Иосиф волоцкий сочинение просветитель

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ученица 8 класса

МБОУ Зазерской СОШ

Учитель: Высочева Л.Е.

Деятельность Иосифа Волоцкого ( в миру Иоанна Санина) пришлась на последнюю треть XV - начала XVI века. Он был активным общественным деятелем и сыграл огромную роль в процессе становления политической системы Московского государства. Он был сторонником единого и неделимого, сильного и централизованного Московского государства. Разработанные Иосифом Волоцким теоретические положения легли в основу официальной политической идеологии русского общества XVI—XVII веков. Иосиф был церковным деятелем и всю свою сознательную жизнь отстаивал независимость церкви, незыблемость ее идеологических догматов.

Деятельность Иосифа Волоцкого и его учеников (иосифлян) определила характер внутренней организации русской православной церкви, её место в политической системе Московского государства. Иосиф отстаивал независимость церковной организации. Все его конфликты с великими и удельными князьями проистекали из посягательств последних на независимость его монастыря. Однако Иосиф считал, что и государственная власть тоже не должна быть поставлена на службу церкви. Его представление о взаимоотношениях государства и церкви не укладывалось ни в принцип "царство выше священства", ни в прямо противоположный ему тезис "священство выше царства". В своих сочинениях Иосиф Волоцкий проповедовал идею божественного происхождения верховной государственной власти. Он считал, что Богом устроена всякая власть, что от Бога цари принимают скипетр царствия, от Бога получают в управление государство. Несмотря на это Иосиф не признавал божественного характера власти русских удельных князей. Провозглашая власть Московского государя божественной по своему источнику, Иосиф Волоцкий возвышал великого князя над удельными князьями и наделял великокняжескую власть особой сущностью, принципиально отличающейся от любой другой светской власти. Таким образом, Иосиф Волоцкий придавал верховной государственной власти церковный характер.

Самое выдающееся достижение Иосифа Волоцкого - это основанный им в 1479 году Иосифо - Волоколамский монастырь. С каждым годом обитель Преподобного благоустраивалась. В 1484 — 1485 годах на месте деревянного был сооружен каменный храм Успения Божией Матери. Летом 1485 года его расписывали одни из лучших русских живописцев того времени – Дионисий Иконник с сыновьями Владимиром и Феодосием. В 1504 году была заложена теплая трапезная церковь в честь святого Богоявления, затем сооружена колокольня и под нею — храм во Имя Пресвятой Богородицы Одигитрии. Преподобный Иосиф воспитал целую школу знаменитых иноков. Одни из них прославили себя на поприще церковно-исторической деятельности, других прославили труды просвещения, третьи прославились своими благочестивыми иноческими подвигами.

Внутреннее устройство его обители, характер ее взаимоотношений с княжеской властью, с внешним миром соответствовали общественно-политическим взглядам Святого. Так же известна его хозяйственная деятельность, направленная на расширение материальных возможностей Церкви, для совершения дел милосердия. В организации монастыря четко отразилось понимание Иосифом Волоцким такого явления, как нестяжательство. Он был глубоко убежден в необходимости для Церкви привлекать материальные ресурсы, чтобы передавать их народу. Именно в Церкви Преподобный видел замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным. Иосиф полагал, что нестяжательной, свободной от обладания имуществом, должна быть только личная жизнь монахов. Что же касается монастыря в целом, то ему обладание землями, селами, деньгами и другим имуществом жизненно необходимо. Во-первых, для того, чтобы обеспечить средствами существования монастырских служителей и, материальными атрибутами богослужение в храмах. Во-вторых, чтобы иметь возможность оказывать помощь странникам, нищим, больным. Иосиф Волоцкий считал, что монастырское имущество не может помешать монахам достичь вечного спасения. Это доказывают примером своей жизни такие подвижники русской церкви, как Афанасий Афонский, Антоний и Феодосии Печерские, и другие начальники монастырей, обладавших большими материальными богатствами. А потому всякие обвинения Преподобного Иосифа в стяжательстве — это надуманные обвинения. Простой народ находил в его монастыре средства к поддержанию своего существования в случае крайней нужды. Число питающихся на монастырские средства иногда доходило до 700 человек. Сегодня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла небесным покровителем православного предпринимательства и хозяйствования объявлен Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий.

Деятельность и влияние Преподобного Иосифа не ограничивались монастырём. Многие из мирян шли к нему получить совет. Чистым духовным разумом проникал он в души пришедших к нему людей и открывал им волю Божию. Люди, живущие рядом с монастырём, считали Иосифа своим отцом и покровителем. Знатные бояре и князья брали его в восприемники своим детям, ему открывали свои души на исповеди, просили письменного руководства для исполнения его наставлений.

Игумен Иосиф был талантливым церковным писателем. Его творчество являлось продолжением практической деятельности. Все произведения Иосифа Волоцкого имеют религиозную и церковную тематику. Однако в условиях средневекового общества многое из того, что связано с религией и церковью, неизбежно приобретало политическое значение. Эволюция его политических взглядов была во многом следствием тех перемен, которые происходили в его социальном положении, в его действительных взаимоотношениях с князьями и церковными иерархами.

Третью часть литературного наследия Иосифа Волоцкого составляют его послания к различным влиятельным людям — великому князю Василию III, митрополиту Симону, окольничему Ивана III Б. В. Кутузову, боярину И. И. Третьякову-Ховрину и другим — с просьбами о защите, оправдании своей позиции в конфликте с архиепископом Новгородским Серапионом и другие.

В четвертую группу сочинений Иосифа Волоцкого можно выделить его послания, содержащие в себе духовные советы и наставления мирянам. Это прежде всего два послания к брату великого князя Василия III Дмитровскому князю Юрию Ивановичу, а также послание к какому-то боярину о миловании рабов и другие. Характерной особенностью литературных творений Иосифа Волоцкого является широкое использование в них цитат из Священного писания и сочинений авторитетных христианских писателей. Иосиф в своей творческой деятельности следовал традиционной для христианской литературы манере изложения мыслей с помощью цитат из авторитетных источников. В своем литературном творчестве он был подобен строителю, который из чужих кирпичей возводит здание, предстающее в конечном итоге в качестве его собственного, оригинального творения. В его обители занимались перепиской богослужебных книг. Вскоре волоколамское книжное собрание стало лучшей библиотекой среди монастырских библиотек на Руси.

Преподобный Иосиф Волоцкий вошёл в историю нашего народа как великий церковный деятель, видевший многие опасности общественной жизни XVI века, осознававший важность церковного служения и употреблявший все силы на то, чтобы дело Божие множилось и расширялось.

Сочинение на Восьмой Всероссийский детский конкурс "Святые заступники Руси".

ВложениеРазмер
sochinenie_iosif_volotskiy.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Алешковская сош

на VIII всероссийский детский творческий конкурс

преподобного Иосифа Волоцкого

Выполнил: Пономарев Дмитрий,

ученик 10 класса

МКОУ Алешковская сош

русского языка и литературы

МКОУ Алешковская сош

Фролова Римма Михайловна

Иосиф Волоцкий. Кто он? Какую роль сыграл для русской Православной церкви и для России в целом? Я думаю, что вместе мы найдём ответы на эти вопросы.

Для того, чтобы лучше понять личность преподобного Иосифа Волоцкого, я решил уделить внимание его жизнеописанию. Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился в 1440 году в селе Язвище - Покровское. Происходил он из дворянской семьи. В возрасте семи лет был отдан на обучение старцу Волоколамского Крестно-Воздвиженского монастыря - Арсению. Во время учебы он, отличаясь редкими способностями, проявил себя прилежным и послушным учеником. И не удивительно, что в двадцатилетнем возрасте он избрал монашеский путь. Иосиф пришёл в Боровский монастырь. Там он прожил послушником 18 лет. После чего ненадолго стал настоятелем монастыря. Суровый подвиг иноческих послушаний под непосредственным руководством опытного игумена явился для него прекрасной духовной школой, которая воспитала в нем будущего искусного наставника и руководителя монастырской жизни. Он считал, что монастырский устав следует ужесточить. Иосиф хотел преобразовать монастырскую жизнь таким образом, чтобы как можно больше времени уделялось именно служению Богу и помощи ближнему. Однако ужесточение монастырского устава встретило сильное противодействие со стороны большинства иноков. Лишь семеро благочестивых иноков приветствовали стремления игумена. Иосиф решил обойти русские общежительные монастыри с той целью, чтобы исследовать наилучшее устроение иноческой жизни. Образцом общежительного устава стал Кирилло-Белозерский монастырь, в который он прибыл вместе со старцем Герасимом. Знакомясь с жизнью монастырей, он укрепил свои взгляды. Тогда Иосиф Волоцкий решил основать новую обитель в Волоколамске. Своим личным примером во время строительства монастыря он привлёк к себе новых учеников.

Совсем недавно, готовясь к сочинению, я посмотрел фильм о преподобном Иосифе Волоцком. Я узнал, что этот человек был выдающимся деятелем Русской Православной Церкви, богословом, церковным писателем и настоящим защитником церковного и государственного единства в борьбе с ересями.

В конце пятнадцатого века перед русской церковью возникла проблема: страну захлестнуло еретическое движение. Еретики отрицали поклонение иконам, считали ненужным институт монашества. И настоящим вдохновителем борьбы с ересью становится Иосиф Волоцкий. Иосиф Волоцкий был также основателем Иосифо-Волоцкого монастыря, являющегося одной из жемчужин России. Я вспомнил, как мне рассказывала учитель литературы о своей поездке по святым местам. Она - верующий человек, посещала много православных церквей и монастырей нашей родной земли. После её рассказа мне тоже захотелось увидеть своими глазами Иосифо - Волоцкий монастырь.

Таким образом, я думаю, что Иосиф Волоцкий внёс большой вклад в процветание Русской Православной Церкви. В отличие от других игуменов Иосиф утверждал, что от монаха требуется не отречение от земного блага, а посвящение этого блага Богу, что монастыри должны собирать средства и тратить их на помощь людям. Он неустанно трудился над преумножением монастырского богатства. Иосиф Волоцкий утверждал, что у Церкви должны быть свои земли и другие материальные ценности для совершения дел милосердия. Преподобный считал, что Церковь - это замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным. Деятельность Иосифа Волоцкого не ограничивалась монастырской жизнью, много простых людей шло к нему получить совет. Для живущих вокруг монастыря он был отцом и покровителем. Богатым он помогал советом и наставлением, простой народ находил поддержку своего существования.

Подводя итог вышеизложенному, можно смело утверждать, что истинный путь к Господу может быть только один — тот, который нам начертал святой отец Иосиф Волоцкий и его последователи. Изучая взгляды и убеждения великого подвижника, мы понимаем, что не обязательно быть монахом для того, чтобы служить Богу и ближнему. Трудиться может всякий простой человек, только труд этот должен приносить добро людям. Ведь с ранних лет мы знаем, что помощь ближнему - это Богоугодное дело. Я считаю, что взгляды и суждения Иосифа Волоцкого актуальны и в наше время. Всё также стоит проблема единства народов России, непоколебимость устоев Православия, жестокое или безразличное отношение к бедным и обездоленным. И всем нам нужно стремиться к решению этих проблем. И видится сегодня особенно важным и своевременным восстановление Иосифо - Волоцкого монастыря и празднование пятисотлетия преставления преподобного Иосифа Волоцкого в 2015 году. В настоящее время, когда идёт война в Украине, подвергаются испытаниям не только Православные святыни, но сама вера – Православие. Сегодня верующим людям, я думаю, необходимо проявлять неравнодушие к своим святыням. Нужно помнить, что есть силы, которые хотели бы перевести политическое противостояние в Украине в противостояние религиозное, а такое противостояние очень опасно. Вся история мира показывает, что подобная борьба может быть очень тяжелой и может длиться веками. Именно поэтому сегодня так ясно звучит призыв к миру святейшего патриарха Кирилла. Мы должны сейчас объединиться ради мира не только в нашей стране, но и ради мира во всём мире. И наша вера - Православие, которую так отчаянно защищал преподобный Иосиф Волоцкий, поможет нам в этом!

Читайте также: