Инвестиции в человека долгосрочный национальный приоритет сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Задание 1. Что такое инновационная экономика? Каковы её признаки?

Задание 3. Почему развитие инноваций в современной России становится стратегической задачей политики?

Задание 4. Перечислите основные направления развития инноваций.

Инновационная инфраструктура предопределяет темпы развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной.

Основные направления государственной политики в области инноваций

Единственной реальной альтернативой такому ходу событий является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ — на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.

Направления развития инноваций:

1. Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Сфера образования должна стать базой для расширения научной деятельности. В свою очередь наука также обладает значительным образовательным потенциалом. Надо оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помогать им успешно интегрироваться в научную и инновационную среду.

2. Главная проблема Российской экономики — крайняя неэффективность, недопустимо низкая производительность труда, что крайне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции. В основных секторах показатель повышения производительности труда должен быть увеличен как минимум в 4 раза за 12 лет.

3. Сформированная национальная инновационная система должна базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации.

4. Развитие базовых секторов экономики — глубокая переработка природных ресурсов, использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России.

5. Масштабная модернизация существующих производств во всех сферах экономики, изменение практически всех используемых в России технологий, парка машин и оборудования. Как правило, лучшие технологии — самые энергоэффективные, энергосберегающие, экономичные и экологически чистые.

6. Необходимо дальнейшее строительство новых и модернизация действующих дорог, вокзалов, портов, аэропортов, электростанций и систем коммуникаций.

7. Развитие финансовой инфраструктуры

Результат этих решений — вхождение России в число мировых технологических лидеров. Для реализации поставленных целей нужны совершенно новые требования к государственному управлению. Главная оценка работы государственных органов управления — реальные результаты в построении инновационного общества.

Период точечных решений в экономике прошел. Для новой экономики нужен принципиально иной подход. Должны быть стимулы к инновациям, опора на частную инициативу, мотивацию к созданию и повсеместному внедрению технологических новшеств, за счет которых можно выиграть конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках. С помощью современных информационных коммуникаций надо на всей территории страны обеспечить доступ к массовой информации любого вида с использованием цифровых технологий по собственным национальным стандартам. Через 5–7 лет границы между телерадиовещанием и Интернетом просто сотрутся.

Инвестиции в человека — долгосрочный национальный приоритет. В ближайшем будущем надо сконцентрироваться на 4 основных направлениях — институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях.

Для этого надо решить следующие задачи:

1. Улучшение качества законов и эффективность их применения;

2. Радикальное снижение административных барьеров;

3. Снижение налогов в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал;

4. Построение мощной самостоятельной финансовой системы, превращение рубля в одну из региональных резервных валют;

5. Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры. Создание новой телекоммуникационной инфраструктуры будущего;

6. Формирование основ национальной инновационной системы.

Данные направления должны обеспечить ускоренное формирование технологического потенциала в соответствии с национальными приоритетами технологического развития.

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники:

— безопасность и противодействие терроризму;

— индустрия наносистем и материалов;

— транспортные, авиационные и космические системы;

— энергетика и энергосбережение.

Инновационный процесс — это процесс преобразования научных знаний в инновацию, т.е. создание, освоение и распространение инноваций. Главной чертой инновационного процесса является его завершенность в целях дальнейшей практической реализации. Инновации должны обладать научно-технической новизной, производственной применимостью, коммерческой реализуемостью.

Согласно определению Росстата, инновационная деятельность подразделяется на следующие виды:

— исследования и разработки;

— технологическая подготовка и организация производства (приобретение оборудования, изменение процедур, методов, стандартов производства и контроля качества, применение новых технологических процессов, внедрение новых услуг);

— пуск производства с целью усовершенствования продукта и технологического процесса, пробное производство;

— маркетинг новых продуктов — исследование рынка, выпуск продукции, его адаптация и реклама;

— приобретение неовеществленных технологий в форме патентов, лицензий, ноу-хау, конструкций, моделей и технологических услуг;

— приобретение овеществленных технологий — машин и оборудования в целях внедрения продуктовых и процессных инноваций;

— производственное проектирование — планы, чертежи, технические спецификации, эксплутационные характеристики для создания, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов и услуг.

Все эти микропроцессоры предназначены для серверов, настольных компьютеров, рабочих станций и могут применяться в госучреждениях и бизнес-структурах, предъявляющих повышенные требования к информационной безопасности, а также в сфере телекоммуникаций.

Baikal-T1 – это SoC, миникомпьютер на кристалле, включающий в себя процессор, память и порты ввода-вывода. В отличие от других разработок, он с самого начала создавался для коммерческих, а не военных целей.

Основная ниша этого продукта – плата для роутеров, принтеров, станков с числовым программным управлением (ЧПУ) и автоматизированных систем управления. И это грамотное коммерческое решение: конкуренция на потребительском рынке очень высока, и продвинуть туда продукт весьма сложно.

Необходимость форсированного импортозамещения стала особенно очевидна после того, как летом 2014 года США ввели запрет на поставку в РФ высокотехнологичного оборудования, необходимого для современных космических спутников и для отечественной навигационной системы ГЛОНАСС. Чтобы поддержать отечественное производство, премьер-министр Дмитрий Медведев осенью 2014 года предложил упростить ввоз и вывоз комплектующих и расходных материалов для микроэлектроники и отменить на них таможенные пошлины.

Дистанция и конкуренция

В гонке и конкуренции все во многом зависит от финансирования, которое, по мнению экспертов, по-прежнему недостаточно. Выделяемая бюджетная помощь не дотягивает и до половины инвестиционных расходов современной микроэлектронной компании. Годовой бюджет программы развития промышленности России составляет около 700 млрд рублей. Из них на поддержку IT выделяется лишь порядка 35 млрд.

На сегодняшний день вопросы по использованию человеческого капитала становятся определяющими как для успешного развития отдельных предприятий и компаний, так и для экономики страны в общем. Человек – это решающий фактор, влияющий на производительность труда и, значит, темпы и динамику экономического роста. В связи с этим инвестиции в человеческий капитал представляют собой долгосрочный национальный приоритет России.

Сущность явления

Важность данной проблематики лишний раз подчеркивает тот факт, что разработана целая теория человеческого капитала. Ее положения активно внедряются в наиболее развитых странах мира, о чем свидетельствует иностранный опыт.

Вложения в человеческий капитал

Инвестирование в человеческий капитал во многом определяет постоянное поступательное движение экономики государства вперед. Ведь именно он формирует значительную часть общественного благосостояния. В более широком смысле подобные вложения представляют собой инвестиции в нематериальные активы.

Развитие человеческого капитала обеспечивается систематическими вложениями денежных средств в область образования, повышения квалификации, обучения, здравоохранения и питания. В связи с этим для каждого государства инвестиции в человека должны являться приоритетом.

Для того чтобы данные капиталовложения были оправданными, зачастую помимо самих денег, необходимы усилия самого индивида. Результатом такой инвестиционной деятельности являются разнообразные навыки и умения, которые появляются у конкретного человека.

Особенность человеческого капитала состоит в том, что он со временем изнашивается, утрачивает собственную экономическую стоимость и амортизируется. Во всем этом он схож с любым физическим капиталом.

Эффективность данных капиталовложений при правильном системном подходе достаточно высокая. Кроме того, она носит долговременный характер.

Существующие разновидности

Инвестиции в человеческий капитал бывают трех видов:

  • денежные средства, расходуемые на повышение квалификации и обучение сотрудника;
  • денежные средства, расходуемые по всем аспектам здравоохранения, в том числе траты, направляемые на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение условий жизни;
  • денежные средства, расходуемые на проблемы трудовой миграции, когда работник переезжает в другой регион страны, где его навыки и умения являются более востребованными.

В данной сфере государственные инвестиции успешно сочетаются с частными. Ведь в развитии сотрудников в равной степени заинтересованы как государство, так и отдельно взятые работодатели.

Существует большое количество вариантов, позволяющих реализовать такие инвестиционные проекты. Во многом они определяются конкретными целями и задачами инвестора. Например, речь может идти о курсах повышения квалификации или отправлении работников на получение высшего образования.

Высшее образование, как возможность инвестирования в человеческий капитал, заслуживает повышенного внимания. В настоящее время очень развита следующая форма подобных инвестиций: компании заключают договор с людьми и оплачивают их обучение в институтах, университетах и академиях. В соответствии со взятыми на себя обязательствами такие выпускники ВУЗов должны отработать на предприятии-инвесторе в течение 5–10 лет.

Не меньшее значение имеют инвестиции в проекты, связанные с оздоровлением работников. Естественно, что именно здоровый человек в полной мере способен трудиться с максимальной отдачей и приносить прибыль работодателю. В данном случае компания инвестор, вложившая деньги в комплекс профилактических мероприятий профессиональных заболеваний, впоследствии будет существенно экономить на больничных своих сотрудников.

Человеческий фактор

Основные особенности

Инвестиции в человеческий капитал существенно отличаются от остальных способа вложения денежных средств. Они имеют следующие особенности:

  • размер отдачи инвестированного капитала напрямую связан с продолжительностью человеческой жизни. Следовательно, инвестор заинтересован в том, чтобы осуществить подобные инвестиции как можно раньше, чтобы в большей степени воспользоваться их плодами;
  • человеческий капитал при правильном подходе накапливается и умножается;
  • производительность труда и уровень его доходности будет повышаться с накоплением человеческого капитала;
  • конкретные вложения всегда должны определяться с учетом исторических, национальных и культурных особенностей и традиций конкретного государства или его региона;
  • инвестиции в сферу развития человеческого капитала – самые выгодные вложения как для конкретного индивидуума, так и для всего государства.

Выводы

Финансовые вложения в человеческий капитал обязательно предполагают получение выгоды конкретным инвестором. В то же самое время в выигрыше остается как сам человек, так и все общество.

Работник сможет повысить уровень своего дохода, будет получать удовлетворение от трудовой деятельности, повысится его социальный статус, улучшатся условия жизни.

Работодатель получает более высокую производительность труда, сокращаются непредвиденные потери рабочего времени, что повышает конкурентоспособность и уровень прибыльности его компании.

Государство получает довольных сограждан, рост основных макроэкономических показателей, развитие экономики в целом.

Сегодня в эпоху развития информационного общества изменяется весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания, на работника нового типа: образованного, предприимчивого, настроенного на обучение всей своей жизни, способного самосовершенствоваться, что способствовало бы дальнейшему повышению производительности труда и качеству жизни.

Поэтому основная задача, стоящая перед системой школьного и среднего профессионального образования в современном обществе – формирование основ информационной культуры будущего специалиста.

Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы - новые составляющие современного качества образования.

Сегодня учащимся недостаточно успешно освоить базовый курс школьной программы, им необходимо научиться быть самостоятельными, работать с информацией и приобретать знания. Только в этом случае они могут рассчитывать на успех в информационном обществе -21 века. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских.

Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование компетенций современного человека, а именно:

- информационной, умение искать анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.

- коммуникативный – умение эффективно сотрудничать с другими людьми

- самоорганизации - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы.

- самообразование – готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

Использование компьютерных технологий в работе учителя позволит достичь целей, поставленных перед современной молодежью в области образования, но при условии, что эти цели станут для обучающегося личностно значимыми. Уроки с применением ИКТ коренным образом отличаются от классической системы обучения. Отличие состоит в изменении роли учителя, он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно-координирующей. Это происходит благодаря использованию современных электронных учебников, виртуальных химических лабораторий, сети Интернет, новых средств обучения.

В своей работе при обучении ребят предмету химии, я использую различные формы работы с компьютером, что дает возможность учащимся повышать самостоятельную познавательную активность. Один из видов самостоятельной работы, например создание презентаций (творческая самостоятельность).

В своей работе активно использую четыре основные технологии ЛОО: технология уровневой дифференциации, технология проектной деятельности, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии. Использование технологий ЛОО на уроках химии и во внеурочной работе дает хорошие и стабильные результаты обучения , развивает творческие исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствуют приобретению навыков самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету. Все это подтверждается результатами итоговой и промежуточной аттестации обучающихся, а также результаты ЕГЭ.

Таким образом, реализация деятельностного подхода в школе способствует успешному обучению школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.

Проблемы личностно-ориентированного образования изменили требования к выпускнику школы. Теперь он рассматривается не как безликий носитель знаний, умений и навыков, но как личность, способная творчески преобразовывать действительность, выстраивать свой личностный мир. В связи с этим меняется и сам образовательный процесс: его сущность, содержание, технологии, закономерности коммуникации между учителем и учеником. Позиция ученика сегодня представляет собой позицию субъекта, активно участвующего в процессе своего образования. Коммуникация между учителем и учащимся приобретает характер диалога, неизменно затрагивающего личностный опыт учащегося, систему личностных смыслов и ценностей. Потому, я считаю, что диалог является одним из важнейших показателей для концепции личностно-ориентированного образования.

Умение вести диалог позволяет ученику отделять знание от незнания, выдвигать цели своего обучения, выбирать необходимые для этого образовательные средства, рефлексировать. Ученик, ведущий диалог - ученик активный, сравнивающий, а в сравнении, как известно, рождается новое: знание, эмоция, творчество.

Таким образом, диалог, выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.

Для выпускников школ необходимо быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них.

Эти навыки должны обеспечить молодого человека мобильностью, возможностью быстрой реакции в изменяющемся мире при состоянии душевного комфорта, которое обеспечивает эмоциональное равновесие.

Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, сегодня становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

Сегодня образование все более начинает осознаваться нашим обществом как сфера инвестиций в человека, в лучшее будущее Российского государства. Ученикам и воспитанникам как никогда нужны высокий профессионализм, гражданская позиция и педагогическая культура работников образования. Реализовать лучшие идеи реформирования образования может только учительство, понимающее и принимающее задачи образования на современном этапе.

Таким образом, образование сегодня при условии его качества – это инвестиционная сфера, это фактор социального благополучия и социально-экономического развития региона, территории в целом.

Задание 1. Что такое инновационная экономика? Каковы её признаки?

Задание 3. Почему развитие инноваций в современной России становится стратегической задачей политики?

Задание 4. Перечислите основные направления развития инноваций.

Инновационная инфраструктура предопределяет темпы развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной.

Основные направления государственной политики в области инноваций

Единственной реальной альтернативой такому ходу событий является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ — на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.

Направления развития инноваций:

1. Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Сфера образования должна стать базой для расширения научной деятельности. В свою очередь наука также обладает значительным образовательным потенциалом. Надо оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помогать им успешно интегрироваться в научную и инновационную среду.

2. Главная проблема Российской экономики — крайняя неэффективность, недопустимо низкая производительность труда, что крайне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции. В основных секторах показатель повышения производительности труда должен быть увеличен как минимум в 4 раза за 12 лет.

3. Сформированная национальная инновационная система должна базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации.

4. Развитие базовых секторов экономики — глубокая переработка природных ресурсов, использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России.

5. Масштабная модернизация существующих производств во всех сферах экономики, изменение практически всех используемых в России технологий, парка машин и оборудования. Как правило, лучшие технологии — самые энергоэффективные, энергосберегающие, экономичные и экологически чистые.

6. Необходимо дальнейшее строительство новых и модернизация действующих дорог, вокзалов, портов, аэропортов, электростанций и систем коммуникаций.

7. Развитие финансовой инфраструктуры

Результат этих решений — вхождение России в число мировых технологических лидеров. Для реализации поставленных целей нужны совершенно новые требования к государственному управлению. Главная оценка работы государственных органов управления — реальные результаты в построении инновационного общества.

Период точечных решений в экономике прошел. Для новой экономики нужен принципиально иной подход. Должны быть стимулы к инновациям, опора на частную инициативу, мотивацию к созданию и повсеместному внедрению технологических новшеств, за счет которых можно выиграть конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках. С помощью современных информационных коммуникаций надо на всей территории страны обеспечить доступ к массовой информации любого вида с использованием цифровых технологий по собственным национальным стандартам. Через 5–7 лет границы между телерадиовещанием и Интернетом просто сотрутся.

Инвестиции в человека — долгосрочный национальный приоритет. В ближайшем будущем надо сконцентрироваться на 4 основных направлениях — институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях.

Для этого надо решить следующие задачи:

1. Улучшение качества законов и эффективность их применения;

2. Радикальное снижение административных барьеров;

3. Снижение налогов в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал;

4. Построение мощной самостоятельной финансовой системы, превращение рубля в одну из региональных резервных валют;

5. Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры. Создание новой телекоммуникационной инфраструктуры будущего;

6. Формирование основ национальной инновационной системы.

Данные направления должны обеспечить ускоренное формирование технологического потенциала в соответствии с национальными приоритетами технологического развития.

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники:

— безопасность и противодействие терроризму;

— индустрия наносистем и материалов;

— транспортные, авиационные и космические системы;

— энергетика и энергосбережение.

Инновационный процесс — это процесс преобразования научных знаний в инновацию, т.е. создание, освоение и распространение инноваций. Главной чертой инновационного процесса является его завершенность в целях дальнейшей практической реализации. Инновации должны обладать научно-технической новизной, производственной применимостью, коммерческой реализуемостью.

Согласно определению Росстата, инновационная деятельность подразделяется на следующие виды:

— исследования и разработки;

— технологическая подготовка и организация производства (приобретение оборудования, изменение процедур, методов, стандартов производства и контроля качества, применение новых технологических процессов, внедрение новых услуг);

— пуск производства с целью усовершенствования продукта и технологического процесса, пробное производство;

— маркетинг новых продуктов — исследование рынка, выпуск продукции, его адаптация и реклама;

— приобретение неовеществленных технологий в форме патентов, лицензий, ноу-хау, конструкций, моделей и технологических услуг;

— приобретение овеществленных технологий — машин и оборудования в целях внедрения продуктовых и процессных инноваций;

— производственное проектирование — планы, чертежи, технические спецификации, эксплутационные характеристики для создания, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов и услуг.

Все эти микропроцессоры предназначены для серверов, настольных компьютеров, рабочих станций и могут применяться в госучреждениях и бизнес-структурах, предъявляющих повышенные требования к информационной безопасности, а также в сфере телекоммуникаций.

Baikal-T1 – это SoC, миникомпьютер на кристалле, включающий в себя процессор, память и порты ввода-вывода. В отличие от других разработок, он с самого начала создавался для коммерческих, а не военных целей.

Основная ниша этого продукта – плата для роутеров, принтеров, станков с числовым программным управлением (ЧПУ) и автоматизированных систем управления. И это грамотное коммерческое решение: конкуренция на потребительском рынке очень высока, и продвинуть туда продукт весьма сложно.

Необходимость форсированного импортозамещения стала особенно очевидна после того, как летом 2014 года США ввели запрет на поставку в РФ высокотехнологичного оборудования, необходимого для современных космических спутников и для отечественной навигационной системы ГЛОНАСС. Чтобы поддержать отечественное производство, премьер-министр Дмитрий Медведев осенью 2014 года предложил упростить ввоз и вывоз комплектующих и расходных материалов для микроэлектроники и отменить на них таможенные пошлины.

Дистанция и конкуренция

В гонке и конкуренции все во многом зависит от финансирования, которое, по мнению экспертов, по-прежнему недостаточно. Выделяемая бюджетная помощь не дотягивает и до половины инвестиционных расходов современной микроэлектронной компании. Годовой бюджет программы развития промышленности России составляет около 700 млрд рублей. Из них на поддержку IT выделяется лишь порядка 35 млрд.

Читайте также: