И дым отечества нам сладок и приятен сочинение рассуждение

Обновлено: 05.07.2024

Любовь к Родине – это, по моему мнению, самое святое чувство. И оно никак не может регламентироваться никакими нормативно-правовыми документами. Человек либо патриот своей Отчизны, либо равнодушен к своей земле, либо мнит себя космополитом. Наша, классных руководителей, первоочередная задача – воспитать каждого своего ученика настоящим гражданином своего государства.

Любовь к большому, то есть к Родине, начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детсаду, школе и т.д. Так утверждает Д.С.Лихачев. Для меня это не пустые слова, поэтому воспитание чувства патриотизма – это неустанная работа по укреплению у школьников чувства гордости за свою Отчизну и свой народ, уважения к его великим свершения и достойным страницам прошлого.

Поэтому патриотическое воспитание – это приоритетное направление в воспитательной работе и лицея в целом, и в моей в частности. Здесь, конечно же, важна система, эта работа не может проводиться периодами. В этой работе нет перерывов на каникулы. Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный.

Но обо всём по порядку. Когда администрация лицея доверила мне 5-А класс и я увидела впервые своих 28 учеников, своих «жёлторотиков, было немного не по себе. До этого мне не доводилось работать с ученическим коллективом, состоящим исключительно из мальчишек. Тем интереснее было, надо отметить.

Мы живём в Краснодарском крае, наш край богат историей, традициями, знакомиться с которыми нам также помогают не только классные часы (их проведено великое множество!), но и экскурсии. Это и музей хлеба в Архипо-Осиповке, где ребята сами мололи зерно, месили тесто и запекали в печи булочки; и знаменитая Атамань – этнографический комплекс под открытым небом, знакомящий посетителей с бытом кубанских казаков; и, конечно же, музей М.Ю. Лермонтова в Тамани, где мы отметили 200-летие со Дня рождения великого поэта; и поездки в Краснодар – столицу края, с посещением музыкального театра, в котором ставит балеты знаменитый хореограф Юрий Григорович.

Но жизнь, как я говорила, не стоит на месте. Начался новый учебный год. У меня новый класс. Работаю мы с ним уже второй год. В нём есть и мальчишки, и девчонки. Пришлось искать новые пути решения в организации воспитательной работы для этого ученического коллектива. Конечно же, те традиции, которые возникли в процессе долгих семи лет, останутся в приоритете. Мы, например, прошлой осенью успели съездить на экскурсию и познакомиться с такой вкусной профессией, как шоколатье. А в сентябре этого года в День освобождения города-героя Новороссийска отстояли Вахту памяти.

Но, что и говорить, для 5-В нужно было придумать что-то новенькое.

Задумки есть. Например, класс поющий, а это значит, что мы готовимся к участию в городском слёте хоровых коллективов, так как в прошлом году нам понравилось это мероприятие. И теперь (о да!!) участвуем во всех конкурсах чтецов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок химии и английского языка "Чай как он приятен, вкусен, ароматен".

Интересные особенности о составе, происхождении и свойствах чая, а также традициях чаепития на Руси и в Англии.

Классный час "Чай, как он приятен, вкусен, ароматен"

Разработка содержит сведения об истории чая, о традициях чаепития.


"И дым Отечества нам сладок и приятен. "

Внеклассное мероприятие, посвященное юбилейной дате поселка Алексеевское (Татарстан).


Разработка воспитательного часа "Чай. Как он приятен, крепок, вкусен, ароматен."

Сценарий классного часа на данную тему.


ЧАЙ. КАК ОН ПРИЯТЕН, ВКУСЕН,КРЕПОК, АРОМАТЕН!


Внеклассное мероприятие по теме "Чай: как он приятен, вкусен, ароматен", 9 класс

Знаменитые грибоедовские строки знакомы нам с детства. Конечно, не какой-то конкретный запах дыма имел в виду поэт . Под дымом отечества каждый понимает свои, только ему особо близкие знаки, символы его родины. Для иного -это море огней, которое вспыхивает за крылом самолета, когда самолет подлетает к родному городу. Кому-то достаточно увидеть березовую рощицу, в которой он бегал в детстве. Малая родина - место. где ты родился и вырос, имеет много таких милых примет. Для чужака они ничего не значат. ему бесполезно объяснять, почему вот эта тропинка или овражек, вот этот дом или двор особенно неповторимы. ОН вежливо покивает в ответ, но сердце его не озарится вашим пламенем.
У каждого из нас есть любимые приметные места, которые родина открыла по секрету только нам. Но даже если вы попадете в те места России, в которых ни разу не бывали, вы обязательно найдете что-то, что отзовется в душе, покажется родным насквозь своим. Это могут быть растения, горы, реки, даже камни и скалы. Кто не верит, что возможно влюбиться в нагромождение камней, посмотрите в интернете на плато Путорана, что на границе с Таймырским полуостровом. И вы влюбитесь в этот суровый край.
Родину мы любим от рождения. Взрослея, мы понимаем, какая она огромная. Приходит время. и мы понимаем, до чего же богатые: люди, пр рода. реки и моря, полезные ископаемые, - ничего не пожалела для нас планета.
Возвращение домой. Каждому знакомо это чувство радости, облегчения, завершения пути. Даже когда ты выходишь на перрон вокзала, входишь в здание аэропорта, ощущаешь, что дышишь совсем другим воздухом. И совершенно неважно, что кругом чадят машины и работают кафе. Все равно- ты дома.
Есть люди, которые считают своим домом всю планету Земля. Им везде хорошо, они всюду - как в своей тарелке. Это-здорово. И все-таки большинство людей могут назвать своим отечеством одну страну. Куда бы ни забросила их судьба. они хранят верность землею взрастившей и воспитавшей их. Любовь к родине - как путеводная звезда. Она питает силами вдали от дома, греет душу и не дает падать духом.



Мы должны сформулировать (точнее, переформулировать) главный вопрос темы самостоятельно, чтобы точно определить, понять, о чём надо писать.

1. … дым отечества … сладок и приятен для Чацкого?

Всё ли дорого и близко Чацкому в родных местах?

II Поработаем со словарем В.И. Даля.

Отечество - Родная земля, отчизна, где кто родился, вырос;

корень, земля народа, к коему кто, по рожденью,

языку и вере, принадлежит; государство, в отношении

к поданным своим; родина в обширном смысле.

Отечествие (црк.) - отечество, родина, своя земля.

Отечественный язык - свой, природный, прирождённый.

Отечественная война, во спасение отчизны; у нас война 1812 года

Отчичь - сын отчизны своей, патриот.

Патриот, -тка - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник.

Патриотизм - любовь к отчизне, Патриотический, отчизненный, отечественный, полный любви к отчизне.

IY Как звучит тема Родины в комедии?

На что же так давно?

вот доброе вам дело:

Звонками только что гремя

И день, и ночь по снеговой пустыне

Спешу к вам, голову сломя.

К вам в комнату на несколько минут;

Там стены, воздух – всё приятно.

Согреют, оживят, мне отдохнуть дадут,

Воспоминания об том, что невозвратно!

Необозримою равниной, сидя праздно,

Всё что-то видно впереди –

Светло, синё, разнообразно;

И едешь час, и два, день целый; вот резво

Домчались к отдыху, ночлег: куда ни взглянешь.

И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

в нынешний приезд,

Что всё прошедшее вы обратили в смех?

Что память даже вам постыла

Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех.

Которые во мне ни даль не охладила,

Ни развлечения, ни перемена мест.

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа.

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним,

… пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок! –

Начало пьесы.

в которую так стремился

Чац-кий, 45 часов… верст больще седьмисот пронёсся, - ветер, буря.

и дом его благодетеля, друга отца- Фамусова – который взял

к себе сироту и воспитывал вместе со своей дочерью Софьей,

и её комната, свидетельствующая

о не-возвратности прошедшего, и любовь к Софье,

которая со-гревала в дальних

странст-виях, дарила мечты и надеж-ды на

– всё это глубоко в сознании и в сердце главного героя.

Конец пьесы:

«Ну вот и день прошёл, и с ним

Все призраки, весь чад и дым

Надежды на счастье не оправдались.

Его любимая разлюбила. Предпочла мерзавца

и негодяя, низкопоклонника.

Холодность Софьи, её колкости, её мучительные для Ч.

загадки, её предательство и клевета (объявление Ч. безумным)

что невыносимо сознавать Чацкому – это предмет любви Софьи –

который играл роль влюблённого.

Ничтожный, однако растиражированный жизнью тип,

переползающий из одной эпохи в другую…

Чацкий испытывает душев-ное потрясение от открыв-шейся низости.

Мысль о Софье сливалась

для него с каждым благородным

помыс-лом или делом чести и добра:

Он так долго, упорно и беззаветно верил в свой идеал.

Истины ради, стоит обратить внимание на патриотизм, проявление любви к родине, Фамусова, и самое главное – на аргументацию его суждений

Чего? плодятся год от года;

А батюшка, признайтесь, что едва

- французские романсы вам поют.

- К военным людям так и льнут,

А потому что патриотом.

Решительно скажу: едва

Другая сыщется столица, как Москва.

На что Чацкий отвечает мгновенно:

По моему сужденью пожар способствовал ей много к украшенью…

Смотреть что такое “И дым отечества нам сладок и приятен” в других словарях:

“Бедные люди” — пример тавтологии,
Кем это сказано? Может быть мной.
Г. Иванов
Стихи Георгия Иванова, приведенные эпиграфом, отвергают право собственности в искусстве. Поэт считал, что всякая мысль должна быть продолжена и усовершенствована. Особенно художественная мысль.
Итак, в русском языке и в отечественной литературе нередко встречаются ходовые выражения, чему способствуют такие гениальные произведения, как, например, “Горе от ума” Грибоедова и “Евгений Онегин” Пушкина. Но надо, мне кажется, предполагать, что, так сказать, идеальный первоисточник может оказаться где-то в глубине веков. Кто возьмется установить, собственные ли некоторые словесные построения Пушкина или он позаимствовал их у своей няни? А стихотворение Пушкина “В крови горит огонь желаний”? Точно слышится голос библейского времени, а именно “Песни песней” царя Соломона: “Да лобзает меня лобзанием уст твоих”.
Известная фраза “дым отечества”, если представить ее звучание как бы в первый раз, произведет странное впечатление. Что-что, а отечество дымить не может. Но Тютчев пишет:
“И дым отечества нам сладок и приятен!”
Так поэтически век прошлый говорит,
А в наш — и сам талант все ищет в солнце пятен,
И смрадным дымом он отечество коптит.
Фразой “отечество коптит” поэт запустил в Тургенева, который покинул отечество и написал произведение “Дым”. Все сходится, но, увы, стоит оглядеться, как почти такую же фразу находим у Грибоедова и ранее у Державина: “Отечества и дым нам сладок и приятен”. Мне кажется, державинская мысль о “дыме” звучит лучше, потому что я ее понимаю как “даже дым… сладок и приятен, если он отечественный”.
Порой наши поэты заимствуют фразы из зарубежной литературы. Так, например, Аполлон Григорьев в своем стихотворении “Искусство и правда” пишет:
Я помню, как в испуге диком
Он леденил всего меня
Отчаянья последним криком:
“Коня, полцарства за коня!”
Речь идет о драматическом актере П. С. Мочалове, изумительная игра которого произвела большое впечатление на поэта. Но Мочалов играл Ричарда III, и, значит, знаменитое восклицание: “Коня, полцарства за коня!” — принадлежит не Григорьеву, а Шекспиру.
В русской литературе масса примеров, так сказать, взаимного заимствования для пользы дела. Всем известна фраза Грибоедова:
Что за комиссия, Создатель,
Быть взрослой дочери отцом!
Тургенев оценил мысль Грибоедова и написал:
Что за комиссия, Создатель,
Быть братом выросшей сестры!
Люди старшего поколения помнят романс Аренского, в котором звучали слова “Как хороши, как свежи были розы”. Конечно, сразу же приходят на ум северянинские “Классические розы”:
В те времена, когда родились грезы
В сердцах людей прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви и славы и весны!
Наверное, стоит в связи с этим вспомнить еще одни розы. Иван Петрович Мят лев в журнале “Современник” опубликовал их еще в 1843 году:
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор полыцали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой…
Приведу также еще две строки их стихотворения Мятлева, чтобы окончательно убедиться в том, что Северянин это стихотворение читал:
И где ж она? В погосте белый камень,
На камне — роз моих завянувший венок.
Как видим, розы кочуют от одного автора к другому, но свежести своей не потеряли.
Особенно часты заимствования, когда обыгрывается тема памятника. Вспомним Пушкина:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…
Тут же возникают державинские строки:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный;
Металлов тверже он и выше пирамид…
Но есть и еще стариннее. Ломоносов заявляет:
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди…
Эстафета в культуре помогает воздвигнуть один общий памятник, но живой русской поэзии, которая, в отличие от памятника, “построенного в боях социализма”, действительно переживет века.

Читайте также: