Искандер рафиков кунакка баралар сочинение

Обновлено: 07.07.2024

- Ну, во-первых, это цветовая гамма, любимая народная колористика. Чтобы понять, какая она у татар, достаточно съездить в татарскую деревню. Там вы увидите, что в окраске домов преобладают зеленый, желтый, оранжевый цвета. Я и сам стараюсь использовать в живописи такие доминирующие народные цвета, и у других художников это заметно.

- Я уже понял, что к ранжированию творчества вы относитесь не очень хорошо, но, тем не менее, такой вопрос: какое место татарская живопись занимала среди национальных живописей СССР?

Сейчас, к сожалению, эта традиция полностью утрачена, и здесь вина не только художников. Все-таки в прежние времена искусство очень здорово поддерживалось. Написать серьезную картину за свой счет почти невозможно. Полотно размером более двух метров требует многомесячного труда, а иногда даже года или двух. Прежде такие работы всегда закупались, сейчас этого нет и поэтому преобладает мелочевка. Я уже и сам не помню, когда написал большую картину. Лет двадцать тому назад, наверное. А сейчас, если и пищу, то в пределах одного метра и в основном однофигурные.

Как так получилось? Из-за некомпетентности нашего министерства культуры, где по какой-то причине решили, что Союз художников Республики Татарстан - самый главный. Несмотря на то, что все ведущие художники, конечно же, состоят в отделении российского Союза. Вступить в него намного сложнее, в Союз художников РТ просто записывают. В декабре 2019-го отмечался столетний юбилей моего отца, была огромная выставка. Пришло очень много людей, но не было ни одного представителя Союза художников РТ. Хотя членский билет №1 этого союза был выдан в мае 1992 года на имя Якупова Хариса Абдрахмановича. Два года назад я писал о групповщине, которую отец считал самым опасным явлением. Как раз ее мы сейчас и наблюдаем. И видите, до чего дошло это разделение. Оно не идет на пользу никому. Хотя достаточно было министерству культуры более грамотно отрегулировать этот процесс, да просто хотя бы знать, какой Союз основной, - и такой грызни не было бы.

Но, чтобы не мазать все черной краской, скажу, что руководство того Союза… как бы его лучше назвать - самозванцев, что ли, - работает очень хорошо. Там есть просто блестящий организатор Альберт Шиабиев, пришедший в искусство из бизнеса. Они проводят массу разных мероприятий, и, что мне нравится больше всего, действительно оправдывают свое название, курируя районы и малые города Татарстана, где очень много художников.

- Вы как-то говорили, что вас всегда удивляла разница в отношении к имени вашего отца в Татарстане и за его пределами. А в чем выражалась эта разница? Вы хотите сказать, что здесь его недооценивали?

Вот Дом художника, 5-этажное здание на Большой Красной, которое Харис Абдрахманович считал своим детищем. Пока он его строил, он нажил себе очень много врагов. Это здание было возведено на деньги, которые выделили за блестящее участие художников в Декаде татарской литературы и искусства в Москве. Он был председателем Союза и решил построить на них дом, где было бы все - и мастерские, и материалы, и выставочные залы, и правление Союза. Но была группа людей, которые ждали, что на эти деньги им выделят квартиры. И я помню, что решение отца было довольно скандальным.

Со временем, получив комфортабельные мастерские в разных частях города, все художники оттуда выехали, а отец остался. К тому времени здание полностью перешло в ведение Художественного фонда, в который пришли новые люди, толком не знавшие о том, какую роль в создании этого Дома сыграл Харис Якупов. И кроме того, отец был такой, как в поется в песне про старых рысаков… в буфете, например, он становился в очередь.

Когда я учился в Ленинграде, помню, как люди начинали локтем подталкивать друг друга, если где-то в среде художников появлялись знаменитости, - смотри, мол, сам Евсей Евсеевич Моисеенко! Потому что эти художники были оторваны от остальных, они редко среди них показывались, у них были свои комфортабельные мастерские, в общем, это были небожители. А у отца на родине такого не было. Зато вне Казани все было по-другому. Скажем, когда в ленинградской Академии художеств узнавали, что я сын Якупова, то реакция, конечно, была очень уважительная.



Заслуженный профессор КГАСУ

Рафиков Искандер Валиуллович

Народный художник России и Татарстана,

профессор кафедры изобразительных

искусств с 1967 по 2013гг.

Родился 5 октября 1929 года в Старо-татарской слободе Казани.

Учился в изостудии при школе № 21. В 1944 году поступил в Казанское художественное училище. Окончив училище в 1949 году, он поступил в Академию художеств Латвийской ССР, учился в мастерской педагогов Отто Скульме и Яна Тильберга.

В 1957-1967 годах преподает в Казанском художественном училище, с 1967 года – в Казанском инженерно-строительном институте.


Искандер Валиуллович стоял у истоков создания архитектурного факультета и кафедры изобразительных искусств, пройдя путь от старшего преподавателя до профессора. В 1992 году ему присвоено ученое звание доцента, а в 1995 году – профессора.

В 2013 году через 46 лет плодотворной педагогической деятельности Искандер Валиуллович ушел на заслуженный отдых.

В январе 2015 года Рафиков И.В. вновь принят в вуз на кафедру графического моделирования специалистом по учебно-методической работе.

Рафиков И.В. – художник, работающий одновременно в жанре портрета, станковой картины, пейзажа и натюрморта. Уже многие годы его произведения известны в республике и за её пределами. Появляясь на республиканских, зональных, всесоюзных, а также международных выставках, они становились событием, оценивались в местной и центральной печати, как удача, достижение художника. Его работы представлены в постоянной экспозиции музея изобразительных искусств РТ, большое количество его произведений хранится в музеях изобразительных искусств России и Татарстана, в Берлине и частных коллекциях в Финляндии, США и Японии.

Рафиков И.В. – заслуженный деятель искусств России (2000г.) и Татарстана (1980г.), Народный художник России (2007г.) и Татарстана (1990г.), лауреат государственной премии им. Г. Тукая (2002г.). Имя Искандера Валиулловича Рафикова вошло в Большую советскую энциклопедию.


Рафиков И.В. – один из ведущих мастеров живописи республики. Он щедро передает свои знания и свой опыт ученикам, открывая им мир профессионального искусства через собственное восприятие.

Как пишет доктор искусствоведения Гузель Валеева-Сулейманова, полотна Рафикова отличает высокая живописная культура, ясность композиции, свежесть палитры и национальная образность. Творческое кредо художника привлекает кропотливым поиском образной концепции полотна, емкостью художественного языка.


5 октября 1929 г., Казань – 1 октября 2018 г., там же.

Окончил Казанское художественное училище (1949), отделение станковой живописи под руководством Я.Тильберга в Академии художеств Латвийской ССР в Риге (1955).

В 1956–1967 гг. преподавал в Казанском художественном училище. В 1967–2010 гг. в Казанском архитектурно-строительном университете.

Член Союза художников (1964).


Рафиков И.В. Девчата. 1963

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ


Рафиков И.В. В гости. 1963–1964

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Творчество


Рафиков И.В. Сад в цвету. Вторая половина XX в

Картон, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Выставки

Персональные выставки прошли в Казани (1979, 1999, 2002, 2003, 2009), Альметьевске (1980).

Коллекции произведений


Рафиков И.В. Автопортрет. 2003

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Награды

Государственная премия РТ имени Г.Тукая в области литературы и искусства (2002).

Сочинения

Жизнь, прожитая в искусстве. Казань, 2005.

Литература

Искандер Рафиков: Родина. Человек. Героизм. Казань, 1995.

Горник Г. Художник И.Рафиков // Казань. 1999. № 10.

Вәлиева-Сөләйманова Г. Иҗатка багышланган тормыш // Казан утлары. 1999. №11.

Meshkov Gennadiy

😊

Замечательная картина. А хозяева уже заждались гостей.

Илдус Шамгунов

Meshkov, вы бы еще знали, что там в платке!! или куча эчпочмаков с гусятиной или бэлеш.

Владимир Макаров

Апа губадью несёт наверное

Анна Смирнова

По русской традиции с пустыми руками в гости не ходят)))

Елена Бондарева


Елена Бондарева

А какая зима! Не то что сейчас в Ростове +6. Аж обидно, целый месяц плюсовая температура, а завтра до +9 обещают. И где наши снега?

Юлия Рыжова

Надежда Корнеенко-Степанова

Мужчина особенно тщательно готовился и очень рад.

DELETED

Татьяна Сюмак

👍

Приоделись ,дама нарядную юбку надела, платок выбрала самый красивый и в путь . Мужичок не отстаёт, побрился и моднявую шляпу одел. Хорошая картина, столько радости в ней, радость от встречи, душевных разговоров за чаяпитием))

Лилия Шамгунова

Кучтэнеч алып баралар. Так раньше было и сейчас так. Пирог к чаю. Маме 80 лет до сих пор испечет пирог, такси и к подругам молодости своей. Я с домашними печеньками хожу в гости. Так приятно, что другим приятно

Лидия Майорова


Лидия Майорова

Читайте также: