И не отдам я эти цепи и не расстанусь с долгим сном сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Открывается стихотворение мотивом дороги. И здесь неволь­но вспоминаются лермонтовские строчки:

Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.

Этот же мотив жертвы, терпения, готовности нести героем свой крест звучит и в последней строфе:

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Здесь искали:
  • запели тесаные дроги анализ
  • анализ стихотворения запели тесаные дроги
  • запели тесаные дроги анализ стихотворения

Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Таким образом, Родина заставляет лирического героя испытать целую палитру чувств: это и грусть, и радость, и переживания за судьбы родной страны.

  • 2 из 3 К1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 1 из 1 К2 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 3 из 4

Анна Геннадьевна Маслова

Тропы и образы

Современник Есенина мог уловить мотив смерти, прочитав только первую строку. Дроги в жизни деревни исполняли печальную роль: на них увозили покойников.

Извёстке колоколен (белый цвет) противопоставлена яркость красок третьей строфы. Русь (не Россия!) называется малиновым полем и упавшей в реку синью. Если второй троп – метафора неба, то первый – не поле в цветах, а общее ощущение от красочности и просторов родины.

В третьей строфе настроение лирического героя меняется и становится контрастным. Грусть, природа которой сначала неясна, оформляется в противоречивое чувство любви, сочетающее в себе радость и боль (оксюморон). Причина грусти – в объекте любви. Русь в сознании лирического героя связана с озёрной тоской (метафора).

И всё-таки для поэта Россия остаётся Русью, о которой его боль и скорбь. Русь – это материальное воплощение духа народа, это традиции и обряды, мечты и чаяния, неразрывные с природой и крестьянским укладом.

Конец четвёртой и начало пятой строфы построены как отрицания сначала чувств (не могу научиться не любить родину и не верить ей), а потом действий, выраженных метафорами (не отдам цепи, не расстанусь с долгим сном).

Любовь к родине, какой бы тягостной она ни была – живая связь с ушедшими поколениями. Метафора долгого сна (смерти) помогает вернуться к мотиву народного её понимания как церковного отпевания и поминовения. Отсюда образ молитвословного ковыля (метафорический эпитет), которым звенят степи (метафора). Лирический герой слышит звон, подобный колокольному, потому что для него природа – часть жизни крестьянской Руси.

Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Поэт неоднократно признавался, что его родные края удивительно красивы. Однако эта красота несет в себе оттенок вековой русской печали. Вспоминая о Константиново, Есенин особенно остро испытывал это чувство, к которому примешивались горечь, тоска и безысходность. Однако поэт был искренне благодарен судьбе за то, что ему довелось родиться и вырасти на Рязанщине, которая стала для него символом той старой Руси, которой слагали поэтические оды многие поколения литераторов.

Вариант 2

Поэт, соблюдая традиции русской литературы, использует эпический приём, идёт объединение всех пейзажных зарисовок единым мотивом дороги.

Тема произведения — судьба родины, которая является самым дорогим местом для поэта. Он проносит через все творчество свою любовь к природе, которой он не перестаёт восхищаться. Лирического героя услаждает это чувство и одновременно приносит дискомфорт, создавая образ цепи.

Белый цвет извёстки является антитезой малиновому полю и сини реке. Радость идущая параллельно с болью переходит постепенно в холодную скорбь. Данное чувство символизирует тоску по ушедшему человеку, а образ туманного берега представляется в сознании автора неизвестным будущим в судьбе родины.

Но не смотря ни на что Россия для поэта всегда остается родной Русью, по которой он испытывает боль, видя как страдает народ. Русь для Есенина — это народный дух, обрядовая культура народа, природная роскошь.

Любовь к родным местам, какой бы тяжёлой она не оказалась, является связующей нитью с ушедшими родными и близкими людьми. Метафорический образ длительного сна, который возникает в завершающих строках можно трактовать как процесс чтения молитвы об упокоении умершего.

Анализ стихотворения Запели тесаные дроги по плану

Россия — страна бескрайняя. И характер русский широкий, раздольный, но такой же нерациональный, разбросанный. Сколько свободной земли в России, незасеянных полей, диких лесов. Да и реки русские стоят спокойные, не движутся, не бурлят, но уж если разольются — не остановить. Как и народ русский терпеливый, до последней капли молчит, а возмутится — так сразу революция. Есенин, истинно русская душа, с нежностью описывает свою любимую Русь:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

И не жалость — мало жил, И не горечь — мало дал, — Много жил — кто в наши жил Дни, все дал — кто песню дал.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Интонация этого стихотворения, в отличие от ранней лирики, более грустная, элегическая. Народнопоэтическая образность спрятана поэтом в глубине текста:

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

Холодной скорби не измерить.

Ты на туманном берегу.

Эти слова обращает поэт к родной рязанской земле. Он покидает её с болью и тоской на сердце:

Запели тёсаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Пейзаж Есенина — последовательная смена образов. Ракурс наблюдения постоянно меняется, меняется и поле зрения лирического героя. Мимо него пробегают равнины, часовни, поминальные кресты, колокольни. Это пейзаж, увиденный глазами человека, движущегося. Именно поэтому детали описания как бы смазаны, подчинены общему и сильному впечатлению. Образ природы читатель воспринимает сквозь призму сознания лирического героя, обращающего своё внимание, прежде всего, на эмоциональную наполненность окружающего его пространства.

В первых строках стихотворения возникает мотив дороги. Образ пути выступает здесь сразу в нескольких значениях. Путь символизирует уход лирического героя из родной земли и прощальный взгляд вокруг. Шире образ дороги можно трактовать как жизненный путь человека в целом. Судьба уготовила лирическому герою перемены, от чего он и покидает свой край. Однако любовь и вера в малую родину навсегда остались в его душе:

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.

Как бы ни старалась жизнь стереть воспоминания тихой красоты и спокойствия рязанской земли, поэт всё равно остаётся верен своему сердечному чувству. В последнем четверостишии заключается клятвенное признание лирического героя в этом чувстве. Поэт выражает это необычайно красиво, используя метафорический образ родных степей:

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Сколько силы чувствуется в этой строфе! Она звучит как девиз всего жизненного пути лирического героя, а, следовательно, и самого поэта. Да, деревенская Русь, покинутая Есениным, для него цепи, связывающие с прошлым. Но он не хочет отдать их кому-нибудь другому. Да, пролетевшая молодость и безоблачное счастье — это долгий сон, который бередит душевные раны. Но поэт не желает расстаться с ним.

Последнюю строфу можно назвать центральной в идейной композиции стихотворения. Однако в произведении есть не менее важная строфа, раскрывающая всё миропонимание поэта:

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓

Вариант 1

Творчество Блока совмещает в себе перелом 19 и 20 века и время переломно – революционных событий начала века. Писатель предчувствует движение и направление жизни и не теряет веры в Русь.

В этом стихотворении, как и во многих других, язык Блока богат и красноречив. Автор пользуется красочными эпитетами, метафорами и сравнениями.

Интересна и форма построения произведения. В нем лирический герой просто, и вместе с тем чувственно, высказывает свою любовь о своей Родине – России.

У России – есть будущее!

Вариант 2

Вариант 3

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слезы первые любви!

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плот узорный до бровей…

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка…

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Вариант 4

Стихотворение Блока Россия было написано в 1908 году, когда ещё свежи были воспоминания народа о Первой российской буржуазно-демократической революции 1905–1907 годов, и не утихли ещё революционные настроения. Поэт, до этих событий воспевавший образ Прекрасной Дамы, проникся духом перемен в России, перейдя в своём творчестве к изображению рабочих и фабрик, к размышлениям о власти и судьбе русского народа.

Есенин часто называл себя поэтом деревни и, более того, единственным оставшимся поэтом деревни. Во многом суть творчества Сергея Александровича заключалась в распространении и сохранении того духа, который он впитал в себя с самого детства.

Речь идет не только об ощущении деревни и каких-то детских воспоминаниях. На самом деле в старой, традиционной рязанской Руси поэт видел сохранения чего-то истинного, совершенно иного по отношению к наступающей повсюду цивилизации, коммунизму и подобным новым для его времени трендам. Запели тесаные дроги – стихотворение довольно раннее, которое относится, условно говоря, к периоду тоски по деревне, 1916 год Есенин еще не так знаменит, он тяготится городом, вспоминает родные просторы.

Поэтому поэт и пишет о любви к озерной тоске до радости и боли. Эти противоположности легко смешиваются в душе, также как там может существовать теплая или светлая грусть. Такие душевные кондиции во многом свойственны русским людям, но не всегда становятся возможными в суете городов и Есенин, чтобы вспомнить об этом и снова пережить, переносится в деревню и в природные просторы.

В заключительных строфах мы видим речь об упорстве и стойкости, которыми обладает поэт перед лицом нового мира. Городу не под силу поменять его внутреннюю суть, он не может перестать любить и верить, то есть не может отступиться от основополагающих чувств. Даже сравнивая такую привязанность со сном и цепями, которые, соответственно, могут сковывать, он не считает нужным расставаться с этим, ведь чувствует в подобной очарованности высокий смысл.

Открывается стихотворение мотивом дороги. И здесь неволь­но вспоминаются лермонтовские строчки:

Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.

Этот же мотив жертвы, терпения, готовности нести героем свой крест звучит и в последней строфе:

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Здесь искали:
  • запели тесаные дроги анализ
  • анализ стихотворения запели тесаные дроги
  • запели тесаные дроги анализ стихотворения

Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Таким образом, Родина заставляет лирического героя испытать целую палитру чувств: это и грусть, и радость, и переживания за судьбы родной страны.

  • 2 из 3 К1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 1 из 1 К2 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 3 из 4

Анна Геннадьевна Маслова

История создания

Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Поэт неоднократно признавался, что его родные края удивительно красивы. Однако эта красота несет в себе оттенок вековой русской печали. Вспоминая о Константиново, Есенин особенно остро испытывал это чувство, к которому примешивались горечь, тоска и безысходность. Однако поэт был искренне благодарен судьбе за то, что ему довелось родиться и вырасти на Рязанщине, которая стала для него символом той старой Руси, которой слагали поэтические оды многие поколения литераторов.

Литературное направление и жанр

Несмотря на то что описание родной природы занимает в произведении важное место, стихотворение относится к жанру гражданской лирики, так как подчинено единой цели – признаться родине в любви. При этом в нём звучат и элегические нотки, размышление о бренности всего сущего.

Россия — страна бескрайняя. И характер русский широкий, раздольный, но такой же нерациональный, разбросанный. Сколько свободной земли в России, незасеянных полей, диких лесов. Да и реки русские стоят спокойные, не движутся, не бурлят, но уж если разольются — не остановить. Как и народ русский терпеливый, до последней капли молчит, а возмутится — так сразу революция. Есенин, истинно русская душа, с нежностью описывает свою любимую Русь:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

И не жалость — мало жил, И не горечь — мало дал, — Много жил — кто в наши жил Дни, все дал — кто песню дал.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями (хотя классики 19 в. считали, что звук копыт лучше всего передаёт хорей). Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

По писателю: Есенин Сергей

Интонация этого стихотворения, в отличие от ранней лирики, более грустная, элегическая. Народнопоэтическая образность спрятана поэтом в глубине текста:

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

Холодной скорби не измерить.

Ты на туманном берегу.

Эти слова обращает поэт к родной рязанской земле. Он покидает её с болью и тоской на сердце:

Запели тёсаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Пейзаж Есенина — последовательная смена образов. Ракурс наблюдения постоянно меняется, меняется и поле зрения лирического героя. Мимо него пробегают равнины, часовни, поминальные кресты, колокольни. Это пейзаж, увиденный глазами человека, движущегося. Именно поэтому детали описания как бы смазаны, подчинены общему и сильному впечатлению. Образ природы читатель воспринимает сквозь призму сознания лирического героя, обращающего своё внимание, прежде всего, на эмоциональную наполненность окружающего его пространства.

В первых строках стихотворения возникает мотив дороги. Образ пути выступает здесь сразу в нескольких значениях. Путь символизирует уход лирического героя из родной земли и прощальный взгляд вокруг. Шире образ дороги можно трактовать как жизненный путь человека в целом. Судьба уготовила лирическому герою перемены, от чего он и покидает свой край. Однако любовь и вера в малую родину навсегда остались в его душе:

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.

Как бы ни старалась жизнь стереть воспоминания тихой красоты и спокойствия рязанской земли, поэт всё равно остаётся верен своему сердечному чувству. В последнем четверостишии заключается клятвенное признание лирического героя в этом чувстве. Поэт выражает это необычайно красиво, используя метафорический образ родных степей:

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Сколько силы чувствуется в этой строфе! Она звучит как девиз всего жизненного пути лирического героя, а, следовательно, и самого поэта. Да, деревенская Русь, покинутая Есениным, для него цепи, связывающие с прошлым. Но он не хочет отдать их кому-нибудь другому. Да, пролетевшая молодость и безоблачное счастье — это долгий сон, который бередит душевные раны. Но поэт не желает расстаться с ним.

Последнюю строфу можно назвать центральной в идейной композиции стихотворения. Однако в произведении есть не менее важная строфа, раскрывающая всё миропонимание поэта:

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Стихотворение С.А.Есенина "Запели тесаные дроги. " (Восприятие, истолкование, оценка.)

Автор: Есенин С.А.

Россия — страна бескрайняя. И характер русский широкий, раздольный, но такой же нерациональный, разбросанный. Сколько свободной земли в России, незасеянных полей, диких лесов. Да и реки русские стоят спокойные, не движутся, не бурлят, но уж если разольются — не остановить. Как и народ русский терпеливый, до последней капли молчит, а возмутится — так сразу революция.

Есенин, истинно русская душа, с нежностью описывает свою любимую Русь:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Его мастерство придает стихам движение, будто мы сидим в тех самых "тесаных дрогах", а по обочине "бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге и поминальные кресты". Но поэт не ограничивается зарисовкой природы, в стихотворении сквозит тревога: "Холодной скорби не измерить, ты на туманном берегу". Возможно, если судить по дате написания — 1916 год - это предчувствие революционных перемен. Или тревога личностная, своеобразная "неустроенность" человека, вынужденного жить не в родном селе, а в чуждом ему городе.

Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя "последним поэтом деревни". Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед деревней, меняющей свое лицо.

Язык поэта образный, обильно уснащенный чисто народными словами, определениями.

Каким же надо обладать чутким, трепетным сердцем, чтобы уметь так увидеть и передать красоту русской природы, самую ее душу. В эти же описания вплетаются и купола, и звон колоколов церквей, которые неразрывно связаны с русской историей. Они уже стали словно бы частью природы, символом Руси.

Непонятное понятие "Россия" — неисчерпаемый источник для поэтов. Есенин же сам словно олицетворение родины, удивительный каприз природы, которая как будто специально подгадала не только талант, но и внешность поэта, так схожую с синевой озер, пряжей нежного льна, тонкими березками да белой метелью. Как в бездонное озеро, отчаянно бросается Есенин с головой в любовь к России и, как каждый влюбленный, не хочет освободиться от этого плена:

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Недолгую свою жизнь он выплеснул, как единый порыв нежности, как песню. Марина Цветаева в "Памяти Сергея Есенина" точно выразила широту души поэта:

Читайте также: