Сочинение на тему мой байконур

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Расширение знаний детей о родном городе, государстве об их достопримечательностях; Воспитание патриотических чувств к своей Родине.

Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о достопримечательностях Родного города,страны о замечательных людях прославивших свой город.

Формировать представление о том, что Россия и Казахстан две огромные дружелюбные страны, о столицах, геральдике.

Развивать познавательный интерес детей, диалогическую речь, внимание, речь

Словарная работа : Расширять словарный запас детей, закреплять знание детей пословиц и поговорок

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,

Игровые методы и приемы:

создание игровых ситуаций,

Словесные методы и приемы:

показ с названием,

использование художественного слова,

напоминание, пояснение, вопросы.

Наглядные методы и приемы:

Предварительная работа: Беседы, рассматривание альбомов, заучивание пословиц

Воспитатель: Ребята к нам на занятие сегодня прилетел журавль

Облетал он сто земель.

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Воспитатель: Ребят посмотрите на крыльях журавля послание. От кого же оно? Прочитаем?

Воспитатель: Ну что расскажем? А как же мы это сделаем (Ответы детей). Я предлагаю записать видеообращение. Мы запишем экскурсию на камеру, и отправим им.

Воспитатель: Ну что расскажем? А как мы это сделаем? (ответы детей)

Воспитатель: А я предлагаю записать видеообращение для друзей. Согласны?

1. Воспитатель: У каждого человека на земле есть Родина.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей)

Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Воспитатель: У каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где проходит ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами в каком городе живем? (Байконур)

Воспитатель: Как вы считаете город Байконур - это большая или малая Родина? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, в Москве живут москвичи, в Кзыл-орде -Кзылординцы, а как следует называть жителей нашего города? (байконурцы)

- Всякому мила (родная сторона).

- Где кто родится, (там и пригодится).

- В гостях хорошо, (а дома лучше)

- Где кто родился (там и пригодился

2. Воспитатель: Ребята, а вы знаете чем славен на весь мир Байконур? (ответы детей)

Воспитатель: А как называется взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли (Ответы детей) Да, это площадка называется космодром. Космодром Байконур находится недалеко от Байконур.

Слайд 1 (Герб, флаг)

Воспитатель: У каждого города есть свой герб и флаг. Посмотрите на флаг и герб нашего города. Выпускающие ракету в космос руки человека, напоминающие конструкцию стартовой площадки – символ Человека – создателя космической техники, Стилизованный в виде огня тюльпан – символ местной природы. Цвета герба строятся на темно-синих, Воспитатель: Байконур- это небольшой город, с небольшим количеством проживающих в нем людей, различных национальностей: казахи, русские, украинцы, татары и много людей других национальностей. В нем есть большие дома и маленькие. По улицам нашего города движется много машин. В городе есть парки и скверы, дом культуры, памятники, музей.

Сколько красивых слов сказано по наш город

Давайте сядем в автобус и поедем по родным и уже знакомым нам местам. (дети садятся в заранее построенный автобус из стульев)

Пристегните ремни. Отправляемся в путь.

Отправляемся мы с улицы, на которой находится наш детский сад. А как она называется? (улица генерал- лейтенанта Максимова). А почему она так называется? (предположения детей)

Воспитатель: Эта улица названа в честь Инженера Максимова Александра Александровича. Он участвовал в запуске многих ракет и сделал очень много полезного для нашего космодрома

Воспитатель: Ребята, мы выезжаем на одну из главных улиц нашего города. Как она называется? ул. Королёва. Почему она так называется?

Воспитатель: Эта улица названа в честь академика – конструктора ракет Сергея Павловича Королёва

В сквере на улице Королёва расположен памятник С. П Королёву

А это улица Абая, она названа в честь великого казахского мыслителя и поэта Абая Кунанбаева, здесь же расположен сквер, названный в честь Абая Кунанбаеа

Воспитатель : В нашем городе много различных улиц, скверов и памятников, школ детских садов, есть поликлиники и больницы, близи нашего города протекает река, а вы знаете, как она называется? Правильно Сырдарья

Воспитатель: Ребята, знаете свой домашний адрес?

Воспитатель: Да, наш город красивый, а ведь мы можем сделать его еще лучше и краше. Как нам это сделать? Ответы детей: сажать деревья, сажать цветы, не мусорить, не топтать газоны и т. д.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру и соберем букет красивых слов, подарив его нашему прекрасному городу. Какой наш город (ответы детей) небольшой, красивый, нешумный, чистый, зеленый, солнечный и удивительно красивый т д.

Воспитатель : Предлагаю поиграть в игру-разминку

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо идти с друзьями? (шагают)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо кружиться в танце? (кружатся)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо быть Байконурцем? (выставляют большие пальцы)

3. Воспитатель: Ребята Байконур это российский город, который находится на земле Казахстана. И с давних пор эти два государства дружат.

Воспитатель: А что вы знаете про Россию?

Назовите главный город страны (ответы детей) – правильно это столица.

- Назовите столицу России (ответы детей)

-Назовите президента России (ответы детей)

- Где живёт и работает президент России (ответы детей)

Воспитатель: В России есть свой герб и свой флаг-это самые главные отличительные признаки страны. У каждого флага цвет и рисунок имеют свое значение.

На государственном флаге России - мы видим три цветные полосы, одинаковые по размеру.

Вверху – белая полоса. Она означает, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.

Синяя полоса – она в середине – говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.

Красная полоса – нижняя – означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.

Воспитатель: Посмотрите на герб России

-Золотой двуглавый орел на фоне щита красного цвета. Скипетр и держава всегда были символами царской власти. Над головой орла – золотая корона. Крылья орла тоже золотые. Солнце всегда было символом добра и справедливости. На груди орла расположен щит. На щите – всадник на коне, это Георгий Победоносец победивший дракона, что означает победу добра над злом

4. Воспитатель: Ребята, а в какой стране находится наш Байконур (ответы детей) Байконур находится в Казахстане.

- Ребята назовите столицу Казахстана (Астана) (слайд)

- Кто Президент Казахстана (Назарбаев Н. А.) (слайд)

- Где живёт и работает Н. А Назарбаев? В столице городе Астана, во дворце Аккорда. (слайд)

- Назовите национальное жилище казахов (юрта) (слайд)

А ну – ка, дети, встанем.

Построим юрту сами (берутся за руки)

Стенки - это кереге,

Давайте их растянем (расходятся, растягиваюсь)

Поднимаем шаныра (поднимают руки)

Полочки вставляем (руки вперед)

Укрываем! Завершаем! (поднимают руки вверх, затем опускают вниз)

И построили юрту сами

Воспитатель: Ребята в каждой стране есть свой гимн, флаг и герб. Посмотрите на герб Казахстана (слайд)

Герб имеет форму круга, центральная часть– шанырак, символ семейного благополучия, спокойствия, мира.

Следующая составная часть – золотокрылые, с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны – тулпары. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна золотых колосьев – символ труда, изобилия, материального благополучия. Красивые и крепкие рога скакунов состоят из семи звеньев.

В центре герба пятиконечная звезда – наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов

Флаг у Республики Казахстан голубой –(слайд)

Будто мирное небо над головой.

В золотых лучах орел парит,

Над просторами летит,

С высоты он наблюдает.

5. Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такой конструктор, а вы хотели бы им стать? Попробуйте построить ракету из геометрических фигур.

Итог занятия: Молодцы! Вы справились с заданием, вы сконструировали ракеты, да и ещё и записали видеообращение для ребят из садика из города Москвы. Теперь и они узнают побольше про наш город. Вот и подошло к концу наше занятие. Понравилось вам оно? О чём говорили? Что нового узнали? Как нужно относится к своей Родине?


История космодрома Байконур Самым первым космодромом нашей страны стал Байконур космодром.

. Проведя рекогносцировку нескольких районов по стране,

комиссия решила что идеальным будет вариант размещения космодрома в

районе пустыни Казахстана восточное Аральское море, в некотором удалении

от поселка Байконыр.

. 12 февраля 1955 года правительство решило строить Байконур космодром.

. Вместе с этим начал формироваться коллектив создания Байконур космодрома.

. И уже 5 мая 1955 года Байконур космодром был готов для стартов ракет.

. Уже зимой в декабре 1956 года строительство всех необходимых объектов Байконур космодрома было завершено.


Помогите написать сочинение эссе "Образ моей Родины" срочно?

Помогите написать сочинение эссе "Образ моей Родины" срочно!


Город орёл - Родина моей мамы?

Город орёл - Родина моей мамы.


Сочинение - эссе на тему ЧТОБЫ Я СДЕЛАЛА ДЛЯ ПРОЦВЕТАНИЯ МОЕЙ РОДИНЫ заранее спасибо?

Сочинение - эссе на тему ЧТОБЫ Я СДЕЛАЛА ДЛЯ ПРОЦВЕТАНИЯ МОЕЙ РОДИНЫ заранее спасибо.


Сочинение про родину?

Сочинение про родину.


Написать сочинение о родине?

Написать сочинение о родине.


Родина моя казахстан сочинение?

Родина моя казахстан сочинение.


Мини сочинение о родине?

Мини сочинение о родине.


Сочинение моя родина?

Сочинение моя родина?


Сочинение на тему " долг перед родиной "или что то вроде " любить родину "?

Сочинение на тему " долг перед родиной "

или что то вроде " любить родину ".


Сочинение на тему : "В чем состоят мои обязанности перед родиной"?

Сочинение на тему : "В чем состоят мои обязанности перед родиной".

Вы находитесь на странице вопроса Сочинение о моей родине БАЙКОНУР? из категории Русский язык. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 - 9 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.


Заядлыйзаядлый, заядлая, заядлое. Завзятый, страстно отдавшийся какому - нибудь занятию, рьяный. Заядлый игрок. Заядлый футболист. Заядлый спорщик.


Одуванчик и Горизонт.


Как не свой Как ни странно Как не крути Куда ни глянь Никто иной, как бандит Не кто иной, как человек Ничто иное как зверь Пока не чего По не зависящим от нас причинам, он умер Не выполненная работа из дома Не прикращаясь ни на минуту Ни раз мы гулял..


Родился пень и говорит - грамматическая основа. Не может быть словосочетанием. Пень (Какой? ) старый (Тип связи : согласование), говорит(Кому? ) деревьям (Тип связи : управление).


Пень(какой? ) старый. Говорит(кому? ) деревьям.


У меня много игрушек, но одну я люблю больше остальных. Мне её подарили родители, когда мне было ещё 6 лет. Тогда я крепко прижала её к себе и с тех пор не отпускаю. Моя любимая игрушка - это плюшевый кролик. Он большой и очень мягкий. У него тё..


Когда я был ещё совсем мальчишкой, — начал старик, — мой отец посадил за домом маленькое деревце - совсем тонкий стебелёк. Холодной зимой, чтобы деревце не замерзло, отец обернул деревце старой ветошью, брезентом и обвязал всё это толстой веревкой. ..


Радостно, заварной, презерватив, инцеклопедия, прелестно.


1)Велосипед - корень, добавлены два суффикса ист, к ; 2)Землетрясение - слово образовано из двух корней - земля, трясение. И соединены соединительной буквой е.


Окурки в великом множестве - это словосочетание, а не причастие.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Конспект непрерывно образовательной деятельности

По образовательной области:

Познавательно - речевое развитие.

Для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель старшей группы

Цель: Р асширение знаний детей о родном городе, государстве об их достопримечательностях; Воспитание патриотических чувств к своей Родине.

Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о достопримечательностях Родного города ,страны о замечательных людях прославивших свой город.

Формировать представление о том, что Россия и Казахстан две огромные дружелюбные страны, о столицах, геральдике.

Развивать познавательный интерес детей, диалогическую речь, внимание, речь

Словарная работа : Расширять словарный запас детей, закреплять знание детей пословиц и поговорок

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,

Игровые методы и приемы :

создание игровых ситуаций,

Словесные методы и приемы:

показ с названием,

использование художественного слова,

напоминание, пояснение, вопросы.

Наглядные методы и приемы:

Предварительная работа: Беседы, рассматривание альбомов, заучивание пословиц

Структура НОД

Вводная часть

Воспитатель: Ребята к нам на занятие сегодня прилетел журавль

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!

Воспитатель: Ребят посмотрите на крыльях журавля послание. От кого же оно? Прочитаем?

Воспитатель: Ну что расскажем? А как же мы это сделаем ( Ответы детей ). Я предлагаю записать видеообращение. Мы запишем экскурсию на камеру, и отправим им.

Воспитатель: Ну что расскажем? А как мы это сделаем? ( ответы детей )

Воспитатель: А я предлагаю записать видеообращение для друзей. Согласны?

Основная часть

Воспитатель: У каждого человека на земле есть Родина.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина? ( Ответы детей)

Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Воспитатель: У каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где проходит ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами в каком городе живем? ( Байконур)

Воспитатель: Как вы считаете город Байконур - это большая или малая Родина? ( ответы детей ).

Воспитатель: Ребята, в Москве живут москвичи, в Кзыл-орде -Кзылординцы, а как следует называть жителей нашего города? ( байконурцы )

- Всякому мила (родная сторона).

- Где кто родится, (там и пригодится).

- В гостях хорошо, (а дома лучше)

- Где кто родился (там и пригодился

2. Воспитатель: Ребята, а вы знаете чем славен на весь мир Байконур? (ответы детей)

Воспитатель: А как называется взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли? (Ответы детей) Да, это площадка называется космодром. Космодром Байконур находится недалеко от Байконур.

Слайд 1(Герб, флаг)

Воспитатель: У каждого города есть свой герб и флаг. Посмотрите на флаг и герб нашего города. Выпускающие ракету в космос руки человека, напоминающие конструкцию стартовой площадки – символ Человека – создателя космической техники, Стилизованный в виде огня тюльпан – символ местной природы. Цвета герба строятся на темно-синих, Воспитатель: Байконур- это небольшой город, с небольшим количеством проживающих в нем людей, различных национальностей: казахи, русские, украинцы, татары и много людей других национальностей. В нем есть большие дома и маленькие. По улицам нашего города движется много машин. В городе есть парки и скверы, дом культуры, памятники, музей.

Сколько красивых слов сказано по наш город

Давайте сядем в автобус и поедем по родным и уже знакомым нам местам. (дети садятся в заранее построенный автобус из стульев)

Пристегните ремни. Отправляемся в путь.

Отправляемся мы с улицы, на которой находится наш детский сад. А как она называется? (улица генерал- лейтенанта Максимова). А почему она так называется? ( предположения детей)

Воспитатель: Эта улица названа в честь Инженера Максимова Александра Александровича. Он участвовал в запуске многих ракет и сделал очень много полезного для нашего космодрома

Воспитатель: Ребята, мы выезжаем на одну из главных улиц нашего города. Как она называется? ул. Королёва. Почему она так называется?

Воспитатель: Эта улица названа в честь академика – конструктора ракет Сергея Павловича Королёва

В сквере на улице Королёва расположен памятник С.П Королёву

А это улица Абая, она названа в честь великого казахского мыслителя и поэта Абая Кунанбаева, здесь же расположен сквер, названный в честь Абая Кунанбаеа

Воспитатель : В нашем городе много различных улиц, скверов и памятников, школ детских садов, есть поликлиники и больницы, близи нашего города протекает река, а вы знаете, как она называется? Правильно Сырдарья

Воспитатель: Ребята, знаете свой домашний адрес?

Воспитатель : Да, наш город красивый, а ведь мы можем сделать его еще лучше и краше. Как нам это сделать? Ответы детей: сажать деревья, сажать цветы, не мусорить, не топтать газоны и т.д.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру и соберем букет красивых слов, подарив его нашему прекрасному городу. Какой наш город? (ответы детей) небольшой, красивый, нешумный, чистый, зеленый , солнечный и удивительно красивый т д.

Воспитатель : Предлагаю поиграть в игру-разминку

3.Воспитатель: Ребята Байконур это российский город, который находится на земле Казахстана. И с давних пор эти два государства дружат.

Воспитатель: А что вы знаете про Россию?

Назовите главный город страны ( ответы детей ) – правильно это столица.

- Назовите столицу России ( ответы детей )

-Назовите президента России ( ответы детей )

- Где живёт и работает президент России ( ответы детей )

Воспитатель: В России есть свой герб и свой флаг-это самые главные отличительные признаки страны. У каждого флага цвет и рисунок имеют свое значение.

На государственном флаге России - мы видим три цветные полосы, одинаковые по размеру.

Вверху – белая полоса. Она означает, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.

Синяя полоса – она в середине – говорит о том, что Россия против войны . Она хочет дружить со всеми народами Земли.

Красная полоса – нижняя – означает, что каждый гражданин России готов , если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.

Воспитатель: Посмотрите на герб России

-Золотой двуглавый орел на фоне щита красного цвета. Скипетр и держава всегда были символами царской власти. Над головой орла – золотая корона. Крылья орла тоже золотые. Солнце всегда было символом добра и справедливости. На груди орла расположен щит. На щите – всадник на коне, это Георгий Победоносец победивший дракона, что означает победу добра над злом

4. Воспитатель: Ребята, а в какой стране находится наш Байконур?(ответы детей) Байконур находится в Казахстане .

- Ребята назовите столицу Казахстана (Астана) (слайд)

- Кто Президент Казахстана (Назарбаев Н.А.) (слайд)

- Где живёт и работает Н. А Назарбаев? В столице городе Астана, во дворце Аккорда. (слайд)

- Назовите национальное жилище казахов (юрта) (слайд)

Физминутка:

А ну – ка, дети, встанем.

Построим юрту сами (берутся за руки)

Стенки - это кереге ,

Давайте их растянем (расходятся, растягиваюсь)

Поднимаем шанырақ (поднимают руки)

Полочки вставляем (руки вперед)

Укрываем! Завершаем! (поднимают руки вверх, затем опускают вниз)

И построили юрту сами

Воспитатель: Ребята в каждой стране есть свой гимн, флаг и герб. Посмотрите на герб Казахстана (слайд)

Герб имеет форму круга, центральная часть– шанырак, символ семейного благополучия, спокойствия, мира.
Следующая составная часть – золотокрылые, с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны – тулпары. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна золотых колосьев – символ труда, изобилия, материального благополучия. Красивые и крепкие рога скакунов состоят из семи звеньев.
В центре герба пятиконечная звезда – наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов

Флаг у Республики Казахстан голубой – (слайд)

Будто мирное небо над головой.

В золотых лучах орел парит,

Над просторами летит,

С высоты он наблюдает.

5. Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такой конструктор, а вы хотели бы им стать ? Попробуйте построить ракету из геометрических фигур.

Заключительная часть

Итог занятия: Молодцы ! Вы справились с заданием, вы сконструировали ракеты, да и ещё и записали видеообращение для ребят из садика из города Москвы. Теперь и они узнают побольше про наш город. Вот и подошло к концу наше занятие. Понравилось вам оно? О чём говорили? Что нового узнали? Как нужно относится к своей Родине?


Площадка №1 – знаменитый “Гагаринский старт”

После распада СССР космодром достался независимой Республике Казахстан и был передан в аренду России. Сегодня он является крупнейшей стартовой площадкой нашей страны – до последнего времени этот космодром занимал лидирующее место в мире по количеству запусков в год. Если же говорить про общее число ракет и спутников, отправленных в космос, то Байконур располагается на втором месте (1479 стартов), уступив пальму первенства Плесецку (1811).

Сегодня Байконур – это не только крупнейший научно-технический комплекс, но и довольно популярный туристический объект. Любой желающий может совершить увлекательное турне на этот некогда абсолютно закрытую территорию и пополнить свою фотогалерею уникальными снимками реального старта космического корабля. Подробную информацию об экскурсиях можно найти на официальном сайте космодрома.

Месторасположение и общее описание

Космодром Байконур – это колоссальный научно-испытательный комплекс, занимающий площадь 6717 кв. км. В его состав входит:

Схема космодрома

Схема расположения объектов космодрома

Где же находится космодром Байконур? Он располагается Кызылординской области Казахстана неподалеку от поселка Торетам, между населенными пунктами Казалы и Жосалы. В южной части территорию объекта с востока на запад пересекает одна из самых полноводных рек региона – Сырдарья.

Выбор места, строительство и начало работы

В 1954 году было принято решение о создании площадки для испытаний новых типов баллистических ракет с дальностью более 7 тыс. км. Также в будущем ее планировали использовать для осуществления пилотируемых космических полетов. До этого испытания советской ракетной техники проводились на полигоне Капустин Яр.

К месту строительства будущего объекта были выдвинуты серьезные требования:

  • для него предстояло найти малозаселенный и обширный район, неинтересный для сельского хозяйства;
  • расположить полигон нужно было так, чтобы трассы полёта ракет не проходили над крупными населёнными пунктами;
  • объекту требовалась развитая транспортная инфраструктура и наличие серьезных источников воды;
  • для проведения испытаний баллистических ракет расстояние между новой стартовой площадкой и полигоном Кура на Камчатке должно было составлять не менее 7 тыс. км.

На рассмотрение комиссии было представлено четыре варианта, из которых, в конце концов, выбрали участок пустынной местности в Казахстане, восточнее Аральского моря. Если внимательно посмотреть, где находится Байконур на карте, нетрудно заметить, что рядом протекает полноводная Сырдарья и крупная железная дорога Москва – Ташкент. Были у данной площадки и другие преимущества: значительное количество солнечных дней в году и большая близость к экватору (Байконур находится на 45° северной широты).

Доставка ракеты на Байконур

На протяжении всей своей истории Байконур был не только “воротами в космос”, но и важнейшим военным объектом

Строительство космодрома началось в феврале 1955 года, первоначально он получил обозначение НИИП № 5. А чтобы ввести в заблуждения вражеские разведки, около поселка шахтеров Байконур, расположенного за несколько сот километров от реального объекта, начали сооружать ложный полигон с муляжами оборудования и пусковых установок. Для поддержания режима секретности во всех официальных объявлениях сообщалось о пуске с космодрома Байконур. Впрочем, эта схема не сработала: американцы с помощью самолетов U-2 довольно быстро получили фотографии нового советского полигона.

Эпоха побед и свершений

В 1958 году Советский Союз начал свою лунную программу, в рамках которой были осуществлены первые облеты нашего спутника и получены фотографии его поверхности.

Старт ракеты-носителя

Старт ракеты-носителя – незабываемое зрелище. Сегодня на Байконур возят туристов

24 октября 1960 года произошла самая страшная трагедия в истории Байконура: прямо на стартовом столе взорвалась баллистическая ракета Р-16. Катастрофа стала причиной гибели 76 человек, в числе которых оказались и главком РВСН Неделин, и представители администрации космодрома. Вся информация об этом событии на долгие десятилетия была засекречена.

В советский период Байконур был не только главными воротами человечества в космос, но и важнейшим военным объектом. До 1982 года он находился в составе РВСН, затем был передан в прямое подчинение Генерального штаба. Здесь испытывалось большинство советских баллистических ракет: Р-7, Р-16, Р-9А, УР-100 и Р-36М. В 60-70-е годы на территории космодрома несли боевое дежурство несколько десятков МБР.

Байконур после распада СССР

Развал Советского Союза стал настоящей катастрофой для космической отрасли страны. Резко уменьшилось финансирование, сократилось количество запусков. После 1991 года Байконур оказался на территории другого государства, притом что основные производства по выпуску ракет и космической техники находились в России и Украине. Уникальным специалистам месяцами не выплачивали зарплаты, и многие из них просто покинули космодром.

В 1994 году космодром был передан России в долгосрочную аренду. Ее размер составляет 115 млн долларов в год. Кроме того, российская сторона за свой счет содержит ряд объектов, включая город Байконур (бывший Ленинск). В 1997 году началась постепенная передача объектов космодрома с баланса Министерства обороны Роскосмосу.

Что ожидает космодром?

Байконур все еще остается главными космическими воротами нашей страны, но сейчас его будущее туманно. Между Казахстаном и Россией периодически возникают трения относительно эксплуатации объекта. Например, в 2012 году по требованию казахской стороны были отложены запуски нескольких космических аппаратов. Причиной такого решения стали разногласия относительно использования полей падения первой ступени РН.

РН

Топливом для РН “Протон” является ядовитый гептил

В этом ракурсе будущее космодрома выглядит печальным. На его содержание нужны гигантские суммы, которых у Казахстана нет, да и зачем ему этот объект? Еще дороже будет стоить реконструкция Байконура, а она крайне необходима. Сегодня в Нур-Султане (бывшая Астана) прорабатывают планы самостоятельного использования космодрома, однако, насколько они реалистичны – это очень большой вопрос.

Читайте также: