Что характеризует лирического героя сборника белого пепел сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Темы "Пепла" рождались в сознании автора в эпоху 1904-1906 годов, когда перед его художественным оком стояла картина тогдашней России; и тема эта завершалась лирически в 1907-1908 годах. Через 20 с лишком лет, возвращаясь к пересмотру материала стихов, автор впервые увидел, до чего его лирическое "я" отразило политические моменты эпохи 1904-1906 годов; эти моменты: революционный взрыв, его внешний слом, распыление революционных энергий, отчасти перерождение и вырождение их в отчаяние и субъективизм; с 1907 года уже выступают на поверхности разгромленной жизни темы огарочничества, крайнего субъективизма, индивидуального террора; это эпоха переживаемого отчаяния с решительным "нет" видимо оправившемуся царизму и буржуазии.

Художественные произведения, отразившие момент, изучаемы; признавая за "П е п л о м" ряд художественных недочетов, я, тем не менее, вижу и ряд оснований, заставляющих меня возобновить издание.

Во-первых, книга, отпечатанная в 1908 году в ограниченном количестве экземпляров, была вскоре же распродана, а вопрос о возобновлении издания с 1910 года мало меня интересовал; с 1917 года вступают в силу трудности переиздания (бумажный кризис и т. д.). Книга современному читателю неизвестна; а она заслуживает некоторого внимания; неспроста первое издание посвящено Некрасову; "Пепел" – не подражание Некрасову, а созвучие органическое (разумеется, 1905 год не 60-е годы).

"П е п е л" – не только исторический документ, но и право мое ожидать некоторого внимания к стихам, написанным скоро тому назад четверть века; и если в некоем разрезе Некрасов не устарел, то и "П е п е л" не вовсе устарел.

"Пепел" я переиздаю с некоторым видоизменением; я его сильно сокращаю; я прилагаю к нему 2-3 стихотворения, написанных гораздо позднее "Пепла", но в теме "Пеп л а"; я прилагаю несколько стихотворений, черновик которых был написан в эпоху "Пепла"; они не появились в печати, или по цензурным соображениям, или потому, что после "П е п л а" я отдавал в печать стихотворения "У р н ы" и других сборников; лирические эмбрионы, пережитые и недописанные, остались ненапечатанными; к этому изданию я их доработал; таковы: "Декабрь", "Помойная яма", "Японец возьми" и т. д.; они лишь дорисовывают уже данную в 1908 году основную линию "Пепла".

Наконец, ряд стихотворений я то слегка, то существенней ретушировал в техническом отношении; но это – право автора с более зрелой техникой по отношению к технике, еще не окрепшей; пришить пуговицу к толстовке право носящего эту толстовку (при ее наличии). Стихотворения с правкой я помечаю двумя годами: годом написания и годом ретуши; например, 07 (25) (правлено в 1925-ом, написано в 1907-ом).

Композиция стихов в отделы являет самую тему "Пепла" в виде лирической поэмы в 4-х частях: герой "Пепла" – шатун, бродяга, лумпэн-пролетарий; нарисована его судьба; в "Глухой России" он ищет свободы и воли, а перед ним встают "Лихие места"; "Глухая Россия" – лихое место.

Город? Но город 1908 года – "Мертвый город"; этот город рисует 2-ой отдел; в отделе "В полях" – попытка отдаться деревенской природе: попытка к "В о з д р а в и е"; но она оканчивается в отделе "Злая деревня" полным "За упокоем"; Россия 1904-1908 годов – кошмар; и "Бобыли", "Бродяги" именно потому, что "Б о б ы л и" – сходят с ума: ноты безумия и анархического субъективизма правомерно отражены в этой "Драме" моего "Бродяги". Прошу читателей не смешивать с ним меня: лирическое "я" есть "мы" зарисовываемых сознаний, а вовсе не "я" Б. Н. Бугаева (Андрея Белого), в 1908 году не бегавшего по полям, но изучавшего проблемы логики и стиховедения.

Книга стихов Андрея Белого “Пепел” вышла в 1909 г., через два года после окончания первой русской революции. Она посвящена памяти Некрасова и открывается эпиграфом из его стихотворения.

Казалось бы, этого достаточно, чтобы воспринять “Пепел” как произведение, близкое демократическим настроениям русской интеллигенции. Однако некрасовский эпиграф гласит: Мать-отчизна! Дойду до могилы, Не дождавшись свободы твоей!

Похоже, что и Белый в 1909г. не слишком надеялся дожить до свободы.

По крайней мере, стихотворения, собранные им

под обложкой “Пепла”, вряд ли можно назвать оптимистическими. Не случайно уже первое из них так и называется – “Отчаяние”.

И в нем Белый призывает свой “бедный народ” рассеяться, а Россию – “исчезнуть в пространство”. Какая уж тут свобода! Не прибавляют веры в Россию и ее грядущее освобождение и следующие стихи “Пепла”.

Так, в “Деревне” живет немой народ, который переживает “недород за недородом”, который пожирают болезни. А в стихотворении “На вольном просторе” желанная и свободная воля открывает перед поэтом только холодную бледную даль. И он плачет от

Сначала это одинокий телеграфист, жизнь которого – холодная и тоскливая бессмыслица. В стихотворениях “Веселье на Руси” и “Песенка комаринская” описывается деревенское пьянство. Многие стихи, книги посвящены арестантам и беглым каторжникам.

Позднее Белый даже собрал эти стихи в поэму-цикл. Во многих стихотворениях “Пепла” люди пляшут, но эти лихие и пьяные пляски больше всего напоминают знаменитые “пляски смерти”. В городках и в больших городах жизнь ничуть не лучше.

Даже если Белый описывает праздники, то это чаще всего злой маскарад, на котором обязательно появляется гостья-смерть. На улицах его города пусто и холодно, но всегда может вспыхнуть пожар. Или пройти похоронная процессия.

Стихотворение, описывающее революционную демонстрацию рабочих, поэт так и называет – “Похороны”.

В городских стихах книги “Пепел” появляется и образ “красного домино” – роковой фигуры, появляющейся на балу и символизирующей грядущую смерть всех собравшихся. Этот образ напоминает нам новеллу Эдгара По “Маска красной смерти”. Но у американского писателя перед нами смерть вообще, а в книге Белого. она связана с революционными событиями.

По мнению поэта, они ничего не дают людям, кроме многочисленных смертей и похорон.

Красное домино появляется затем и в главном романе Андрея Белого, написанном несколькими годами позже,- романе “Петербург”. Здесь, правда, мы точно знаем, кто носит этот зловещий маскарадный костюм. Но атмосфера книги настолько таинственная и зловещая, что мы тоже начинаем сомневаться, действительно ли домино, – это Николай Аполлонович Аблеухов, решивший таким переодеванием напугать свою неверную возлюбленную.

Тем более что на балу к его танцу присоединяются ничем не объяснимые черные монахи. В общем, перед нами не просто переодетый герой романа, но и символ страшного времени “между двух революций”, когда Россия теряла последние надежды на свое будущее. Правда, в “Петербурге” главной угрозой миру Белому кажется “желтая опасность”, наступающая на Россию и Европу с Востока.

Но то, что она таится и в русском человеке, он прекрасно показал и в “Петербурге”, и в “Пепле”.

Недаром выведенные в романе революционеры-террористы столь несимпатичны. Больше того – их вожди оказываются связанными с охранкой. А рабочие с петербургских окраин в этой книге показаны бунтующей толпой, готовой, как и террористы, к разным преступлениям. …Следующую русскую революцию – 1917 г. – Белый приветствовал поэмой “Христос воскрес”.

Ему казалось тогда, что победу большевиков можно сравнить с Христовым Воскресением.

Но очень скоро поэт, мечтатель и идеалист, понял, что все не так просто. Расстрелов в стране меньше не стало, а вот художнику стало жить намного труднее.

Белый даже отправляется за границу, но жить без России он не мог и вскоре вернулся на Родину. Его печатали, но критика относилась к нему очень сурово.

По сути дела, до конца своей жизни Андрей Белый оставался внутренним эмигрантом. Так что его предвидение, так сильно высказанное в “Пепле” и “Петербурге”, оказалось пророческим, в том числе и для него самого.

есть повсюду интернет,ну а в нём живёт "медвед".грозный хищник этот вмиг наш порвал язык! ***забывая о культуре,говорим мы: "блин,в натуре! "мы свою родную речьне стараемся сберечь.***отличает человечьюрасу всю владенье речью.но вернулись в этом планемы почти что к обезьяне!

лето это прекрасная пора!

ни дождика, ни сухих листьев!

гулять! гулять пора!

все суетятся, радуются лету.

у всех улыбка на лице!

как много счастья дарит лето

и взрослым всем и детвора!

сочиняла сама хз вообще

не знаю подойдёт оно тебе?

сказ "приказчиковы подошвы" относится к циклу сказов про хозяйку медной горы. в данном сказе хозяйка медной горы наказала жестокого приказчика, обратив его в глыбу пустой руды, на которой отпечатались подошвы сапог. главными персонажами являются северьян лютый и хозяйка медной горы.

я люблю ходить в кино и смотреть различные фильмы. мои любимые жанры - это комедии и мелодрамы, но также мне нравится фантастика.

я люблю разные фильмы, потому что каждый из них интересный и впечатляет меня.

этот фильм имеет множество компьютерной графики и спецэффектов.

В этом эпизоде подчеркнем соединение образов трепака, пляски, смерти и ключевой для Некрасова темы тяжелой доли крестьянина.

    В Ваньке пляшут все суставы
    С ног и до ушей,
    Пляшут ноздри, пляшет в ухе
    Белая серьга.
    Ванька весел, Ванька в духе —
    Жизнь недорога!

    Господа давно решили,
    Что души в нем нет.
    Неизвестно — есть ли, нет ли,
    Но с ним случай был:
    Чуть живого сняли с петли,
    Перед тем грустил (III; 56–57).
    Глянь — так и есть! В темноте мужика
    Смерть обнимает, ласкает,
    С пьяненьким пляшет вдвоем трепака,
    На ухо песнь напевает 8 .
    Трепаком-паком размашисто пошли: —
    Трепаком, душа, ходи-валяй-вали:

    Рясой машет —
    Дьякон, дьякон —
    Что такое, дьякон, смерть? (179)
    Метелицы же рев глухой
    Нас мертвенною пляской свяжет, —
    Заутра саван ледяной,
    Виясь, над мертвецами ляжет (229)
    Когда мороз зимы наляжет
    Холодной тяжестью своей
    И все, что двигается свяжет
    Цепями тысячи смертей 14

    Нежнейших игл живые ткани,
    Его хрустальные листы
    Огнями северных сияний,
    Как соком краски налиты!

    О дочь верховного Эфира!
    О светозарная краса!
    В руке твоей олива мира,
    А не губящая коса) 17 .

Апофеоз смерти, упорядочивающей жизненный хаос, у Баратынского сопоставляется у Случевского с творящим красоту смерти Мефистофелем. Пафос Белого — обратный (полемический по отношению к двум поэтам): власть смерти лишает жизнь красоты и вносит в нее дисгармонию. Для героя эти марши должны обернуться маршем смерти.

    Вдоль по грядкам колобродят
    Сфинксы с мертвой головой 18 .
    Грустен взор. Сюртук застегнут.
    Сух, серьезен, строен, прям (280).

1 См., напр.: Лавров А. Андрей Белый в 1900-е годы. Жизнь и литературная деятельность. М., 1995. C. 258–259.

4 Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем: В 15 т. Л., 1981. Т. 2. С. 239. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте статьи с указанием в скобках тома и страницы.

5 Белый А. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1966. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте статьи с указанием в скобках страницы.

6 Лавров А. В. Андрей Белый в 1900-е годы. С. 258.

7 Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 395.

8 Поэты 1880-х – 1890-х годов. Л., 1972. С. 235.

9 См. об этом: Гречишкин С. С. , Лавров А. В. О стиховедческом наследии Андрея Белого // Структура и семиотика художественного текста. Труды по знаковым системам. XII. Тарту, 1981. С. 99–100

10 Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. Т. 1. С. 218.

13 Тарановский К. Ф. Четырехстопный ямб Андрея Белого // Тарановский К. Ф. О поэзии и поэтике. М., 2000. С. 307.

14 Случевский К. Стихотворения и поэмы. СПб., 2004. С. 150.

16 Белый А. Лирика и эксперимент // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. Т. 1. С. 217–218.

17 Баратынский Е. Полн. собр. стихотворений. Л., 1989. С. 141.

18 Случевский К. Стихотворения и поэмы. С. 116.

22 О взаимоотношениях Белого и Брюсова см., напр.: Лавров А. Андрей Белый в 1900-е гг. С. 235–237.

23 Белый А. Критика. Эстетика. Теория литературы. Т. 1. С. 399

25 Белый А. Символизм как миропонимание. С. 132.

27 Белый А. Гоголь // Белый А. Символизм как миропонимание. С. 367.

Особенности стихотворных произведений А. Белого, его разработки в стиле символизма. Антиномия хаоса и порядка в художественных поисках поэта, важнейшие творческие достижения этого периода. Искание "пути жизни", "второй зари", тема Родины в поэзии Белого.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.04.2009
Размер файла 24,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ А. БЕЛОГО
  • 2. ТЕМА РОДИНА В ПОЭЗИИ А.БЕЛОГО
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Андрей Белый - псевдоним Бориса Николаевича Бугаева. Родился он в Москве. Сын профессора, известного математика. Окончил естественное отделение математического факультета Московского университета. Первая книга Андрея Белого - "Драматическая симфония" - вышла в свет в 1802 г. Она была написана ритмической прозой. В 1904 г. Белый опубликовал сборник стихов "Золото в лазури", выступив вполне зрелым, своеобразным поэтом. В 1909 г. появляется "Пепел" - едва ли не лучшая книга его стихов, посвященная памяти Некрасова. В ней чувствуются отголоски революции 1905 г., запечатлен трагический образ тогдашней деревенской Руси, даны сатирические портреты власть имущих.
  • Стих Андрея Белого внес в русскую поэзию много свежего: ритмическую акцентировку отдельного слова, отдельной строки, смелые сдвиги и перебои в ритме, контрастные столкновения лирики, иронии и пафоса. В стихотворениях Белого оригинально сплавлены пейзаж и философские мотивы, бытовые зарисовки и интимные признания.
  • С первых своих шагов в литературе Белый - символист, поклонник философа-идеалиста Вл. Соловьева. Он усиленно разрабатывал теорию символизма. Враждебный материализму идеалист-неокантианец в основе своих взглядов, Белый судорожно метался от одной философской доктрины к другой. В центре его исканий стояла богостроительская схоластика, окрашенная в мистические тона. "Смысл искусства,- утверждал Белый,- только религиозен". Белому принадлежит много книг по теории художественного мастерства ("Символизм", "Луг зеленый", "Арабески", "Мастерство Гоголя").
  • Более значительное место, чем поэзия, в творчестве Белого занимала проза - романы "Серебряный голубь" (1909), "Петербург" (1914), "Котик Летаев" (1922), "Москва" (1926-1932). Эти произведения по существу гротескно-сатирические, однако действительность дается в них в мистическом преломлении. Им свойственна разбросанность, клочковатость сюжета, смещение временных плоскостей и граней, подчеркнутая игра ритмами и звуками.
  • Белый резко отрицательно воспринял первую мировую войну. Октябрьскую революцию приветствовал, хотя истолковывал ее неверно. Участвовал в советском культурном строительстве.
  • Поэзия Андрея Белого, ее формальные новшества оказали влияние на раннего Маяковского; учился у Белого и Есенин. В 30-х годах Белым написаны интересные и ценные мемуары - "На рубеже двух столетий", "Начало века", "Между двух революций".

1. ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ А. БЕЛОГО

Андрей Белый назвал свое мировоззрение "мячом, бросаемым в руки следующего поколения". Увы, его идея преображения действительности и создания нового человека, который соединяет черты разных культур - научной, художественной, национальной и вселенской - так и остались программой будущего.

Но все же главное в ней - вера в непреходящую ценность человеческого духа. Как завещание потомкам звучат слова Андрея Белого, написанные им в 1905 году, в канун первой русской революции: "Верю в Россию. Она будет. Мы - будем. Будут новые времена и новые пространства. Россия - большой зеленый луг, зацветающий цветами"

В поэзии А. Белого преобладают ослепительные, искрящиеся краски, пронизанные лучезарным сиянием: "светопенный поток", "лучесветная даль", "пламезарное солнце". Это поэт "клокотаний буревых", которому в природе ближе всего огневая и метельная стихия - клубящаяся, пенящаяся, что определило использование природных мотивов в изображении общественных потрясений: "Рыдай, буревая стихия, // В столпах громового огня. " ("Родине", 1917).

Значительное место принадлежит символическим пейзажам, раскрывающим "душу мира", "образ вечности" (названия одноименных стихотворений); фантастическим пейзажам, где небо - стеклянная гора, солнце - "вечное окно в золотую ослепительность" ("Осень"; "На горах", 1903). Книга "Пепел" (1909), отдающая дань некрасовским традициям, важный вклад в развитие национального пейзажа: образы пустых и сырых раздолий, скудной земли, косматых дымов; скорбные, рыдальческие интонации ("Отчаянье", 1908; "Русь", 1908; "Из окна вагона", 1908).

Важнейшие творческие достижения этого периода - изданные в 1909 сборники стихов Пепел и Урна.

2. ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭЗИИ А. БЕЛОГО

Тема родины всегда волновала поэта. О его книге стихов “Пепел” критики говорили, что это явный поворот к Некрасову, к народничеству. Сам А. Белый всегда закавычивал слово “народничество” в связи со своим “поворотом к Некрасову”. Он делал это потому, что приходилось отвечать на критику тонко. Он говорил:

“Мне отказывали в праве писать о русском народе только потому, что я автор “декадентских симфоний”. Говорили о том, что мой поворот к Некрасову совершенно неожиданный. Мои “народнические” стихотворения появлялись уже в печати четыре года тому назад. В книге “Пепел” собраны и переработаны мои прежние стихотворения; не более. А любить Россию свойственно русскому человеку; направление, литературная форма тут ни при чем”.

Хочу отметить, что А. Белый одним из первых символистов сумел увидеть Россию и русский народ как земную реальность, а не какое-то мистическое начало, в котором многие художники просто запутались и потеряли нравственные ориентиры. Но чем пристальнее поэт вглядывался в жизнь России, тем дальше отодвигались его надежды на ее скорое обновление. Образы светлые и яркие все больше вытеснялись в его стихах мрачными по своей тональности картинами. Он видел беспросветное и нищенское существование простого народа. В некоторых стихах сквозит даже чувство отчаяния:

Роковая страна, ледяная,

Проклятая железной судьбой --

Мать-Россия, о родина злая,

Кто же так подшутил над тобой?

Эти строки стихотворения “Родина” написаны еще в 1908 году. Поэт не находит ответа на роковой вопрос. Далее рождаются у него стихи, по силе отрицания не имеющие аналогов в русской поэзии:

Исчезни в пространство, исчезни,

Россия, Россия моя!

Несмотря на присущие А. Белому сомнения в том, что надо быть зависимым от своего рода и племени (он уже метил в космополиты, пытался осознавать себя человеком мира), именно в российской жизни он видел возможность для разрешения духовного кризиса всего человечества.

А. Белый был не одинок в таком устремлении, но и все же. И когда в августе 1917 года, в преддверии революционных событий, его мечта начала осуществляться, он был готов и себя, и свое творчество принести в жертву Отчизне ради ее свободы:

И ты, огневая стихия,

Безумствуй, сжигая меня,

Россия, Россия, Россия --

Мессия грядущего дня!

Итак, при всей многогранности своего мироощущения А. Белый никогда с такой силой не увлекался более ни одним духовным образом. И его трагическая жизнь в эмиграции, его разногласия с литературой и политической средой не заслонили от него этот прекрасный образ России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрей Белый: Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. М., 1988

2. Андрей Белый: Публикации. Исследования. М., 2002

3. Бугаева К.Н. Воспоминания о Белом. Беркли, 1981

5. Лавров А.В. Андрей Белый в 1900-е годы: Жизнь и литературная деятельность. М., 1995

7. Мочульский К.В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М., 1997

8. Николеску Т. Андрей Белый и театр. М., 1995

9. Эллис. Русские символисты. К. Бальмонт. В. Брюсов. А. Белый. Томск, 1996

Подобные документы

Факты биографии – источник вдохновения поэта. Тема Родины - одна из главнейших тем поэзии Сергея Есенина - и, тесно связанная с ней, тема революции. Поэт не был сторонником революции, но все его творчество и жизнь тесно с ней связаны. Мнение критиков.

реферат [27,9 K], добавлен 21.05.2008

Специфические признаки начала ХХ века в культурной жизни России, характеристика новых направлений в поэзии: символизма, акмеизма и футуризма. Особенности и главные мотивы творчества известных российских поэтов Соловьева, Мережковского, Сологубы и Белого.

реферат [19,6 K], добавлен 21.06.2010

Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности "Поэт и гражданин" и "Элегия".

сочинение [5,0 K], добавлен 16.12.2002

Особенности жанра рок-поэзии. Главные черты текста рок-композиции. Особенности рок-поэзии на примере творчества Ю. Шевчука. Пушкинская тема Петербурга. "Осень" как один из немногих образцов пейзажной лирики Пушкина. Тема Родины в текстах Ю. Шевчука.

контрольная работа [29,6 K], добавлен 20.12.2010

Особенности поэзии Серебряного века. Истоки символизма в русской литературе. Творчество И. Анненского в контексте начала ХХ века. Новаторство поэта в создании лирических текстов. Интертекстуальность, символы и художественный мир произведений Анненского.

дипломная работа [112,8 K], добавлен 11.09.2019

Творческий путь М.Ю. Лермонтова, характеристика его семьи, основных этапов жизни. Обзор ведущих тематик лирических произведений поэта. Мотив Родины в контексте ряда других тем и базовые особенности ее трактовки автором на примерах конкретных произведений.

реферат [21,5 K], добавлен 26.05.2014

Обличительный приговор самодержавию, любовь к народу, светлая вера в прекрасное будущее Родины в поэзии Н.А. Некрасова. Лирический герой, стилистика, эмоционально-ритмический строй, фольклорные традиции, приемы народной поэтики в произведениях поэта.

Читайте также: