Искусство стремится непременно к добру сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Воспринимать чудесное, волшебное – дар, который мы теряем с возрастом и накапливающимися год от года заботами. Мы теряем способность удивляться и смотреть на мир широко раскрытыми, восторженными глазами, видеть необычное в будничном, чудесное в обыкновенном. Существуют же на свете особые, животворные вещи – такие, как искусство, талант, волшебство, к которым нельзя подходить с сугубо практической, утилитарной точки зрения. В противном случае человек неизбежно попадает под власть грубых материальных сфер, оказывается лишенным того “легкого

Современному поколению необходимо как можно более частое общение с произведениями, подобными “Алым парусам” А. Грина, – такими, которые учат мечтать и по достоинству ценить красоту, в чем бы она ни проявлялась: в природе или человеческих отношениях. Именно это помогает в жизни подняться над всем будничным и прозаичным.

мы чувствуем, что и он сам всегда стремился к своим “алым парусам”. “Книги его против ожирения сердца и усталости, они поэтичны и мужественны.

С ними можно идти на свидание и ехать в Арктику”, – утверждал Д. Гранин.

В героях А. Грина, “поэта мечты, романтики и моря”, нет ни – чего сверхчеловеческого, “суперменистого”. Это обычные люди – матросы, лесорубы, угольщики. Но писатель поднимает их на романтический пьедестал, потому что они умеют, как говорит герой “Алых парусов”, “одной ногой… стоять на земле, другой на небе”, обращая мечты в действительность.

Такими ли уж “неуловимыми снами” полны произведения писателя – романтика? Отнюдь. А. Грин вполне реально оценивал современную ему действительность. Но все его лучшие произведения писались для того, чтобы “дрянь и мусор” вымести из нашей жизни, а читателям сказать: все высокое и прекрасное возможно!

Душа должна пройти сквозь строй возвышенных мечтаний, которые настраивают на иное восприятие повседневности. “Да будем мы людьми, что грезят жизнью!” – кто не подпишется под этим призывом Эзры Паунда, американского поэта начала ХХ века.

Время, когда создавалась чудесная сказка-феерия, до боли напоминает наше время – изломанное, нестабильное, лишенное веры и красоты. “Алые паруса” А. Грин начал писать в окопах Первой мировой войны в 1916 году. По мнению одного из критиков, этим своим произведением писатель якобы приветствовал близящуюся революцию как осуществленную мечту. Сначала книга называлась “Красные паруса”, красный цвет как бы символизировал грядущую бурю и связанные с ней надежды.

Однако у Грина замысел книги постепенно претерпевал изменения. В начале 20-х писатель просто хотел сохранить веру людей во все самое лучшее в них самих. Условность отображения действительности в произведениях Грина не исключает реальных источников происходящего – наоборот, позволяет полнее раскрывать творческие замыслы писателя, утверждая неодолимость сил добра в его извечной борьбе со злом, показывая, как прекрасное пробуждает в людях доброе. Автор переносит своих героев в исключительные обстоятельства, ставит на их жизненном пути различного рода препятствия, ведет их через трудности, преодоление которых шлифует человеческие характеры.

Этим писатель обостряет их нравственное и эстетическое восприятие мира, поступков и взаимоотношений.

И для Люнгрена, и для Грея алые паруса – это не вымысел, не причуда, а олицетворение мечты, неизбежного торжества сил добра над силами зла. Мысленно обращаясь к дочери, Люнгрен думает: “Много ведь придется в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых”. В мире насилия и несправедливости, в котором живут и действуют герои Грина, добро так же необычно, как алые паруса, представление о прекрасном и несбыточном. Жители Каперны “не рассказывают сказок”, “не поют песен”, они отягощены своими повседневными заботами.

За пределами их понимания и мечта Ассоль об алых парусах, упоминание о которых “звучало как издевательство”. И выбор Грэем шелка для парусов приобретает особый смысл: цвет шелка в точности должен соответствовать намеченному событию, как бы нести отблеск добрых чувств и побуждений капитана – он должен быть “гордым цветом”, в нем не может быть “ничего, что вызывает сомнение”.

Ассоль же оказывается выше людской злобы и ненависти, насмешек и издевок, отчужденности и непонимания. Крылья мечты и любви в душной бездуховной атмосфере Каперны позволяют ей парить над хаосом будничной повседневной жизни, сохраняя тем самым себя и свою душу в нравственной незапятнанной чистоте. Именно это чувство особой душевной приподнятости и вызывало непонимание окружающих.

Хин Меннере высказывает всеобщее мнение о дочери моряка Люнгрена как о “полоумной”. Но, наверное, об этом чувстве писал А. П. Чехов: “То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние”. Так кто же в данном случае оказывается ненормален: жители Каперны или Ассоль с Грэем?

Затея Грэя с алыми парусами сначала кажется чудачеством капитана. На первый взгляд, нет “никакой связи между алым убранством и прямой целью Грэя”. Но эта связь существует, и не только в воображении Грэя. Она представлена в единстве и взаимной обусловленности целей и средств, когда благородные средства способствуют возвышению нравственных целей.

Сказочные алые паруса приводят читателя к вполне реалистическому выводу этического содержания: высокое призвание человека в том, “чтобы делать так называемые чудеса своими руками”. К сожалению, идеалы нашего теперешнего существования весьма недалеки от того, чем жили, дышали и были счастливы жители гриновской Каперны. Не потому ли и саму книгу, и ее главных героев – Ассоль и Грэя – многие из современных читателей воспринимают как людей не от мира сего, со странностями.

Для начала нужно понять, что же есть добро, а это, согласитесь, довольно сложно, так как понятие о добре и зле можно отнести к риторическим вопросам. В общем и целом, конечно, можно получить что-то определенное, не лишенное явной сути вопроса, подходя к этой проблеме с позиции одного человека (в данном случае — с моей), можно столкнуться с чисто субъективным мнением.

А что же можно сказать об искусстве? Искусство есть творчество, то есть то, что создает человек по зову души. Оно может найти свое проявление как в живописи, скульптуре, так и в литературе. Очень ясно можно увидеть стремление искусства к добру в картинах на библейские мотивы (например, иконы). Здесь добро можно рассматривать в образе Иисуса Христа, разных святых, Богоматери. Христос проповедовал добро, а святые приносили его с собой. Богоматерь же — само воплощение доброты, мать.

Так сложнее говорить о литературных произведениях, хотя здесь на первое место можно, бесспорно, поставить Евангелие — жизнеописание самого Христа, который проповедовал добро.

Искусство, бесспорно, стремится к добру. Это происходит потому, что добро идет от самой души человека, как и искусство, которое стремится к совершенству, а совершенство заключает добро в своей сути.

Добро можно увидеть в поступках Иешуа, Маргариты, Воланда и его свиты, профессора Стравинского и, наконец, в творчестве Мастера.

— Всех, — ответил арестант, — злых людей нет на свете.

В чем состоит добро Маргариты? Наверное, в том, что она просто была для Мастера, предназначенная ему самой Судьбой. Эта женщина стала тайной женой главного героя, была рядом (когда могла), поддерживала своего любимого, даря ему тепло и радость. Маргарита делала Мастера счастливым — в этом заключалось ее главное добро. Ее доброта переходила порой даже в жалость, которая особенно проявилась после бала у Сатаны по отношению к Фриде.

Один из носителей добра в романе — профессор Стравинский. Во-первых, он врач, а это одно уже определяет его тем, что он несет добро людям, ведь врачи делают доброе дело, помогая больным. Во-вторых, он организовал свою клинику — приют для людей с расстройством психики, да еще какую!

— О нет, — с гордостью ответила женщина, — гораздо лучше. Наконец, он просто хороший человек, ведь помогает бескорыстно, зная, что ничего не может с этих больных взять.

По-моему, данное стремление искусства к добру Булгакову нужно здесь именно для того, чтобы показать, что не красота, а именно доброта способна спасти даже самые черствые сердца. Он хотел показать, что, стремясь к доброте, можно получить прощение (Пилат хотел спасти Иешуа, но у него не получилось) даже за самый страшный грех.

Искусство, действительно, стремится к добру. Но тем не менее это должно идти от души, от сердца, где есть центр самого добра. Стремясь к доброте, можно сделать мир лучше, а если и не сделать, то хотя бы попытаться. Стоит, однако, вспомнить князя Мышкина, пытавшегося своей добротой спасти милых и дорогих ему людей (Настасью Филипповну, Аглаю, Рогожина), у которого ничего не получилось. Получается, что нельзя одним добром мир спасти. Но, если к этому хотя бы стремиться — ведь что-нибудь может получиться!

Для стремления искусства к добру, необходима чистота души человека, к добру стремящемуся. В наши дни нелегко найти людей, готовых искренне помогать другим, творить добро. И если сейчас взглянуть на произведения литературы и живописи, то достаточно сложно будет увидеть стремление к добру, хотя оно и существует (на иконах). Мир меняется, а вместе с ним и мировоззрение людей, и их души. Есть ли стремление искусства к добру, когда его так немного? Наверное, все же где-то в глубине души оно — добро — есть, а значит, есть и стремление искусства — творений людей — к нему.

Если в мире будет больше добра, то больше душ людей им наполнятся, будет больше смелых творений, несущих в себе столь важное человеческое качество, и мы сможем надеяться получить прощение за все наши грехи, как получил его пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Гибель Берлиоза не случайна. Автор отрицает героя как одного из руководителей, призванных вести за собой граждан, просвещать и облагораживать. Такой руководитель может привести только в пропасть и поэтому герою изначально нет места в романе (после разговора с Воландом с ним происходит несчастный случай, и он уходит из жизни). МАССОЛИТ явился в романе символом мира писателей, по большей части направленного в своих мыслях и устремлениях на распределение путевок и вкусных обедов в ресторанах. Работники этой организации не приемлют никакой самодеятельности со стороны людей искусства, за что и подвергаются наказанию (Берлиоз, Латунский, Варенуха, барон Майгель).

Но мир писателей 1920-1930-х гг. не полностью состоял из подхалимов и бездарностей. В эти годы было много настоящих мастеров, истинных писателей, преданных своей родине и народу. В эти годы, как и раньше, были люди, не занимавшиеся получением квартир, а отдававшие всю свою жизнь творчеству. К этим людям Булгаков причисляет Мастера.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Небольшие рассказы В. М. Шукшина всегда поражают глубиной мысли о назначении человека на земле.

Все эти мающиеся без причины герои – необыкновенные фантазёры и несчётные врали. Пытаясь заполнить пустоту своей жизни, томясь скукой, они сочиняют себе другую жизнь.

Герои Шукшина вызывают симпатии своим жизнелюбием, нерастраченными силами души, умением видеть красоту.

Читайте также: