Художественная галерея смоленск сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Братья меньшие 21:53 13.02.2022 Фотографий: 62 About spring. 21:54 03.02.2022 Фотографий: 27 Храмы России 21:50 03.02.2022 Фотографий: 11

-Цитатник

10 шедевров архитектуры Ростова-на-Дону Роскошные частные особняки хорошо с.

Лизочка, спасибо тебе за такое яркое праздничное поздравление :mms_smile: С днем рождения дорогая Н.

Дом Висенс: первый шедевр Гауди наконец открыт для публики! Знаковый архитектор ката.

Хуго ван дер Гус (Hugo van der Goes),1430/1440-1482гг.-один из наиболее важных фламандских живописце.

День рождения Шехтеля Москва, Ермолаевский пер., 28 строение 1. Особняк Ф.О. Шехт.

-Видео

Поздравляю всех с октябрём! 01.10.2015 --> Смотрели: 11 (20) Неправильные английские глаголы в стиле 23.06.2013 --> Смотрели: 363 (3) Ника Нортбёрд: этническая вышивка бисеро 06.05.2013 --> Смотрели: 124 (0) Пособие, как снимать вашу кошку на видео 29.04.2013 --> Смотрели: 53 (0) Смешное видео: кот и пылесос) 22.04.2013 --> Смотрели: 1005 (3)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

x-023.jpg

В залах русского искусства второй половины XIX века висят три картины в жанре романтического пейзажа, их-за которых даже специально приезжают в Смоленск. Две из них принадлежат кисти И.К.Айвазовского , а одна - А.И. Куинджи. Все три картины выполнены в академической манере. Освещение в залах и отсутствие специальной фототехники не позволяют передать игру света и тени на полотнах, а хочется представить ещё картины в рамах, поэтому покажу и авторские фотографии.


Тёмные скалы и раскидистое дерево на берегу, одинокий парус у горизонта и воздух, пронизанный лунным светом, оживляют пейзаж только фигурки двух всадников и светящееся пятно костра.

DSCF4206.jpg


И.К. Айвазовский (1817-1900). Лунная ночь на берегу моря, 1852

Картина поступила в 1920 году из Смоленского историко-этнографического музея имени М.К.Тенишевой.

x-022.jpg


Картина "Зимний обоз в пути" была написана Айвазовским в 1857 году, по заказу неизвестного купца, для Всемирной выставки в Париже. Это единственный сохранившийся до наших дней сухопутный пейзаж художника из серии, символизирующей богатства России. Серия состояла из четырех пейзажей: "Зимний обоз в пути" (минеральные богатства), "Нивы Малороссии" (земледелие), "Степи Новороссии с чумаками" (скотоводство) и
'Крым с его садами" (богатство природы). В Париже Иван Айвазовский за свои картины был удостоен ордена Почетного легиона. В то время во Франции находилась княгиня Тенишева, она и приобрела "Зимний обоз в пути" для своей частной коллекции. Картина украшала стены ее дома в Талашкине.

DSCF4203.jpg


И.К. Айвазовский. Зимний обоз в пути, 1857

x-021.jpg


В картине Куинджи "Исакиевский собор при луне" тоже прослеживаются тенденции романтического пейзажа. Недаром все три картины размещены в галерее рядом. Куинджи написал эту картину в 1869 году. И это произведение можно отнести к его самым ранним работам. В годы молодости он создавал все с тщательным усердием, не упуская ни малейшей детали и следуя канонам Академии художеств.

DSCF4205.jpg

Архип Иванович Куинджи (1842-1910). Исаакиевский собор при луне. 1869

Темой для этой картины стало наводнение в Петербурге. Драматическое и даже трагическое явление оказалось в изображении художника таким поэтическим. Картина была представлена на академической выставке. По отзывам критиков и впечатлениям современников в ней явно чувствовалась увлеченность молодого художника стилем и живописной манерой мастера романтического пейзажа И.К.Айвазовского. Работа поступила в Смоленскую картинную галерею в 1920 году из Петроградского музейного фонда путём обычного распределения.

DSCF4150.jpg

Итак, картинная галерея Смоленска - давно хотела сюда попасть, чтобы увидеть редкие пейзажи Айвазовского. И вот наконец свершилось. Здание картинной галереи - одно из самых красивых в историческом центре Смоленска и памятник гражданской архитектуры XIX века, поэтому расскажу о нём отдельно.

1. Это бывшее Александровское реальное училище, проектировали его архитекторы М.Ф. Мейшер и О.Ф. Хартен. Первоначально центральный объем здания был трехэтажным, а боковые крылья двухэтажными.

DSCF4152.jpg

2. Александровское реальное училище – первое реальное училище в Смоленске. Открылось оно 1 июля 1877 года по инициативе Губернского земства при поддержке Городской думы. Училище было шестиклассным, имело основное и коммерческое отделения. Именоваться Александровским стало с 1880 года в честь императора Александра II. Среди выпускников училища - писатель И.С. Соколов-Микитов, исследователь Центральной Азии П.И. Козлов, художник П.З. Лаленков и другие известные люди.

IMG_7489.jpg

3. Фасады здания решены в формах, характерных для архитектуры конца XIX века - эклектика псевдорусского стиля и готика.

IMG_7490.jpg

4. В настоящее время здание отреставрировано, сохранена контрастная окраска его красно-белых фасадов. К зданию пристроены ворота с арочным проездом и калитками, стилизованными под романское зодчество. Реконструкция здания длилась почти 20 лет.

DSCF4156.jpg

IMG_7496.jpg

6. Над аркой, в киоте, увенчанном короной, - герб с пушкой.

DSCF4157.jpg

IMG_7494.jpg

8. Постоянная экспозиция галереи составлена на основе коллекции княгини Тенишевой, а также других аристократов-меценатов – А.И. Барышникова, графов Паниных, семьи Хлудовых. Значительным разделом является коллекция древнерусского искусства княгини М.К.Тенишевой, представленная иконами XV – XIX веков. Гордость собрания – произведения В.А.Тропинина, И.К.Айвазовского, А.И.Куинджи, В.А.Серова, И.Е.Репина, К.А.Коровина, А.Н.Бенуа, Л.С.Поповой и других мастеров русского искусства. Об одной из главных дарительниц галереи.

DSCF4384.jpg


А.Г. Сергеев (1926-2003). М.К. Тенишева, 1981. Мрамор

9. Ещё одна дарительница - Вера Александровна Хлудова. Урожденная Александрова, дочь крупного винозаводчика, сестра В.А. Александрова, присяжного поверенного Московского судебного округа. Была женой Михаила Алексеевича Хлудова (1843-1883), женатого на ней вторым браком и являвшегося представителем известного московского предпринимательского рода. Унаследовала ярцевскую фабрику после трагической смерти в 1885 году сына Хлудова от первого брака - Алексея. Согласно завещанию мужа Вера Александровна могла оставаться владелицей фабрики лишь не выходя замуж, в противном случае она лишалась наследства. Овдовев, Вера Александровна приобрела в Москве на Пречистенке роскошный особняк, где проживала с 1885 по 1905 годы и в котором первой в первопрестольной провела электричество. Подобно другим Хлудовым, Вера Александровна коллекционировала живопись, графику, иконы, фарфор, рукописные и старопечатные книги. После октябрьских событий 1917 года национализации подверглись ярцевская фабрика, а также всё имущество и коллекции. В августе 1919 года была выселена за пределы Смоленской губернии и уехала в Москву.

DSCF4237.jpg


Рафаэлло Романелли (1856-1921). В.А. Хлудова. Мрамор

10. Здание картинной галереи роскошно не только снаружи, но и внутри: входим и перед нами - ажурная чугунная лестница.

DSCF4171.jpg

11. В годы Великой Отечественной войны в здание попала бомба. Самой большой потерей оказалось разрушение замечательной чугунной лестницы. Восстановить ее в советское время удалось только частично, заменив поврежденные части подручными материалами, и всерьез за эту работу взялись только с началом реконструкции.
Лестница состоит из самой площадки ступеньки и фигурного подступёнка, многие ее части были просто разрушены. Сначала необходимо было полностью разобрать лестницу, вырезать из дерева модели этих деталей, провести спектральный анализ материала лестницы, подобрать нужный состав чугуна, найти подходящее предприятие.

DSCF4387.jpg

12. На первом этаже, как обычно, касса, гардероб, туалеты, но ещё в самых неожиданных местах - скульптуры, хотя и установленные "с некоторым смыслом".

DSCF4174.jpg

13. Консоли чугунной лестницы.

DSCF4393.jpg

14. Ещё одна скульптурная группа на первом этаже.

DSCF4390.jpg

15. Восстановленная трехмаршевая парадная лестница с ажурными чугунными ступенями служит главным украшением внутреннего интерьера. Она просто чудесна! Поднимаемся на второй этаж.

DSCF4173.jpg

16. Второй этаж занимают залы русского изобразительного искусства - начиная с иконописи, потом XVIII, XIX век, рубеж XIX и XX веков. В залах второго этажа - вот такие разные смотрительницы.

DSCF4305.jpg

17. Временная экспозиция на втором этаже - выставка гравюр Хогарта.

DSCF4380.jpg

18. От лестницы не оторвать глаз.

DSCF4397.jpg

DSCF4396.jpg

20. В залах третьего этажа - западноевропейская живопись XV-XX веков. Здесь представлены работы практически всех живописных школ: фламандской, голландской, испанской, французской, немецкой, итальянской. Среди работ есть настоящие шедевры.

DSCF4330.jpg

21. Осмотр закончен, и мы спускаемся по лестнице вниз.

DSCF4349.jpg

DSCF4376.jpg

DSCF4388.jpg

24. Направляемся к выходу, о коллекции Смоленской картинной галереи надо рассказывать отдельно.

DSCF4176.jpg

25. Теперь обойдём здание вокруг - в плане оно П-образное.

DSCF4162.jpg

26. Старинное здание на улице Коммунистической, 4 в советское время занимал строительный техникум, а в 80-х годах здесь разместился Дом молодежи. Вот так выглядит задний фасад.

1 мая Художественной галерее Смоленского музея-заповедника исполнилось сто лет. Это одно из самых посещаемых туристами мест – оно входит практически во все маршруты, предлагаемые туроператорами для знакомства с нашим регионом. Настоящие шедевры русского и европейского искусства в залах исторического здания – памятника архитектуры XIX века. Бесценная коллекция, начало которой положила сама княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Полотна знаменитых мастеров, чьи работы вообще крайне редко встречаются в провинциальных собраниях России. Словом, удивительное место, действительно достойное рекомендации к обязательному посещению – и лучше неоднократному. К сожалению, в условиях самоизоляции галерея не сможет в свой день рождения принять посетителей – но есть предложение пока сделать это виртуально. Такая интернет-прогулка по залам музея позволит увидеть всю экспозицию и детально рассмотреть сто полотен из неё. А в дополнение – наша информация о Художественной галерее: её истории, коллекции и отдельных работах…

Искусство – в массы

Смоленская картинная галерея была открыта 1 мая 1920 года. Однако о возможности создания здесь такого музея ещё в марте 1919 года свидетельствовал эмиссар Московской коллегии по делам музеев и охране памятников В.О. Нилендер. А предпосылкой для реализации этой идеи стало наличие значительного числа художественных ценностей, сконцентрированных в губернском центре. Часть была вывезена из особняков бывших местных дворян. Плюс коллекция княгини Тенишевой, подаренная Смоленску.

К созданию галереи приступили в конце января 1920 года. И вскоре по протекции наркома просвещения А.В. Луначарского город получил более 70 произведений живописи и скульптуры начала XX века и 26 гравюр. В числе поступивших – работы Сергея Малютина, Константина Коровина, Василия Кандинского, Петра Кончаловского, Константина Юона. 32 картины и 4 скульптуры были изъяты из особняка княгини Тенишевой. Ещё 38 работ отечественных и зарубежных художников были переданы из Смоленского филиала Московского археологического института.

Все эти поступления и составили основу экспозиции картинной галереи, которая в момент открытия занимала незначительную часть здания бывшего уездного земства. Однако коллекция пополнялась и спустя полтора года насчитывала уже около 700 живописных работ и порядка 1 000 гравюр.

После реэкспозиции, проведённой в 1920 году, галерея состояла из пяти отделений: школа западной живописи, русская живопись начала XIX века и сильные русские мастера конца XIX века, передвижники и петербуржцы, новая московская школа (сезанисты) и новейшие течения, французские эпигоны импрессионизма и прочие. То есть созданная в Смоленске галерея представляла собой не просто художественную экспозицию, а стала одним из только что появившихся в стране музеев живописной культуры, не имевших аналогов в мировой практике.

Лестница с историей

В мае 2011 года Художественная галерея открылась в здании бывшего Александровского реального училища. Это здание, памятник архитектуры XIX века, построено по проекту архитекторов М.Ф. Мейшера и О.Ф. Хартена. Образцом для него послужил корпус реального училища в городе Ливны Орловской губернии. Официально сдано в эксплуатацию и освящено здание было осенью 1879 года. А год спустя в честь 25-летия царствования императора Александра II Смоленскому реальному училищу было разрешено именоваться Александровским.

Здесь училась молодёжь, не имевшая возможность получить классическое образование. Основное внимание уделялось естественным наукам: физике, математике, биологии… Что же касается выпускников, то в их числе были писатель Иван Соколов-Микитов, исследователь Центральной Азии Пётр Козлов, геолог Юрий Билибин.

В 1898–99 годах здание частично перестроили под руководством гражданского инженера Е.В. Лыщинского. И, по сведениям дореволюционного краеведа И.И. Орловского, при строительстве использовали кирпич из разобранных участков Смоленской крепостной стены.

Во время Великой Отечественной здание полностью выгорело изнутри. Было восстановлено в 1947 году по проекту архитектора Д.П. Коваленко. От старой постройки сохранилась только часть трёхмаршевой парадной лестницы с ажурными чугунными ступенями.

Хранитель и художница

В 20-х годах в Смоленской картинной галерее работал хранителем, затем заведующим художник и педагог Нил Александрович Яблонский. Он сыграл большую роль в научном изучении коллекций – в частности, западной живописи.


– Татьяна Ниловна – художник талантливый, неординарный, – считает научный сотрудник Художественной галереи Екатерина СЕРГЕЕВА. – Она очень тонко чувствовала все новые веяния и настроения в живописи. Не боялась экспериментировать, менять стиль, поэтому и работы у неё разноплановые. И в нашей галерее представлены практически все основные этапы её творчества.

Приезжала ли Татьяна Ниловна тогда в Смоленск, чтобы лично вручить свою работу, документами не подтверждено. Но в музее нашли фото, где художница позирует скульптору Альберту Сергееву, и, судя по интерьеру, в его мастерской. Фото датировано именно 1970 годом. А бронзовый портрет Татьяны Яблонской работы Альберта Георгиевича также выставлен в основной экспозиции галереи.

Портрет дочери



Натюрморт становится главным жанром в творчестве Ольги Малютиной уже в 30-е годы прошлого столетия. Он превращается для неё в то художественное пространство, где она чувствует себя наиболее уверенно, раскованно и органично. По мнению искусствоведов, Малютину привлекают широкие возможности, которые открывает этот жанр, позволяющий выразить собственное мироощущение через близкий её пониманию и темпераменту предметный мир.

Картина-путешественница

В 1857 году серия была показана на Всемирной выставке в Париже. Произведения настолько впечатлили искушённую французскую публику, что Иван Айвазовский был награждён орденом Почётного легиона. Между прочим, это был первый в истории случай, когда столь высокий знак отличия достался иностранному художнику.

Интересно, что картина, на которой с такой детальной точностью запечатлена неброская природа Восточной Сибири, написана Айвазовским в Париже.


Любитель романтики

Вторая картина Ивана Айвазовского из собрания М.К. Тенишевой, конечно, не столь легендарна. Но это нисколько не умаляет ни её красоты, ни ценности в глазах поклонников творчества художника.


Кстати, романтический пейзаж приобрёл популярность в русском искусстве во многом благодаря именно Айвазовскому. Сумевший с лёгкостью подчинить себе как минимум две из четырёх стихий: воду и воздух, – он в мельчайших деталях передаёт красоту любого пространства, будь то штормовое буйство или спокойствие лунной ночи.

Написанные в академическом стиле, его картины очень ярки и по эмоциональному восприятию. В них зритель буквально погружается в авторское восхищение природой, величием моря, бескрайностью неба, глубиной передачи каждого сюжета…

Семейный секрет

Интересно и само событие, ставшее темой для картины, – наводнение в Петербурге. И то, что это явление, в основе своей драматическое и даже трагическое, становится в изображении художника таким поэтическим. Современники мастера отмечали в этом произведении великолепную передачу холодного освещения северной ночи, строгую красоту силуэтов зданий.

Эта работа была представлена на академической выставке 1869 года. И получила весьма лестные отзывы критиков. Многие из них отмечали, в частности, что в ней явно ощущалось стремление молодого автора овладеть основами академической школы, его увлечённость стилем и живописной манерой мастера романтического пейзажа – Ивана Айвазовского.

Интересно, что когда пару лет назад в Смоленске оказалась известная оперная певица Татьяна Куинджи и узнала, что в Художественной галерее экспонируется картина её двоюродного прапрадеда, она, несмотря на плотный график репетиций и выступления, воспользовалась возможностью увидеть это полотно кисти своего знаменитого предка.

– По семейному преданию, которое мне рассказывал отец, Архип Иванович и его брат – ретушёр, мой прапрадед, поссорились и разошлись на всю жизнь, – призналась Татьяна КУИНДЖИ. – Связано это якобы с тем, что художник бережно хранил секрет изготовления своих красок, которые обладали удивительным свечением, и заподозрил своего брата в том, что тот хочет его разгадать. Но уж не знаю, насколько эта легенда соответствует истине…

За новыми впечатлениями

Конечно, обо всех шедеврах коллекции Художественной галереи в одном материале не рассказать. Тем более что она постоянно пополняется работами современных мастеров, в числе которых и те, кто сегодня живёт и творит в Смоленске. Поэтому в заключение повествования – мои традиционные несколько вопросов. На этот раз они адресованы заведующей галереей Дарье Ивановой.

– Дарья, что, на ваш взгляд, самое интересное в работе в картинной галерее?

– Для сотрудников, как и для посетителей, самое интересное – возможность постоянно получать новые знания и впечатления. Искусство – способ постижения мира, и мы вслед за художником можем пережить его опыт и привнести его в свою жизнь. В каждой на первый взгляд простой картине – бездна мыслей о мире, о времени, о людях, и в какой степени раскроется её смысл, зависит от зрителя. Очень часто сотрудники музея десятилетиями изучают одну и ту же тему, и она продолжает оставаться интересной, удивляя новыми нюансами.

– Художественная галерея входит практически во все туристические программы по Смоленску. В том числе и в туры, касающиеся дворянских усадеб. Как вы думаете, чем обусловлен такой интерес к вам со стороны туроператоров?

– Прежде всего – бесценной коллекцией изобразительного искусства, высоким уровнем произведений, которые хранит наш музей. Экспонаты галереи настолько многообразны, что их можно представить в любом ракурсе. Большая часть поступила из дворянских усадеб, многие вещи восходят ещё к коллекции княгини Тенишевой, некоторые произведения представляют современное искусство – каждый посетитель найдёт что-то для себя.

– Тем более что вы не перестаёте удивлять этих посетителей какими-то необычными проектами: выставками, мастер-классами, концертами, даже занятиями йогой. Кто всё это придумывает?

– Те, кто работает с искусством и людьми, – тоже творческие натуры. Хотя придумать новую интересную форму общения с посетителями подчас не проще, чем сделать научное открытие. Вообще, привлечение людей, поддержание интереса к музею для нас сегодня не менее важная задача, чем изучение коллекций.

Что же касается авторства, то в этом задействован практически каждый сотрудник. Все приносят свои идеи, ищут новые формы. И наша копилка уже полна творческих удач в виде выставок, интерактивных экскурсий, акций, квестов и, самое главное, – большого количества благодарных посетителей.

– Традиционный вопрос о планах на будущее. Что интересного ожидается в работе галереи в новом столетии – хотя бы в ближайший год?

– Запланированы выставки из фондов Смоленского музея-заповедника, в том числе виртуальные. Важная задача для нас – работа с коллекциями живописи и графики, которые, к сожалению, не так часто видит зритель. Как, например, работы Михаила Гуревича, что в этом году были показаны впервые. Кстати, эта выставка продлена в связи с карантинными мероприятиями, так что её можно будет посмотреть, как только музей вновь откроется для посетителей.

В ближайших планах – выставка русской графики XIX века: Шишкин, Айвазовский, Серов, Поленов, Репин… И, конечно, будут проводиться полюбившиеся смолянам Ночи музеев и Ночи искусств…

Фото: Елена Белых


Следите за нашими новостями здесь

Здание Художественной галереи (Александровского реального училища)

Строение (нынешний адрес — ул. Коммунистическая, д. 4) было возведено в 1877 году. В 1879 году оно было сдано в эксплуатацию и освящено.

В нём по инициативе Губернского земства открылось реальное училище при поддержке Городской думы. Здание было построено по примеру училищ в городах Ливны, Орел и Елец. С 1897 года в честь императора Александра II смоленское училище стало именоваться Александровским.

Здание Художественной галереи (Александровского реального училища)

Здание Художественной галереи (Александровского реального училища)

Здание Художественной галереи (Александровского реального училища)

Среди известных выпускников были — Иван Соколов-Микитов, путешественник Петр Козлов, геолог Юрий Билибин. В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, но уже в 1947 году по проекту Д.П.Коваленко было восстановлено. Вплоть до середины 1980-х, в корпусе бывшего училища размещался Смоленский строительный техникум. В 1987 году был открыт Смоленский дом молодежи, при котором создали музей истории.

Здание Художественной галереи (Александровского реального училища)

В 2010 году здесь разместилась Художественная галерея.

В здании располагается роскошная чугунная лестница. Она была повреждена в годы Великой Отечественной войны, но после все же восстановлена.

Здание Художественной галереи (Александровского реального училища)

Кстати, Художественная галерея не так дано предоставила возможность виртуальной прогулки по зданию.

Читайте также: