Гюстав флобер воспитание чувств сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Недоверие к самим себе гнетет их, боязнь не понравиться их пугает; к тому же глубокие чувства похожи на порядочных женщин; они страшатся, как бы их не обнаружили, и проходят через жизнь с опущенными глазами,
или утраченные иллюзии по-флоберовски. Или история одного французского неудачника? Или не одного, а целого поколения? Или история героя нашего времени, вышедшая из-под пера Флобера? Или история одной несостоявшейся любви? Или утрата иллюзий? Что выбрать? Думаю, что все это вместе и еще все то, что увидит на страницах книги пытливый читатель. Как в жизни за неприметными событиями порой скрываются разбитые надежды и прошедшая впустую жизнь.
Флобер упоителен в создании состояния невесомости или замирания времени перед каким-то важным событием, вот когда возникает ощущение парения над землей, перед тем как взлететь еще выше или рухнуть на землю, как это происходит в тот момент, когда Фредерик стоит на палубе и Париж исчезает из глаз, или в тот момент, когда Фредерик впервые увидел её: розовые ленты на ветру, гладко причесанные волосы, светлая кисея, родинки, силуэт на фоне голубого неба. Вот оно! Вот этот упоительный момент бытия, когда кажется, что все только начинается, весь мир перед ногами, весь спектр чувств сейчас ворвется в сердце и. всё. И в этот момент начинается просто жизнь, а в ней на первый взгляд ничего не происходит - встречи, обеды, званые ужины, бесконечные этажерки и жардиньерки, женщины, ждущие любви, салоны и скачки, сделки, заемы, разорения, смерть мужа и тут же согласие на брак с любовником, кредиты, великосветские любовницы и куртизанки. Бесконечный поток жизни, обыденной жизни французских буржуа. Чудесные сценки из парижской жизни. Ах, Париж, Париж! Как ты упоителен в своей просто жизни. Все идет по кругу, все движется в одном направлении, все чувства по-французски дивно хороши, остры и не знают стыда.
Но ''Воспитание чувств'' это еще и история одного самообмана, где чувства или чувствительность преобладают над разумом. История Фредерика Моро это история одного неудачника, совершающего глупые поступки, запутавшегося внутри самого себя и в своих чувствах. Его стихия - чувства, он живет сообразно только своим чувствам, но в любви Фредерика к госпоже Арну не хватало одного кусочка, маленького кусочка, чтобы завершить историю в положительную сторону или, хотя бы, сделать ее приятной им обоим - решительности и понимания действительности. Вот этого ''чуть-чуть'' Фредерику не хватило ни в любви (ах, эти бесконечные метания от одной женщины к другой, а в сердце образ первой любви), ни в политике (ах, эти бесконечные глупые попытки войти в правительство), ни в проматывании денег (ах, эти бесконечные долги Розанетты и мужа той, той самой первой любви, вместо того, чтобы жить на полную катушку и уж если кутить, так кутить), ни в искусстве. Это какое-то топтание на месте, бесконечное возвращение в одну и ту же отправную точку - ведь не зря Флобер привел Фредерика вновь на пароход, как в самом начале романа, только в отличие от начала это был конец и вместо ожиданий перемен он изведал тоску. Завершение череды ошибок и заблуждений, он так и остался навсегда обычным дилетантом не понимающим ни искусство, ни людей, ни своего юношеского потенциала и своих возможностей, ни любви, ни женщин. Он вернулся в начало. И подумать только в самом конце романа его отвратили седые волосы госпожи Арну. Ах, она пересатала быть прекрасным видением, а на ее месте, вдруг оказалась обычная постаревшая женщина - какое разочарование! Ах! Ах! Ах! Не шарман. В романе нет четкого разделения на положительных и отрицательных героев, за исключением почти идеальной госпожи Арну, но она в романе скорее как символ, как образ Прекрасной Дамы, как Дульсинея Тобосская. А разве у Прекрасной Дамы могут быть седые волосы? Вот-вот. ''Утрата иллюзий''.

Жизнь должна быть непрерывным воспитанием. Всему нужно учиться, учиться говорить, так же как учиться умирать , - писал Флобер за три месяца до окончания романа.

Для Фредерика искусство жить и воспитывать себя, свои чувства, свой разум, то есть вся наука жизни, - все это прошло стороной, оставив его без изменений. Но самое интересное, что революция в романе, как психологический срез всех персонажей книги: с одной стороны сумасшедшая жажда перемен и участие в переустройстве государства, но в тоже время, поменялись лишь действующие лица, а итог один и тот же - страна вернулась к состоянию до февральской революции. Произошло все и ничего. Круг замкнулся. Фредерик вернулся на пароход.
Это чудесная книга бездействия и бессюжетности, о жизни, прожитой впустую. Это книга о том, что жизнь только чувствами чревата глупостями и инфантильностью.

Этажерки и жизнь

И ведь какая нужна выдержка, чтобы наполнять повествование всеми этими этажерочками просто потому, что так мы делаем в жизни, просто потому, что иначе – ложь и патетика. И как трудно замечать в этом изобилии обстановок, покупок, билетных корешков, лососей в бешамеле, кюрасо (есть персонаж, который в течение 30 лет каждый день с утра до поздней ночи сидит в разных питейных и ресторанах), что первая мысль – всё-таки про возлюбленную. Что роман этот о слабом, ленивом и неталантливом метросексуале, который, тем не менее, имел что-то святое и мучился всю жизнь от неосуществимой, но вполне конкретной любви. И ещё труднее понять, что это никакое не умиление над истинными трагическими чувствами (от коих - увы - мы терпим не ножевые ранения и прочее благородство, а всё как-то дрязги, двуличье и сделки с совестью), а напутствие относиться к своей и чужой жизни серьезнее: не мучить и мучиться, не малодушничать, желая смерти соперникам, а или уж стреляться, или прижечь раны и жить заново, не замыкаясь в знакомствах и вкусах своей первой молодости. То есть делать то, что человеку крайне не свойственно. Вторая ступенька.

Вся наша жизнь состоит из старых заборов и в этом Флобер абсолютно прав. Мы на них уже давно внимания не обращаем. Автор довел до совершенства технику унылого описания. От всех этих его старых домов, покосившиеся лестниц и чахлых деревьев тут же хочется повеситься, чтобы на фоне всего этого весело висеть, дергаться, болтать ногами, что внесет в этот печальный пейзаж столь необходимое художественное разнообразие. Но текст только кажется унылым, скоро он очень органично, по-флоберовски затягивает,вдавливается в поры кожи и гармоничное ощущение произведения не покидает до самого конца. До конца твоих дней.

Произведение, несомненно, более зрелое, чем "Госпожа Бовари". Глубинный смысл постоянно ускользает, надуманная часть жизни высшего общества уже не кажется таковой и в памяти всплывают знакомые с детства образы, созданные Мопассаном. Сочетание сентиментального, циничного и первая познаваемость мира возвращают самого тебя в прошлое, в собственные воспитания чувств, туда, где те же самые дамы разного возраста, бесшабашность унаследованных капиталов и жизнь только набирает силу. Произведение очень позитивное для понимающих. Проходят десятилетия, а жизнь так и не утратила тех самых, юношеских красок. Допускаю, впрочем, что оценить все это сложно, глядя со стороны в кажущейся объективности. Когда-то я пытался одолеть этот флоберовский труд, но, как понимаю теперь, это было бессмысленно. Книга не для всех.

Слишком чувствителен и недостаточно прямолинеен

Так получилось, что этот роман читался в параллель с романом другого француза и классика, Эмиля Золя "Накипь". И довольно долго было ощущение чрезвычайной близости, если не схожести книг. И тут и там молодые люди, приехавшие покорить Париж, и тот и другой герой сосредотачиваются над тем, как им устроить свои любовные делишки — не влюбиться и создать затем семью, а именно уладить делишки — найти любовницу и лучше, если не одну, да ещё при этом не чураться разного рода случайных приключений на этой ниве. И довольно долго было ощущение, что Эмиль Золя, в моём личном восприятии, обгоняет Флобера — как-то мне язык и образы Золя показались сильнее и доходчивее, да и сама проблематика изложена им более остро и жёстко. Но поскольку Золя я читал глазами, а Флобера слушал, то разница в восприятии (разные репрезентативные системы задействованы) вполне могла сказаться на оценке, тем более, что "Воспитание чувств" показался пообъёмнее.

Однако схожесть эта оказалась только внешней. Потому что в романе Флобера помимо чисто личной романтической истории влюблённости молодого человека в даму своего сердца (увы, замужнюю и старше по возрасту — иначе и трагической истории не было) довольно массировано показана вся предыстория французской революции 1848 года. По крайней мере, восемнадцатилетний Фредерик Моро приезжает в Париж за несколько лет до революционных событий (сентябрь 1840 года) и вся предреволюционная ситуация не просто разворачивается на его глазах, но довольно многие его знакомые и друзья становятся не только рядовыми участниками революционных событий, но даже довольно заметными их персонами.

А что же наш молодой герой? Да ничего! В том смысле, что никакой решительности в своих политических взглядах и убеждениях у него нет и нет никакой чёткой внятной позиции во время всех этих классовых столкновений и бурлений — точно так же, как нет этих качеств и свойств и в интимной любовной романтической сфере жизни. Фредерик стремится добиться благосклонности госпожи Арну и устраивает едва ли не осаду в течение многих лет, однако параллельно с этим устраивает свои любовные делишки довольно банально и прозаически, пользуясь услугами дам сомнительного свойства и порой шарахаясь то от одной высокопоставленной любовницы к другой, при этом непрерывно недоговаривая и обманывая всех и вся. И вот это его характерологическое свойство бесхребетника и вруна и стало его визитной карточкой на протяжении всего романа — мы встречаемся с Фредериком в последний раз уже в другой эпохе, в 1867 году. И там же и тогда же происходит последняя его встреча с женщиной, которую он романтически любил всю жизнь, благосклонности которой добивался упорно и настойчиво и даже сумел склонить её голову на свою грудь и заключить её в объятия. но не смог удержать её и сделать счастливой. Слишком заврался, слишком заметался как заяц, слишком старался приспособиться и пристроиться. В результате ни карьеры, ни любви.

В канун родительского дня вспомнив светлой памятью Мадам Бовари, перейдём к другому известному роману Флобера.
Его можно читать и как исторический роман - здесь изнутри описана революция 1848 года во Франции. Он исторический ещё и потому, что Флобер перемещает тебя в другую эпоху своими нескончаемыми деталями быта, одежды, кушаний и интерьера - и ты натурально путешествуешь во времени.

Но в первую очередь это роман воспитания. Да даже в названии это указано. Чьи чувства здесь воспитываются? Не только Фредериковы, но и читательские: пока взрослеет и набирается опыта главный герой, вы вспоминаете как взрослели вы, или прикидываете как лучше повзрослеть. Приходит на ум гончаровская "Обыкновенная история": наивный Адуев тоже познаёт фунт лиха и черствеет.

Воспитание чувств не удастся, если всегда чувствовать одно и то же - нужно пробовать разное. Вот Моро невольно и пробует на вкус четырёх разных женщин, 4 различных типа отношений.
1) Первая любовь, она же святая, чистая, самая сильная, запоминающаяся любовь (г-жа Арну). Отношения здесь благоговейные, Она - это такой священный божественный образ, монумент на пьедестале, овладеть которым значит обесчестить святыню, развеять Тайну. Но воздыханий здоровому мужчине мало, и он идёт к.
2) Страстная любовь, или любовь телесная, эротическая (Розанетта). Эта розочка-Капитанша, почти куртизантка, демонстрирует идеал чувственных мужщин: она шикарно выглядит, она доступна, она не очень умна. Пресытившись ею, Фредерик находит утешение у.
3) Любовь по уму, душевная любовь (госпожа Дамбрёз). Фредерик любит её за её достоинства: ум, проницательность, опыт, искренность. Они родственные души, их союз платонический, но оттого не менее сильный. Что сильнее, Эрос или ratio, каждый решает сам за себя. Но после парижской суеты, после шума часто хочется.
4) Любовь-умиротворение, спокойная любовь (Луиза). Без фонтана чувств, без патетики и лоска. Зато любовь преданная, тихо-мирная, "жили они долго и счастливо и умерли в один день".
Кого и в какой пропорции действительно любил Фредерик, а на ком он только оттачивал свои чувства решать читателю. Учитывая концовку, где лучшим моментом жизни признаётся отроческий поход в бордель с букетом цветов, начинает казаться, что все эти любови - праздная суета, "всё не то". Что же тогда "то"? Спросите что полегче. Это может быть Дело, может быть Долг, может быть Честность - Флобер не даёт чёткого ответа.

Может, вместо воспитания чувств, лучше заняться воспитанием детей, в том смысле, что отринуть все романтические приключения и взяться за что-то серьёзное и значимое, типа завести уже наконец семью и жить кротко и безгрешно? Не случайно дети дважды "мешают" Моро в его affairs: когда заболевает сын Арну перед её приходом на свидание, и когда от болезни умирает их с Розанеттой ребёнок. Болеющие дети как бы восклицают: "Пока вы там крутите шуры-муры, мы, живые люди, тут страдаем по вашей вине". Осознав нечто подобное, Фредерик едёт к Луизе за спокойствием и семьёй, но уже поздно.

А теперь вспомните, скольких партнеров и любовников вы сменили, сколько раз вы ложно влюблялись, прежде чем найти того самого единственного и неповторимого человека, с которым вы сейчас, или подумайте через что вам ещё нужно пройти, чтобы найти - и вы поймёте, что это вечный роман, хоть местами и нудный из-за политики, но вечный и знаковый. Vive Flaubert!

Смерть чувства.

В конце концов, поэзия и красота слога ушли на второй план, и я сосредоточилась на событиях. И вот здесь мне было не просто. Мне не нравился главный герой, его затянувшиеся, бесплодные попытки сблизиться с предметом страсти, его какая-то мелочность и трусость… Флобер делает своих героев слабохарактерными намеренно, он действительно лишил читателя какой-либо динамики. Но и описание чувств, было уже невыносимо. Медленное развитие, превратилось в мучительно затянувшееся переливание из пустого в порожнее. Бессмысленные разговоры с друзьями, за которыми не стояло ничего, никаких шагов, лишь слова на ветер, вызывали скуку… Для того, чтобы читать этот роман мне нужно было отказаться от желания действовать. Эта книга о другом, о том, как можно жить и любить в бездействии, о душевной апатии.

Гост

ГОСТ

Роман воспитания – это тип романа, содержанием которого является формирование личности главного героя.

Тема жизненной трагедии современного человека в романе Г. Флобера

У Гюстава Флобера свой особый подход к раскрытию жизненной трагедии современного человека. Из названия понятно, что произведение Флобера относится к жанру романа воспитания, истоки которого можно проследить еще в эпохе Античности.

Как правило, роман воспитания строится следующим образом:

  • Изображаются этапы личностного развития главного героя;
  • Раскрывается внутренний мир героя, мотивы его поступков;
  • Моноцентрическое построение романа;
  • Персонифицированное расположение действующих лиц;
  • Многоступенчатая сюжетно-композиционная структура, демонстрирующая духовное развитие героя.

Ряд литературоведов придерживается мнения, что по своей ментальности Г. Флобер – писатель 20 века. Именно писатели 20 столетия увидели в нем гения, современники Флобера не оценили творчество писателя.

Главный герой произведения Фредерик Моро и его друг Делорье гонятся за мимолетными страстями и предаются надеждам о сиюминутной выгоде. Жизненный путь этих персонажей протекает глупо и пусто. А в романе воспитания описывается именно процесс становления главного героя, его взглядов, характера. Бахтин выделяет пять типов романа воспитания. И один из них – когда изменение главного героя происходит параллельно с изменениями в обществе.

Готовые работы на аналогичную тему

Моро и Делорье в школьные годы имели множество больших планов на жизнь. Делорье мечтал стать крупным политиком, Моро – светским львом. Фредерик на протяжении всей жизни отдавал себя отношениям с женщинами, но выбирал не тех. К тому же, был не уверен в себе и малодушен. У него ничего не получалось с теми, кого он любил. А с кем могло бы сложиться будущее, он не выбирал. Моро гнался за невозможным, хотя возможное было так близко.

Делорье был слишком прямолинейным для политики, слишком реакционным и слишком резким. Герою не хватало стратегии, тактики, выдержки. Он в своих начинаниях всегда промахивался и в итоге оставался ни с чем. Уже в солидном возрасте друзья, подводя итоги жизни, приходят к пониманию того, чего им не хватило, чтобы достигнуть своих целей. Оказалось, что одно-единственное веселое воспоминание – это все, что они могут вспомнить за всю свою жизнь.

История главного героя – это история поколения, не способного ни на что и не ставшего ничем. Применительно к этому поколению даже нельзя говорить о неудавшейся жизни. Скука и недовольство Моро окружающим носят умеренный характер и совершенно не мешают ему чувствовать себя вполне неплохо и в квартирке Розанетты, и в гостиной господина Арну, и в особняке Домбрезов. Фредерик Моро всю жизнь ищет, как приспособиться к окружающему. Единственное, что отличает героя от таких же, как он – любовь к госпоже Арну. Но отпечаток времени следит даже на этом прекрасном чувстве – бездеятельность и вялость.

Единственным персонажем, который автор не подвергает безжалостному скептицизму – госпожа Арну. Образ этой героини лирический и возвышенный. Это отчасти объясняется тем, что в творчестве писателя этот образ – один из самых личных. Но в этом случае наиболее существенным является то, что героиня, как и большая часть персонажей и событий романа, показана через восприятие Моро, который идеализирует предмет своего обожания.

Таким образом, в романе события революции предстают в восприятии не участника, а равнодушного стороннего наблюдателя.

Писатель ставит в своем романе одну из основных проблем литературы нового времени – отношение человека и истории. Но в то же время он показывает, насколько далека личность от понимания происходящего.

Флобер представляет народ толпой, одержимой примитивными инстинктами и оказавшейся игрушкой в руках таких, как Дамбрез. Писатель в этих образах создает жесткую сатиру на тех, кто готовил переворот. Но с таким же сарказмом он говорит и о тех, кто избегает соприкосновения с историческим ходом событий. Признание Моро и Делорье себе в том, что жизнь не удалась, и перекладывание вины за это на случайности судьбы, время, в которое родились, обстоятельства, звучит как приговор, вынесенный Флобером современности. Характерными чертами нового поколения, по мнению писателя, является слабость: биологическая, психологическая и социальная.

События произведения врезаются в правление короля Франции Луи-Филиппа (1830-1848 гг.), лишь слегка выходя за его рамки. Тихое и безоблачное начало плавно переходит к очередной революции, и на фоне то мира и покоя, то кровавых боёв в Париже разворачиваются судьбы героев.

В самом начале романа главный герой, молодой человек Фредерик Моро, плывя на пароходе от богатого дядюшки домой, к матери (отец его давно мёртв), влюбляется с первого взгляда в незнакомку. Ему восемнадцать, и восторг, вызванный внезапным столкновением с прекрасным, так глубоко в нём укореняется, что превращается в долгое, длинною почти во всю жизнь, ощущение любви и привязанности. К сожалению, незнакомкой оказывается госпожа Мари Арну — жена господина Арну, богатого коммерсанта, ловкого торговца и хозяина газеты, который, тем не менее, предпочитает с людьми простое обращение, не держится высокомерно и с лёгкостью принимает Фредерика в свой круг. И юноша начинает лелеять мечту о сближении с его женой.

То после, ближе к концу мы видим, как Фредерик:

Тема развращаемого и развратившегося молодого человека вечна в прозе. До этого она возникала в Онегине и Печорине, после появится в Дориане Грее и ему подобных. Но если тогда, во времена создания Фредерика Моро, такие персонажи писались как назидательные, призывающими задуматься над истинными ценностями, пороками и смыслами, позже они станут романтическими героями, несущими не страдание, а счастье своим избранницам. В литературе XXI века можно видеть лейтмотивом беллетристики надменного, порочного и жестокого героя, ставшего образцом и идеалом женских фантазий. Победа материалистической мысли обернула демонологию души радостью от финансовых благополучия и стабильности, не столь важно стало нравственное содержимое героя, сколько его способность удовлетворить плотские потребности.

Конечно, Фредерика меняет в первую очень безответная любовь. Он весь подвержен ей, как тяжёлой хронической болезни. Его мысли постоянно возвращаются к госпоже Арну, вертятся вокруг неё. Гюстав Флобер будто объединяет их в неразрывное:

То есть, глубокая любовь Фредерика завязана на порядочности возлюбленной, подобна ей. Она робкая и держащаяся в тени, не желающая выбираться из своей раковины, чтобы не быть осквернённой, обиженной. На этой робости выстраивается и характер Фредерика. Он бывает инертен до крайности, ни в чём не уверен до конца, кроме своих чувств, но при этом и их проявить не может, потому что не уверен в результате, необходимости, способах проявления:

Фредерик постепенно добивается расположения любовницы господина Арну, чтобы как-то соответствовать, получить хоть в чём-то то же самое. Да и ведь все вокруг имеют интимные встречи, заводят женщин, чем он хуже? Он готов жениться то на провинциальной наследнице, то на вдове крупного финансиста, чтобы отплатить возлюбленной за неутолённое чувство, взлететь в обществе и забыться в счастье, купленном за деньги. Он становится обычным повесой, но его чувства к Мари не проходят. Высшую степень холода его души открывает эпизод, когда умирает его маленький сын, рождённый любовницей. Ребёнок лежит неподалёку, над ним сокрушается безутешная мать, а Фредерик сидит в кресле и думает о том, как безвозвратно может потерять Мари, как она далеко, как недосягаема для него. Он разражается потоком слёз по ней, в то время как любовница принимает это за горе по сыну.

Все эти события красочно вписываются в революцию 1848 года, и помимо происходящего в жизни каждого героя, Флобер удивительно тонко и ярко передаёт общество своего времени, его противоречия. Он рисует как буржуазию:

Так и простой народ:

В Ножане он встретился с Шарлем Делорье, своим приятелем по коллежу. Из-за бедности Шарль вынужден был прервать образование и служить клерком в провинции. Оба друга собирались жить вместе в Париже. Но средства на это пока были только у Фредерика, которого ссужала мать. В коллеже друзья мечтали о великих деяниях. Фредерик — о том, чтобы стать знаменитым писателем, Шарль — о том, чтобы создать новую философскую систему. Сейчас он предрекал скорую революцию и сожалел, что бедность мешает ему развернуть пропаганду.

Фредерик по натуре был мягок, романтичен, деликатен, он не отличался расчётливостью и порой бывал по-настоящему щедр. Не лишённый честолюбия, он тем не менее так и не мог выбрать достойного применения своему уму и способностям. То он принимался за литературный труд, то за исторические изыскания, то обучался живописи, то обдумывал министерскую карьеру. Ничего он не доводил до конца. Он находил объяснение в своей несчастной любви, которая парализовала его волю, однако не мог противиться обстоятельствам. Постепенно он все больше сближался с семейством Арну, стал самым близким человеком в их доме, постоянно общался с мужем и знал все о его тайных похождениях и финансовых делах, но это только прибавляло ему страданий. Он видел, что боготворимая им женщина терпит обман не лишённого обаяния, но вульгарного и заурядного дельца, каким был Жак Арну, и ради детей хранит мужу верность.

Сердечная тоска, однако, не мешала герою вести светский образ жизни. Он посещал балы, маскарады, театры, модные рестораны и салоны. Он был вхож в дом куртизанки Розанетты, по прозвищу Капитанша, — любовницы Арну, и при этом стал завсегдатаем у Дамрезов и пользовался благосклонностью самой банкирши. У Делорье, который по-прежнему вынужден был довольствоваться обедами за тридцать су и подённо трудиться, рассеянная жизнь друга вызывала злость. Шарль мечтал о собственной газете как о последнем шансе обрести влиятельное положение. И однажды напрямую попросил на неё денег у Фредерика. И хотя тому потребовалось снять крупную сумму с основного капитала, он сделал это. Но в последний день отнёс пятнадцать тысяч франков не Шарлю, а Жаку Арну, которому грозил суд после неудачной сделки. Он спасал от разорения любимую женщину, чувствуя вину перед другом.

Получив письмо от матери, он опять уехал в Ножан. Соседка Луиза Рокк к тому времени стала богатой невестой. Она с отрочества любила Фредерика. Их брак был как бы молчаливо решён, и все-таки герой медлил. Он вновь вернулся в Париж, обещав девушке, что уезжает ненадолго. Но новая встреча с госпожой Арну перечеркнула все планы. До неё дошли слухи о планах Фредерика, и она была этим потрясена. Она поняла, что любит его. Теперь он отрицал все — и увлечение Розанеттой, и скорую женитьбу. Он клялся ей в вечной любви — и тогда она впервые позволила ему поцеловать себя. Они фактически признались в любви друг к другу и какое-то время встречались как истинные друзья, испытывали тихое счастье. Но сблизиться им было не суждено. Однажды госпожа Арну уже дала согласие на свидание с ним, однако Фредерик тщетно прождал её несколько часов. Он не знал, что ночью тяжело заболел маленький сын госпожи Арну и она восприняла это как Божий знак. В специально снятые комнаты он со злости привёл Розанетту. Это было февральской ночью 1848 г.

В светских кругах шла стремительная смена политических симпатий. Все немедленно объявили себя сторонниками республики — от легкомысленной Капитанши до Государственного совета, Дамрезов и архиепископа Парижского. На самом деле знать и буржуа беспокоили лишь заботы о сохранении привычного образа жизни и собственности. Провозглашение республики не решило проблем низших сословий. В июне начался рабочий мятеж.

В эти дни Луиза Рокк, умирая от тревоги за возлюбленного, приехала в Париж. Она не нашла Фредерика, который жил с Розанеттой на другой квартире, и встретилась с ним только на обеде у Дамрезов. Среди светских дам девушка показалась ему провинциальной, он говорил с ней уклончиво, и она с горечью поняла, что их брак отменяется.

Розанетта родила ребёнка, но вскоре он умер. Фредерик постепенно остывал к ней. Теперь у него начался роман с госпожой Дамрез. Он обманывал и ту и другую, но в ответ их любовь к нему становилась лишь сильней. А в мыслях его всегда жила ещё и госпожа Арну. Когда банкир Дамрез — один из самых крупных взяточников своего времени — умер от болезни, вдова над гробом мужа сама предложила Фредерику жениться на ней. Он понимал, что брак этот откроет ему много возможностей. Но и этой свадьбе не суждено было осуществиться. Снова потребовались деньги, чтобы спасти от тюрьмы Арну. Фредерик одолжил их у новой невесты, естественно не говоря о цели. Та узнала и решила отомстить с присущим ей коварством. Через Делорье она пустила в ход старые векселя и добилась описи имущества Арну. Да ещё приехала на аукцион, когда вещи шли с молотка. И на глазах Фредерика, вопреки его отчаянной просьбе, купила безделушку, с которой у него были связаны дорогие воспоминания. Сразу после этого Фредерик расстался с ней навсегда. Порвал он и с Капитаншей, которая искренне его любила.

Пересказала В. А. Сагалова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 848 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также: