Идеал человека в лирике некрасова сочинение кому на руси жить хорошо

Обновлено: 06.07.2024

Николай Некрасов – великий русский поэт, посвятивший большинство своих произведений русскому народу, его быту и проблемам. В его работах можно увидеть попытку в полной мере понять и описать простую крестьянскую жизнь на Руси в то время. И у него это получалось. Особенно подробно он описывал тяжёлую женскую судьбу, жизнь русской крестьянки, ведь именно женщина несла огромную ответственность: следила за хозяйством, сохраняла семью и растила детей, а ведь все это не малый труд, к тому же для того времени.

Матрена красива. В её образе видна настоящая русская внешность. Она рассказала странникам о всей своей жизни. Так, её счастливое детство закончилось, когда она вышла замуж. Семья любимого человека её сразу не полюбила, поэтому ей пришлось делать все, что только они скажут. Единственным человеком, кому могла доверять Матрена, был старик Савелий. Но и он, не по собственному желанию, причинил ей сильнейшую боль. Он не уследил за сыном Матрены, который в результате погиб. Всю вину повесили на мать, и ей оставалось только лишь терпеть.

Николай Некрасов, показывая в своей поэме образ русской женщины&襰 пытался донести до читателя, насколько тяжела была её жизнь. Однако, не смотря на это, простая крестьянка сохраняла всю свою красоту, доброту и желание быть любимой.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

1. “Кому живется весело, вольготно на Руси?”
2. Недосказанный рассказ о судьбе Ермила Гирина.
3. Образ Григория Добросклонова как будущего народного заступника.
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была задумана Н. А. Некрасовым как эпопея крестьянской жизни. Хотя крепостное право уже было отменено, это не решило всех проблем деревни, напротив, зачастую вольные мужики да и помещики, сталкивались с новыми затруднениями. Об этом и хотел рассказать Некрасов в своей поэме.

Таким образом, сюжет и образы этого произведения могли

сказал: попу.
Купчине толстопузому! –
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” осталась незаконченной. Не всех из приведенного списка опросили странники. Им удалось поговорить с помещиком и попом.

Большая глава посвящена судьбе русской крестьянки Матрены Тимофеевны, которая решительно заявила странникам, что среди русских женщин искать счастливую бессмысленно. Странники предприняли попытку поискать счастливого человека среди простых мужиков, таких же, как и они сами. Но “счастие мужицкое” все как на подбор – “дырявое с заплатами, горбатое с мозолями”. Неожиданно один крестьянин рассказал им о Ермиле Гирине, пользующемся уважением и доверием односельчан и жителей соседних деревень:
Коли Ермил не выручит,
Счастливцем не объявится,
Так и шататься нечего…
Ермил вышел из простого народа. В юности служил писарем в конторе управляющего имением князя Юрлова. Именно тогда люди и оценили его высокие моральные качества.

Ермил бескорыстно помогал крестьянам, чем мог. Конечно, должность у него была совсем маленькая, но все-таки, как человек грамотный, он мог дать дельный совет, помочь составить просьбу, а для крестьян и это имело огромное значение. Особенно важно то, что Ермил не брал за свою помощь денег – ведь большинство чиновников, даже самых мелких, охотно пользовались своим служебным положением в целях личной наживы.

За те пять лет, которые Ермил проработал в конторе, он и приобрел уважение крестьян, которые впоследствии избрали его бурмистром, сельским старостой.
Авторитет Ермила в народе не пострадал даже после того, как он один-единственный раз воспользовался служебным положением, чтобы избавить своего брата от солдатской службы. Поступок бескорыстного и честного Ермила не вызвал возмущения ни у кого, кроме матери крестьянина, взятого в солдаты вместо Митрия, брата Ермила: Молчим: тут спорить нечего,
Сам барин брата старосты

Забрить бы не велел,
Одна Ненила Власьевна
По сыне горько плачется,
Кричит: не наш черед!
Однако несправедливый поступок, который односельчане были готовы простить своему старосте, не давал покоя Ермилу. Угрызения совести чуть не довели его до самоубийства, и даже когда справедливость была восстановлена, он отказался от своей должности, публично покаявшись перед народом. Но народ по-прежнему доверял Ермилу. Об этом свидетельствует история с покупкой мельницы.

За час произошло чудо: на клич, брошенный Ермилом, народ собрал сумму, которую нужно было внести сразу после торгов. А потом, когда Ермил вышел раздавать долги, никто не попытался взять больше, чем полагалось, хотя сделать это было очень просто – ведь в спешке Ермил не имел возможности записать, кто и сколько давал денег. Ермил честен по отношению к народу, и простые крестьяне точно также честны с ним.

Он их не обманывал – народ его не подведет.
Этот человек выведен Некрасовым в главе, названной “Счастливые”. Но если другие “счастливцы”: баба, получившая большой урожай репы, бывший любимый барский холоп; гордящийся своей “почетной болезнью”, подагрой, – выведены поэтом со значительной долей иронии, то Ермил Гирин действительно счастливый человек в глазах Некрасова. Счастлив он не богатством, знатностью или властью, а тем, что он по мере сил старался облегчить жизнь простого народа.

Только такой человек, по мнению Некрасова, вправе называться счастливым. Только вот в чем беда – выясняется, что Ермил попал в острог в связи с бунтом крестьян в соседнем селе. Точных обстоятельств автор поэмы не сообщает.

Однако нужно отметить, что для Некрасова подобный поворот в судьбе “народного заступника” представлялся закономерным. Вот какую долю предрекает он другому счастливцу, Григорию Добросклонову:
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Но это Григорию предстоит в будущем. Пока же мы видим его недавним семинаристом, который трудится наравне с крестьянами. Бедность известна Григорию не понаслышке: его отец, дьячок Трифон, жил “беднее захудалого последнего крестьянина”.

И в семинарии Григория и его брата Савву “недокармливал хапуга-эконом”.
Беспросветная бедность, в которой вырос Григорий, нищета крестьянства ярко запечатлена Некрасовым в “Соленой” песне. На что купить соли – вот забота, с которой жила и умерла мать Григория. Любовь к матери, “батрачке безответной”, память о ней, в сердце ее сына слилась с любовью “ко всей вахлачине”, то есть к простому народу:
… лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст всю жизнь свою
И за кого умрет.
И крестьяне доброжелательно относятся и к Трифону, к его сыновьям, которые держат себя просто, ничуть не кичась своей грамотностью. Простые труженики охотно делятся с дьячком и его семьей всем, чем бог послал. Только благодаря помощи крестьян Гриша и его брат выжили и выросли.

Заветная мечта Григория – счастье простого народа: … Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!
Именно Григория Доброскпонова считает Некрасов главным счастливцем, так как он чувствует свое единство с народом и полон решимости отдать жизнь в борьбе за улучшение положения простых людей, а это и есть идеал счастья для Некрасова.

кому же на Руси жить хорошо? Именно таким образом ставит вопрос поэт и пытается на него ответить.
Сюжет поэмы, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их — найти “счастье мужицкое”.
В поэме решается самый главный вопрос современности: “Народ освобожден, но счастлив ли народ? ” Здесь возникает и другой вопрос: а каковы пути, ведущие к народному счастью?
С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин.
Чтобы ответить на вопрос, кому на Руси жить хорошо, Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, потому что поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла “в народ”, обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу, служить народу и есть счастье. Образом “народного заступника” Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос.
О Грише Добросклонове рассказывается в последней части поэмы, названной “Пир на весь мир”.
Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и “батрачки безответной”, он прожил голодное детство и суровую юность. ..

А у Григория Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красноты.

В семинарии семинаристов “недокармливал хапуга-эконом”, а во время каникул Гриша батрачил в своем родном селе Вахлачино.
Он был отзывчивым и любящим сыном, и “в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась”.
И Гриша Добросклонов твердо решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа:

. и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь борьбы за права угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благословляет его на праведную борьбу.

Иди к униженным,
Иди к обиженным
-Будь первый там!

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Гриша — поэт, создавший песню “Русь”.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается.. .

Рать подымается -
Нейсчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Итак, именно с образом Гриши Добросклонова Николай Алексеевич Некрасов связывает свое представление о совершенном человеке, в нем видит эстетический и нравственный идеал. Поднимая своих читателей к наиболее полному его воплощению, поэт отвечает на вопрос поэмы — кому на Руси жить хорошо.

Поэма посвящена горькой участи крестьянства, знаменуемое очередным витком страданий и чувством неопределенности за будущее.

Мы ничего не создаем, мы лишь перерабатываем. Единственным создателем можно считать лишь Большой взрыв или Бога, кому как угодно. Вот и Некрасов переработал действительность той поры, и результатом переработки стало данное произведение.

Каково чувствовать себя, когда с тобой обращаются как с животным? Каково чувствовать, когда ты бесправен? Каково чувствовать, когда ты за бесплатно вынужден пахать в прямом или переносном смысле за другого человека? Думается, что ощущения не самые приятные.

Одно дело, когда твой хозяин прославленный полководец или государственный деятель типа Сперанского. На того же Суворова я бы с удовольствием поработал, лишь бы он сражался хорошо и достойно представлял интересы моей страны. Совсем другое дело, когда твой родной латифундист просто сибарит по типу Обломова. Работать бы шел, раз на службу идти не хочешь. Но нет, напомним, что помещик официально мог не служить, начиная с 1762 года. Затем, в 1783 году Екатерина подтвердила, что дворянскому сословию не обязательно погибать под пулями условных Турков. Он может прохлаждаться дома: едой и питьем его обеспечат крестьяне.

Так продолжалось уже столетие. Крестьянский народ и не знал, что можно жить по-другому. Но вот минула Крестьянская реформа. Вроде бы все хорошо, теперь живи, как хочешь, дорогой землепашец. Но как бы ни так.

Да, крестьяне освободились от личной зависимости, но остались зависимы уже по чисто экономическим причинам – лучшие земли во владении помещиков. И это все результат государственной деятельности: оно ни в коем случае не хотело обидеть дворянство, опору трона , так сказать. В результате, крестьяне были вынуждены теперь пахать и на того же помещика и на государство. Вопрос сложный, но хочется как раз подвести его к поэме Некрасова.

Все прекрасно знают, кому на Руси жить хорошо. Но это не политический манифест. Это просто рассуждение на тему, в каких условиях писалось знаковое произведение Некрасова.

2 вариант

Одной из тем является тема счастья. Мне кажется, что она самая глобальная из рассматриваемых в произведении. Что есть счастье? Что для него необходимо? Этот вопрос волновал и волнует людей всех поколений всегда.

Что такое счастье? Счастье – это ощущение легкости, безмятежности, чувство наивысшей эйфории. Человек удовлетворён своей жизнью, он не на кого не зол. Для одного счастье – это семя, дом, много здоровых детей. для другого под счастьем подразумевается финансовое благосостояние, возможность позволить себе все, что угодно. Третий будет радоваться какому-нибудь творческому процессу и плоду, возникшему в результате него. Мужики из произведения много путешествуют и общаются с разными людьми. Они общаются с попом, купцом и даже женщиной. Сначала они думают, что женщина живет хорошо. Но их собеседница делится с любопытными всеми участями бабской нелегкой жизни. Побеседовав с людьми из разных сословия, они приходят к выводу, что счастья заключается в покое и достатке.

Мне кажется, что счастье заключается в том, чтобы человеку не хотелось плакать на праздниках, чтобы он не думал о деньгах, которых может не хватить на подарок любимому человеку. Также без творчества для такого человека не возможна счастливая жизнь. Для художника, лишенного возможности писать картины, жизнь будет казаться бесконечной мукой. Оратор, у которого отобрать микрофон, будет мало счастлив.

Счастлив человек только тогда, когда он окружен любящими людьми и теми, кого любит непосредственно он сам. Это простая истина, которая подвластна пониманию любого адекватного человека.

Также читают:

Картинка к сочинению По поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

В произведении множество ярких, по-своему уникальных героев, в том числе и сам Александр Сергеевич, который ввел себя в роман в качестве персонажа.

И. И. Бродский – художник революционной России. Основной темой его творчества стала отражение документально-исторической действительности страны начала XX века. Помимо исторических картин, Бродский писал портреты и пейзажи.

Каждый человек хоть раз в жизни имел мечту. А желания возникают у каждого ежедневно. Эти понятия очень схожи, но всё же это не синонимы.

Английский язык обязательный предмет изучения. Изучение иностранного языка, как правило, начинается в школе. Но в последнее время, родители уже с младшего возраста стараются приобщать детей к знаниям.

Ещё в ноябре, когда становится холодно и выпадет первый снег, начинаешь ждать прихода зимы. Когда он уже не будет таять на следующий день и установится постоянная морозная погода

Читайте также: