Интервью с достоевским сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Накануне Нового года в Краеведческом музее были подведены итоги конкурса эссе, проведенного под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, управления культуры администрации Новокузнецка и муниципального автономного учреждения "Новокузнецкий краеведческий музей".

Его победителем объявлен Владимир Козачёк учащийся школы № 55, чье эссе, по мнению жюри, точнее других соответствовало заявленной теме - “Мой Достоевский”. Как мы и обещали, лучшее эссе конкурса знакомим с нашими читателями.

Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто.
М.Ю. Лермонтов.

Океан. Какой он? Глубокий, неукротимый, таинственный, прекрасный. В нём скрыты тайны рождения и смерти, сила и спокойствие, величие и мощь. Если бы я мог открыть новый океан, то назвал бы его океаном Достоевского. А почему нет? Ведь есть же море Лаптевых, пролив Беринга, мыс Дежнёва. В мире литературы творчество Фёдора Михайловича Достоевского - это безбрежная стихия, которую можно исследовать всю жизнь и всё время открывать для себя что-то новое. Мой Достоевский - это океан. Глубокий, таинственный и всегда разный.

Погружение в него я начал в пятом классе на уроках литературы. Тогда имя этого писателя звучало как-то по-взрослому серьёзно. Мы с классом поехали в музей Ф.М. Достоевского. Скажу честно, что восторга эта поездка у меня не вызывала. При слове “музей” в моём сознании почему-то возникали пыльные чучела животных, пожелтевшие документы на стенах, злые смотрительницы, которые, как гарпии, не спускают с посетителей глаз. Это я ожидал увидеть и в музее писателя. Но как я ошибался!

Это место навсегда разрушило моё сложившееся представление о музеях. Это было открытие! Это была жемчужина неправильной формы! Но в этом-то и его ценность и неповторимость. Странное впечатление произвела на меня экспозиция музея. Огромный скорпион, олицетворение человеческой греховности, поразил и напугал меня (теперь-то я понимаю, что внутри меня он тоже сидит и наносит мне ядовитые укусы). “Голгофа” и рассказ о каторге потрясли моё сознание.

Трогательная история любви Ф.М. Достоевского и М.Д Исаевой растрогала меня до глубины души. Время экскурсии пролетело незаметно. Я шел домой и не мог поверить, что по этой улице ходил великий русский писатель, что в нашем городе произошло венчание, что двадцать два дня, проведённые в нашем городе, стали для него мучительными и счастливыми. Пока я не мог это осознать.

Потом был “Мальчик у Христа на ёлке”. На уроках девчонки плакали (я крепился, как мог!) Для меня открылся новый мир. Мир страданий, несправедливости и вечной жизни. Именно этот небольшой святочный рассказ заставил меня серьёзно задуматься о ней. И я поверил писателю! Ведь если бы не было ЕГО, БОГА, всепрощающего и милосердного, любящего и прекрасного, как можно было бы жить? Долго я находился под впечатлением этого произведения. В каждом ребёнке, побирающемся у магазина, в каждом бродяге мне чудились его герои. А образ закоченевшей от мороза красной детской ручонки мучил меня до того, что у меня тоже замерзали руки. Этот рассказ оставил глубокую “зарубку” на моём сердце. И это был Достоевский, по-христиански милосердный, дающий надежду на вечную счастливую жизнь.

В седьмом классе я познакомился с отрывками из романа “Братья Карамазовы”. Я их прочитал и понял, что ничего не понял. Я злился на авторов учебника, на себя. Мне хотелось узнать побольше о Алёше Карамазове, Павле Смердякове, семействе Снегирёвых. Но уроки, домашние задания, спортивная секция не оставляли времени для чтения. И вдруг, как и в романах Достоевского, я, к счастью, заболел! Да, такое странное противоречие. Почему к счастью? Я получил свободу от школы, уроков, секции. Я начал читать “Братьев Карамазовых”, сначала с опаской (уж больно толстый роман), а потом всё больше и больше увлекаясь. Я не мог оторваться. И это был уже другой Достоевский! Мир страсти и философии открылся передо мной. Со страстью было более или менее понятно, а вот философия заставила меня помучиться.

Сладострастный Фёдор Павлович Карамазов, робкий и кроткий Алёша, пленительная Грушенька, мудрый старец Зосима, неукротимый и пылкий Дмитрий, страшный Великий инквизитор, подлый Смердяков, Христос, Илюшенька и “воскресшая” Жучка закружились вокруг меня в каком-то водовороте, который увлекал меня в океан страстей, преступлений, споров о вере и Боге. Этот роман по глубине я бы сравнил с Марианской впадиной!

Многого я не понял, да и не мог бы понять в силу возраста, но я открыл для себя нового Достоевского: страстного и бушующего человека, мыслителя и философа. В этом же году мы с классом поехали в Петербург и увидели много интересного. Но больше всего мне запомнились мемориальные квартиры А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского. Именно своим трепетным отношением со стороны работников музея к памяти русских писателей. И опять вдруг. Я увидел живого потомка писателя, его праправнука Дмитрия Достоевского. Он сотрудничает с музеем писателя и пришёл в этот день по своим делам.
Экскурсовод представила нам его, к моему изумлению, он знал о нашем городе и нашем музее. Поговорил с нами немного, а я даже легонько прикоснулся к нему, живому потомку великого писателя! Это было удивительно!

Потом я ходил по комнатам, в которых жил писатель, поднимался по лестнице, по которой он ежедневно поднимался тоже, прикасался к перилам, которых касалась и его рука, видел часы в его кабинете с остановленной стрелкой: 8 часов 36 минут по полудни (время смерти писателя).


Это было чудо! Я только там понял свою сопричастность к жизни великого писателя, то, что я не мог понять в пятом классе. Если я могу всё это видеть и ощущать, почему он не мог тогда, в Кузнецке? Чувство невероятной гордости за мою область, за мой родной Новокузнецк охватило меня. Достоевский был в моём городе, ходил по моим улицам, видел Томь, значит, оставил там частичку себя, частичку своей души, значит, и во мне есть его крупица! Именно в его квартире я его увидел простым человеком, который страдал, любил, был счастлив, болел. Это опять был новый Достоевский - человек.

В девятом классе я прочитал повесть “Белые ночи”, и опять открытие! Я ожидал увидеть преступления и страсти, а увидел нежность и романтическую, чистую и возвышенную любовь. Как мне было жаль Мечтателя! Как мне хотелось, чтобы он был счастлив с Настенькой! Я увидел в его образе родственную душу. Когда мне плохо, я, как и он, пытаюсь спрятаться в мире своей фантазии. Именно наши мечты спасают нас от жестокой серой обыденности и помогают жить. Эта незамысловатая повесть заставила меня задуматься о хрупкости любви и человеческого счастья, об одиночестве и скуке жизни. И здесь я увидел Достоевского - романтика, нежного, как океан на закате.

“Преступление и наказание”. Пожалуй, этот роман оставил самое тягостное впечатление. Это произведение подобно шторму, который уничтожает всё на своём пути. Писатель показал, в какую бездну могут увлечь человека всякого рода теории. Теоретический “девятый вал” Раскольникова унёс с собой не только жизни двух женщин, но и практически уничтожил его самого.

Раскольникова и его теорию я не понимаю и не принимаю, мне чужд такой образ мыслей. Тем более я не верю в то, что можно сделать счастливыми многих через кровь. Зло порождает ещё большее зло. И когда я совсем растерялся, опять появился “спасательный круг” Достоевского! Опять вера и любовь. Две великие силы, способные победить смерть! Они привели главного героя к примирению с самим собой, дали ему надежду на новую жизнь. В это я верю! И это Достоевский-гуманист.

За свою короткую жизнь я уже много увидел, побывал с классом в поместье Л.Н. Толстого в Ясной Поляне и в усадьбе Н.А. Некрасова в Карабихе, в квартирах А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского. Но я понимаю, что это только несколько песчинок в огромном мире литературы. Меня ждут новые путешествия по этой удивительной стране и новые открытия. Но в этом удивительном литературном мире самым большим и глубоким будет мой океан Достоевского, который коснулся меня и омыл берега моего города, такой загадочный и разный. Я буду погружаться в него снова и снова! Я верю, что самое интересное меня ждёт впереди!

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Знакомство с творчеством Достоевского прежде всего дало мне любимого писателя, а любимая книга - это всегда друг и наставник, и новое открытие. Так что приобрела я сразу очень много, что наверное хватит на всю жизнь. Прежде чем впервые взять в руки Достоевского, я уже знала мнения многих людей об этом писателе, мнения самые разнообразные , но все сходились в одном: читать Достоевского тяжело. Я убедилась в правильности этих слов. Чтение романов Достоевского требует постоянной напряженной работы мысли - в этом вся трудность. Поэтому человеку, не привыкшему работать с серьезной литературой , Достоевский может показаться скучным и неинтересным. Но я не знаю писателя более глубокого, чем Достоевский. Иногда кажется, что для него не существует тайников в человеческой душе, даже в душе женщины. Герои Достоевского всегда идут через нравственные мучения , ища ответы на свои вопросы о смысле жизни , о счастье и предназначении человека, порою ошибаясь и вместе с его героями проходит через все это читатель. И пусть я не найду своего ответа, пусть я не найду своего ответа, пусть я в чем-то не соглашусь с Достоевским, но ведь истина рождается в спорах, и именно сложность и противоречия Достоевского лишний раз натолкнет меня на раздумье. Еще древние говорили :"Познай самого себя". Настоящий смысл этих слов можно понять, прочитав хотя бы один из романов Достоевского, основой каждого из которых является углубление во внутренний мир героев. Достоевский- великий гуманист. Его романы никого не оставляют равнодушными, долго не дают покоя читателю, заставляя задуматься над такими , казалось бы, простыми понятиями, как добро и зло, душевная щедрость и равнодушие. Человечество стоит сейчас на грани самоуничтожения, и от того, как люди решат эти "простые" вопросы, зависит будущее нашей планеты. Глубоко волнуют острые социальные проблемы, поставленные в романе Достоевского: страшные картины нищеты, бедствий, голода - встают перед глазами ясно и неотвратимо. Достоевский мечтал о переустройстве жизни, о всеобщем счастье. Путем же к всеобщему благоденствию он ошибочно считал смирение и покорность, прощение зла каждому и непротивление злу насилием. Но , не смотря на это, произведения Достоевского не утратили своей обличительной силы. На страницах своего романа "Преступление и наказание" Достоевский разоблачает теорию "бонопартизма" ,теорию "сильной личности". Каждый человек немножко или много считает себя особенным. И это закономерно - для каждого человека в жизни существует свое особенное предназначение, своя судьба, наконец. Но есть люди, которые в силу каких-то обстоятельств или воспитания, решают, что они вдруг избранные, "сверхчеловеки", что великая цель в жизни, поставленная ими в жизни, может оправдать любые средства ее достижения. Но Достоевский опровергает эту идею властелинов и подвластных, убеждая, что зло , пусть и вынужденное, принесет только зло и страдание всем, повлечет за собой новые кровавые преступления. Титан мысли- так иногда называют Достоевского. Многие знаменитые, признанные писатели мира считают Достоевского своим учителем. Ведь даже чуть-чуть сближаясь с творчеством великого гения, нельзя не найти для себя хоть немного полезного. А если попытаться понять, проникнуть глубже в это творчество, то можно взять неизмеримо больше.

Федор Михайлович, приветствую вас! С вашего последнего визита прошло 200 лет, многое переменилось, но лишь внешне. Вы можете узнать на конференциях в Вашу честь о том, как сейчас живут ваши произведения в современной культуре, можете поговорить с умными людьми, но, увы, на это время у вас только я. Это такой очередной способ передать людям Ваши мысли, идеи и просто вызвать в них эмоции, импульс жизни, наконец. Помните, Вы говорили:

Есть три вещи, которых боится большинство людей: доверять, говорить правду и быть собой.

Позвольте и мне быть собой и приступить к интервью.

- Вы ведь не только сидели за письменным столом? Каким будет ваш обед?

"Например, суп-овсянка, второе кушанье — довольно много жареной говядины с картофелем, потом целый цыпленок и к нему компот из вишен и несколько кусков бисквитного пирожного"

- Чем будете запивать? Вино или что-то крепче? Легкое опьянение не мешает дальнейшей работе?

"Красное вино, рюмка водки и перед сладким полрюмки коньяка"

- А как бы Вы отнеслись к кино?

"Творчество — основное начало каждого искусства — есть цельное, органическое свойство человеческой природы и имеет право существовать и развиваться уже по тому одному, что оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, как ум, как все нравственные свойства человека и, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое"

- Позволили ли бы экранизировать свой роман? (если ответ нет, дополню что гонорар вполне мог бы достигать
выигрыша Алексея Ивановича – это 61 000 царских рублей, в наше время — это около 80 000 000 рублей, для понимания читателю)

- Что выберете: прожить 37 лет и написать гениальное произведение или прожить 90 лет, будучи абсолютно средним писателем?

Следует ли из этого, что вы солидарны с мнением этого актера?

"Я думаю, самая главная, самая коренная духовная потребность русского народа есть потребность страдания, всегдашнего и неутолимого, везде и во всем. Этою жаждою страдания он, кажется, заражен искони веков. Страдальческая струя проходит через всю его историю, не от внешних только несчастий и бедствий, а бьет ключом из самого сердца народного. У русского народа даже в счастье непременно есть часть страдания, иначе счастье его для него неполно. Никогда, даже в самые торжественные минуты его истории, не имеет он гордого и торжествующего вида, а лишь умиленный до страдания вид; он воздыхает и относит славу свою к милости Господа. Страданием своим русский народ как бы наслаждается. Что в целом народе, то и в отдельных типах“

- Я просил вас посмотреть фильм "Дурак". Это такая зарисовка по поводу жизни людей в современной России. Она преувеличена и патетична. Но интересно в ней другое. Фильм, который, по сути, очерняет Российский народ, обвиняет его - этим же народом выбран лучшим фильмом XXI века. Люди не видят здесь себя, а лишь сопереживают главному герою? Это такая массовая глупость и отказ от ответственности? Что Вы думаете на этот счет?

- Читая в нашем веке "Мертвые души" и вспоминая цитату Салтыкова-Щедрина: "Разбудите меня через сто лет и спросите, что происходит в России - я вам отвечу: пьют и воруют" формируется ощущение, что это все было написано и сказано буквально вчера.
Почему русский народ воровал, ворует и будет воровать более других национальностей?

Владимир Николаевич, из какой вы семьи?

Мои папа и мама из крестьянских семей, они рано потеряли родителей и до войны оказались в Ленинграде: жили у родственников. Началась война, и папу призвали в армию в ноябре 1941 года, когда ему исполнилось 18 лет. С тех пор до 9 мая 1945 года он был на фронте на передовой. За месяц их обучили и сначала послали в Невскую Дубровку. Месяц там они продержались, затем их часть вывели под Красный Бор. На Невской Дубровке они выстояли, там их разбили. После Красного Бора отец попал в госпиталь, после госпиталя на Ораниенбаумский плацдарм, откуда позже прорывали блокаду, то есть блокада для него была еще и передовой. Мама в блокаду пошла в зенитчицы, во время налетов немцы в первую очередь бомбили зенитные установки. Маму ранило, и она встретилась и познакомилась с папой в госпитале. Блокаду и папа, и мама провели на фронте. Папу после войны, которую он закончил ефрейтором, из армии не отпустили и отправили в военное училище. То образование, которое они могли бы иметь, получить не смогли, помешала война, потом гарнизонная жизнь, служебные разъезды. Я родился 20 октября 1949 года в Мурманске. Жили мы там недолго, лишь несколько месяцев, город не помню. Вскоре папу перевели в другой гарнизон – и так через десять лет мы оказались в Петрозаводске. Мои родители очень чтили книги, всегда заботились о том, чтобы я читал, давали деньги для того, чтобы я покупал книги. Я нередко терял меру в приобретении книг. Сначала я читал шпионскую и приключенческую литературу, постепенно стал читать не только Жюль Верна и Александра Беляева, но и других писателей. Сначала поэтов Серебряного века, из-за чего в университете я хотел изучать Велимира Хлебникова, а потом дорос до серьезной прозы и до Достоевского. Всему хорошему в себе я обязан родителям, которые заботились о том, чтобы я много читал.

Владимир Николаевич, как вы попали в суворовское училище?

Владимир Николаевич, вы крупнейший современный специалист в изучении Ф.М. Достоевского. Почему именно Достоевский, почему не Чехов, не Толстой?

Владимир Николаевич, вы действительно считаете Достоевского светлым писателем?

Достоевский – апостол Христа потому, что часто упоминает Бога?

Достоевский-человек и Достоевский-писатель это одно и то же лицо?

А вы верующий человек?

Письма Достоевского там публикуются без купюр, а как восстанавливаются зачеркнутые тексты?

А что из произведений Достоевского имеется в ПетрГУ?

Еще лет 30 назад в Петрозаводске не было никаких рукописей, никаких ксерокопий рукописей, всего лишь несколько прижизненных изданий, которые находились в фондах Публичной библиотеки. Сейчас мы обладаем ксерокопиями, цифровыми копиями всех произведений Достоевского, абсолютно всех. Ни одна библиотека не имеет такого полного комплекта его прижизненных изданий. У нас есть цифровые копии всех рукописей Достоевского, всех архивов Достоевского. В Петрозаводском университете, как в Греции, если верить словам чеховского героя, есть всё. (Смеется).

Благодаря вам, я так понимаю?

Вы обладатель ордена преподобного Сергия Радонежского 3 степени Русской православной церкви, за что вы его получили?

За работу в Российском гуманитарном научном обществе. Покойный святейший Алексий отметил несколькими орденами и одной медалью руководство РГНФ, в котором я тогда состоял. Это были дела, связанные с поддержкой новых гуманитарных исследований, которые открывали духовные истоки русской истории, литературы и языка.

Владимир Николаевич, значительное место в вашей научной деятельности занимают архивные разыскания неизвестных автографов Достоевского. Как происходят поиски, с какими проблемами вы сталкиваетесь?

Владимир Николаевич, насколько значителен вклад Достоевского в российскую журналистику?

Почему Достоевский пишет слово Бог то с маленькой, то с большой буквы, что это значит?

Почему именно Достоевский?

Какие мероприятия состоялись в Аргентине и Бразилии с вашим участием?

Какие впечатления вы вынесли из этой поездки?

Неужели Достоевский настолько известен в мире?

Расскажите о своем докладе в Госдуме.

Небольшая предыстория: приезжает фельдъегерь, вручает письмо от Сергея Евгеньевича Нарышкина, председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Это было приглашение прочитать лекцию в Государственной Думе. Пришел на лекцию, она проходила в малом зале, говорил о Достоевском как о писателе 21 века, о мировом значении его творчества. Конечно, я рассчитывал на внимание депутатов, но депутатов было немного. Я поинтересовался почему, сказали, что одновременно в большом зале назначили общественные слушания по налоговой политике, и те, кто не пришли ко мне на лекцию, ушли туда. Правда, при этом добавили, что идет видеотрансляция и некоторые депутаты предпочитают сидеть не в зале, а в своих кабинетах и там слушать лекции. Я вспомнил, что как-то при посещении американского Конгресса, я спросил экскурсовода, почему при выступлении в зале сидят всего несколько человек: спикер, его помощники и почему-то всего лишь два слушателя. Мне объяснили, что спикеру и его заместителям положено присутствовать, два слушателя на самом деле не конгрессмены, а группа поддержки, адвокаты, которые пришли с конгрессменом, а сами конгрессмены предпочитают слушать доклады и прения у себя в кабинетах, где идет трансляция этого заседания. Чтобы выступление попало в протоколы конгресса, его необходимо произнести, независимо от количества присутствующих, а если это не произойдет, то, значит, выступления не было. Не знаю, слушали ли меня депутаты, зато было много молодых людей, мне показалось, что это студенты, в основном, по-видимому, политологи. Как выяснилось, Достоевского, к сожалению, мало кто из них читал, но что приятно, были интересные вопросы. В конце лекции состоялись блиц-интервью, в которых я ответил на вопросы журналистов.

Владимир Николаевич, чего вы пожелаете студентам ПетрГУ?

Для тех, кто не готов к лекциям и в учебе ищет развлечения, я могу предложить только одно развлечение – увлечение русской литературой. Я надеюсь, что эту увлеченность я передаю студентам. Должен сказать, что в работе кафедр филологического факультета есть некая уникальность: ту работу, которую обычно делают в академических институтах отобранные и подготовленные специалисты из разных университетов, лучшие из лучших, у нас выполняют выпускники ПетрГУ, которые окончили филологический факультет. Те, кто получил высшую филологическую квалификацию, сдавая экзамены и зачеты по истории и теории русской литературы, проходя практику по текстологии и освоив курс текстологии. Их высокая квалификация не только подтверждена образцовыми изданиями русской классики, но и тем, что для подобной работы в академические учреждения приглашают наших сотрудников. У нас огромный потенциал, мы можем делать и отдавать больше, чем даем сейчас.

Чего бы вы пожелали университету накануне его 75-летия?

Читайте также: