Идея долга в повести тургенева ася сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Тургенев работал над повестью в течение полугода. Такой медленный темп написания был связан с болезнью автора и его усталостью. По словам Тургенева, идея написания "Аси" появилась от увиденного мимолетного момента. Однажды, находясь в немецком городке, автор взглянул на дом. Там находилась пожилая женщина ,которая выглядывала из окна первого этажа, а сверху, из окна выше, выглядывала молодая девушка. Тургенев попытался представить судьбу этих людей. Так появилась повесть.

Почему повесть так называется?

Название произведения "Ася" говорит нам о той, в кого был влюблен лирический герой. Именно эту девушку позже будет вспоминать герой. Ответить однозначно по поводу названия достаточно сложно. Есть предположение, что Тургенев вынес на первый план имя Аси, для того, чтобы показать важность истории, связанной с ней. В данном случае девушка является образом любви и внутренних изменений нескольких людей.

Жанр: повесть или рассказ?

В данном случае, произведение является повестью. Отличием является не только размер. Рассказ, как правило, затрагивает одно событие. В повести же событий несколько и все они объединены в одну сюжетную линию. Помимо всего, повесть, в отличие от рассказа, может иметь лирическое отступление, описание природы. Произведение "Ася" по всем параметрам является примером повести.

О чем повесть?

Повесть рассказывает об истинной любви; о том, как важно ценить миг, который есть в данный момент; о необходимой смелости и умении принимать важные решения вовремя. Своевременность часто стоит во главе различных жизненных ситуаций. Так и в повести, юноша влюбился в девушку. Их связь развивалась тонко и постепенно, а затем переросла в глубокое чувство. Не хватило одного важного шага со стороны героя, чтобы быть вместе с любимой женщиной. Главный герой потерял свою любовь. Ему оставалось только с тоской вспоминать о ней все последующие годы.

Главные герои и их характеристика

Господин Н.Н. - рассказчик, от лица которого идет повествование. Молодой человек 25 лет, который предпочитает жить спокойно, ищет свой смысл и от этого много путешествует. Стремится к душевному равновесию в жизни. Ищет любви. Вначале думает о "коварной вдове", затем уже об Асе, его настоящем глубоком чувстве. Жизнь дала герою возможность проявить себя и получить шанс быть счастливым, но его нерешительность сыграла с ним злую шутку.

Ася (Анна Гагина) - юная, обаятельная, искренняя девушка, при этом обладает импульсивностью и живым характером. Образ героини ассоциируется с непосредственностью и молодостью. Асю отличает простота и душевная чистота. Героиня была внебрачной дочерью от связи барина со служанкой, поэтому Ася уже с юных лет понимала свое место в обществе и стеснялась этого. Со слов Господина Н.Н., Ася довольно хорошо говорила по-французски, но было заметно, что она с детства не была в женских руках. В ее движениях было что-то неспокойное. "Это вино еще не бродило".

Гагин - брат Аси. Добрый, воспитанный, ответственный молодой человек. Имеет способности к живописи, хочет быть художником, но посвящает свою жизнь своей сестре.

Фрау Луизе - пожилая женщина, которую навещает Ася. Именно в доме Фрау Луизе встречаются лирические герои: Ася и Господин Н.Н.

Тема

В повести поднимается тема любви, искренней и при этом несчастной и навсегда утраченной.

Проблематика

Произведение поднимает проблему своевременности, а также необходимости отбрасывать нерешительность в нужный момент в пользу важных решений. "Завтра я буду счастлив!" - слова, произнесенные Господином Н.Н. так и остаются в памяти, потому что его завтра оказывается пустым. Лирический герой позже еще долго будет прокручивать в голове все диалоги и ситуации, связанные с Асей, понимая, что теперь он может только вспоминать об этом.

Смысл романа

Автор предлагает читателю задуматься о том, что такое настоящая любовь и показывает, как может изменить человека истинное чувство. Иногда, это испытание любовью, и не каждому удается его пройти. Кроме этого, смысл произведения в том, чтобы подумать о способности быть смелым и бороться за свое, даже когда внутри страшно сделать шаг. Иногда наши страхи и нерешительность побеждают, но это цена за то, что мы получаем в итоге. Так и в произведении, герой потерял свою любовь, но получил свой опыт.

2 вариант

Через все произведение читатель может услышать внутренний монолог главного героя. Можно сказать, что этот герой – лирический. Н.Н. рассуждает о том, что когда-то давно он упустил свой шанс на обретение счастья. Кто в этом виноват? Вопрос остается открытым для нас, читателей. Просто герой не понимал, что он стоит в шаге от любви, он боялся этого чувства. Сюжет говорит нам о том, что его медлительность и необоснованные раздумья лишили его жизненного счастья. Опыт показал Н.Н., что отложенное на завтрашний день может больше никогда не произойти.

Иван Сергеевич позволил читателю самостоятельно поразмыслить над ситуацией. Автор никак не комментировал эту историю и не выражал свое личное отношение к героям. Опять же, это все благодаря тому, что рассказчик и главный герой – одно лицо. Маленькая повесть о не сложившейся любви актуально до сих пор. Внутренние переживания персонажей присущи и сегодняшним молодым людям, поэтому текст читается очень легко и воспринимается как часть жизни.

Ася - анализ произведения

Повествование ведется от первого лица (господин Н.Н.), что делает его более убедительным и правдивым.

Главная героиня произведения – юная девушка Ася лет 17-ти, приехавшая в Германию со своим старшим сводным братом Гагиным, который очень тепло и внимательно относится к сестре.

По сюжету повести господин Н.Н. приезжает в Германию, где встречает людей со своей родины – девушку Асю и молодого человека Гагина.

В течение произведения между Н.Н. и Асей завязываются романтические отношения, на возникновение которых повлияла дружба мужчин. Они признаются друг другу в чувствах, но из-за недопонимания, происходит неловкая ситуация, что создает напряжение между сторонами. Ася и Гагин скоро уезжают из Германии. Н.Н. понимает, что потерял Асю навсегда и больше никогда ее не увидит. Главный герой никогда в жизни больше не испытывал подобных любовных и страдал от одиночества.

В среде критиков существует несколько предположений о том, кто мог бы являться прототипом главной героини. Тургенев мог бы написать повесть о своей незаконнорождённой дочке Полине Брюэр, которая напоминает свой несмелостью Асю. Также есть вероятность, что образ Аси списан с сестры писателя Варвары Житовой.

После общения с господином Н.Н. у Аси просыпаются ранее неведомые и непонятные чувства. Юная девушка не знает, как справится с ними. Этим можно объяснить ее странное и капризное поведение. Она не знает, что с ней происходит, не понимает, что влюбилась. Но после осознания этого признается сначала Гагину, а после и виновнику ее душевных терзаний.

Можно предположить, что было бы, если б Гагин смог остановить сестру от необдуманных поступков и вразумить ее, но он этого не сделал. Почему? Скорее всего, зная эмоциональную натуру Аси он испугался. Пострашился последствий, которые это за собой повлечет.

Почему же господин Н.Н. так поступил с девушкой… Когда Гагин рассказал, что Ася незаконнорожденный ребенок, то женитьба Н.Н. с ней вызвала бы недоразумение в высших кругах. Н.Н. просто думал о своей репутации.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Ася

Популярные сегодня темы

Пришвина по праву можно считать писателем воспевающим красоты природных мест. Он всю свою судьбу посвятил диалогу с природой. В его сердце теплилось желание знакомить всех с чудесами

Серебряный век - смутное, темное и противоречивое время в русской поэзии. Людям, воспитанным на творчестве таких великих поэтов как Пушкин и Лермонтов

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

Дата публикации: 28.04.2020

История создания

Почему повесть так называется?

Именно этой задачи и добивался Тургенев – показать, как сильное чувство способно изменить женскую натуру. Да, опыт первой любви оказался для Аси не слишком удачным, однако он позволил ей морально вырасти, превратив вчерашнюю девочку в сильную, уверенную в себе женщину, не готовую размениваться по мелочам. Увидев, что ее избранник не готов полностью отдаться сильному чувству и заметив его слабость, Ася нашла в себе силы навсегда покинуть его: сердце девушки было разбито, но только не чувство собственного достоинства. При этом автор намеренно называет произведение детским именем главной героини – Асей. Таким образом он отдает дань счастливому и безмятежному детству Анны Гагиной.

Жанр: повесть или рассказ?

То, что произведение относится к жанру повести, указывает и еще ряд признаков. Так, в нем гораздо больше событий и персонажей, нежели в рассказе, но меньше, чем в романе. Все события изображены в хронологическом порядке, что позволяет читателю не терять нить повествования. В них автор раскрывает причинно-следственные связи, и это, в свою очередь, наталкивает на полное осмысление финала повести. Поначалу герои знакомятся, начинают испытывать друг к другу симпатию, Н. Н. узнает о происхождении своей возлюбленной, которая, в силу своей эмоциональности и неискушенности, первая признается ему в любви. Однако Н. Н. боится полностью отдаться своим чувствам, и его сомнения Ася принимает на свой адрес. Она разрывает отношения, и навсегда расстается с Н. Н. Поначалу Куприн интригует читателей загадочным поведением главной героини, но вскоре все странности проясняются ее происхождением.

О чем произведение?

Повествование ведется от лица русского дворянина, который, будучи уже зрелым мужчиной, принялся вспоминать события давно ушедшей юности. Н.Н. вспоминает тот период времени, когда он был беспечным 25-летним молодым человеком, который путешествовал по Германии.

Вскоре Н. Н. узнает причину столь нестабильного поведения: Гагин доверительно признается новому приятелю, что его сестра – незаконнорожденная. Девушка сомнительного происхождения не может быть принята в высшем обществе, ее положение в свете весьма шатко, и вряд ли она может надеяться на блестящую партию. Именно по этой причине настроение Аси было столь переменчивым: девушка очень переживала, тяготилась своим происхождением, была не уверена в себе.

Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю — нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово — я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!

Главные герои и их характеристика

В произведении встречаются также и второстепенные персонажи, однако лишь мимоходом упоминаются рассказчиком, и не несут в себе особой смысловой нагрузки. Это, прежде всего, Гагин-старший – пожилой дворянин, добрый, но слабовольный и несчастный мужчина. Татьяна Васильевна, мать Аси – гордая женщина со своими жизненными принципами. Яков – дворецкий Гагина-старшего. Молодая вдова на водах, отвергшая ухаживания Н. Н. Все эти персонажи были введены автором лишь для того, чтобы более полно отобразить реалии описываемой эпохи.

Проблематика

  1. Проблема нравственного выбора. Оказавшись в непростой ситуации, когда Ася первой призналась в любви, Н. Н. растерялся, и не сразу понял, как правильно поступить. Его первой реакцией был испуг: он не был уверен, что готов взять на себя ответственность за юное существо, которое, возможно, еще само не осознавало в полной мере свои чувства. Н. Н. пугала мысль так внезапно распроститься с холостой жизнью, и связать свою судьбу с одной единственной женщиной. Возможно, герой отреагировал бы иначе на Асино признание в любви, однако девушка не оставила ему выбора, рассказав обо всем брату. Он обвинил возлюбленную в излишней откровенности, и тем самым поставил крест на отношениях с ней. Если бы Н. Н. обладал большим жизненным опытом или более тонкой, восприимчивой душой, он бы разгадал тонкую натуру Аси, и не допустил роковой ошибки.
  2. Проблемы чувства и долга. За всю свою жизнь каждый человек не раз сталкивается с подобной проблемой. Так и Асе пришлось сделать непростой выбор – полностью отдаться сильному чувству, или же последовать долгу, и порвать с Н. Н., унизившем ее своей неуверенностью в чувствах. Девушке было непросто принять подобное решение, и она дала ему еще один шанс, однако Н. Н. не догадался им воспользоваться. Твердость в вопросах чести и долга проявил и брат Аси, который поддержал сестру, и увез ее подальше от разбитой любви.
  3. Проблема внебрачных связей. Во времена, когда жил Тургенев, наличие незаконнорожденных детей у дворян считалось вполне обыденным делом. Однако жизнь у этих детей была далеко не такой легкой и приятной, как у их более счастливых братьев и сестер, рожденных в браке. На них ложился тяжелый крест, который они по непонятным причинам должны были нести всю жизнь. Бесконечные сплетни, насмешки, издевки, холодное презрение сопровождали их на протяжении всего жизненного пути. Так, во время учебы в пансионе Ася страдала от пренебрежительного отношения к себе со стороны других девушек, глядевших на нее свысока.
  4. Проблема переходного возраста. На момент знакомства с Н. Н. Асе едва минуло семнадцать лет. Она только вступала во взрослую жизнь, и еще не успела распрощаться с детской непосредственностью и шаловливостью. По этой причине Гагину было, порой, совсем непросто совладать с эксцентричной сестрой – у молодого человека попросту не было необходимого в этих случаях родительского опыта. С подобной проблемой столкнулся и Н. Н., не сумевший разгадать тонкую и ранимую душу Аси.
  5. Проблема трусости. Ничем не завуалированная, яркая, бескомпромиссная любовь Аси выявила в Н. Н. всего недостатки, среди которых самым серьезным оказалась трусость. Герой испугался этого сильного чувства, ответственности, которую ему предстояло взять на себя, и потому так и не произнес заветного слова, которого так жаждала от него услышать Ася.

Основная мысль

Основная мысль произведения заключается в столкновении юной, еще не окрепшей личности с сильным чувством, которое далеко не всегда приносит радость и счастье. Для Аси любовь стала настоящим испытанием, к которому она не была морально готова в силу своего юного возраста и отсутствия жизненного опыта. Нерешительность Н. Н., которую тот высказал после признания в любви, становится настоящим приговором для девушки, глубоко страдающий из-за своего сомнительного происхождения. Ася понимала, что не может рассчитывать на хорошую партию только потому, что родилась вне брака. И, даже обладая самыми лучшими качествами и яркой красотой, девушка всегда будет оставаться в двусмысленном положении. Ася и раньше замечала презрительное к ней отношение со стороны представителей знати. Этот факт очень огорчал ее, но куда более сильным ударом становится для нее нерешительность возлюбленного. Она видит в этом проявление трусости, столь унизительной для нее. Все радужные мечты и иллюзии Аси рассыпались в прах, однако столь печальный опыт стал хорошим жизненным уроком для нее. Девушка смогла найти в себе силы отказаться от чувства ради сохранения чувства собственного достоинства, и в дальнейшем вряд ли будет столь неосмотрительна при выборе ухажера.

Любовь для Аси становится своеобразным проводником во взрослый мир. Она совсем не похожа на то, что девушка представляла в своих грезах, однако именно такое суровое испытание раскрывает в героине все ее сильные стороны, о которых она даже не подозревала. Будь финал ее любовной истории счастливым, вряд ли личность Аси смогла бы пройти такой быстрый и решающий скачок в развитии. А так она смогла приобрести важный жизненный опыт, стала духовно богаче. В этом и заключается основной замысел автора – продемонстрировать, как способны меняться люли, проходя испытание любовью: кто-то выдерживает это испытание с большим достоинством, а кто-то демонстрирует самые темные стороны своей души.

Данная печальная история, рассказанная зрелым учителем, является весьма поучительной. Она заставляет задуматься, насколько важной в жизни каждого человека является любовь. Не стоит забывать, что, добровольно отказываясь от нее, в дальнейшем можно уже ни разу не испытать это редкое по красоте и силе чувство. Н. Н. слишком поздно осознал свою ошибку, оттолкнув от себя Асю с ее любовью. Он прожил одинокую, тоскливую жизнь: единожды упустив шанс быть по-настоящему счастливым человеком, он обрек себя на серое, безрадостное существование. Рассказчик призывает читателя быть более решительным и смелым в вопросах любви, которая совершенно не приемлет трусости и сомнений. Счастье – хрупкая, мимолетная субстанция, удержать которую всеми силами – основная задача каждого человека.

Чему учит повесть?

На примере главного героя Иван Сергеевич Тургенев показывает, что праздный образ жизни, бесцельное существование не способны сделать человека счастливым. Будучи зрелым человеком, Н. Н. с горечью осознает, что прожил свою молодость совершенно бесцельно, впустую потратив лучшие годы. Судьба подарила ему шанс круто изменить жизнь, однако он не понял, что Ася – это его единственная возможность придать своему существованию смысл. Если бы он это вовремя понял, то был бы счастливым человеком: любил и был любимым, создал крепкую семью, растил детей. Однако его страх ответственности разрушил эту надежду на счастье.

Также Тургенев в своем произведении дает понять, что не стоит бояться своих чувств. Ася полностью отдалась любви, которая переполняла ее изнутри. Для девушки первый опыт оказался не слишком удачным: любовь обожгла ее, но при этом научила многим важным и полезным вещам. Ася раскрыла в себе умную, зрелую женщину с чувством собственного достоинства. Неудачный опыт помог ей лучше понять себя, свои желания, и в будущем не совершать ошибок при выборе суженого. Не стоит бояться искренних душевных порывов: так или иначе они обязательно сослужат добрую службу.

Критика

Образ главного героя повести особенно рьяно исследовал идеологический противник Ивана Сергеевича, философ-материалист Николай Чернышевский. Он написал разгромную статью, в которой осудил несовершенный нравственный образ Н. Н., ставший следствием морального убожества той социальной группы, к которой принадлежал персонаж. Зачерствелый эгоизм и праздность юных представителей дворянства были основной причиной их несостоятельности в более зрелом возрасте. Именно в этом Чернышевский видел основную причину разыгравшейся трагедии.

Соратник и близкий приятель Чернышевского, литературный критик Николай Добролюбов, так оценил повесть Тургенева:

Тургенев… рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им созданными, сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегда окружать их…

Корректуру читал я, корректор и сверх того Чернышевский. Уж если еще будут ошибки, — то значит, сделали всё, что могли, и лучше не умеем. Анненковым повесть прочтена, и, вероятно, уже мнение его о ней тебе известно. Он в восторге

Замечание одно, лично мое, и то неважное: в сцене свидания у колен герой неожиданно выказал ненужную грубость натуры, которой от него не ждешь, разразившись упреками: их бы надо смягчить и поубавить, я и хотел, да не посмел, тем более, что Анненков против этого

Однако Тургенев наставил на том, чтобы ничего не менять в повести. За писателя вступился и Чернышевский, который не отрицал некоторой нарочитости описанной сцены, но при этом настаивал, что именно она наиболее точно отражает все недостатки и пороки сословия, к которому принадлежал Н. Н.

Тургенев работал над повестью в течение полугода. Такой медленный темп написания был связан с болезнью автора и его усталостью. По словам Тургенева, идея написания "Аси" появилась от увиденного мимолетного момента. Однажды, находясь в немецком городке, автор взглянул на дом. Там находилась пожилая женщина ,которая выглядывала из окна первого этажа, а сверху, из окна выше, выглядывала молодая девушка. Тургенев попытался представить судьбу этих людей. Так появилась повесть.

Почему повесть так называется?

Название произведения "Ася" говорит нам о той, в кого был влюблен лирический герой. Именно эту девушку позже будет вспоминать герой. Ответить однозначно по поводу названия достаточно сложно. Есть предположение, что Тургенев вынес на первый план имя Аси, для того, чтобы показать важность истории, связанной с ней. В данном случае девушка является образом любви и внутренних изменений нескольких людей.

Жанр: повесть или рассказ?

В данном случае, произведение является повестью. Отличием является не только размер. Рассказ, как правило, затрагивает одно событие. В повести же событий несколько и все они объединены в одну сюжетную линию. Помимо всего, повесть, в отличие от рассказа, может иметь лирическое отступление, описание природы. Произведение "Ася" по всем параметрам является примером повести.

О чем повесть?

Повесть рассказывает об истинной любви; о том, как важно ценить миг, который есть в данный момент; о необходимой смелости и умении принимать важные решения вовремя. Своевременность часто стоит во главе различных жизненных ситуаций. Так и в повести, юноша влюбился в девушку. Их связь развивалась тонко и постепенно, а затем переросла в глубокое чувство. Не хватило одного важного шага со стороны героя, чтобы быть вместе с любимой женщиной. Главный герой потерял свою любовь. Ему оставалось только с тоской вспоминать о ней все последующие годы.

Главные герои и их характеристика

Господин Н.Н. - рассказчик, от лица которого идет повествование. Молодой человек 25 лет, который предпочитает жить спокойно, ищет свой смысл и от этого много путешествует. Стремится к душевному равновесию в жизни. Ищет любви. Вначале думает о "коварной вдове", затем уже об Асе, его настоящем глубоком чувстве. Жизнь дала герою возможность проявить себя и получить шанс быть счастливым, но его нерешительность сыграла с ним злую шутку.

Ася (Анна Гагина) - юная, обаятельная, искренняя девушка, при этом обладает импульсивностью и живым характером. Образ героини ассоциируется с непосредственностью и молодостью. Асю отличает простота и душевная чистота. Героиня была внебрачной дочерью от связи барина со служанкой, поэтому Ася уже с юных лет понимала свое место в обществе и стеснялась этого. Со слов Господина Н.Н., Ася довольно хорошо говорила по-французски, но было заметно, что она с детства не была в женских руках. В ее движениях было что-то неспокойное. "Это вино еще не бродило".

Гагин - брат Аси. Добрый, воспитанный, ответственный молодой человек. Имеет способности к живописи, хочет быть художником, но посвящает свою жизнь своей сестре.

Фрау Луизе - пожилая женщина, которую навещает Ася. Именно в доме Фрау Луизе встречаются лирические герои: Ася и Господин Н.Н.

Тема

В повести поднимается тема любви, искренней и при этом несчастной и навсегда утраченной.

Проблематика

Произведение поднимает проблему своевременности, а также необходимости отбрасывать нерешительность в нужный момент в пользу важных решений. "Завтра я буду счастлив!" - слова, произнесенные Господином Н.Н. так и остаются в памяти, потому что его завтра оказывается пустым. Лирический герой позже еще долго будет прокручивать в голове все диалоги и ситуации, связанные с Асей, понимая, что теперь он может только вспоминать об этом.

Смысл романа

Автор предлагает читателю задуматься о том, что такое настоящая любовь и показывает, как может изменить человека истинное чувство. Иногда, это испытание любовью, и не каждому удается его пройти. Кроме этого, смысл произведения в том, чтобы подумать о способности быть смелым и бороться за свое, даже когда внутри страшно сделать шаг. Иногда наши страхи и нерешительность побеждают, но это цена за то, что мы получаем в итоге. Так и в произведении, герой потерял свою любовь, но получил свой опыт.

2 вариант

Через все произведение читатель может услышать внутренний монолог главного героя. Можно сказать, что этот герой – лирический. Н.Н. рассуждает о том, что когда-то давно он упустил свой шанс на обретение счастья. Кто в этом виноват? Вопрос остается открытым для нас, читателей. Просто герой не понимал, что он стоит в шаге от любви, он боялся этого чувства. Сюжет говорит нам о том, что его медлительность и необоснованные раздумья лишили его жизненного счастья. Опыт показал Н.Н., что отложенное на завтрашний день может больше никогда не произойти.

Иван Сергеевич позволил читателю самостоятельно поразмыслить над ситуацией. Автор никак не комментировал эту историю и не выражал свое личное отношение к героям. Опять же, это все благодаря тому, что рассказчик и главный герой – одно лицо. Маленькая повесть о не сложившейся любви актуально до сих пор. Внутренние переживания персонажей присущи и сегодняшним молодым людям, поэтому текст читается очень легко и воспринимается как часть жизни.

Ася - анализ произведения

Повествование ведется от первого лица (господин Н.Н.), что делает его более убедительным и правдивым.

Главная героиня произведения – юная девушка Ася лет 17-ти, приехавшая в Германию со своим старшим сводным братом Гагиным, который очень тепло и внимательно относится к сестре.

По сюжету повести господин Н.Н. приезжает в Германию, где встречает людей со своей родины – девушку Асю и молодого человека Гагина.

В течение произведения между Н.Н. и Асей завязываются романтические отношения, на возникновение которых повлияла дружба мужчин. Они признаются друг другу в чувствах, но из-за недопонимания, происходит неловкая ситуация, что создает напряжение между сторонами. Ася и Гагин скоро уезжают из Германии. Н.Н. понимает, что потерял Асю навсегда и больше никогда ее не увидит. Главный герой никогда в жизни больше не испытывал подобных любовных и страдал от одиночества.

В среде критиков существует несколько предположений о том, кто мог бы являться прототипом главной героини. Тургенев мог бы написать повесть о своей незаконнорождённой дочке Полине Брюэр, которая напоминает свой несмелостью Асю. Также есть вероятность, что образ Аси списан с сестры писателя Варвары Житовой.

После общения с господином Н.Н. у Аси просыпаются ранее неведомые и непонятные чувства. Юная девушка не знает, как справится с ними. Этим можно объяснить ее странное и капризное поведение. Она не знает, что с ней происходит, не понимает, что влюбилась. Но после осознания этого признается сначала Гагину, а после и виновнику ее душевных терзаний.

Можно предположить, что было бы, если б Гагин смог остановить сестру от необдуманных поступков и вразумить ее, но он этого не сделал. Почему? Скорее всего, зная эмоциональную натуру Аси он испугался. Пострашился последствий, которые это за собой повлечет.

Почему же господин Н.Н. так поступил с девушкой… Когда Гагин рассказал, что Ася незаконнорожденный ребенок, то женитьба Н.Н. с ней вызвала бы недоразумение в высших кругах. Н.Н. просто думал о своей репутации.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Ася

Популярные сегодня темы

Пришвина по праву можно считать писателем воспевающим красоты природных мест. Он всю свою судьбу посвятил диалогу с природой. В его сердце теплилось желание знакомить всех с чудесами

Серебряный век - смутное, темное и противоречивое время в русской поэзии. Людям, воспитанным на творчестве таких великих поэтов как Пушкин и Лермонтов

История создания

Писатель был занят написанием этого произведения несколько месяцев (с июля по ноябрь 1857 года). Писал тяжело и медленно, ведь болезнь и усталость уже давали о себе знать. Кто является прототипом Аси, точно не известно. Среди версий преобладает точка зрения о том, что автор описал свою незаконнорожденную дочь. Также в образе могла отразиться судьба его сестры по отцовской линии (ее матерью была крестьянка). Тургенев по этим примерам хорошо знал, что чувствует подросток, оказавшийся в таком положении, и отразил свои наблюдения в повести, показав весьма щекотливый социальный конфликт, виной которому был и он сам.

Почему повесть так называется?

Это перевоплощение и показывает Тургенев. В финале книги мы прощаемся с Асей-ребенком и знакомимся с Анной Гагиной – искренней, сильной и знающей себе цену женщиной, которая не согласна на компромиссы: когда Н.Н. побоялся отдаться чувству полностью и сразу признать его, она, превозмогая боль, навсегда покинула его. Но в память о светлой поре детства, когда Анна еще была Асей, писатель называет свой труд этим уменьшительно-ласкательным именем.

Жанр: повесть или рассказ?

О чем произведение?

Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю — нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово — я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!

Главные герои и их характеристика

Внимание читателя привлекают, прежде всего, основные герои произведения. Именно они воплощают авторский замысел и являются опорными образами, на которых строится повествование.

Проблематика

  • Проблема нравственного выбора. Герой не знает, как правильно поступить: стоит ли брать на себя ответственность за столь юное и обиженное судьбой создание? Готов ли он распрощаться с холостой жизнью и привязать себя к одной единственной женщине? Кроме того, она уже лишила его выбора, сказав обо всем брату. Он был раздосадован, что девушка взяла всю инициативу на себя, поэтому и обвинил ее в том, что она была слишком откровенна с Гагиным. Н.Н. был сбит с толку, да еще и недостаточно опытен, чтобы разгадать тонкую натуру возлюбленной, так что неудивительно, что его выбор оказался неправильным.
  • Проблемы чувства и долга. Нередко эти начала противостоят друг другу. Ася любит Н.Н., но после его колебаний и упреков понимает, что он не уверен в своих чувствах. Долг чести повелевает ей уехать и больше не встречаться с ним, хотя сердце ее бунтует и просит дать возлюбленному еще один шанс. Однако непреклонен в вопросах чести и ее брат, поэтому Гагины покидают Н.Н.
  • Проблема внебрачных связей. Во времена Тургенева незаконнорожденные дети были почти у всех дворян, и это не считалось ненормальным. Но писатель, хоть и сам стал отцом такого ребенка, обращает внимание на то, как плохо живется детям, чье происхождение вне закона. Они страдают без вины за грехи родителей, мучаются от сплетен и не могут устроить свое будущее. Например, автор изображает учебу Аси в пансионе, где все девушки относились к ней пренебрежительно из-за ее истории.
  • Проблема переходного возраста. Асе на момент описываемых событий всего 17 лет, она еще не сформировалась как личность, поэтому ее поведение столь непредсказуемо и эксцентрично. Брату очень тяжело с ней обходиться, ведь он еще не имеет опыта на родительском поприще. Да и Н.Н. не смог понять ее противоречивую и сентиментальную натуру. В этом и кроется причина трагедии их взаимоотношений.
  • Проблема трусости. Н.Н. боится серьезных чувств, поэтому не говорит того самого заветного слова, что ждала Ася.

Основная мысль

Любовь в данном случае открывает героине взрослый мир, буквально выдергивая ее из блаженного детства. Счастье было бы для нее не уроком, а продолжением девического сна, оно не раскрыло бы этот противоречивый характер, и портрет Аси в галерее женских типажей русской литературы сильно обеднел от счастливого финала. В трагедии же она обрела необходимый опыт и стала богаче духовно. Как видно, смысл повести Тургенева заключается еще и в том, чтобы показать, как испытание любовью отражается на людях: одни проявляют достоинство и силу духа, другие – трусость, бестактность и нерешительность.

Чему учит повесть?

Критика

Тургенев… рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им созданными, сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегда окружать их…

Корректуру читал я, корректор и сверх того Чернышевский. Уж если еще будут ошибки, — то значит, сделали всё, что могли, и лучше не умеем. Анненковым повесть прочтена, и, вероятно, уже мнение его о ней тебе известно. Он в восторге

Замечание одно, лично мое, и то неважное: в сцене свидания у колен герой неожиданно выказал ненужную грубость натуры, которой от него не ждешь, разразившись упреками: их бы надо смягчить и поубавить, я и хотел, да не посмел, тем более, что Анненков против этого

В итоге, книгу оставили без изменений, ведь за нее вступился даже Чернышевский, который хоть и не отрицал грубости сцены, отметил, что она лучше всего отражает реальный облик того сословия, к которому принадлежит рассказчик.

Позднее повесть не была забыта и часто фигурировала в высказываниях известных общественных деятелей эпохи. Например, Ленин сравнивал российских либералов с нерешительным персонажем:

Читайте также: