Искусство это нектар души собранный в трудах и муках сочинение

Обновлено: 02.07.2024

2 Гоголь назвал свою повесть "Портрет". портрет ростовщика сыграл роковую роль в жизни его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести; автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры; это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству.

3 Портрет - изображение в литературном произведении внешности персонажа - Описание лица - Особенности фигуры - одежды - Манеры поведения - Мимика - Жесты

4 Портрет Портрет-описание Описание опирается на физиологию, а не психологию личности; перечень портретных деталей Портрет-сравнение С другими персонажами: С литературным стереотипом; С явлениями или предметами впечатление Воплощает внутренний мир во внешнем облике

7 Повесть Гоголя "Портрет" рассказывает о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: они обладали странною живостью.

8 Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Есть у Чарткова мечта – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги.

9 А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и заказчиков - минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом.

11 Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают

12 "Чартков пишет портрет Лизы" С тонкой наблюдательностью и пластической убедительностью раскрыт сам процесс творчества: быстрые движения увлеченного работой молодого Чарткова, пишущего портрет Лизы.

13 "Чартков пишет портрет чиновника" Скоро мы видим Чарткова с лениво- величественной позой, с откинувшегося в кресле преуспевающего художника.

14 Нравственный выбор героев Художник Жертвовать собой ради искусства Довольствоваться сытой жизнью, поставив своё искусство в услужение толпе обывателей

17 Нравственный выбор героя Чартков Жертвует собой ради искусства Довольствовуется сытой жизнью, поставив своё искусство в услужение толпе обывателей Автор портрета

18 Внешние препятствия для развития творчества Внутренний голос и побуждения Чарткова последний двугривенный нестерпимо холодная гостиная мастерская с мерзнущими окнами оборванный диван не на что купить кисти и краски нечем платить за квартиру Брань хозяина квартиры Оценка профессора: нетерпеливость; увлеченность чем-нибудь одним; нет хороших ремесленных навыков художника; погоня за модой; предпочтение светской жизни, а не ремеслу. Собственное желание Чарткова: хотелось кутнуть, щегольнуть, показать свою молодость; досада от чужого денежного успеха; желание бросить все и закутить с горя на зло всему; деньги, даже воображаемые, способны заворожить, а вид живых денег способен довести почти до безумия Внезапно появившиеся деньги Голос рассудка Голос чувств появилась возможность работать; есть деньги на содержание и обеспечение во власти все, на что смотрит завистливыми глазами; желание одеться, разговеться, нанять новую квартиру; отправился в театр, кондитерскую и прочее; купил нечаянно лорнет, бездну всяких галстуков; более ежели нужно завил локоны; катался в карете без причины; объелся без меры конфектами; в новой квартире все, что получше поставил на видное место, что похуже в угол; желание непреоборимое схватить славу за хвост; заказал статью о себе; читал с тайным удовольствием.

19 Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.

21 Повесть называют "эстетической программой" Гоголя. Расскажите и покажите с помощью текста, каковы взгляды писателя на искусство и художника (писателя, музыканта и т.д.). Кто из героев повести и почему является истинным художником? Что думает Гоголь о свободе творчества, о предназначении искусства, о взаимоотношениях его с религией? Семинар В чем трагедия художника Чарткова? Когда он ее осознает? В чем ее причины? Существуют ли подобные проблемы сегодня? О чем говорится в 1 части повести, о чем – во 2- ой? Что их связывает? Почему нарушена хронология (2 ч. должна предшествовать 1- ой)?

22 Критик В.Г.Белинский дал повести такую оценку: «Мысль повести была бы прекрасна, если б поэт понял ее в современном духе. В Чарткове он хотел изобразить даровитого художника, погубившего талант свой жадностию к деньгам… Не нужно было бы приплетать страшного портрета… не нужно было бы ни ростовщика, ни аукциона, ни многого, что поэт почёл столь нужным именно оттого, что отдалился от современного взгляда на жизнь и искусство". Чего не принял критик в повести? Только ли в жадности к деньгам трагедия Чарткова? Согласны ли вы с такой оценкой творчества Гоголя? Семинар В 1-ой редакции повести финал был таким: после рассказа об истории страшного портрета изображение ростовщика у всех на глазах исчезает с полотна. Во 2-ой редакции портрет во время рассказа крадут. В чём смысл такого финала?

23 Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью, поставив свое искусство в услужение толпе обывателей? Какой осуществить выбор? Легко ли его сделать? На чаше весов с одной стороны – труд, служение искусству, бедность, с другой – деньги, богатство, слава. Какая же чаша перевесит? Каков же истинный художник? Проблемные вопросы 1. Какова роль искусства в обществе? 2. Каково истинное предназначение художника? 3. Насколько актуальны эти проблемы сегодня?

24 Чартков смотрит картину "Портрет"

25 В сцене прозрения, когда он понимает, что предал и погубил свой талант, в полной драматизма иллюстрации "Отчаяние" художники выразительно передали иное душевное состояние Чарткова.

26 Явление Христа народу

27 Настоящее искусство облагораживает человека, возвышает его, приближает к совершенству и через отдельную личность совершенствуется общество. Истинное предназначение художника – это быть ответственным за свой труд, умело направлять дар, данный Богом, на благо каждого отдельного человека, творить, распространять добро, любовь, поучать и самоотверженно служить музе, отдавать всего себя служению искусству. Вывод:

Искуство это нектар души собранный в трудах и муках раскройте смысл этой фразы.


Здесь подразумевается что искусство может творить не каждый бездельник, а только тот кто трудился и добивался цели.


Составить предложения с крылатыми выражениями :сизифов труд, танталовы муки, река забвения, кануть в лету, цербер, нектар и амброзия, Зевс - громовержец, геракл, прометеев огонь, титанические усилия, ?

Составить предложения с крылатыми выражениями :

сизифов труд, танталовы муки, река забвения, кануть в лету, цербер, нектар и амброзия, Зевс - громовержец, геракл, прометеев огонь, титанические усилия, гигантские дела.


Как вы понимаете метафору "труд души"?

Как вы понимаете метафору "труд души"?


Раскройте смысл чинопочитания?

Раскройте смысл чинопочитания.


Как я понимаю смысл фразы : "Бог наказал любовью всех , чтоб в муках верить научились ?

Как я понимаю смысл фразы : "Бог наказал любовью всех , чтоб в муках верить научились .


Как понят фразу Расцветёт душой старик ?

Как понят фразу Расцветёт душой старик ?


"Труд души" сочинение помогите)?

"Труд души" сочинение помогите).


Пэзия это состояние души или тяжелый труд?

Пэзия это состояние души или тяжелый труд.


Рассуждение по фразе из всех добродетелей в душе величавшая доброта?

Рассуждение по фразе из всех добродетелей в душе величавшая доброта.


Раскройте смысл слова закон во фразе полковника "надо все по закону" в рассказе "После бала"?

Раскройте смысл слова закон во фразе полковника "надо все по закону" в рассказе "После бала".


На странице вопроса Искуство это нектар души собранный в трудах и муках раскройте смысл этой фразы? из категории Литература вы найдете ответ для уровня учащихся 5 - 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.



Петербуржская жизнь Гоголя открывает перед ним мир большого города со своими особенностями. Гоголь поражается не только красотой величественных дворцов, но и существующими общественными противоречиями и социальными контрастами. В повести «Невский п..


Фантастическая и приключенческая книга Яна Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали" в интересной форме знакомит читателей с энтомологией - науке о насекомых. Герои книги - брат и сестра Карика и Валя, а также профессор - энтомолог Иван Гермо..


О парусе! Логично, да.


Главному герою уже исполнилось шестнадцать лет, но мать не хочет, чтобы он поступал на службу. Она отличается злым нравом и дурным характером, которые передались Митрофанушке по наследству. Женщина во всем потакает сыну. У госпожи Простоковой имел..



Тон меняется от дружбы до негодования, потому что князь недооценил илью и от этого они поругались.


История основана на реальных событиях. Сюжет в том, что Герман косвенно повлиял на смерть старушки, что в узнать секрет 3 карт. Он сопоставлен со всем обществом. Расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, отрицательные качества, но автор н..


Творец 3. Музей воображения

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом,
в одно место, и да явится суша. И стало так.
И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями.
И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог:
да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя
дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод,
в котором семя его на земле. И стало так. И произвела
земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево,
приносящее плод, в котором семя его по роду его.
И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день третий.
Книга Бытия. Глава 1.

Многие считают, что основным отличием научного познания от любого другого является стремление к объективности. Но наука уже давно отказалась от познания истины. Сначала ученые заявили о двойственности истины (есть две истины религиозная и научная), а затем и обусловленности истины временем (что истинно для одной эпохи, может быть не истинно для другой).

Правда и при таких допущениях говорить об объективности научного знания достаточно сложно: ученый всегда привносит в поиски свой собственный взгляд на вещи. Когда возникли социально-гуманитарные науки, знание и вовсе оказалось неотделимо от субъективных понятий. Сохранить объективность ученые надеются тем, что пытаются лишь отражать субъективные, личностные, психологические смыслы и переживания.

Но параллельно науке существует и другая форма общественного познания - искусство. Еще Лев Николаевич Толстой говорил, что искусство – одно из средств различения доброго от злого. Методы, которыми пользуются творцы в познании мира, кардинально отличаются от методов, которыми пользуются ученые. Эти методы выводят искусство совершенно в другую плоскость познания.

Многие ученые смотрят на такой способ познания свысока, пряча за высокомерием непонимание происходящего. Их бессилие отражается в навешивание ярлыка: они заявляют, что методом искусства является чувственное познание (метод вообще-то чисто научный). Но и это не объясняет ровным счетом ничего.

Ближе всех к определению приема, которым творческий человек познает мир, подошел Теодор Драйзер. Он сказал, что искусство - это нектар души, собранный в трудах и муках. Искусство – это нектар души.

Каждый творец открывается миру и пропускает его через себя. Поэтому от того, что у творца на душе, зависит, каким будет произведение. Человек, испытывая желание творить, помимо воли, начинает генерировать свою сущность или сущность той силы, от которой зависим. Поэтесса Сапфо своими произведениями меняла сознание своих читательниц в точном соответствии своему пороку.

Набоков своей Лолитой придал педофилии романтический оттенок, непроизвольно меняя взгляд читателя на этот порок. Совсем не обязательно, что эти творцы сознательно хотели таких изменений. Скорее всего, они вообще об этом не думали, как не думает большинство художников. Они просто творили, выплескивая то, что было в их большой душе, которую не образовывали.

Люди искусства формируют произведения на свой вкус и понимание мира, но в нашей воле пропускать этот мир через себя или нет, становиться рабом созданной кем-то иллюзии или почувствовать момент истины и отказаться.

Часто можно услышать такие слова: "Прочти (или посмотри) это! Ты должен знать обо всем, что происходит в мире! Ты должен знать и плохую сторону тоже!"

В художестве человек не только проявляет свои творческие способности, но и закрепляет личностное, глубоко эмоциональное видение мира. Творцы выражают субъективные смыслы, как отдельного человека, так и целых поколений.

Но кроме того искусство, как и наука, отражает объективные явления этого мира. Мир и искусство – это два зеркала отражающихся друг в друге.

Многим кажется естественной идея, что мир является первичным по отношению к творчеству, и поэтому находит в нем свое отражение. Мир для них – это статичное образование и он никоим образом не отражает в себе человеческое искусство. Однако такое положение дел было истинным разве что на заре человечества, когда люди рисовали на скалах. Сейчас это заблуждение распространяется благодаря главенствующей идеологии западного мира - материализму.

До сих пор секрет воздействия творческих произведений на человеческое подсознание не раскрыт. Ученые выдвигают одну теорию за другой, но предугадать последствия такого воздействия на психику человека не удается.

Влияние искусства на человека сегодня, как и сотни лет назад, сравнимо лишь с магией.

Творчество – это волшебство. Оно выражает эмоции, которые большинство людей, сколь бы сильные чувства их не обуревали, высказать или внятно описать неспособны. Творческое произведение говорит больше, чем описывают составляющие их слова, ноты или цвета. В поэзии, например, кроме слов есть еще ритм, мелодия звучания последовательности звуков и т.д. Ученые придумали множество разных терминов, пытаясь гармонию стиха привести к алгебре: аллюзия, гипербола, эпитеты и т.п.

А поэт, даже не зная всей этой науки, творит чудо – создает произведение, способное породить мотивацию для миллионов людей. Произведения становятся бессмертными, потому что они находят отклик в душах людей, выражают словами то, что сам человек не может не только высказать, но даже зачастую и понять. Искусство - посредник того, чего нельзя высказать (Иоганн Вольфганг Гете).

Творчество сопряжено с чувствами и переживаниями, самовыражением человека, познанием отдельных, частных сторон жизни и пограничных ситуаций, выпадающих из повседневного опыта.

Каждый творец, создавая произведение, открывает перед нами двери в музей своего воображения. Опасность состоит в том, что прогулки по вымышленному миру несут для сознания не меньшие последствия, чем прогулки по миру реальному. Но если от явлений окружающего мира люди до сих пор привыкли отгораживаться, то миру выдуманному они открываются со всей непосредственностью.

Если мы познаем ложь, то становимся лживыми. Человек становится тем, что чувствует, тем, что хочет, желает, любит и ненавидит, вспоминает и переживает, во что верит. Просмотр любого произведение не проходит для нас бесследно, оно как минимум возбуждает мысли в нашей голове, а как сказал Махатма Ганди, человек это продукт своих собственных мыслей. О чем он думает, тем он и становится.

В жизни многих людей творчество имеет большое значение. Кто-то создает что-то, а кто-то восхищается созданным. Еще Еврипид сказал, что истинной жизни нет без искусства. Согласны ли вы с этой мыслью? Какую роль играет искусство в вашей личной, профессиональной и духовной жизни? Какой вид искусства вам ближе и почему? С этими вопросами мы обратились к нашим современникам.

Искусство — это нектар души, собранный в трудах и муках.


Николай (32 года, служащий)

Вопрос о роли искусства в человеческой жизни уходит своими корнями туда, где эстетическая мысль, еще только зарождаясь, имела мифологическую форму. Искусство способно действовать не на одного человека, а на большие массы людей. Оно оказывает влияние не на одну какую-либо человеческую эмоцию или интеллектуальное свойство, а на всего человека целиком. Оно формирует, подчас безотчетно, неосознанно, саму систему человеческих установок, действие которых скрыто до поры до времени.

Трактуя искусство более широко, мы приходим к тому, что любое дело, которым человек занимается увлеченно, с воодушевлением, постоянно совершенствуясь в своем мастерстве, стремясь достичь некоего идеала, представляет собой искусство. Такое понятие искусства не имеет моральной и нравственной окраски, поэтому и воинские искусства, и творчество художника или скульптора, как и проповедничество, могут быть в разной степени названы искусством.

Наиболее сильным эстетическим эффектом обладают, на мой взгляд, произведения литературы, живописи и музыки.

Полина (36 лет, актриса)

Да, я согласна, что жизни без искусства и творчества не может быть, во всяком случае у человека развивающегося. Вопрос лишь в том, что понимать под творчеством. Вот, например, я представитель творческой профессии, но далеко не всегда то, что я делаю в контексте работы, можно назвать творчеством… Я думаю, вопрос в личной оценке: можно просто талантливо украсить свою комнату и быть при этом менеджером, а можно быть актером, писателем, художником, кричать на каждом углу о таланте, но, увы, как творческая личность ничего из себя не представлять. Для меня такой подход очень важен, я считаю, что творчество — это всегда сомнение и поиск. Я всегда стараюсь строго себя оценивать, чтобы не запутаться. Самое страшное для меня — это творческая деградация.

Могу сказать, что для меня роль моей профессии в жизни огромна, порой это очень мешает. Ну, во-первых, это постоянное напряжение. Затем, конечно, сами роли и персонажи. Они очень часто откладывают свой отпечаток, и я не раз замечала, что перенимала какие-либо черты у своих героинь. А на одну роль я даже просила благословения, так как поняла, что она может серьезно на мне сказаться. Но, слава Богу, батюшка меня тогда понял и посоветовал прекрасный выход: не упиваться своим могуществом, а донести до людей правду жизни. Могу сказать, что это мне очень помогло! Так что влияние ролей очень мощное, порой даже слишком, но это профессия!


Алена (38 лет, менеджер)

Я согласна, что нет истиной жизни без искусства, оно окружает нас в повседневной жизни: слушая музыку, смотря телевизор, читая книгу, посещая музеи и театры, мы соприкасаемся с различными элементами искусства. Само по себе искусство, наверное, есть результат творческой деятельности человека, некая ее совершенная с эстетической и нравственной позиции форма. Вершина этой деятельности — произведения искусства, имеющие вечную ценность, те, которые вызывают у каждого человека чувство радости и уважение к таланту, который дарован Богом.

В своей повседневной жизни я не представляю себя без музыки, меня всегда восхищают произведения архитектуры, созданные столетия назад. В духовной жизни творения талантливых композиторов, писателей, философов, архитекторов свидетельствуют о величии Божьем, призывают нас к радости и восхищению Его делами и любовью к нам.

Яна (32 года, адвокат)


Да, можно согласиться с мыслью Еврипида: искусство есть отражение жизни, а если жизнь — ложь, то и искусство — ложь. Искусство отражает все жизненные аспекты, высмеивает пороки и несуразности жизни человеческой, но вместе с тем подчеркивает добродетели, прославляет истину. Через искусство мы учимся тому, что хорошо, а что дурно. С малых лет, знакомясь с различными произведениями искусства, мы познаем мир, его устройство, принципы. Искусство, творчество — это та движущая сила, которая позволяет создать что-то новое, двигаться вперед, создавая как материальный, так и духовный мир вокруг нас и внутри нас.

Искусство играет в моей жизни немаловажную роль. Все, что я создаю, к чему стремлюсь в профессиональной, личной и духовной жизни, все мои жизненные устремления первоначально связаны со знакомством с произведениями различного рода искусств. Так, через прочтение художественных произведений формировалось мое мировоззрение, жизненные принципы. А знакомство с живописью, скульптурой, музыкой помогло сформировать чувство прекрасного, эстетическое восприятие. Даже восприятие божественной реальности приходит через искусство: иконы, великолепие храмов, духовные книги — все это дошло до нас стараниями и трудами людей, сумевших воплотить свое видение величия Божьего посредством творчества и искусства.

Из всех видов искусства мне ближе всего литература, возможно потому, что мне самой нравится что-то писать, сочинять. А еще, наверное, потому, что частичка литературного творчества присутствует и в моей профессиональной деятельности.

Николай (37 лет, системный администратор)

Нет, я не согласен с изречением Еврипида. Я считаю, что для каждого существует своя истина. Вот, например, Омар Хайям вообще считал, что истина в вине. В моей жизни искусство не играет никакой роли. Я ничего не создаю и ничем не восхищаюсь. Мой мир полностью материален. Меня интересуют только вещи, которые имеют практическую ценность.


Иоанна (49 лет, учитель)

Но безотчетное стремление к прекрасному обрело новый смысл с постепенным познанием христианских истин, с прикосновением к сокровищнице Православия. Мне искренне жаль людей, круг духовной жизни которых настолько узок, что они смотрят на небо лишь с целью определить, не пойдет ли дождь. В человеке как в образе и подобии Божьем есть потребность в творчестве. По-настоящему духовный человек не может не быть творцом, это потребность его души.

Мы все разные, стремимся и желаем разного… Конечно, кто-то из нас может смотреть на Сикстинскую Мадонну и восхищаться ее женственной красотой, а кто-то — в уме поражаться ее баснословной цене и той невероятной прибыли, которой можно из нее извлечь; кто-то может быть в восторге от таланта художника, а кто-то узрит в этом творении рук человеческих запечатленный миг творения Господа. Кто-то вдруг замрет перед картиной, сраженный пронзительным чувством красоты и сопричастности, кто-то вдруг увидит в обычной киноленте образец того, как надо ему жить, а кто-то услышит пение певчих на клиросе, и его душе станет свободно и легко… И для каждого это будет по-своему. В этом и есть истинная сила настоящего искусства.

Это все обязательно случится, но в свой час… К каждому из нас в определенный свыше момент Творец прикасается посредством вечного искусства, пробуждая наши души и наполняя нас желанием жить и творить, искать ответы на вечные вопросы, вновь и вновь обретая себя на пути навстречу вечности…

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

Читайте также: