Историческое сочинение церковный раскол

Обновлено: 04.07.2024

1645-1676 гг. - период царствования Алексея Михайловича Романова, второго монарха из новой российской династии.

Алексей Михайлович получил прозвище Тишайшего, хотя время его правления никак нельзя было назвать спокойным. В 1648 г. в Москве начался т. н. Соляной бунт, вызванный введением дополнительной пошлины на соль. Восставшие устроили в городе настоящий погром. Бунт удалось подавить, но московские события стали примером для новгородцев и псковичей.

Новгородское и псковское восстания (1650 г.) были вызваны значительным повышением цен на зерно. В Пскове восставшие добились успеха: правительство приняло их требования.

В 1662 г. начался московский Медный бунт. Он был вызван финансовыми затруднениями. Правительство начало выпуск медной монеты, объявив ее равноценной серебряной, но налоги по-прежнему собирались серебром. Восстание было жестоко подавлено.

В 1670-1671 гг. на юге России началось восстание, возглавленное Степаном Разиным. В него входили самые разные социальные слои населения. Разину удалось взять Царицын и Астрахань, но осада Симбирска окончилась неудачей. Царская армия разгромила войско восставших, а вскоре сами казаки выдали Разина, и он был казнен. Восстание удалось подавить.

В 1649 г. было принято Соборное Уложение Алексея Михайловича - новый свод государственных законов. В нем юридически закреплялось крепостное право. Многие статьи Уложения были направлены на развитие помещичьего землевладения и ограничение церковного.

В Уложении появились статьи, защищающие и укрепляющие авторитет царской власти. Тем самым российское государственное устройство приближалось к самодержавной монархии.

Возрастает значение приказов, численность которых в это время достигает 80. Самыми главными приказами были: Посольский, Поместный, Счетный и др.

В 1652 г. новым патриархом становится Никон, с именем которого связано начало русского церковного Раскола. Никон провел масштабную церковную реформу. Главные изменения касались обрядности (запрет двоеперстия, изменение богослужебных книг). При этом патриарх хотел подчинить себе царскую власть. Борьба длилась до 1666 г., пока на церковном Соборе Никона не приговорили к ссылке. Этот же Собор проклял всех старообрядцев.

Во внешней политике Алексея Михайловича огромное значение имело воссоединение России с Украиной.

Украинские земли вошли в состав Польши в 1569 г. Крестьянство находилось в очень тяжелой зависимости от польских помещиков. Ситуация усугублялась бурным натиском католичества. Православное население было значительно ущемлено в правах по сравнению с католиками.

С конца XVI века на Украине происходили постоянные восстания казаков, подготовившие будущую национально-освободительную борьбу. В 1648 г. во главе очередного восстания встал Б. Хмельницкий, который сразу же обратился за помощью к русскому царю. Однако Алексей Михайлович опасался противостояния с поляками и не верил в успех Хмельницкого.

Однако восставшим удалось одержать ряд серьезных побед. В 1653 г. в Москве было принято решение о вхождении Украины в состав России. В 1654 г. это решение было подтверждено на Раде в Переяславле.

Присоединение Украины привело к новому обострению русско-польских отношений. Русская армия сумела захватить Смоленск и большую территорию в Восточной Белоруссии, но в это время на польские земли вторглись шведы. Война России со Швецией (1656-1661 гг.) закончилась подписанием Кардисского мира, по которому Балтийское побережье переходило к шведам. Русско-польская война длилась до 1667 г. По Андрусовскому перемирию Россия получала Смоленск, за ней закреплялись все присоединенные украинские земли.

Алексей Михайлович скончался в 1676 г., став яркой фигурой в русской истории. За годы его правления окончательно оформился самодержавный строй. Главным успехом во внешней политике стало включение украинских земель в состав России.

Никон (в миру Никита Минин или Минов) – московский патриарх в 1652-1666 гг., который изменил существовавшие в тогдашней церкви обрядовые традиции, в целях её унификации с церковью греческой. Это вызвали раскол Русской церкви и возникновение старообрядчества.

Разумеется, церковный раскол не входил в планы Никона и других православных реформаторов. Наоборот, они ожидали, что эти меры укрепят московскую церковь и позиции православия в Русском государстве. Причины преобразований патриарха лежали в многих мелких отклонениях московского варианта православия от первоисточника.

Во-первых, Никон начал приводить московские богослужебные книги в полное соответствие с греческими. Ведь в ходе многолетнего переписывания вручную было допущено немало ошибок и описок, искажающих смысл перевода. Во-вторых – обряды, в отправление которых за долгие годы тоже закрались разные мелкие искажения, он привёл в соответствие с первоначальными, взятыми из Константинополя.

Однако эти реформы могли пройти безболезненно только при условии постепенного введения новшеств. Поспешность и жёсткий характер преобразований породили протест и раскол в церкви. Множество людей категорически отказались принимать новые церковные книги и обряды, усмотрев в этом угрозу своей вере, полученной от отцов и дедов. Репрессии против них лишь усиливали сопротивление.

Патриарх Никон

Вторым направлением деятельности Никона стало возвеличивание патриаршей власти, попытка поставить её даже выше власти царя. Московский патриарх смешивался в дела государства и хотел основать в России, так сказать, аналог папизма. Вначале царь Алексей Михайлович находился под влиянием Никона, и патриарх даже правил де-факто во время отсутствия государя в столице.

Влияние деятельности патриарха Никона на последующую историю нашей страны огромно. Вследствие проведённых под его руководством реформ Русская церковь раскололась на официальную и старообрядческую. Сотни тысяч людей, не подчинившиеся новым религиозным правилам, оказались вне закона. Многие из них были казнены или совершили ритуальное самоубийство; прочие бежали в малолюдные места, где их не могла достать государственная власть. Окончательно старообрядцев уравняли в правах с другими жителями России только в начале ХХ века.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пример исторического сочинения по периоду: 1645-1676 г.

Историческое сочинение Период:1654-1676

1654-1676- это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провёл много преобразований практически во всех сферах общественной жизни страны, подготовил основу для будущих реформ Петра 1.Назову наиболее важные из них.

В подготовке Соборного уложения активное участие принимал сам царь Алексей Михайлович, по рекомендации которого был созван 1648 году Земский собор, разрабатывавший основные положения уложения. Царь зорко следил за работой собора, стремился, чтобы в новом законодательном сборнике были отражены основные вопросы.

Данный исторический период вошёл в историю и как период раскола Церкви. Начало ему было положено в 1654 году, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Нововведения не все восприняли положительно. Возникло такое явление, как раскольничество — оппозиция, не согласная с реформой Никона. Возглавлял её протопоп Аввакум. Значение реформы велико, так как она унифицировала религиозные обряды, каноны, укрепив власть и роль церкви в стране. Однако реформа надолго расколола христиан и привела к появлению староверов.

Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, имели авторитет в стране. Оба понимали, что необходимо реформирование церкви. Однако Аввакум не принял те методы, которые использовал Никон, хотя в основном разногласия не затрагивали основ церкви.

Реформа Никона привела к и усилению роли церкви в стране, и к централизации власти. Правда, стремление поставить церковную власть выше царской привело к тому, что царь перестал поддерживать Никона и в конце концов Никон был низложен и отправлен в ссылку.

Роль Аввакума в том, что он положил начало раскольничеству, личным примером показал верность своим принципам. Старообрядцы есть и в современной России, они так и не приняли реформу Никона.

Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями в период правления Алексея Михайловича.

Оба события — и принятие Соборного уложения, и реформа Церкви — были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью народа в создании чётких и ясных законов как государственных, так и церковных, были подготовлены всем ходом предыдущего развития страны.

Результатом данных событий (то есть следствием) стало укрепление центральной власти, власти царя, усиление роди Церкви в государстве, укреплению России в целом.

Алексей Михайлович Романов правил в течение продолжительного периода времени- 31 год .Его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, значительное развитие получила экономика, стали привлекаться иностранные специалисты, продумана система таможенного контроля проводилась политика протекционизма. Соборное уложение стало на два десятилетия основным законодательным актом страны. Были большие успехи и во внешней политике: подписано много мирных договоров со странами, усилилась международная торговля, была присоединена значительная территория и прежде всего это в 1654 году воссоединение Украины с Россией. Активно осваивались Дальний Восток и Сибирь.

Но с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче окончательно юридически закрепилось крепостное право, значительно ухудшилось положение простого народа. Пример того — Соляной и Медный бунты, крестьянская война под предводительством Степан Разина.

Эпоха правления Алексея Михайловича — это период укрепления государства, создание базы для реформ Петра Первого.

Содержание церковной реформы XVII века. Предпосылки и причины возникновения раскола русской православной церкви, его сторонники, преследования раскольников. Конфликт церкви и светской власти. Противостояние Никона с Алексеем Михайловичем, падение Никона.

Рубрика История и исторические личности
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 02.10.2016
Размер файла 18,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА И РАСКОЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XVII ВЕКЕ

Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вести исправления.

Содержание церковной реформы

церковный реформа раскол православный

Возникновение раскола

Старообрядчество

Не приняли реформ Никона монахи Соловецкого монастыря. Вплоть до 1676 г. мятежный монастырь выдерживал осаду царских войск. Восставшие, считая, что Алексей Михайлович стал слугой Антихриста, отказались от традиционной для православия молитвы за царя.

Причины фанатического упорства раскольников коренились, прежде всего, в их уверенности, что никонианство - порождение сатаны. Однако сама эта уверенность питалась определенными социальными причинами.

Среди старообрядцев были и представители господствующих слоев, например боярыня Морозова и княгиня Урусова. Однако это все же единичные примеры.

Основную же массу раскольников составляли крестьяне, уходившие в скиты не только за правой верой, но и за волей, от барских и монастырских поборов.

Идеология раскола, строившаяся на неприятии всего нового, принципиальном отвержении любого иноземного влияния, светского образования, была крайне консервативна.

Конфликт церкви и светской власти. Падение Никона

Властный Никон стремился возродить то соотношение светской и церковной властей, которое существовало при Филарете. Никон утверждал, что священство выше царства, поскольку представляет Бога, а светская власть - от Бога. Он активно вмешивался в светские дела.

Отстранить патриарха не мог ни царь, ни церковный собор. Только в 1666 г. в Москве состоялся церковный собор с участием двух вселенских патриархов - антиохийского и александрийского. Собор поддержал царя и лишил Никона патриаршего сана. Никон был заключен в монастырскую тюрьму, где умер в 1681 г.

Вопрос о соотношении светской и церковной властей был одним из важнейших в политической жизни Русского государства XV-XVII вв. В XVI в. господствующее иосифлянское направление в русской церкви отказалось от тезиса о превосходстве церковной власти над светской. После расправы Грозного над митрополитом Филиппом подчинение церкви государству казалось окончательным. Однако ситуация изменилась в годы Смуты. Авторитет царской власти из-за обилия самозванцев и череды клятвопреступлений пошатнулся. Авторитет же церкви, благодаря патриарху Гермогену, возглавившему духовное сопротивление полякам и принявшему от них мученическую смерть, ставшей важнейшей объединяющей силой, возрос. Еще больше возросла политическая роль церкви при патриархе Филарете, отце царя Михаила.

Раскол в русской православной церкви произошел по следующим причинам:

· Необходимость церковной реформы в середине XVII в. с точки зрения установления единообразия богослужения.

· Стремление светской и церковной властей провести исправление книг и обрядов по греческим образцам ради укрепления ведущей роли Московского государства в православном мире.

· Сочетание социальных и сугубо религиозных мотивов в возникновении старообрядчества.

· Консервативный характер идеологии раскола.

Противостояние Никона с Алексеем Михайловичем является последним открытым конфликтом церкви с государственной властью, после которого речь идет лишь о степени подчиненности церкви светским властям.

Список литературы

2. Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах. - М.: Языки славянской культуры, 2004

3. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 1995.

4. Ишимова А.О. История России для детей, М.: Астрель, 2011.

5. Ключевский В.О. Русская История: полный курс лекций, М.: Феникс, 2011.

6. Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. - Барнаул, 1999

7. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М, 2012.

8. Христианство: энциклопедический словарь, том I. - Москва, 2013.

Подобные документы

Положение дел в Русской Православной Церкви в первой половине XVII в. Сущность церковной реформы Патриарха Никона. Секуляризационные тенденции в Русской Православной церкви во второй половине XVIII в. Либерализация церковной политики начала XX в.

дипломная работа [97,6 K], добавлен 29.04.2017

Неразрывная связь истории русской Церкви с историей России. Причины церковного раскола в XVII веке. Церковная реформа патриарха Никона, исправление богослужебных книг. Появление раскольников, неистовый Аввакум. Социальные корни церковного раскола.

доклад [1,9 M], добавлен 13.02.2011

История Русской Церкви. Церковная реформа и возникновение раскола в Русской Церкви и в русском обществе. Значение Никоновской реформы и последствия раскола. Разногласия между староверами. Иерархия новообрядческой Церкви в конце XVII – начале XVIII веков.

контрольная работа [29,5 K], добавлен 11.12.2014

Рассмотрение задач церковной реформы середины XVII века. Причины раскола Русской православной церкви. Анализ особенностей осуществления церковной реформы патриархом Никоном. Характеристика духовных предпосылок проведения церковной реформы XVII века.

дипломная работа [87,9 K], добавлен 23.04.2016

События, связанные с церковной реформой Никона. Предпосылки, причины и последствия раскола Русской православной церкви. Жизнь и деятельность патриарха Никона. Соловецкое сидение, стрелецкий бунт. Идеолог и символ движения раскольников – протопоп Аввакум.

Читайте также: