Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Какие точно темы попадутся 1 декабря, не знает никто.

Но предположить это можно, чем мы сейчас и займёмся :)

1. Технический прогресс — зло или благо?
2. Всегда ли научный прогресс делает жизнь лучше
3. До каких пор простираются границы возможностей человека?
4. Почему существуют ярые противники прогресса?
5. Какой я себе вижу цивилизацию будущего

Цитаты и афоризмы:

• Реальная опасность состоит не в том, что компьютеры начнут думать как люди, а в том, что люди станут думать как компьютеры. Сидни Харрис, американский журналист.
• Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Ральф Эмерсон, американский писатель.
• Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить. Томас Эдисон.
• Власть техники привела к страшному ускорению времени, за которым человек не может угнаться. Ни одно мгновение не самоценно, оно есть лишь средство для последующего мгновения. Николай Бердяев.
• Цивилизация в подлинном смысле слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний. Махатма Ганди.

1. С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
2. Кумиры моего поколения: какие они?
3. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
4. Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
5. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?

1. Нужны ли перемены современному обществу?
2. Как связаны человек, общество и государство?
3. Кому на Руси жить хорошо?
4. Могут ли перемены быть опасными для общества?
5. Какого человека можно назвать патриоты?
6. Какие проблемы российского общества и государства предстоит решать современному поколению?
7. Бывает ли общественное мнение ошибочным?
8. Можно ли добиться социальной справедливости?

Больше полезной информации — на нашем курсе по итоговому сочинению!

Остались считаные дни до первого в вашей жизни экзамена, но успеть подготовиться на 5/5 ещё можно :)

Высказывание Эмерсона Ральфа Уолдо о том, что истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной, открывает большой простор для размышлений.

Автор, выражая данную мысль хотел сказать, что реальным и действительно объективным показателем уровня развития цивилизации является не степень ее экономического развития, не показатели материального прогресса, но то, какие люди воспитываются этой цивилизацией, можно сказать уровень духовного прогресса данной цивилизации, государства, отражением которого является конкретная личность.

Данная фраза поднимает сразу несколько проблем, среди которых и проблема истинных ценностей, и проблема критериев общественного прогресса, и многие другие проблемы. Тем не менее, центральной проблемой в данном случае является проблема преобладания духовного над материальным в вопросах развития общества и конкретной личности, отражением чего должен быть человек.

На мой взгляд, сложно не согласиться с автором и, я скорее поддерживаю его позицию, чем наоборот. Однако, прежде чем сделать какие-либо выводы следует рассмотреть обозначенный вопрос подробнее, привести определенные аргументы.

Для начала следует обратиться к понятию цивилизации. Известно, что цивилизация это по своей сути этап в развитии общества, на котором оно достигло определенной степени прогресса и обладает высоко развитой культурой, своими отличительными чертами, специфическим укладом жизни, в том числе и сложившейся экономической, политической системой. Цивилизация всегда окрашена довольно яркими представлениями о ней, отличительными особенностями.

Когда мы говорим о цивилизации, то выделяем ее по национальному признаку, говоря, например, о китайской цивилизации, или по религиозному, говоря о цивилизации мусульманской.

Другими словами, представление о цивилизации гораздо шире представлений об одном человеке, который вырос и социализировался внутри нее, хотя бы потому, что такое представление включает в себя элементы, которые развивались на протяжении долгого времени, например, предметы материальной культуры. В частности, вряд ли кто-то сможет судить о древнеегипетской цивилизации без учета их уникальных пирамид.

Но с другой стороны, кто если не человек, являющийся в каком-то смысле продуктом той или иной цивилизации, наиболее полно отражает в себе всю ее суть? Известно, что в процессе социализации человек впитывает в себе все то, что его окружает, то есть нормы, традиции, принятые в обществе, вбирает в себя привычки окружающих его людей. В этом смысле, конкретный человек, личность, представляет собой некий итог развития цивилизации, впитавший все ее достижения, нормы, особенности, и, конечно, по облику этого человека можно судить и о цивилизации. Ведь мы можем судить о китайской цивилизации не только по памятникам их архитектуры, но и о их великих императорах, военных предводителях, а весь мир может судить об особенностях русских людей, например, по нашим выдающимся писателям, таким как Достоевский, которого читают во всех странах мира, открывая для себя так называемую загадочную русскую душу.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что конечно, наиболее ярким, полным и, вероятно, истинным показателем развития цивилизации является облик человека, воспитываемого страной, но с учетом того, что это должен быть скорее некий собирательный образ, чем пример любого конкретного человека, так как всегда необходимо понимать, что конкретные примеры могут быть как положительные и отрицательные, что вряд ли позволит судить о целой цивилизации объективно.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение «Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, восп.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Высказывание Эмерсона Ральфа Уолдо о том, что истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной, открывает большой простор для размышлений.

Автор, выражая данную мысль хотел сказать, что реальным и действительно объективным показателем уровня развития цивилизации является не степень ее экономического развития, не показатели материального прогресса, но то, какие люди воспитываются этой цивилизацией, можно сказать уровень духовного прогресса данной цивилизации, государства, отражением которого является конкретная личность.

Данная фраза поднимает сразу несколько проблем, среди которых и проблема истинных ценностей, и проблема критериев общественного прогресса, и многие другие проблемы. Тем не менее, центральной проблемой в данном случае является проблема преобладания духовного над материальным в вопросах развития общества и конкретной личности, отражением чего должен быть человек.

На мой взгляд, сложно не согласиться с автором и, я скорее поддерживаю его позицию, чем наоборот. Однако, прежде чем сделать какие-либо выводы следует рассмотреть обозначенный вопрос подробнее, привести определенные аргументы.

Для начала следует обратиться к понятию цивилизации. Известно, что цивилизация это по своей сути этап в развитии общества, на котором оно достигло определенной степени прогресса и обладает высоко развитой культурой, своими отличительными чертами, специфическим укладом жизни, в том числе и сложившейся экономической, политической системой. Цивилизация всегда окрашена довольно яркими представлениями о ней, отличительными особенностями.

Когда мы говорим о цивилизации, то выделяем ее по национальному признаку, говоря, например, о китайской цивилизации, или по религиозному, говоря о цивилизации мусульманской.

Другими словами, представление о цивилизации гораздо шире представлений об одном человеке, который вырос и социализировался внутри нее, хотя бы потому, что такое представление включает в себя элементы, которые развивались на протяжении долгого времени, например, предметы материальной культуры. В частности, вряд ли кто-то сможет судить о древнеегипетской цивилизации без учета их уникальных пирамид.

Но с другой стороны, кто если не человек, являющийся в каком-то смысле продуктом той или иной цивилизации, наиболее полно отражает в себе всю ее суть? Известно, что в процессе социализации человек впитывает в себе все то, что его окружает, то есть нормы, традиции, принятые в обществе, вбирает в себя привычки окружающих его людей. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В этом смысле, конкретный человек, личность, представляет собой некий итог развития цивилизации, впитавший все ее достижения, нормы, особенности, и, конечно, по облику этого человека можно судить и о цивилизации. Ведь мы можем судить о китайской цивилизации не только по памятникам их архитектуры, но и о их великих императорах, военных предводителях, а весь мир может судить об особенностях русских людей, например, по нашим выдающимся писателям, таким как Достоевский, которого читают во всех странах мира, открывая для себя так называемую загадочную русскую душу.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что конечно, наиболее ярким, полным и, вероятно, истинным показателем развития цивилизации является облик человека, воспитываемого страной, но с учетом того, что это должен быть скорее некий собирательный образ, чем пример любого конкретного человека, так как всегда необходимо понимать, что конкретные примеры могут быть как положительные и отрицательные, что вряд ли позволит судить о целой цивилизации объективно.

Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.

. Вт 9 Ноя 2010 - 0:19

Я согласна с высказыванием У. Эмерсона. Ведь цивилизацию создает человек, а точнее, все человечество. Направление и уровень развития цивилизации зависит от того, как развиваются и какими качествами обладают люди. Государство, несомненно, играет большую роль в становлении человека как личности, его влияние распространяется на всех жителей. В результате у людей, населяющих определенную страну, много общего. Это "общее" объединяет, способствует продуктивному сотрудничеству и коллективной творческой, интеллектуальной и трудовой деятельности, что и необходимо любой цивилизации.
Образование, богатство, величина городов - все это лишь отдельные стороны цивилизации. Конечно, они важны, но они тоже зависят от человека. А его моральный облик накладывает отпечаток на все его деяния. Как бы одарен ни был человек, если в нем не воспитывать нравственность, его одаренность не принесет пользы, а если его таланты не востребованы, он будет прозябать и не внесет свой вклад в развитие цивилизации, а значит ее уровень не повысится. В силах государства построить такое общество, в котором бы воспитывались люди, способные к самосовершенствованию и к совершенствованию и преобразованию окружающего мира сообща, т. е. к созданию цивилизации.

. Вт 9 Ноя 2010 - 19:33

. Сб 13 Ноя 2010 - 22:51

Валентина пишет: Я согласна с высказыванием У. Эмерсона. Ведь цивилизацию создает человек, а точнее, все человечество. Направление и уровень развития цивилизации зависит от того, как развиваются и какими качествами обладают люди. Государство, несомненно, играет большую роль в становлении человека как личности, его влияние распространяется на всех жителей. В результате у людей, населяющих определенную страну, много общего. Это "общее" объединяет, способствует продуктивному сотрудничеству и коллективной творческой, интеллектуальной и трудовой деятельности, что и необходимо любой цивилизации.
Образование, богатство, величина городов - все это лишь отдельные стороны цивилизации. Конечно, они важны, но они тоже зависят от человека. А его моральный облик накладывает отпечаток на все его деяния. Как бы одарен ни был человек, если в нем не воспитывать нравственность, его одаренность не принесет пользы, а если его таланты не востребованы, он будет прозябать и не внесет свой вклад в развитие цивилизации, а значит ее уровень не повысится. В силах государства построить такое общество, в котором бы воспитывались люди, способные к самосовершенствованию и к совершенствованию и преобразованию окружающего мира сообща, т. е. к созданию цивилизации.

Валя, я бы не оценивала Вашу работу столь радужно. Прежде всего, где теоретический материал по социологии. Напоминаю Вам, что это эссе по обществознанию - необходимы теоретические знания.

Лариса пишет

. Вт 16 Ноя 2010 - 19:19

Валентина пишет: Я согласна с высказыванием У. Эмерсона. Ведь цивилизацию создает человек, а точнее, все человечество. Направление и уровень развития цивилизации зависит от того, как развиваются и какими качествами обладают люди. Государство, несомненно, играет большую роль в становлении человека как личности, его влияние распространяется на всех жителей. В результате у людей, населяющих определенную страну, много общего. Это "общее" объединяет, способствует продуктивному сотрудничеству и коллективной творческой, интеллектуальной и трудовой деятельности, что и необходимо любой цивилизации.
Образование, богатство, величина городов - все это лишь отдельные стороны цивилизации. Конечно, они важны, но они тоже зависят от человека. А его моральный облик накладывает отпечаток на все его деяния. Как бы одарен ни был человек, если в нем не воспитывать нравственность, его одаренность не принесет пользы, а если его таланты не востребованы, он будет прозябать и не внесет свой вклад в развитие цивилизации, а значит ее уровень не повысится. В силах государства построить такое общество, в котором бы воспитывались люди, способные к самосовершенствованию и к совершенствованию и преобразованию окружающего мира сообща, т. е. к созданию цивилизации.

Валя, я бы не оценивала Вашу работу столь радужно. Прежде всего, где теоретический материал по социологии. Напоминаю Вам, что это эссе по обществознанию - необходимы теоретические знания.


Лариса, напоминаю Вам, что только я могу оценивать работу своих детей, Валентина делает только первые шаги в написании эссе, с уважением Лариса Хамитовна!

Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.

. Пт 26 Ноя 2010 - 23:36

Социальная, экономическая и политическая обстановки в стране ощутимо влияют на духовное развитие человека, живущего в ней. В 80-90х гг. XIX в. в Российской империи наблюдались высокие темпы развития промышленности (металлургической, добывающей, текстильной, особенно), железнодорожный бум, распространение процессов урбанизации и модернизации, стабилизация финансовой системы. Но при успешном развитии экономики политическая система не подвергалась никаким изменениям: сохранялась единоличная самодержавная власть императора, демократические права и свободы не были закреплены, отсутствовала возможность для граждан участвовать в управлении страной. Также сохранялся нерешенным ряд социальных проблем: аграрный и рабочий вопросы, отсутствие равного доступа к высшему образованию, возникшему классу буржуазии не давали проявлять социальную и политическую активность. Таким образом, подавляющее число граждан Росси в то время представляли собой тёмную, необразованную, недовольную своим положением, но пассивную массу, привязанную к традициям и имеющую невероятно низкий уровень правовой культуры. Отставание от западноевропейских стран в общественной и политической сферах было одной из причин, не позволявших Российской империи войти в I эшелон развитых стран(Англия, Франция, США), в которых люди обладали неотъемлемыми правами, в том числе и частной собственности, могли избирать своих представителей в парламент, стремились добиваться своего с помощью компромиссов с властью и, в большинстве своём, уважали законы и права друг друга

Как же уровень цивилизации зависит от облика человека? Усвоив в процессе социализации нормы и ценности, принятые в данном обществе, люди в дальнейшем следуют постигнутым образцам поведения в самых различных социальных сферах. От активности или неактивности населения, от его заинтересованности в чём-либо, отношения к власти, моральных принципов зависит развитие и института политики, и религии, и искусства, и экономики, и социума в целом.

Итак, граждане страны, как зеркало, отражают её положение на лестнице общественного и исторического прогресса. Любое государство должно заботиться о благоприятных условиях существования населении, о высоком уровне жизни, только в это случае возможно полноценное развитие всего общества.

Последний раз редактировалось: Земфира (Пн 29 Ноя 2010 - 20:38), всего редактировалось 1 раз(а)

"Истинный показатель цивилизации. "

. Сб 27 Ноя 2010 - 11:06

Дорогая Земфира! Рада видеть твое эссе на форуме. Спасибо. А теперь, если позволишь, мои замечания. 1. Ты не сказала, как это необходимо в начале любого эссе, о чем говорится в данном высказывании. 2. Вероятно, опечатка: " 80-90 гг. ХХ века в Российской империи. ". И, наконец, последнее и самое существенное. Ты строишь свою логику, исходя из того, что "свобода - понятие, которое характеризует сущность жизни и деятельности человека" (Боголюбов, Смирнова "Обществознание", 2007, стр.151-152). Согласно этой точке зрения, ты рассматриваешь меру свободы, как критерий социального прогресса, приводишь убедительные и разумные аргументы данной позиции, опираясь на определенную историческую ситуацию. Используешь соотествующую терминологию. Однако, на мой взгляд, можно было применить еще и такие понятия, как "историческая альтернатива", а также "многовариантность общественного развития", которые в данном случае были бы вполне уместны. В целом же твое эссе раскрывает суть высказывания. Полагаю, оно заслуживает высокой оценки. Спасибо!

. Сб 27 Ноя 2010 - 18:37

Валентина пишет: Я согласна с высказыванием У. Эмерсона. Ведь цивилизацию создает человек, а точнее, все человечество. Направление и уровень развития цивилизации зависит от того, как развиваются и какими качествами обладают люди. Государство, несомненно, играет большую роль в становлении человека как личности, его влияние распространяется на всех жителей. В результате у людей, населяющих определенную страну, много общего. Это "общее" объединяет, способствует продуктивному сотрудничеству и коллективной творческой, интеллектуальной и трудовой деятельности, что и необходимо любой цивилизации.
Образование, богатство, величина городов - все это лишь отдельные стороны цивилизации. Конечно, они важны, но они тоже зависят от человека. А его моральный облик накладывает отпечаток на все его деяния. Как бы одарен ни был человек, если в нем не воспитывать нравственность, его одаренность не принесет пользы, а если его таланты не востребованы, он будет прозябать и не внесет свой вклад в развитие цивилизации, а значит ее уровень не повысится. В силах государства построить такое общество, в котором бы воспитывались люди, способные к самосовершенствованию и к совершенствованию и преобразованию окружающего мира сообща, т. е. к созданию цивилизации.

Валя, я бы не оценивала Вашу работу столь радужно. Прежде всего, где теоретический материал по социологии. Напоминаю Вам, что это эссе по обществознанию - необходимы теоретические знания.

Лариса, напоминаю Вам, что только я могу оценивать работу своих детей, Валентина делает только первые шаги в написании эссе, с уважением Лариса Хамитовна!

Очень желательно вообще и обязательно на этапе начавшейся нашей пошаговой работы не начинать эссе с "Я согласна (согласен) с высказыванием. ". Пожалуйста, обозначьте сначала обществоведческую проблему (тему), которая заключена в высказывании.

Valeriya Valerjevna Вс 28 Ноя 2010 - 19:21

Социальная, экономическая и политическая обстановки в стране ощутимо влияют на духовное развитие человека, живущего в ней. В 80-90х гг. XX в. в Российской империи наблюдались высокие темпы развития промышленности (металлургической, добывающей, текстильной, особенно), железнодорожный бум, распространение процессов урбанизации и модернизации, стабилизация финансовой системы. Но при успешном развитии экономики политическая система не подвергалась никаким изменениям: сохранялась единоличная самодержавная власть императора, демократические права и свободы не были закреплены, отсутствовала возможность для граждан участвовать в управлении страной. Также сохранялся нерешенным ряд социальных проблем: аграрный и рабочий вопросы, отсутствие равного доступа к высшему образованию, возникшему классу буржуазии не давали проявлять социальную и политическую активность. Таким образом, подавляющее число граждан Росси в то время представляли собой тёмную, необразованную, недовольную своим положением, но пассивную массу, привязанную к традициям и имеющую невероятно низкий уровень правовой культуры. Отставание от западноевропейских стран в общественной и политической сферах было одной из причин, не позволявших Российской империи войти в I эшелон развитых стран(Англия, Франция, США), в которых люди обладали неотъемлемыми правами, в том числе и частной собственности, могли избирать своих представителей в парламент, стремились добиваться своего с помощью компромиссов с властью и, в большинстве своём, уважали законы и права друг друга

Как же уровень цивилизации зависит от облика человека? Усвоив в процессе социализации нормы и ценности, принятые в данном обществе, люди в дальнейшем следуют постигнутым образцам поведения в самых различных социальных сферах. От активности или неактивности населения, от его заинтересованности в чём-либо, отношения к власти, моральных принципов зависит развитие и института политики, и религии, и искусства, и экономики, и социума в целом.

Итак, граждане страны, как зеркало, отражают её положение на лестнице общественного и исторического прогресса. Любое государство должно заботиться о благоприятных условиях существования населении, о высоком уровне жизни, только в это случае возможно полноценное развитие всего общества.


Земфира, здравствуйте!
Ваши мысли, изложенные в эссе понятны. Однако, позволю себе отметить существенные ошибки, которые Вы допустили при раскрытии темы.
Начинать эссе по обществознанию целесообразно с постановки проблемы, о которой пойдет дальнейший разговор в эссе (более подробно посмотрите раздел пошаговый тренинг). Вы предпринимаете попытку это сделать, но к сожалению, ограничиваетесь риторикой при ответе на вопрос "Что такое цивилизованное государство?"
Хотя именно понимание того, что есть цивилизация и различные точки зрения на нее помогли бы Вам выстроить логику своего эссе.
Кстати, близко к формулировке проблемы вы подошли в своем предпоследнем абзаце.
Ведь по сути дела Вам надо ответить на вопрос: "Влияет ли грамотно организованный процесс социализации на уровень цивилизационного развития общества?" А Вы, кстати, вообще не употребляете термин "социализация".
Отвечая на этот вопрос Вы можете совершенно справедливо использовать и те примеры, которые Вы привели из истории, исправив опечатку.) И тогда Ваш вывод не повиснет в воздухе, как это происходит сейчас. Особенно последняя фраза о государстве. Из Ваших рассуждений не следует, что государство должно заботиться о благоприятных условиях развития человека. Это надо доказать).
Кстати, не забывайте и о требованиях норм русского языка. Смысловое единство эссе важно также и в обществознании.
С уважением, В.В.

Valeriya Valerjevna Admin


Задания Д29 C2 № 9036

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться:

— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

— из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.

29.3Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов1

29.4Качество приводимых фактов и примеров2

Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.

Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод.

Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.

Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.

Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию.

1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций.

2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т. п.) не требуется.

3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т. п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования.

Читайте также: