Художественная роль писем героев в романе евгений онегин сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Любовная линия в произведении – его основа. Чувства героев проявляются в диалогах и монологах, поступках.

Сравнение двух писем Татьяны и Онегина наиболее ярко дает понять психологию героев, так как именно в своих посланиях они наиболее открыты и откровенны друг с другом.

Евгений появляется в доме Лариных, и юная мечтательница Татьяна влюбляется в него. Ее чувства светлы и сильны настолько, что девушке не совладать с ними. Она пишет письмо Евгению, и он холодным своим ответом ранит девушку. После этого герои расстаются. Спустя три года в Петербурге герой встречает Татьяну на балу. Это уже не юная деревенская девушка, а уверенная в себе благородная дама. И тут настает пора Евгению писать ей. Сравнение писем Татьяны и Онегина (кратко приводится в следующих разделах статьи) покажет нам, насколько похожие и разные их чувства и ситуация, в которой они оказались.

Различия

Однако несмотря на схожесть функций писем Онегина и Лариной, сами они отличаются друг от друга.

Сравните письма Онегина и Татьяны.

Письмо Татьяны – внезапный порыв чувств. Героиня пишет письмо спонтанно, не задумываясь о том, что оно может принести ей в жизни. Она любит и хочет поделиться этим со своим возлюбленным. Она идёт на очень отважный шаг: признания девушек были делом необычным в те времена.

Онегин также идёт против правил общества: пишет замужней женщине. Но цель его уже другая. Онегин влюбляется в “новую” Татьяну”, которая приняла облик светской женщины.

Письмо Онегина – сожаление о любви, которую он отверг. Онегин признается в своих ошибках.

Так, письмо Татьяны – начало сложных взаимоотношений между Онегиным и Лариной, а письмо Евгения – их конец. Татьяна не может принять чувство Онегина, потому что “она другому отдана”.

Онегин, в отличие от Татьяны, старается оправдать себя. Он даже говорит про дуэль с Ленским, которая якобы оказала влияние на любовные отношения героев.

Письмо Онегина, вероятно, обдумывалось им несколько раз, а письмо Татьяны спонтанно, она высказывала все мысли в том порядке, в котором они возникали у нее в голове. Искренность ее проявляется и в обращении к возлюбленному на “ты”, Онегин же не может так обратиться к этой светской женщине.

Он думает о том, что Татьяна может ответить ему взаимностью. А Татьяна, когда писала свое письмо, предчувствовала то, что ее любовь будет отвержена этим “змеем-искусителем”.

Татьяна смогла понять личность Онегина, а он не смог увидеть под общественной маской настоящую Татьяну, которая осталась той же, что и была раньше. Евгений говорит о том, что Татьяна, вероятнее всего, будет злословить после прочтения его письма. Он вновь выгораживает себя и совершенно не думает о том, что Татьяна до сих пор любит его.

Данная статья показывает значение писем в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, их сходные и различные черты. Статья поможет написать сочинение “Сравнительный анализ писем Татьяны и Онегина”.

Элементы эпистолярного жанра в романе

Жанр стихотворения

Эпистолярный жанр помогает раскрыть всю глубину переживаний героев, их внутренний мир. Письмо Онегина к Татьяне, анализ которого представлен ниже, показывает, как изменился герой с момента объяснения с девушкой. Чтобы показать их большую роль в развитии сюжета, они даже написаны в ином стиле, нежели весь роман.

Письмо Татьяны

Когда героиня встречает Онегина, она, не избалованная мужским вниманием и находящаяся под властью своих мечтаний и прочитанных книг, конечно же, влюбляется в него. Но ее чувства целомудренны и чисты, возможно, любит она не этого молодого человека, а свое представление о нем. Не в силах бороться со своими чувствами, она выплескивает их в письме.

Сравнение двух писем Татьяны и Онегина очень тонко характеризует главных героев романа, показывает разницу в их мировоззрении и общность печального невзаимного чувства.

В письме Татьяна со всей присущей ей искренностью рассказывает о своей любви и переживаниях. Она описывает свои чувства, возникшие после первой встречи, и понимание того, что перед ней – ее любимый и суженый.

Все это она без прикрас открывает Евгению, молчание которого ранит в самое сердце. Не менее страшен своим равнодушием и показным хладнокровием его ответ. Он говорит, что не пара девушке, и советует ей быть осторожней в своих порывах.

Письма героев друг к другу


Для общего понимания сюжета необходимо сравнить письма героев друг к другу. Когда юная Ларина пишет Евгению, читателю становится ясно, насколько сильны её чувства. Однако не совсем понятно: Онегина она любит или своё представление о нём. Анализ посланий героев друг к другу показывает всю разницу их мировоззрений и насколько непохожие они испытывают чувства.

Девушка искренне рассказывает о своих мыслях, подробно описывая всё, что с ней произошло после встречи, как сильно она полюбила. Героиню ранит ответ, где Евгений пишет, что они не подходят друг другу и впредь ей следует быть осторожнее в выражении своих мыслей.

Онегин и Ларина действительно непохожи. У них совершенно разное воспитание, взгляды и образ жизни.

Когда прошло 3 года, Евгений увидел перед собой повзрослевшую девушку. Внутри него всё перевернулось, он понял, что влюбился. Онегин сел писать Татьяне, но понимал, что не заслуживает взаимности после того, как сам отверг её. Когда Евгений получил любовное признание от героини после их первой встречи, он понимал, что не готов на серьёзные отношения и совсем не хочет становиться семьянином. После возвращения в Петербург Евгений быстро вернулся к обычной жизни и больше не вспоминал о дуэли, где убил близкого друга, и тем более о Татьяне.

После того как герой увидел девушку на балу, его жизнь перевернулась, и он впервые влюбился. Любовь вскружила ему голову и подтолкнула на неожиданные поступки.

Главные сходства

Даже по двум посланием героев читатель сможет многое узнать об их жизни. Эти любовные письма можно рассмотреть как отдельные рассказы, не выходящие за пределы сюжетной линии, но сказывающиеся на дальнейшем развитии событий. В их письмах прослеживаются следующие сходства:

Именно в письмах полностью раскрывается личность Татьяны и Онегина.

Основные различия

Хоть в письмах и есть некоторая схожесть, но всё же они разные. Татьяна выложила все свои чувства, совершенно не думая, какие это может повлечь последствия. Она полюбила настолько сильно и хотела, чтобы возлюбленный поскорее об этом узнал. Её поступок был очень отчаянным, ведь в то время девушкам не свойственно было признаваться в любви первым.

Онегин спустя 3 года также нарушает правила, ведь он пишет уже замужней женщине. Однако цель у него была другой. Герой полюбил новую повзрослевшую Татьяну, которая стала светской женщиной. Он сожалеет, что когда-то отверг её любовь.

Главные отличия:

Ларина полностью поняла, каким Онегин был человеком, а он не смог разглядеть, что под маской светской львицы скрывается всё та же Татьяна. Евгений говорил, что после прочтения письма девушка может начать злословить, и вновь пытается выгородить себя, не задумываясь, что она до сих пор его любит.

Очень часто на эту тему задают написать сочинение на школьных уроках. Чтобы точнее изложить свои мысли и дать кратко объяснение переписки, можно составить таблицу и сделать сопоставление фактов, вставить основные выводы.

Письмо Онегина

Сравнение писем Онегина и Татьяны показывает, насколько разные люди теряют себя и свои принципы перед лицом любви, особенно невзаимной.

Евгений и Татьяна – совершенно разные люди. Их отличает воспитание, место их жизни, мировоззрение. Но сколько же общего в их письмах! Оба героя готовы встретиться со стеной непонимания и даже презрения от оппонента. Если Татьяна боится этого неосознанно, то Евгений понимает, что именно такой реакции и заслуживает после череды своих поступков. Когда-то он держал в руках письмо, теперь же пишет его сам. Три года назад он отверг чувства девушки, потому что считал себя не готовым к браку и ответственности, ограничению свободы и роли семьянина. После его переезда в Петербург Евгений возвращается к обычной жизни, будто и не было ничего: ни влюбленной романтичной девушки, ни убийства близкого друга на дуэли.

Встреча с Татьяной переворачивает внутренний мир героя, он, возможно, впервые в жизни влюбляется. Его любовь – иная, чем у Татьяны. Это всепоглощающая страсть, которая кружит голову, обуславливает неожиданные поступки.

Чувства главного героя

Также герой среди причин, из-за которых им пришлось расстаться, называет дуэль с Ленским. Говоря о том, что ему пришлось оставить все, что было дорого, он пытается показать себя жертвой, взывает к состраданию своей возлюбленной. Евгений писал, что он готов всюду следовать за ней, ловя ее взгляды и улыбку. Чувства героя ярко демонстрирует следующий отрывок из письма Онегина к Татьяне:

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами…

Он признает, что его строки могут неприятно задеть чувства замужней дамы. Но герой полон надежды на то, что все-таки сможет рассчитывать на благосклонность возлюбленной. Но такие мысли лишний раз доказывают, что Евгений не понимает характера героини. Ведь для нее нет ничего дороже и важнее, чем семья и обещания, которые она дала своему супругу. Это показывает, что автор любовных строк полюбил образ светской дамы, а не настоящую Татьяну.


Сравнение писем героев в таблице

Яркая особенность посланий героев заключается в том, что они будто ведут диалог друг с другом. Онегин отвечает на полученное письмо спустя годы. Проведем сравнение писем Татьяны и Онегина. Таблица, представленная ниже, нам в этом поможет.

Написано на пике переживаний героя, когда уже нет сил скрывать свои чувства

Обращение к объекту своей любви, искреннее и без фальши, передает страдания автора

Оба героя в своих письмах готовы к осуждению, но не в силах больше молчать

Кроме общих черт, в письмах много и отличий. Все-таки написаны они разными людьми, с разным мировоззрением и жизненным путем. О них расскажем в следующем разделе.

Схожие моменты

Эти два письма можно назвать самостоятельными и законченными произведениями. Но тем не менее они оба сильно влияют на дальнейшее повествование.

Лучше всего описывают персонажи себя сами именно в этих двух письмах. Татьяна в полной мере раскрывается как чувственная девушка с эмоциональным уклоном. А Онегин, как человек, который отчаялся испытать когда-либо настоящие чувства и живет логикой и разумом.

Много сходства можно найти и в том, что пишут друг другу герои произведения. Они оба упоминают строчки, что находятся в руках друг друга, что показывает их сильнейшие чувства и страсть. Уже в письме можно заметить просыпающееся ото сна эмоциональность Онегина, которая была ему так не свойственна.

Сравнение писем Татьяны и Онегина. Таблица различий

Разные черты писем героев обусловлены разностью времени и характеров, жизненными обстоятельствами, в которых находятся персонажи романа в стихах.

Значение писем

Письмо Онегина явилось своеобразным зеркальным отражением письма Татьяны. Это приводит к некой симметрии, характерной для романа в стихах. А. С. Пушкин, помещая в повествование оба письма, меняет героев местами. Татьяна, а затем Евгений оказываются в похожих ситуациях. Делает это автор для того, чтобы показать то, как повлияли письма на дальнейшее развитие характеров персонажей. Татьяна становится менее наивной и приближается к обществу. У Онегина же, когда он увидел Татьяну, вспыхивают чувства, которые, казалось бы, заснули навсегда.

Так, письма героев стали своеобразной кольцевой антитезой.

Письма героев ещё важны тем, что они имеют сходства и различия.

Сочинение: сравнение писем Онегина и Татьяны

Этот раздел статьи мы посвятим краткому примеру сочинения о письмах героев.

Но ценность романа не только в этом. Настоящей его душой являются письма героев друг другу.

Сравнение писем Онегина и Татьяны дает характеристику внутреннему миру героев. Они, несомненно, разные люди. Под влиянием всепоглощающей любви юная Татьяна выражает свои чувства в письме. Она искреннее и бесхитростно пишет о том, чего уже не может скрывать.

Через несколько лет Евгений, который тогда отверг чувства девушки, встречает ее в Петербурге замужней уверенной в себе дамой и до безумия влюбляется сам. Татьяна делает вид, что не замечает его чувств. В порыве отчаяния Евгений, как она ранее, пишет ей письмо.

В письмах много общего, это будто диалог героев, который они ведут через года. Обеим присущ страх быть осмеянным и отвергнутым, но оба также полагаются на благородство и честь оппонента.

Самое сильное отличие в посланиях Татьяны и Онегина — стиль. Девушка пишет просто и легко, краткими и емкими предложениями о том, что испытывает, с чем не в силах совладать. Письмо же Евгения выверено и продумано, стиль его довольно сложный и наполнен размышлениями. Это говорит о силе переживаний героев: первая любовь Татьяны все же сильнее, чем последняя страсть Евгения.

Сравнение двух посланий

Онегин же не забывает о правилах приличия, в его строках прослеживаются чувства к светской холодной гордой женщине. Не к той Татьяне, которой она осталась, а ко всеми уважаемой жене знатного человека. Девушка в своих строках не забывает о том, что неприлично ей писать первой молодому человеку о своих чувствах. Но ее чувство было настолько сильным, что она пренебрегла приличиями и написала письмо.

Евгений же скорее признается в любви к образу, который он увидел, нежели к самой женщине. Татьяна не пыталась вызвать своим письмом у него жалость, в отличие от героя. И оно показывает ее как смелую и решительную девушку, способную сильно и глубоко чувствовать. Но оба послания похожи тем, что являются признаниями в любви и раскрывают внутренний мир главных героев.

Это был краткий анализ письма Онегина к Татьяне. Пушкин дает исчерпывающую характеристику главного героя в его послании.

Эти два письма занимают важное место в романе. Они могут многое рассказать о героях. Так же письма служат основным стержнем любовной линии в романе. Без существования этих писем сюжет романа был бы развит недостаточно, и мы бы не смогли понять героев.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) —

Отношения главных героев

Онегин думает, что девушка, скорее всего, будет унижать его после того, как прочитает письмо. Он защищает только себя и даже не задумывается о том, что причиняет боль тому, кто до сих пор его любит, несмотря ни на что. Татьяна по-прежнему остаётся такой же:

  • чистой;
  • верующей;
  • душевной;
  • доброй;
  • благородной.

В сочинении писатель уважает своих персонажей, но беспощаден к их судьбам: они обязаны пройти тяжёлый путь. И эти письма — один из этапов этого пути. Сравнение также можно привести в таблице:

Татьяна к ОнегинуОнегин к Татьяне
Пишет чувственно, без фальши и лжи, на эмоциях. Не скрывает чувств и старается передать их через этот текст.Дамский угодник, влюблённый не в личность девушки, а в образ статной и повзрослевшей женщины. Старается сдерживаться, пишет чётко и ясно.

Даже после отказа Евгения в саду девушка не перестаёт любить, не испытывает ненависти или злобы. Но и Онегин даёт понять, что не тот принц, которого Татьяна себе придумала, и они не живут в сказке, где всё и всегда заканчивается хорошо. Мужчина старается не обидеть её и советует прочитать несколько книг, из которых он и взял свой образ.

Девушка поняла, кем является Евгений, а он не смог рассмотреть под маской настоящую девушку, ту, что была ребёнком, она никуда не делась, а просто смирилась со своей судьбой.

Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” написан в стихотворной форме, что сделало его уникальным и отличным от других романов 19 века. В этом произведении мы встречаем два письма, без которых сюжетная линия не получила бы развития. Одно письмо написано главным героем, молодым помещиком Евгением Онегиным, а другое – влюбленной в него, юной провинциалкой Татьяной Лариной.

По сути, конец 18 и начало 19 века считаются эпистолярной эпохой. Именно с помощью писем в те времена молодые люди

Оба письма написаны немного иначе, чем сами главы, чтобы показать их самостоятельность и убедить читателя, что перед ним подлинные письма. Автор даже наделил каждое письмо заголовком: “Письмо Татьяны к Онегину”, “Письмо Онегина к Татьяне”. С одной стороны, казалось бы, эти письма введены, что провести аналогию между чувствами и переживаниями героев.

С другой стороны, очевидно, что без этих писем сложно было бы сложить подлинные образы героев. Именно через письмо Татьяны читатель узнает о женственности и лиричности

ее натуры. А в письме Онегина открывается больше информации об его отношении к миру, чем во всем романе.

Первым было написано письмо Татьяны. В нем героиня идеализирует образ возлюбленного и наивно полагает, что Онегин способен на большую любовь. Она искренне верит, что он не станет презирать ее после такого откровенного признания:

Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.

Более того в своем письме она искала понимания и защиты ее мыслей:

Вообрази я здесь одна,
Никто меня не понимает.

Но способен ли ее понять и спасти Онегин? Увы, нет. Тем более на тот момент он был давно разочарован в любви. Любовь в нем просыпается гораздо позже, когда он встречает Татьяну в другом свете.

Она уже не та юная, мечтательная провинциалка, а уважаемая дама, княгиня, “законодательница зал”. Тогда Онегин решает обратиться к ней через письмо. В этом письме он представляется человеком любящим:

Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви.
Пылать – и разумом всечасно
Смирять волнения в крови…

Разница между писателями обоих писем в том, что Онегин в отличие от Татьяны думает только о себе и своей страсти. Он не доверяет своему адресату, как это делала Татьяна. Ему представляется ее злорадство, высокомерие и отмщение; все то, что было так несвойственно этой героине.

Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объяснение.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!

Несмотря на то, что со временем у него изменилось отношение к пониманию счастья, он так и не понял порыва прежней Татьяны. А подлинное чувство, которое жило в ее сердце, он назвал всего лишь “искрой нежности”. Эти два письма оба о любви, но о разной любви.

Именно они объясняют читателю всю сущность главных героев, их подлинные характеры и внутренний мир.

Особенности романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин". "Перевернутость" сюжетных ситуаций, напоминающая зеркальное отражение. Значение писем, правдиво отражающих внутренний мир героев, движения их души, понимание любви. Содержание письма Татьяны.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.01.2015
Размер файла 25,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Роль писем в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

роман письмо евгений онегин

Александр Николаевич Архангельский, литературовед и создатель школьного учебника по русской литературе, в своей лекции по телеканалу "Карусель" произнес знаменательную фразу: "Роман "Евгений Онегин", конечно, "энциклопедия русской жизни", но прежде всего это роман о любви, потому что других романов не бывает". Действительно, сюжет пушкинского произведения построен на любви и до банальности прост: сначала Татьяна влюбилась в заглавного героя и отсылает ему любовное письмо, а потом смиренно выслушивает отповедь возлюбленного; затем Онегин полюбил героиню, ставшую "равнодушною княгиней", "неприступною богиней роскошной, царственной Невы", и пишет ей страстное послание. Теперь пришла ее очередь читать проповедь Евгению.

Несмотря на простоту фабулы, роман в стихах "Евгений Онегин" замечателен многими особенностями. Среди них и удивительная композиция, содержащая в себе одновременно и кольцо, и антитезу. "Перевернутость" сюжетных ситуаций, напоминающая зеркальное отражение, не дублирует события, а показывает, как изменились герои за прошедшее с первой встречи время. И, конечно, в центре сюжета стоят письма, которые замечательны тем, что правдиво отражают внутренний мир героев, движения их души, их понимание любви.

Зачем понадобилось Пушкину вводить в канву своего создания послания? Во-первых, вспомним, что это "свободный роман", то есть он ломает всякие литературные схемы, приближает нас к действительности. А в действительности девятнадцатый век был веком эпистолярного жанра. В то время письма, многие из которых сейчас опубликованы как документы и образцы письменности того времени, служили единственным средством общения людей на расстоянии. Вот любовная переписка русских дворян и нашла отражение в пушкинском шедевре. Мы еще раз на этом примере убеждаемся: недаром В.Г. Белинский назвал пушкинское творение "энциклопедией русской жизни",

Во-вторых, - а это, пожалуй, самое главное, - письма помогли автору раскрыть образы главных героев. Важность данных вставных эпизодов Пушкин подчеркивает уже тем, что отступает в них от онегинской строфы.

Поэт пытается убедить читателя в подлинности посланий ("письмо Татьяны предо мною, его я свято берегу…"). И это не случайно. Давайте представим: если некая провинциальная барышня, воспитанная на французских сентиментальных романах, вдруг решилась бы открыться в письме мужчине, рассказать ему о любви, то стилистика письма была бы примерно такой, как у пушкинской героини. Но подчеркнем, девушка этой среды должна очень глубоко любить, чтобы набраться смелости признаться первой молодому человеку в любви. Татьяна испытывала именно такое чувство.

Ночью, окруженная лунным светом, в присутствии своей всепонимающей няни, она пишет удивительное послание, трогательное, искреннее, наивно-чистое, дышащее высокими чувствами, сердечным теплом.

Письмо, в особенности таящее в себе любовное признание, - это опрокинутая чаша мыслей и чувств. Подлинная искренность и откровенность такого послания - залог обнаженной души его автора. К тому же, настоящая сущность человека проявляет себя именно в критические моменты жизни, а любовное признание - одно из тяжких испытаний. Именно поэтому нельзя не согласиться с мнением В.Г. Белинского, что письмо Татьяны "высочайший образец откровения женского сердца". Критик полагал, что "сочетание простоты с истиною составляет высшую красоту и чувства, и дела, и выражения.". В послании Тани, действительно, рядом с предельной откровенностью соседствует простота.

Следует учесть, что письмо героини - перевод с французского языка. Писать по-французски, думать на чужом языке - показатель высокой образованности, что типично для любого русского дворянина того времени. Несмотря на утверждение автора, никакого оригинала, разумеется, на французском не было, и письмо - "мифический перевод с чудесного подлинника сердца Татьяны".

Она надеялась, что Евгений не отвергнет её: "Хоть каплю жалости храня, // Вы не оставите меня". Знала, что её полюбят? Или это мольба? Белинский скажет: "Онегин не узнал своей родной души; Татьяна же узнала в нём свою родную душу, не как в полном её проявлении, но как в возможности".

Пушкинская героиня понимает разницу между светским львом, Онегиным, и ею, провинциальной девочкой. В начале письма так по-детски простодушно проступает само собою разумеющееся единение Тани со своими близкими: "А мы… ничем мы не блестим, // Хоть вам и рады простодушно".

Кто этот чужой человек, к которому Ларина обращается на вы? Он намного старше 17-летней героини, воспитан столицей. Ему скучно в деревне ("В глуши, в деревне всё вам скучно"). А бедной провинциальной девушке остаётся только о нем: "Всё думать, думать об одном // И день, и ночь до новой встречи".

Таня жила романами, видела себя их героиней. Многие места в ее признании перекликаются с романами Жан-Жака Руссо, стихами французской поэтессы Дебор-Вальмор. Но самобытность этой деревенской девочки проглядывает во всем: в том, что любовь для Тани - это посыл к добрым делам: "Ты говорил со мной в тиши, /Когда я бедным помогала…", и в том, что земная любовь ее сливается с любовью к Богу ("или молитвой услаждала // Тоску волнуемой души", и в особой, трогающей душу непосредственности, эмоциональности.

Не похожий на других, умный Онегин, просто обязан был привлечь внимание этой поэтической натуры: "Ты чуть вошёл, я вмиг узнала, // Вся обомлела, запылала // И в мыслях молвила: вот он!" Татьяна выбрала из всех буяновых, петушковых, пыхтиных своего героя, способного и любить её, и быть мужем, и отцом детей.

Но от кого просит у Евгения защиты бедная Таня? (Перед тобою слёзы лью,/Твоей защиты умоляю) Иосиф Бродский замечает, что понять это место до конца невозможно, если не взять во внимание письмо Юлии к учителю Сен-Пре (Руссо "Новая Элоиза").

Эта фраза в буквальном переводе звучит так: "Ты должен быть моим единственным защитником против тебя". Татьяна боится одиночества, своей любви, а значит, и самой себя, своих необдуманных поступков, один из которых она уже совершила. "Вообрази, я здесь одна, // Никто меня не понимает, // Рассудок мой изнемогает, // И молча гибнуть я должна.

Ни няне, ни сестре, ни матери не понять "тоску волнуемой души". Для её скрытного характера исключена возможность "сердечного признания" кому бы то ни было, кроме Евгения. Лишь его признаёт Татьяна как равного себе по интеллекту, по начитанности, по способности чувствовать. И если потерять его, единственно достойного, то останется только погибнуть среди отвергнутых женихов, а это очень страшно. Татьяна безропотно примет всё: и отказ Онегина, и его ответ на любовь.

Я жду тебя: единым взором

Надежды сердца оживи

Иль сон тяжёлый перерви,

Увы, заслуженным укором!

Письмо Татьяны является цельным и самодостаточным по содержанию и по форме. По содержанию - это волшебной красоты лирическое стихотворение; по форме - стихотворная эпистола в жанре французских сентименталистов. Письмо нежное, робкое, трепетное. В нём дыхание молодости, чистоты, невинности. Оно непорочно, восхищает и смелостью поступка, и искренностью чувств, и благородством. Татьяна особенная, не заметить этой исключительности натуры - значит признаться в собственной косности и духовной слепоте. Онегин даже увидел в ней музу, но не для себя, а для Ленского ("Я выбрал бы другую, // Когда б я был, как ты, поэт"). Почему не для себя? Мыслил ли себя Онегин уже безнадёжно испорченным, пресыщенным, отжившим? Не было ли это позёрством, минутным ослеплением, вызванным приступом хандры? Может быть, Татьяна своим письмом невольно напомнила "отступнику бурных наслаждений" уловки "причудниц большого света", что смутило Онегина и направило по ошибочному пути? Онегину внове искренность Татьяны, он не может верно оценить её и отвечает на открытость девушки нравоучением.

Все это произошло по календарю пушкинского романа в летом 1820 года. Именины Татьяны, дуэль Онегина с Ленским, следующие за признанием Татьяны, - поворотные эпизоды в сюжете. Отъезд заглавного героя из деревни весной 1821 года, замужество героини (1822 год), путешествие Евгения - все это раздвигает рамки произведения, расширяет художественное пространство и удлиняет художественное время. За три года, пока герои не видели друг друга, произошло, как мы убедились, много событий. Естественно, характеры этих молодых людей тоже претерпели изменения: не прошло бесследно для души Евгения понимание его вины в смерти друга; хорошим лекарством от эгоизма оказалась его поездка по России, во время которой он наблюдал картины чужих бед. Он видел необъятные просторы родины, когда-то мятежные площади Новгорода, гордые волжские берега, где слушал песни рыбаков, знакомился с Тавридой и Кавказом, ощущая гул близкой войны. Передумав и перечувствовав многое, Онегин возвращается другим человеком. В нем обнаруживается большая внимательность к окружающему, сосредоточенность, вновь пробуждаются остывшие ранее чувства. Такой Евгений уже способен на любовь.

И Татьяна из "девочки несмелой, влюбленной, бедной и простой" превращается в зрелую, полную чувства собственного достоинства женщину. Светская жизнь научила ее владеть собой. (Вспомним совет Онегина: "Учитесь властвовать собой"). Но при этом Татьяна сохранила лучшие свои девичьи качества: естественность и чистоту, цельность и честность. Вот это сочетание - сочетание внешнего светского лоска с богатством внутреннего мира, угадывающемся в поведении, и покорило Евгения.

Замечательно сказал об этом Ф.М. Достоевский:". это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня!" Но именно прежнюю-то заглавный герой и не понял, он не смог ее полюбить, не оценил. И, явись она ему в прежнем образе, он пренебрег бы Лариной и сейчас.

Однако теперь Онегин во всём повторяет поведение влюблённой Тани. Он на грани сумасшествия: ему изо дня в день приходится скрывать страсть, "вести спокойный разговор, // Глядеть… весёлым взглядом", в то время как ему мерещатся руки, колени, уста, походка, глаза Татьяны. Он всей своей необузданной душою стремится приблизиться к плоду своих мечтаний, прикоснуться к нему. Ему бы только получить лёгкий намёк на взаимность, но "у ней и бровь не шевельнулась; // не сжала даже губ она". И Онегин пишет письмо Татьяне: Предвижу всё: вас оскорбит // Печальной тайны объясненье. // Как это похоже на начало Таниного письма (Теперь, я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать")!

Письмо Онегина кипит страстью, оно свежо и импульсивно. Сквозь строки пламенных речей угадывается неисчерпанный потенциал чувств, хранившихся где-то в глубинах сердца, ожидающих своего часа. Насколько крепка была плотина, перекрывавшая чувства? Всё может стать привычкой: и скука, и боль, и страдания, и даже влюблённость ("Привычке милой не дал ходу"). Но любовь к Татьяне нова для него. Онегин восклицает: "Когда б вы знали, как ужасно // Томиться жаждою любви…" О да! Такую "жажду любви" Татьяна ведает, эта жажда заставляет забыть условности света (писать любовное письмо первой!). Онегин пишет замужней женщине, в чём и переступает первую "условность света". Вторая условность - нельзя приставать к замужней даме с любовными объяснениями. Куда девалась онегинская строгая мораль, с которою он так жестоко отчитал Татьяну? Теперь герой существует только одним - увидеть Ее. Когда-то Татьяна молила о встрече с Онегиным, а теперь он сам ловит "улыбку уст, движенье глаз". Он ей внимает. Внимают тем, перед кем благоговеют. Онегин несколько раз упоминает в письме, что остались ему "судьбой отсчитанные дни". Может быть, духовно он истратил себя. Его заветные "вольность и покой" не принесли желаемого отдохновения. Мятежный ум пресытился свободой, перегорел, переиграл. Этот гордый человек кается во всём: и в слепом неверии в любовь, и в смерти Ленского ("Несчастной жертвой Ленский пал"), и в своей холодности.

Два письма пишут влюблённые люди. Оба в равной мере осознают возможность, даже неизбежность неудачи. Оба принимают в расчёт возможный исход - презрение. У Татьяны: "Теперь, я знаю, в вашей воле // Меня презреньем наказать". У Онегина: "Какое горькое презренье // Ваш гордый взгляд изобразит". Оба говорят о том, что скрывать любовь и страсть мучительно. И Татьяна, и Онегин подводят итог всему написанному. Общее выражение "но так и быть" не случайно в обоих письмах. На зеркальность писем переносится зеркальность чувств. Онегин любит так же, как Татьяна.

Факт написания Онегиным письма тем более знаменателен, что герой считает, что в письмах не стоит выражать откровенно чувства - это сентиментальная мода, с чем согласен и рассказчик ("Хоть толку мало вообще // Он в письмах видел не вотще").

Оба письма одинаково пылки, о чём свидетельствует обилие соответствующих знаков препинания: · в письме Татьяны восклицательных знаков 8, в письме Онегина - 5; · вопросительных соответственно - 8 и 2; · многоточий - 10 и 6. Получается, что Онегин более сдержан, но если учесть, что это письмо мужчины, да ещё такого прагматика, то следует представить себе степень его экзальтации. Следует обратить внимание на интонацию в письмах. Письмо Татьяны развивается интонационно последовательно. Начинается с умеренно-приподнятой экспозиции, которая продолжается в повествовательном тоне. Затем интонация поднимается и достигает кульминации ("Другой!. "). К заключению интонация постепенно опускается до слов "Увы, заслуженным укором…" и оканчивается достаточно уверенным постскриптумом. Письмо Онегина начинается с восклицания. Буря чувств, томившихся в душе, прорывается едкостью и сарказмом ("Предвижу всё…"). Внезапно эта интонация сменяется повествованием, задумчивостью ("Случайно вас…"). Затем - томление ("Нет, поминутно. "), нарастание страсти ("вот блаженство!"); снова мука ("И я лишён того. "), подъём до кульминации ("И зарыдав у ваших ног. ") и нисходящая интонация концовки ("И предаюсь моей судьбе. ").

В словах Онегина звучит раскаяние ("Боже мой! // Как я ошибся, как наказан…"), а в словах Татьяны - печаль и смирение ("А счастье было так возможно…").

Множество выражений в обоих письмах - это галлицизмы. Лотман утверждает: "Онегин и Татьяна используют одни и те же формулы, однако смысл и функция этих формул в их употреблении глубоко различны". Татьяна использует клише из французских романов, а Онегин пишет тем языком (на русском!), на котором общается повседневно. Посредством писем - сакральных текстов - раскрывается родство душ двух исключительных героев. Каждое из писем ярко индивидуально, однако письма во многом перекликаются: · в словесно-стиховом плане - общие фразы; · в смысловом - общее настроение; · в интонационном - широкий спектр интонаций; · в культурном - принадлежность к образованному кругу; · в этическом - как вызов морали и образец морали одновременно; · в эстетическом - как высокохудожественный шедевр.

Изящный пушкинский сюжет основывается на двух противоположных точках: письмах, написанных с шестилетним интервалом. Композиционно они разделены пятью главами. Письма - стержень романа. Существование писем вне романа возможно, этого романа без писем - никогда. Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав её сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика. Без письма Онегина остались бы скрытыми метаморфозы его души, динамика развития образа и развязка. Кстати, за рамками пушкинского творения остались ещё три письма Онегина ("…Он вновь посланье: // Второму, третьему письму // Ответа нет. "), но они, как и оригинал письма Татьяны, предоставлены воображению и интуиции читателя и составляют одну из многих загадок романа.

Подобные документы

Роль и значение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в русской литературе. Образ Евгения Онегина, его характер и противоречивость взглядов на жизнь и общество. "Евгений Онегин" как роман не только самого Пушкина как автора, но и о нем самом как личности.

реферат [17,6 K], добавлен 27.03.2010

Все аспекты русской общественной и литературной жизни того времени в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Реалистичность и верность исторической и художественной правде. Главные герои романа в стихах. Загадочный образ Татьяны Лариной, ее русская душа.

реферат [35,2 K], добавлен 19.06.2010

Лирическое отступление как литературоведческий термин. История создания романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин", особенности жанра. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни поэта, об обучении и воспитании, о театре, любви к родине.

реферат [45,2 K], добавлен 01.10.2014

Онегин–добрый мой приятель. Лирические отступления Пушкина р романе "Евгений Онегин" о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к родине, природе. Духовный мир, мир мыслей, переживаний. Характеристика влияния Байрона и западноевропейского романа.

реферат [37,8 K], добавлен 12.12.2007

Из истории эпистолярного жанра. Вопрос жанрового определения частных писем. Этикетные речевые формулы в письмах. Лексика и стилистические особенности писем в структуре произведений А.С. Пушкина. Лексика писем героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Роль писем в произведении

  1. Раскрывают характеры героев и их истинные чувства;
  2. Создают любовный конфликт: без признаний герои не обнаружили бы свои эмоции и не стали бы их обсуждать;
  3. Дополняют картину нравов в России первой половины 19 века;
  4. Делают героев более понятными и живыми для читателя, порождают сочувствие.

Можно заметить, что письмо Онегина представляет собой некое отражение письма Лариной. Благодаря этому возникает некая симметрия, которая характерна именно для романа в стихах. Писатель, используя в произведении два письма, меняет персонажей местами. Читатель замечает, что и Татьяна, и Евгений попадают в схожие обстоятельства. Такой интересный приём Александр Сергеевич использует в романе, чтобы продемонстрировать читателю, как изменились характеры и обстоятельства жизни главных героев. В первом письме Татьяна признавалась в любви, которая оказалась безответной. Она рисковала своей репутацией и полагалась всецело на порядочность Евгения. Во втором письме Евгений говорил о своей безответной любви и рисковал своим именем, здоровьем, жизнью, наконец. Такая переписка могла бы послужить основанием для скандала и дуэли. Как и Татьяна, Евгений все-таки надеется на положительный ответ. Как и она, он опасается презрения адресата. Теперь он в ее воле, как когда-то она была в его. Таким образом, письма главных героев представляют собой некую кольцевую антитезу. Они противопоставлены друг другу, и имеют как сходства, так и различия.

Сходства писем

Как можно заметить, письма героев выделяются из общего повествования о судьбах Евгения и Татьяны. Несмотря на это, они не отрываются от всей сюжетной линии, хоть и кажутся самостоятельными частями произведения. Именно оба письма и оказывают влияние на развитие всей сюжетной линии.

Некоторое сходство читатель замечает и в нескольких словах главных персонажей, и в идейном плане.

Различия писем

Несмотря на то, что два письма в известном романе Пушкина выполняют схожие функции, сами они отличаются друг от друга.

Смысл писем

А герой не смог разглядеть под светской маской истинную Татьяну. А ведь она осталась такой же, какой и была прежде. Онегин даже думает, что Татьяна, скорее всего, начнёт злорадствовать, как только прочитает его письмо. Он уверен, что его письмо может вызвать такие чувства у той, которая его любила всю жизнь! Значит, Евгений совсем не разобрался в характере Татьяны, и его влечение к ней — лишь следствие холодности и неприступности героини. В обращении к Татьяне герой больше всего пытается защитить и выгородить себя, абсолютно не задумываясь о том, перед каким выбором он ставит свою возлюбленную. Его письмо выражает не столько любовь, сколько эгоизм. Что он мог дать Татьяне, жене генерала и светской женщине? Только позорную связь, которая уронила бы ее достоинство. А что она хотела дать ему? Всю свою жизнь и любовь. В этом и состоит смысл писем: они раскрывают истинную природу чувств героев.

Автор: Виктория Комарова

Автор: Самый Зелёный · Published 29.11.2018 · Last modified 06.12.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 19.11.2018 · Last modified 20.11.2018

Автор: Самый Зелёный · Published 01.04.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Читайте также: