Искусство могучее средство исправления людского несовершенства т драйзер сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Как искусство влияет на человека? 3 готовых примера итогового сочинения 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска 11 классов к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.

Как искусство влияет на человека? итоговое сочинение ЕГЭ

С детства мы привыкли считать, что искусство всегда влияет на человека положительно. Однако не все задумываются, как именно это происходит? Без сомнения, культура облагораживает личность, делает ее более гармоничной и развитой. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать подходящие примеры из литературы.

Таким образом, искусство позволяет нам стать более эрудированными и интересными собеседниками. Оно помогает нам искать свое место в мире и услышать внутренний голос. Увлечение творчеством облагораживает личность и делает ее более привлекательной в глазах других людей. Душа внимает произведениям искусства и развивается.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №2

Искусство влияет на жизнь каждого человека. Оно воздействует непосредственно на людские души, заставляет увидеть то, что имеет цену в этой жизни. Искусство в определенные моменты может по-разному подействовать на одного и того же человека. Сегодня произведение искусства заставляет нас плакать, а завтра – уже радоваться. Они то переносят человека в прошлое, то показывают, каким может быть будущее.

Человек видит в искусстве то, что хочет увидеть, то, что актуально для него на данный момент. Оно воздействует на зрителя, читателя, слушающего тем, что заставляет действовать, менять что-то в жизни. Мелодия способна затронуть струны души человека, картина может снять пелену с глаз человека, показать то, что было непонятно до этого, художественное произведение способно показать реалии жизни и способы предотвратить негативные последствия. Именно в этом и проявляется влияние искусства на человека – способность менять его мировоззрение.

Этой теме было посвящено много произведений русский и зарубежных писателей и поэтов. Особое внимание авторы уделяют музыке и ее роли в жизни человека.

Таким образом, роль искусства в жизни каждого человека велика. Оно оказывает на каждого эмоциональное воздействие, способное перевернуть собственное сознание.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №3

Искусство включает в себя очень много направлений: музыка, живопись, литература, театр и прочее. Я считаю, что искусство это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Через отношение к искусству раскрывается внутренний мир персонажа. О влиянии искусства размышляли в своих произведениях многие писатели.

Однако дома он услышал пение Наташи, и постепенно душа его просветляется. Настоящее искусство избавляет его от угнетенного состояния, и он переосмысливает ситуацию. Николай понимает, что деньги, карты – все это ложное, а искусство вечно. Таким образом, искусство способно очень сильно влиять на человека, открывая ему настоящие духовные ценности.

В заключение еще раз хочется сказать, что влияние искусства на жизнь человека огромно. Иногда только оно способно выразить самые сокровенные мысли и переживания, вселить надежду.

Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Такие произведения являются народным достоянием, важнейшей духовной ценностью, которая должна передаваться другим поколениям. Именно поэтому школьники на уроках литературы пишут сочинение на тему настоящего искусства. Оно позволит им лучше понять это понятие и подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ.


Классики о прекрасном

Люди постоянно изобретают новые способы общения, используя свое творчество. Однако чрезмерное его использование может привести только к несчастью и недоразумению. Таким образом, остается вопрос: что такое настоящее искусство?

Лири также невольно дал определение истинному художнику. По его словам, это тот, кто создает настоящее искусство. Согласно Лири, оно должно состоять в том, чтобы отрицать каноны и правила, а также запреты, которые другие навязывают нам. Принято считать, что только через подлинное искусство можно развиваться, ломать стереотипы и быть по-настоящему честными.

Многие писатели и философы дают свои определения:

  1. Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном (Д. Дидро).
  2. Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства (Т. Драйзер).
  3. Искусство — одно из средств различия доброго от злого (Л. Толстой).

Таким образом, учитывая указанные выше аргументы и определения, человек видит, что великое мастерство — это очень красиво. Его нужно ценить и беречь. Неважно, мужское это искусство или женское.

Тема: Искусство

Тема: Искусство

Цель:
познакомить учащихся с понятием искусства.
Искусством — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.

Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную, а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго наряду с предметным), вымышленного мира.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) — вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живопись — вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Произведение, создаваемое художником-живописцем, называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет — изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;

б) натюрморт — изображение окружающих человека вещей;

в) пейзаж — изображение естественной или преобразованной человеком природы

г) бытовой жанр — изображение повседневной жизни людей;

д) анималистический жанр — изображение животных;

е) исторический жанр — изображение исторических событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но ее произведения, как правило, выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещаются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную и газетную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).

3. Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве.

Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Различают также скульптуру станковую, декоративную и монументальную. Станковая — это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная — скульптура средних, а монументальная — больших и огромных размеров.

4. Декоративно-прикладное искусство — вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей.

К декоративно-прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.

5. Литература — вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором.

6. Музыка — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах.

Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

7. Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

8. Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

9. Балет — вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

10. Кино — вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.

11. Фотоискусство — искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.

12. Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций.

1) Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

2) Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.

3) Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

4) Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Получить полный текст

5) Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

6) Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

7) Эстетическая функция — это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

8)

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

9) Познавательно-эвристическая функция показывает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, пра­во, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои Функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Отношение великих писателей

Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что художественная литература не нашла понимания в глазах людей, высмеянный и оставленный без внимания Мастер заболел и уничтожил рукописи. Стоит отметить, что критики не заботились о содержательной ценности романа, они недооценивали превосходство и смелость писателя. Вместо этого он был оценен сверхъестественными силами, спасая одну из рукописей. Поэтому работа Мастера останется бессмертной — это его судьба.

Булгаков не изобрел этот мир, в котором автор не может проявить фантазию или смелость. Он жил в таком мире. Из-за цензуры и запретов роман был опубликован только спустя сорок лет.

Винсент Ван Гог — отличный пример художника, которого недооценивали на протяжении всей его жизни. Он создавал свои картины, нарушая условности и не следуя моде. В своих работах был честен и выступал против существующих схем. Никто из его современников не ценил его, кроме брата Тео. Когда он был жив, не продал ни одной картины. Еще более удивительно, что после его смерти полотна получили такое большое признание и интерес. Письма брату — документ, из которого можно узнать картину всей жизни, недооцененную современными художниками. Создатель, живший в нищете, постепенно сходил с ума от одиночества.


Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Искусство и его влияние на жизнь.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Что дает возможность человеку видеть прекрасное? Как искусство помогает человеку соприкоснуться с необыкновенным?

Позиция автора выражена четко: искусство оказывает огромное влияние на человечускую жизнь. Без искусства мир был бы пуст, сер и бессмыслен, поэтому с ранних лет людей надо учить видеть прекрасное с помощью книг, картин, мелодий и многих других элементов такого прекрасного явления - искусство.

Я согласна с позицией автора и считаю, что искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, стараний, определенной работы мысли. Человек должен хотеть учиться видеть и понимать прекрасное, пускать в свою душу что-то великое и непонятное. Чтобы подтвердить свою позицию, приведу примеры из художественной литературы.

Главный герой рассказа А.П.Чехова "Скрипка Ротшильда" гробовщик Яков, у которого внезапно умирает жена, старуха Марфа. После ее смерти, его начинают мучить угрызения совести, он раскаивается в плохом обращение с ней, в конце концов, сам тжело заболеввает и впервые задумывается о своей жизни. В душе его рождаются вопросы, на которые может ответить только искусство. Яков - это человек, наделенный музыкальным даром, он играет на скрипке. В финале рассказа он играет свою последнюю мелодию и единственным его слушателем становиться еврей Ротшильд, человек которого он ненавидел всю жизнь. Музыка вызывает слезы у Якова и Ротшильда. Таким образом, скрипка становиться символом духовного единства людей, внешне далеких, разобщенных. и перед смертью Яков просит отдать скрипку Ротшильду. Это грех - отношение к еврею - он еще может изменить, а несчастную жизнь жены нет. После смерти Якова сочиненную им мелодию играет Ротшильд, и звучит она так уныло и скорбно, что окружающие плачут. Так пробудившаяся в человеке душа продолжает жить в музыке, рождая в окружающих живые чувства.

Вторым аргументом может послужить книга Д.С.Лихачева "Письма о добром и прекрасном". В своем произведение автор размышляет о том, что такое "духовная культура", о нашей любви к старым зданиям, улицам, вещам. Писатель приходит к выводу: "Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, - это и есть "духовная культура". Чем больше человек окружен ей, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность.

В заключение могу сказать, искусство вечно и прекрасно, потому что оно несет красоту и добро в мир. И как говорил Г.Драйзер: "искусство - могучее средство исправления людского несовершенства".

Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Такие произведения являются народным достоянием, важнейшей духовной ценностью, которая должна передаваться другим поколениям. Именно поэтому школьники на уроках литературы пишут сочинение на тему настоящего искусства. Оно позволит им лучше понять это понятие и подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ.


Классики о прекрасном

Люди постоянно изобретают новые способы общения, используя свое творчество. Однако чрезмерное его использование может привести только к несчастью и недоразумению. Таким образом, остается вопрос: что такое настоящее искусство?

Лири также невольно дал определение истинному художнику. По его словам, это тот, кто создает настоящее искусство. Согласно Лири, оно должно состоять в том, чтобы отрицать каноны и правила, а также запреты, которые другие навязывают нам. Принято считать, что только через подлинное искусство можно развиваться, ломать стереотипы и быть по-настоящему честными.

Многие писатели и философы дают свои определения:

  1. Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном (Д. Дидро).
  2. Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства (Т. Драйзер).
  3. Искусство — одно из средств различия доброго от злого (Л. Толстой).

Таким образом, учитывая указанные выше аргументы и определения, человек видит, что великое мастерство — это очень красиво. Его нужно ценить и беречь. Неважно, мужское это искусство или женское.

Сочинение на тему искусство в жизни современного человека 8 класс

Искусство — это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля. Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Это утопия, которой, к счастью, никогда не суждено воплотиться в жизнь. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах — древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы. Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством, пластикой и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь. Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: “Слово о полку Игореве”, иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Нерли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей, если они остались в памяти народа, как это случилось с зодчими Бармой и Постником. Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни. Искусство тем и прекрасно, что оно создается избранными, а принадлежит миллионам. Мы пытаемся понять созданное мастерами, приближаемся к их видению мира. Не это ли главное назначение искусства? Оно предназначено для совершенствования человека. Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного — в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих. Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным. В XX веке возросла роль кино, телевидения и видео. Они стали главными кумирами молодежи. И прекрасно, если это доброе, гуманное начало, т. е. истинное искусство с вековыми традициями. Но если на наши экраны шагнет пропаганда насилия, культа силы, зла, мы погибнем вслед за незадачливыми героями этих однодневок-боевиков. Я верю, что все это временное, преходящее, скоро люди поймут это. Уже многие осознают, что ни один фильм не заменит общения с книгой, музыкой, живописью. Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир.

Отношение великих писателей

Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что художественная литература не нашла понимания в глазах людей, высмеянный и оставленный без внимания Мастер заболел и уничтожил рукописи. Стоит отметить, что критики не заботились о содержательной ценности романа, они недооценивали превосходство и смелость писателя. Вместо этого он был оценен сверхъестественными силами, спасая одну из рукописей. Поэтому работа Мастера останется бессмертной — это его судьба.

Булгаков не изобрел этот мир, в котором автор не может проявить фантазию или смелость. Он жил в таком мире. Из-за цензуры и запретов роман был опубликован только спустя сорок лет.

Винсент Ван Гог — отличный пример художника, которого недооценивали на протяжении всей его жизни. Он создавал свои картины, нарушая условности и не следуя моде. В своих работах был честен и выступал против существующих схем. Никто из его современников не ценил его, кроме брата Тео. Когда он был жив, не продал ни одной картины. Еще более удивительно, что после его смерти полотна получили такое большое признание и интерес. Письма брату — документ, из которого можно узнать картину всей жизни, недооцененную современными художниками. Создатель, живший в нищете, постепенно сходил с ума от одиночества.

Теории происхождения искусства
Биологическая теорияПроисхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности.
Игровая теорияПричины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей.
Магическая теорияИскусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека.
Трудовая теорияИскусство – результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

результат творческой деятельности человека, способ изображения реальной действительности или вымышленного мира в художественных образах.

Посредствам художественных образов можно передать то, что невозможно сделать в словесной форме — чувства, эмоции, переживания. Так, в искусстве отражается не только материальный мир, но и внутренний мир человека, его отношение к среде, в которой он живет и действует. Искусство — это и определенная форма познания окружающего мира, а также способ оценки красивого или безобразного, что является неотъемлемой частью любого художественного произведения.

Художественный образ

— это плод фантазии и воображения писателей и композиторов, художников и музыкантов, архитекторов и скульпторов. Художественный образ — это образ, который возникает в сознании человека, когда он соприкасается с произведением искусства.

Предметом искусства выступает человек и его духовный мир.

Специфика искусства:

  • образность и наглядность;
  • особые способы воспроизведения реальности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.);
  • субъективное отношение к миру;
  • эмоциональное воздействие на человека.

Появление чего-либо нового в искусстве и творчестве называют новаторством.

Наука, изучающая особенности художественного познания, искусства и красоты называется эстетикой

В обществе существуют разные взгляды на искусство.

Предмет искусства

— человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всём многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусства —

художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передаёт людям определённую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Н.А. Лобастова, учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 16 города . Екатеринбурга

ПОДГОТОВКА ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Конец августа. Объявлены тематические направления очередного итогового сочинения. Времени до первой среды декабря немного. Поэтому сложился следующий алгоритм подготовки обучающихся к написанию сочинения по предложенным тематическим направлениям:

1. Знакомство с комментариями ФИПИ: внимательное прочтение, анализ.

2. Определение возможных аспектов направления.

3. Словарная работа (опережающее домашнее задание для учащихся).

Содержание этого этапа может быть разным в зависимости от формулировки тематического направления:

– определение лексического значения тематических слов;

– подбор синонимов (антонимов) к тематическим словам…

4. Беседа на основе вопросов, позволяющих учащимся поразмышлять над особенностями направления.

5. Отбор и обсуждение литературного материала, необходимого для аргументации.

6. Подбор крылатых выражений, афоризмов по теме (опережающее домашнее задание для учащихся).

7. Знакомство с темами обучающих сочинений. Комментарий к темам сочинений.

8. Написание обучающих сочинений в течение недели.

9. Проверка работ учащихся. Анализ сочинений: общий и индивидуальный.

Результат работы – тематические таблицы для учащихся, материалы которых они могут использовать для написания сочинений в сентябре-ноябре и накануне итогового испытания – в первую среду декабря.

Материалы к тематическому направлению № 1

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Комментарий ФИПИ

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Определение тематического слова

Дорога – ( перен.) с редство к достижению чего-либо.

Путь – путешествие, поездка, движение.

Путь – направление деятельности , направление развития чего-нибудь, образ действий, жизни.

Словарная работа

Фразеологизмы со словом дорога: идти своей дорогой, проложить себе дорогу…

Травелог – короткометражный фильм-путешествие (жанр, описывающий путешествие в разных видах искусства)

Литература для аргументации

Литература XIX века

Литература XX века

Зарубежная литература

§ Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся. (Л.Н. Толстой)

§ С любой дороги повернёшь обратно,

И лишь дорога жизни безвозвратна. (Р. Гамзатов)

§ Истинное назначение вашего путешествия – это не место на карте, а новый взгляд на жизнь. (Г. Миллер)

Примерные темы сочинения

1. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?

3. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека?

5. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?

Материалы к тематическому направлению № 2

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Комментарий ФИПИ

Словарная работа

Цивилизация – уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией.

Технологии - внедрение техник и процессов, методов и процедур для в целях обеспечения человеческих потребностей и желаний. (В высокотехнологических обществах важное место занимают моральные и этические составляющие).

Вызов – угроза современной цивилизации (принять вызов времени).

Аспекты направления

§ Цивилизация и культура (материальная и духовная).

§ Цивилизация и гражданское общество.

§ Технологии и мораль. Плюсы и минусы технологических новшеств.

§ Цивилизация и природа.

§ Глобальные проблемы человечества (экологический кризис, социальное неравенство, демографический кризис, войны и др.). Роль технологий в решении глобальных проблем.

§ Цивилизация и история. Уроки прошлого, прогноз будущего. Роль литературы в освещении проблем современного общества (антиутопии, фантастические произведения и др.)

Литература для аргументации

Литература XX века

Зарубежная литература

§ Да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже самая цивилизация, если для сохранения ее необходимо сдирать с людей кожу (Ф.М. Достоевский)

§ Не надо смешивать цивилизацию с культурой… развитие цивилизации отодвигает культуру все более и более назад, игнорируя духовную сторону человека и отодвигая его к первобытному звериному прошлому ( А. Кони)

Примерные темы сочинения

1. Можно ли обойтись без науки в современном мире?

2. Должен ли учёный нести ответственность за научное открытие?

3. Меняются ли люди в условиях технического прогресса?

4. К чему могут привести научные открытия?

5. С какими вызовами сталкивается человек XXI века?

Материалы к тематическому направлению № 3

Преступление и наказание – вечная тема

Комментарий ФИПИ

Словарная работа

Совесть – чувство моральной ответственности за своё поведение; внутренняя оценка своих поступков, нравственные принципы.

Совесть – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие морально должному .

Преступление – ( перен.) недопустимый, непозволительный поступок.

Преступление, злодеяние, беззаконие, преступное деяние

Наказание, расплата, возмездие

Раскаяние, покаяние, осознание, признание

Аспекты направления

Поразмышляем

Что значит жить по совести?

Что помогает человеку принять правильное решение?

Можно ли простить человека, совершившего преступление.

Литература для аргументации

Литература XIX века

Литература XX века

Зарубежные детективы

А. Кристи, А. Конан Дойля и др.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце ( А.С. Пушкин)

Примерные темы сочинения

1. Какую роль играет совесть в жизни человека?

  1. Чтотолкает людей на преступления?
  2. Можно липонять и простить человека, совершившего преступление?

5. Легко ли всегда поступать по совести?

Материалы к тематическому направлению № 4

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Комментарий ФИПИ

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Аспекты направления

Поразмышляем

Какова роль искусства в жизни человека?

Какое произведение искусства (книга, фильм, спектакль, музыкальное произведение ) оказало на меня сильное впечатление и почему?

Какие литературные герои мне близки и почему.

для аргументации

Литература, музыка, человек

фрагмент - пение Наташи;

Публицистика

§ Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства (Т. Драйзер)

§ Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека (М. Лютер)

§ Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его (Р. Роллан)…

Примерные темы сочинения

6. Может ли человечество существовать без искусства?

7. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?

8. Чтение какой книги потребовало от вас душевной работы?

9. Какой фильм вы можете назвать шедевром?

10. Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

Материалы к тематическому направлению № 5

Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Комментарий ФИПИ

Словарная работа

Гражданин – сознательный член общества.

Сознательность – умение, способность правильно разбираться в окружающей действительности, определять своё поведение.

Социальный – общественный, относящийся к жизни людей.

Порок – тяжёлый предосудительный недостаток, позорящее свойство.

Аспекты направления

Рассуждения:

Литература для аргументации

XVIII и XIX века

М.Е. Салтыков-Щедрин Сказки

Литература XX века

А.П. Чехов Рассказы

Публицистика

§ Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой. (И. Кант)

§ Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! (Н.В. Гоголь)

§ Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. (Н.А. Некрасов)

§ Не стоит обращать внимание на разговоры окружающих, нужно просто продолжать делать свое дело.

Примерные темы сочинения

2. Бывает ли общественное мнение ошибочным?

4. Какие социальные пороки опасны для государства?

5. Может ли каждый гражданин внести свой вклад в улучшение жизни общества?

Читайте также: