Интеллигенция и революция сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Начало XX века явилось переломной эпохой в судьбе России. Революция, Гражданская война изменили не только социально-политическую обстановку в стране, они сильно повлияли на мысли, настроения людей. Многие потеряли веру, опору в жизни. Все вокруг перевернулось с ног на голову. Человеку трудно было ориентироваться в безумном мире, где старые, существовавшие на протяжении столетий ценности разрушены, а новые еще не утверждены. Каждого затронули революционные события, и поэтому естественным было желание осмыслить происходящее. Большинство писателей не могли не отразить случившееся в своих произведениях, потому что сами часто являлись участниками революций, свидетелями коренных изменений. Как творческие личности, они стремились дать оценку сложившейся в стране ситуации, когда были подняты многочисленные проблемы, когда люди оказались разделенными на два лагеря и их отношения стали строиться на основе выработанных новой эпохой законов, по принципу классовой ненависти и неприятия инакомыслящих.
Многие оказались словно выброшенными за борт, поэтому в работах писателей была поднята проблема “лишних людей” — тех, кто по своим убеждениям, воспитанию не мог согласиться с тем, что происходило вокруг. Интеллигенция чувствовала себя ответственной за Россию, за ее будущее, поэтому некоторые шли на сторону революции, искренне веря в то, что она поможет стране, другие, наоборот, разочаровывались, не принимали ее и стремились сохранить старые идеалы.
Каждый писатель по-своему относился к происходящим событиям: кто-то писал на злобу дня, выполняя социальный заказ, прославляя новые ценности, кто-то, продолжая традиции “золотого века”, желал сохранить русскую культуру, они оценивали революцию с точки зрения вечных истин: добра и зла, справедливости, любви.
Часть писателей в своих книгах писали о бессмысленности происходящего. К ним относится И. Бабель. В “Конармии” он описывает Гражданскую войну, с которой мы знакомимся через восприятие главного героя — Кирилла Лютова. Он был интеллигентом, и в новелле “Мой первый гусь” мы узнаем о том, как тяжело ему освоиться среди конармейцев, относящихся неприветливо, враждебно к ему подобным. Они грубы, жестоки и, чтобы тебя приняли, надо быть таким же. Кириллу Лютову приходится отказываться от своих позиций, опускаться до уровня этих конармейцев, внутренне герой сильно переживает, но внешне он пытается сохранить хладнокровие. Разве это нормально, когда человек ради того, чтобы остаться просто живым, должен поступаться своими принципами, превращаться в грубое, безнравственное существо. В новеллах “Письмо” и “Смерть Долгушева” И. Бабель пишет о страшной реальности, когда жестокость становится нормой жизни, когда брат убивает брата, сын — отца, отец — сына. происходит переоценка ценностей: моральное делается аморальным, утверждается понятие нового гуманизма: для укрепления идеалов революции используются любые средства, человек получает право вершить судьбу другого, решать, может он жить или нет. Так, убивают раненого Долгушева. Кириллу Лютову трудно принять окружающую действительность. В условиях нового времени интеллигент оказывается в двойственном положении, он раздваивается между требованиями реального мира и тем, что заложено в его душе. Герой Бабеля “ломается”, уступает, хотя постоянно внутренне тяжело реагирует на происходящие вокруг события. Автор сочувствует своему герою, для него страшна потеря нравственности.
Другое отношение к интеллигенции испытывает Фадеев. Он был писателем новой эпохи, участником революционных событий и событий Гражданской войны. В своем произведении Фадеев создает определенное настроение для понимания революции, утверждает идеалы нового гуманизма. В “Разгроме” явно ощущается его презрительное отношение к интеллигенту. Он изображает Мечика человеком, внутренне готовым к предательству, слабой, несформировавшейся личностью и сравнивает с Морозкой — сильным, уверенным в себе и своей позиции. Автор в образе Левинсона создает нового героя, непоколебимого, превыше всего ставящего дело. Положительным может быть только рабочий или крестьянин, интеллигент же является отрицательным героем. Фадеев относится к нему предвзято, в его понимании интеллигент не в состоянии честно служить революции. Такое отношение писателя вызвано тем, что он оценивал человека с классовой, общественно-политической точки зрения.
Можно провести параллель между произведением Фадеева
и Пастернака. В “Докторе Живаго” автор тоже поднимает проблему “лишнего человека”, стремится понять, какова роль интеллигенции в происходивших событиях. Но Пастернак писал в пятидесятые годы, то есть у него была возможность посмотреть на случившееся как бы со стороны, более объективно. Его отличает совершенно другое мировоззрение, он подходит к личности с общечеловеческих позиций, с точки зрения вечных ценностей. Его герой никому не доверяет и сам отвечает за совершенные поступки. Попав в плен, Юрий Живаго ведет себя благородно. Он, несмотря на то что не по собственной воле очутился в отряде, лечит раненых, исполняет врачебный долг. Война вызвала дисгармонию в душе героя, и в плену у него возникает желание переосмыслить все, что творится с ним. Юрий Живаго возвращается к вечным истинам, которые были заложены в нем с самого рождения, с которыми он воспитывался. Пастернак стремился показать то, что никакие потрясения не могут и не должны заставить человека отказываться от выработанных многими поколениями традиций, сбивать его со светлого пути истины.
О судьбе русской интеллигенции писал Булгаков. Он был свидетелем всего происходящего и понимал, что революция I разрушит культуру России, потому что нанесет страшный удар по интеллигенции, являющейся носительницей старых традиций и олицетворяющей собой русскую культуру. Писатель с теплотой и симпатией описывает семью Турбиных. Их дом, [ несмотря на разыгравшуюся метель, на окутавший все мрак, символизирует успокоение, доброту, любовь. Для Булгакова страшно, что это должно неизбежно погибнуть и что в хаосе и неразберихе могут не заметить потери самого ценного, ведь, умирая, интеллигенция уносит с собой русскую культуру. Люди не задумываются о том, что очень трудно восстановить уничтоженное. Как будут жить новые поколения, если сметены старые основы жизни? Этот вопрос писатель задает всем своим произведением. О причинах трагедии русской интеллигенции говорит герой пьэсы “Дни Турбиных” Алексей Турбин: “Народ не с нами, он против нас”. В изолированности носителей культуры видит Булгаков их трагедию. Писатель глубоко переживает, что в России утрачиваются вечные ценности, традиции, передававшиеся из поколения в поколение.
Революция сильно повлияла на людей, на творчество писателей, во многом определила тематику и проблематику их произведений. Каждый писатель в зависимости от занимаемой им позиции, от отношения к революции по-своему описывал ситуацию, стремился дать оценку тому, какова роль русской интеллигенции в происходивших событиях. Но, несмотря на различные взгляды, на преобладавшее в определенное время отрицательное отношение к интеллигенции, несомненным было то, что, разрушая старые устои, традиции, отказываясь от вечных ценностей, не так легко утвердить новые идеалы, отвечающие только потребностям революции.

Похожие сочинения

Человек приходит в этот мир для любви и добра. В жизни же доводиться встречаться нам с красотой и подлостью, радостью и горем, в ее духовной жизни бывают часы торжества и часы страдания. Душу сотрясает всепоглощающая любовь и ощущения гнусности. Бывают. смотреть целиком

Без общения человек не может жить. Да, иногда хочется побыть в одиночестве, иногда надоедает большое количество людей. Но одинокий человек – это несчастливый человек. Общение с другими людьми обогащает человека. Мы смотрим на мир не только своими глазами. смотреть целиком

1 вариант Народная обрядовая культура является основой нашей национальной культуры. О многих народных обрядах и обычаях, хотя и позабытых, но не утраченных до конца, мы узнаем из\' рассказов наших бабушек и дедушек. С некоторыми мы знакомимся. смотреть целиком

В Великобритании дети идут в школу в возрасте пяти лет. Сначала они обучаются в школах для детей 5 — 7 лет. В таких школах учатся рисовать цветными карандашами и красками. Дети лепят из пластилина и работают с бумагой и клеем. Дети много играют, потому. смотреть целиком

Блок принял Октябрьскую революцию как редкостную возможность для огромного внутреннего обновления, для устройства новой жизни по канонам красоты и гармоничного созвучия. Такие настроения отобразил Блок в поэме "Двенадцать", которую считал наилучшим из всех произведений, им написанных. Об этом говорилось в статье "Интеллигенция и Революция", создававшейся в то же время — в январе 1918 г. В "Двенадцати" Блок приветствовал гибель прежнего мира и триумф новоиспеченной революционной стихии:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за Ним, поджавши хвост.

Поэт не идеализирует двенадцати красногвардейцев — апостолов новой веры, которые напоминают настоящих уголовников: "…На спину б надо бубновый туз!" В то же время, он не отрицает возможное положительное значение начавшегося революционного переворота, который должен распространиться на весь мир.

Блок встретил революцию восторженно и упоенно. Близкий поэту человек писал: "Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами". В числе очень немногих тогда представителей художественной и научной интеллигенции поэт сразу же заявил о своей готовности сотрудничать с большевиками, с молодой Советской властью. Отвечая на анкету одной из буржуазных газет "Может ли интеллигенция работать с большевиками?", он, единственный из участников анкеты, ответил: "Может и обязана". Когда буквально через несколько дней после октябрьского переворота ВЦИК, только что созданный на Втором съезде Советов, пригласил в Смольный петроградских писателей, художников, театральных деятелей, на призыв откликнулось всего несколько человек, и среди них был Александр Блок.

В пламенной статье "Интеллигенция и Революция", написанной вскоре после Октября, Блок восклицал: "Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью… Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию".

В "Двенадцати" главное, основное и решающее, конечно, не идеалистическое заблуждение Блока, а его ясная вера в правоту народного дела, не его ограниченное представление о реальных движущих силах и конкретных задачах пролетарской революции, а тот высокий революционно-романтический пафос, которым всецело проникнута поэма. "Вдаль идут державным шагом…" — сказано о героях. Именно вдаль — то есть в далекое будущее, и именно державным шагом — то есть как новые хозяева жизни. Это и есть идейный центр поэмы. А то, каким это "будущее" окажется, поэт знать не мог.

И все потому, что: "Скучно!" И внезапно при этом: "Упокой, Господи, душу рабы твоей…" И вдруг оказывается, что они требуют от Бога благословения на свое кровавое дело. Богоборцы в действительности, по Блоку, творят Божью волю, приносят очистительную жертву, в виде старого мира, жертву, необходимую для рождения мира нового. И поэт в финале поэмы заставляет самого Иисуса Христа возглавить грозное шествие двенадцати.

Статья "Интеллигенция и Революция" помогает нам понять позицию Блока. Здесь автор "Двенадцати" утверждает: "Размах русской революции, желающей охватить весь мир (меньшего истинная революция желать не может, исполнится это желание или нет — гадать не нам) таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон, который донесет в заметенные снегом страны — теплый ветер и нежный запах апельсиновых рощ; увлажнит спаленные солнцем степи юга — прохладным северным дождем." "Мир и братство народов" — вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать".

Блок думал, что музыку революции услышал верно. Однако Блок был честным художником и под конец жизни, через три с небольшим года, начал понимать, что "нежного запаха апельсиновых рощ" революция никому не принесла и вряд ли принесет. Зато принесла не только кровь и жестокость, но громадный рост уровня несвободы — не только политической, но и творческой. Именно творческая свобода была особенно важна для Блока, и ее отсутствие он переживал тяжелее всего. Не случайно в одном из своих последних стихотворений "Пушкинскому Дому" поэт просил поддержки у великого предшественника:

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду.

Помоги в немой борьбе!

А в своей статье о Пушкине "О назначении поэта", посвященной годовщине его смерти, Блок написал практически уже не о пушкинской, а о собственной участи: "Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю — тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл". Революция, приветствуемая Блоком в "Двенадцати", "Скифах" и во многих других статьях и стихах, и которой с открытым сердцем старался послужить (но не прислуживаться), в конце концов, отняла у него воздух — созидательную свободу и, возможно, инициировала его кончину.

Именно так и произошло. Как все подлинно грандиозное и прекрасное в искусстве, стихи Блока с их истиной, неподдельностью, потаенным пламенем и чудодейственной мелодичностью помогает, и неизменно будет помогать всем нам жить, любить, творить и вести борьбу.

Тема “ Интеллигенции и революции” является важной темой в произведениях писателей русской литературы 20 века. Перед представителями интеллигенции вставал острый вопрос выбора идеалов добра и сострадания, принципов духовности, гуманизма, как высших критериев человеческого сострадания.
В произведениях Б.А. Лавренева “Сорок первый” и А.Н.Толстого “Гадюка” авторы раскрывают необычный характер самой эпохи Гражданской войны, круто переломившей судьбы целых поколений и классовых сословий, в том числе интеллигенции, в частности поручика Вадима Николаевича, в рассказе “Сорок первый”, и дочери купца второй гильдии Ольги Вячеславовны в повести “Гадюка.” Два разных писателя обнажают губительную силу разрушительства, ожесточения, бесчеловечности, которые сопровождают падение старого мира.
История героев демонстрирует всю несовместимость войны и насилия с человеческим счастьем, самой человеческой природой. В данных произведениях раскрыта пора великих исторических испытаний, которые столкнули интеллигенцию с жизненной драмой исторического развития России.
В повести “Гадюка” девушка из интеллигентной семьи идет на войну, охваченная ненавистью, мщением за свою загубленную семью. Пройдя через все тяготы, лишения бессмысленной жестокой войны, где ей пришлось убивать, потерять любимого человека, Зотова превращается из хорошенькой молоденькой девушки в “демобилизованного солдата; ну разве это женщина?”
Мир природы, люди в ее круговороте, простые человеческие отношения – вот высшие ценности для данных писателей.
Поток истории, ворвавшийся в устоявшееся бытие, разрушившие события войны и революции – это все естественно несовместимо с человеческой жизнью, с человеческим счастьем.
В рассказе Б.Лавренева “Сорок первый” показан гвардии подпоручик Говорухо-Отрок, которого жестокая война не сломила. Он всегда держался с достоинством, характерным для военного человека из интеллигентной семьи. И даже когда красноармейцы вместе с подпоручиком “карабкались” по барханам , красноармейцы шли “спотыкаясь, качаясь от ветра”, один поручик шел прямо, спокойно. Когда Евсюков спросил у него “двужильный ты что ли?”, он ответил: “ Не поймешь. Разница культур. У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом. Могу приказать себе не страдать.”
Авторские повествования в этих произведениях окрашены ощущением катастрофы –неотвратимой и необъяснимой для интеллигенции , которая выбита из колеи революцией и как бы проходящая проверку на подлинность, испытание.
Оба произведения заканчиваются драматически и как бы, в частности для интеллигенции, передается драма человеческого бытия, сотрясаемого и разрушаемого под напором войны и революции.
Авторы раскрывают страдания, сомнения, тревогу, драму интеллигенции, связанные с крутым переломом истории, с жестокой революционной встряской и в тоже самое время показывается бессмысленный кошмар войны для человеческой жизни.


Сочинение на тему: Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков).



Сочинение на тему: Судьба человека в русской литературе xx века (В. Быков, В. Дудинцев, Ч. Айтматов).




Интеллигенция и революция блок статья

Крах старой России

 анализ интеллигенция и революция блок

Страхи, долго мучившие поэта, перестали быть абстрактными, когда на фронт пришло известие об отречении Николая II и падении монархии в результате Февральских событий. Вернувшись в Петроград, Александр Александрович буквально ликовал от осознания свершившейся революции и радовался, что власть перешла в руки Вре́менного правительства. Когда эйфория закончилась, его стала пугать мысль о свержении самодержавия, поскольку было абсолютно не понятно, что будет дальше?

В неуправляемых переменах очень трудно разглядеть какие-либо отчетливые намеки на улучшение жизни, но Блок настойчиво пытался отказаться от сомнений и грусти о потерянном, навсегда разрушенном мире.

Мировая война

 интеллигенция и революция блок

Таким образом, с помощью приема повторяющегося конструкта и экспрессии Блок объяснил, как расчет на очистительную силу передела мира не оправдался, надежда осталась только на революцию.

Интеллигенция в эпоху перемен

Февраль 1917 года А. Блок воспринял как колоссальный социальный взрыв, имеющий мировое значение. Потрясение, которое должно устремить людей к свободе и величию.

 анализ интеллигенция и революция

Однако бескровный захват власти, неразбериха с организацией управления, множество противоречивых обещаний и пустых речей — все это огорчало поэта, считающего, что благое дело не терпит таких промедлений и топтания на месте, а интеллигенция должна быть в авангарде перемен.

Несмотря на беспокойство о судьбе народа, Блок прекрасно понимал и остро чувствовал наличие духовной пропасти между образованной частью общества и народными массами, являющимися движущей силой революции.

Главная мысль, которую он хочет донести до творческой элиты, заключается в необходимости:

По мнению Блока, интеллигенция в эпоху глобальных социальных перемен обязана сыграть важнейшую роль посредника между властью и народом. Приводится простое объяснение этой мысли при помощи яркой метафоры: только творческие люди могут слышать и понимать музыку революционной бури. С помощью художественного образа музыки Александр Блок решает три проблемы:

 интеллигенция и революция блок конспект

Призыв: «Мир и братство народов — вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток.

Задачи художника

 интеллигенция и революция краткое содержание блок

Отношение к власти

Текст эссе выстроен в форме воображаемого диалога, где автор обозначает проблему интеллигенции, задает вопрос, а затем отвечает с позиции нового, победившего порядка. Крайности и перегибы, допускаемые революционерами, он пытается смягчить или представить закономерным историческим ответом угнетенных слоев населения.

 интеллигенция и революция кратко

Смысл расправы над всеми, кто не соглашался с методами большевиков и революцией, у Блока кратко сводится к идее возмездия не конкретным политическим силам, а старому миру.

Революция предполагает волю народа, а беспощадность расправы над царской властью оправдана временем. Поэт считает, что все происходит правильно, а те, кто не могут осознать этого очевидного факта, справедливо становятся жертвами. Ему хочется убедить читателя, что интеллигенция должна служить делу крестьян и рабочего класса. Однако в этой мысли есть явное противоречие: большевики — это не представители простого народа, охваченного стихийным порывом свержения царя, а радикальная часть русской интеллигенции, направившей лавину народного гнева в нужное русло, умело дирижируя музыкой революции.

 интеллигенция и революция краткое содержание читать

Поэт в скором времени разочаровался в идеалах 1917 года, а также в своем творчестве, где воспевал революцию, возлагая надежды на новую прекрасную жизнь.

Незадолго до смерти Блок опять обратился к вопросу отношений интеллигенции и власти, только теперь он был убежден, что для освобождения нужны лишь покой и воля.

Читайте также: