Идейную направленность романа обломов определил сам писатель сочинение рассуждение

Обновлено: 04.07.2024

История создания

  1. Гончаров признавался, что образ Обломова во многом автобиографичен. Писатель сам был довольно ленивым человеком, предпочитавшим покой и размышления беспокойному шуму жизни.
  2. Образ Ольги Ильинской вобрал в себя сразу нескольких женщин, с которыми был знаком Гончаров.
  3. Андрей Штольц был вдохновлён отцом жены брата писателя.

Направление и жанр

Композиция и конфликт

  1. Начало повествования приходится на зиму, когда герой погружён в себя и оторван от остального мира.
  2. Начало пробуждения Обломова совпадает с весной.
  3. Кульминация романа и любовной линии происходит летом.
  4. В финале композиция замыкается в кольцо. Герой возвращается в своё замкнутое состояние с началом осени.

В произведении раскрыто несколько конфликтов. Первый повествует о конфронтации между героем и обществом, которое он не принимает. Второй конфликт раскрывает противостояние главного героя со своей собственной природой. Также можно отметить традиционное для русской литературе противопоставление равнодушного и суетливого города душевной деревне. Кроме того, можно выделить любовный конфликт: Обломов выбирает среди двух женщин с диаметрально противоположными характерами.

Сюжет открывает сцена пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Главному герою становится известно о плачевном состоянии его родового имения – Обломовки, и о недостатке денег, однако Обломов так и не решается что-либо предпринимать.

Внезапно героя навещает его старый друг Андрей Штольц – успешный предприниматель и деятельный человек. Штольц предпринимает попытку расшевелить Обломова, познакомив его с красивой девушкой – Ольгой Ильинской.

Между Ильёй Ильичом и Ольгой начинается роман. Герой временно избавляется от апатии и лени и искренне влюбляется.

Однако со временем Обломов остывает и начинает возвращаться в состояние духовной спячки.

Переезжая из своей старой квартиры, Обломов становится жертвой мошенников и едва не теряет все свои деньги, однако в последний момент его спасает Штольц, который берёт имение Обломова под своё управление.

Спустя некоторое время главный герой сблизился с мещанкой Пшеницыной, у них родился сын. Окончательно отстранившийся от реального мира Обломов умирает от апоплексического удара, опеку над его сыном берёт Штольц, женившийся на Ольге.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  • Лишний человек – Гончаров изобразил образ человека, который из-за своего барского воспитания оказывается не способным жить в реальном мире. Через образ Обломова писатель демонстрировал деградацию помещичьего дворянства, не способного приспособиться к изменениям в быту и нравах. Хорошо это или плохо, но общество не может вечно содержать паразитов вроде Ильи Ильича, несмотря на их хрустальную душу. Поэтому вполне логичным представляется его положение атавизма, который понемногу уходит в прошлое.
  • Обломовщина – Под этим словом Гончаров подразумевал образ мыслей, при котором человек, отказываясь от настоящего, погружается в идеалистические воспоминания о прошлом. Он не созидает и не разрушает, а просто созерцает галерею воспоминаний. Обломовщина – это отказ от действий, неизбежно заканчивающийся смертью души.
  • Образ жизни Обломова – Писатель в определённой степени симпатизирует своему герою, показывая его моральное превосходство перед бездушностью и суетливостью окружающих, однако Гончаров демонстрирует, что образ жизни Обломова губителен не только для него, но и для тех, кто от него зависит. Сын его остался сиротой из-за инфантильности отца.
  • Смысл жизни – Писатель демонстрирует нам две крайности. С одной стороны, мы видим Обломова, который всю свою жизнь посвятил ленивым рассуждениям и мыслям, а с другой стороны, Штольца, для которого в этой жизни не существует ничего, кроме работы. Ни Обломов, ни Штольц так и не обрели подлинного счастья и смысла жизни. Гончаров показал бесперспективность двух жизненных крайностей.
  • Причины лежания Обломова – Гончаров показал несовершенство дворянского воспитания и общества, которые в конечном итоге породили прослойку людей, не приспособленных к любой человеческой деятельности. Именно барин нашел свое место на диване, ведь только его жизнь не принуждала к труду. Он родился с серебрянкой ложкой во рту и не имел достаточной мотивации, чтобы найти свое место под солнцем. Зачем, если и так все есть? Обломов мог бы являться в общество и транжирить деньги там, как и большинство его сверстников-дворян, но по характеру он был замкнутым и апатичным человеком без интересов. Только мечты и думы занимали его, а потому его образ мышления и происхождение соединились в одной точке — на диване.
  • Лень показана в романе, как самый опасный человеческий порок, который приводит человека сначала к духовной, а потом и физической смерти.

Основная идея

  1. С одной стороны, мы видим помещичье дворянство в лице Обломова, находящееся в глубоком мировоззренческом кризисе, бессильное и безразличное ко всему.
  2. С другой стороны, мы можем наблюдать новое поколение русских людей в лице Штольца – трудолюбивых, талантливых капиталистов, дельцов, которые живут только работой и зарабатыванием денег.

Главная мысль автора заключается в надежде, что Россия сможет подчерпнуть из двух миров только самое лучшее.

Чему учит?

Художественные особенности и детали

Художественное своеобразие романа заключается, прежде всего, в неторопливости и внешней простоте основного действия, скрывающей под собой комплексную философскую и социальную дилемму.

Весьма любопытную роль выполняет эпизод, в котором Обломову снится его детство в семейном имении. Этот эпизод – ключевой во всём романе. Он обнажает конфликт героя и мира, показывает то основание, на котором покоится характер Обломова. Такова роль сна в романе.

Критика

Роман был восторженно принят и читателями, и критиками, и породил множество споров. Обломов в русской литературе стал универсальным поводом для обсуждения разных социальных проблем.

Литературный критик Дмитрий Писарев, оценил роман за ювелирный образ Обломова, который, по его мнению, выражал тяжёлую болезнь русского общества. В то же время Писарев очень негативно оценил образы Штольца и Ильинской, не увидев в них жизни и достоверности.

Знаменитый русский публицист – Герцен, напротив, увидел в романе лишь попытку сыграть на образе лишнего человека, популяризированного Пушкиным и Лермонтовым. Он утверждал, что в новом российском обществе нет и не может быть лишних людей.

Обломов в русской критике стал едва ли не самым любимым персонажем для анализа. Каждого рецензента зацепила его вызывающая лень:

Особенно трепетно Обломова защищал Дружинин, ведь он разглядел в ленивом и праздном барине глубокую натуру:

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 24.07.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 20.02.2022

Автор: Самый Зелёный · Published 19.08.2020

комментариев 15

Да, Ольга была воспитана под влиянием предрассудков того времени и едва ли могла разобраться в себе. Но гениальность автора в том и состоит, что он не стал отвечать на все поставленные вопросы, а изобразил женщину во всей ее противоречивой наготе. Он предвосхитил свое время и дал почту многим другим авторам, которые и после него не оставляли попыток разобраться в женской душе.

Ну — напоследок — стихи…

***
Не знаю прав ли ты. Ах, если и не прав,
То разве я смогу уйти к правдивым?
От перемены жизненной устав,
Хочу я быть не правой, а счастливой.

И даже если я сама ошибкой
Люблю тебя, стремлюсь к тебе… к Тебе,
И даже если мое счастье зыбко,
Могу ли я уйти к иной судьбе?

Так как же быть? С тобой ли оставаться?
Иль пересилив… Нет, уж лучше так!
Я тоже не хочу пожара страсти,
Но разве я могу иной воздвигнуть знак?

Я просто утверждаю – даже если
Ты все ж неправ, я – тоже неправа!
И пусть осудят эту мою песню,
Могу ль иные подобрать слова?

…Но знаешь, милый, в чем моя беда?
Я так хочу со всеми поделится
К тебе любовью, как дождем пролиться.
Но им нет дела… Будет ли когда?
И я не вижу прока в истине такой:
Я правду видела — иной.
Она дороже, коль идет от сердца.
Но от любви мне никуда не деться.
Нет, пусть бы даже вовсе очернили,
Но искренно! Не просто повторили
За кем-то перед. Даже Добролюбов
Его от сердца ненависть была.
А я оправдываю… Кто-то в пересудах
Мне пояснил, что правда, как скала,
Она посередине пропастей,
Двух крайностей: чернить или белить.
Но мне дороже их проповедей
Вот этот взгляд, что видела во сне. И все забыть
Я за него безтрепетно готова.
Его и наяву я сохраню всегда.
Пускай твердят, что чувство уж не новость.
Но знаешь, милый, в чем моя беда?…

***
Ну зачем мне читать сочинения школьные,
Ну зачем мне статьи, ну зачем разговоры?
Ведь опять будет странно и больно
Снова слышать с очевидностью споры.

А душа порывается – нет, все не так!
Неужели так человеческая жизнь несложна,
Что никак не признать человеческие права,
Искать самому свое счастье, свой собственный знак?

А у него рассыпаются волосы по подушке,
А он даже не знает сколько пишут о нем.
И так тепло, так в этой комнате душно,
Летним и безмятежным днем…
А потом раздадутся мятежные звуки
И запросится сердце любить и страдать.
И признание, письма, а после разлука.
Но пока ему так хорошо об этом не знать.

Если б все это назвать, обозначить,
Определение выискать верное.
А пока только шаг от смеха до плача,
Робкий луч сквозь оконце наддверное.

Эти строки станут прекрасным эпилогом для наших критических изысканий) Там, где запутывается разум, проливает свет душа, которая живет именно в поэзии.

… в поэзии, которая питается — Любовью. Хотя бы просто — к человеку, я не говорю о других родах, это не для всех. Вы вот — мужчина, например. Но как к человеку ведь вы можете к нему относиться.

Жанр и литературное направление

Композиция

Система персонажей

Мужские персонажи

Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение. Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества. Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.

Женские персонажи

Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.

Символика Обломовки

Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.

Проблематика

Тема и идея

Заключение

Краткое содержание

Гончаров изобразил портрет человека, который не хотел менять свою жизнь, стремился к спокойствию. Но этот путь мог привести только к деградации.

В Петербурге на Гороховой улице жил Илья Ильич Обломов. Он недавно переехал в этот город, чтобы влиться в высшее общество, только его попытка оказалась неудачной. Илья Ильич — ленивый молодой человек, который большую часть времени лежит на диване и мечтает о лучшей жизни. У него был слуга, сильно похожий поведением на своего хозяина. Оба мужчины неряшливы, не желали ничего делать.

Обломов получил в наследство имение Обломовку.

Обломов получил в наследство имение Обломовку. Он не умел управлять им, да и не особо хотел. Герой только мог размышлять, как изменит поместье и жизнь крестьян. Но дальше этого дело не заходило.

Илья ожидал приезда своего лучшего друга Андрея Штольца. Он надеялся, что приятель поможет ему разобраться в управлении имением. Однако друг был недоволен тем, какой образ жизни ведет Обломов. Андрей хотел изменить такое положение дел, выводил главного героя в свет, знакомил с людьми. Он свел его с умной и деятельной Ольгой Ильинской. В Илье Ильиче сразу стали заметны перемены:

  • он оживился;
  • у него появилась жажда жизни;
  • мужчина влюбился в девушку, а она ответила ему взаимностью.

Ольга хотела расшевелить своего избранника, давала ему разные задания для этого (например, чтение разных книг). Только ничего не вышло. Обломов не мог отказаться от прошлого. Он чувствовал, что любовь становится для него обязанностью. Всплеск в жизни сошел на нет. Илья Ильич признался в своих мыслях Ольге. Девушка разорвала отношения, так как хотела жить с человеком деятельным, а не таким, как Обломов.

Андрей уехал, а главный герой переехал в другой дом, где познакомился со своей будущей женой. Брат Агафьи был мошенником и хотел обмануть Илью Ильича. Если кратко, то его спас Штольц, вовремя обнаруживший подвох.

Агафья к тому времени уже завладела полностью главным героем. Она создала уютную обстановку, где Обломов чувствовал себя спокойно и умиротворенно, как в детстве. Ему не нужно было ничего делать. Жена вкусно готовила и выполняла его прихоти. Именно эти качества он ценил, потому и женился на ней. Немного погодя у пары родился малыш, которого назвали Андрюшей.

Семейной жизнью Илья Ильич наслаждался недолго. Неожиданно его разбил инсульт, после чего спустя 2 года он тихо умер во сне.

Главные мысли

Основная тема

Лень Обломова

Лень, беззаботное существование, пустые мечты о лучшей судьбе препятствуют поиску смысла жизни. Из-за этого возникает апатия. Обломов хочет что-то поменять, но никаких усилий не прикладывает для этого. Когда нет поступков, нет и изменений. Отсутствие смысла жизни приводит к множеству неблагоприятных последствий:

  • человек доживает свои дни, не меняет ничего и не стремится к переменам;
  • он чувствует себя лишним, не может приспособиться к новой жизни;
  • у таких людей только одно будущее — моральная и физическая деградация.

Смысл книги

Автор в романе хотел подчеркнуть, что путь к деградации характерен не только для одной личности, но и для всего социального класса. Гончаров писал произведение в довольно сложный период. Тогда происходило разрушение всех принципов и идеалов прошлого, чтобы создать новое общество, которое будет ориентировано на цели и авторитеты, преобладающие в Европе.

Илья Ильич вырос именно в такой обстановке, поэтому не стремился к переменам. Он перенял от родных отжившие себя ценности.

Мужчина не смог найти свое место, ему оставалось только строить иллюзии и мечтать. Он постепенно деградировал и умирал как личность.

Идейно-тематическое содержание романа во многом обу­словлено тем, как трактуется понятие “обломовщина”; и в каком со­отношении с ним понимается образ центрального героя.

Н. А. Добролюбов в статье “Что такое обломовщина?”; дал опре­деление этого понятия как символа бездействия, застоя крепостни­ческой системы, а самого героя романа назвал “коренным нашим типом, последним представителем из ряда “лишних людей”;, в ко­тором мечтательность и практическая несостоятельность, противо­речие слова и дела доведены до логического

конца. В 1 части рома­на “обломовщина”; обосновывается самим писателем, иронически, в гоголевской манере, рисующим петербургский день Ильи Ильича, который он проводит лежа на диване в своем знаменитом халате, ставшем символом лени и бездеятельности.

Очевидно, что тема “лишнего человека”; действительно находит свое отражение в этом произведении. Трагична судьба Обломова, че­ловека с “золотым сердцем”; и “голубиной душой”;, умного, тонкого, но совершенно не способного к деятельности. Это во многом объясняется теми условиями, в которых происходило формирование его характе­ра, отраженными

Они перекликаются с описанием быта и нравов Выборгской стороны в 4 части, создавая представле­ние о безысходности ситуации, в которой оказывается герой.

Но писатель не ограничивается только критикой того социально­психологического типа, который связан с понятием “обломовщины”;. Он расширяет рамки поставленной проблемы, ставя вопрос о том, какие формы деятельности может предложить человеку современ­ная жизнь. Во второй и третьей частях, где разворачивается исто­рия любви Обломова и Ольги Ильинской, появляется и совершенно иная, чем раньше, мотивировка жизненной апатии героя.

Говоря Своему другу Штольцу, что “его жизнь началась с погасания”;, Илья Ильич поясняет: “Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцеля­рии, … гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни…”;. По словам Обломова, в течение его двенадцатилетней жизни в Петербурге в его душе “был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас”;. Основная тяжесть вины за неподвижность и бездеятельность героя теперь, таким образом, перекладывается с самого Ильи Ильича на бездуховное общество.

Особое значение в романе имеет тема любви. По концепции Гон­чарова, любовь – это первооснова и фокус бытия, а потому поиск “нормы”; любви и составляет важнейшую из идейных основ романа (сюжетные линии Обломов – Ольга, Обломов – Пшеницына, Оль­га – Штольц как различные формы этого поиска). Переживая с Ольгой “поэму изящной любви”;, Обломов выявляет, по мысли рома­ниста, лучшие начала как собственной, так и общей природы чело­века: тонкий инстинкт красоты (искусства, женщины, природы) как выражение общей жизненной гармонии, которая в отношениях меж­ду мужчиной и женщиной призвана завершиться гармоничным се­мейным союзом на основе любви и глубокого взаимного уважения.

В то же время крах любви Обломова и Ольги изображен Гонча­ровым как не случайная, но уготованная человеку самой судьбой и поэтому общезначимая драма. В ней и отражается представление писателя о несовместимости гармоничного образа жизни, человече­ской “нормы”; с новым веком – веком бездуховности, прагматизма и эгоистического расчета.

Поиски подлинно человеческой “нормы”; бытия, утраченной в со­временном мире, и героя, отвечающего этой “норме”;, представляют главную идейную основу романа. Актуальность этой проблемы в ус­ловиях бурно меняющейся жизни России 50-60-х годов XIX века ост­ро ощущалась не только Гончаровым, но и практически всеми рус­скими писателями. Не только в “Обломове”;, но и во все остальных своих романах, Гончаров попытался показать свой, как он его на­звал, “артистический идеал”; человека. Это, по его словам, изображе­ние “честной, доброй, симпатичной натуры, в высшей степени идеа­листа, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охла­девающего и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры”;.

Этот “артисти­ческий идеал”; личности в “Обломове”;, как и во всех остальных ро­манах писателя, оказывается недостижим. Он как бы распадается на две части, два основных образа – Обломова и Штольца.

Читайте также: