Ис01122021 11 итоговое сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Учащиеся 11 классов в 2021 году будут сдавать сперва экзамен по литературе (итоговое сочинение). Представляем ниже подробную информацию, которая будет полезна ученикам, педагогам и репетиторам при подготовке к написанию работы.

Итоговое сочинение

Данная работа является обязательной в качестве допуска к ЕГЭ в 11 классе. Проводится по системе зачёт/незачёт.

Сроки проведения

Уже утверждены даты проведения итогового сочинения в учебном году 2021-2022:

В случае незачёта у ученика будет ещё 2 попытки для написания итогового сочинения.

Из-за чего может быть пересдача

1. Ученик не смог посетить итоговое сочинение по уважительной причине.

2. Ученик не смог завершить работу из-за состояния здоровья.

3. Ученик получил "незачёт".

При этом к сдаче экзамена не будут допущены те, кто не явился без уважительной причины, кого отстранили от сдачи из-за списывания или нарушения дисциплины.

Направления и темы 2022 года

В 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким актуальным направлениям:

Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Преступление и наказание — вечная тема.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Направление: Направления и темы Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия? Какие научные открытия опасны? Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Направление: Преступление и наказание — вечная тема

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Направление: Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Направление: Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Критерии оценивая

При написании работы будет 2 основных требования:

Цель: проверить умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделить умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения.

Срок проведения итогового сочинения (изложения): 01.12.2021.

Сроки проверки работ экспертной комиссией: 01.12.2021–03.12.2021.

Состав экспертной комиссии: учителя русского языка и литературы.

В написании итогового сочинения (изложения) по русскому языку участвовал 1 обучающийся 11 класса, что составило 100 процентов от общего количества. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Анализ результата проверки по требованиям и критериям итогового сочинения (изложения) обучающегося 11­го класса

На основе данных таблицы 1 видно, что обучающийся 11-го класса получил зачет. Написание сочинения проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения.

Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами:

1. Выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать на выбранную тему.

2. Проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующие проблематике сочинения произведения для раскрытия темы.

3. Оценить практическую грамотность выпускника и фактическую точность его письменной речи.

Исходя из задач формируются цели:

1. Проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
2. Владение речью.

3. Содействие формированию самосознания учащегося, развитие его речевой и читательской культуры.

Обучающимся был предложен следующий комплект тем сочинений для проведения итогового сочинения в текущем учебном году. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Комплект тем итогового сочинения № ИС01122021-04

Почему людей привлекает идея путешествия во времени?

Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?

В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Сочинение выбрал 1 человек.

Выбор тем итогового сочинения выпускником 11­го класса

Работа проверялась в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Требование № 1. Объем итогового сочинения

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого­либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объема собственного текста участника.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1. Соответствие теме.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

3. Композиция и логика рассуждения.

4. Качество письменной речи.

Критерии № 1 и 2 являются основными.

Критерий № 1. Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т. п.).

Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Критерий № 4. Качество письменной речи

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЯМ

Критерий № 1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументированно раскрыть.

С этой задачей Гагоев Заурбек справился на 100 процентов. Выпускник размышляет над предложенной проблемой, строит высказывание на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения, избегая при этом пересказа. Литературный материал используется как основа для собственных размышлений.

Анализ представленной работы показал, что ученик построил свои рассуждения на основе литературного материала. Он привел в качестве доказательств не менее двух произведений.

Учащийся владеет навыком построения сочинения-рассуждения, не допускает ошибок в композиции и логике высказывания, умеет грамотно использовать литературоведческие термины в соответствии с коммуникативным замыслом высказывания.

Экспертами комиссии отмечен соответствующий уровень грамотности.

- ошибки в построении предложения с однородными членами, с деепричастными и причастными оборотами;

- нарушение границ предложения; неоправданный пропуск подлежащего;

- объединение синтаксической связью разнотипных синтаксических единиц.

Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше пяти на 100 слов, то работу следует признать неграмотной.

В написании итогового сочинения (изложения) по русскому языку участвовал 1 обучающийся 11­го класса, что составило 100 процентов от общего количества выпускников

1.1. Усилить контроль работы, ориентированной на высокие результаты подготовки выпускника к ГИА. Срок: постоянно.

1.2. Усилить внутришкольный контроль работы по индивидуальным образовательным маршрутам выпускника, способного достичь максимального результата на ГИА. Срок: постоянно.

1.3. Организовать методическую поддержку учителей русского языка и литературы в подготовке выпускника. Срок: постоянно.

1.4. Проанализировать на методических объединениях причины допущенных ошибок, внести соответствующие коррективы в план подготовки обучающегося к ГИА. Срок: месяц.

1.5. Довести результат итогового сочинения (изложения) до сведения родителей под роспись. Срок: до 30.12.2021.

2. Учителям русского языка и литературы:

2.1. Усилить контроль результативности освоения выпускниками программы, продолжить работу по индивидуальным образовательным маршрутам по подготовке к ГИА­11 по русскому языку. Срок: постоянно.

2.3. Расширить работу по анализу текста; наряду с правописными и грамматическими заданиями постоянно предусматривать вопросы на понимание содержания текста, авторской позиции, языковых средств связи, средств языковой выразительности; ввести в постоянную практику работы с текстом формирование корректного и аргументированного личного мнения учащихся о проблемах, поставленных автором, а также умения чувствовать подтекст. Срок: постоянно.

2.4. Совершенствовать формы и методы проведения учебных занятий, использовать возможности индивидуального и дифференцированного обучения для организации процесса обучения. Срок: постоянно.

Список примерных тем, которые составлены на основе официальных направлений по итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Обновление от 02.12.2021. Список тем будет обновляться.

Реальные темы от 1 декабря 2021

Направление ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ

Направление ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

Направление ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Направление КНИГА (МУЗЫКА, СПЕКТАКЛЬ, ФИЛЬМ)

  • 402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
  • 404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
  • 405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
  • 406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
  • 407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
  • 408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
  • 409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
  • 410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
  • 411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
  • 412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир.
  • 413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?

Дополнительные темы (произвольные)

Темы по направлению ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ

Темы по направлению ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?

Темы по направлению ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?

Темы по направлению КНИГА (МУЗЫКА, СПЕКТАКЛЬ, ФИЛЬМ)

Темы по направлению КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО? – ВОПРОС ГРАЖДАНИНА

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Вкратце видеообзор про все направления

Нажмите, чтобы узнать подробности

проверить степень и качество подготовки обучающихся 11- го класса к итоговому сочинению.

Объект контроля

Выпускники 11 класса

Вид и форма контроля

Методы контроля

наблюдение, анализ бланков ИС

Ответственные лица

Зам. директора по УВР М.Э Атуева

Результаты контроля

Справка /Рассматривается на совещании при директоре

01.12.2021 года было проведено итоговое сочинение по русскому языку в 11-м классе в МКОУ Новочановской СОШ в соответствии с приказом по школе

В написании итогового сочинения по русскому языку участвовали 5 обучающихся 11-го класса, что составило100 процентов от общего количества. Все обучающиеся писали сочинение, изложение не писал никто.

Таблица 1. Анализ результата проверки по требованиям и критериям итогового сочинения обучающихся 11-х классов

Написание сочинения проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения.

Обучающимся был предложен следующий комплект тем сочинений для проведения итогового сочинения

Таблица 2. Комплект тем итогового сочинения № №ИС01122021-05

НАПРАВЛЕНИЕ

Комплект тем итогового сочинения

№ИС01122021-05

109 Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?

208 От чего предостерегают человечество антиутопии?

302 Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?

406 Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.

504 Возможно ли общество, в котором все счастливы?

Таблица 3. Выбор тем итогового сочинения выпускниками

Направление

Количество учеников, которые выбрали тему из направления

Критерий 1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументированно раскрыть.

С этой задачей справились 3 обучающихся на 60 процентов. Эти выпускники размышляют над предложенной проблемой, строят высказывание на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения, Литературный материал используется как основа для собственных размышлений. 2 обучающихся 40% пересказывают содержание прочитанных произведений.

отдельные работы демонстрируют примитивность письменной речи, однообразие синтаксических конструкций, низкий уровень речевой грамотности, неточность изложения фактического материала. Наиболее частые речевые ошибки: неудачное словоупотребление; употребление слов в несвойственных им значениях; плеоназм; тавтология; лексическая избыточность (неоправданное усложнение фраз).

Экспертами комиссий отмечен низкий уровень грамотности в ряде работ.

Типичные орфографические ошибки, допущенные учащимися:

Правописание наречий, правописание сложных существительных, дефисное написание слов, правописание приставок пре- и при-, безударная гласная в корне слова, правописание –ться, -тся в глаголах; нарушение согласования и управления; ошибки в построении предложения с однородными членами, с деепричастными и причастными оборотами.

Типичные пунктуационные ошибки, допущенные учащимися:

Типичные грамматические ошибки, допущенные учащимися:

нарушение согласования и управления; ошибки в построении предложения с однородными членами, с деепричастными и причастными оборотами; нарушение границ предложения; абзацное членение предложений; неправильное употребление предлогов и союзов; неправильное употребление простой формы сравнительной степени прилагательного; объединение синтаксической связью разнотипных синтаксических единиц; ошибки в употреблении падежных форм прилагательных и существительных.

В отдельную категорию выделяются графические ошибки, то есть различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильное написание, искажающее звуковой облик слова. Эти ошибки связаны с графикой, то есть средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам, помимо букв, относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.

Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше пяти на 100 слов, то работу следует признать неграмотной.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Администрации ОО Атуевой М.Э, Уханевой И.А.:

1.1. Усилить контроль работы педагогов и обучающихся, ориентированной на качественный конечный результат по подготовке к ГИА.

1.2. Усилить внутришкольный контроль работы по индивидуальным образовательным маршрутам с выпускниками с низкой мотивацией и выпускниками, способными к достижению максимального результата на ЕГЭ.

1.3. Организовать методическую поддержку учителей русского языка и литературы в подготовке высокомотивированных выпускников.

1.4. Проанализировать на ММО школьного округа причины допущенных ошибок.

2. Учителям русского языка и литературы Малышевой А.В., Уханевой И.А.:

2.1. Провести работу над типичными ошибками, которые допустили обучающиеся в итоговом сочинении до 06 декабря 2021 года.

2.2. Расширить работу по анализу текста; наряду с правописными и грамматическими заданиями постоянно предусматривать вопросы на понимание содержания текста, авторской позиции, языковых средств связи, средств языковой выразительности; ввести в постоянную практику работы с текстом формирование корректного и аргументированного личного мнения учащихся о проблемах, поставленных автором, а также умения чувствовать подтекст.

2.3. Систематически проводить контроль за усвоением обучающимися изучаемого материала, продолжить работу по индивидуальным образовательным маршрутам по подготовке к итоговому сочинению (изложению) и ЕГЭ по русскому языку.

2.4. Осуществлять планомерную работу по устранению пробелов в знаниях учащихся. Продолжить обучение написанию сочинений разных жанров развивающего, исследовательского характера на уроках русского языка и литературы.

2.5. Совершенствовать формы и методы проведения учебных занятий, использовать возможности индивидуального и дифференцированного обучения для организации процесса обучения.

3 Классному руководителю 11 класса Стежка Д.А. довести результаты итогового сочинения до сведения родителей под подпись.

Читайте также: