αὐτῷ . Τινὲς γὰρ τών κληρικῶν εἰσηγοῦντο τῷ Αἰθερί ῳ ἐπάραι αὐτὸ ἀπὸ τοῦ ὀσιου᾿ ὁ δὲ περιφρονήσας τῶν εἰσηγουμένων , οὐδὲν ὡ ν ἕ λεγον ἐποίησεν . Ὅ ταν ο ὗ ν ἧ ν ὑπὸ ἀγανάκτησιν (3 октября 567 или 566 г.) ὁ Αἰθέριος , он сам усмотрел следующую разительную аналогию: τῶν γὰρ κληρικῶν λεγόντων , ὅ πως ἐπάρω τὸ ὠ μοφόριον ἀπ ’ αὐτοῦ , τοῦτο οὐ πέπραχα , καὶ ἰδού ἐν ποί ᾳ εἰμὶ περιστάσει , καὶ τῆς ζώνης , ἤ τοι τῶν ἀξιωμάτων μου , ἀφαίρεσις οὐ γέγονεν . По окончании службы патриарх конечно разоблачился. Он обедал и лег спать. Его арестуют ночью и оказывается, что омофор при нем или на нем.

Одно обстоятельство сообщает такому прозвищу всю горечь иронии, основанной на самоочевидном историческом контрасте: Кир был – можно сказать – непосредственным 6 преемником киприота Иоанна Милостивого. И можно себе вообразить, как язвительно звучала в устах какого-нибудь александрийского монофисита даже такая фраза, выдержанная в строго лаконическом стиле хронографических заметок: μετὰ δε Ἰ ωάννην τὸν Κύπριον τὸν καὶ Ἐλεήμονα Κύρος ὁ κεκαυκασιωμένος .

Мало того, что вас, ὧ βασιλικοί , лишили вашего канонического права – избирать себе епископа из среды местного александрийского клира, посмотрите, кого вам теперь прислали: после кипрянина – кавказца, после Милостивого – одичалого сармата.II. Chronologica 7

Найти честное древо креста в 628 г. не совсем легко было даже и для самого шахан-шаха. Столица персидского царства на сирском языке носила выразительное название


Таким образом уже эта необходимость – разыскивать крест Господень должна была несколько замедлить возвращение Ираклия в столицу. С другой стороны, как государь высокодаровитый, он конечно заранее подвел верный итог тому впечатлению, которое должна была произвести на византийцев торжественная процессия с честным древом креста, освобожденным из персидского плена. Легко было предвидеть, что в волнах высоко поднятого религиозного чувства потонет всякое другое представление; что церковный характер торжеств оставит в тени политическую сторону факта; что, с честным древом в руках, сам герой-император явится незначительною, бледною фигурою, будет чем-то в роде тусклого фонаря, который забыли погасить и потому оставили гореть в ясный солнечный полдень. Словом, чтобы не испортить своего триумфа, император-победитель должен был в основу своей программы положить раздельность впечатлений: сперва должно быть удовлетворено религиозное чувство христиан, потом следует подействовать па политическое самосознание ромеев; сперва должно послать в столицу освобожденное древо креста, затем уже явится и сам победоносный император 28 .

Вопроса о времени возвращения Ираклия в Константинополь нельзя решать, не разобравшись предварительно в разнородных известиях о персидских посольствахк императору 36 .

Карин – Эрзерум φ +39°54ʹ.53 λ +41°16."42 Greenwich.

Необходимо возвратить в Иерусалим древо креста Господня и заняться благоустройством освобожденного из-под власти варваров востока. Таковы были, вероятно, те благовидные мотивы, которыми Ираклий объяснял пред населением столицы свой – несколько поспешный – отъезд на восток.

Если в хронологических исследованиях были допущены такие неточности даже в датах, касающихся самого императора, то нет ничего удивительного, если исторический деятель меньшей важности, папа Кир александрийский, не более счастлив в этом отношении. Личность этого партриарха александрийского по меньшей мере в одном отношении представляет незаурядный интерес: нельзя сомневаться, что портрет полумифического Мукаукиса арабских сказаний писан главным образом с папы Кира.

Когда это происходило?

Феофан об опале Ираклия на Кира говорит под 6126 годом – после известия о битве при Ярмуке, εἰς τὰς στενόδους τοῦ Ί ερμουχθ ᾶ ποταμοῦ , прежде рассказа (под 6127 г.) о взятии Иерусалима Умаром 59 . Но в Египет Кир отпущен был еще самим Ираклием. Время битвы при Ярмуке (или – что то же – при аль-Джабия, κατὰ τόν Γαβιθ ᾶ ν ) хорошо известно: 20 аб 947 г. селевкидов, т. е. 20 августа 636 г. Таким образом и известие хроники Феофана по-видимому благоприятно предположению, что Ираклий отозвал Кира в 636 – 637 г. Но разногласие обеих хроник в показании о времени возвращения Кира в Александрию дает самое серьезное предостережение против попытки – гармонизовать известия, расходящиеся между собою на пункте столь бесспорной важности. Позволительно предполагать, что Феофан без всякого твердого хронологического основания, даже прямо ошибочно, комбинировал под 6126 г. данные нескольких источников, писанных вовсе не хронографически.

В числе греческих папирусов Британского Музея находится подробная квитанция 60 , которую несколько пресвитеров ἀπὸ κώμης Καμίν [ ων ] τοῦ Ἀρσινοίτου νομοῦ выдали Φλ [ αυί ῳ] Θεοδωρακί ῳ τῷ μεγαλοπρεπεστάτ ῳ παγάρ [ χ ῳ] 61 : ὁμολογοῦμεν ἐκουσί ᾳ γνώμ ῃ, ἐπομνύμενα Θεὸν παντοκράτορα καὶ τὴν βασιλικὴν σωτηρίαν , [ είλη ] φέναι καὶ πεπληρῶσθαι παρὰ τῆς ὑμετέρας μεγαλοπρεπείας τὴν τιμὴν τῶν δοθέντων παρ ’ ἡμῶν αὐτῶν παρὰ τοῦ κοινοῦ τῆς εἰρημένης ἡμῶν κώμης εἰς διαφόρους διανομὰς γεναμένας κατὰ κέλευσιν τοῦ δεσπότο [ υ ] ἡμῶν Κύρου τοῦ ἀγιουτάτου [sic] καὶ θεοτιμήτου πάπα ἐπί τῆς παρούσης τρισκαιδεκάτης ἰν [ δικτιῶνος ]. Далее перечисляются предметы поставки: кожи, шерсть, сено ( χόρτου ξηρο [ ῦ ]), овцы.

Можно, правда, поставить вопрос: не прав ли хронограф Феофан? не был ли к 639 году Кир уже отпущен императором в Египет? Ответ на этот вопрос дает бесспорно подлинное послание самого Кира 63 . Выписываю лишь следующие строки: Δεσπότ ῃ τὰ πάντα θεοτιμήτ ῳ καὶ μακαριοτάτ ῳ, πνευματικῷ ἀδελφῷ καὶ συλλειτουργῷ Σεργί ῳ, ἀρχιεπισκόπ ῳ καὶ πατριάρχ ῃ, Κῦρος ἐλάχιστος ὁ Ἀλεξάνδρειάς . Μελλόντων ἡμῶν ἀπολύειν ἀποκρίσεις κατὰ τὴνπανευδαίμονα , κατέλαβεν Εὐστάθιος ὁ ἐνδοξότατος στρατηλάτης καὶ ἀπεκόμισέ μοι παντίμουςσυλλαβὰς τῆς τοῦ ἐξαιρέτου μου δεσπότου θεοτιμήτου μακαριότητας , ἔνδον ἐχούσας καὶ ἶ σον τῆςεὐκαίρως προνοητικῶς τε ἅ μα καὶ θεοφιλῶς γενομένης ἐκθέσεως τῆς πανσέπτου ἡμῶν πίστεως 64 παρὰ τοῦ εὐσεβεστάτου καὶ θεοστηρίκτου ἡμῶν δεσπότου καὶ μεγάλου βασιλέως πρὸς Ί σαάκιοντὸν ὑπερφυέστατον πατρίκιον καὶ ἔξαρχον τῆς Ἰταλίας , τῆς καὶ ὀφειλούσης προσομολογηθῆναιπαρὰ τοῦ κοινοῦ ἀδελφοῦ Σεβερίνου τοῦ ἀγιωτάτου σύν Θεῷ χειροτονουμένου ἐν Ῥ ώμ ῃ. – – – ἀλλ ’ ὁ – Θεός , αὐτὸς ἴσχυν καὶ δύναμιν δωρήσεται τῷ πανευσεβεῖ αὐτῶν κρατεί κατὰ τῶνἀνθισταμένων έχθρῶν τ ῇ δουλικ ῇ αὐτῶν πολιτεί ᾳ, ἴνα τηνικαῦτα – ἀναβοήσωμεν ἔσωσεν , ἔσωσεν ἡμ ᾶ ς , τρισσῶς ἔσωσεν ἡμ ᾶ ς τὸ πανευσεβὲς τρισαύγουστον 65 , ἐκ τυραννικῆς φημιἐπικρατείας , καὶ περσικῆς ἀλαζονείας , ἀλλὰ μὴν καὶ σαρακηνικῆς αὐθαδείας .

Очевидно между этим последним предложением, переполнившим чашу терпения императора, и посланием Μελλόντων лежит длинный ряд успехов арабских завоевателей и целая вереница военных неудач ромеев, лежат не месяцы, а годы. В самом деле один список потерпевших поражение 68 делает такой хронологический вывод уже неизбежным. I. Иоанн ὁ В αρκαίνη ; (убит). – II. Марин (ex magistro militum per Thracias?) (разбит, αὐτὸς μόλις διασώζεται ). – III. Кубякулярий Мариан (убит). – IV. Praefectus augustalis Aegypti Мануил, родом армянин (явился весьма самоуверенным героем и – разбит на голову). Вызов Кира в Константинополь последовал, по-видимому, одновременно 69 с назначением Мануила, но, как кажется 70 , папа александрийский отправился на суд несколько позже. По всей вероятности, он прибыл в столицу лишь осенью 640 г. Заключаю это на основании следующего темного места, которое перевожу с буквальною точностью:

И хроника епископа Иоанна никиуского, прошедшая чрез два перевода, не имеет в настоящем виде всей той ценности, какую представил бы для науки давно утраченный подлинник. Написанная первоначально по-гречески 76 , хроника переведена была на арабский язык. При этом собственные имена в арабской транскрипции подверглись – по обычаю – всем тем превращениям, после которых первоначальной формы имени (если – понятно – оно не из самых обыкновенных) не восстановит ни Davus, ни Oedipus. Эфиопский переводчик имел пред собою арабский текст без диакритических пунктов, и так как алфавит эфиопский (гыыз) – не буквенный, а силлабический, то этот непостижимый набор арабских штрихов приходилось не просто трапскрибировать, но и вокализовать наугад и – сочинять не имена, а monstra 77 . – Когда-то видимо па полях арабской рукописи хроники было отмечено и содержание ее отделов. Не невозможно, что эти оглавления принадлежат самому автору. С течением времени в рукописи утрачено было нисколько листов, может быть даже несколько quateniiones. Лишь после этого кто-то разделил хронику на 122 главы и затем переписал оглавление па особые листы и поставил их в начале текста хроники 78 . И когда в этом обновленном виде арабский текст еще – и не мало! – пострадал и от переписчиков и от времени, он был наконец переведен на эфиопский язык.

Перевод на гыыз сделан был с дефектнаого уже арабского экземпляра, в котором недоставало описания первых 30 лет царствования Ираклия, а следовательно и первых побед арабских завоевателей над византийскими войсками в Египте. В хронике в ее наличном виде рассказ о муслимах начинается ex abrupto. Легко понять, как трудно истолковать его детали, правильно разместить их хронологически, сделать на основании их обратные заключения к тому, что теперь безвозвратно утрачено. Но и этот неприятный пропуск и все вышеописанные невзгоды, которым подвергался текст хроники в Египте, но моему мнению, не имеют такого значения, как следующие две подробности.

а) Иоанн никиуский видимо подчинился в наиболее самостоятельной части своего труда влиянию историографического метода арабских писателей. Подобно этим последним, Иоанн излагает одни и те же события несколько раз под различным углом зрения и по различным источникам 79 . Местами порядок изложения хроники – само отрицание хронологии 80 .


масфын, макванын, сыюм, не дают понятия даже о том,·о какой власти речь идет 82 : о гражданской или о военной ( ἀρχὴ πολιτικὴ ἢ στρατιωτική )? Другие названия не более определенны.

1. uir spectabilis praefectus Augustalis Aegypti ( ἀρχὴ πολιτική ),

2. uir spectabilis comes rei militaris per Aegyptum (comes limitis Aegypti, ἀρχὴ στρατιωτική ),

3. uir clarissimus praeses ( ἡγεμών ) Aegypti,

4. uir clarissimus praeses ( ἡγεμών ) Arcadiae,

и 5. uir clarissimus corrector Augustamnicae, – (последние трое ἀραὶ πολιτικαί ).

И во дни Иерокла (до 535 г.) ἐπαργία Αἱγυπτιακῆς состояла ὑπὸ αὐγουστάλιον , ἐπαρχίαΑὐγούστα [ μνικῆς ] α – ὑπὸ κορρήκτορα , ἐπαρχια Αὐγούσταβ – ὑπὸ ἡγεμόνα , ἐπαρχία A­ ρκαδίας – ὑπὸ ἡγεμόνα . – В положении главной военной власти в Египте к VI в. произошла перемена.Хорошо известно, что главнокомандующий войсками в Египте в IV в. был dux. Но между 384–391 г. он возвысился до титула comes limitis Aegypti. Такой титул начальник войск в Александрии носил по меньшей мере до 435 г. Со второй половины V в. в Александрии опять появляются duces; должность praefecti Augustalis и ducis не раз была возлагаема на одно и то же лицо 83 . Наконец в 554 году Юстиниан I значительно ограничил полномочия египетского августалия, но в то же время навсегда соединил в его лице власть военную и гражданскую 84 . С этого времени пост uiri spectabilis ducis aegyptiaci Hmitis прекратил свое существование, и подлежащее officium, о ἰ δουκικοί , составили один полк с о ἰ αὐγουσταλιανοὶ под общим названием ἡ τάξις ἡ αὐγουσταλιανή . –

Но удержался ли этот строй до дней Ираклия I? вот вопрос. Есть одно известие, на основании которого на этот вопрос можно дать ответ утвердительный. Иоанн никиуский пишет 85 : «И был один человек, именем Мина, который был поставлен (za-ta-šayma) от Ираклия царем над нижнею страною (la-hagara bâhrĭy = τ ῇ κάτω χώρ ᾳ). Он был горделив сердцем в неведении писаний и весьма ненавидел египтян (la-mĭsrâwyân). И когда муслимы (ĭslâm) овладели всею страною, они оставили его в его должности (ba-šimatu). И одного человека, по имени Шенути (sinodâ, южноконт.


При таком торжестве неконстантиновского принципа было бы совсем не правдоподобно допустить, что именно первый трибунал Египта в VII в. подвергся реформе прямо противоположной; что подле чисто гражданской власти египетского префекта восстановлен был особый военный пост comitis или ducis limitis Aegypti. Скорее можно предполагать осложнение другого характера. Известно, что византийское правительство на окраинах, угрожаемых неприятелем, создавало посты не только пометов, но и военных магистров 91 . При Юстиниане I Египет опасностям вражеского нашествия не подвергался: при Ираклии I империя должна была бороться за этот dioecesis с энергией отчаяния. Поэтому появление на театре военных действий лица с полномочиями magistri militum не представляло бы ничего принципиально невозможного.





1. Иоанн. Это имя носят пять лиц.

а). Иоанн, упоминаемый (или подразумеваемый) в 434, 2. 10. 15? 435, 1. 8. 13. 443, 12. 198. 2. 9. 13? 16. 22. 26. 204, 8). Трижды он назван




ааа) Как ἡγεμών , Иоанн был ἀρχὴ πολιτικὴ и не имел права командовать войсками. Уклониться от этого возражения можно только в том случае, если допустить, что война с арабами произвела уже такую убыль в штаб-офицерах (tribuni) действующей армии, что эти потери приходилось уже замещать чрезвычайным путем: поручать команду всем лично к тому способным государственным чиновникам.

II. Феодосий 434, 1 . 435, 11. 24. 436,17. 198, 1. 23. 199, 7. 25. Он назван сыюма аркадъя, макваннын и масфын. Нет никаких оснований сомневаться в том, что это был dux Arcadiae.

б) Мина, 209,7. 212,10. 450. 451.454, 6, макваннын в Александрии, преемник Доментиана по должности.

в) Мина, 214,5.6. 457,7, сыюм нижнего Египта(la-hagara bahrĭy). Нет возможности выяснить, были ли это три различные лица, или же б и в, а может быть и все трое, между собою тождественны.

X. Георгий, 201, 9. 10. 439, 12, сыюм, знаменитый преимущественно тем, что проф. Карабачек пытался отождествить его с аль-Му-каукисом арабских сказаний.

Армянские источники о таджиках (к вопросу об этногенезе).
Агатангелос " История Армении"
Он [Хосрав] собрал огромное войско, составил полки и созвал ту же и даже большую, чем прежде, армию. И стал совершать набеги в сторону Асорестана, тем более, что и войска тачиков помогали и, разоряя всю страну, каждый, [овеянный] славой храбрости, возвращался к себе. Так в течение одиннадцати лет, постоянно разоряя, они опустошали все те пределы страны, которая находилась под господством и под властью персов. стр. 15

Немало битв он (Трдат) провел в краях Тачикских, там, за Евфратом, где однажды вышел с поля битвы с тяжело раненным конем. При оружии, взвалив себе на спину коня, он вплавь пересек реку Евфрат. И вот, будучи столь могуч и крепок, он по воле Божьей был побежден какой-то девой. стр. 55

Сердце мое с ней (Рипсимэ), и я ее никогда не забуду, пока я, царь Трдат, жив. Я хорошо знаю страны греков и римлян и наш парфянский край, ибо это наша исконная родина, а также Асорестан, Тачкастан и Атрпатакан. Стр. 55

МОВСЕС ХОРЕНАЦИ "Истории Армении"2

Воцарился Кар вместе с сыновьями Карином и Нумерианом3. Собрав войско, он дал сражение Арташиру и, победив его, вернулся в Рим. Поэтому Арташир, призвав на помощь многие народы и обратив в свою опору пустыню Тачкастана4, вновь дал два сражения - на этой и на той стороне Евфрата, после чего Кар был убит в Риноне5. То же случилось с Карином, который двинулся на Корнака6 в пустыню, - а с ним был и Трдат, - и погиб вместе с войском, остатки которого обратились в бегство.стр.140

"История императора Иракла" Сочинение епископа Себеоса, писателя VII века 7

Тогда Аршак воцарил Аршака Младшего, сына своего, над Армениею, в городе Мцбине; подчинил ему Аруастан на пределах Таджиков и Сирии и Кападокию при Киликии, до берегов великого западного моря; к северу до великой горы Кавказа, который простирается на восток, и идет по границе укрепленной страны Маров, достигает до горы Зараспа, и проходит по стране Нор-Ширак..стр11

Так как Хозрой при воцарении своем был еще отроком, то дяди его Вндо и Встам взяли его с собой, перешли великую реку Дглат по мосту, и перерезали канаты мостов. Прибыл Вахрам (в Ктезифон), завладел всем домом, сокровищами и женами царскими, и сел на престол царский. Он приказал связать деревянные плоты, и перешел реку, чтобы схватить Хозроя; но тот от страха не мог остаться на месте. Они пустились в бегство, и на пути рассуждали, что лучше: идти к царю Таджиков или к государю греческому. Наконец почли за лучшее положиться на греческого царя, "ибо, говорили они, хотя существует между нами вражда, но все же они христиане и милостивы, и поклявшись раз, не изменяют клятве". Пройдя на запад по прямому пути, они достигли города Халаба, где и остановились.стр25

Открыв ворота города, они вышли к нему на встречу. Тогда он приказал им удалиться и успокоиться в своих жилищах. Они ушли и направили путь свой по пустыни в Тачкастан к сынам Исмаиля, и звали их к себе на помощь, доказывая им из св. писания свою единоплеменность. Хотя те верили в близкое родство их, но не могли убедить всей толпы потому, что богослужения их разнились друг от друга. (стр102)

Все это мы слышали от мужей, уведенных в плен Таджиками. Они, как очевидцы, сами рассказали нам все это.стр.106

Пошел на них Исмаил войной - чтоб истребить их совершенно. Но в то время, как они выступили в путь, обнял их холод и снег зимний, почему они поспешно отправились в Ассирию, не сотворив злодеяний в Армении. В это время князья армянские из участков греческих и таджикских - Амазасп и Мушег с другими князьями сошлись в одном месте и заключили между собою союз, чтоб не было между Господь с неба порывом страшного ветра; поднялся ветр - вихрь сильный.

Таджики между тем устремились на Греков, воевавших с крепостью Нахчавана, поразили их; одних истребили мечом, а других обратили в бегство. Бегством спасся Мавриан и бросился в Иверию. Войско исмаильское воротилось от преследования, осадило город Карин и билось с ним.стр. 131

Католикос Нерсес поехал с императором, как я выше упомянул, и отправился с ним в Константинополь. Его приняли там с почестью, дали ему имущество и отпустили на родину. На возвратном пути, он остановился в стране тайской и жил там до смерти (Теодороса) главы Рштуниев и до прекращения набегов Таджиков. По прошествии шестилетних гонений, католикос воротился на свое место, утвердился на престоле своем и спешил привести к окончанию построение церкви, которую он основал на площади города Вагаршапата.стр. 131

Те, которые подлежали переписи атрпатаканской, с тех пор, как прекратилось существование персидского государства и властвовало исмаильское, все те соединились с Армянами. Они захватили Мушега и всех князей, бывших с ним. Царь приказал отпустить всех князей, которых схватили, но Мушега призвал к себе. Послал Бог смуты в лагеря сынов Исмаиля; разодралось единодушие их; они восстали друг на друга и разделились на 4 части. Одна часть - в стране индийской; другая та, которая, владела Ассириею и севером; третья в странах египетских и тетальских; четвертая - в стране Таджиков, в месте, называемом Аскарон. Стр. 133

Стали воевать друг с другом и истреблять друг друга страшнойрезней. Те, которые были в странах Таджиков и Египте, убили царя своего, разграбили огромную казну его и посадили другого государя, а сами отправились восвояси. Моавия князь тех, которые были в Сирии, бывший вторым в царстве, видя происходившее, уговорил войска свои, пошел в пустыню, и убил того самого царя, которого те посадили. Он дал сражение войскам, бывшим в стране Таджиков, и нанес им страшное поражение.стр. 133

ГЕВОНД ИСТОРИЯ ХАЛИФОВ8

Когда до Армян дошло известие, что хищники погнались за ними, то они перешли Аракс, и расположились лагерем в селе Варданакерте; а войско иноплеменников поспешно шло за ними. Тогда отряд армянский вступил в переговоры с Таджиками: "Из-за чего, говорили они, вы преследуете нас? Чем мы провинились перед вами? Страна наша перед вами; вам уступаем свои жилища, виноградники, леса, огороды, и поля наши; для чего же вы хотите иметь и нас самих? Позвольте нам пройти за пределы наши.стр. 15.

Многие из вельмож исмаильских, чтоб спасти себя от великих опасностей, угрожавших им со стороны своих же соплеменников, и многие из родственников самого их законодателя, отделившись от своих, бежали в страну хорасанскую, и несколько времени скрывались там. После того, собрав войска хорасанские, они назначили над ними военачальниками Кагатба и Абумслима, опытного в астрологической науке. Соединившись между собою, (эти два полководца) умертвили наместника страны и, привлекши на свою сторону его войска и огромный сброд людей, угнетенных безмерным сбором податей, начали уже нападать на страны ассирийские. Войска Мервана, вышедшие к ним навстречу, не могли противустать этой толпе (ибо от Бога было распадение власти его). Из них многих умертвили, а других обратили в бегство полки Абдалаев , называемых детьми Гешма. Они перешли Тигр, и, покорив своей власти многие города, разбили все войска, которые посылал против них Мерван. Они овладели также главным лагерем Таджиков, Акогой и подчинили всех себе. Жители Акога и Басры увидя превосходство их сил, помогали им и пристали к войскам их. Это повергло Мервана в страшное беспокойство. Тогда он, открыв кладовые, где хранились сокровища царские, раздавал их войскам своим, и сам, вооружившись с сильным войском, выступил против них. Они встретились и в боевом порядке устремились друг на друга. Завязалась битва: много было раненых с обеих сторон, и бесчисленное множество трупов покрывало поля. Эта война продолжалась почти целый год. По исполнении шестилетнего правления Мервана, постигла его кара Божия за кровь своих единоплеменников, которую он пролил.стр. 57

Но войска Таджиков, вышедшие из Двина, делали набеги на близлежащие области и производили грабежи и кровопролития; как то: в селах Птгунк, Талин, Когб и во многих других местах, и повсюду усыпали землю трупами, побитыми их мечами.стр. 64.

АРИСТАКЭС ЛАСТИВЕРЦИ ПОВЕСТВОВАНИЕ ВАРДАПЕТА АРИСТАКЭСА ЛАСТИВЕРЦИ, О БЕДСТВИЯХ, ПРИНЕСЕННЫХ НАМ ИНОРОДНЫМИ ПЛЕМЕНАМИ9

И в скором времени она возвысила и воцарила Михаила, объявила его своим супругом, хотя его преступление стало всем известно. У Михаила было множество родственников и братьев , которым он передал важнейшие должности. Одного из братьев [он] сделал магистром, дал ему Фессалонику и вверил прению Болгарии и западной стороны . Другого брата назначил демесликосом, отправил в Антиохию Великую и поручил прению Тачкастана и южной стороны . Третьего брата, евнуха и монаха, которого звали Ортанорос, [он] оставил в царственном граде Константинополе, сделав его синклитосом и поручив ему прению и правовые документы дворца . стр. 43

КОНЕЦ ЦАРСТВОВАНИЯ МОНОМАХА

Так-то он прожил жизнь и скончался. Правил же он 13 лет и к чему-либо достойному доброй памяти причастным не оказался. А дочь императора Константина Феодора вступила во владение империей, словно то была ее собственная наследственная вотчина, так что никто не осмелился выступить против нее. Султан тачиков отправил к ней послов и составил грамоту следующего содержания: "Либо верни мне города и гавары, отторгнутые от тачиков твоими предками, либо ежедневно уплачивай по тысяче дахеканов". Она же послала ему белых коней и мулов, множество драгоценностей и порфировые одеяния 65. Султан, казалось, принял дары [с удовлетворением], но того, кто их доставил, удержал при себе и с ним же направился в Вавилонию. То был 504 год нашего счисления (8 марта 1055-7 марта 1056 г.).стр.89.

1.Агатангелоса " История Армении" Пер. с древнеарм., вступ. статья и комментарий К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. Ер, Наири, 2004. "История Армении" Агатангелоса - древнейший памятник армянской историографии, созданный в первой половине V века.

2. Мовсес Хоренаци, "История Армении". Пер. с древнеарм. языка, примечания Г. Саркисяна; Ред. С. Аревшатян.- Ер.: Айастан, 1990. Моисей Хоренаци родился ок. 410 и умер в 490 гг., крупнейший армянский средневековый историк.

3. Кар, Карин и Нумериан - римские императоры, правившие соответственно, в 282-283, 283-285 и 283-284 гг.

4. Пустыня Тачкастана - тачиками и Тачкастаном в армянской раннесредневековой литературе назывались арабы и их родина.

5. Император Кар был убит в 283 г. близ столицы Ирака Ктесифона.

6. Корнак - согласно данным армянского историка VII в. Себеоса, полководец, победивший императоров Кара и Карина.

7. История императора Иракла. Сочинение епископа Себеоса, писателя VII века. Санкт-Петербург. 1862.

8. История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII века. СПб. 1862. Гевон- армянский историк VIII века, автор "Истории Халифов",

9. Аристакес Ластиверци. Повествование вардапета Аристакэса Ластиверци. М. 1968 Аристакес Ластивертци, крупнейший армянский историк XI века

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Если бы прошлое стало достижимым, то треть человечества сегодня приложила все усилия к тому, чтобы дата 15 августа 636 года осталась неприметной в истории, а пятая его часть отчаянно бы этому сопротивлялась.
Но течение времени вспять не повернуть, роковой день состоялся, и ислам из местного верования жителей Мекки и Медины, очарованных чудными снами своего земляка, превратился в мировую религию.
Удивительно, но эта битва в списках величайших сражений не значится. Между тем, она не только кардинальным образом изменила весь Ближний Восток, но явилась отправным пунктом для последующих многовековых взаимоотношений между христианами и мусульманами. Именно в ней были заложены и будущие халифаты на Пиренейском полуострове, и крестовые походы, и османские завоевания в Европе, и нынешнее распространение ИГИЛ - бесконечное количество жестоких войн, унесших жизни миллионов людей с обеих сторон. С нее началось великое непрекращающееся противостояние Запада и Востока, в котором и по сегодняшний день не просматривается окончательного победителя.



В любом деле начинать надо с топографической рекогносцировки. Штабная работа основана на тщательном изучении карт.




Топографическая рекогносцировка основана не только на работе с картами, но и на непосредственном осмотре позиций.

Так, значит, не было никаких атак исмаилитов, захлебывающихся в потоках собственной крови? Не было их позорного бегства с поля битвы? Не было решительных арабских женщин, погнавших своих мужей-беглецов палками и криками из лагеря обратно в бой? Не было гениальных решений Халида ибн аль-Валида, объединившего все силы своей армии, перестраивавшего тактику во время сражения? Не было разгрома стотысячной христианской армии силами мусульман, уступающими ей в четыре раза?
А, может, и не было. Сейчас-то мы уже точно ничего не выясним. Но что же, в таком случае, достоверного случилось в 636 году от Рождества Христова или в 15 году от Хиджры?


Ну, и конечно, абсолютно реальны берега реки Ярмук на Голанской возвышенности – в месте, где смыкаются границы Сирии, Иордании и Государства Израиль.

Трудно даже представить себе, что именно в этом месте в 636 году решалась судьба мира.

PS: Автор благодарит Эллу Лиснянскую, Алекса и Женю Шмерлинг за качественное сопровождение по местам боевой славы.

Читайте также: