Ютуб итоговое сочинение 2021 2022

Обновлено: 30.06.2024

В данной статье мы разберём направления итогового сочинения 2021-2022. Мы сделаем обзор, потому что никаких конкретных комментариев от ФИПИ еще нет, как только они появятся, мы разберем каждое направление отдельно и уже более подробно. Сегодня же мы просто знакомимся с этими направлениями. Их всего пять.

Дорога реальная, воображаемая, книжная? Пока нет конкретных комментариев мы с вами просто порассуждаем, о чем здесь может идти речь. Ну конечно же о человеке, который покидает родной дом и куда-то уезжает, либо он уезжает для путешествия, либо он уезжает вынужденно. В связи с этим у нас может возникнуть вопрос: “Почему человек уезжает?”, “Какова причина?”. Далее: “Какова цель?”. Чего-то может быть он ищет или он от чего-то бежит или он конкретно покидает родной дом для того чтобы улучшить допустим свою жизнь или ее изменить. Когда он путешествует или, когда он едет куда то, он преодолевает долгий трудный путь. Что он видит вокруг?

Как это на него влияет, как влияет на его мировоззрение, как это влияет на его поведение? Очень часто вот эта тема дороги, она связана именно с темой родины. Во-первых, когда человек покидает родину и потом возвращается, что он при этом испытывает? Какие чувства? Что он делает?

Либо вот эта дорога связана именно со становлением личности человека, может быть и такое. Какие произведения можем взять. Ну на первый взгляд конечно это все пока примерно. Потом, когда уже мы увидим комментарии, увидим конкретику, то мы уже посмотрим и будем менять наш список. Какие произведения мы можем взять?

1. Н.А.Некрасов. “Кому на руси жить хорошо”

Налицо люди, которые путешествуют по стране для того чтобы узнать кому же живется весело и вольготно на Руси.

2. А.С.Пушкин. “Евгений Онегин”

Главный герой в один прекрасный момент уезжает из страны. Он уезжает за границу, он путешествует. Что с ним в это время происходит, почему он возвращается, каким человеком он возвращается, что его меняет. Вот об этом можем порассуждать.

3. А.С. Пушкин. “Капитанская дочка”

Здесь мы можем взять путь Гринёва, ведь он уезжает из родного дома и сталкивается с какими-то трудностями, совершает ошибки, преодолевает эти трудности, жалеет о чем-то или не жалеет наоборот. Что с ним вообще происходит, как это все на него влияет, то есть в принципе.

4. Н.В.Гоголь “Мёртвые души”

Здесь, конечно же, реальная дорога с и ухабами и кочками, и с другой стороны это исторический путь России.

5. Л.Н.Толстой “Война и мир”

Здесь мы говорим о пути Болконского. Здесь не столько дорога, сколько путь и путь в кавычках. Здесь не только то, что он преодолевает физически, то есть он идёт на войну, он находится вдали от дома и так далее, но еще и его становление как личности. Вспомним, когда он уходит на войну, какую цель он преследует: “Найти свой эталон”. Он хочет прославиться, но, когда он попадает в эти условия, понимает что все совершенно не так как он себе представлял и естественно он начинает ценить жизнь и понимать, что нет ничего дороже жизни, то есть меняется человек.

6. А.Т.Твардовский “Василий Тёркин”

Используйте это произведением в том случае, если у нас будет тема связана я вот именно с темой родиной, когда человек преодолевать трудный путь для того чтобы защищать свою родину и это путь не одного человека, а всего народа, путь советского солдата.

В этом направлении нужно говорить о научном прогрессе, о развитии новых технологий в обществе и порассуждать над этим вопросом. Что вообще они из себя представляют и как влияют на окружающий мир, как они влияю на природу, как они влияют на человека, на общество в целом и как они способны вообще в целом повлиять на всю нашу планету.

Об этом можно говорить бесконечно. Произведений, в которых рассказывается об этой проблеме и вообще о новых технологиях у нас мало, но все же есть.

1. М.А.Булгаков “Собачье сердце”.

Здесь мы говорим о том, что главный герой профессор Преображенский задумывает такое некое своеобразное соревнование с самой природой, он создает нового человека путем пересадки собаки части человеческого мозга. В результате этой операции появляется примитивное существо, которое несет опасность обществу.

2. В.Г.Распутин “Прощание с Матёрой”.

Ради того, чтобы внедрять новые технологии в жизнь, люди прощаются со своим прошлым, со своей историей, то есть ради того, чтобы построить гидроэлектростанцию нужно было затопить маленькую деревеньку, маленький островок, маленький мир, который был самым главным для многих людей, такой малой родиной, отдельным миром. Да, естественно это конечно плохо и новые технологии, как бы они ни были хороши, они не должны позволять забывать о прошлом, позволять забывать свою историю, свои корни.

3. Жюль Верн “Вверх дном”.

Здесь герои хотят заменить старую землю на новую, но они не представляют какими могут быть последствия этого изобретения. Происходили бы землетрясения, часть территории ушла бы под воду вместе с людьми, но их это не волновало. Речь о том, что технологии технологиями, но вмешательство человека в устройство окружающего мира вообще недопустимо, это беда для всего человечества.

Также о влиянии новых технологий на общество, на человека говорится в произведениях Рея Брэдбери “451 градус по фаренгейту”, Жюля Верна “20 тысяч лье под водой”. Здесь также говорится о том, к чему может привести научное открытие, здесь мы также можем порассуждать. Эти произведения не входят школьную программу, но если вы их прочитаете, то конечно же мы о них подробно поговорим уже непосредственно тогда, когда будем изучать второе направление более подробно.

Подборка отличных аргументов по данному направлению ->Аргументы по направлению “Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?”

Третье направление – очень хорошее направление, так как это направление очень конкретное и понятное и здесь также ясна тематика. Смотрите: преступление, наказание как явление социальное, нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние. Преступления совершались всегда, поэтому произведений, в которых об этом говорится очень много.

О чем мы будем говорить здесь?

Конечно же Достоевский “Преступление и наказание”, Островский “Гроза”, можно взять произведение Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”. Главная героиня Катерина Измайлова совершает преступления в принципе без зазрения совести и не раскаивается в этом, то есть очень хорошее произведение в школе не изучается, но рекомендуем к прочтению. Гоголь “Мертвые души”. Возьмем того же Чичикова, который по сути преступления не совершает, но такие вот у него деяния, не совсем законные. Тарас Бульба то же самое. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Здесь мы
будем брать в целом общество 30-х годов, которые живут не совсем по закону, совершают различные такие махинации и естественно Воланд появляется в Москве для, того чтобы их наказать не просто же так он появился вдруг. Тургенев “Муму”.

Четвертое направление хорошее направление в том плане, что она не совсем конкретизирована, то мы подождем комментарии ФИПИ, здесь мы должны будем писать о какой-то книге, каком-то спектакле, или в фильме, который произвел на вас впечатление.

Допустим какая-то книга, которую бы посоветовали потомкам, которая многому вас научила или фильм какой-то. В принципе хорошая тема , достаточно расплывчатая, абстрактная, все что угодно может быть, в тематике темы могут быть различными поэтому подождем примерных тем, примерно темы, когда выйдут мы уже сможем конкретизировать.

Примеры сочинений по направлению “Книга(музыка, спектакль, фильм) – про меня”

По пятому направлению что мы можем сказать: “Социальные пороки”, “общественная справедливость, “поиск путей помощи тем кому трудно”, “путей совершенствования общества и государства”, но само направление говорит за себя, она очень конкретная, значит мы будем рассуждать здесь о понятии гражданина, общественной справедливости, о социальных пороках, об их причинах, допустим о каких-то путях совершенствования общественного и государственного устройства, то есть такие социально-философские вопросы мы будем раскрывать. Какие произведения можем использовать?

Во-первых, Н.В.Гоголь “Мертвые души”, “Ревизор”, Гончаров “Обломов”, Чехов “Человек футляре”, Салтыков-Щедрин “Истории одного города”, Островский “Гроза”, Грибоедов “Горе от ума”, Фонвизин “Недоросль”. Может быть мы в качестве аргументации сможем использовать роман Толстого “Война и мир”. В принципе вполне возможно.

Итоговое сочинение является необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА).

Оценивается итоговое сочинение по пяти критериям:

  1. Соответствие теме;
  2. Аргументация, привлечение литературного материала;
  3. Композиция и логика рассуждения;
  4. Качество письменной речи;
  5. Грамотность.

Сочинение представляет собой самостоятельную письменную работу, в которой обучающиеся излагают свои мысли на заданную тему. В России более 200 лет именно сочинение является универсальной комплексной формой проверки уровня речевого и интеллектуального уровня развития обучающихся.

Особенность итогового сочинения заключается в том, что оно носит надпредметный характер, поэтому позволяет выпускнику в рамках выбранной темы свободно рассуждать по поводу этико-нравственных, философских, психологических и социальных проблем. В качестве примеров для аргументации можно привлекать любой опубликованный литературный источник: художественную, документальную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, литературную критику и другие источники отечественной или мировой литературы. Причем достаточно всего одного примера, но необходимо представить его в полной мере.

Особенности подготовки к итоговому сочинению

Подготовка к итоговому сочинению начинается с 5 класса. Все это время учащиеся нарабатывают опыт в написании сочинений, пополняют свой литературный багаж, обзаводятся собственным мнением относительно конкретных философских и социальных проблем.

При подготовке к итоговому сочинению следует уделить особое внимание многостороннему анализу художественных и публицистических текстов. Существенное значение имеет определение темы текста, логического и композиционного замысла, проблемы, поднятой в тексте, и отдельных риторических приемов. Следует также регулярно выполнять письменные задания на основе изучаемых литературных произведений.

Кроме того, при подготовке к итоговому сочинению выпускник часто сталкивается с проблемой понимания философских и нравственно-психологических понятий, которые встречаются в формулировках тем. Поэтому нужно заранее изучить значение таких понятий, как гармония, наставление, честь, долг, самопожертвование, бесчестие, диссонанс, созвучие, подвиг и др.

Сочинение-рассуждение

При подготовке следует уделить особое внимание сочинению-рассуждению, ведь именно этот жанр используется в итоговом сочинении. Сочинение-рассуждение – произведение, в котором отражаются особенности мыслительной деятельности учащегося, его знание мирового литературного наследия и умение ориентироваться в том, что он прочитал за всю свою жизнь.

Рассуждение – это логично изложенные мысли, подкрепленные доказательствами, связанные аргументами и перерастающие в убедительные выводы. Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. Как правило, в начале рассуждения помещается тезис – утверждение, правдивость которого необходимо доказать при помощи аргументов. Поэтому перед началом работы над сочинением нужно четко сформировать для себя мысль, которую потребуется доказать.

Модель сочинения-рассуждения можно представить так: тезис – доказательство (аргументы, факты) – вывод.

Из чего состоит итоговое сочинение?

Итоговое сочинение имеет ту же структуру, что и любое другое сочинение, относящееся к жанру рассуждения. Главное помнить, что все части сочинения должны быть связаны между собой по смыслу и изложены в логической последовательности.

План итогового сочинения

Начиная писать итоговое сочинение, выпускник должен выразить свое отношение к проблеме, обозначенной в теме. Можно начать с цитаты, которая соответствует заданной теме, и прокомментировать ее. Можно начать с вопроса, который ставит под сомнение тезис, озвученный в теме. Также допустимо сразу выразить свое мнение относительно поднятой в теме проблемы.

  1. Основная часть – аргументы (примеры, факты, цитаты);

В основной части сочинения выпускнику необходимо доказать правоту своей точки зрения. Для этого можно использовать опыт известных людей, примеры из литературы, мнения литературоведов и т.д. Каждый аргумент следует выделить в отдельный абзац и в конце каждого абзаца сделать микровывод. Чем убедительнее и разнообразнее будут аргументы – тем лучше. 3. Заключение.

В заключении необходимо подвести итоги всему вышесказанному. Нужно описать, какое значение имеет поставленная в теме проблема конкретно для автора сочинения и для всего общества, предложить методы для ее разрешения.

Важно: вступление + заключение = 1/3 всего сочинения.

Как правильно писать итоговое сочинение?

Прежде всего, необходимо прочитать пять предложенных тем, и выбрать ту, в которой лучше всего ориентируешься. Для этого нужно сразу подумать о том, какую главную мысль можно доказать в сочинении конкретно на эту тему и какой литературный материал можно привлечь в качестве аргументов.

Затем нужно сформулировать вопросы, на которые можно дать ответы во время рассуждения. Записывать их необходимо на черновике, а на чистовик переписать в самом конце готовое и проверенное сочинение. Далее нужно сформулировать несколько тезисов и подобрать к ним аргументы, избегая резких фраз и выражений при доказательстве.

Окончив подготовительную работу, следует перейти непосредственно к написанию сочинения. Вначале пишется вступление, затем основная часть, где каждый аргумент занимает отдельный абзац. Заключение должно быть логически связано со вступлением, поэтому перед подведением итогов следует еще раз прочитать начало сочинения, для того чтобы ответить на вопрос темы.

Написав заключение, нужно прочитать все сочинение от начала до конца, обратив внимание на то, чтобы все тезисы были подкреплены аргументами, а переходы от одной части сочинения к другой были логичными. После исправления речевых и грамматических ошибок можно переписывать сочинение на чистовик. На проверку и переписывание сочинения необходимо оставить не менее 30-40 минут из отведенного времени.

И самое главное – сохранять во время экзамена спокойствие, быть уверенным в собственных силах и помнить, что все получиться!

Алгоритм написания итогового сочинения

Клише для итогового сочинения

Речевые клише – это шаблонные фразы или устойчивые словосочетания, легко воспроизводимые в определенных контекстах.

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее, чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Сроки проведения итогового сочинения (изложения)

Основной этап — 01.12.2021 года
Дополнительный этап — 02.02.2022 года
Дополнительный этап — 04.05.2022 года

Учащиеся 11-х классов гимназии подают заявления для участия в итоговом сочинении (изложении) на специальном бланке классным руководителям до 18.11.2021, которые регистрируют их в соответствующем журнале. Контроль за своевременностью подачи заявлений и их регистрацией возлагается на заместителя директора Назарову И.Ю. (каб. № 9А)

Сроки, места и порядок информирования о результатах итогового сочинения (изложения)

Местом ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения) является образовательная организация, в которой обучающиеся, выпускники прошлых лет писали итоговое сочинение (изложение).

Ознакомиться с результатами можно будет через три рабочих дня после написания сочинения (изложения).

Обучающиеся с ОВЗ или дети-инвалиды и инвалиды вместо сочинения вправе писать итоговое изложение.


Памятка для выпускников по подготовке к итоговому сочинению [посмотреть]


Приемы работы над итоговым сочинением для высокомотивированных учеников [посмотреть]


Памятка о порядке проведения итогового сочинению (изложения) для ознакомления обучающихся и родителей [посмотреть]


Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению участников ГИА в 2021-2022 учебном году [посмотреть]

Официальные (реальные) темы итогового сочинения 2021-2022 учебный год

Для 11-ти классников (выпускников 2022 года) выложены официальные темы 2021-2022 учебного года. Итоговое сочинение было проведено 1 декабря 2021 года

Темы, аргументы и готовые сочинения по каждому направлению: Купить

Зона 1. Часовой пояс MSK UTC+2 (-1 час к Москве)
Калининградская область
111.Чем путешествие может обогатить человека?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501.Что значит быть гражданином?

Зона 2. Часовой пояс MSK UTC+3 Московское время
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская обл., Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская и Костромская обл., Курская область, Ленинградская область, Липецкая обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская обл., Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская обл., Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ, Волгоградская область

Зона 3. Часовой пояс MSK UTC+4 (+1 час к Москве)
Астраханская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская область, Самарская обл., Саратовская область

Зона 4. Часовой пояс MSK UTC+5 (+2 часа к Москве)
Республика Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская обл., Тюменская область, Челябинская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа

Зона 5. Часовой пояс MSK UTC+6 (+3 часа к Москве)
Омская обл

109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?

Зона 7. Часовой пояс MSK UTC+8 (+5 часов к Москве)
Республика Бурятия, Иркутская область

Зона 8. Часовой пояс MSK UTC+9 (+6 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский районы), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край

106 Книга как путешествие в прошлое.
202 В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306 Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412 Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507 Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

Зона 10. Часовой пояс MSK UTC+11 (+8 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский районы), Сахалинская область, Магаданская обл.

101 Как путешествия могут изменить человека?
212 Шаги цивилизации: обретения и потери.
305 Можно ли заставить человека раскаяться?
402 К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503 Является ли богатство необходимым условием счастья?

Зона 11. Часовой пояс MSK UTC+12 (+9 часов к Москве)
Камчатский край, Чукотский автономный округ

Читайте также: