Истоки русской культуры сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Древнерусская культура находилась в общем русле европейской культуры и характеризовалась высоким уровнем развития, о чём свидетельствует множество фольклорных, письменных и материальных памятников, сохранившихся до наших дней. Это объясняется тем, что на том этапе социально-экономическое развитие Руси, её социальная структура в целом мало чем отличались от других стран Европы. Свою роль сыграла и христианизация, во многом определившая магистральное направление культурного развития.

Формирование единого культурного пространства Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён. Она также испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности. Культурный синтез достижений восточных славян и Византии способствовал созданию уникальной культуры Древней Руси.

Традиционность жизненного уклада средневекового человека определяла весь его жизненный путь. Уже при рождении он имел определённый сословный статус, изменить который у него возможности практически не было. Исходя из сословной принадлежности человек получал и профессию, даже не задумываясь о её смене в будущем. Мальчиков, родившихся в крестьянских семьях, уже с малых лет брали на полевые работы, приучая к тяжёлому повседневному труду. Девочек обучали ведению домашнего хозяйства. В то же время сын ремесленника перенимал у отца секреты его ремесла, а отпрыск боярина или дружинника с детства обучался ратному делу.

Традиционные семейные отношения на Руси исключали конфликты отцов и детей. Наоборот, каждое следующее поколение воспитывалось в духе глубокого уважения и почтения к старшим, послушания родителям. Даже когда дети создавали собственные семьи, они перед совершением какого-либо важного поступка должны были обращаться за родительским благословением, что создавало прочную религиозно-нравственную основу взаимоотношений между поколениями. Именно на том этапе были заложены фундаментальные основы общинной психологии русского крестьянства, определившие его развитие на многие столетия вперёд.

Тем не менее, нельзя говорить о полном бесправии женщин на Руси. Они были наделены правом собственности: боярыни владели сёлами, крестьянки — своим приданым. Женщины могли требовать развода в случае, если уличат мужей в краже, пьянстве или насильственном принуждении к вступлению с ними в интимные отношения.

Многолетние наблюдения за окружающей природой привели к созданию народного календаря, имевшего неразрывную связь с сезонными работами крестьян: жатвой, посевом, сенокосом, сбором овощей и др. Эти же наблюдения стимулировали развитие народной медицины, основанной на знании о лекарственных свойствах многих трав и растений. Тем не менее, знание природы, бережное к ней отношение в большинстве случаев не спасало современников Древней Руси от последствий стихийных бедствий, голодных лет или эпидемий. Об архаичности их мышления свидетельствует и наличие огромного количества суеверий, не поддающихся рациональным объяснениям.

Письменность и летописание

Распространение славянской письменности, созданной братьями Кириллом и Мефодием, начинается в X веке. Во 2-й половине IX в. братья из Фессалоник (Византия) создают глаголическое письмо (глаголицу). Переработав её с учётом особенностей греческого алфавита, в 863 г. эти просветители и проповедники христианства создали первую славянскую азбуку — кириллицу. Наиболее ранняя надпись, сделанная на Руси кириллицей, датируется первой четвертью X в.

Кирилл и Мефодий

Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) — славянские просветители и проповедники христианства IX в., создатели славянской азбуки. Возведены в ранг святых как Православной, так и Римско-католической церковью.

Принятие христианства послужило мощным стимулом к дальнейшему развитию письменности, грамотности. Основными центрами грамотности были монастырские и церковные школы, первая из которых возникла ещё в годы княжения Владимира Великого. Кроме чтения и письма, в них преподавались богословие, диалектика, риторика и др. В конце XI в. при Андреевском монастыре была открыта первая женская школа.

О достаточно высоком уровне грамотности в период Древней Руси свидетельствуют многочисленные изделия ремесленников с нанесёнными на них надписями. Это могли быть пряслица, глиняная посуда, обувь и др. На сегодняшний день обнаружено немало граффити (надписей) на стенах древнерусских монастырей и церквей. Большинство из них содержат обращения к Богу за помощью.

В середине XX в. в Новгороде археологами было обнаружено несколько сотен берестяных грамот. Позже их находили и в других городах — Пскове, Смоленске, Полоцке. Для письма использовали так называемое писало — металлическую или костяную палочку с заострённым концом, с помощью которой процарапывались тексты. На бересте писали завещания, решали хозяйственные вопросы, выражали чувства и пр.

Всего из домонгольского периода развития Руси до нас дошло около 150 книг, большинство из них украшено различными рисунками-миниатюрами. В дальнейшем миниатюра стала неотъемлемой составляющей книжного дела, выполняя функции художественного оформления и иллюстрации к тексту. В 1037 г. при Софийском соборе была открыта первая библиотека.

Нестор

Литература

Архитектура

При строительстве жилья и оборонительных сооружений славяне издревле использовали местные материалы и опирались на традиции, достигавшие ещё трипольской культуры. В условиях лесостепи основными строительными материалами были дерево и глина. Для русской деревянной архитектуры были характерны многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением в русском зодчестве. Городские и сельские жители обитали в полуземлянках с земляным полом или деревянных избах. Князья и бояре жили в теремах.

Христианство требовало соблюдения определённых канонов религиозной службы, которая обязательно должна была проходить в стенах храмов. Поэтому вскоре после крещения Руси начинается строительство церквей. Васильевская, построенная из дерева по образцу храма в Корсуне, и возведённая в 996 г. двадцатипятиглавая Десятинная, или Богородицкая — первая каменная церковь в Киеве. Она была возведена греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями. На сегодняшний день от этого сооружения сохранился лишь фундамент, а сама церковь была разрушена во время монгольского нашествия.

Со временем древнерусская культура строительства стала всё больше отличаться от иностранных традиций зодчества. Ей было присуще использование глубоких (до 4 метров) и широких фундаментов, для возведения которых использовали грубый камень, залитый цементом (так называемая рустика). Стены выкладывались из тонких кирпичных полос, чередовавшихся с толстыми слоями цемента особого состава, в котором в качестве основного компонента выступала известь.

Шедевр древнерусской архитектуры — 13-купольный Софийский собор в Киеве — возведён в 1037 г., согласно преданию, на месте, где состоялся окончательный разгром печенегов. Он уже отражал сочетание славянских и византийских традиций. По замыслу создателей, храм Святой Софии символизировал Дом Премудрости Божией Софии, которую олицетворяли и вселенская христианская Церковь как собрание верующих, и как её прообраз — Матерь Божья. Киевская София строилась по крестово-купольной модели. Пять её нефов и тринадцать куполов образовывали символ шатра, медленно поднимавшегося снизу вверх к грандиозному центральному куполу, расположенному на величественном цилиндре с прорезями для изящных арочных окон.

Параллельно с ним в Киеве появились Золотые ворота — главные ворота города времён Древней Руси. Они были построены также в годы княжения Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами. Строились выдающиеся сооружения и в других городах Руси — Софийские соборы Новгорода (1050-е) и Полоцка, Спасо- Преображенский в Чернигове, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др. Всего сохранилось около 150 памятников древнерусской архитектуры домонгольского периода.

Живопись

Так как мозаики были очень дорогими в исполнении, большинство изображений в храмах и в княжеских палатах выполнялись в виде росписей краской — фресок. Фреска представляла собой рисунок, нанесённый водяными красками на влажную штукатурку. Богатым на сохранившиеся фрески оказался храм Святой Софии в Киеве. На них изображены дети Ярослава Мудрого, сценки бытового характера, княжеская охота. Храмы и соборы Чернигова, Ростова, Суздаля, Переяслава и других городов украшали фрески, иллюстрирующие сюжеты Святого писания.

Появились иконы, первоначально написанные греческими мастерами. Первым древнерусским иконописцем, имя которого сохранили письменные источники, был Алипий (Алимпий) Печерский — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров.

Алипий Печерский

Алипий Печерский (1065-1114) — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров. Первый древнерусский живописец из названных по имени.

Фольклор

Важной составляющей древнерусской культуры являлся фольклор — устное народное творчество, отражавшее повседневный быт и разнообразные представления средневекового человека об окружающем мире. К фольклору относят обрядовые действия, характеризовавшие взаимоотношения человека с природой. Среди его жанров: песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. Главными героями былинного эпоса были Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович — богатыри, стоявшие на страже родной земли. В свадебных, застольных, похоронных песнях (плачах) отражены уклад и особенности жизни людей того времени. Фольклор являлся важным элементом передачи жизненного опыта от поколения к поколению.

Ремесло

Славилась Древняя Русь и своими ремёслами. По подсчётам историков, в домонгольский период ремесленниками было уже освоено свыше 60 различных специализаций. В домах горожан нередко располагались кожевенные, ювелирные, ткацкие и прочие мастерские. Во всей Европе пользовались спросом изделия русских кузнецов: замки, самозатачивающиеся ножи и др. Также ремесленники занимались литьём колоколов, изготовлением стекла. С середины X в. получило широкое распространение производство кирпича — плинфы, пользовалась популярностью многоцветная керамика, совершенствовалась обработка дерева и кожи. Славились древнерусские ремесленники и как высококлассные мастера по изготовлению оружия (мечи, сабли, копья) и доспехов (кольчуги, шлемы, щиты). В XII в. оружейники уже освоили производство арбалетов с гранёными стрелами.

Христианская культура и языческие традиции

Многие годы древнерусская культура развивалась под влиянием языческой религии и мировоззрения. С принятием Русью христианства новая религия стала претендовать на изменение мировоззрения людей, восприятия окружающей действительности, а значит, и представления о красоте, эстетике, художественном творчестве. Тем не менее, оказав огромное воздействие на древнерусскую культуру, христианство всё же не смогло полностью искоренить её языческих истоков, которые органично вписывались в новую культурную реальность.

Ключевые даты

Основные понятия

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Укажите факторы, оказавшие, на ваш взгляд, наибольшее влияние на формирование культурного пространства Древней Руси.

Ответ. Формирование единого культурного пространства Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён, стоявших у истоков древнерусского государства. Она так же испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности. Большое значение имело принятие христианства.

Автором какого произведения древнерусской литературы является киевский князь Владимир Мономах?

Запишите термин, о котором идёт речь.

Художественное изображение, получаемое путём компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и прочих материалов.

Ермакова Наталья Викторовна

Доклад об истоках русской культуры на муниципальной ученической конференции в рамках VII образовательных Рождественских чтений "Вера. Культура. Образование. Цивилизационный выбор России от князя Владимира до наших дней".

ВложениеРазмер
doklad_markovoy_mariny.docx 41.98 КБ

Предварительный просмотр:

г.о. Троицк в г. Москве

Работу выполнила ученица
11 СГ класса
Маркова Марина

Учитель Ермакова Н.В.

Культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
Русская культура – это образ жизни русского народа, способ его мышления. Это целый мир – самобытный, богатый, многоликий – непостижимый, как загадочная русская душа и великий, как героический русский народ.
Истоки русской культуры уходят своими корнями в глубокую древность. Задолго до принятия Киевской Русью христианства, восточные славяне возводили не только избы, но и языческие храмы-капища. Украшали их вырубленными из дерева и камня божествами – Перуном, Сварогом, Велесом. Умели мастерски изготавливать красивые украшения из бронзы и даже золота.
Византия сыграла огромную роль в развитии древнерусской культуры. Если быть точным, то правильнее будет говорить именно о влиянии византийской культуры на русскую, а не их взаимодействии. У Византии Русь позаимствовала свой государственный герб – двуглавый орёл, взирающий на Запад и Восток. Оттуда же на Русь пришла идея о неразделимости Церкви и царства.
Именно из Византии в Древнюю Русь пришло строительство величественных по размерам и изящных по красоте каменных зданий с использованием сводчатых и купольных перекрытий. Огромным было также влияние византийской художественной культуры. Наиболее сильно оно сказалось в архитектуре, мозаике, фреске, иконописи, а также в прикладном искусстве - в ювелирном деле и обработке камня.
В живописи византийское влияние было более продолжительным. Наиболее ярко оно проявилось в фреске и особенно в иконографии.
При этом следует иметь в виду, что Византия того времени достигла наивысшего уровня средневековой культуры. Так что ее влияние было самым благотворным. К тому же через нее Русь осваивала богатейшее наследие античной греко-римской культуры. Разумеется, Русь не просто копировала чужую культуру, но творчески преобразовывала ее в соответствии со своими представлениями, традициями и вкусами, делая ее неповторимой.

Параллель между жизнью человека и земледелием была осознана античностью и составляла содержание елевсинских мистерий - главного религиозного таинства Древней Греции. В человеческом обществе в целом культура есть также благоустройство природной среды. Природная среда осваивается, границы ее расширяются, человек обживает дополнительное пространство. Все это, однако, подразумевает определенное понятие о благе. Оно исходит из более широкого во времени и пространстве представления о жизни, чем у природного существа, и связано прежде всего с религией. Отсюда второе значение слова культура - почитание высшего начала, ценностей, единых для некоторого сообщества людей. Все это образует культуру. Часто мы ассоциируем культуру только с ее отдельными плодами, однако это так же неправильно, как связывать культуру сада только с собранным урожаем, а не со способом возделывания почвы и т.д.

Каждое человеческое сообщество имеет свою культуру. Можно ли говорить о различных ступенях культурного развития общества? Из античности нам известно не только противопоставление культуры и природы, но также культуры и варварства. Вопрос о том, что хорошо и что плохо в культуре, сложен. Однако, можно указать на два свойства высокой культуры. Во-первых, она должна иметь определенное лицо, которое при этом выражает ее внутреннее содержание, т. е. ее ценности. Лицо культуры проявляется, как в представляющих ее личностях и общественных институтах, так и в культурных текстах. Лицо христианской культуры выражено в Библии, сочинениях отцов церкви, литературных произведениях и т.д. Во-вторых, культура должна быть способна к пониманию иного, к диалогу. В основе любой культуры лежит определенный диалог с природой или с высшим началом - Богом, но тем не менее эта способность свойственна культурам в разной степени. Заметим, что способность понять чужое и выразить свое есть также свойства языка. Таким образом, понятно, что язык есть как бы второе я или тень, без которой культура не существует. Диалогичность высокой культуры ведет к тому, что она предоставляет человеку жизненные альтернативы, допускает разные ответы на один и тот же вопрос. Культура создает защищенное пространство, где возможно более или менее свободное движение. Например, такой культурный феномен, как одежда, дает нам возможность до некоторой степени менять свой внешний облик. Полная свобода, однако, ведет к разрушению природных и социальных основ бытия, то есть к антикультуре. В варварском обществе все ответы на возможные вопросы жестко запрограммированы.

Как же функционирует культура в человеческом обществе? Безусловно, она реализуется через поведение отдельного человека и через поведение общества по отношению к нему. Поведение человека может регулироваться или жесткой системой правил или пониманием ценностей, свойственных данной культуре. За соблюдением обязательных правил и запретов следят властные структуры, роль которых могут играть род, семья и в первую очередь государство. Вместе с тем разворачивается и более свободная общественная и частная жизнь. В ее процессе человек взаимодействует с отдельной социальной, национальной или религиозной группой, ведет с ней диалог, а группы ведут диалог между собой.

Общество не только ограничивает человека, но и сообщает ему собственное понимание блага. В то же время и человек, и отдельная группа могут вносить изменения в систему ценностей. Такое развитие должно происходить, но не слишком быстро, без разрыва с традицией; общество создает особые институты, которые обеспечивают сохранение и развитие культуры. Эти институты прежде всего связаны с религиозным культом. Для европейских народов - это христианская церковь. Сохранение традиции в жизни общества олицетворяет храм - национальная или межнациональная святыня. С другой стороны, динамическая сторона культуры олицетворяется в рынке - месте, где происходит наиболее интенсивное общение людей между собой. В древних Афинах холм Акрополь, где находились храмы, и рыночная площадь - агора - представляли две стороны греческой культуры. В древнем Новгороде также существовало равновесие между соборной и торговой сторонами. Общество создает и другие регуляторы культуры - школу, печать, искусство и т.д. Между различными проявлениями общественной жизни и предписаниями власти могут возникать и постоянно возникают конфликты. Классический пример этого в условиях античной демократии - процесс против Сократа и его казнь. Необходимо иметь в виду и такие ситуации, когда власть предписывает изменить жизненные нормы, а общество вступает с нею в конфликт, отстаивая традицию.

Можно говорить о культуре отдельного человека, социальной или профессиональной группы, о культуре определенной эпохи. Наиболее важным является понятие культуры народа, связанного единым языком и относительном единством государственной и общественной жизни. Такая культура формируется в процессе исторического развития, несет в себе память о прошлом, и только она может быть основой будущего.

Первоначальным источником русской культуры была земледельческая культура древних славян, сложившаяся в 6-10 в. н.э. Эта культура, как любая языческая, была связана с почитанием природных сил, на котором основывалась духовная и материальная жизнь древнего человека. Духовная жизнь людей определялась в первую очередь осмыслением суточного и годового солнечного циклов и была теснейшим образом связана с календарем. В славянской культуре отчетливо прослеживается переживание смены времен годы, особенно заметное для обитателя русской равнины и тем более важное для земледельца.

Опоясан ношей крестной,

Всю тебя , земля родная,

В рабском виде Царь небесный

В еще большей степени Россия воспринималась, как земля Богородицы, образ которой связывался непосредственно с образом матери-земли, закрепляя единство древнеславянской и православной основ культуры.

Главным хранителем культурной традиции в России 11-17 веков была церковь. С ней были связаны распространение священных текстов, летописное дело и дела милосердия, составлявшие важную сторону общественной жизни Древней Руси. Православная церковь рождала великих подвижников: Феодосия Печерского, Сергея Радонежского и многих других борцов за единство Руси, за мир и согласие внутри нее. Они были теми, кто поднял голос против междоусобной распри Х11-Х1V веков, направил Русь на борьбу с татаро-монгольским игом, а потом и на прекращение Смуты ХV11 века. Основывая обители, русские святые были и великими распространителями культуры на север и восток.

Начиная с 15 века активное начало в русской жизни, приносившее изменения в культурную ситуацию, воплощалось, главным образом, в центральной власти, царе и его ближайшем окружении. Прежде всего развитие военного дела требовало диалога с Западом. Этот диалог постепенно становился все более интенсивным, чтобы в Петровское время привести к европеизации и обмирщению жизни высших слоев русского общества.

Петра Iзахватила мечта о воссоздании на Руси иноземного рая, разнообразных и привлекательных форм иноземной жизни, с которыми он познакомился в московской Немецкой слободе. По мысли Петра, Россия, как корабль, должна была оторваться от своего прошлого и плыть в утопическое будущее, в будущем далеко оставляя за собой Европу. Утопия осталась нереализованной, но европейское влияние достаточно мощно сказалось на жизни русского общества. Примечательно, что Петр уделил огромное внимание изменению внешних, казалось бы формальных, атрибутов жизни. По словам поэта А.К. Толстого, он:

Гладко всех обрил,

А к святкам, так что чудо,

В голландцев нарядил.

В противовес этим стремлениям Петр начал внедрять в сознание дворянства новые ценности: заимствованную Европой у античности идею служения отечеству и славы отечества, а также личной славы. Идея служения отечеству оказалась очень близка русскому человеку и сыграла в дальнейшем огромную роль в нашей истории. Она, однако, не предохранила Русь от политического и культурного хаоса, дававшего о себе знать в течение 18 века и особенно его первой половины. Культурный хаос проявился и в языке людей 18 века, в котором странно и неорганично сочетались национальные и заимствованные элементы.

Преодолению хаоса должна была также способствовать введенная Петром система образования, готовившая ему сотрудников в деле благоустройства русской жизни. Благодаря этой системе появилось значительное число образованных людей, вдохновленных реформаторскими идеями царя, надолго оставшегося для них примером. В первой половине 18 века среди этих людей были представители различных социальных групп. Достаточно назвать Михаила Ломоносова, который одним из первых начал возрождать общественную жизнь в рамках Академии наук и Московского университета. Ломоносов, вслед за Петром, сформулировал задачу, стоявшую перед русским образованным человеком: освоение европейского культурного опыта и приложение его к развитию России, государства, обладающего неограниченными возможностями.

Каждый народ вбирает в свою культуру лучшие элементы многовекового мирового наследия, генерируя творческие усилия, которые имели материальное и нематериальное воплощение.

Культура Руси

Историки написали немало работ о русской культуре домонгольского периода, которая сформировалась к 13-15-м векам, когда Русь постепенно превращалась в централизованное государство. К средневековой русской культуре можно отнести наследие 16-17-го столетий, а преобразования Петра I дали толчок для развития новой культуры нашей страны, которая имела светские черты.

Развитие русской культуры в 9-17-м столетиях

В этот период развития русского государства господствовала средневековая культура:

  • она развивалась довольно медленными темпами;
  • опиралась на народные традиции;
  • ее главная идеология – религиозное мировоззрение;
  • в это время накапливались знания, которые нельзя было подтвердить с научной точки зрения.

Страны Западной Европы имели много своих культурных отличий, некоторые из которых хорошо прижились на Руси благодаря общим христианским ценностям населявших их народов.

Древнерусские книги

Благодаря реставраторам удалось возродить некоторые яркие образцы русского культурного наследия. Можно сказать, что благодаря усилиям выдающегося искусствоведа Игоря Грабаря мы сегодня можем наслаждаться иконами, написанными Андреем Рублевым. В 20-м столетии он снял с их поверхности олифу и более поздние наслоения.

Истоки русской культуры

Русская культура вобрала в себя некоторые народные традиции, которые сформировали восточнославянские племена и степные кочевники. Кроме того, на нее сильно повлияла Византия, которая поспособствовала принятию христианства жителями Руси. Империя познакомила их с богатейшим античным наследием.

Вторая половина 12-го – начало 13-го веков стало временем, когда на развитие русской культуры сильно повлияла романская традиция, характерная для Западной Европы.

Древнерусская икона

Русская культура домонгольского периода характеризуется тремя территориальными направлениями:

  • восточное славянство;
  • Киевская Русь;
  • раздробленные земли и княжества.

Киевское государство синтезировало культуру восточных славян и византийского христианства. Этот период, по мнению исследователей, можно назвать историческим монументализмом, повлиявшим на развитие искусства. В начале 12-го века Русь была раздроблена на мелкие княжества и земли, в которых сформировалась своя культурная среда, способствовавшая возникновению местных художественных школ.

Письменность и просвещение

Еще до крещения Руси ее жители уже пользовались собственным алфавитом. Когда же христианство стало официальной религией, то в стране с удвоенной силой продолжили развиваться письменность и просвещение. В шестидесятых годах 9-го века, после путешествия братьев-миссионеров Кирилла и Мефодия в греческие Салоники, где для перевода Евангелия уже использовали славянские буквы, они составили первую русскую азбуку, а чуть позже работали над созданием глаголического алфавита (глаголицы), что привело к появлению кириллицы, существующей до сих пор в немного упрощенном виде.

Кирилл и Мефодий

Церкви и монастыри того времени функционировали как просветительские центры, где русских людей учили читать и писать. В них также занимались высшими науками:

  • риторикой;
  • грамматикой;
  • богословием и т.д.

Ремесленники того времени оформляли свои изделия всевозможными надписями. Женские пряслицы были подписаны глиняными кольцами, надевающимися на веретено. Сапожники украшали колодку вырезанным на ней именем заказчика.

Литература, устное народное творчество

Остромирово Евангелие

Повесть временных лет

В былинах того времени рассказывается о героических сражениях с кочевниками и лучших тружениках Киевской Руси.

Слово о полку Игореве

Ремесло

Академик Борис Рыбаков подсчитал, что на территории трехсот городов Древней Руси существовало свыше шестидесяти профессий ремесленников. В то время западноевропейские торговцы приезжали к русским за замками, состоящими из сорока и более деталей, а также самозатачивающимися ножами, в состав которых входили три металлические пластины с самой твердой – средней. В Древней Руси было развито стеклоделие и ювелирное мастерство. Ремесленники выливали колокола. В середине 10-го века они уже производили многоцветную керамику и кирпич, обрабатывали кожу и дерево. С каждым годом совершенствовалось оружейное дело. Русские мастера изготавливали сабли, колющие мечи и кольчуги. В 12-13-м столетиях они занялись производством арбалетов.

Древнерусские ремесленники

Архитектура

В домонгольский период в Древней Руси построили свыше полутора сотен архитектурных объектов, которые можно увидеть и в наши дни. Исследователи выяснили, что до 11-го века русские не занимались монументальным каменным зодчеством. В основном они специализировались на возведении деревянных или деревянно-земляных построек.

Десятинная церковь

К первым сооружениям из камня, которые возвели греческие мастера ближе к концу 10 столетия, можно отнести 25-главый киевский храм в честь Богородицы. Это знаменитая Десятинная церковь, которая дошла до наших дней лишь в виде фундамента. Ее сожгли монголо-татары, а развалины храма накрыли собой последних защитников Киева.

В 11-м веке Ярослав Мудрый стал инициатором строительства Софийского собора, работы над которым завершились в 1037 году. Это была 13-купольная церковь. В то же время шло возведение киевских Золотых ворот. Ярослав Мудрый хотел, чтобы столица Древней Руси выглядела бы так же величественно, как и Константинополь. Новгородские и полоцкие князья по примеру Киева занялись у себя возведением Софийских соборов, а в городе Чернигов было завершено строительство Спасского собора.

Еще пятнадцать церквей из камня, известных нам и похожих на киевскую Софию, возвели в русских городах в 11-м – начале 12-го веков. Их строительство шло по византийским принципам. Для сооружения храмов использовался плоский кирпич, названный плинфоем. Все церкви по своему виду были крестово-купольными. Их восточную (алтарную) часть оборудовали выступами (апсидами) для проведения религиозного таинства во время службы.

Алтарную часть украшала невысокая перегородка, для декорирования которой ее заменили иконостасом. Западную часть храма оборудовали балконом – хорами. На религиозных службах там молились князь с родственниками и свитой. От хоров к княжескому дворцу шел переход, а к самим хорам – винтовая лестница, расположенная в башне.

Софийский собор в Киеве

Когда Киевская Русь распалась на удельные княжества, начался период создания архитектурно-художественных школ. В 12-м – начале 13-го веков на Руси занимались строительством одноглавых церквей, а вместо мозаик использовали фрески. В это время развивалась белокаменная архитектура, которая выделялась богато декорированными стенами и аркатурно-колончатым поясом, проходящим через середину сооружения.

Владимиро-Суздальская Русь представлена в наши дни:

  • соборами в Юрьеве-Польском, Суздале, Переславле-Залесском;
  • церковью Покрова на Нерли, расположенной рядом с Боголюбовым;
  • остатками дворца кн. Андрея в городе Боголюбов;
  • Дмитриевским и Успенским соборами в городе Владимир.

Живопись и скульптура

Для внутреннего убранства древнерусских церквей использовали мозаики и фрески. На них могли быть изображены дети Ярослава Мудрого, скоморохи, ряженые, охотники и т.д. С помощью мозаики на стены наносили различные узоры. В качества материалов для ее изготовления использовали смальту. В Софийском соборе можно увидеть Богоматерь Оранту, молящуюся за всех живущих на Земле людей.

Богоматерь Оранта

В 11-м веке появились первые русские иконописцы, из которых отдельно стоит выделить Георгия, Олисея и Алимпия. После разделения Руси на княжества началось образование местных художественных школ, отличительными особенностями которых были цветовая гамма и манера рисования.

С принятием христианства на Руси перестала развиваться языческая скульптура. Русские мастера стали уделять больше времени резьбе по камню и дереву, которой они украшали церкви. Святые лишь изредка изображались в виде деревянных скульптур. Православная церковь это не поддерживала.

Владимирская Богоматерь

Русская культура начала новый виток своего развития во времена существования удельных княжеств, благодаря появлению в них местных художественных школ. Именно в этот период сформировалась древнерусская народность и в данном процессе одну из главных ролей играла именно культура. Кроме того, к ее характерным ценностям можно отнести:

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Культура древней Руси.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


На основе культурного наследия, полученного от наших далеких предков, трудолюбивым и талантливым русским народом в течение ряда веков была создана своеобразная, богатая культура. Эта культура уже в X—XI веках выдвинула древнюю Русь на одно из передовых мест среди народов тогдашнего мира.

В это время Русь знала многие ремёсла: кузнечное, литейное, гончарное, косторезное, ювелирное и другие. Особенно высоко было поставлено ювелирное мастерство, т. е. производство изделий из золота и серебра, а также резьба по кости. Эти изделия вывозились в разные страны и создавали там славу русским мастерам.

Центрами высокоразвитого ремесленного производства были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и другие города. Искусные ремесленники были и в деревнях.

Столица государства Киев к концу X века был большим и богатым городом, украшенным величественными зданиями.

Уже по одному этому городу можно судить о красоте и своеобразии русской культуры X — XI веков, о разных видах искусства, процветавших в древней Руси.

Архитектура, т. е. строительное искусство, стояла на большой высоте. Раскопки открыли, например, развалины дворца киевской княгини Ольги (середина X в.). Это было великолепное двухэтажное кирпичное здание светло-коричневого цвета, украшенное мрамором и живописью. Архитектура в древнерусском государстве отличалась такими чертами, как величественность построек, обилие света, яркость красок, красота внутреннего убранства зданий. Выдающимся памятником архитектуры XI—XII веков является, например, в Киеве Софийский собор, заложенный в 1037 году. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Своим характером архитектура X—XI веков отражала мощь Руси, уверенность народа в своих силах, веру в свою великую историческую будущность.

Почти все соборы и церкви были богато расписаны. Изображения отдельных фигур или целых картин исполнялись способом мозаики или фрески '. Писались не только картины на церковные сюжеты, но и портреты светских людей (например, в киевском Софийском соборе — Ярослава и его семьи), и картины, рисующие сцены охоты, плясунов, музыкантов, акробатов и т. п. Живопись искусно сочеталась с архитектурным стилем собора или дворца.

Ещё в дохристианский период развивалась в древней Руси и скульптура. Статуи богов делались из дерева и камня, с золотыми и серебряными украшениями. В Киеве, например, была воздвигнута деревянная статуя Перуна с серебряной головой и золотыми усами. Широко представлена скульптура и позднее. Так, в стены Дмитриевского собора во Владимире вделано 566 резных камней, на которых изображения разных птиц и зверей. На одной стороне собора изображён Александр Македонский, летящий на грифах.

Читайте также: