История государства российского многотомное сочинение н м карамзина егэ

Обновлено: 05.07.2024

Книги и журналы того времени несут на себе следы чужой воли. Безжалостно уродовали царские чиновники лучшие произведения русской литературы. понадобилось кропотливая работа советских историков литературы, чтобы очистить тексты классических произведений от искажений. Русская классическая литература и общественная мысль 19 века –колоссальное богатство, унаследованное нашим временем богатство идейное , художественное ,нравственное .но пользоваться им можно по –разному . на фоне трагических судей современников участь Карамзина представляется счастливою.

Он рано вошел в литературу и довольно быстро получил славу первого пера страны. Он удачно путешествовал и общался с первыми умами и талантами западной Европы.

Жизнь Карамзина была необычайно богата не столько внешними событиями, хотя и в них не было недостатка, сколько внутреннем содержанием, не раз приводившим писателя к тому , что его окружали сумерки.

Пушкин назвал Карамзина Колумбом, открывшим для своих читателей Древнюю Русь подобно тому, как знаменитый путешественник открыл европейцам Америку.[1] Употребляя это сравнение, поэт сам не предполагал, до какой степени оно правильно, Колумб не был первым европейцем, достигшим берегов Америки, и что само его путешествие сделалось возможным лишь благодаря опыту, накопленному его предшественниками. Называя Карамзина первым русским историком, нельзя не вспомнить имен В. Н. Татищева, И. Н. Болтина, М. М. Щербатова, не упомянуть ряда публикаторов документов, которые, при всем несовершенстве их методов издания, привлекали внимание и будили интерес к прошлому России.

Можно с уверенностью сказать, что ни один из видных деятелей русской культуры не имел таких подробных и непосредственно личных впечатлений от Французской революции, как Карамзин. Он знал ее в лицо. Здесь он встретился с историей.

Н. М. Карамзин (Предания веков) М., 1988 г.

Карамзин – историк использовал факты летописи, подвергая их критике, проверке, объяснению и комментированию. Карамзин – художник осваивал эстетические принципы летописи, воспринимая ее как национальный русский тип рассказа о прошлом, как особую художественную систему, запечатлевшую русский взгляд на исторические события исторических деятелей, на судьбу России.

Традиция Карамзина в искусстве историографии не умерла, и нельзя сказать, что она процветает.

Пушкин считал, что Карамзин посвятил истории последние годы, а он посвятил этому всю свою жизнь.

Главы Карамзинского труда разбиты по годам царствования того или иного монарха им названы их именами.

Историческая драма расцветает раньше, но возможности ее были ограничены.

Пушкин в своей трагедии также решает проблему цели и средства в истории.

«История государства Российского помогла Пушкину утвердиться в двух ипостасях – историка и исторического романиста – по разному обработать один и тот же материал.

Решающую роль в истории он отводил великим людям.

Наш собеседник древний автор.

Историческая эпоха – силовое поле противоречий и пространство человеческого выбора, что сама суть ее как исторической эпохи состоит в подвижной разомкнутости на будущее; тело некая равная себе субстанция. Житейской мудростью, или здравым смыслом, знанием людей без чего невозможно то искусство понимать сказанное и написанное, каковым является филология.

Карамзин – виднейший деятель своей эпохи, реформатор языка, один из отцов русского сентиментализма, историк, публицист, автор стихов, прозы, на которых воспитывалось поколение. Все это достаточно для того, чтобы изучать, уважать, признавать; но недостаточно, чтобы полюбить в литературе, в себе самих, а не в мире прадедов. Кажется, две черты биографии и творчества Карамзина делают его одним из наших собеседников.

Список использованной литературы

1. Аверенцев С. С. Наш собеседник древний автор.

2. Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. – М.: Республика, 1994. – 591 с.: ил. – (Прошлое и настоящее).

3. Гулыга А. В. Искусство истории – М.: Современник, 1980. – 288 с.

4. Карамзин Н. М. История государства Российского в 12-ти томах. Т. II-III/ Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Наука, 1991. – 832 с.

5. Карамзин Н. М. Об истории государства Российского/ сост. А. И. Уткин; Отв. ред., автор очерка о Н. М. Карамзине и примеч. С. О. Шмидт. – М.: Просвещение, 1990. – 384 с.

6. Карамзин Н. М. Предания веков/ Сост., вступ. Ст. Г. П. Макогоненко; Г. П. Макогоненко и М. В. Иванова; - Ли. В. В. Лукашова. – М.: Правда, 1988. – 768 с.

8. Лотман Ю. М. Карамзин: Сотворение Карамзина. Ст. и исслед., 1957-1990. Заметки рец. – СПБ.: Искусство – СПБ, 1997 – 830 с.: ил.: портр.

9. Эйхенбаум Б. М. О прозе: сб. ст. – Л.: Художественная литература, 1969. – 503 с.

[1] Лотман Ю. М. Карамзин. – С-Петербург, Искусство. – СпБ, 1997. – с. 56.

[2] Соловьев С. М. Избранные труды. Записки. – М., 1983. – с. 231.

[3] Карамзин Н. М. Сочинения. – СПб, 1848. т. 1. с. 487.

[4] Гулыга А. В. Искусство истории. – М.: Современник, 1980. – с. 57

[5] Эйхенбаум Б. О прозе. Ст. черты летописного стиля в литературе XIX в. – Л., 1969. – с. 371.

2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения сдова ДОСТОИНСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДОСТОИНСТВО, -а, ср.

1) Положительное качество. В спектакле много достоинств.

2) Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять своё д. Говорить с достоинством. Чувство собственного достоинства.

3) Стоимость, ценность денежного знака (спец.). Банковый билет достоинством в 5 тысяч рублей.

4) То же, что титул (в 1-м знач.) (устар.). Графское д.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

пролилА / (птица) / ловкА / жалюзИ / оптОвый / опломбИровать

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Таков был боярин Матвей, верный слуга ЦАРСТВЕННЫЙ, верный друг человечества.

Наталья смотрела на движение руки его во время рисования и дивилась, как он мог одними чертами пера своего ПРЕДСТАВЛЯТЬ разные виды.

В Александровскую Слободу стремились взоры и сердца сынов Отечества; туда шли и воины, толпами и порознь, КОННЫЕ и пешие.

Отец Леонов был русский КОРЕННОЙ дворянин, израненный отставной капитан, человек лет в пятьдесят.

Мраморный обрез Вадимов был увенчан ИСКУССТВЕННЫМИ лаврами; ыа щите его бы- резано имя Мирослава.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Н.М. Карамзин выступал с новой инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности К.М. Сухорукову (Минину) и князю Д.М. Пожарскому на Красноп площади.

7.В одном из выделенных ниже слов допущета ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять ЛИМОНОВ / новые АДРЕСА / смотрел ВЕСЕЛЕЕ / быть с НИМИ / ПЛЕСКАЕТСЯ в реке

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) Р..стислав, прим..рить (друзей), обж..гать

2)соч..тание, вым..кший, уп..раться

3) раст..рание, г..ревать, попл..вок

4) скл..нился, выр..щу, изл..гать

5) бл..стать, зан..мать, з..ря

1) пр..крыл, пр..кратил, пр..славный 2) о..дать, по..точить, о..ставить

3) сверх..дея, вы..скать, пост..мпрессионизм 4) з..брать, п..резать, н..вес

5) (работа) бе..аварийна, ра..дача, бе..законный

1) эмал..вый, гуттаперч..вый 2) издавн. бревенч..тый 3) оспар..вать, танц..вать

4) собач..нка, ноч..вка 5) перебеж..ик, кровель..ик

1) засе..л, обид..вший 2) разве..нный, бор..щийся 3) алч..щий, (они) хлопоч..т

4) гоня..шь, прожар..нный 5) закле..в, пропол..шь

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Молодой человек (НЕ)ХОТЕЛ удерживать её, может быть, для того, что мимоходящие начали останавливаться и, смотря на них, коварно усмехались.

Супруг (НЕ)ДОЛЖЕН ничего скрывать от супруги своей.

(НЕ)ТЕРЯЯ надежды усовестить изменников, Василий писал к жителям соседних городов.

Видя, что Смоленск надобно взять (НЕ)КРАСНОРЕЧИЕМ, а силою, Король велел громить стены пушками.

Они принуждены были отдать свою землю внаём, и за весьма (НЕ)БОЛЬШИЕ деньги.

14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Свет воссиял в душе её, КАК(БУДТО) бы пробуждённойг но ещё не пришедшей в себя после сновидений, волновавших её (В)ТЕЧЕНИЕ ночи.

В ТО(ЖЕ) мгновение от рядов отделился молодой воин и бросился на неприятелей; враги, (НЕ)ВЗИРАЯ на великое число своё, скоро рассеялись.

Русская публика, привыкшая к развязкам (В)ВИДЕ свадеб, (В)ПЕРВЫЕ в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.

Я иду только с пером (В)СЛЕД за судьбою и описываю, что творит она (ПО)СВОЕМУ всемогуществу.

Я приехал туда весь мокрый; (НА)СИЛУ мог найти купить две рогожи, ЧТО(БЫ) сколько-нибудь закрыться от дождя.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Если всякого Венценосца избра(1)ого судят с большею строгостью, нежели Венценосца наследстве(2)ого, если от первого требуют обыкнове(3)о качеств редких, то какие достоинства сужде(4)о иметь новому Самодержцу России, возведё(5)ому на трон вследствие измен и злодейств?

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Боярская дочь не хотела ни пить ни есть перестала спать и насилу ходить могла.

2) Вздохи и слёзы облегчили стеснённую грудь несчастного родителя и чувство гнева в сердце его уступило место нежной горести.

3) Боярин Матвей поднял голову посмотрел на Алексея подал ему дрожащую руку свою.

4) От древних до новейших времён России никто из подданных не заслуживал ни такой любви в жизни ни такой горести и чести в могиле!

5) Тут есть живопись и антитезы и приятная игра слов.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Старушка приняла сие предложение (1) не подозревая в нём никакого худого намерения (2) и уверяла незнакомца, что полотно (3) вытканное Лизой (4) и чулки (5) вывязанные Лизой (6) бывают отменно хороши.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вчера (1) милые друзья мои (2) приехал я во Франкфурт. Почти на каждой станции надлежало мне ночевать или (3) по крайней мере (4) стоять по нескольку часов. Дороги везде прескверные, так что надобно ехать всё шагом, и (5) даже (6) самые улицы в маленьких городках и местечках так дурны, что (7) с трудом (8) проехать можно.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В 1789—1790 годы Н.М. Карамзин совершил путешествие в Европу (1) в ходе (2) которого (3) посе тил Иммануила Канта в Кёнигсберге (4) побывал в Париже во время Великой французской революции.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наталья взяла письмо (1) и (2) хотя не умела читать (3) однако ж смотрела на него (4) и слёзы лились из глаз её.

21.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Поедете в Ульяновск — загляните в сквер Н.М. Карамзина. (2)В центре сквера установлен памятник Николаю Михайловичу Карамзину — писателю и историку.


Задания Д22 C2 № 291

В чём видит Н. М. Карамзин особенности описываемого им явления? Какие доводы приводит историк, говоря о цивилизующей роли варягов? Укажите всего не менее трёх положений.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Самовластие в России утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец — и рассеянные племена славянские основали государство. Отечество наше, слабое, разделённое на малые области, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.

Варяги. правили ими без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян или финнов, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для парода. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье. и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убеждённые — так говорит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов.


Задание 12 № 289

Какое историческое событие нашло отражение в документе? Как историки определяют роль этого события? Назовите век, к которому оно относится.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) в документе нашёл отражение факт призвания на Русь варягов;

2) это событие нередко рассматривалось как начало формирования Древнерусского государства;

3) это событие относится к IX в.


Задание 13 № 290

Используя текст документа укажите, что лежало в основе объединения восточнославянских племен в единое государство? Укажите, какие преимущества, по мнению автора, подтолкнули восточных славян призвать "властителей от варягов", после того как бояре славянские выгнали их? Всего укажите не менее трех преимуществ.

1) По мнению автора в основе объединения восточнославянских племен в единое государство лежало общее согласие граждан.

— правление без угнетения и насилия;

— варяги брали легкую дань и наблюдали справедливость

— варяги могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа

Могут быть названы следующие положения:

Н. М. Карамзин видит особенности возникновения Древнерусского государства в том, что:

— призвание варягов положило начало русской государственности;

— славяне и финно-угорские племена добровольно призвали на княжение варягов;

— нужда в благоустройстве и тишине, преодолении распрей и усобиц заставила обратиться за помощью к варягам.

Н. М. Карамзин приводит следующие доводы:

— варяги были более образованны, чем славяне и финно-угры;

— варяги могли передать более отсталым народам свои знания, навыки;

— варяги показали пример правления без угнетения и насилия;

— варяги сыграли роль военной силы, остановившей усобицы


Задания Д C6 № 5134

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Александр Невский; 2) Н. М. Карамзин; 3) Т. Рузвельт; 4) Н. С. Хрущёв.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Карамзин Николай Михайлович (1766 – 1826 гг.)

Основные направления деятельности:

Здесь он изучал языки, историю, словесность и философию.

2. Затем, по настоянию отца, Карамзин переехал в Петербург и поступил на военную службу в гвардейский Преображенский полк.

Итоги и результаты:

1.В русской литературе Карамзин выступил зачинателем сентиментализма. Его полные меланхолии и горестного томления стихотворения — элегии, дружеские послания, мадригалы — своим психологизмом, лирической трактовкой пейзажа прокладывали путь поэзии Жуковского.

Карамзин много сделал для развития русского литературного языка, освободил прозу от обветшалых, архаических форм, выработав легкую, изящную интонацию фразы, обогатив словарный состав.

История государства Российского. Титульный лист.jpg


Титульный лист второго издания. 1818 год.

Содержание

Первые восемь томов были напечатаны в 1816—1817 годах и поступили в продажу в феврале 1818 года. Огромный для того времени трехтысячный тираж разошёлся быстрее, чем за месяц, и потребовалось второе издание, которое было осуществлено в 1818—1819 годах И. В. Слёниным. В 1821 году был издан новый, девятый том, а в 1824 году следующие два. За время работы в тиши архивов в мировоззрении Карамзина произошёл капитальный сдвиг в сторону консерватизма:

Автор не успел закончить двенадцатый том своего труда, который увидел свет спустя почти три года после его смерти. По черновикам Карамзина двенадцатый том подготовили К. С. Сербинович и Д. Н. Блудов. В начале 1829 года Блудов издал этот последний том. Позднее в этом же году вышло второе издание всего двенадцатитомника.

Содержание

Исторические факты автор собирал из древних летописей, многие из которых были им введены в научный оборот впервые. К примеру, именно Карамзиным была найдена и названа Ипатьевская летопись. Многочисленные детали и подробности, чтобы не загромождать ими связный текст рассказа, Карамзин вынес в особый том примечаний. Именно эти примечания имели наибольшее научное значение.

В предисловии к своей книге Карамзин описывает важность истории вообще, её роль в жизни людей. Он говорит, что история России не менее захватывающая, важная и интересная, чем мировая. Далее приводит список источников, которые помогли ему воссоздать картину исторических событий.

В первом томе Карамзин подробно описывает народы, обитавшие на территории современной России, в том числе истоки славян, их конфликт с варягами, отношение греков к племенам, населяющим территорию будущей Руси. Затем рассказывает о происхождении первых князей Руси, их правлении в русле норманской теории. В последующих томах автор подробно описывает все важные события российской истории вплоть до 1612 года.

В своем труде он выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о создании нового благородного языка для ведения исторического повествования. Например, описывая первые века Руси, Карамзин говорил:

Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти.

Монотонно закругленные ритмические каденции создают ощущение непрерывности, но не сложности истории. Современники любили этот стиль. Кое-кому из немногих критиков не нравились его высокопарность и сентиментальность, но в целом вся эпоха была им очарована и признала его величайшим достижением русской прозы.

Значение



Великое творение Карамзина, памятник, воздвигнутый им для потомства,— это двенадцать томов русской истории. Его история, над которой он добросовестно работал полжизни.… весьма содействовала обращению умов к изучению отечества.

Возражения вызывали этатистская картина мира и вера автора в действенность самодержавия. Либерально настроенные современники сетовали, что в своём великом произведении Карамзин следил за развитием верховной власти, постепенно принявшей формы современного ему самодержавия, и пренебрёг историей самого русского народа. Известна пушкинская эпиграмма на Карамзина:

Телеверсия

Впервые Николай Михайлович задумался о написании данного произведения в 1790 году. Данный труд призван донести исторические факты в простом и литературном формате. Читатель должен понимать, что происходит, а не только читать сухие факты и изучать даты. Данное произведение пропитано патриотизмом, автор хочет донести историю до русского народа в простом свете. Чтобы людям было интересно читать, каждый народ должен знать свою историю. Многие люди называют данный труд воскресением памяти о былых временах.

Люди ни в коем случае не должны забывать то, что было много лет назад. Потому как история имеет свойство повторяться. Сначала, как трагедия, затем как фарс. Историю нужно изучать для того, чтобы знать закономерности, которые повторяются спустя определенный промежуток времени. На самом деле история открывает очень много тайн, которые больше нигде не обнаружишь. Нерадивое отношение к истории очень чревато. Помимо этого, стыдно, когда народ не знает собственной истории.

Карамзин потратил очень много сил и времени, чтобы создать этот ценный труд. В свое время Николай Михайлович даже попросил Александра Первого назначить его на должность историографа. Его прошение было одобрено. Произведение написано в литературном жанре, что помогает читателю без труда воспринимать всю информацию.

Карамзин придерживался монархической формы правления, это можно заметить на страницах произведения. Автор поддерживал дворянство. Николай Михайлович условно делит историю России на три части: древний, средний и послепетровский. Древний описывает события от начала истории, то есть со времен правления Рюрика. От появления независимого государства до правления Ивана Третьего. Следующий до Петра Первого. И третий после него.

Примечательно, что автор делает акцент не только на важнейших исторических событиях, но и на более мелких деталях. Читатель может увидеть изнутри жизнь простых людей и жизнь дворян. Познакомиться с политическим состоянием, войнами и всем происходящем в стране на тот или иной период. Читатель знакомился с культурой, узнавал, что было актуально в былые времена.

До девятнадцатого века эти факты в исторических источниках не выделялись. Безусловно, кропотливый труд Николая Михайловича внес очень большой вклад в освоение и изучение истории России.

Данное произведение помогает детально понять, что происходили в те времена, чем жили и о чем думали. Читатель понимает, чего люди боялись, что хотели изменить.

2 вариант

Это произведение рассказывает о русской истории с самых древних времен до Ивана Грозного и Смуты. Этот труд не претендует на то, чтобы быть первым в своем роде, однако она была очень востребована интеллигентной публикой.

Карамзин хотел дописать книгу до начала правления Романовых, но не успел. К счастью, он практически выполнил то, что хотел, так как довел книгу до Междоцарствия 1611-1612 годов.

Эта книга укрепила в народе понимание того, насколько важна история, память о великих подвигах князей, их самопожертвовании. При прочтении этого труда каждый задавал себе вопрос: если мои предки могли такое сделать, то почему не могу я? Подобные мысли усиливали в народе гордость за себя, за свою нацию.

Карамзин в своей работе прославлял самодержавие. Из-за этого многим критикам не понравилась книга. За это его ругали и свободомыслящие люди, то есть либералы. Карамзин был сторонником монархии и крепостного права, потому к либералам не принадлежал.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения История государства Российского Карамзина

Популярные сегодня темы

Иоганн Себастьян Бах – великий немецкий композитор, оставивший огромное музыкальное наследие более чем 1000 произведений. В один момент творчество этого композитора перестало иметь огромное значение.

Эта картина очень интересна, её можно долго рассматривать. Вообще, с самого первого взгляда показалось, что там, как и в названии, только сама Несмеяна – одна.

А. Сайкина написала картину Детская спортивная школа в 1979 году. На картине изображён спортивный зал, в котором некоторые гимнастки занимаются с тренером, а другие отдыхают, ожидая следующую часть тренировки

Читайте также: