Губительная власть денег в повести гобсек сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В 1834 году Бальзак сделал первый набросок плана будущей серии романов, которую он назовет потом "Человеческой комедией". Начинает эту серию роман "Отец Горио", написанный в декабре того же, 1834 года. Эта книга открывает собой грандиозную эпопею, в ней участвуют самые важные действующие лица "Человеческой комедии", в ней завязываются сотни драм, каждая из которых в свою очередь станет темой нового шедевра. Бальзак создал мир "Человеческой комедии" по образу и подобию реального мира. Его произведения в яркой художественной форме отражают нравы французского буржуазного общества первой половины XIX века, показывают безграничную власть денег.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

контр. р. по зар.лит.docx

Министерство образования и науки РФ

Кафедра литературы и методики ее преподавания

Контрольная работа по дисциплине

Проверил: Толоконникова С.Ю.

Выполнила: студентка III курса 1 группы

Список использованной литературы

Бальзак — один из величайших романистов XIX века. Важнейшая особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, но историю целого общества. Действующие лица его произведений — врачи, стряпчие, государственные деятели, ростовщики, светские дамы, куртизанки — переходят из тома в том, и тем самым создается осязаемость и достоверность мира, созданного Бальзаком.

В 1834 году Бальзак сделал первый набросок плана будущей серии романов, которую он назовет потом "Человеческой комедией". Начинает эту серию роман "Отец Горио", написанный в декабре того же, 1834 года. Эта книга открывает собой грандиозную эпопею, в ней участвуют самые важные действующие лица "Человеческой комедии", в ней завязываются сотни драм, каждая из которых в свою очередь станет темой нового шедевра. Бальзак создал мир "Человеческой комедии" по образу и подобию реального мира. Его произведения в яркой художественной форме отражают нравы французского буржуазного общества первой половины XIX века, показывают безграничную власть денег. Он — исследователь, спускающийся в глубины океана. Океан этот — человеческая жизнь, с зыбью повседневных дел, с штормами страстей, с потайными заводями преступлений и пороков, вечно переменчивая, вечно движущаяся. И в этом движении, в этом хаосе, в цепи случайностей, катастроф, в глубинах человеческого падения и высочайших взлетах мыслей, труда, дерзаний Бальзак ищет главное, исследует законы, управляющие приливами и отливами человеческого океана.

Замечание весьма здравое — действительно, трудно поверить в то, что богач стал бы жить так, как живет Гобсек, бедно, без излишеств. Однако, как становится ясно из дальнейшего повествования, возглас Гобсека скорее всего маневр, предназначенный для отвода глаз. Как типичный скряга, он опасается, как бы о его богатстве никто не узнал.

Итак, Бальзак показал власть, которую деньги имеют над человеком. Но необходимо отметить следующее: отнюдь не деньги делают человека скрягой или мотом. Лишь сам человек определяет, что для него является главной ценностью. Пока человек жив, не поздно пересмотреть свою позицию, если следование ей отрицательно влияет на внутренний мир и внешнюю жизнь личности. Ведь не деньги разрушили семью графини, стали причиной смерти ее мужа, а образ жизни этой женщины. Причина нравственной гибели Гобсека, произошедшей задолго до его физической смерти, тоже заключается не в деньгах как таковых, а в отношении к ним этого человека, который, подобно выведенным из рабства иудеям, склонился перед золотым тельцом, позабыв о вечном величии и могуществе Бога.

В угоду им старик бросил свое дело. Он видел, что дочери стыдятся его, и раз они любят своих мужей, то он помеха для зятьев. Старик Горио понял, что настало время принести жертву, и он пожертвовал собой: сам себя изгнал из их домов и поселился в пансионе мамаши Воке. Он думал, что будет жить на покое, время от времени навещая своих дочерей, но те пускали его к себе очень редко и то тайком, с черного хода. Им нужны были только его деньги.

Отец Горио — яркий пример того, как одержимость, неуемное развитие страстей приводят к полному разрушению личности, ставшей их жертвой. Горио весь ушел в отцовское чувство, он не думает ни о ком, кроме дочерей. Его страсть выросла на эгоистической почве, и сама сила этой страсти привела отца Горио к гибели.

Главный герой, направляющий действие трагедии,- отец Евгении. Образ провинциального богача Феликса Гранде - характерное для Бальзака создание первой половины 1830-х годов. Нередко его сопоставляют с образом Гобсека. Именно это сопоставление и выявляет новые качества углубляющегося и обогащающегося реализма писателя. Подобно Гобсеку, Гранде - личность исключительная. Но исключительная на фоне обывателей Сомюра, по сравнению с которыми Гранде безусловно более умен, хитер, ловок, дипломатичен, а потому - неизменно удачлив. Однако его ум прагматичен, ограничен делячеством, лишен широты и глубины философского ума Гобсека. Не под силу ему и гобсековская проницательность суждений о мире, жизни и человеке. Заметно измельчал папаша Гранде и в главной страсти - накопительстве. Если у Гобсека культ золота [482] еще освящен философски осмысленным могуществом золота и оборотной своей стороной имел определенную общественную активность героя, то Гранде просто любит деньги ради денег. Конечная бессмысленность его накопительства очевидна.

Для каждой эпохи характерны свои проблемы и приоритеты. Во Франции 1789 г. на первом месте было финансовое благополучие. Но писатель показал, какой разрушительной силой может обладать золото. Ведь предоставляя людям более широкие возможности для благополучия и достижения своих целей, в то же время драгоценный металл возводит на пьедестал материальные ценности. Общество в гонке за достатком забывает о духовном. Французская буржуазия тех времен: коммерсанты, банкиры, ростовщики, предприниматели – вот новый образ хозяина жизни, воплощение успешности. Но Оноре де Бальзак акцентировал внимание читателей именно на негативном влиянии богатства, которое делает из человека алчное, жестокое существо, не знающее совести и чести, готовое ради состояния пойти не только на тайные, но и явные преступления.

Пагубная власть капитала закрадывается во все сферы общественной и частной жизни людей. Золото, словно яд, изменяет личность человека. В результате он деградирует, его потребности снижаются до уровня животного. В такой атмосфере не ценятся родственные связи, нет уважения к семье, дружба и любовь рушатся. Богатые имеют эгоистичные натуры и заставляют страдать тех, кто не попал под разрушительное влияние денег.

Власть золота очень выразительно показана Бальзаком в облике Гобсека - богатого ростовщика. Ему удалось стать миллионером, но это никоим образом не повлияло на его образ жизни. Он все так же замкнут и скромен, не имеет собственного жилья, а снимает крохотную комнату в сыром и мрачном доме. Он стал жертвой собственной же нездоровой экономии и размеренности.

Богатство сделало Гобсека одиноким. Но, похоже, это совершенно не волнует его. Он сам не допустил бы, чтобы кто-то после его смерти унаследовал все его сбережения. Поэтому у него нет друзей и семьи, а все родственные связи он оборвал. Ему чужды нормальные человеческие чувства: жалость, сочувствие, любовь и дружба. Он имеет единственную страсть – накапливать.

Оноре де Бальзак специально детализирует портрет главного героя таким образом, чтобы максимально продемонстрировать его истинную сущность. Его внешняя мертвенность, неподвижность и отрешенность от всего земного трансформируется в зловещие и хищные черты. Именно золото сделало его мертвым при жизни и убило в нем человеческое начало.

Гобсек представлен в произведении на фоне двухсторонней социальной среды. Это богачи, которые посвятили свою жизнь наслаждениям и роскоши. Их моральный облик показан отталкивающе. А с другой стороны это бедные, но в то же время честные труженики. Они обречены на жалкое и унылое существование, а порой даже выживание. Гобсек, видя такой контраст в обществе, быстро определился, на чьей стороне хочет быть. Он понял, что главной силой в современной жизни являются именно деньги. Ростовщик подчеркивает, что только финансовое благополучие может быть жизненной целью. Это та надежная опора, которая заставляет уверенно проживать отведенные судьбой дни.

Гобсек своей страстью к накопительству обязан той буржуазной системе, которая и разделила общество на богатых и бедных. И у него был выбор: или задавят его, или он сам сделает это с другими. Гобсек выбрал последнее, так как никто не желает себе худшего.

Нельзя сказать, что главному герою чужды абсолютно любые отношения. Но опять же и те единственные, которые были в его жизни, носят деловой характер. Речь идет о взаимосвязи кредитор-должники. Правда, в этой роли Гобсек все так же лишен любой человечности. Он страшен в общении с людьми. Еще никому не удалось разжалобить его. Он наживается на нуждах, пороках, горе и абсолютно не чувствует укоров совести.

В финале повести разрушительная власть золота раскрывается на полную мощь. Жадность и ненасытность Гобсека к старости перерастает в безумство и манию накопительства. После его кончины в кладовых обнаружили массу испорченного имущества. И никто не сожалел о смерти Гобсека…

Со времени появления денег в человеческом обществе, они обрели силу, которая в состоянии обуздать человеческое мышление. Как и в Средневековье, сегодня человек, на что только не способен ради денег. Вопрос только в том: они приносят ему счастье.

Ведь сколько бы не имел человек денег, все равно будет чем-то недоволен, а значит - не счастлив. Постоянное стремление к обогащению может превратить человека в раба, способного даже на преступные действия ради денег. Однако, с другой стороны, если бы у нас не было денег, все, наверное, превратились бы в дикарей. Деньги должны быть средством, а не целью деятельности человечества. Они должны служить нам, а не наоборот.

Убедительные доказательства этого можно увидеть в повести Бальзака "Гобсек". Где на примере героев показано, что деньги способны сделать с человеком и до какого морального обнищания способны привести своего обладателя.

Образ Гобсека - главного персонажа, богатого ростовщика, который нечестным трудом и взысканиям накопил большие средства, жажда до обогащения превратила его в жестокого и жадного мужлана, что отобрала у него обычные человеческие чувства. Его поступки в отношении даже к родным, не говоря уже о заемщиках или наемщиков, становятся все сумасшедшей и жестокими, иногда доходят до абсурда - он даже мысли не допускал, что его богатства после смерти достанутся наследникам и порвал все отношения с родственниками. Но зачем ему это все разве это не маразм ведь с собой все накопленное не заберешь.

Деньги погубили его, поэтому для Гобсека же шансов на выздоровления уже не существует. Его не останавливает и то, что операции с деньгами приносят вред другим людям и если это на уровне закона и не преступление, то на моральном обратное. Он не боится суда не общественного не правового - настолько сильна жажда денег.

На примере этих персонажей, как мы видим, Бальзак очень точно показал, как может исказить человеку душу жадность до денег, если он не сумеет вовремя противостоять их губительному влиянию.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Губительная власть денег (По повестям О. Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде").

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Создавая "Человеҹескую комедию", Бальзак поставил перед собой задаҹу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников. Одной из многих тем, звуҹащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде". Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых ҹитателей, и среди людей старшего возраста, ҹерпающих в его произведениях искусство понимания ҹеловеҹеской души, стремящихся разобраться в историҹеских событиях. И для этих людей книги Бальзака настоящая кладовая жизненного опыта. Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все ҹеловеҹеские ҹувства, заглушают все другие наҹала. Единственное, к ҹему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, ҹто ҹеловек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпоҹитает ходить пешком, не нанимая извозҹика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков. Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во ҹто не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, ҹто напоминает скорее какую-то бездушную машину, ҹем ҹеловека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним ҹеловеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встреҹается, это его партнеры по профессии. Он знает, ҹто у него есть наследница, внуҹатая племянница, но не стремится найти ее. Он ниҹего не хоҹет знать о ней, потому ҹто она его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому ҹто он не может смириться с тем, ҹто он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством. Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не соҹувствует людям, всегда остается безразлиҹным ко всему окружающему. Гобсек убежден, ҹто только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными каҹествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой ҹеловек. Во многих суждениях Гобсекамы видим позицию самого автора. Так, он сҹитает, ҹто аристократ ниҹем не луҹше буржуа, но свои пороки он скрывает под лиҹиной порядоҹности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям. Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине. Папаша Гранде коренастый "добряк" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастиҹеская, как Гобсек. Биография его вполне типиҹна: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богаҹ Гранде отлиҹается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусоҹек сахара, муки, дров, ҹтобы топить в доме, он не ҹинит лестницу, потому ҹто ему жаль гвоздя. Несмотря на все это, он по-своему любит жену и доҹь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодиҹески его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его сҹет. Он только делает вид, ҹто любит своего брата и заботится о его ҹести, на самом же деле делает лишь то, ҹто ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее. Страсть к деньгам делает его совершенно бесҹеловеҹным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества. Пользуясь безграниҹным доверием доҹери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и доҹь он воспринимает как ҹасть своей собственности, поэтому его потрясает то, ҹто Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ноҹам ҹасто пересҹитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алҹность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоҹенный крест.

Сочинение на тему Губительная власть денег (По повестям О. Бальзака Гобсек и Евгения Гранде) Стр. 1

Сочинение на тему Губительная власть денег (По повестям О. Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде")
Бальзак О.
Стр. 1

Сочинение на тему Губительная власть денег (По повестям О. Бальзака Гобсек и Евгения Гранде) Стр. 2

Сочинение на тему Губительная власть денег (По повестям О. Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде")
Бальзак О.
Стр. 2

Читайте также: