Историческая правда состоит из молчания мертвых сочинение

Обновлено: 07.07.2024

История России — борьба невежества с несправедливостью.

(М. Жванецкий)

Каждый может творить историю, но лишь великие люди способны ее писать. (О. Уайльд)

Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо.

(У. Черчиль)

О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом — историки, о светлом настоящем — журналисты.

(Ж. Петан)

Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого — одно уголовное дело.

(Ф. Тютчев)

Рядом с историей политика – не более чем анекдот.

(С. Дали)

Историческая правда состоит из молчания мертвых.

(Э. Рей)

Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать.

(Б. Рассел)

То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный урок истории.

(О. Хаксли)

Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история.

(Г. Гейне)

В истории любого народа найдется немало страниц, которые были бы великолепны, будь они правдой.

(Д. Дидро)

История мира — это биография великих людей.

(Т. Карлейль)

История повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.

(К. Маркс)

В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений.

(В. Ключевский)

История — это союз между умершими, живыми и еще не родившимися.

(Э. Бёрк)

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

(В. Ключевский)

Революции — локомотивы истории.

(К. Маркс)

История учит, что всюду, где слабые и невежественные люди обладали чем либо, что хотели иметь люди сильные и образованные, первые всегда уступали это по доброй воле.

(М. Твен)

Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.

(И. Гёте)

(О. Холмс)

Всемирная история — это всемирный суд.

(И. Шиллер)

Человеческая история, лишенная идеи прогресса, представляет лишь бессмысленную смену событий, вечный прилив и отлив случайных явлений, которые не укладываются в рамки общего мировоззрения.

(Л. Мечников)

История — это картинная галерея, где мало оригиналов и много копий.

(А. Токвиль)

История повторяется, потому что не хватает историков с фантазией.

(С. Лец)

История — это правда, которая в конце концов становится ложью. Миф — это ложь, которая в конце концов становится правдой.

(Ж. Кокто)

История — это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся.

(Ш. Монтескье)

Талант историка состоит в том, чтобы создать верное целое из частей, которые верны лишь наполовину.

(Ж. Ренан)

Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная обязанность историка, в умном деле найти смысл сумеет всякий философ.

(В. Ключевский)

Чем менее история правдива, тем больше она доставляет удовольствия.

(Ф. Бэкон)

Вся наша история — вымысел, с которым все согласны.

(Вольтер)

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

(М. Сааведра)

В истории… ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.

(Ф. Энгельс)

Что такое человек, можно узнать не путем размышлений над самим собой и даже не посредством психологических экспериментов, а только лишь из истории.

(В. Дильтей)

Нравственность — душа истории.

(Ж. Жубер)

Никогда ещё в истории ни одно государство не было создано мирной хозяйственной деятельностью.

"История есть совокупность преступлений, безумств и несчастий, среди которых замечаются некоторые добродетели, некоторые счастливые времена, подобно тому, как среди дикой пустыни там и сям обнаруживаются человеческие поселения" - сказал в своё время Вольтер, французский философ-просветитель XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк и публицист.

"История самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики" – так высказалась на эту тему Инди́ра Приядарши́ни Га́нди — индийский политик, единственная женщина — премьер-министр Индии. Занимала пост премьер-министра с 1966 по 1977 год, а затем с 1980 года вплоть до дня её убийства в 1984 году. Таким образом, она является вторым по длительности службы премьер-министром Индии после отца.

"История умалчивает о многих историях", - заявил польский публицист и афорист Юзеф Булатович.

Не менее интересно оценил историю и В.А. Зубков: "История — это в большинстве своем трагедия народа по глупости венценосных особ, тщеславных политиков, а также явных проходимцев". Ви́ктор Алексе́евич Зубко́в —российский политик и экономист. С 2001 по 2007 годы руководитель финансовой разведки РФ. С 2007 по 2008 глава Правительства России и по 2012 год — первый заместитель председателя правительства России в составе.

Интересную мысль заявил О́тто Эдуа́рд Леопо́льд фон Би́смарк-Шёнхаузен, — первый канцлер Германской империи, осуществивший план объединения Германии. При выходе в отставку получил ненаследуемый титул герцога Лауэнбургского и чин прусского генерал-полковника в ранге генерал-фельдмаршала.

«Есть десятки способов вытянуть русского медведя из берлоги, но неизвестно ни одного, как его загнать обратно", - писал Бисмарк.

Следующая фраза сказана кем-то из западных политиков: "Русские никогда не наносят удар первыми. Они бьют всегда вторыми. Но могут ударить сильно и не раз. Количество раз остаётся за ними. Наша задача, чтобы эти удары были не сильнее наших. У них такой менталитет и мы должны его использовать".

ЗАКОН УИМСА: "Исторические заблуждения долговечнее исторических фактов". Мейсон Лок Уимс, которого обычно называли Парсон Уимс, был американским книжным агентом и автором, написавшим первую биографию Дж.Вашингтона.

Выдающийся мыслитель, поэт и просветитель Григорий Сковорода прожил богатую событиями жизнь, которая после смерти обросла легендами. Некоторые факты из жизни Сковороды и по сей день вызывают сомнения.

О Григории Сковороде рассказывали фантастические вещи. Так, например, говорили, что он умел предрекать будущее, вел аскетический образ жизни и при этом являлся настоящим женоненавистником. Впрочем, Сковорода и без экзотического антуража был крайне интересным человеком: странствующий философ обладал уникальным умом, знал семь языков, играл на музыкальных инструментах, любил независимость, не боялся властей, уважал людей несмотря на их происхождение и раздаривал беднякам все, что имел.

Необыкновенные способности

Григорий родился 3 декабря (по новому стилю) 1722 года в незнатной семье - в селе Чернухи возле Полтавы, в семействе малоземельного казака Саввы Сковороды. Гриша был вторым ребенком после старшего Степана.

В детстве он отличался от сверстников задумчивым и загадочным нравом: любил убегать из дома, чтобы посидеть под вербой, поиграть на сопилке (духовом музыкальном инструменте), подаренной старым кобзарем, поразмышлять и понаблюдать за природой. У дьяка-скрипача Григорий был любимчиком, потому что поражал своей любознательностью, умом и красивым голосом.

В детстве Григорий мечтал стать музыкантом. Дьяк научил его нотной грамоте и поставил первым певцом в церковном хоре. Он давал читать ему разные, порой весьма серьезные книги еще тогда, когда Григорию было лишь пять лет. Все видели, что ребенок этот необыкновенный и одарен сверх меры: мальчик любил учиться и со временем овладел игрой на сопилке, флейте, скрипке, гуслях, лире, бандуре. Легче назвать инструмент, которым он не владел.

После учебы в сельской школе Григорий поступил в Киево-Могилянскую академию и проучился там три года. Но его имя в списках учащихся почему-то не сохранилось. За эти годы он выучил латынь, древнегреческий, древнееврейский, немецкий, польский, русский языки. Учеба давалась легко, в науке ему не было равных. Единственным, кто мог его опередить, был Симеон Миславский - будущий киевский митрополит Самуил. Но учебу Григорий так и не закончил, так как еще с тремя музыкантами поехал на конкурс, объявленный императрицей Елизаветой Петровной.

В большом миру

Григорий Сковорода

Победив, он стал лучшим украинским голосом и певчим Придворной капеллы Санкт-Петербурга. За свои труды Григорий получал 25 рублей в год - по тем временам совсем не малые деньги.

В Санкт-Петербурге украинский певчий сблизился с графом Алексеем Разумовским и русским философом Григорием Тепловым, который был выходцем из семьи истопника, а в результате трудолюбия и выдающихся способностей стал сенатором и тайным советником.

В 1744 году Сковорода приехал в Киев в составе свиты императрицы. Он уволился с должности певчего и вновь поступил в Киево-Могилянскую академию, где слушал лекции выдающихся преподавателей - Григория Конисского и Мануила Козачинского. Здесь же он повстречался с Василием Барским, киевским путешественником и паломником, который весьма повлиял на его мировоззрение.

В конечном итоге за дерзость епископу в 1754 году его уволили из Переяславского коллегиума.

После этого Григорий стал домашним учителем дворянского юноши Васи Томары. Но родители Василия - переяславский полковник Степан Томара и его жена Анна Кочубей - невзлюбили молодого учителя, державшего себя с большим достоинством. Вскоре ему пришлось покинуть полковничий дом.

Вернувшись из Москвы, философ несколько лет снова жил в семье у Степана Томары, продолжая обучать его сына: родители неглупого юноши (впоследствии Василий стал сенатором и действительным статским советником) поняли, что методы Сковороды в самом деле работают, позволяя получить отличные знания.

В 1759 году учитель и богослов отправился в Харьков для преподавания в местном коллегиуме. Там он учил студентов, переводил Плутарха, работал над своими трудами. Однако из-за преследований и доносов служителей культа ему пришлось уволиться и жить около 2 лет в селе Старица близ Белгорода.

Там он познакомился с харьковским студентом-богословом Михаилом Коваленским, который стал его учеником и другом. Вокруг них в Харьковском коллегиуме сформировалась группа сподвижников.

Однако после ряда конфликтов с властью философ понял, что его деятельность власти неугодна, и поэтому больше официальных должностей не занимал. Он решил странствовать, наблюдать жизнь во всех проявлениях, чтобы постичь ее сокровенную глубину и смысл.

С этого времени около 25 лет, до самой смерти он путешествовал по всей Малороссии, Приазовью, Слободской, Воронежской, Орловской, Курской губерниям, в землях Дона. В этих походах мыслитель не разлучался с Библией, сопилкой, флейтой и своими трактатами. Он никогда не планировал походы, просто просыпался и шел. Носил полотняную одежду, ходил в ботинках, а не босиком, любил прокатиться на телеге. В дороге пил только воду и ел хлеб, хотя любил и изысканные вещи, которые ему дарили богатые друзья.

Этот дерзкий ответ привел к тому, что философа прогнали из дворца. Но Григорий не обиделся: он продолжал путешествовать и работать над философскими трактатами. Интересно, что во всех произведениях Сковороды ни разу не упоминается женщина - всю свою жизнь он избегал любых отношений с прекрасным полом. Впрочем, он не был свирепым женоненавистником, каким его иногда представляют. Возможно, причиной такого поведения стало то, что в 30 лет он полюбил дочку майора с хутора Валки - красавицу Елену. Она ответила взаимностью. Молодые люди обручились, хотя до женитьбы дело не дошло, так как Григорий не представлял жизнь без странствий, открытий и полной свободы.

Свое счастье мыслитель видел не в славе и не в жизни во дворцах, а в жизни по совести, где путь в счастье - самопознание.

Философ-мыслитель обладал даром предвидения. Он точно предсказал дату своей смерти и перед этим даже выкопал себе могилу. Незадолго до кончины, когда ему было 70 лет, он пешком прошел 300 верст до Орловщины, где жил его ученик Коваленский, чтобы передать тому рукописи произведений.

А 9 ноября 1794 года он умер. Это случилось в селе Ивановка, которое сегодня называют Сковородиновка.


"Историческая правда состоит из молчания мертвых."

Этьен Рей

Каждый раз, когда я смотрю исторический фильм или читаю историческую прозу, задумываюсь: "А насколько верны те или иные утверждения?". Ведь по факту, никто не знает что было на самом деле сто, тысяча, десять тысяч лет назад. Да что там, мы не знаем что сейчас творится на самом деле в мире, что уж говорить о прошлом?
А ведь может оказаться и так, что мифы и легенды куда более приближены к истине, чем чьи-то письмена из прошлого.

Что ж, навязывать нам могут что угодно и сколько угодно, но окончательный выбор "верю/не верю" остается за нами.

Книга "Энтропия" - очень интересный вариант прошлого, связанного с Египтом. Сколько же версий, касательно происхождения как пирамид, так и самих египтян - не счесть. Но что мне нравится в различных вариантах, так это развитое воображение тех, кто выдвинул ту или иную теорию. И я получаю огромное удовольствие от того, когда примеряю ту или иную версию на "а что, если это действительно так". Лично я никогда не отрицаю даже самые смелые предположения: чем они фантасмагоричней - тем больше хочется верить в них.

И вот подошла пора примерить "верю" к предположению о значении пирамид, выдвинутому в книге "Энтропия". Я понимаю, что это художественная книга и я ни в коем случае не рассматриваю ее, как реальные гипотезы. Но мне интереснее так читать, когда представляю, что всё, написанное в книге - реальность.

Сюжетные линии

Что меня всегда восхищало в некоторых книгах, так это наличие нескольких сюжетных линий, отличных по хронологии, героям, даже подачей материала, но связанных между собой. Так, в данном произведении книгу можно смело поделить на две основные линии: первая - времена Древнего Египта, вторая - наше время.

Кроме того, эти две основные линии также делятся еще на части. Там, где Древний Египет, читатель увидит истории жизни трёх человек. А в другой линии нам показывают прошлое главных героев и их настоящее.

Казалось бы, в хаотичном порядке разбросанный линии и под/линии, но когда читаешь текст, в голове четко формируется вся эта паутинка, которую трудно выразить словами, но легко представить в голове.

Сюжетные ходы. Идеи и необычности

Мне очень понравилась задумка совместить "секрет бессмертия" с "пирамидами". И что интересно, в это легко веришь. Я с превеликим удовольствием наблюдал за происходящим в Древнем Египте: как за ритуалом, в котором могут участвовать только фараоны, так и за апокалипсисом, пришедшим после появление красной коровы. Тут же и появление людей из других миров. Тут же и мумифицированная рука, мстящая за своего бывшего владельца. Даже если выделить историю про Египет отдельно - она сумеет существовать без всякой привязки к другой главной сюжетной линии и будет не менее интересна. Вышло здорово.

Реинкарнация. Египетский принц и бывший военный, служивший в Чечне. Что между этими двумя может быть общего? А ведь может. Я не так уж и часто встречал в книгах эту тему о повторном воплощении души после смерти тела, но она мне нравится. Как сейчас помню: в детстве посмотрел фильм про реинкарнацию Далай-Ламы и после этого еще долго думал, а кем же я был в прошлой жизни. В общем, было довольно любопытно наблюдать, как обе истории одной души переплетаются в книге.

Отдельно отмечу хроники Романа, главного героя. Детство, армия, Чечня и послевоенное время - об написано так, что когда читаешь, представляешь себя на месте Ромы. Попадались моменты, когда действительно поступки и мысли персонажа совпадали с моим прошлым. Я имею в виду не судьбу, но те повседневные мелочи, которые не замечаешь, но они являются неотъемлемой частью жизни каждого обычного человека.

Замечу, что Египет и жизнь Ромы написаны немного в разных стилях. Даже атмосфера разная. Это помогает быстрее перестраиваться с одной сюжетной линии на другую.

Жанры и развитие сюжета

К какому жанру можно отнести книгу "Энтропия"? О, тут можно назвать даже несколько.
В первую очередь, это мистика, так как речь в книге идет о бессмертии и реинкарнации.
Так как в книге немалая часть отводится для описания жизни трёх персонажей во времена Древнего Египта, то можно назвать её исторической прозой.
Роман постоянно куда-то ездит, летает, разузнает о делишках своего босса - по описанию всё указывает на приключения.
Можно было бы назвать книгу боевиком, но "той самой" динамики, что присуща этому жанру, нет. Хотя начало произведения, когда Роман со своим отрядом участвует в вылазке/разведке, очень даже неплохо описано и я думал, что меня ждет впереди именно боевик.

Теперь, что касается развития сюжета.

На моё удивление, в книге нет перестрелок, кровавых убийств на каждом шагу, погонь. Еще раз повторюсь: я ожидал этого всего из-за такого "боевикового" начала книги. И, в общем, по развитию сюжета у меня нет никаких претензий. Только одна деталь бросается в глаза на фоне действительно интересных и увлекательных приключений. На протяжении всей книги читатель наблюдает, как нарастает интрига, как герой вот-вот столкнется лоб в лоб со старым врагом-предателем и раскидает всю охрану своего боса. Вот прям чувствовалось кульминационное разрешение конфликта и. я почувствовал себя обманутым, так как ничего подобного не было. Возможно, всё мною описанное выше - ждёт читателя в следующей части ещё пока безымянного цикла, где первой книгой является "Энтропия". Тем не менее, мне не хватило конфликта. Нагнетание обстановки и "накал страстей" - было, а разрешение проблем и разрядки не увидел. Вмешалась третья сила и всё само собой рассосалось. Кажись, раньше бы это назвали "Deus ex machina".

Персонажи

Каждый герой, даже если он второстепенный, вышел на славу. У всех персонажей есть пусть и маленькая, но своя история. У меня ни разу не возникло ощущение, что кто-то там картонный или штампованный. Но мне постоянно мозолила глаза одна деталь, которая может показаться не значительной, но из-за неё стираются отличия общения почти всех героев.
Что это за деталь?
Повторение. Да-да, именно повторение. Впервые я заметил, что Аристархович дублирует свои слова. И я тогда отметил - такое свойственно пожилым людям, тем более, "дубль" придает свою узнаваемость этому персонажу. Но вот после общения со своим босом, я замечаю, что и Роман дублирует слова. Я подумал, что это отличный ход, как кривлянье или задумчивость, но задумчивость связанная с тем же самым босом. Что же я вижу дальше? "Дубль" распространился чуть ли не на всех персонажей. И то, что раньше казалось изюминкой в речи Аристарховича, теперь стало похожестью всех диалогов.

Подвожу итоги

Не смотря на две мои придирки, я остался доволен книгой. Было очень интересно читать про Египет, поиск бессмертия, размышления о реинкарнации. Да и приключения я люблю. А тут их полно.
Написан текст гладко, сюжет мастерски склеен из, казалось бы, отдельных сюжетных линий, но когда читаешь, в голове чётко представляется структура происходящего.
Я бы с удовольствием прочитал продолжении истории о Романе и его друзьях (и сестре). Как ни как, многие вопросы так и остались открытыми, а проблемы - не решенными.

Спасибо автору за увлекательный приключенческий роман "Энтропия". С удовольствием прочитал.
Желаю вдохновения для продолжения истории, и читателей для этого самого вдохновения. Удачи в конкурсе. Как по мне, книга вышла хорошей, а главное - добродушной и без насилия (а это редкость сейчас).

Читайте также: